Звуковая культура речи звуки с и сь средняя группа конспект занятия
Обновлено: 05.07.2024
I. Организационный момент (формирование положительной установки на занятие).
Дети сидят на стульчиках полукругом.
– Что мы будем делать на занятии? (Будем играть, будем заниматься, будем слушать и т.д.)
– Ребята, посмотрите в окошко. Какое сейчас время года? (Время года осень).
– Когда идет дождик, нам грустно. Покажите, как мы грустим. (Дети изображают грусть).
– Когда светит солнышко, нам радостно и весело. Покажите, как нам радостно. (Дети изображают радость).
II. Артикуляционная гимнастика (развитие артикуляционной моторики).
Логопед предлагает детям внимательно послушать слова и ответить, какой звук встречается во всех словах
(осссень, груссстно, сссолнышко, весссело). (Звук С).
– Чья это песенка? (Это песенка водички).
– А теперь давайте споём песенку водички сначала громко, а потом тихо. (Дети произносят длительный звук С, а логопед контролирует правильность произнесения звука каждым ребенком).
III. Пальчиковая гимнастика
У детей синие семафоры. Логопед называет ряд звуков, дети поднимают семафоры, если услышат звук С:
С, М, П, С, К, С и т.д.
Аналогично со слогами: СО, ВА, МО, СА, ТУ, СЫ и т. д.
Аналогично со словами: суп, дом, миска, кот, нос.
– Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости? (Это киска).
Логопед произносит слова от имени кошки.
– Здравствуйте, ребята. Мне так понравилось, как вы поете песенку водички. Я принесла вам что-то интересное. У меня в мешочке много разных предметов, в названии которых есть песенка водички. Вот только я не знаю, для чего все эти предметы нужны. Вы мне подскажите?
Логопед проводит игру. Дети подходят к столу, по одному достают из мешочка игрушки, называют их и объясняют, для чего они нужны, составляя простые предложения.
Свистулькой свистят.
Свечкой можно светить.
Бусы носят.
(Часы, солонка, кисточка, стул, краски).
Логопед следит за правильным произнесением детьми звуков С и Сь.
(По окончании игры логопед незаметно прячет кошку под следующую накидку, лежащую на соседнем столе.)
(Развитие общей моторики, координация речи с движением).
Логопед приглашает детей на коврик и выполняет с ними уже знакомое им упражнение, предлагая договаривать текст стихотворения.
Сели-встали, сели-встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к поясу прижали
И скорее поскакали.
– Ребята, мне так понравилось с вами играть. Я приготовила вам ещё одну интересную игру. Посмотрите, что у меня есть (на столе выставлены атрибуты для игры: стакан, сахар, слива, посуда, бусы, апельсин). Дети называют предметы на столе.
-Я скажу вам слово, а вы подумаете и назовете, что из этих предметов подходит к моему слову.
Сладкий…(сахар) Чистая…(посуда) Кислая…(слива) Вкусный…(апельсин) Стеклянный…(стакан) Красивые…(бусы)
– У мамы слонихи была дочка – маленький слоненок. Кто был у мамы? (Дочка – маленький слоненок).
Выходит ребенок с картинкой слоненка, прикрепляет её на фланелеграф.
– Мама сшила дочке синий сарафан. Что сшила мама? (Мама сшила синий сарафан).
– Пришла в гости лиса, посмотреть на синий сарафан. Кто пришел? (Пришла лиса).
– Прибежала собачка посмотреть на синий сарафан. Кто прибежал? (Прибежала собачка).
-Заглянула к слоненку киска. Кто заглянул? (Заглянула киска).
Логопед предлагает детям сказать всем вместе фразу так, чтобы все поверили, что сарафан был действительно очень красивый (отрабатывается восклицательная интонация).
IX. Итог занятия
– Молодцы, ребята, очень хорошо сегодня занимались. Какую песенку мы старались сегодня петь правильно и четко? (Песенку водички).
• Образовательные: объяснить детям артикуляцию звука С, упражнять в правильном, отчётливом произношении звука (в словах и фразовой речи); Совершенствование коммуникативных навыков и звуковой культуры речи;
• Развивающие : Развивать фонематический слух; развивать речевое дыхание; развивать интонационную сторону речи; развивать речевое внимание, чувство рифмы; Укреплять мышцы артикуляционного аппарата детей.
• Воспитательные: воспитывать любознательность и интерес к знаниям
Методические приё мы: рассказ воспитателя, показ, объяснение, художественное слово, сюрпризный момент, поощрение, итог занятия
Индивидуальная работа: Руслан, Ясмина развивать речевую активность. Побуждать детей к диалогу со взрослыми.
Тимур, Алина, Вова привлечь к ответам на вопросы, побуждать правильно строить предложение.
Обогащение словаря: язычок
Активизация словаря: я
Методические приё мы: Сюрпризный момент, вопросы, рассказ, беседа, подсказки, загадки, вопросы к детям
Материал и оборудование: изображение язычка, узкие полоски папирусной бумаги по количеству детей, магнитная доска.
I. Организационный момент.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ход занятия
В: Дети, сегодня к нам пришёл необычный гость, а как его зовут вы узнаете, отгадав загадку:
Всегда во рту, а не проглотишь.
Если б не было его не сказали б ничего. (язык)
Дети: Это наш язык.
В: Правильно, конечно же это- язычок. Давайте немного поиграем с ним.
В: Живет-поживает Язычок в своем домике, а домик Язычка – рот. Давайте поиграем с нашим язычком?
В: Живет-поживает Язычок в своем домике, а домик Язычка – рот. Домик открывается и закрывается. Язычок то выглядывает из домика, то прячется". Давайте выпустим язычок погулять, а потом вернём его в домик. Медленно смыкая и размыкая зубы. Губы в положении улыбки.
Д: (Повторяют вместе за воспитателем)
Язычок очень любит петь разные песенки. Однажды он пел: "И-и-и". Хотите спеть вместе со мной?
В: Тогда помогайте мне: "И-и-и-и". Песенку поём не громко. Молодцы.
В: Ребята, а я знаю ещё одну песенку - С-с-с-с, – полилась из крана вода.
- Язычок, выучи, пожалуйста, и мою песенку.
- Хорошо, – согласился Язычок и запел: "С-с-с-с". (Произносится отрывисто.)
В: Закройте домик Язычка - ротик, отдохните. А теперь вновь прижмите кончик языка к нижним зубам и тихонько пойте: "С-с-с". Вот так.
Давайте послушаем, как песня воды получается у Ясмины, (у Вовы). А теперь споем песенку все вместе
В: Тогда сделайте такой же заборчик, как у меня, подносите к губам ладонь, но не прижимайте к ним и разрешите ветерку потанцевать.
В: Дружно, дети мы встаём и немного отдохнём.
Катились колёса, колёса,
(Руки согнуть в локтях, совершать
колеса вращательные движения вперед.)
Катились колёса все влево, все косо.
(Вращательные движения локтями назад.)
Скатились колёса на луг под откос,
(Наклоны туловища влево – вправо, руки на поясе)
И вот, что осталось от этих колёс.
(Выпрямиться, развести руки в стороны.)
Д: Бумажка шевелилась.
В: Давайте посмотрим на полоску Кати, когда она поет песню (Влада, Дарины). Что происходит с полоской?
Д: Полоска шевелится
Воспитатель: Потом: "Ся-ся-ся, ось-ось-ось".
Дети: Ся-ся-ся, ось-ось-ось.
В: Теперь Язычок предлагает нам пропеть чистоговорки:
Су-су-су – ягоды в лесу.
Ус-ус-ус – на елке много бус.
Са-са-са – под кустом лиса.
Ас-ас-ас – свет в огне погас.
Со-со-со – у Кати колесо.
Ос-ос-ос – много, много ос.
Сы-сы-сы – на стене часы.
Ыс-ыс-ыс – котик ловит крыс.
Ся-ся-ся – поймали карася.
Сю-сю-сю – кашу съели всю.
Си-си-си – уехало такси.
Усь-усь-усь – в гости пришёл гусь
В: Дети, кто сегодня приходил к нам в гости?
Что мы сегодня делали на занятии?
Что больше всего понравилось, запомнилось на занятии?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему:
Подготовила: воспитатель Зиновенко Н.Г.
Развивать фонематический слух детей, связанную речь.
Совершенствование коммуникативных навыков и звуковой культуры речи.
Укреплять мышцы артикуляционного аппарата детей.
Оборудование и материалы : изображение язычка, узкие полоски папирусной бумаги по количеству детей, магнитная доска.
Ход занятия
Дети рассаживаются на стульчики поставленные полукругом.
Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришёл необычный гость, а как его зовут вы узнаете, отгадав загадку:
Всегда во рту, а не проглотишь.
Если б не было его не сказали б ничего.
Дети: Это наш язык. ( На магнитной доске вывешивается изображение Язычка )
Воспитатель: Живет-поживает Язычок в своем домике, а домик Язычка – рот. ( На магнитную доску вывешивается домик Язычка ). Домик открывается и закрывается. ( Медленно смыкает и размыкает зубы. Губы в положении улыбки. ) Язычок то выглядывает из домика, то прячется".
Педагог предлагает детям выпустить Язычок погулять, а потом вернуть его в домик. Язычок очень любит петь разные песенки. Однажды он пел: "И-и-и". Хотите спеть вместе со мной? Тогда помогайте мне: "И-и-и-и". (дети поют негромко вместе с воспитателем).
Воспитатель: - С-с-с-с, – полилась из крана вода.
- Язычок, выучи, пожалуйста, и мою песенку.
- Хорошо, – согласился Язычок и запел: "С-с-с-с". ( Произносится отрывисто .)
Воспитатель: Закройте домик Язычка - ротик, отдохните. А теперь вновь прижмите кончик языка к нижним зубам и тихонько пойте: "С-с-с".
Давайте послушаем, как песня воды получается у Алины (у Вовы). ( Вызывает 4–5 детей, в том числе тех, кто не овладел произношением звука. )
Воспитатель: Вода течет небольшой струей – поет негромкую песню.
Теперь водичка зажурчала громче. Тише. Совсем тихо. Закрыли кран.
Воспитатель: Дружно, дети мы встаём и немного отдохнём.
Катились колёса, колёса, Руки согнуть в локтях, совершать
колеса вращательные движения вперед
Катились колёса все влево, все косо. Вращательные движения локтями
Скатились колёса на луг под откос, Наклоны туловища влево – вправо ,
руки на поясе
И вот, что осталось от этих колёс. Выпрямиться, развести руки в
Дети возвращаются на свои стульчики.
Дети: Бумажка шевелилась. (Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по узкой полоске папирусной бумаги.)
Воспитатель: Давайте посмотрим на полоску Маши, когда он поет песню (Дениса, Родиона…).
Дети по очереди дуют на полосочку, каждый на свою, а остальные дети наблюдают и ждут своей очереди.
Воспитатель: Потом: "Ся-ся-ся, ось-ось-ось". (Повторяют за воспитателем 3-4 раза.)
Воспитатель: Теперь Язычок предлагает нам пропеть чистоговорки:
Су-су-су – ягоды в лесу.
Ус-ус-ус – на елке много бус.
Са-са-са – под кустом лиса.
Ас-ас-ас – свет в огне погас.
Со-со-со – у Кати колесо.
Ос-ос-ос – много, много ос.
Сы-сы-сы – на стене часы.
Ыс-ыс-ыс – котик ловит крыс.
Ся-ся-ся – поймали карася.
Сю-сю-сю – кашу съели всю.
Си-си-си – уехало такси.
Усь-усь-усь – в гости пришёл гусь.
Дети повторяют чистоговорки за воспитателем каждую по 2 раза.
Воспитатель: Дети, кто сегодня приходил к нам на занятие? Что мы сегодня делали на занятии? Что больше всего понравилось, запомнилось на занятии тебе Витя (Лиза, Алсу…).
Дети: К нам сегодня на занятие приходил Язычок. Сегодня на занятии мы пели песенки и чистоговорки, играли.
Описание: предлагаю вашему вниманию конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для детей от 4 до 5 лет "Звуковая культура речи: звуки с, сь".
Цель: Объяснить артикуляцию звука [с].
Задачи:
- Упражнять в правильном, отчётливом произношении звука [с] в словах и фразовой речи.
- Развивать фонематический слух; развивать речевое дыхание.
- Воспитывать любознательность, интерес к знаниям.
Методические приёмы: рассказ воспитателя, показ, объяснение, художественное слово, сюрпризный момент.
Материалы и оборудование: игрушка Собачка, узкие полоски бумаги по количеству детей.
1. Организационный момент.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие кто-то пришёл. А кто это, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Машет радостно хвостом,
Когда идёт хозяин в дом.
У неё удел таков –
Дом хранить от чужаков. (Собака)
Ответы детей.
2. Основная часть.
Воспитатель: Правильно, это собака (Показывает игрушечную собачку).
Ребята, Собачка не умеет говорить звук [с]. Давайте её научим.
Давайте сядем на стульчики, и предложим собачке сесть на стульчик.
Дети: Садись, собачка, на стульчик.
Воспитатель: Давайте поиграем с нашим язычком.
Воспитатель предлагает спеть песенку воды с разной громкостью.
Воспитатель: Вода течет небольшой струей – поет негромкую песню. Теперь водичка зажурчала громче. Тише. Совсем тихо. Закрыли кран.
Физкультминутка
Мы листики осенние
На веточках сидим (присесть).
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели (бег на носочках по кругу),
И на землю тихо сели (присесть).
Ветер снова набежал,
И листочки все поднял (бег на носочках по кругу),
Закружились, полетели,
И на землю тихо сели (сесть на стульчики).
Воспитатель просит детей спеть песенку воды медленно и отрывисто.
3. Итог.
Кто приходил к нам в гости?
Что мы сегодня делали на занятии?
Что больше всего понравилось, запомнилось на занятии?
Читайте также: