Конспект урока рецензия 10 класс

Обновлено: 02.07.2024

Урок отрецензирован преподавателями кафедры межкультурных коммуникаций и методики преподавания русского языка и литературы Скргайло Т.О. и Ахбаровой Г.Х.

1) Научить, на основе предложенного текста создавать собственное высказывание в жанре рецензии.

Развивать навыки анализа средств выразительности языка.

Воспитание нравственных и духовных качеств учащихся.

3) Раздаточный материал с опорно-речевыми конструкциями для написания сочинения в жанре рецензия.

Содержание

1. Слово учителя

В течение нескольких занятий мы работали над комплексным анализом текста. Решая орфографические, пунктуационные, речевые задачи в тексте, мы готовились к созданию собственного текста, творческой работы в жанре рецензии.

Рецензия, как вы помните (обратить внимание на консультативный раздаточный материал), - это развернутое критическое суждение о произведении искусства, в основе которого – анализ текста в единстве его содержания и формы.

Умение написать рецензию на прочитанный текст – это умение выражать свое отношение к проблеме, поставленной автором, и показать, какие средства языка помогли автору сказать о ней понятно и убедительно.

2. Работа над содержательной стороной текста

- О чем этот текст?

- Какие ключевые слова дали возможность понять главную мысль текста?

(заголовок, дружба, друг, друзья, преданность, любовь, добро…)

- В каком предложении выражается тема текста?

Запись у доски и

в тетради составленного предложения с выражением основной мысли текста.

- На какие микротемы можно разделить текст?

1) Во вступлении автор убеждает нас в том, что все живущее на земле неповторимо. Это философское видение мира Астафьева настраивает нас на размышление.

2) Под влиянием чего развивается человек?

3) О настоящей и мнимой дружбе

4) О соотношении добра и зла в мире

- Запишите основную мысль текста одним предложением. - Охарактеризуйте его по строению

Н-р: Настоящая Дружба, награда человеку редкая и драгоценная, бывает крепче и вернее родственных связей, влияет на человеческие отношения сильнее, чем коллектив; в настоящей дружбе стараются за преданность платить преданностью, за любовь - любовью.

- Какое из предложенных высказываний вы выбрали бы в качестве эпиграфа к тексту? Почему?

Высказывания записаны на

доске или спроецированы.

Учитель: краткие биографические сведения

1. Брат может не быть братом, но друг – всегда брат. Б. Франклин.

2. Ни музы, ни труда, ни радости досуга, ничто не заменит единственного друга. А.С. Пушкин.

3. Чем жив, кто дружбы не познал святой?

Подобен он жемчужине пустой! А. Навой

4. Дружба может соединять только достойных. Цицерон.

5. Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. Сократ.

- Запишите понравившиеся высказывания в тетрадь.

- Актуальна ли тема, затронутая автором? Почему?

3. Определение стили речи.

- Определите стиль речи текста. Докажите.

Особые средства выразительности: риторический вопрос, доступная синтаксическая конструкция.

4. Определение типа речи. Выводы записываются в тетрадь.

- Каков тип речи текста?

рассуждение – размышление, так как выдвигается тезис, далее проблема рассматривается на отдельных микротемах, приводятся убедительные доводы, делаются выводы о необходимости иметь добрых, преданных людей, настоящих друзей, благодаря которым в мире царит гармония.

5. Работа над средствами языковой выразительности

запись в тетрадь.

Стиль речи: публицистический.

Тип речи: рассуждение – размышление.

- Для придания тексту убедительности, логичности, выразительности, автор использует различные языковые средства. Напомните, какие языковые средства характерны для публицистического текста?

(Общественно – политическая лексика, лексика, обозначающая понятия морали, этики, экономики, культуры…, слов, обозначающих внутреннее состояние человека, пословицы, поговорки, цитаты, остроумные вставки, сравнения, эмоциональные синтаксические конструкции: восклицание, риторический вопрос, вводные слова, обращения, ряды однородных членов…)

- Все это позволяет воздействовать на чувства читателей, сформировать отношение к обозначенным проблемам.

Для эмоционального воздействия на читателя пишущий может использовать языковые средства художественного стиля: эпитеты, сравнения, метафоры…

- Какие средства языковой выразительности вы можете найти в данном тексте? Запишите их в тетрадь.

- Вопросительные предложения №5, риторические вопросы.

Ряды однородных членов №1,2,7.

Сравнительные обороты №1 (неповторимы, как и все растущее, живущее вокруг нас, №3,8)

Инверсии … (каждый поступок свой №6)

Доверительная интонация вызвана употреблением во вступление глаголов 1 лица: ( Мы договоримся, я убежден.)

Употребление вводных конструкций № 2,8

Употребление уточняющих членов предложения №2,7,3

Рефрен: (каждый – определит. местоимение№7)

В.П. Астафьев удачно использует и развернутые сравнения в предложении №8; в которой дана скрытая метафора:

(Борт корабля как бы весь мир, в котором мы живем, и жизнь на этом корабле зависит от баланса, т.е. от соотношения добра и зла. Если больше добра - в мире гармония. В тексте дан антоним этого слова дисгармония.)

7.Индивидуаль-ная лексическая работа или работа с толковым словарем

Дисгармония

1. Неблагозвучное сочетание звуков, нарушение гармонии.

2. Переносное. Отсутствие согласия, соответствия, разлад.

1.Специальный груз для обеспечения правильной осадки и устойчивости корабля, для регулирования высоты полета аэростата, Сбросить балласт.

2. Переносное. То, что излишне отягощает, обременяет, кого или что – нибудь. Балласт устаревших взглядов.

Ибо – союз (книжн.) потому что, так как.

В работе вашими помощниками станут опорно-речевые конструкции к тексту, где вы найдете речевые образцы для передачи содержательной стороны текста, для определения стиля и типа речи и средств языковой выразительности.

Консультативный материал напомнит вам и о строении рецензии: 5 композиционных частей предадут стройность, логичность вашей работе.

1. Работа над композицией рецензии.

Начало сочинения должно быть ярким, красивым. Рецензию можно начать с:

1) С размышления на тему, которая затрагивается в тексте.

Используя такой вариант построения вступления, нужно стремиться к емкому определению основных мыслей текста, также помнить о необходимости их дальнейшего комментария. Этот комментарий, может быть, развернут как конкретизация мыслей автора или как анализ использованных им языковых и композиционных средств, или как выражение своей позиции по отношению к теме:

2) С указания проблемы, ее актуальности: Этот вариант вступления подойдет для построения рассуждения по проблемному тексту, где анализ содержательной стороны требует выявления тех вопросов, которые волновали автора: Что такое настоящая дружба? Что она значит для автора? А что значит вообще для человека дружеская поддержка в трудные минуты его жизни?

Вы можете выразить позицию автора, анализируя использованные им языковые средства, а также выразить свою позицию.

3) С представления своей позиции: Но здесь нельзя забывать о требовании раскрыть свое отношение только к тем мыслям, которые нашли отражение в тексте.

5) С лирического размышления: Предполагается предельная искренность, готовность к откровению и в то же время требуется умение подчинить поток нахлынувших чувств строгой целесообразности, чтобы не утратить единства и со размеренности композиционных частей сочинения.

Пример вступления: Что такое дружба? Думаю, я могу ответить на этот вопрос. Дружба – это бескорыстная, взаимная привязанность двух или более людей, основанная на любви и уважении. Мне повезло, у меня есть настоящие друзья, проверенные временем и трудностями, которые выпали на нашу долю. Я считаю, что друзья во многом повлияли на развитие моего характера, личности. Поэтому текст В. П. Астафьева показался мне родным и близким по духу. Он подтверждает мои мысли о настоящей дружбе.

Нужно быть очень осторожными в выборе цитаты. Это высказывание должно содержать одну из основных мыслей текста и в то же время давать возможность выхода ее на анализ. Выбранное высказывание должно быть кратким, выразительным и желательно содержать обобщающее умозаключение.

Чем жив, кто дружбы не познал святой?

Подобен он жемчужине пустой!

7) С риторического вопроса.

Заключение придает работе законченный вид; чаще всего заключение содержит в себе вывод по утверждению основного тезиса или вывод исходит из личных представлений о поставленной проблеме. Заключение соразмерно вступлению.

Варианты заключительной части сочинения- рассуждения.

а) Позиция автора во многом мне близка, но я считаю, что…

в) Я согласен с В.П. Астафьевым в том, что нет большей ценности, которой может обладать человек, чем настоящая дружба. В самые трудные для нас минуты только настоящие друзья оказываются рядом и подставляют свое плечо, словами искренней поддержки восстанавливают наши силы. Именно поэтому дружеские связи люди обычно бережно сохраняют всю жизнь.

Отражение личностной позиции в рецензии.

А. Цицерон утверждал:

Беседа с классом.

Что вы думаете о проблеме, поднятой автором?

Какова ваша личностная позиция?

Есть ли у вас друзья, на которых можно положиться?

Дидактический материал к уроку.

1.Учимся писать рецензию.

- развернутое критическое суждение о произведении искусства, в основе которого-анализ текста в единстве его содержания и формы.

Основная цель рецензента:

Откликнуться на проблему, затронутую в тексте, и показать, какие средства языка помогли автору сказать о ней понятно и убедительно!

Стиль речи для написания рецензии

- публицистический (возможен научно-популярный)

Ведущий тип речи жанра рецензии

Композиционную стройность рецензии дадут 5 частей:

-анализ содержания текста

-языковой анализ (средства языковой выразительности)

-отражение личностной позиции

2.Текст для изложения.

(1)Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы – так же неповторимы, как и все растущее, живущее вокруг нас.

(2)Следовательно, все живое, в особенности человек, имеет свой характер, который развивается не только сам по себе, но, прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба-награда человеку и драгоценная.

(3)Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах.

(4)С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. (5)Есть ли у тебя такие друзья?(6)Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь – любовью. (7)Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.

(8)Добрых людей на свете, было, есть, и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль и давно бы опрокинулся и затонул…

3.Речевые образцы для написания рецензии.

I. Для передачи содержательной стороны текста.

1.На тему текста указывает заголовок…

2.Тема, обозначенная в заголовке, представлена…микротемами, в соответствии с которыми выделены абзацы основной части текста…

3.Тема текста, отраженная в заглавии, раскрывается, через…микротемы.

4.В данном тексте поднимается проблема…

5.Основная мысль текста выражена…(раскрывается в предложении…).

II.Для определения стиля (например, публицистический стиль).

1.Данный текст относится к публицистическому стилю и может быть использован для выступления по радио, телевидению…

2.Цель данного текста информационная, в нем рассказывается о…, поэтому автор обращается к публицистическому стилю.

III.Для определения типа речи (например, рассуждение).

1.Данный текст представляет собой рассуждение. Он состоит из трех композиционных частей: тезис – доказательство – вывод.

2.По способу изложения содержания текст является рассуждением.

3.Основу текста составляет рассуждение-размышление.

4.Этот текст написан в публицистическом стиле, представляет собой рассуждение с элементами размышления.

IV.Средства языковой выразительности.

1.Для раскрытия основной мысли автор использовал разные средства языковой выразительности.

2.Выразительность статье придают такие языковые средства, как…

3.В качестве средства выразительности автором удачно использованы в предложениях…

4.Синтаксические конструкции с однородными членами предложения придают речи выразительность.

5.Благодаря присутствию в тексте синтаксических конструкций…(вводных слов, односоставных предложений…) автору удается точно передать свое внутренне состояние.

6.Автор удачно использует такое средство языковой выразительности, как…(ряды однородных членов, фразеологические обороты, неполные предложения, сравнительные обороты, риторические вопросы…).

7.Использование в тексте различных языковых средств (…) помогает воплотить авторский замысел, сделать речь более выразительной.

8.Риторические вопросы, поставленные автором, позволяют определить отношение автора к поставленной проблеме.

Предлагаем 2 сочинения, написанные учащимися после этого урока.

4.Образцы лучших сочинений, написанных учащимися после урока.

Что такое дружба? Думаю, я могу ответить на этот вопрос. Дружба – это бескорыстная, взаимная привязанность двух или более людей, основанная на любви и уважении. Мне повезло, у меня есть настоящие друзья, проверенные временем и трудностями, которые выпали на нашу долю. Я считаю, что друзья во многом повлияли на развитие моего характера, личности. Поэтому текст В.П.Астафьева показался мне родным и близким по духу. Он подтверждает мои мысли о настоящей дружбе. О чем же говорится в этом тексте? Чем он затронул мою душу?

Данный текст относится к публицистическому стилю. На это указывает сфера его употребления. Этот текст можно поместить в газете, журнале, мы можем его услышать по радио, телевидению. Целью этого текста является воздействие на мысли и чувства читателей или слушателей для повышения их нравственного уровня, для убеждения их в правоте своих мыслей и идей. Автор обсуждает с нами и с самим собой классическую тему дружбы. Он выделяет тезис (2), доказывает свою правоту (4,6,7) и делает вывод (8). Следовательно, типом речи, использованным автором, является рассуждение с элементами размышления.

Ни музы, ни труда, ни радости досуга,

Ничто не заменит единственного друга.

Тема текста, отраженная в заглавии, раскрывается через четыре микротемы: об индивидуальности человека, о том, что дружба бывает крепче и вернее родственных связей, о настоящих друзьях и о гармонии в мире. Цель данного текста информационная, в нем рассказывается о редком и драгоценном даре – дружбе, поэтому автор обращается к публицистическому стилю. Основу текста составляет рассуждение – размышление. Автор рассуждает о том, что дружба не всегда бывает настоящей, и в жизни не часто можно встретить верных и преданных друзей. Выразительность статье придают такие языковые средства, как риторический вопрос (5), поставленный автором, который позволяет определить отношение автора к данной проблеме; доверительная интонация. Располагающая к совместным размышлениям. Автор также удачно использует ряды однородных членов (7,2), чтобы сделать акцент на преданность и внимание к друзьям. Использование сравнительных оборотов (1) помогает глубже понять смысл индивидуальности человека. А развернутые сравнения (8) помогают нам ярче представить данную проблему. Астафьев считает, что если добрых людей будет меньше, чем злых, то в мире наступит дисгармония, он перекосится, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, опрокинется и затонет. Сравнение мира с кораблем, а зла с балластом или мусором помогает понять актуальность проблемы, наталкивает нас на мысль, что настоящая дружба, действительно, - редкий дар, который дан не каждому, но люди часто относятся к нему, как к должному, и жаль, что всю ценность друзей мы понимаем только тогда, когда теряем их.

воспитать заинтересованное и бережное отношения к народным традициям, культуре родного народа.

ВложениеРазмер
В работе приводится конспект занятия по теме "Учимся писать рецензию" 58 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением, обучить элементам лингвистического анализа текста; сформировать навык рецензирования;

воспитать заинтересованное и бережное отношения к чувашским народным традициям, культуре родного народа.

Задачи: создать условия для

  • систематизации теоретического материала, необходимого для создания рецензии;
  • формирования умения использовать этот материал на практике;
  • формирования умения планировать свою работу;
  • развития коммуникативных навыков;
  • развития речи учащихся, активизации лексики по теме;
  • воспитания любви к природе.

Тип урока: урок систематизации знаний учащихся.

I. Организационный момент.

1. Запись даты, темы, оформление таблицы

2. Формулирование учащимися учебных задач на урок.

II. Повторение и обобщение теоретического материала.

- Что такое отзыв?

- Что такое рецензия?

2. Словарная работа по табличке.

Задание: устно составьте предложение с данными словами.

3. Составление универсального плана работы над рецензией.

- Что мы в первую очередь определяем, начиная работать над любым текстом? (на доску вывешиваются магнитные полоски с пунктами плана)

  1. Определение стиля речи с указанием характерных признаков данного стиля.
  2. Определение типа речи.
  3. Анализ средств изобразительности.
  4. Определение авторского отношения.
  5. Анализ строения текста.
  6. Определение вида связи между предложениями.
  7. Выход на микротемы, основную тему.
  8. Выход на проблематику.
  9. Выражение своего отношения к тексту.

III. Работа с текстом

Все ли слова в тексте понятны? Что означает слово весталки?

(Весталка – целомудренная девушка)

А как называется оригинальный головной убор девушек, о котором говорится в тексте?

- О каком празднике говорится в тексте? Что вы знаете об этом празднике?

- Уяв, тухъя…Эти слова не переводятся на русский язык, не имеет русских аналогов. Как вы думаете, ребята, почему?

(Это говорит о своеобразии, самобытности нашей культуры.)

Н.Г.Гарин-Михайловский хорошо знал жизнь и обычаи чувашской деревни. Он своими именами называет бога некрещеных чувашей – Тура, чувашский хоровод – уяв. Откуда же русский писатель-классик так хорошо знал о жизни чувашей?

(У него было имение в Самарской губернии, рядом с чувашскими деревнями.)

- Прослушайте рассказ о Н.Г.Гарине-Михайловском.

2. Работа с текстом по плану (по ходу анализа текста учащиеся записывают необходимый материал в обе графы таблицы. Он выделен жирным шрифтом).

Определение стиля речи с указанием характерных признаков данного стиля

Определение типа речи.

Текст представляет собой описание с элементами рассуждения.

Анализ средств изобразитель-ности.

- Какие изобразительно- выразительные средства использует автор, чтобы показать красоту хоровода?

- Обратите внимание на глагольную лексику. Какую форму глагола использует автор?

Определение авторского отношения.

Особенность представленного в тексте описания пения девушек в том, что оно дается глазами автора. Как же автор отнесся к увиденному?

Увиденное вызывает у автора восхищение.

Анализ строения текста.

В каком предложении заключена основная мысль текста?

Сколько частей можно выделить в тексте?

О чем каждая из частей?

Основная мысль заключена в третьем предложении.

Рассказ состоит из … частей.

Композиционно текст распадается на … части.

Определение вида связи между предложениями

Какой связью связаны между собой предложения?

Большинство предложений связано цепной связью, часть - параллельной

Выход на микротемы, основную тему.

Какие микротемы можно выделить в тексте?

В тексте можно выделить 3 микротемы:

  1. девушки,
  2. их пение,
  3. размышление автора о вечности.

Соответствующие микротемам части текста составляют два типа речи – описание (внешний вид девушек, их пение) и рассуждение (рассуждение о красоте и вечных ценностях).

Выход на проблематику.

- Какую проблему поднимает автор текста?

В тексте поднимается проблема сохранения вечных общечеловеческих ценностях – в частности, национальной культуры, традиций. Народ, сохранивший свою культуру, сохранит себя в вечности.

Выражение своего отношения к тексту.

Выразите, пожалуйста, ваше отношение к тексту. О чем заставляет задуматься этот текст?

Каждый человек должен внести свой посильный вклад в сохранение национальной культуры.

IV. Работа по предупреждению речевых ошибок.

Н.Г.Гарин-Михайловский, писатель, автор очерка. Описал, рассказал, показал, изобразил, нарисовал. Глубоко взволновал, произвел неизгладимое впечатление, запомнился, запечатлелся в памяти.

V. Итог урока (рефлексия)

- Какие задачи ставили в начале урока?

- Над чем еще надо поработать?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка "Космическое путешествие на планету Писем"

Урок -путешествие, где дети знакомятся с эпистолярным жанром. (В рамках года Космонавтики).


Конспект урока русского языка: Готовимся к ГИА. Как писать сжатое изложение.

Данный урок русского языка повторяет и обобщает сведения учащихся о сжатом изложении, что особенно важно для подготовки к ГИА.


Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"


Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование .


Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр.


Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред.

Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Урок литературы в 10 классе. Обучение написанию рецензии..docx

Тема: Обучение написанию рецензии на самостоятельно прочитанное произведение (по рассказу А. П. Чехова)

Научить писать рецензию на прочитанное произведение;

Развивать работу над умением пользоваться справочным аппаратом книги;

Воспитывать у учащихся правильное отношение к личности писателя, его творчеству, чуткость к художественному слову

Изучение нового материала

Рецензия – отзыв, критический разбор и оценка художественного или научного произведения, закрепилось в литературном языке в конце 18 – нач. 19 вв. (от лат. Recension – осмотр, обследование). Рецензия является жанром литературной критики, нов то же время её справедливо считают и жанром библиографии (она возникла из библиографического описания книги). Обычно в рецензии одновременно даётся библиографическое описание книги, информация её содержании, композиции и поднятых в ней проблемах. Присутствует также критический разбор и оценка книги, её темы, идейного содержания, языка и стиля, указывается значение в ряду других работ писателя, её роль в литературном процессе и в обществе. Всё это сближает рецензию с критической статьёй, однако она меньше по объёму.

А) небольшая критическая или публицистическая статья

В) развёрнутая аннотация

Г) рецензия, включающая несколько художественных произведений (обозрение)

3. Вопросы, помогающие разобрать рецензию:

- Какую книгу рассматривает автор рецензии, когда она вышла в свет?

- К какому условному виду можно отнести эту рецензию?

- Какую оценку даёт автор рецензии книге?

- Как обосновывает свою оценку, как убеждает читателя?

- Какие приёмы анализа использует рецензент?

- Какие проблемы поднимает в связи с прочтением художественного произведения?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок, разработанный по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо", является единственным по теме "Текст, его строение и виды его преобразования". На уроке учащиеся получают возможность расширить знания о тексте, его строении, таких видах его переработки, как план, тезисы,выписки, конспект, реферат, знакомятся с правилами написания аннотации и рецензии. Отработка навыков переработки текста и написания рецензии проводится на последующих уроках русского языка, а также на уроках литературы, истории и др.

Конспект урока по русскому языку в 10 классе.

Тема урока: Текст, его строение и виды его преобразования. Аннотация. План. Тезисы. Выписки. Конспект. Реферат. Рецензия.

УМК: Власенков А И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвеще­ние, 2007.

Уровень обучения: базовый

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час

Цель урока: создать условия для формирования навыков анализа и оценки текста, различных способов его переработки.

Задачи урока:

обобщить знания о тексте, его признаках и строении;

сформировать умение анализировать главную информацию текста, обобщать все микротемы текста, устанавливать смысловые отношения между предложениями текста, определять средства связи предложений в тексте, определять лексическое значение слова;

расширить знания учащихся о таких видах переработки текста, как план, тезисы, выписки, конспект, реферат;

познакомить с правилами написания аннотации и рецензии;

развивать логическое мышление учащихся, речевой слух, творческий и познавательно-поисковый интерес посредством работы с текстами и материалами учебника;

формировать навык работы в группе;

расширять кругозор, формировать нравственные ориентиры учащихся.

Планируемые результаты:

Ученик должен знать: признаки текста, его строение, функционально – сысловые типы текстов, виды переработки текста.

Уметь: определять тему и основную мысль текста, устанавливать смысловые отношения между предложениями текста, определять причинно-следственные отношения между предложениями в тексте, составлять план текста, тезисы, делать выписки, конспектировать, писать реферат, аннотацию, рецензию, схематизировать учебный материал, алгоритмизировать действия для переработки текста.

Техническое обеспечение урока: компьютер, экран, мультимедийный проектор.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: учебник, раздаточный материал

Сценарий урока.

Ребята, сегодня мы с вами будем работать с текстом, вспомним основные способы переработки текстовой информации. (Запись в тетрадях темы урока). Умение работать с текстом необходимо каждому. Важно уметь не только создавать тексты разных стилей, но и извлекать из текста различную информацию, как главную, так и второстепенную. Именно в этих целях в ЕГЭ по русскому языку включаются задания, проверяющие ваше умение работать с текстом. Такие задания по тексту представлены как в первой части работы, так и во второй, где нужно создать собственный текст на основе прочитанного.

Разминка. Подготовка к ЕГЭ.

Мы продолжаем готовиться к ЕГЭ. Как показывает опыт, у многих вызывают затруднения задания, связанные именно с анализом текста. Это задания 1 -3, 20 -21. Сегодня мы с вами будем работать с заданиями 1 -3.

Язык – это живая система в ней постоянно появляются новые слова, устаревшие отходят на периферию, употребляются всё реже, иногда отмирают. (2) Темп перемен в русской лексике неравномерен; во время больших социальных изменений происходит активное обогащение словарного состава языка. (3) Это связано с необходимостью обозначить множество новых понятий самых разных сфер жизни.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) В языке постоянно появляются новые слова, умирают старые, поэтому о нём можно говорить как о живой системе.

2) Активное обогащение словарного состава языка происходит во время больших социальных изменений, потому что появляется необходимость обозначать новые понятия в разных сферах жизни.

3) Словарный запас языка особенно активно обогащается во время больших социальных перемен.

4) Большие социальные изменения приводят к активному обогащению словарного запаса языка, так как появляется множество новых понятий в разных сферах жизни.

5)В языке устаревающие слова отмирают, а новые постоянно появляются.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СИСТЕМА. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 1. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

Определённый порядок в расположении и связи действий. Привести в систему свои наблюдения. Работать по строгой системе.

Форма организации чего – н. Избирательная с. С. Земледелия.

Нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. Грамматическая с. языка. Периодическая с. элементов (Д.И. Менделеева). С. взглядов. Философская с. (учение). Педагогическая с. Ушинского. С. каналов.

Общественный строй, форма общественного устройства. Социальная с. Капиталистическая с.

Совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединённых в одно целое. Работать в системе Академии наук.

Ответы:1. 24; 2.потому что; 3.3 (слайды 2, 3, 4, 5)

- Поднимите руки те, кто выполнил эти задания без ошибок?

- Объясните остальным, что руководило вами при выполнении задания.

Работа с таблицей. Прием “Знаю – хочу узнать – узнал”. (На листах раздаточного материала). Целеполагание. (Слайд 6)

- Итак, сейчас вы работали с текстом. Посмотрите на тему урока и, работая в парах, заполните первую графу таблицы

Читайте также: