Звуковая культура речи звуки с и сь средняя группа конспект занятия

Обновлено: 05.07.2024

I. Организационный момент (формирование положительной установки на занятие).

Дети сидят на стульчиках полукругом.

– Что мы будем делать на занятии? (Будем играть, будем заниматься, будем слушать и т.д.)

– Ребята, посмотрите в окошко. Какое сейчас время года? (Время года осень).
– Когда идет дождик, нам грустно. Покажите, как мы грустим. (Дети изображают грусть).
– Когда светит солнышко, нам радостно и весело. Покажите, как нам радостно. (Дети изображают радость).

II. Артикуляционная гимнастика (развитие артикуляционной моторики).

Логопед предлагает детям внимательно послушать слова и ответить, какой звук встречается во всех словах

(осссень, груссстно, сссолнышко, весссело). (Звук С).

– Чья это песенка? (Это песенка водички).

– А теперь давайте споём песенку водички сначала громко, а потом тихо. (Дети произносят длительный звук С, а логопед контролирует правильность произнесения звука каждым ребенком).

III. Пальчиковая гимнастика

У детей синие семафоры. Логопед называет ряд звуков, дети поднимают семафоры, если услышат звук С:

С, М, П, С, К, С и т.д.

Аналогично со слогами: СО, ВА, МО, СА, ТУ, СЫ и т. д.

Аналогично со словами: суп, дом, миска, кот, нос.

– Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости? (Это киска).

Логопед произносит слова от имени кошки.

– Здравствуйте, ребята. Мне так понравилось, как вы поете песенку водички. Я принесла вам что-то интересное. У меня в мешочке много разных предметов, в названии которых есть песенка водички. Вот только я не знаю, для чего все эти предметы нужны. Вы мне подскажите?

Логопед проводит игру. Дети подходят к столу, по одному достают из мешочка игрушки, называют их и объясняют, для чего они нужны, составляя простые предложения.

Свистулькой свистят.
Свечкой можно светить.
Бусы носят.

(Часы, солонка, кисточка, стул, краски).

Логопед следит за правильным произнесением детьми звуков С и Сь.

(По окончании игры логопед незаметно прячет кошку под следующую накидку, лежащую на соседнем столе.)

(Развитие общей моторики, координация речи с движением).

Логопед приглашает детей на коврик и выполняет с ними уже знакомое им упражнение, предлагая договаривать текст стихотворения.

Сели-встали, сели-встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к поясу прижали
И скорее поскакали.

– Ребята, мне так понравилось с вами играть. Я приготовила вам ещё одну интересную игру. Посмотрите, что у меня есть (на столе выставлены атрибуты для игры: стакан, сахар, слива, посуда, бусы, апельсин). Дети называют предметы на столе.

-Я скажу вам слово, а вы подумаете и назовете, что из этих предметов подходит к моему слову.

Сладкий…(сахар) Чистая…(посуда)
Кислая…(слива) Вкусный…(апельсин)
Стеклянный…(стакан) Красивые…(бусы)

– У мамы слонихи была дочка – маленький слоненок. Кто был у мамы? (Дочка – маленький слоненок).

Выходит ребенок с картинкой слоненка, прикрепляет её на фланелеграф.

– Мама сшила дочке синий сарафан. Что сшила мама? (Мама сшила синий сарафан).

– Пришла в гости лиса, посмотреть на синий сарафан. Кто пришел? (Пришла лиса).

– Прибежала собачка посмотреть на синий сарафан. Кто прибежал? (Прибежала собачка).

-Заглянула к слоненку киска. Кто заглянул? (Заглянула киска).

Логопед предлагает детям сказать всем вместе фразу так, чтобы все поверили, что сарафан был действительно очень красивый (отрабатывается восклицательная интонация).

IX. Итог занятия

– Молодцы, ребята, очень хорошо сегодня занимались. Какую песенку мы старались сегодня петь правильно и четко? (Песенку водички).

Образовательные: объяснить детям артикуляцию звука С, упражнять в правильном, отчётливом произношении звука (в словах и фразовой речи); Совершенствование коммуникативных навыков и звуковой культуры речи;

• Развивающие : Развивать фонематический слух; развивать речевое дыхание; развивать интонационную сторону речи; развивать речевое внимание, чувство рифмы; Укреплять мышцы артикуляционного аппарата детей.

Воспитательные: воспитывать любознательность и интерес к знаниям

Методические приё мы: рассказ воспитателя, показ, объяснение, художественное слово, сюрпризный момент, поощрение, итог занятия

Индивидуальная работа: Руслан, Ясмина развивать речевую активность. Побуждать детей к диалогу со взрослыми.

Тимур, Алина, Вова привлечь к ответам на вопросы, побуждать правильно строить предложение.

Обогащение словаря: язычок

Активизация словаря: я

Методические приё мы: Сюрпризный момент, вопросы, рассказ, беседа, подсказки, загадки, вопросы к детям

Материал и оборудование: изображение язычка, узкие полоски папирусной бумаги по количеству детей, магнитная доска.

I. Организационный момент.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ход занятия

В: Дети, сегодня к нам пришёл необычный гость, а как его зовут вы узнаете, отгадав загадку:

Всегда во рту, а не проглотишь.

Если б не было его не сказали б ничего. (язык)

Дети: Это наш язык.

В: Правильно, конечно же это- язычок. Давайте немного поиграем с ним.

В: Живет-поживает Язычок в своем домике, а домик Язычка – рот. Давайте поиграем с нашим язычком?

В: Живет-поживает Язычок в своем домике, а домик Язычка – рот. Домик открывается и закрывается. Язычок то выглядывает из домика, то прячется". Давайте выпустим язычок погулять, а потом вернём его в домик. Медленно смыкая и размыкая зубы. Губы в положении улыбки.

Д: (Повторяют вместе за воспитателем)

Язычок очень любит петь разные песенки. Однажды он пел: "И-и-и". Хотите спеть вместе со мной?

В: Тогда помогайте мне: "И-и-и-и". Песенку поём не громко. Молодцы.

В: Ребята, а я знаю ещё одну песенку - С-с-с-с, – полилась из крана вода.

- Язычок, выучи, пожалуйста, и мою песенку.

- Хорошо, – согласился Язычок и запел: "С-с-с-с". (Произносится отрывисто.)

В: Закройте домик Язычка - ротик, отдохните. А теперь вновь прижмите кончик языка к нижним зубам и тихонько пойте: "С-с-с". Вот так.

Давайте послушаем, как песня воды получается у Ясмины, (у Вовы). А теперь споем песенку все вместе

В: Тогда сделайте такой же заборчик, как у меня, подносите к губам ладонь, но не прижимайте к ним и разрешите ветерку потанцевать.

В: Дружно, дети мы встаём и немного отдохнём.

Катились колёса, колёса,

(Руки согнуть в локтях, совершать

колеса вращательные движения вперед.)

Катились колёса все влево, все косо.

(Вращательные движения локтями назад.)

Скатились колёса на луг под откос,

(Наклоны туловища влево – вправо, руки на поясе)

И вот, что осталось от этих колёс.

(Выпрямиться, развести руки в стороны.)

Д: Бумажка шевелилась.

В: Давайте посмотрим на полоску Кати, когда она поет песню (Влада, Дарины). Что происходит с полоской?

Д: Полоска шевелится

Воспитатель: Потом: "Ся-ся-ся, ось-ось-ось".

Дети: Ся-ся-ся, ось-ось-ось.

В: Теперь Язычок предлагает нам пропеть чистоговорки:

Су-су-су – ягоды в лесу.

Ус-ус-ус – на елке много бус.

Са-са-са – под кустом лиса.

Ас-ас-ас – свет в огне погас.

Со-со-со – у Кати колесо.

Ос-ос-ос – много, много ос.

Сы-сы-сы – на стене часы.

Ыс-ыс-ыс – котик ловит крыс.

Ся-ся-ся – поймали карася.

Сю-сю-сю – кашу съели всю.

Си-си-си – уехало такси.

Усь-усь-усь – в гости пришёл гусь

В: Дети, кто сегодня приходил к нам в гости?

Что мы сегодня делали на занятии?

Что больше всего понравилось, запомнилось на занятии?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему:

Подготовила: воспитатель Зиновенко Н.Г.

Развивать фонематический слух детей, связанную речь.

Совершенствование коммуникативных навыков и звуковой культуры речи.

Укреплять мышцы артикуляционного аппарата детей.

Оборудование и материалы : изображение язычка, узкие полоски папирусной бумаги по количеству детей, магнитная доска.

Ход занятия

Дети рассаживаются на стульчики поставленные полукругом.

Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришёл необычный гость, а как его зовут вы узнаете, отгадав загадку:

Всегда во рту, а не проглотишь.

Если б не было его не сказали б ничего.

Дети: Это наш язык. ( На магнитной доске вывешивается изображение Язычка )

Воспитатель: Живет-поживает Язычок в своем домике, а домик Язычка – рот. ( На магнитную доску вывешивается домик Язычка ). Домик открывается и закрывается. ( Медленно смыкает и размыкает зубы. Губы в положении улыбки. ) Язычок то выглядывает из домика, то прячется".

Педагог предлагает детям выпустить Язычок погулять, а потом вернуть его в домик. Язычок очень любит петь разные песенки. Однажды он пел: "И-и-и". Хотите спеть вместе со мной? Тогда помогайте мне: "И-и-и-и". (дети поют негромко вместе с воспитателем).

Воспитатель: - С-с-с-с, – полилась из крана вода.

- Язычок, выучи, пожалуйста, и мою песенку.

- Хорошо, – согласился Язычок и запел: "С-с-с-с". ( Произносится отрывисто .)

Воспитатель: Закройте домик Язычка - ротик, отдохните. А теперь вновь прижмите кончик языка к нижним зубам и тихонько пойте: "С-с-с".

Давайте послушаем, как песня воды получается у Алины (у Вовы). ( Вызывает 4–5 детей, в том числе тех, кто не овладел произношением звука. )

Воспитатель: Вода течет небольшой струей – поет негромкую песню.

Теперь водичка зажурчала громче. Тише. Совсем тихо. Закрыли кран.

Воспитатель: Дружно, дети мы встаём и немного отдохнём.

Катились колёса, колёса, Руки согнуть в локтях, совершать

колеса вращательные движения вперед

Катились колёса все влево, все косо. Вращательные движения локтями

Скатились колёса на луг под откос, Наклоны туловища влево – вправо ,

руки на поясе

И вот, что осталось от этих колёс. Выпрямиться, развести руки в

Дети возвращаются на свои стульчики.

Дети: Бумажка шевелилась. (Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по узкой полоске папирусной бумаги.)

Воспитатель: Давайте посмотрим на полоску Маши, когда он поет песню (Дениса, Родиона…).

Дети по очереди дуют на полосочку, каждый на свою, а остальные дети наблюдают и ждут своей очереди.

Воспитатель: Потом: "Ся-ся-ся, ось-ось-ось". (Повторяют за воспитателем 3-4 раза.)

Воспитатель: Теперь Язычок предлагает нам пропеть чистоговорки:

Су-су-су – ягоды в лесу.

Ус-ус-ус – на елке много бус.

Са-са-са – под кустом лиса.

Ас-ас-ас – свет в огне погас.

Со-со-со – у Кати колесо.

Ос-ос-ос – много, много ос.

Сы-сы-сы – на стене часы.

Ыс-ыс-ыс – котик ловит крыс.

Ся-ся-ся – поймали карася.

Сю-сю-сю – кашу съели всю.

Си-си-си – уехало такси.

Усь-усь-усь – в гости пришёл гусь.

Дети повторяют чистоговорки за воспитателем каждую по 2 раза.

Воспитатель: Дети, кто сегодня приходил к нам на занятие? Что мы сегодня делали на занятии? Что больше всего понравилось, запомнилось на занятии тебе Витя (Лиза, Алсу…).

Дети: К нам сегодня на занятие приходил Язычок. Сегодня на занятии мы пели песенки и чистоговорки, играли.

Описание: предлагаю вашему вниманию конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для детей от 4 до 5 лет "Звуковая культура речи: звуки с, сь".
Цель: Объяснить артикуляцию звука [с].
Задачи:
- Упражнять в правильном, отчётливом произношении звука [с] в словах и фразовой речи.
- Развивать фонематический слух; развивать речевое дыхание.
- Воспитывать любознательность, интерес к знаниям.
Методические приёмы: рассказ воспитателя, показ, объяснение, художественное слово, сюрпризный момент.
Материалы и оборудование: игрушка Собачка, узкие полоски бумаги по количеству детей.

1. Организационный момент.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие кто-то пришёл. А кто это, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Машет радостно хвостом,
Когда идёт хозяин в дом.
У неё удел таков –
Дом хранить от чужаков. (Собака)

Ответы детей.

2. Основная часть.
Воспитатель: Правильно, это собака (Показывает игрушечную собачку).
Ребята, Собачка не умеет говорить звук [с]. Давайте её научим.
Давайте сядем на стульчики, и предложим собачке сесть на стульчик.
Дети: Садись, собачка, на стульчик.

Воспитатель: Давайте поиграем с нашим язычком.

Воспитатель предлагает спеть песенку воды с разной громкостью.

Воспитатель: Вода течет небольшой струей – поет негромкую песню. Теперь водичка зажурчала громче. Тише. Совсем тихо. Закрыли кран.

Физкультминутка
Мы листики осенние
На веточках сидим (присесть).
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели (бег на носочках по кругу),
И на землю тихо сели (присесть).
Ветер снова набежал,
И листочки все поднял (бег на носочках по кругу),
Закружились, полетели,
И на землю тихо сели (сесть на стульчики).

Воспитатель просит детей спеть песенку воды медленно и отрывисто.

3. Итог.
Кто приходил к нам в гости?
Что мы сегодня делали на занятии?
Что больше всего понравилось, запомнилось на занятии?

Читайте также: