Конспект урока гоголь шинель 9 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ конспект урока лит в 9 кл гоголь.docx

Урок литературы в 9 классе.

Провела: Плескачева Н.В.,

учитель русского языка и литературы.

Цели и задачи урока:

- познакомить с повестью Н. В. Гоголя “Шинель”;

- определить тему, идею,

- проследить раскрытие темы “маленького человека” в русской литературе;

- учить анализу текста;

-работа с литературоведческими понятиями “портрет”, “деталь” и др.

-развитие навыков монологической речи;

-развитие навыков работы с критической литературой;

-воспитание любви и уважения к личности человека.

Ф. М. Достоевский

Оборудование : компьютер, проектор, презентация к уроку

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

- Назвать цели урока.

- Эпиграфы. Слайд 2

- Какова история создания повести? Послушайте, что говорят об этом современники Н. В. Гоголя.

Однажды при Гоголе был рассказан анекдот, который его вдохновил на создание повести “Шинель”. Он звучал так: жил один бедный чиновник, но страстный охотник. Он долго копил на ружье, о котором мечтал. Его мечта сбылась, но он его потерял, плывя по Финскому заливу. Вернувшись домой, от расстройства он умер.

ІІІ. Проверка домашнего задания. Слайд 5

Цель : выявить знания учащихся по сюжету повести.

Чин гоголевского чиновника? (Вечный титулярный советник)

Кто это? Догадайтесь по описанию:

3. Восстановите предложение.

«Мало сказать: он служил ревностно, нет… (он служил с любовью)

ІV. Слово учителя .

В жаркий летний день древние афиняне увидели на площади Демосфена с горящим фонарем в руках.

-Ты что ищешь?- спросили они.

-Я ищу человека, - отвечал Демосфен и продолжил свой путь. Через время афиняне опять обратились к Демосфену:

- Так что же ты ищешь, Демосфен?

- Так что же это значит – быть Человеком?

- Чем человек отличен от вещи?

Слайд 9 - Тема замысла

- Что лежит в основе писательского замысла?

- С темой мы определились, а какова идея повести?

Слайд 10 – Идея

Повесть Гоголя небольшая, но многозначная.

Возьмем первую проблему – государство и человек.

- Представлено ли в повести государство? Кем или чем?

(Чиновниками, и самим Петербургом, как столицей государства)

V. Работа с учебником.

Слайд 14 - учебник

Задание : Откройте учебник на странице 263, Прочитайте вступительную статью

- Каким мы видим Петербург?

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный,

Скука, холод и гранит.

Стр. 270, 281, 282, 284

- Петербург показан контрастно: город богатых и бедных

-Чем подчеркивается богатство и величие столицы?

( Богатой архитектурой, витринами магазинов, где выставлены вещи, одеждой прохожих -вещи)

- А чем заняты чиновники разного уровня?

(Они заняты своими делишками, все они на одно лицо!)

Слайд 17 . Вывод.

Описание столицы подчеркивает контрастность состояние государства; рассказ о разного уровня чиновниках выражает горькую мысль писателя о никчемности и пошлости государственной власти – все заняты своими делишками, никто не думает ни о порядке, ни о гражданах. По мнению Гоголя, все на одно лицо.

VІ. Работа с повестью.

Учитель. Рассмотрим вторую проблему – Человек.

- Кого мы видим в этом описании? (Чиновника)

- А чего нет у этого чиновника? (Лица, неповторимого человеческого лица)

- Можно назвать его личностью?

- Что мы понимаем под личностью?

- Докажите, что чиновник есть, а неповторимого человеческого лица нет, как нет личности?

(Внутренние монологи Акакия Акакиевича, потеря права на собственное имя)

-Что самое страшное в повести? Сцена ограбления? Финал? (Нет. Самое странное - название)

Слайд 19 - Вывод

Вещь заменила человека, а как следствие этого исчез и портрет героя.

- Только ли у Акакия Акакиевича нет лица?

(Нет, лица нет у Петровича, и у значительного лица, у чиновников)

Учитель. Вспомните табакерку Петровича. Какой – то генерал с заклеенным лицом. Белая бумажка вместо лица.

(Мундир заменил личность, Чин затмил человека.)

- Что же делать человеку в этом мире?

- Какие пути намечает автор?

Их несколько. Первый – достаточно призрачный: вопреки всему стать другим, остаться человеком, а значит личностью.

Второй – можно повторить путь главного героя и стать …никем, легко заменимым колесиком и винтиком огромного бюрократического механизма.

- Зачитайте строки, доказывающие, что Акакий Акакиевич всего лишь винтик – стр 292

Вывод: Акакий Акакиевич не состоялся как личность, не стал значительным лицом.

А ведь это тоже путь предлагаемый Гоголем, - стать значительным.

Учитель. Ребята, подумайте, а кого поразила эта болезнь - стать значительным?

(Оказывается, все герои подвержены ей. Петрович стр 279)

-А главный герой? Он разве не повержен этой болезни? Даже для него автор не делает исключения!

- Вспомните, о какой шинели мечтает Акакий Акакиевич? Гоголь подчеркивает, что шинель для Акакия Акакиевича стала чем – то большим, чем деталь одежды.

- Ощутил ли Башмачкин свою значительность и благодаря чему?

(Да, один раз в жизни, и благодаря шинели, а не благодаря своим достоинствам)

- Скажите, стремление к значительности было естественным для Акакия Акакиевича?

(Для него – нет, для других – да)

(На вечеринке ему неуютно, по дороге домой он чувствует себя не лучшим образом, нелепая попытка найти защиту у значительного лица)

- А мог ли разговор со значительным лицом сложиться иначе?

(Да, не будь у него в приемной третьего лица, перед которым надо сыграть роль крупного начальника)

Слайд 22 – ролик

Жизнь быстро все расставляет по своим местам: потеря шинели, болезнь, смерть. И врач советует заказать сосновый гроб, так как дубовый дорог для Акакия Акакиевича.

Вывод: Холодный Петербург встретил и проводил Акакия Акакиевича Башмачкина по одежке. Ценность человека определяется по формальным признакам, по внешним данным – одежде, чину, дому, но иначе быть и не может: такова суть государственного устройства.

- Может ли быть иначе? (Нет. Такова сущность государственного устройства)

- Какой горький вывод об Акакии Акакиевиче делает гоголь? Зачитайте отрывок. (стр 292)

- Изменилось ли что – то в Петербурге, в государстве после смерти Акакия Акакиевича?

- Поднимается ли Акакий Акакиевич до протеста против власти?

(Нет, он искал и нашел свою шинель)

Задание. А теперь посмотрите на экран.

I . Маленький человек: Самсон Вырин, Евгений, Акакий Акакиевич Башмачкин

II . Маленький человек: Самсон Вырин,

Акакий Акакиевич Башмачкин

- Какая запись вам кажется правильной?

I. Все одного качества, в одном ряду.

- Какие видовые особенности каждого вы отметили бы?

(Вырин – внешняя бедность и высокая духовная нравственность в христианском смысле.

Евгений - внешняя бедность, но внутренняя цельность: мечта о человеческом счастье

Учитель. Подведите итог, соотнеся с темой урока.

Слайд 25 – итог

Своей повестью Гоголь хотел сказать, что это страшно, когда ценность человека определяется по формальным признакам: мундир, чин, дом… но страшно и то, что в мире с такими ценностями человек не может оставаться человеком, значит и личностью. Это значит он теряет неповторимое человеческое лицо.

- Неужели все так безнадежно? Есть ли в повести какое – нибудь положительное начало?

Слайд 26. - Гоголь

Да, оно в повествователе.

Слайд 28 - Рефлексия

Слайд 29 – вывод

Задание на дом: Ответьте на вопрос письменно.

Сегодня мы поговорим с вами о любви, чувстве, знакомом каждому из вас. Попытаемся проникнуть в тайну: может ли быть произведение о любви, если в нем нет любовной линии.

чтение слов А. П. Чехова

… надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные… - пишет А. П. Чехов в рассказе “Крыжовник”.

Такими “молоточками” приходят к читателю произведения А. С. Пушкина , Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова.

слайды с портретами

- Вспомните произведения, где мы встречались с этим героем - “маленький человек”?

- А что это за тип героя?

- Особое место в этом ряду занимает повесть Н. В. Гоголя “Шинель” - “одно из глубочайших созданий Гоголя”, по словам В. Г. Белинского, “колоссальное произведение”, по мнению Герцена. Чем заслужила повесть столь высокие оценки, нам и предстоит сегодня выяснить.

2. История создания.

Замысел повести “Шинель” родился не сразу.

В середине 30-х годов Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье. Первый набросок повести имел название “Повесть о чиновнике, крадущем шинели”. В этом наброске просматривались анекдотические мотивы, комические эффекты. Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 году Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя, и повесть печатается, завершая цикл “Петербургских повестей. ” Место действия – Петербург - выбран неслучайно.

- Как вы думаете, почему?

(город безжалостен, равнодушен к миру “маленького человека”)

3. Анализ повести.

- Расскажите о главном герое. Как было дано имя? Какие строки говорят о предопределенности судьбы?

Сегодня на уроке нам будет помогать СЛОВАРЬ устаревших слов. (см. приложение)

- Каков быт Акакия Акакиевича? Как живет этот человек?

- Каково отношение к нему сослуживцев?

- Какое сравнение использует Гоголь, чтобы показать унизительность положения этого человека?

работа с иллюстрацией к тексту (см. рисунок 1)


- Посмотрите, что попытались показать иллюстраторы?

- Подберите строчки из текста.

- Каким образом Гоголь показывает обезличенность Акакия Акакиевича? Подчеркивает типичность?

работа над портретом героя

Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет это значение:

- ДОСКА: АКАКИЙ - смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный

- Как вы думаете почему?

- Какие чувства вызывает у вас герой? Когда вы смеялись, а когда сочувствовали ему?

чтение сцены разговора с Петровичем

- А каково авторское отношение?

Гоголь дает два противоположных, даже несовместимых полюса в портрете героя.

- Башмачкин - несчастный или посмешище?

- Появление шинели приоткрывает душевный мир героя.

- Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник?

работа с иллюстрацией (см. рис. 2)


- Прочти эпизод, изображенный иллюстраторами.

- Давайте подберем эпитеты к шинели с точки зрения Акакия Акакиевича.

- Проследите по тексту за изменением портрета, поведения, речи героя в то время, когда он впервые надел шинель.

- Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя?

(статус в глазах сослуживцев, сам становится тверже характером, но все это формально)

Я предлагаю вам в группах обсудить два высказывания современников.

работа в группах

высказывание А. Григорьева и воспоминания П. Анненкова

- Достоин ли Башмачкин человеческого звания или он полное ничтожество?

- Где кульминация повести?

- Что происходит с Акакием Акакиевичем ? (потрясение, буря эмоций, чувств, но Гоголь не дает прямой речи персонажа – только пересказ. Акакий Акакиевич остается бессловесным даже в критическую минуту своей жизни)

- В чем заключается особый драматизм этой ситуации?

(никто не помог ему)

- К кому обращается Акакий Акакиевич ?

работа с иллюстрацией (см. рисунок 3)


- Что удалось изобразить иллюстраторам?

- Давайте прочитаем сцену встречи со значительным лицом, стараясь верно передать интонацию.

- Каким же вы увидели чиновника?

- Почему у него даже нет имени, только средний род-лицо?

- Давайте посмотрим финал повести и подумаем , почему именно так заканчивается повесть?

просмотр видеофрагмента из к/ф “Шинель”

- А теперь я вам предлагаю в группах обсудить вопрос о финале повести.

(см. приложение задание №3)

выступление первой второй, третьей группы

- За что наказывается значительное лицо? (нет сострадания, нет любви к ближнему, нарушает главную заповедь “возлюби ближнего”)

выступление четвертой группы

- Как вы понимаете авторскую позицию?

- О чем же это произведение? (несмотря на отсутствие любовной линии, это произведение о любви к человеку, о необходимости видеть в каждом Божье творение)

- Вспоминаются строчки из Библии: “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга”, “возлюби ближнего как самого себя”

- Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока ( слова Чехова). ---Зачем же нужно это напоминание?

5. Домашнее задание.

Башмачкин – несчастный или посмешище? Поразмышляйте над этим вопросом (письменно).

Попробуйте сравнить ваши первые впечатления после прочтения повести Н. В. Гоголя “Шинель” и впечатление, сложившееся после урока.

- Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке по карте самооценки (см. приложение задание №4)

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал.


- Познакомимся с этим понятием.

- Сравним, насколько Гоголь отошёл от реальной основы, заполнив таблицу. (см. раздаточный материал)

Литота — это образное выражение, стилистическая фигура, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления. Литота в этом смысле противоположна гиперболе, поэтому по-другому её называют обратной гиперболой.

6) – В северной столице с её суровым климатом главным врагом бедных чиновников был мороз, ибо бедные люди не могли себе позволить иметь несколько видов верхней одежды в зависимости от погоды. Обычно мужчины в холодное время носили шинель: это была одежда как военных, так и штатских, причём покрой шинели в 19в. отличалася от современного. Женщины же в домашнем обиходе надевали капот – род халата. Сослуживцы Акакия Акакиевича подтрунивали над шинелью Акакия Акакиевича, называя её капотом, подчёркивая низкое социальное положение, приравнивая его к женщине.

- Шинель Акакия Акакиевича, уже и до этого не раз чиненная, а потому и потерявшая приличный вид, обветшала вконец. Прочитаем по ролям диалог Акакия Акакиевича и Петровича, постараемся передать характер и чувства героев во время этого разговора.

2 урок Мечта и реальность в повести. Образ Петербурга

- Все ли справились с домашним заданием? Были трудности? (Учащиеся отметили, что им трудно было найти подходящие цитаты, характеризующие Акакия Акакиевича в период новой шинели. Видимо потому, что этот этап ещё не разбирался в классе.)

- Обратимся к возможному варианту заполнения таблицы:

Период новой шинели

Отношение к переписыванию бумаг

Там, в этом переписываньи, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир

Один раз, переписывая бумагу, он чуть-было даже не сделал ошибки…

после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг

Отношение к внешнему миру и развлечениям

Ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что делается и происходит всякой день на улице… даже тогда, когда всё стремится развлечься, Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению.

Акакий Акакиевич глядел на всё это, как на новость. Остановился с любопытством перед освещенным окошком магазина… даже побежал-было вдруг, неизвестно почему, за какою-то дамою…

Отношение к своей одежде самого героя и сослуживцев

Он не думал вовсе о своем платье: вицмундир у него был не зеленый, а какого-то рыжевато-мучного цвета… Шинель Акакия Акакиевича служила тоже предметом насмешек чиновникам…

шинель-то, сукно… вот видишь, везде в других местах совсем крепкое, оно немножко запылилось, и кажется, как будто старое, а оно новое…

скинул шинель и повесил ее бережно на стене, налюбовавшись еще раз сукном и подкладкой, и потом нарочно вытащил, для сравненья, прежний капот свой, совершенно расползшийся. Ой взглянул на него, и сам даже засмеялся: такая была далекая разница!

Все в ту же минуту выбежали в швейцарскую смотреть новую шинель Акакия Акакиевича. Начали поздравлять его, приветствовать…

Отношение к переменам в жизни

нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь…

Сердце его, вообще весьма покойное, начало биться…

Он чувствовал всякой миг минуты, что на плечах его новая шинель, и несколько раз даже усмехнулся от внутреннего удовольствия.

- Какие выводы вы можете сделать об изменениях в жизни героя? Как называется приём, при помощи которого писатель противопоставляет события, героев?С какой целью его использует Гоголь?

- Шинель преобразила Акакия Акакиевича и его жизнь:

(Приходим к выводу, что сослуживцам шинель интересна даже более самого Акакия Акакиевича, как диковинка, чиновниками движет праздное любопытство, и они быстро переходят к предметам более для них интересным: к карточной игре, а шинель в небрежении валяется на полу.)

- А теперь прослушайте инструментальную композицию Д.Маликова. К какому эпизоду повести она бы подошла в качестве музыкальной иллюстрации? (Гулкие шаги на фоне тревожной мелодии, постепенно убыстряющиеся, и нарастающая эмоциональная напряжённость мелодии подсказывают учащимся, что это эпизод, когда герой идёт домой и происходит ограбление. Мелодия отражает страх и отчаяние героя. Зачитываем, как написал Гоголь:

- Шинель украдена, и Акакий Акакиевич в робкой надежде, в последней надежде идёт по совету одного из чиновников к значительному лицу. Зачитаем этот эпизод:

- Почему значительное лицо не помог Акакию Акакиевичу, чем объяснить его поведение?

- Зачитайте эпизод похорон Акакия Акакиевича.

(Ученики отмечают как бы противоречивое отношение писателя к своему герою: с одной стороны, он жалеет его, но в то же время рисует его ничтожество и бессмысленность его жизни. Кажется, что единственная цель его жизни – это шинель. Однако хоть на краткий миг, но он был счастлив. Получается, что он жил только ради этого мига счастья?)

После таких размышлений ученикам предлагается домашнее задание, направленное на сопоставление точек зрения самого Н.В. Гоголя и Н.Г.Чернышевского на Акакия Акакиевича, на определение своего отношения к этому герою.(Раздаточный материал задание 7)

Материалы к 3 уроку (дополнительному) Интерпретация повести в кино


Грабёж
AVI / 20.02 Мб
Холодное пространство Петербурга
AVI / 8.07 Мб
Крики о помощи
AVI / 2.91 Мб
Несколько отлично изображены в фильме и обстоятельства, при которых происходит похищение шинели: в безлюдных местах Акакий Акакиевич оказывается потому, что женщина лёгкого поведения заставляет его сыграть роль своего папеньки, чтобы скрыться от полицейского, следящего за ней. И вот Акакий Акакиевич, растерянный, но польщённый, идёт её провожать. Оказавшись в безопасности, женщина, посмеявшись над нашим наивным героем, бросает его, и Акакий Акакиевич оказывается в незнакомом месте, но не на пустынной площади, как в повести, а в тёмной и бесконечной галерее, где и встретились ему грабители. Очнувшись, Акакий Акакиевич кричит, но галерея только эхом отвечает ему – так в фильме подчёркнуто безлюдное и холодное пространство Петербурга. Мало того, в повести Гоголя мы видим будочника, к которому в итоге подбегает несчастный Акакий Акакиевич с угрозами. А в фильме мы видим полное безлюдье: Акакий Акакиевич то бьётся в запертую решётку, то пытается докричаться до людей в одиноко светящемся окне и в бессильном порыве убегает. Таким образом, в фильме усилена трагедия произошедшего.

Ещё более интересным выглядит эпизод посещения квартиры полицейскими, ведь в повести этого нет. Режиссёр хочет подчеркнуть абсурдность происходящего: полицейский, видя своими глазами мёртвого Башмачкина, всё равно спрашивает, не выходил ли он из дому.

Таким образом, подводя итог нашим наблюдениям над фильмом, следует отметить, что в фильме несколько смягчено отношение к Акакию Акакиевичу со стороны других героев, окружающие его люди человечнее, добрее. Да и сам Акакий Акакиевич не выглядит таким уж незначительным, незаметным. В то же время значительное лицо обрисовано в фильме более жёсткими красками. Авторы включили эпизоды, отсутствующие в повести, но по-своему выражающие её идею.

Михайлова М.В. Изучение творчества Н.В.Гоголя в школе: Аксиологический подход. – Смоленск: СОИУУ, 2006.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале представлена разработка урока литературы в 9 классе по теме "Тема "маленького человека" в повести Николая Васильевича Гоголя "Шинель". Эта повесть является составной частью известного цикла Гоголя "Петербургские повести". Материал состоит из конспекта урока по данной теме и мультимедийной презентации к нему.

…надо, чтобы за дверью
каждого довольного, счастливого человека
стоял кто-нибудь с молоточком
и постоянно напоминал бы стуком,
что есть несчастные…

развивать навыки монологической речи;

воспитывать любовь и уважения к личности человека.

Оборудование:

презентация к уроку (приложение №1);

приложения с заданиями для групп учащихся;

1. Организационный момент. Сегодня мы поговорим с вами о любви, чувстве, знакомом каждому из вас. Попытаемся проникнуть в тайну: может ли быть произведение о любви, если в нем нет любовной линии.

2. Подготовка к восприятию нового материала.

Слайд №1. Запись в тетрадях учащихся темы урока. Объявление целей урока.

Слайд 2. Чтение и комментарий эпиграфа урока – высказывания А. П. Чехова.

- А что это за тип героя?

Особенности Петербурга Гоголя. (В сравнении с Петербургом Пушкина).

5. Практическая работа.

Слайд 8. Заполнение сравнительной таблицы.

- Как вы думаете, почему?

6. Проверка знания текста.

По горизонтали:

Место действия повести. (Петербург)

Это насекомое упоминается в повести дважды. С ним сравнивается главный герой. (Муха)

Какой мех выбран был на воротник шинели? (Кошка)

Мечта всей жизни Башмачкина. (Шинель)

Это окружает всю жизнь Акакия Акакиевича. (Бедствия)

Сильный враг всех, кто получает 400 рублей жалованья в год. (Мороз)

В каком департаменте служил Акакий Акакиевич? (Одном)

По вертикали:

7. Анализ повести.

- Расскажите о главном герое.

-Какие строки говорят о предопределенности судьбы? Найдите их в тексте.

- Каким образом Гоголь показывает обезличенность Акакия Акакиевича? Подчеркивает типичность?

Слайды 10, 11, 12.

Работа над портретом героя.

- Сравните изображения А.А., созданные разными художниками. Какое из них наиболее близко вашему представлению этого героя и почему?

Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет это значение:

(Значение имени Акакий). Прием говорящих фамилий. (Почему Башмачкин, а не Башмаков, скажем?)

АКАКИЙ - смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный

- Как вы думаете почему?

- Какие чувства вызывает у вас герой? Когда вы смеялись, а когда сочувствовали ему? (Найдите эти эпизоды в тексте повести).

- А каково авторское отношение к герою?

Гоголь дает два противоположных, даже несовместимых полюса в портрете героя.

- Башмачкин - несчастный или посмешище?

8. Работа в группах.

Познакомьтесь с высказыванием А. Григорьева об А.А. Я предлагаю вам в группах обсудить это высказывание. Согласны ли вы с ним? (Приложение – задание №2).

- Достоин ли Башмачкин человеческого звания или он полное ничтожество? Аргументируйте свой ответ. (Выступление 1-ой и 2-ой групп).

9. Работа над композицией произведения.

Слайды 15, 16, 17.

Иллюстрации к завязке.

Слайды 18, 19, 20, 21, 22.

- Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник?

- Прочти эпизоды, изображенные иллюстраторами.

- Давайте подберем эпитеты к шинели с точки зрения Акакия Акакиевича.

- Проследите по тексту за изменением портрета, поведения, речи героя в то время, когда он впервые надел шинель.

- Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя?

(выборочное чтение) .

Слайды 23, 24, 25.

- Где кульминация повести?

- Что происходит с Акакием Акакиевичем? (Потрясение, буря эмоций, чувств, но Гоголь не дает прямой речи персонажа – только пересказ. Акакий Акакиевич остается бессловесным даже в критическую минуту своей жизни).

- В чем заключается особый драматизм этой ситуации?

(никто не помог ему)

Слайды 28, 29, 30.

- К кому обращается Акакий Акакиевич?

работа с иллюстрациями

- Что удалось изобразить иллюстраторам?

- Давайте прочитаем сцену встречи со значительным лицом, стараясь верно передать интонацию.

- Каким же вы увидели чиновника?

- Почему у него даже нет имени, только средний род-лицо?

-Что является развязкой сюжета?

- Давайте посмотрим финал повести и подумаем, почему именно так заканчивается повесть?

Слайд 32. Эпилог повести.

10. Работа в группах.

- А теперь я вам предлагаю в группах обсудить вопрос о финале повести.

-Для чего Гоголь использует элемент фантастического в финале повести?

(Ответы 3-ей и 4-ой групп).

11. Общий вывод урока.

- О чем же это произведение? (несмотря на отсутствие любовной линии, это произведение о любви к человеку, о необходимости видеть в каждом Божье творение)

- Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока ( слова Чехова).

-Зачем же нужно это напоминание?

12. Домашнее задание.

13. Подведение итогов урока.

- Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке в листе самооценки (Приложение №4).

Урок литературы в 9 классе.

учитель русского языка и литературы

… надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные… А. П. Чехов

надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…

История создания повести


АККАКИЙ смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный

смиренный, незлобивый,

не делающий зла, невинный

Акакий Акакиевич Башмачкин. Художник П. Боклевский

Акакий Акакиевич Башмачкин. Художник П. Боклевский

Акакий Акакиевич. Художник Г. Тарасенко

Акакий Акакиевич. Художник Г. Тарасенко

Акакий Акакиевич Башмачкин.

Акакий Акакиевич Башмачкин.

Аккакий Аккакиевич в департаменте.

Аккакий Аккакиевич в департаменте.

Акакий Акакиевич Башмачкин в департаменте. Художник Б. Кустодиев. 1909

Акакий Акакиевич Башмачкин в департаменте.

Художник Б. Кустодиев. 1909

Акакий Акакиевич в департаменте за работой. Художник Ю. Игнатьев

Акакий Акакиевич в департаменте за работой. Художник Ю. Игнатьев

Портной Петрович осматривает старую шинель. Художник Л. Подлясская. 1951

Портной Петрович осматривает старую шинель. Художник Л. Подлясская. 1951

Аккакий Аккакиевич примеряет шинель.

Аккакий Аккакиевич примеряет шинель.

Акакий Акакиевич у портного Петровича. Художник Ю. Игнатьев

Акакий Акакиевич у портного Петровича. Художник Ю. Игнатьев

Акакий Акакиевич у портного Петровича. Художник Б. Кустодиев. 1909

Акакий Акакиевич у портного Петровича. Художник Б. Кустодиев. 1909

Примерка новой шинели. Художник Л. Подлясская. 1951

Примерка новой шинели. Художник Л. Подлясская. 1951

Акакий Акакиевич в новой шинели на пути в департамент. Художник Б. Кустодиев

Акакий Акакиевич в новой шинели

на пути в департамент. Художник Б. Кустодиев

Акакий Акакиевич в новой шинели. Художник Н. Гольц

Акакий Акакиевич в новой шинели. Художник Н. Гольц

Акакий Акакиевич в новой шинели. Художник Ю. Игнатьев

Акакий Акакиевич в новой шинели. Художник Ю. Игнатьев

Акакий Акакиевич и петербургский мороз. Художник Ю. Игнатьев

Акакий Акакиевич и петербургский мороз. Художник Ю. Игнатьев

Возвращение Акакия Акакиевича из гостей. Художник Б. Кустодиев

Возвращение Акакия Акакиевича из гостей. Художник Б. Кустодиев

Ограбление Акакия Акакиевича. Художник Ю. Игнатьев

Ограбление Акакия Акакиевича. Художник Ю. Игнатьев

Акакий Акакиевич у значительного лица. Художник Т. Шишмарева. 1951

Акакий Акакиевич у значительного лица. Художник Т. Шишмарева. 1951

Акакий Акакиевич у значительного лица. Художник Ю. Игнатьев

Акакий Акакиевич у значительного лица. Художник Ю. Игнатьев

Акакий Акакиевич у значительного лица. Художники Кукрыниксы. 1951

Акакий Акакиевич у значительного лица. Художники Кукрыниксы. 1951

Похороны Акакия Акакиевича. Художник Ю. Игнатьев

Похороны Акакия Акакиевича. Художник Ю. Игнатьев

Призрак Акакия Акакиевича нападает на значительное лицо. Художник Ю. Игнатьев

Призрак Акакия Акакиевича нападает на значительное лицо. Художник Ю. Игнатьев

Читайте также: