Конспект урока по русскому языку правописание приставок и предлогов 3 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

Цель: формирование у детей четкого представления о роли приставок в слове и предлогов в речи человека, умение отличать предлог от приставки.

1) формировать умение правильно употреблять в речи слова с предлогами и приставками; навыки правильного написания приставок; показать нецелесообразность применения предлогов перед глаголами
2) развивать умение образовывать родственные слова, способствовать развитию речи, памяти, мышления, орфографической зоркости.

Оборудование: “Русский язык. Учебник для III класса начальной школы” (авторы Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова), индивидуальные карточки с разноуровневыми заданиями, веера с буквами, карточки зеленого и красного цвета, конверты с предложениями, слова на карточках.

Ход урока

I. Организационный момент.

Начнем наш урок со слов М. Горького “…чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык”.

Как вы понимает эти слова?

На уроке мы покажем, как владеем родным языком.

II. Минутка чистописания.

Под солнцем подсолнух быстро подрос.

– Прочитайте предложение, записанное на доске.

– Какой одинаковый звук слышится в начале слов: под солнцем, подсолнух, подрос?

– Дайте характеристику звуку.

– Какой буквой обозначим звук [п]?

– Посмотрите, как она пишется буква Пп.

– Пропишем в воздухе.

– Скопируйте как фотографы и пропишите одну строчку в тетради.

– Найдите слова с приставкой в предложении. Докажите.

– Найдите слова с предлогом. Докажите.

(Учащиеся доказывают, что между предлогом и словом можно подставить другое слово или вопрос)

Вывод: – Что такое приставка? (приставка – это часть слова)

– Что такое предлог? (предлог – это слово).

– Сформулируйте тему урока.

III. Объявление темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы закрепим правописание приставок и предлогов, вспомним о роли приставок в слове и предлогов в речи, докажем недопустимость применения предлогов перед глаголами.

IV. Словарная работа.

В словах первый слог мышки унесли в норки.

?пуста, ?тофель, ?рох, ?рёза, ?ковь, ?гурец.

– Назовите эти слова? (капуста, картофель, горох, берёза, морковь, огурец)

– Запишите их, поставьте знак ударения, подчеркните орфограммы.

Проверка: Покажите с помощью веера, какие буквы вы подставили в слова.

– Подумайте, какое слово лишнее? (Берёза – дерево, огурец – ударение на 3-ем слоге).

– Подберите к слову береза однокоренное с приставкой. (Подберёзовик).

– Разберем его по составу.

– Почему подберезовик так называют? Подберезовик растет под березой.

– Как напишите предлог с существительным?

– Прочитайте данное предложение без предлога, получилось у вас предложение?

Вывод: – Для чего служит предлог в речи? (для связи слов в предложении).

– Для чего служит приставка в слове? (для образования новых слов)

Перед корнем есть приставка
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова. [1, 148]

Предлог – с греческого означает “калька” переводится “перед словом”.

Всего около 200 предлогов. Занимают 4– е место по частоте употребления.

Предлог – это служебная часть речи, это слова отношений между словами. Предлоги служат для связи слов в предложении. [1, 196]

V. Работа по теме урока.

1. А сейчас мы с вами побудем волшебниками. Рассядьтесь по группам.

Возьмите карточки желтого цвета.

Вам необходимо превратить слова с приставками в слова с предлогами, запишите на карточке. [3, 94]

1 группа. Наручная повязка > повязка на руке.

2 группа. Настенный календарь > календарь на стене.

3 группа. Подземный переход > переход под землей.

4 группа. Подводные камни > камни под водой.

– Назовите слова с приставками, слова с предлогами. Докажите.

2. Составить предложение из слов.

Достаньте слова из конверта и разложите перед собой. Можем мы сказать, что это предложение.

(Нет, так как слова не связаны по смыслу).

По снежной дорожке побежали ребятишки с санками. (Комментированное письмо).

– Выделить приставку, подчеркнуть предлоги.

– Разобрать предложение по членам предложения. (Взаимопроверка тетрадей)

– Все ли выполнили правильно.

VI. Физкультминутка.

Если я называю слова с приставками, вы приседаете, если с предлогами – хлопаете в ладоши.

Стряхнул, с ветвей, в окно, влетел, заглянул, за компьютером, написал, посмотрел, по телевизору, над верандой.

VII. Работа по теме урока.

1)Работа с учебником.

с.6 Упражнение 9. (работа в группах). Учебник Русский язык, 2 часть.

Каждой группе дается одно словосочетание. Назовите с данными существительными словосочетания 1) с прилагательным; 2) с глаголом.

( Устно назовите словосочетания с прилагательным в 1 столбике, назовите словосочетания с глаголом во 2 столбике)

1 группа – под дубом; 2 группа – с горки; 3 группа – на берегу; 4 группа – у дороги.

под старым дубом,
с высокой горки,
на крутом берегу,
у большой дороги,
стоять под дубом
съезжать с горки
растет на берегу
расти у дороги

Обратите внимание на место предлога в словосочетаниях

а) существительного с прилагательным;
б) существительного с глаголом.

Попробуйте сделать вывод.

Предлоги никогда не стоят перед глаголом.

2) Игра “Заказ”. [3, 85]

(Дети рассаживаются по местам. На столах лежат карточки розового цвета, учащимся необходимо показать нужную карточку учителю и классу).

– Мне нужны слова с приставками.

– Посмотрите внимательно, все ли выполнили верно.

– Мне нужны слова с предлогами.

Слова с приставками: (в)ходить, (на)писать, (за)думать, (из)мерить, (по)дарить, (от)дать, (у)ехать, (под)бросить, (до)делать.

Слова с предлогами: (в)классе, (на)болоте, (за)столом, (из)стали, (на)улице, (от)берега, (у)дома, (под)деревом, (над)озером.

VIII. Итог урока.

Мы все повторили о приставке и предлоге. А сейчас мы проверим, как вы усвоили материал, проведем тест. Если вы согласны с утверждением, поднимаете красную карточку, если нет – зеленую

IX. Самостоятельная работа.

1. Списать. Выделить в словах приставки, подчеркнуть предлоги.

Лодка отплыла от берега. Мальчик нашел на дороге монетку. Солнце зашло за тучу. Всадник слез с коня. По дорожкам сада побежали ручейки.

2. Спишите, раскрывая скобки. Выделите приставки. Подчеркните предлоги.

(От)тащил (от)лужи, (с)лез (с)дерева, (за)шло (за) тучу, (по)ехали (по) дороге, (во)шел (во) двор, (под)прыгнул (под)потолок.

3. Списать, подставляя подходящие по смыслу приставки и предлоги.

…горы ..бежал поток проворный. . ехали ребята кататься …катере …озеру. Катер …плыл …берега. Солнце …шло .. .тучу. …берегу ребятишки ..брали красивых камне

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка, 3 класс

Планируемые результаты:

распознавать части речи на основе усвоенных признаков, устанавливать отличие предлогов от приставок, наблюдают за способами образования слов при помощи приставки, выделять в слове приставки; писать текст, вставляя пропущенную орфограмму и раскрывая скобки; различать приставочный способ словообразования и изменение формы слова при помощи предлогов.

Личностные результаты:

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения; о сознавать собственные достижения при освоении учебной темы.

Метапредметные УУД:

Познавательные: раскрывать смысл правила о написании предлогов и приставок в слове и обосновывать свое мнение;

анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; строить рассуждения, делают выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: проявлять познавательную инициативу, определять трудности, видеть способы их преодоления; выполнять самопроверку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания; ориентироваться в разных способах выполнения задания; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, общей беседе; строить монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров; договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе.

Организационный момент.

Учитель : Всем! Всем! Добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

Не мешай трудиться!

Не мешай учиться!

Чистописание .

На минутке чистописания мы будем писать отгадки, которые спрятались в этой фразе.

Света принесла из школы

Три пятерки за глаголы

За предлоги — тройку

А за суффикс — двойку .

Сколько в дневнике у Светы

Положительных отметок? (4)

Что же мы запишем в тетрадь? (от).

Мы — большущая семья,

Самый младший — это я.

Сразу нас не перечесть:

Маня есть и Ваня есть,

Юра, Шура, Клаша, Саша

И Наташа тоже наша.

Сколько нас в семье детей? (8) (записываем на )

Вдоль улицы стоят 100 домов. Мастера попросили изготовить номера для всех домов от 1 до 100. Чтобы выполнить заказ, он должен запастись цифрами. Подсчитайте в уме, сколько девяток потребуется мастеру? (20). Пишем в.

Футбольный матч продолжается два тайма по 45 минут. Сыграли уже 65 минут. Сколько минут еще будет продолжаться игра? (25 минут). Записываем по .

За булочку заплатили 5 рублей, а за кекс 32 рубля. На сколько кекс дороже булка? (на 27 рублей). Записываем при .

Актуализация знаний.

Доска: от на в, по, при

Посмотрите на доску, что мы с вами записали? (предлоги, приставки, слоги).

Какие задания вы можете предложить? (разделить на группы, найти лишнее и т.д.)

По какому принципу мы можем разделить их на группы? (Одна группа – предлоги, вторая приставки)

Что интересного вы заметили? (обе группы одинаковые).

Почему так получилось?

Самоопределение к деятельности.

Работа на macbook в парах.

Давайте повторим правила работы в паре.

Откройте macbook . Что вы видите?

отъехал от станции

наступил на ветку

вбежал в комнату

посмотрел по сторонам

присутствовал при разговоре

Какое задание вы можете предложить? (Составить словосочетания).

Самопроверка – на доске словосочетания, дети проверяют у себя на macbook . Кто справился с заданием?

По какому принципу вы искали пару?

Что вы заметили в этих словосочетаниях? (В правой и левой части совпадают от, на и т.д.)

Чем отличаются группы слов слева и справа? (В левом столбике записаны глаголы, а в правом существительные с предлогами, в левом столбике слова с приставками, в правом – с предлогами).

Сформулируйте тему урока. (Предлоги и приставки).

Для чего служат приставки? (Для образования новых слов).

Для чего служат предлоги? (Для связи слов в предложении).

Какую задачу вы поставите перед собой на уроке? (Научиться отличать предлоги от приставок).

4. Работа по теме урока.

Давайте проанализируем словосочетания, которые мы составили.

Чем отличаются слова в столбиках? (Частью речи, написанием предлогов и приставок).

Что общего в словах, записанных справа? (Существительные с предлогом, записаны раздельно).

Что общего в словах, записанных слева? (Это глаголы с приставками, пишутся слитно).

Какой вывод вы можете сделать? (Предлоги не стоят с глаголами).

Давайте проверим, правильный ли вывод мы сделали? Откройте учебники на странице 133. Прочитайте вывод.

Прочитайте фразу на доске.

Я правило бубня (под) нос в альбоме рисовал (под) нос.

Какое задание вы можете предложить? (Записать предложение, раскрывая скобки.)

Все ли слова вам понятны?

Измените предложение так, чтобы было понятно чей это был нос. (Я правило бубня (под) Машин нос в альбоме рисовал (под) нос).

Какое значение у слова поднос? ( предмет, на который ставят тарелки с едой и еще что-нибудь).

Попробуйте вставить слово между словом в скобках и словом нос.

Почему не получилось? (Изменяется значение слова).

Какой вывод мы можем сделать? (Если между словами можем вставить слово, то это предлог, пишем раздельно. Если между словами нельзя вставить слово, то это приставка, пишем слитно).

Проверим наш вывод по учебнику – стр. 132.

5. Физкультминутка.

Давайте составим алгоритм наших рассуждений.

Читаю сочетание слов

Я думаю, что это…

определяю часть речи вставляю слово или вопрос

если это глагол, нельзя вставить можно вставить слово

слово или вопрос или вопрос

значит это приставка

значит это приставка значит это предлог

пишу слитно пишу слитно пишу раздельно

Пользуясь алгоритмом, раскройте скобки и запишите слова правильно.

(До) катился (до) леса, (от) плыл, (от) берега, (по) шел, (по) дорожке, (на) ехал, (на) тротуар

(Запись в тетради и на доске).

6. Закрепление изученного материала.

Ученики писали текст. Прочитайте его. Что вы заметили?

Почему ученики допустили ошибки?

Зимой море за мерзло. Рыбаки со брались ловить рыбу. Они в зяли сети и по ехали насанях польду. На делали вольду дырок и за пустили сети. Рыбалка вэтот день удалась!

Поработайте в парах, найдите и исправьте ошибки, пользуясь алгоритмом. Проверка у доски.

Выберите себе задание, с которым справитесь (на карточках разного цвета задания различной сложности).

Спиши предложения, раскрывая скобки. Подчеркни предлоги. Выдели приставки.

Лодка (от) плыла (от) берега.

Мальчик (на) шёл (на) дороге монетку.

(С) крыши (с) бросили снег.

Спиши предложения. Найди слова с приставками и выдели их.

Охотник пошел на охоту. Сорока увидела охотника и давай кричать. Лиса услышала крик и убежала.

Вставьте предлоги и приставки, запишите предложения.

Воробей …бился … крышу.

Ваза …делана … стекла.

Повар …мешал сливки …. мукой.

Проверка и самооценка: Проверьте свою работу – возьмите красную карточку и сверьте свои ответы с правильными. Поставьте себе отметку.

Над какой темой мы работали на уроке?

Достигли мы целей, которые поставили перед собой в начале урока?

Украсьте елочку: зеленый шарик – хорошо работал на уроке, справился с заданиями, достиг поставленной цели. Желтый шарик – не все задания мог выполнить, требуется повторить тему. Красный – тема сложная, осталось много непонятного.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 3 классе .Учиться распознавать предлог и приставку.

Конспект урока русского языка в 3-м классе

Выполнила: Сучкова И.В.

Тип урока: урок освоения новых знаний

Цель урока: создать условия для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами.

Задачи урока:

1. Образовательная – обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога

2. Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;

3. Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения, доброму отношению к окружающей природе.

4. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Оборудование:

1. Русский язык: Учебник. Часть 1: для 3 класса четырёхл.нач.шк. – М.:Просвещение, 2013г.

3. Карточки с заданиями.

4. Средства обратной связи (светофоры)

Технология: проблемного обучения; в урок взяты элементы технологии системно – деятельностного обучения.

Методы: словесный, практический, наглядный

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Цели урока направлены на достижение учащимися:

личностных результатов:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

метапредметных результатов:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями урока.

предметных результатов:

- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

- первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

- отличать слова с приставками от предлогов;

- применять правила правописания предлогов и приставок;

Организационный момент

Скажите, что хотели бы получить от сегодняшнего урока.

-Какое у вас настроение?

- Ребята, улыбнитесь друг другу, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.


Минутка чистописания.

- Я даю вам инструкцию, а вы выполняете действие. Готовы? (Да). Тогда начнём:

-Возьмите тетрадь. Положите парту, возьмите ручку, запишите тетради дату. (Выполнить не можем.)

- Почему выполнить не можете задание? (Пропущено слово.) Догадайтесь, какое слово я пропустила? (На, в.)

- Чтобы выполнить действие и понять чью-то фразу, необходимо помнить о маленьких словах. Как они называются? (Предлоги.)

На слайде 1: Возьмите тетрадь. Положите на парту, возьмите ручку, запишите в тетради дату.

- А теперь выполните данную инструкцию. (На слайде 2 и на доске: число, классная работа).

Слайд 3: На, за, по, от, со, под. (На доске)

- Запишите данную строку в тетради.

Самоопределение к деятельности

- Посмотрите внимательно на строку. Что записали вы? (предлоги и приставки). Слайд. 3 На, за, по, от, со, под,

-Так приставка или предлоги? Кто сможет доказать?

- Где приставка? Где предлог? Кто бы нам понять помог?

- Значит, какую учебную задачу предстоит нам решить на этом уроке? (Будем учиться различать предлоги и приставки).

- Для чего нужно уметь различать их? (Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки и предлоги, правильно написать письмо, заявление и другие документы).

- Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока? (Тема: Правописание приставок и предлогов).

- А цель нашего занятия – различать приставки и предлоги, правильно употреблять в письменной и устной речи. Слайд 4 (на доске)

Первичное усвоение новых знаний

Слайд 5: Хорошеесловодосердцадойдет.

- Расшифруйте данную пословицу. Слайд 6: Хорошее слово до сердца дойдет.

- Объясните смысл данной пословицы.

- На что нужно обратить внимание при написании данной пословицы? (На то, что предлоги пишутся раздельно, а приставки слитно).

- Запишите данную пословицу, выделите приставку и предлог. Предлог выделяем в кружок, сверху обозначаем. (На слайде 7)

– Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)

– Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем на письме, пишется слитно.)

– Как найти приставку в слове? (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.) Докажите, подберите однокоренное слово с другой приставкой (Уйдет, пойдет и т.д.).

– Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении.)

– Как пишется предлог с другими словами? (Предлог с другими словами пишется раздельно.)

– Попытайтесь между предлогом и следующим за ним словом вставить вопрос или другое слово.

Слайд 8: Хорошее слово до (до чего?) сердца дойдет.

Хорошее слово до щедрого сердца дойдет.

- Поэтому предлоги пишутся раздельно.

- С какой частью речи употреблен предлог в данной пословице? (Имя существительное).

- Я хочу вам открыть небольшой секрет. В русском языке предлоги никогда не употребляются с глаголами. Надеюсь этот секрет вы будете помнить всегда.

Первичная проверка понимания. Составление кластера в группах.

- Сейчас я вам предлагаю составить в группах кластеры по нашей теме урока. У каждой группы на столах лежат фразы, распределите их так, чтобы получилась сравнительная таблица. Можете использовать фломастеры, выделять главное, подчеркивать. После один ученик будет защищать свой кластер у доски. На это вам 2 минуты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формировать умения различать предлоги и приставки, правильно писать их и употреблять в речи.

Тема: Правописание приставок и предлогов

Цель: формировать умения различать предлоги и приставки, правильно писать их и употреблять в речи.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте слова. В каких частях слов пропущены буквы? Объясните написание слов.

— Найдите название растения. Объясните образование это­го слова. (Подснежник. Образовано от слова снег с помощью приставки под- и суффикса -ник.)

III. Актуализация знаний

— Выпишите слова с приставками. Приставки выделите.

Закрутила метель. Белка поспешила к гнезду. Гнездо у зверька тёп­лое. Забралась белка в гнездо, прикрылась пушистым хвостиком. Холод­ный ветер и мороз не страшны зверьку. Утихла непогода. Вылезла белка из гнезда. Она ловко поскакала с дерева на дерево.

IV. Самоопределение к деятельности

— Спишите, раскройте скобки. Русый заяц (по)бежал (по)полю.

— Как нужно написать по со словом бежал? (Слитно.)

— Докажите. (Это приставка. Приставки пишутся слитно со словами.)

— Как нужно написать по со словом полю ? (Раздельно.)

— Докажите. (Это предлог. Предлоги пишутся раздельно с дру­гими словами.)

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику Упр. 257 (с. 131).

— Прочитайте. Какие словосочетания можно составить?

— Прочитайте словосочетания, которые у вас получились.

— Назовите приставки и предлоги.

— Сравните приставки и предлоги в каждом словосочетании. Что вы заметили?

— Какую роль играет приставка в слове? (Придаёт слову новое значение.)

— Какую роль играет предлог? (Служит для связи слов.) Упр. 258 (с. 131).

(Работа в парах. Проверка.)

— Что у вас получилось? (За ушко да на солнышко.)

— Объясните смысл этой поговорки.

— Как пишутся предлоги?

— Прочитайте сведения о языке на с. 132.

— Что такое приставка?

— Как пишутся приставки?

— Что такое предлог?

— Как пишутся предлоги?

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 259 (с. 132).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Прочитайте предложения. Назовите приставки и предлоги.

— Как пишутся приставки?

— Как пишутся предлоги?

2. Упражнение в правописании приставок и предлогов

— Спишите. Подчеркните предлоги, выделите приставки.

1) Лодка (от)плыла (от)берега. 2) Мальчик (на)шёл (на)дороге монетку. Ц Солнце (за)шло (за)тучу. 4) Всадник (с)лез (с)коня. 5) (По)дорожкам сада (по)бежали мутные ручейки. 6) (До)лагеря мы (до)брались только ночью. 7) Весной (с)брасывают снег (с)крыш. 8) Коля (за)шёл (за)своим другом.

— Спишите, вставьте подходящие по смыслу слова между предлогом и словом, к которому он относится. Подчерк­ните предлоги, выделите приставки.

1) Воробей забился под. крышу. 2) Ваза сделана из. стекла. 3) Ма­шина подъехала к . дому. 4) Лось спрятался за . дерево. 5) Грачи раз­гуливали по . аллее. 6) Ребёнок отдёрнул руку от . сковородки. 7) В . сторожку вбежал лохматый пёс.

Слова для справок: черепичная, синее, кирпичный, ветвистое, липовая, горячая, лесная.

Читайте также: