Конспект урока русский язык 8 класс комплексный анализ текста

Обновлено: 02.07.2024

Использование текста на уроках русского языка является эффективным методическим приемом.

Комплексная работа с текстом служит формированию и развитию основных видов компетенций, предусмотренных ФГОС : языковой, лингвистической и коммуникативной, стимулирует познавательную активность учащихся, способствует формированию положительной мотивации у обучающихся.

Комплексный анализ текста можно превратить в увлекательный поиск, исследование. Такая работа обеспечивает качественное усвоение программного материала, способствует продуктивной подготовке к итоговому контролю.

Данный дидактический материал рекомендован для коллективной, самостоятельной, домашней работы обучающихся.

Предлагаемые к тексту задания направлены на поиск и анализ языковых единиц, вдумчивое чтение текста, определение стилевой принадлежности и типа речи, осмысление содержания текста , выявление художественных средств выразительности, нахождение орфограмм, пунктограмм и др.

Комплексный анализ текста

аудитория- 6-7 кл.

Прочитайте текст и выполните задания

1.Жил-был огонь. 2.Был он очень опасным и задиристым.3. Гулял, где хотел, никого не щадил, сжигал всё подряд. 4. Он был злейшим врагом всего живого. 5.Повстречал огонь человека:

6. - Слушай, человек, давай померимся силой.

7. Тот согласился. 8. И начался бой. 9.Человек заманил огонь к реке и прыгнул в воду.

10. Огонь - за ним. 11. Схватил человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить.12. Взмолился огонь:

13. - Не туши меня, верой и правдой буду тебе служить.14. Пожалел его человек.15. Вот так и начал служить огонь людям, стал им другом.

16. Но иногда он показывает свой характер. 17.Начинает гулять пожарами по домам, улицам, полям, лесам. 18. Почему же вспыхивают пожары?

1. Какие высказывания НЕ соответствуют содержанию текста? Укажите номера предложений.

1. Человек тушил пламя огня мокрой тряпкой.

2. Всё живое боялось огня.

3. Огонь стал другом человеку, потому что огонь пообещал служить хорошо.

4. Причиной пожаров всегда становится неосторожность человека.

2. Укажите номер предложения, в котором есть обращение.

3. Среди предложений 11-15 найдите предложение с глаголом в повелительном наклонении. Укажите номер предложения.

4. Из предложения 3 выпишите все местоимения.

5. Среди предложений 6-8 укажите распространенное предложение.

6. Из предложения 11 выпишите разносклоняемое существительное.

7. Из предложения 9 выпишите слово с приставкой.

8. Из предложения 19 выпишите слово, написание приставки в котором зависит от её значения, смысла.

9.Укажите количество существительных в предложении 19.

10. Запишите основную мысль текста.

13. Из предложения 23 выпишите слово с орфографической ошибкой. Слово запишите, исправив ошибку.

15. Из предложения 17 выпишите слово, в котором все звуки согласные звонкие.

16. Из предложения 9 выпишите глагол первого спряжения.

17. Укажите тип речи, представленный в предложениях 19-23.

19. Из предложения 16 выпишите наречие.

20. Сколько в предложении 12 слов с нулевым окончанием. Укажите количество.

ОТВЕТЫ: 1. 1,4 2. 6 3. 13. 4. никого,всё 5.6 6.пламени 7.заманил 8. Приручивших 9.6 10. Огонь может приносить пользу и вред. 11.заманил 12.начался 13. Случиться 14. Бой 15. Домам 16. Пругнуть 17. Рассуждение 18. Сжигал 19. Иногда 20. 2 21. характер

Комплексный анализ текста

аудитория – 5-7 кл.

Прочитайте текст и выполните задания

(1)3а деревней весело играла кошка со своими котятами. (2)Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива.

(З)Вдруг откуда ни возьмись — огромный степной орёл. (4)Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котёнка. (5)Но не успел ещё подняться, как мать вцепилась уже в него. (6)Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. (7)3акипела битва насмерть.

(8)Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и повредил ей один глаз. (9)Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

(10)Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орёл всё ещё был очень силён, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. (11)В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котёнка.

Задания к тексту

1. С какой целью автор рассказывает нам о битве насмерть кошки и орла?

1) чтобы показать силу кошки;

2) чтобы предупредить о неожиданности атак орла-хищника;

3) чтобы показать силу материнской любви;

4) чтобы рассказать о жизни животных и птиц.

2. Какой использовал автор в этом тексте тип речи?

3. Какие слова в тексте говорят о стремительности и неожиданности нападения орла? Выпишите эти слова.

4. Восстановите пропущенные пункты плана текста.

1. Счастливое семейство.

2. Неожиданное нападение.

5 В какое время года происходят действия рассказа?

6. Определите вид сложного предложения (предложение №2 )

7. Укажите средство художественной выразительности в предложении № 4

8. Из предложения № 9 выпишите наречие.

9. Из предложения № 8 выпишите все местоимения.

10. Сколько глаголов в предложении № 8 ?

11. К слову ЛОВКИЙ (предложение 10) подберите синоним.

12.Среди предложений 1-4 найдите фразеологизм и выпишите его.

13. В предложении № 6 есть 3 слова с нулевым окончанием. Выпишите эти слова.

14. Из предложения №6 выпишите слово с приставкой.

15.Из предложения № 1 выпишите слово, в котором два суффикса.

16. Из предложения № 6 выпишите слова с безударной проверяемой гласной в корне. Подберите проверочные слова.

17. Сколько прилагательных в предложении № 8? Напишите цифру.

18. Сколько глухих согласных звуков в слове ВЦЕПИЛАСЬ?

19. Из предложения № 2 выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Степной орёл — единственный из орлов вид, устраивающий гнёзда на земле. Основной добычей ему служат различные виды сусликов, в некоторых районах важным кормом служат также сурки и пустынные грызуны — песчанки.

22. Как вы думаете, из какого источника взят текст об орле (текст задания № 21)?

1) Из другого рассказа К. Ушинского

2) Из статьи энциклопедии о птицах

3) Из сказок о животных

4) Из мифов о происхождении животных и птиц

ОТВЕТЫ: 1.3 2. Повествование 3. Откуда ни возьмись,вдруг,как молния 4. Битва насмерть; Сила материнской любви 5. Весна 6. Сложносочинённое 7. Сравнение 8. Крепко 9. Он,ей 10. 3 11. Хваткий,пронырливый и др. 12. Откуда ни возьмись 13. Хищник,бросил, схватился 14. Схватился 15. Играла 16. Котёнка, схватился 17.6 18. 4 19. Солнышко,маленькая 20. Закипела 21. Нет,т.к. этот текст научного стиля 22. 2

Комплексный анализ текста

аудитория – 5-6 кл.

Прочитай текст и выполни задания.

(6)А может, дом должен быть огромным, как у одного индийского бизнесмена? (7)В доме есть место для трёх вертолётных площадок, парковка для ста шестидесяти автомобилей и кинозал для полсотни человек. (8)Хозяин говорит, что большой дом ему необходим, чтобы в нём собиралась и отдыхала многочисленная семья.

1.Что хотел сказать автор читателю? Определи основную мысль текста и выпиши это предложение..

Есть множество домов,и они не похожи друг на друга

Среди множества домов самый главный, самый лучший – родной дом.

Какими только не бывают дома!

2. Восстанови план текста. Запиши пункты в соответствии с содержанием текста.

Самый большой дом.

Самый маленький дом.

Самый главный, самый лучший – родной дом.

3. Ответь на вопросы по содержанию текста.

1)Какого размера домик построил человек в Мордовии?

2)Зачем индийскому бизнесмену такой большой дом?

3)Пословицы каких народов приведены в тексте?

6. Какая профессия человека упоминается в тексте? Укажи номер соответствующей иллюстации.

7. Укажи слово из предложения № 4, которое состоит из корня,одного суффикса и окончания.

8. Укажите из первого абзаца номер предложения, в котором есть однородные члены.

9. Из предложения № 7 выпиши прилагательное.

10. Что сравнивается с летающими тарелками в 3 абзаце? Запиши.

Как называется это художественное средство выразительности? Запиши термин(эпитет,сравнение,метафора,олицетворение).

Слово какой части речи получилось?

1. Среди множества домов самый главный, самый лучший – родной дом.

2. 2.Самый большой дом.

1. Самый маленький дом.

3. Самый главный, самый лучший – родной дом.

3.1 малюсенький 2. Чтобы семья отдыхала 3. Дагестанская,немецкая,английская русская

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Вид урока: урок-исследование.

Форма урока : работа в группах.

Содержательная цель: обобщить и закрепить знания, понятия и действия, которые необходимы для комплексного анализа текста

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к выявлению затруднений при обобщении, структурировании и систематизации знаний в ходе комплексного анализа текста

Решаемые задачи учебной деятельности:

-овладевать грамотной устной и письменной речью, нормами литературного языка;

- анализировать текст для приобретения навыков орфографической и пунктуационной зоркости и обогащения словарного запаса;

- уметь находить и анализировать различные языковые средства для дальнейшего их использования в собственных текстах.

Планируемые результаты:

- развитие научно-лингвистического мировоззрения для подготовки к итоговой аттестации и сдачи ОГЭ и ЕГЭ;

- умение выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, составлять план текста, определяя основную и второстепенную информацию, понимать значение использованных автором языковых средств;

- формирование орфографической зоркости; грамотности.

Метапредметные:

- формируется умение понимать прочитанное, определять основную мысль текста и замысел автора;

- развитие устной речи; умений свободно пользоваться языком во всех сферах его применения;

Коммуникативные:

-учащиеся устанавливают рабочие отношения, способны слушать и слышать друг друга, эффективно общаться, работать в группе;

- составляют устные и письменные высказывания, используя адекватные языковые средства для отображения своих чувств и мыслей.

Регулятивные:

-учащиеся осознают качество и уровень усвоения материала;

- самостоятельно оценивают достигнутый результат, выстраивают свои действия, вносят коррективы и дополнения.

- ориентируются в особенностях взаимоотношений и взаимодействий, в системе моральных норм и нравственных качеств;

- формирование осознанной языковой, лингвистической и коммуникативной компетентности;

-воспитание любви к слову, интереса к творческому труду; формирование трепетного отношения к окружающим.

Используемые методы: поисковый, групповая работа, эвристическая беседа.

Основные понятия: синтаксический анализ, орфографический анализ, тип речи, стиль речи, лексические языковые средства, основная мысль, позиция автора, композиция.

Программное и техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, презентация.

Дидактическое обеспечение урока: раздаточный материал: текст, карточки (задание №1), таблица для анализа текста (задание 2) .

Структура урока

I этап. Создание эмоционального фона урока

Как Вы отмечаете этот праздник? (Презентация – слайд 2) Хотели бы Вы узнать, как ещё можно встретить Новый год?

II этап. Постановка целей и задач.

Откуда мы узнаем различную информацию? Что такое текст? Для чего нужно уметь анализировать текст? Какие виды анализа мы знаем? Что предполагает каждый?

Сегодня мы прочитаем текст Евгения Валерьевича Гришковца – российского драматурга, театрального режиссёра, киноактёра, музыканта и писателя. ( Презентация – слайд 3, 4).

III этап. Работа в группах.

Чтение текста (дети читают первый раз про себя, затем учитель читает вслух).

1 группа: Синтаксический анализ. Карточка 1.

2 группа: Пунктуационный анализ. Карточка 2.

3 группа: Орфографический анализ. Карточка 3.

4 группа: Синтаксический анализ. Карточка 4.

5 группа: Лексический анализ. Карточка 5.

Проверка выполненных заданий.

Задание №2. Анализ текста в группах по предложенному плану. Работа с таблицей.

Каждому ученику выдается таблица с планом анализа. После прочтения заданий каждый отмечает в таблице значками уровень их сложности. (Графа 2: сложное задание – звёздочка, среднее – квадрат, легкое – треугольник). Таблицу необходимо заполнять по ходу обсуждения вопросов в группе.

Проверка выполненных заданий (отвечают по очереди, дополняют, уточняют).

1. Стиль речи? (художественный). Какова его цель?

2. Типы речи? (Ученики приводят примеры из текста: рассуждение, повествование, описание).

3. Тема текста? (Текст о человеке, который создавал вокруг себя особенную атмосферу, о необычном праздновании Нового года).

4. На сколько частей можно разделить текст? О чем говорится в каждой части? План текста. Ключевые слова. (Что они помогают нам понять?)

7. Найдите разговорное слово (обжорство - разг. Неумеренность, жадность в еде.) Назовите фразеологизм. (Пришло в голову). Для чего автор употребил эти языковые средства?

8. Какие синтаксические языковые средства есть в тексте? (Восклицательное предложение №11, с его помощью автор передаёт восхищение талантом Сереги. В предложениях 30 – 31 – парцелляция помогает подчеркнуть отрицательное отношение к обжорству ( атрибут новогоднего праздника).

IV этап. Рефлексия

V этап. Подведение итогов урока

Что мы узнали, прочитав и проанализировав текст Гришковца?

Домашнее задание на выбор:

2) Написать сочинение-рассуждение. Используя материалы, полученные при анализе текста, объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения. Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Раздаточный материал:

Карточка 1. Синтаксический анализ. Определите грамматические основы предложений:

(1)Серёга был настоящим художником. (2)Нет, рисовать он не умел. (3)Но, например, он умел быть желанным гостем.

Карточка 2. Пунктуационный анализ. Объясните постановку знаков препинания в предложениях:

– (21)Это будет наш стол, – заявил он. (22)Потом застелил всю комнату белыми скатертями. (23)Посреди комнаты он положил зеркало, красиво разбросав на нём несколько яблок, мандарины, орехи. (24)Расставил свечи, подготовил музыку.

Карточка 3. Найдите слова, иллюстрирующие орфограммы а) в приставке б) в корне в) в суффиксе г) в окончании. Объясните правописание.

( 13)И он всегда создавал особенную атмосферу не просто ужина или чаепития, а вечера с художником. (14)Однажды Серёге пришло в голову отметить Новый год в своей квартире. (15)Денег у нас было мало, и мы купили то, что смогли. (16)Всё выбирал хозяин, и мне оставалось только удивляться, зачем, например, нужны два десятка белых бумажных скатертей.

2. Подчеркните грамматическу ю основ у односоставных предложений.

4. Выпишите из текста по одному примеру следующих видов предложений:

5. Обозначьте графически причастные и дееприча стные обороты.

6. Подчеркните в тексте однородные члены предложения.

Холодно. Ветр_но. Конец весны, а прих од_т ся на прогулку прятат_ся в лес.

Иду. Кашл_ю. Скри плю. (Надо) мной п усты(н,нн)о шумят березы н икак (н_)

разрождающиеся листом, сережками ли ш(?) обвеш_нные и щепотками зеленых почек

осененные. Настроение мрачное. Думает_ся в основном о кон це света.

Но вот (на)встреч у по вытоптанной тропинке чешет на (трех)колесном в_лос_педе

девочка в красной куртке и в красной шапочке. За ней мам а коляск у катит с малыш_м.

- Длястуй дядя! – сияя чернущими глазами кричит девочка и шу р у ет д альше.

Мать в син_м плащ_ке, наглу хо застегнутом – боит_ся застудить грудь, пор_внявшись

Оглянулся – мчит_ся д евочка в ра(з,с)пах ну той красной к у ртке по весе(н,нн)ем у

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока на тему "Комплексный анализ текста" для 8 класса.

Конспект урока по теме: Комплексный анализ текста.

Цель урока: контроль степени сформированности предметных умений по комплексному анализу текста.

Планируемые результаты:

Совершенствование речевой культуры учащихся;

Проверка усвоения учащимися различных разделов языкознания ( фонетика. Словообразования, орфография, морфология)

Проверка умения самостоятельно применять всю совокупность знаний в рамках подготовки к экзаменам.

Метапредметные:

Ценностно-смысловая ориентация учащихся;

Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

Повышение мотивации школьников к изучению русского языка;

Поддержка творческого потенциала учащихся

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

Оценивание качества и уровня усвоения.

Познавательные:

Умение структурировать полученные знания;

Умение анализировать , устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;

Рефлексия способов и условий действия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Коммуникативные:

Умение вступать в диалог и вести его, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками;

Планирование учебного сотрудничества – определениецелей, функций участников, способов взаимодействия;

Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Используемые формы познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Тип урока: урок контроля.

Организационный этап.

- Приветствие, настрой на позитив:

-Скажите, ребята. А какие цели вы ставите перед собой, допустим, в ближайшие 2 года? Что вас более всего волнует?

- Итак, в основном цели ваши связаны с учебой, со сдачей экзаменов. И мы с вами на каждом занятии преследуем одну цель: подготовиться и сдать хорошо экзамен. А что может произойти с теми, кто, надеясь на чудо, совершенно не занимается?

4. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Знакомство, заполнение оценочных листов.

Давайте определим цель вашей работы: 11 класс – какую мы ставим цель на сегодняшнем занятии? 8 класс?

5. Комплексный анализ текста.

Фронтальная работа. Правильно расположите последовательность действий при комплексном анализе текста. ( На экране – нарушенный план анализа текста)

Чтение текста учителем.

Работа над содержанием (выявление темы, идеи текста)

1 группа. Задания. 1. Назовите основные признаки текста. Приведите примеры. 2. Определите стиль текста. Докажите. 3. Определите тип речи, обоснуйте выбор.

Читайте также: