Конспект урока развитие жизни в мезозое 11 класс

Обновлено: 03.07.2024

Цель урока. Рассмотреть геологические, климатические причины изменения органического мира в мезозой скую эру, ароморфозы, произошедшие у растений и животных, причины вымирания гигантских рептилий, историю их исследования.
Оборудование: буклеты, книги.
Ход урока.
1. Проверка знаний о позднем палеозое: вопр. стр.169.

2. Учитель делает пометки на доске о двух причинах изменений органического мира
! геоклиматические ! живое окружение,

условия взаимосвязи в нём
Мезозойская эра - эра средней жизни подразделяется на три периода - триасовый, юрский, меловой. Задача урока- рассмотреть, какие группы растений и животных а) появлялись, б) процветали, в) вымирали в каждом из её периодов.

Заготовка таблицы в тетради:

300 млн. лет назад по предположению немецкого геофизика А. Вегенера, все материки были единым суперконтинентом- Пангеей. В конце триаса Пангея раскололась на две части: северную — Лавразию и южную - Гондвану, а также полуострова Индостан и Аравийский. Раскол Пангеи, а в двльнейшем и Гондваны с Лавразией, был обусловлен движением литосферных плит. Предположение о существовании суперконтинентов и дрейфе материков подтверждаются данными многих наук и позволяют объяснить особенности распространения видов в мезозое. Работа с рис. стр. 170.
Триас: сухой и жаркий климат привёл к возникновению пустынных ландшафтов. В результате продолжают вымирать древние земноводные, почти полностью исчезают древовидные папоротники. Начинается расцвет представителей класса пресмыкающихся.

В связи с сухопутным образом жизни у пресмыкающихся возникает ряд крупных ароморфозов: более совершенное строение конечностей и мускулатуры, обособление шейного отдела позвоночника ( что позволяет свободно двигать головой), более сложное строение лёгких, сердца, головного мозга. Оплодотворение у них внутреннее, не зависящее от воды, что обеспечивает большую вероятность оставления потомства.

В конце триаса возникают динозавры, размеры которых ещё относительно невелики: длина крупных динозавров достигает 5-6 метров. Из триасовых рептилий дожили до нас черепахи и гаттерии.

В морях триаса процветали кистепёрые рыбы,головоногие моллюски, сократилось многообразие хрящевых рыб. Запись в таблицу.

Юра: климат вначале и в середине влажный сменяется к концу периода засушливым, обособляются Африка и Южная Америка, формируется Атлантический океан.

Властелины мезозойской эры, они занимали все природные среды и использовали все пищевые стратегии, известно более 600 видов вымерших рептилий — динозавров.

Самые крупные из известных наземных динозавров — бронтозавры. У них были очень длинные хвост и шея, маленькая голова и громадное туловище, они достигали 30 м в длину и весили до 50 т. Питались эти динозавры мягкой прибрежной растительностью. Надо сказать, что возникшие в триасе динозавры обильно дивергировали и могли обитать в засушливых местах, тропических лесах, мелководных лагунах.

Крупнейших размеров достигали и охотившиеся за ними хищные динозавры — тиранозавры. Появление хищных пресмыкающихся в начале мезозоя привело к усовершенствованию строения их собратьев, появлялись самые причудливые формы, которые неизвестны ни в одной группе животных.

Некоторые представители пресмыкающихся вновь вернулись в воду, приспособились к жизни в водной среде. Среди водных форм известны ихтиозавры — по строению тела они напоминали акул и дельфинов, и плезиозавры — животные с широким туловищем, длинными ластами и тонкой шеей.

Птерозавры — другая группа динозавров, которая вслед за насекомыми делает попытку освоить воздушную среду.

Презентация, подготовленная ученицей.

Ещё одна анатомическая особенность динозавров — череп с двумя, а не с одной, как у современных рептилий, височными впадинами позади глазницы. Это делало череп более лёгким,освобождало место для мощной челюстной мускулатуры, способствовало совершеннству слухового аппарата.

Хороший аппетит тоже говорит в пользу теплокровия. Если гигантские плотоядные динозавры были теплокровными, то им нужно было невероятное количество пищи. Но с другой стороны – сколько сил ему надо затратить на добычу пропитания?

Хотя давно известно, что детеныши динозавров появлялись из яиц, возможно, некоторые из этих удивительных созданий были живородящими. Пока это предположение касается только зауроподов. По следам зауроподов ученым удалось определить, что эти динозавры вели кочевой образ жизни. То есть постоянно передвигались в поисках пищи. При такой жизни у них практически не было возможности долго высиживать яйца. Кроме того, появившийся на свет детеныш, чтобы выжить должен был передвигаться вместе с остальными. Вряд ли только вылупившийся малыш был на это способен. А вот довольно крупный живорожденный детеныш – вполне.

Недавно палеонтологи обнаружили в Аргентинской Патагонии гнезда древнейших травоядных динозавров. На территории 120 квадратных километров углубления ученым удалось найти от пятнадцати до тридцати пяти яиц в гнездах, напоминающих глиняные корзинки. Там же два года назад были обнаружены несколько тысяч яиц с эмбрионами, Однако, по утверждению ученых, эти гнезда относятся к гораздо более раннему периоду. На западе Северной Америки и в пустыне Гоби ранее уже обнаруживали гнезда плотоядных динозавров. Но аргентинские гнезда, как установили ученые, принадлежат травоядному тиранозавру, обитавшему в этом, ранее изобиловавшем водоемами, а теперь сухом и пустнынном месте восемьдесят миллионов лет назад.

Меловой период: отступление морей, похолодание климата, горообразовательные процессы — возникают такие крупные горные массивы как Альпы, Анды, Гималаи. Меловой период назван так в связи с обильным образованием мела в морских отложениях того времени.

В начале мелового периода произошёл следующий крупный ароморфоз в эволюции растений — появление цветка у покрытосеменных растений.

Естественный отбор дал цветковым растениям значительные преимущества над голосеменными: двойное оплодотворение и развитие сосудистой системы, защита семени околоплодником. Они широко расселились по Земле. Из первых покрытосеменных дошли до наших дней такие деревья, как магнолия,платан, хлебное дерево, фикус, эвкалипт, пальмы.

Широкому распространению и завоеванию самых недоступных участков суши способствовала приспособленность покрытосеменных к сезонным изменениям климата. Так, за исключением тропических растений, все покрытосеменные листопадные.

В конце мела климат стал меняться в сторону резкой континентальности и общего похолодания. Уменьшается площадь морей. В морях вымирают аммониты и белемниты. Возможно, это вызвало вымирание и питавшихся ими морских ящеров. На суше стала исчезать околоводная растительность, служившая пищей растительноядным динозаврам,что, вероятно, привело к их исчезновению, вымерли и хищные динозавры. От поразительного разнообразного в прошлом класса пресмыкающихся в наши дни уцелело 6 тыс. видов. Это представители пяти эволюционных ветвей: гаттерии, ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы.

Драматичная история динозавров, их быстрое в геологическом отношении вымирание, последовавшее сразу после эпохи бурного расцвета, породили большое число гипотез.

Температура для ферментативных реакций в их клетках достигалась внешним прогревом. Млекопитающие и птицы начинали доминировать ночью и в зимний период. Однако, затем и днём, в этом им помогает головной мозг, высокая плодовитость, забота о потомстве.
Задание на дом: § 67, стр. 170-172, вопр. с. 172.



1- птеродактиль, 2- птеранодон, 3- стегозавр, 4- бронтозавр,

5- трицератопс и его яйца , 6 - ихтиозавр.





1) Какую массу растений нужно съесть

травоядным животным, чтобы их масса увеличилась на 10 кг, какова будет тогда масса ΙΙΙ и ΙV трофических уровней ?

2) На основании правила экологической пирамиды

вычислите, сколько нужно зерна, чтобы в лесу ΙΙΙ ? вырос один филин массой 3,5 кг если цепь питания имеет вид: зерно злаков

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок на тему "Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру"

11 класс, занятие рассчитано на 2 урока (на первом уроке ученики в группах готовят презентацию по периодам, на втором уроке выступление групп и заполнение таблицы).

Цель урока: изучение развития жизни на Земле в мезозойскую эру.

углубить и расширить понятия о развитии жизни на Земле;

изучить особенности изменения климатических условий, географии, а также развития растительного и животного мира в мезозойскую эру;

продолжить формирование понятия ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация на примере развития растительного и животного мира мезозоя;

определить главные ароморфозы, возникшие в мезозое;

определить идиоадаптации древних пресмыкающихся к различным средам обитания.

Вид урока: интегрированный урок биологии и географии.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, мультимедийная презентация.

Технология: ИКТ, проектно – исследовательская и групповая работа.

Этапы урока:

1. Повторение понятия ароморфоз, идиоадаптация.

2. Изучение нового материала

вводное слово учителя о целях урока (показ слайдов)

работа с мультимедийной презентацией.

эры, их возраст и
длительность (млн лет)

Периоды, их длительность (млн лет)

Слово учителя географии (показ слайдов).

Мезозой – эра средней жизни. Древность 230±10 млн. лет. Длительность 163 млн. лет.

Мезозойская эра включает в себя 3 периода:

Триасовый(40±5 млн. лет);

Юрский(58 млн. лет);

Меловой(70 млн. лет).

В начале мезозойской эры появляются горы: Урал, Тянь-Шань, Алтай. На большей части земного шара устанавливается тёплый климат, близкий к современному тропическому климату.

Триасовый период – выступление первой группы учеников с показом слайдов.

Географические изменения (Выступление 1 ученика)

Мир раннего триаса . 250 млн. лет назад вся суша Земли была объединена в суперконтинент Пангею, располагавшийся в одном полушарии. Климат в это время везде был практически одинаков, без таких колебаний температуры, как в современном мире. Область суши, которая в наше время стала Африкой, окружали обе Америки (с запада), Европа (с севера) и Антарктида (с юга). Современный азиатский полуостров Индостан составлял единое целое с Африкой, отделенной от Азии огромным заливом.

Континенты все еще были слиты в единый суперконтинент Пангею, животные, включая амфибий, могли мигрировать на большие расстояния, и животный мир был одинаков по всей суше. В отличие от современного, климат на протяжении большей части триасового периода был теплым, со слабо выраженной зональностью от полюсов к экватору. Ледовых полярных шапок не было, поскольку и Северный, и Южный полюс в то время находились в океане. Но этот период начало движения материков.

Климат (Слайд)

Климат становится все более жарким и засушливым: начинают пересыхать озера и реки, а во внутренних областях – образовываться обширные пустыни.
Ближе к концу триасового периода произошло похолодание, совпавшее с еще одним массовым вымиранием, расчистившим путь для распространения в конце триаса динозавров, хотя, как ни странно, климат во время похолодания стал еще более засушливым.

Сезонное изменение температур триасового периода начало оказывать заметное влияние на растения и животных. Отдельные группы пресмыкающихся приспособились к холодным сезонам. Именно от этих групп, в триасе произошли млекопитающие, а несколько позднее – и птицы. В конце мезозойской эры климат стал еще более холодным. Появляются листопадные древесные растения, которые в холодные сезоны частично или полностью сбрасывают листья. Данная особенность растений это приспособление к более холодному климату.

Растительный мир (выступление 2 ученика) (Слайд)

Растения, преобладавшие в ландшафтах триасового периода, включали древовидные папоротники и хвощи, возникшие в палеозойскую эру. Окаменелые папоротники были найдены в породах Антарктиды.

Первые голосеменные растения появились еще в конце палеозоя. В мезозое они сменили древовидные папоротники и хвощи, чему во многом способствовал более засушливый климат.

ГИНКГО - единственный сохранившийся вид, процветавший в течение мезозойской эры.

ХВОЙНЫЕ, отдел голосеменных растений. В настоящее время широко распространен. Главным образом вечнозеленые деревья с игловидными (хвоя) или чешуйчатыми листьями, около 750 видов. Многие хвойные (сосна, ель, лиственница, пихта и др.) — ценные лесообразующие породы.

Животный мир (выступление 3 ученика) (Слайд)

Вымирает большинство древних земноводных, расцвет пресмыкающихся, дожили до наших дней черепахи, крокодилы и гаттерия. В морях расцвет костистых рыб, разнообразие хрящевых и кистеперых рыб постепенно сокращается. В триасовом периоде возникают первые представители теплокровных животных – мелкие примитивные яйцекладущие млекопитающие и птицы.

В мелководных лагунах триасовых морей обитало множество морских рептилий, достигавший 2,5 м в длину и питавшийся моллюсками.

Учитель биологии: какие ароморфозы возникли в триасовый период?

Ответ учеников:

Ароморфозы млекопитающих:

полное разделение артериального и венозного кровотока;

Учитель биологии: какие результаты ароморфозов можно выделить?

Ответ учеников : результаты ароморфозов: появление первых теплокровных животных (примитивные яйцекладущие млекопитающие, археоптерикс).

Юрский период - выступление второй группы учеников с показом слайдов:

(выступление 1 ученика). Жизнь в юре, длительность 58 млн лет. Климат. В юрском периоде климат, вначале влажный, в конце – засушливый. Происходит движение континентов, формирование Атлантического океана , материк Гондвана раскололся и его части начали расходиться, климат становился более влажным, но оставался тёплым и ровным.

(выступление 2 ученика). Флора: Такое изменение климата стало толчком для развития бурной растительности и богатого животного мира. Вымирают семенные папоротники и появляются первые покрытосеменные растения. Широко распространены травянистые папоротники и голосеменные растения.

(выступление 3 ученика). Фауна. Появление новых групп моллюсков. Достигают расцвета насекомые и рептилии. В конце периода появление – археоптерикса.

Представители моллюсков (Слайд)

Аммониты, обитавшие в морях юрского периода. В то время их раковины были покрыты гораздо более затейливыми, чем у ранних видов, узорами. Некоторые раковины вырастали до трех и более метров. Питались крупной рыбой и были опасными хищниками

Расцвет динозавров (Слайд)

Расцвет динозавров пришелся на юрский период. Он назван так из-за того, что в горах Юра, расположенных на территории Франции и Швеции залегают камни, которые образовались в это время.
Некоторые динозавры этого периода были внушительных размеров, вооруженные пластинами и шипами. Среди них встречаются: аллозавр, археоптерикс, брахиозавр, диплодок, стегозавр и другие.

(выступление 4 ученика). Представители динозавров, господство ящеров (Слайды)

Развитие пресмыкающихся шло по пути идиоадаптаций, т.е. некоторые представители вновь вернулись в воду и у них возник ряд идиоадаптаций от формы тела, конечностей и заканчивая физиологией организма. Вторая группа попыталась освоить воздушную среду. Но вскоре после их бурного расцвета произошло их быстрое вымирание.

Диплодок занимает важное место в воображении многих британских школьников из-за этого впечатляющего скелета, выставленного в Лондонском музее.

(выступление 5 ученика).

Открытие археоптерикса (Слайд)

Останки археоптерикса были найдены в мелкозернистых известняках юга Германии, которые в XIX в. широко использовались в печатании литографий. Когда в 1860 г. рабочие карьера раскололи одну из известняковых плит, то обнаружили в толще пластов скелет существа, напоминавшего птицу. Эти останки были исследованы и описаны немецким палеонтологом Германом Майером в 1861 г.

Учитель биологии: фауна: в морях многочисленны аммониты и белемниты. Разнообразны морские рептилии: ихтиозавры и плезиозавры, начали осваивать воздушную среду; получили распространение археоптериксы, растительноядные динозавры.

Учитель биологии: какие ароморфозы и результаты ароморфозов можно выделить?

Ответ учеников :

Ароморфозы и результаты ароморфозов юрского периода такие же, как в триасовом периоде.

Учитель биологии: какие идиоадаптации возникли в триасовый период?

Ответ учеников : идиоадаптации: различные формы тела, конечности насекомых в связи со средой обитания.

Выступление 3 группы учеников с показом слайдов:

Меловой период. Длительность 70 млн лет.

Выступление 1 ученика с показом слайда:

География и климат. В середине мелового периода мезозойской эры отмечался не только самый теплый климат на Земле, но и очень высокий уровень Мирового океана. Этому способствовало отсутствие ледяных шапок и достаточно большая интенсивность обновления океанической коры, в результате которой увеличивался объем срединно-океанических хребтов и происходило постепенное вытеснение воды.
Высокий уровень Мирового океана привел к затоплению прибрежных низменностей и некоторых внутренних равнин континентов, что способствовало значительному накоплению карбонатов. В конце мелового периода мезозоя наблюдалось ослабление парникового эффекта и, как следствие, постепенное похолодание климата на всей планете. Для высоких широт на севере в эту эпоху уже была свойственна суровая зима со снегом. Климатическая зональность планеты постепенно приблизилась к современному состоянию. Изменение климатических условий совпало с очередным массовым вымиранием биосферы, уже не раз повторявшимся в истории Земли.

Идут интенсивные горообразовательные процессы (Альпы, Анды, Гималаи). Начинается параллельная эволюция цветковых растений и насекомых-опылителей. Вымирают хищные динозавры и крупные рептилии. В морях вымирают многие формы беспозвоночных и морские ящеры. Наиболее приспособленными оказываются птицы и млекопитающие.

Выступление 2 ученика с показом слайда:

Растительный мир (Слайд)

При переходе от раннего к среднему меловому периоду сокращается численность папоротников, голосеменных растений, появились первые покрытосеменные растения. У покрытосеменных растений возник цветок.

Учитель биологии: какие ароморфозы возникли в меловой период?

Ответ учеников :

Ароморфозы покрытосеменных (цветковых растений) (Слайд)

появление цветка и повышение эффективности опыления разными способами;

семяпочка скрыта внутри завязи и защищена от внешних воздействий;

наибольшая степень дифференциации вегетативного тела.

Результаты ароморфоза: появление покрытосеменных растений;

Учитель: какие идиоадаптации возникли в меловой период?

Ответ учеников : идиоадаптации насекомых

Выступление 3 ученика с показом слайда:

Животный мир (Слайд)

Появились животные, потомки которых ассоциируются прежде всего с одним континентом – Австралией. Это сумчатые и однопроходные или яйцекладущие млекопитающие.
Ехидна из Австралии – представитель однопроходных млекопитающих. Во второй половине мелового периода увеличилось разнообразие плацентарных млекопитающих.

Динозавры мела (Слайды)

Тираннозавр настигающий добычу. Самый крупный из наземных хищников, он достигал 13 м в длину и возвышался над землей на 5 м. Свои короткие передние конечности он, вероятно, использовал для того, чтобы подниматься из лежачего положения. Останки тиранозавра обнаружены в США. Похожие существа обитали также на территории Канады и Китая.

К концу мелового периода животный мир суши достиг большого разнообразия, а его представители были прекрасно приспособлены к жизни в ровном и благоприятном климате этой эпохи.

Гибель динозавров (Слайд)

Одно из самых значительных событий за всю историю Земли произошло ок. 65 млн. лет назад. В это время вымерли несколько больших групп позвоночных, включая динозавров, а также морских и летающих рептилий. Другие позвоночные животные: лягушки, ящерицы, крокодилы, змеи, черепахи, млекопитающие и пережили катастрофу.

Учитель биологии: какие ароморфозы животных возникли в меловой период?

Ответ учеников : ароморфозы млекопитающих:

четырехкамерное сердце, утрата правой дуги аорты;

длительное вынашивание детенышей в теле матери, питание эмбрионов через плаценту;

Цель урока: изучить развитие жизни в мезозойскую эру.

образовательная: рассмотреть преобразования климата в мезозойской эре, выявить основные ароморфозы живых организмов, населявших Землю;

развивающая: формировать умения и навыки само­стоятельной работы, выделять главное, анализировать, сопоставлять;

воспитательная: ответственное отношение к вы­полнению полученных заданий.

Тип урока: Комбинированный урок

Технология обучения:

Технология развивающего обучения.(учебные задачи на поиск и постановку проблемы к определенным условиям, определение принципов и закономерностей. Выработка понятий, разработка определений. Поиск доказательств. Разработка гипотезы, поиск связей и отношений, анализ, учебно-познавательные ситуации, применение информационно-коммуникационных технологий, развитие познавательного потенциала).

Синквейн (синтез сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся, практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу)

Основные этапы урока, время

Содержание учебного материала, деятельность учителя

Содержание учебного материала, деятельность учащихся

Вступительное слово. Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе на занятии. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Постановка общих целей урока

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2. Этап проверки домашнего задания

Методы устного и письменного контроля (беседа; рассказ ученика; объяснение; тест)

Создает эмоциональный настрой на положительный результат. Выборочно предлагает дидактические карточки для устного и письменного ответа. Осуществляет индивидуальный выборочный контроль. Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Даёт комментарии к ответам

Отвечают у доски по карточкам и письменно на местах. Дают определения понятиям.

Выявляют закономерности, анализируют, определяют причины.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения

Карточки см. в приложении

3.Актуализация опорных знаний, формирование мотивации учебной деятельности. (5 мин.)

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (учебная дискуссия)

Готовит учащихся к активному сознательному усвоению нового материала:

t1631635968aa.jpg

Давайте попробуем сформулировать цели урока: Сегодня мы должны

А теперь сформулируем тему нашего урока.

Слушают учителя, формулируют цели и тему урока

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

Предполагают, о чем пойдет речь на уроке, пробуют сформулировать тему урока самостоятельно.

4.Этап усвоения новых знаний (15 мин)

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические (По источнику изложения учебного материала). Репродуктивные объяснительно-иллюстративны, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности). Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);

Рассмотрите геохронологическую таблицу.

Какие периоды входят в эру мезозоя?

Сегодня на уроке мы рассмотрим дальнейшее развитие жизни на Земле.

Мезозойская эра включает в себя 3 периода:

Триасовый(40±5 млн. лет);

Юрский(60 млн. лет);

Меловой(70 млн. лет).

В конце палеозоя происходит горообразование, вызвавшее поднятие суши и возникновение Урала, Алтая. Все это привело к дальнейшему усилению засушливости климата, начавшемуся в перми. Площадь суши была значительно большей, чем сейчас. Мезозой справедливо называют эрой пресмыкающихся. Их расцвет, широчайшая дивергенция и вымирание происходят именно в эту эру.

В эту эру продолжалось усложнение организмов, и темпы эволюции возрастали. В течение почти всей эры на суше господствовали голосеменные растения и пресмыкающиеся

Жизнь в триасовый период

В триасе происходит ослабление климатической зональности, сглаживание температурных различий. Начало движения материков.

Вымирают гигантские папоротники, древовидные хвощи, плауны. Достигают расцвета голосеменные растения.

Возникновение первых костных рыб.

В триасе началась великая война двух сухопутных племён – рептилий и звероподобных

250 млн. лет назад вся суша Земли была объединена в суперконтинент Пангею, располагавшийся в одном полушарии. Климат в это время везде был практически одинаков. Континенты все еще были слиты в единый суперконтинент Пангею, животные, включая амфибий, могли мигрировать на большие расстояния, и животный мир был одинаков по всей суше.

Климат становится все более жарким и засушливым: начинают пересыхать озера и реки, а во внутренних областях – образовываться обширные пустыни.

В мелководных лагунах триасовых морей обитало множество морских рептилий, в число которых входил Askeptosaurus, напоминающий сегодняшних крокодилов, и Placodus, достигавший 2,5 м в длину и питавшийся моллюсками.

Какие преимущества имеют млекопитающие по сравнению с рептилиями?

Что такое ароморфоз?

Можно ли считать эти приобретения ароморфозами? Почему?

Растения, преобладавшие в ландшафтах триасового периода, включали древовидные папоротники, саговник и хвощи, возникшие в палеозойскую эру. 220 млн. лет назад в ландшафте преобладали кустарники с вкраплениями хвойных деревьев, напоминающих современные, и огромных гинкговых растений. Поскольку в данный период времени сокращались площади морей и океанов, и влажный климат сменился на сухой, вымерли гигантские папоротники, древовидные хвощи, плауны. Первыми из растений завоевали сушу голосеменные.

Приведите примеры известных вам голосеменных растений.

Жизнь в юрском периоде

В юрском периоде климат, вначале влажный, в конце – засушливый.

Появление новых групп моллюсков. Вымирают семенные папоротники и появляются первые покрытосеменные растения.

Достигают расцвета насекомые и рептилии. В конце периода появление первоптиц – археоптерикса.

Asteroceras obtusum – один из видов аммонитов, обитавших в морях юрского периода.Юрский бобр

Что можно сказать о многообразии пресмыкающихся?

В чем причины такого многообразия?

Археоптерикс. Считается, что птицы произошли от рептилий – архозавров

Возникновение птиц должно было сопровождаться появле­ нием крупных ароморфозов в строении. Назовите эти ароморфозы.

Каким образом формировались отличительные особенности строения птиц? Приведите примеры.

Жизнь в меловой период

В меловом периоде прохладный климат, увеличение площади Мирового океана и новое поднятие суши.

Идут интенсивные горообразовательные процессы (Альпы, Анды, Гималаи).

Начинается параллельная эволюция цветковых растений и насекомых-опылителей.

Вымирают хищные динозавры и крупные рептилии. В морях вымирают многие формы беспозвоночных и морские ящеры. Наиболее приспособленными оказываются птицы и млекопитающие.

Большое количество разнообразных млекопитающих, потомки которых ассоциируются прежде всего с одним континентом – Австралией. Это сумчатые, самые примитивные из ныне живущих живородящих млекопитающих и однопроходные (клоачные), или яйцекладущие млекопитающие.

При переходе от раннего к среднему меловому периоду появились первые цветковые растения. В это же время продолжалась эволюция огромных травоядных динозавров.

Окаменелый лист магнолии, найденный в породах верхнего мелового периода в Саксонии (Германия).

Появляются первые покрытосеменные (цветковые) растения.

Какие преимущества имеют покрытосеменные растения пи сравнению с голосеменными растениями?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока закрепления материала по разделу "История развития жизни на Земле" в 11 классе. Учащиеся изучают по данной теме особенности животного мира в мезозойской эре. Урок разработан по новым технологиям преподавания, с применением икт, проблемного обучения. В процессе урока учащимися в форме самостоятельной работы ведется поиск решения проблемной ситуации "Почему исчезли динозавры?" Включается на уроке работа учащихся в разнообразной форме работы: индивидуальной, парной и групповой. Уделяется внимание работе с одаренными учащимися- творческая работа с проектом-презентацией "Жизнь динозавров". Актуализация опорных знаний проводится в письменной форме работы. На протяжении начального и заключительного этапа на уроке предлагается заполнить оценочные листы, в которых учащимся необходимо отразить свои чувства, эмоции, переживания, испытываемые на уроке. В конспекте урока предлагается вниманию читателей рабочий лист с рядом всевозможных заданий на развитие саморегуляции, на закрепление изученного материала. На этапе первичного закрепления знаний учащимся выдается коллекция ископаемых останков древних растений и животных, которые в результате подробного изучения необходимо соотнести с определенным периодом соответствующей эры. На этапе закрепления учащиеся в парной форме выполняют проектную работу, описание особенностей внешнего развития, типа питания, процессов жизнедеятельности динозавра, опираясь на модельку динозавра и презентацию "Жизнь динозавров". На заключительном этапе уроке учащиеся решают основной проблемный вопрос "Почему исчезли динозавры"? На этапе рефлексии учащиеся заполняют лист обратной связи, отражая настроение в конце урока.

Сабақтың тақырыбы/ Тема урока :Развитие жизни в мезозойскую эру. Жизнь динозавров.

Сабақтың мақсаты/ Цель урока:

По итогам урока учащиеся определят основные ароморфозы мезозойской эры, выяснят сущность процесса исторического развития животных и растений в мезозойскую эру, используя современные технологии

1.Білімділік/Образовательная: изучить особенности изменения климатических условий, географии, а также развития растительного и животного мира в ранние периоды мезозойской эры, причины гибели динозавров, их основные признаки

2.Тәрбиелік/Воспитательная; коршаған шынайылықты бағдарлауға дайындалған азаматтық позиция ұстаған, шығармашылықпен ойлайтын, пайымдай алатын, белсенді тұлғаны тәрбиелеу.

Воспитывать личность гражданственную, творчески мыслящую, инициативную, подготовленную свободно ориентироваться в окружающей действительности: прививать интерес к познанию процесса формирования и развития органического мира, развивать культуру поведения при фронтальной, парной, групповой работе.;

Ученик должен:

Знать: сущность, понятия основных периодов мезозоя, его климатических условиях и органическом мире, а также переходные формы между классами и их характерные признаки

Уметь: определять направления прогресса в мезозое

Применять: добытые из теории знания при сравнении признаков развития эр.

Сабақтың типі/ Типы урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний;

Урок закрепления знаний;

Урок комплексного применения знаний;

Урокобобщения и систематизации знаний;

Урок оценки, проверки и коррекции знаний

Оқыту әдістері/Методы обучения:

Перцептивный аспект (передача знаний): словесный (рассказ, беседа, лекция); наглядные (демонстрация, иллюстрации, таблицы); практические (упражнения, тесты, диктанты, контрольные и самостоятельные работы)

Гностический аспект (проблемно-поисковые, репродуктивные): иллюстративно- объяснительные, проблемные, эвристические (частично-поисковые), исследовательские методы

Управленческий аспект (характер, степень самостоятельности ученика в учебно-воспитательной деятельности): работа под управлением, самостоятельная деятельность

Мотивационный аспект: игры, учебные дискуссии, неожиданность, занимательность, парадоксальность и т.п.

Аспект контроля: устный, письменный, фронтальный, групповой, индивидуальный, итоговый. Текущий с применением ТСО, программированный, тестовый.

ТОК, көрнекті құралдар, жабдықтар, үлестірме қағаздар/ ТСО, наглядные пособия, оборудование, раздаточные материалы: презентация, рабочие листы, макеты динозавров, коллекция ископаемых останков растений и животных

Жаңа түсініктер мен терминдер/ новые понятия и термины: триас, юра, мел, археоптерикс, голосеменные, покрытосеменные, динозавры.

Ұйымдастыру кезені/ Организационная часть: Приветствие. Озвучивание ученикам темы и цели урока. По цели и теме урока учащиеся составляют критерии успеха.

Позитивный настрой: Ребята, я думаю, у всех сегодня хорошее настроение. Давайте оценим свое настроение в листе обратной связи (приложение 1).

Вы посмотрели эволюцию за 3 минуты, а длилась она около 5 млрд.лет. Фрагмент демонстрирует, как живые организмы развивались, боролись за жизнь, стремились вперед в развитии.

Я желаю вам также не останавливаться на достигнутом, а стремиться к новым целям.

4.Постановка проблемы: Почему погибли динозавры из всего класса рептилий?

Өткен материалды сұрау және тексеру/ Опрос и проверка пройденного материала:

Класс на рабочих листах выполняет задание (приложение 3)

Индивидуальная работа ученика у доски. Проверка и оценивание его работы другим учеником с высоким уровнем мотивации.

Задание у доски:

Задание 1.Сопоставьте перечисленные события нужной эре, результаты поместите в таблицу:

архей

протерозой

палеозой

мезозой

А) возникновение эукариот Б) появление кишечнополостных

В) появление сине-зелёных и одноклеточных водорослей Г) возникновение многоклеточности

Д) возникновение фотосинтеза Е) выход растений на сушу Ж) появление птиц

З) появление позвоночных И)расцвет рыб К) господство динозавров

Расставьте события, происходившие в истории развития органического мира в последовательности, соответствующей порядку их возникновения

А) появление фотосинтеза Б) появление прокариот

В) появление многоклеточных водорослей Г) появление свободного кислорода

Д) появление членистоногих Е) появление позвоночных

Ж)появление моллюсков З)появление папоротникообразных И)появление кольчатых червей К) появление покрытосеменных

1.На какие промежутки принято делить всю историю развития жизни?

2.Сколько выделяется эр?

3.Почему палеозой делится на периоды, а архей и протерозой нет?

4. Что крупного произошло в палеозое?

5. Кто первым вышел на сушу? Почему?

6. Ароморфозы палеозоя?

Жаңа материалмен таныстыру/ Изучение и обобщение нового материала:

У каждого на рабочем листе указан представитель флоры и фауны какого-то определенного периода или эры. Ваша задача, определить, какой это представитель и в какую эру существовал.

После этого учащиеся распределяются по группам:

1-пласт каменного угля с отпечатком листьев папоротника(15)-карбон, палеозой

3-отпечатки моллюсков (4)-протерозой, палеозой

4-морская лилия(8)-палеозой, ордовик

Учащиеся в группе делятся по порядку на 4 группы и формируются новые 4 группы. Каждая новая группа должна содержать представителя от каждой группы. Учащиеся делятся информацией о своем объекте. Остальные слушают, исправляют, если не согласны. После завершения работы ребята возвращаются на свои рабочие места.







Динозавры-короли мезозоя. Как вы думаете, почему их так называют?

(господствовали в юрский период мезозоя)

Ваша задача слушать проект и выполнять задание в рабочем листе. (работа в паре- по макету динозавра описать его, ссылаясь на презентацию.)(приложение 4)

Последний вопрос-Почему исчезли динозавры? Кто может предположить главные причины гибели динозавров?

Гибель динозавров (Обобщение и дополнение учителя учителя)

Одно из самых значительных событий за всю историю Земли произошло ок. 65 млн. лет назад. В это время вымерли несколько больших групп позвоночных, включая динозавров, а также морских (мозазавров, плезиозавров, плиозавров и ихтиозавров) и летающих (птерозавров) рептилий. Другие позвоночные: лягушки, ящерицы, крокодилы, змеи, черепахи, млекопитающие пережили катастрофу.

Гипотезы исчезновения динозавров”

– Выдвигались две основные гипотезы исчезновения динозавров – падение кометы и глобальное похолодание.
В гибели динозавров часто обвиняли кометы, астероиды и метеориты. Сторонники этих гипотез утверждали, что крупное космическое тело врезалось в нашу планету и вызвало серию сильнейших взрывов.
Динозавры вымерли примерно 70 млн лет назад, причиной этого могло быть, и скорее всего так и было, изменение климата.
В меловом периоде Земля снова проходила возле центра нашей галактики. Это вызвало бурную вулканическую деятельность, активное движение материковых плит, изменение гравитационного поля и инверсию магнитных полюсов. Этого вполне достаточно, чтобы изменить климат. И это вполне могло убить ящеров. Большое тело действительно дольше теряет тепло, но оно же и дольше нагревается, если тепло утрачено. Даже если некоторые динозавры и обладали способностью сами вырабатывать какое-то количество тепла, все равно череда морозных ночей, перемежающихся короткими днями, могла отнять у большого динозавра столько тепла, что это оказывалось невосполнимо. А при пониженной температуре тела у него уже не хватало энергии двигаться и пастись. Так, стойкое похолодание, возрастающая континентальность климата, установление суровых зим могло привести к вымиранию крупных травоядных.
Существует так же множество предположений о том, как вымерли динозавры. Например: огромная туча окутала всю планету и вызвала похолодание, метеорит упал в океан и резко повысилась температура, поэтому динозавры вымерли от неимоверной жары.

Бекету/ Закрепление: Запишите ту гипотезу исчезновения динозавров, которой придерживаетесь вы.

Давайте еще раз вспомним самые значительные ароморфозы мезозойской эры.

Рефлексия: В начале урока вы заполняли лист обратной связи, оценивая свое настроение. Изменилось ли оно у вас к концу урока? Давайте еще раз обратимся к шкале и оценим свое настроение.

Оценивание: Каждый проанализируйте свою работу на уроке. Что бы вы себе поставили сегодня за урок? Самооценка, формативное оценивание.

Урок подошел к концу. Я очень рада, что вы хорошо работали на уроке, многие ребята были подготовлены и активны на уроке, поэтому легко справлялись с заданиями. Но все же есть учащиеся, недостаточно усвоившие материал, поэтому им придется еще раз изучить домашнее задание. И я считаю, мы выполнили цель урока, которую ставили вначале.

Читайте также: