Конспект урока салтыков щедрин жизнь и творчество 8 класс

Обновлено: 02.07.2024

Задания на уроке:

1. Идейно-художественный смысл главы.

2. Литературные приемы, свойственные сатирическому произведению.

3. Позиция писателя.

Повторение: приемы эзопова языка (ирония, аллегория, аллюзия); гротеск.

Словарная работа: авторский стиль

Домашнее задание к уроку: Что сближает рассказ о головотяпах, ищущих князя, со сказкой?

Индивидуальные задания к уроку:

1. Причина использования аллюзии в 1-ом предложении главы (Комментарий Б. Эйхенбаума) [2]

2. Расшифровка названий племен, живших по соседству с головотяпами.

3. Причина использования аллюзии в дальнейшем содержании главы:

4. Звукоизобразительная характеристика головотяпов, князей.

Салтыкова-Щедрина нужно читать умеючи
М. С. Ольминский

Читать произведения Салтыкова-Щедрина – всё равно, что расшифровывать хитрую тайнопись.
И. А. Гончаров.

I. Слово о писателе (Учитель)

Чтобы войти в художественный мир писателя, чтобы глубже осознать и почувствовать этот мир, конечно же, надо знать о законах, по которым он сотворен, надо подготовить себя к встрече с книгой.

Что же говорить о нас!

Салтыков-Щедрин жил в очень интересное для России время. Реформы местного самоуправления, судебная, военная, в области образования. Но главный вопрос – крестьянский (освобождение крестьян от крепостной зависимости) и ограничение самодержавия.

Салтыков- Щедрин оказался востребован эпохой и в качестве чиновника, и в качестве писателя.

Чиновник в канцелярии военного министерства, вице- губернатор Рязани, Твери, председатель казенной палаты в Пензе, управляющий Тульской казенной палатой, а затем Рязанской.

Писатель Салтыков-Щедрин не был мастером острого сюжета, характеры его героев не отличались психологической глубиной, красота его слога не ласкала слух. Но он был правдив, точен и беспощаден к социальному злу.

Применительно к творчеству великого сатирика используется специальный термин-эзопов язык. Прилагательное образовано от имени древнегреческого баснописца Эзопа, жившего, согласно легенде, в VI в. до н. э. Создатель жанра басни был мастером иносказания. Он облекал самые смелые политические намеки в невинную форму рассказа о животных. Салтыков-Щедрин виртуозно владел эзоповым языком. Это искусство позволяло ему преодолевать цензурные препятствия. Но, возможно, он прибегал к многочисленным иносказаниям не только по необходимости.

Таков был его талант.

1. Чтение учеником 1-ого предложения главы

Аллюзия - одна из форм иносказания, употребление какого-либо слова, фразы, цитаты в качестве намека на общеизвестный факт - литературный, бытовой, общественно-политический.

Далее начинается рассказ о баснословных, доисторических временах Глупова.

- Почему их так прозвали? (текст)

Но эзопов язык не так уж прост.

Особенно часто любят прибегать к нему художники – карикатуристы. Он позволяет создавать яркие гротесковые образы.

- Кто жил по соседству с головотяпами? (текст)

Думаете это тоже выдумка?

Нет. Своеобразный народный юмор в этих прозвищах.

Вывод: Факты подлинной действительности приобретают фантастические очертания, а фантастика становится реальностью.

Полуреальное, полулегендарное повествование выдержано в серьёзном и торжественном тоне, который находится в постоянном противоречии с нелепостью описываемых явлений.

4. Найдите нелепые, нелогичные явления в тексте. Алогизмы (чтение)

(Стыд не дым, глаза не выест) (С. 22)

в) Нелепые, бестолковые действия наведения порядка головотяпами.

Вывод: Это чистый абсурд! В гротеске естественные связи и отношения уступают место алогичным (нелогичным). Алогичное служит более рельефной обрисовке персонажей: в этих событиях в концентрированной форме отражаются характерные черты человеческой истории.

5) Головотяпы – (разг. ) о том, кто небрежно и бестолково ведет какое – либо дело (впервые употреблено Салтыковым-Щедриным).

Головотяпство - (неодобр. ) крайняя небрежность и бестолковость ведения какого – либо дела. [3]

- Причины головотяпства?

- Необразованность, темнота, забитость

- Рабская привычка народа к повиновению, его бесправие, смирение

Вывод: Вот это и высмеивает Салтыков-Щедрин в своей сатирической книге. А разве прямо можно было говорить об этом в 60-е гг. XIX в? Вот и нужен был эзопов язык.

6) Но даже и в сравнении со всеми подвигами глупости решение добровольно отдаться в кабалу, хочет сказать писатель, выглядит фантастически!

- Как меняется при этом интонация?

(высокий, торжественный слог летописи сменяется игровой, сказочной интонацией)

Домашнее задание к уроку - Что сближает рассказ о головотяпах, ищущих князя, со сказкой?

7) А в сказочное повествование вновь вплетаются аллюзии

Вывод: Образ Сечи связан с мотивом воли, а головотяпы добровольно себя закабалили.

Вывод: И у Салтыкова-Щедрина ужас оттого, что головотяпы добровольно себя закабалили и обрекли на страдания от произвола властей. Его точка зрения – это большая глупость. Так головотяпы стали глуповцами.

8) Что принесло головотяпам самовластие? (Глупость не порок, а беда).

- Главная проблема главы?

(Народ и самовластие- их противостояние).



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Сегодня на уроке мы:

1. Поговорим о писателе Михаиле Евграфовиче Салтыкове-Щедрине;

2. Познакомимся с основными мотивами творчества писателя;

Родился Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин 15 января 1826 года в семье потомственного дворянина Евграфа Васильевича Салтыкова.


Первым учителем мальчика был крепостной человек его родителей, живописец Павел; потом с ним занимались старшая сестра, священник соседнего села, гувернантка и студент московской духовной академии.

В 10 лет он поступил в московский дворянский институт. А два года спустя был переведён, как один из отличнейших учеников, воспитанником в Царскосельский лицей. Здесь начал писать стихи.

В августе 1844 года будущего писателя зачислили в Петербургскую канцелярию.

Вернувшись в Петербург из ссылки, писатель служит в Министерстве внутренних дел, где участвует в подготовке крестьянской реформы, и одновременно продолжает литературную деятельность.

В 1858 – 62 годах Салтыков служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери.


Умер Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин 10 мая 1889 года в Петербурге.

В своих произведениях он безжалостно высмеивал самодержавие, крепостничество, а после реформы 1861 года — пережитки крепостного права, оставшиеся в быту, в психологии людей. Сатира Щедрина равно направлена против помещиков и против покорности самих угнетаемых, их долготерпения и рабской психологии.


Работая над книгой, Щедрин изучал труды русских историков от Николая Михайловича Карамзина до Сергея Михайловича Соловьева.

В первой части книги даётся общий очерк глуповской истории, а во второй — описания жизни некоторых градоначальников, как это обычно принято в исторических исследованиях.

Но Щедрин не пародирует официальных историков, пародийна сама жизнь города Глупова.

В глуповских градоначальниках обобщены черты государственных деятелей разных исторических эпох. Взяточничество, жестокость, корысть процветают в Глупове.

Полная неспособность градоначальников управлять городом приводит порой к самым печальным для жителей последствиям.

Жизнеописания градоначальников начинаются с Брудастого, который произносил всего два слова: "раз-зорю!" и "не потерплю!". Эти возгласы становятся лейтмотивом всей истории Глупова.

Безмозглость градоначальников у Салтыкова-Щедрина показывается в самом буквальном смысле. У одного из них в голове спрятан органчик, голова другого и вовсе начинена фаршем. Правители города — злобные, жестокие куклы; цель их — уничтожение всего мыслящего. Их фамилии – скорее клички, как у животных (или у разбойников).

Градоначальники Глупова: Органчик (Брудастый), Прыщ (Фар¬шированная голова), Бородавкин, Негодяев, Перехват-Залихватский, Угрюм-Бурчеев – олицетворение самодержавия и произвола.

Что же творят в городе градоначальники с такими говорящими именами?

Великанов, Иван Матвеевич. Обложил в свою пользу жителей данью по три копейки с души, предварительно утопив в реке экономии директора.

Ламврокакис, беглый грек, без имени и отчества, и даже без чина, пойманный графом Кирилою Разумовским в Нежине, на базаре. Торговал греческим мылом, губкою и орехами; сверх того, был сторонником классического образования. В 1756 году был найден в постели, заеденный клопами.

Негодяев, Онуфрий Иванович, бывый гатчинский истопник. Разместил вымощенные предместниками его улицы и из добытого камня настроил монументов.

Перехват-Залихватский, Архистратиг Стратилатович, майор. О сем умолчу. Въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки.

Что же сами глуповцы? Может быть, они бунтуют или протестуют?

На все издевательства властей они отвечают бездействием.

«— Что хошь с нами делай, ‒ говорили одни из них "просвещающим" их градоначальникам, ‒ хошь -‒ на куски режь; хошь ‒ с кашей ешь, а мы не согласны.

‒ С нас, брат, не что возьмешь, ‒ говорили другие, ‒ мы не то что прочие, которые телом обросли, нас, брат, и уколупнуть негде.

Как знать, возможно, автор надеется на то, что на смену этой истории придёт новая?

Щедрина упрекали в том, что он издевается над народом, оскорбляет и унижает его.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Образовательная: сформировать у учащихся умение открывать человеческий смысл произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина, на примере биографии писателя раскрыть суть моральных категорий, поступков героев произведения; активизировать возможность учащихся к рассмотрению способов сатирического изображения народа и власти.

Развивающая: продолжать формировать навыки участия в дискуссии, работы с текстом; умение анализировать противоречивую информацию.

Воспитательная: формировать нравственное поведение, осознанное отношение к жизни, воспитывать потребность определять своё место в обществе, формировать чувство ответственности за свои поступки, нравственные качества личности.

Заранее подготовлены обучающиеся классы (библиографы – группа № 1, критики – группа № 2, знатоки – группа № 3)

Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку. Объявление темы и целей.

Приготовьтесь работать фронтально и в группах. Задания для работы в группах у вас на партах. Через 3 минуты необходимо прочитать задания, подготовиться к началу урока. Ответьте на вопрос, как понять смысл любого литературного произведения? Что для этого нужно? (Учащиеся озвучивают свои варианты ответа).

Обобщение. Чтобы понять смысл произведения, важно знать: биографию автора, его мировоззрение, содержание текста; необходимо уметь: определять тему и идею, анализировать средства выразительности.

Подготовка восприятия произведения.

Сегодня мы познакомимся с биографией Михаила Евграфовича. Ведь понять смысл произведения нам поможет знание основных событий жизни автора.

Мировоззрение М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Положение С.-Щедрина не было двойственным. Он играл внешне 2 противоположные роли:

видный государственный деятель – представитель власти;

писатель.
Но мировоззрение писателя делает его образ гармоничным. Он восстанавливает справедливость всеми доступными ему средствами: и словом, и делом. К сожалению, в середине 19 века не было возможности совмещать эти роли. Пришлось делать выбор.

Кая роль побеждает в Щедрине? (Писатель – сатирик).

Произведения Салтыкова-Щедрина были популярны и любимы читателями. При этом известный критик Дмитрий Писарев не принимал творчество писателя.

2 группа (критики) поработала с фрагментом статьи, отметила в тексте самое главное, сформулировала собственное мнение. (Учащиеся отмечают слова Д. Писарева: «Щедрин - вождь нашей обличительной литературы… Но его не за что ни любить, ни ненавидеть; в его книге нельзя видеть ни друга, ни врага – это веселый собеседник…

Рассказ должен производить на нас то же впечатление, какое производит живое явление;

если жизнь тяжела и безобразна, а рассказ заставляет нас смеяться добродушным смехом, это значит, что литература превращается в щекотание пяток и перестает быть серьезным общественным делом.

Конечно, крепостное право глубоко отравило народную жизнь, и чиновничество долго еще будет жить старинными преданиями, но изучать нужно современное состояние общества.
В истории все моменты связаны между собою и объясняют друг друга.

Выводы:

Но Щедрин не просто показывает недостатки современников, он ищет причины болезни. А они в прошлом.

Итак, чтобы понять смысл произведения нужно знать биографию, мировоззрение писателя, историческую обстановку.

Определение темы урока, задачи.

Что такое сатира?

Сатира. Сатирические приемы.

Сатира – обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде.

Какие сатирические приемы вам знакомы?

Эти и другие приемы помогают понять идею произведения, проблемы, позицию автора.

Историческая основа произведения.

Работа с текстом. Неологизмы Щедрина.

Выступает группа № 3 – знатоки, которые расскажут о значении этого слова.

Головотяпство - (неодобр.) крайняя небрежность и бестолковость ведения какого – либо дела.

Причины головотяпства автор называет читателю:

Необразованность, темнота, забитость

- Рабская привычка народа к повиновению, его бесправие, смирение


Выводы:
Вот это и высмеивает Салтыков-Щедрин в своей сатирической книге.

А разве прямо можно было говорить об этом в 60-е гг. XIX в? Вот для чего нужен эзопов язык, гротеск, фантастика.

Алогизмы.
Текст насыщен нелепыми, алогичными явлениями. Давайте приведем примеры.

Алогизмы (чтение текста)

(Стыд не дым, глаза не выест)

в) Нелепые, бестолковые действия наведения порядка головотяпами.


Вывод: Мы наблюдаем чистый абсурд! В гротеске естественные связи и отношения уступают место алогичным (нелогичным).

- Как меняется при этом интонация? (высокий, торжественный слог летописи сменяется игровой, сказочной интонацией)

Можно отметить целый ряд черт, сближающих рассказ о головотяпах, ищущих князя, со сказкой. (Обращение к тексту).

• Три князя. (Князь, глупый-преглупый, умный-преумный)

Вывод: обращение к фольклору дает свободу писателю, показывает отсталость головотяпов.

Аллюзия - одна из форм иносказания, употребление какого-либо слова, фразы, цитаты в качестве намека на общеизвестный факт - литературный, бытовой, общественно-политический. Аллюзии, найденные Салтыковым – Щедриным, стали примерами для подражания, образцами во многих литературоведческих словарях.

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ

Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово,
Чтоб старинной речью рассказать
Про деянья князя удалого?
А воспеть нам, братия, его -
В похвалу трудам его и ранам -
По былинам времени сего,
Не гоняясь в песне за Бояном.
Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орел, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.

- Ребята, кто такие Костомаров, Соловьев и Пыпин? Назовите их общим словом. При затруднении обратитесь к сноскам (историки).

- Эти ученые отстаивали противоположные точки зрения на историю России и враждовали между собой. Соловьев доказывал, что русское государство образовалось только благодаря великодержавной политике русских царей (летает орлом). Костомаров считал эту политику вредной, главное значение придавал стихийным народным движениям (серым волком рыщет по земле).

Вывод: Салтыков-Щедрин в ужасе оттого, что головотяпы добровольно себя закабалили и обрекли на страдания от произвола властей, это большая глупость.

Так головотяпы стали глуповцами.

К этому произведению вы обратитесь в 10 классе, познакомитесь с удивительными образами градоначальников.

Д/З: заполни таблицу, проанализируй полученные данные, сделай выводы о соответствии издаваемых звуков чертам характера головотяпов.

Заключительное слово учителя.

Подведение итогов урока, сбор материалов в кейс, выставление оценок. Окончание урока.
При подготовке урока были использованы ресурсы:

План урока:

Жизнь Салтыкова-Щедрина. Истоки политической и социальной сатиры его творчества

Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

Валяющуюся на дороге совесть, затоптанную и оплеванную, подбирает пьянчужка, но, словно прозрев, как никчемна его жизнь, старается избавиться от тягостной находки и подбрасывает ее кабатчику. Тот начинает мучиться, что наживается на спаивании народа, бьет бутылки и выливает все хмельное в канаву. Но его жена, чтобы спасти источник наживы, подбрасывает непотребную совесть в карман квартальному надзирателю, который, устыдившись поборов с торговцев, начинает возвращать им деньги. Совестливый надзиратель становится посмешищем для всех. Довелось совести попасть к ростовщику, в чьем семействе даже детишки любят считать деньги. Но финансист, почуяв подвох совести, проворно пристроил ее в благотворительный фонд генерала, в котором совесть вообще затерялась. Побывав у многих, нигде не найдя себе приюта, совесть просится в невинное детское сердце, надеясь, что там она приживется и вырастет.

Сказки Салтыкова-Щедрина уникальны по своей жанровой природе и злободневности [7] .

Произведение имеет летописную форму, повествование ведется от лица провинциального архивариуса [9] , который нашел в городском архиве старые тетради глуповских летописцев и использовал их для своего рассказа. В нем прослеживаются параллели истории Глупова с российскими историческими фактами. В книге нет традиционного сюжета. Каждая из 16 глав представляет отдельную историю, которые обрамлены [10] в начале и в завершении повествованием издателя.

Образы градоначальников и жителей города Глупова

Заключение. Значение творчества Салтыкова-Щедрина

Несмотря на то, что писал Салтыков-Щедрин более 150 лет назад, его сюжеты очень похожи на многое, что происходит в современном мире, а персонажи его произведений узнаваемы в окружающих людях.

Словарь

1. Рецензент – человек, написавший рецензию, отзыв.

2. Очковтирательство – подлог, обман, желание представить факты в приукрашенном виде.

3. Кляузничество – написание кляуз, доносов.

4. Фельетон – небольшое сатирическое произведение на злободневную тематику.

5. Памфлет – остросатирическое произведение обличительного характера.

6. Аллегория – иносказательное изображение или представление реальных явлений или отвлеченных понятий посредством художественного образа.

7. Злободневность – актуальность, современность.

8. Гротескный – комически уродливо изображенный, карикатурный.

9. Архивариус – служащий архива, хранитель документов.

10. Обрамленный – заключенный в рамку, вставленный.

11. Фантасмагорическое – причудливо нагроможденное, нереальное, бредовое.

Читайте также: