Конспект урока работа с тканью и нитками

Обновлено: 29.04.2024

Автор: Пустовая Ольга Александровна

Населенный пункт: Приднестровье, Слободзейский район, с. Ближний Хутор

ПРЕДМЕТ: ТЕХНОЛОГИЯ

КЛАСС: 2 4 четверть

Ссылка на видео:

Конспект урока

Ещё в древние времена люди научились шить. Первобытный человек носил одежду из звериных шкур. Сшивали шкуры костяными иголками с помощью прочных жил. Со временем человек научился прясть нити из растений и шерсти животных, а затем делать ткани. После изготовления одежды, женщины украшали её разнообразными стежками. Сегодня на уроке мы познакомимся с различными видами швов, которые используют для шитья и украшения одежды, научимся выполнять самый простой шов.

Виды швов:

3. Стебельчатый шов

4. Тамбурный шов

5. Петельный шов

Помним о правилах безопасной работы с иглой и ножницами. Не забываем приготовить для работы необходимые материалы, инструменты и своё рабочее место. Нам понадобятся: швейные нитки, иголка, ножницы, лоскуты однотонной ткани. Нитку для шитья не обрываем и не откусываем (это вредно для зубов), а аккуратно отрезаем ножницами наискосок (так легче вставить её в иголку). Длина нитки должна быть не более 50-60 сантиметров, иначе она запутается и порвётся. Иголку нужно всегда хранить с вдетой в неё ниткой в специальной игольнице. После завершения работы необходимо убрать рабочее место, аккуратно сложить инструменты и материалы, тщательно вымыть с мылом руки.

Правила работы со швейной иглой

  1. Храни иглу всегда в игольнице.
  2. Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.
  3. Передавай иглу только в игольнице и с ниткой.
  4. Не бери иглу в рот и не играй с иглой.
  5. Не втыкай иглу в одежду.
  6. До и после работы проверь количество игл.
  7. Храни игольницу с иголками всегда в одном и том же месте.
  8. Не отвлекайся во время работы с иглой.


1. Вдеваем нить в иголку, завязываем на конце нитки узелок.


2. Намечаем линию шва.

3. Закрепляем нить с правой стороны ткани, вкалывая иголку с изнанки.

4. Шов выполняем справа налево.

5. Прокалываем ткань с изнанки и вкалываем иголку с ниткой в материал через 3-5 мм, при работе иглу всегда перемещаем вперёд.

6. Стежки и промежутки между стежками делаем одинаковыми. Чем меньше стежки, тем надёжнее будет шов.

7. Можно набирать на иголку сразу несколько стежков.

8. Завершаем шов закреплением нити.

Вопросы для самоконтроля и задания:

Тип урока: открытие новых знаний.

Планируемые результаты:

ü Личностные: оценивание результатов своей деятельности;

развитие мышления, внимания;

развитие желания преодолевать трудности.

ü Предметные: различать виды одежды и тканей;

познакомиться со свойствами тканей, помочь определить особенности их; .

развивать мышцы мелкой моторики, образного мышления, воображения.

Изделие: кукла из ниток

Оборудование: учебник технологии, презентация, пряжа 2-х цветов, ;

ВложениеРазмер
odezhda._tkan._nitki.docx 22.93 КБ

Предварительный просмотр:

Школа: МОУ Кременкульская СОШ

Тип урока: открытие новых знаний.

  • Личностные: оценивание результатов своей деятельности;

развитие мышления, внимания;

развитие желания преодолевать трудности.

познакомиться со свойствами тканей, помочь определить особенности их; .

развивать мышцы мелкой моторики, образного мышления, воображения.

Изделие: кукла из ниток

Оборудование: учебник технологии, презентация, пряжа 2-х цветов, ;

Подготовка к уроку

Осуществление контроля подготовки рабочих мест.

Подготовка личного рабочего места,

Р: рациональное размещение на рабочем месте материалов, инструментов.

Посмотрите все ли готово у вас к уроку. Настраиваемся все на работу, нам предстоит сегодня сделать очень много.

К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Формулировка темы и цели урока.

Сегодня нас ждёт много интересного на уроке: мы вспомним с вами, когда появилась одежда, зачем она нужна людям, какой одежда была раньше и какой она стала сейчас. Затем мы поработаем над изготовлением замечательного предмета русского народного творчества – куклы-оберега.

Ребята, кто мне скажет, что такое кукла?

(Это игрушка, детская игрушка в виде фигуры человека).

И вот именно такую игрушку мы сегодня научимся делать.

П: извлечение необходимой информации из прослушанного текста; постановка учебной задачи; составление темы и цели.

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Аргументация своего мнения и позиции.

Постановка творческой задачи.

-Как вы думаете, что такое одежда?

(Одежда – это совокупность предметов, которыми закрывают тело человека от неблагоприятных воздействий окружающей среды. )

-Для чего нужна одежда?

(Зимой одежда защищает нас от холода, весной и осенью то дождя и ветра, а летом спасает от жары. )

-Как вы думаете, из чего в древности шили одежду, и из чего её шьют в наши дни?

(Человек первобытнообщинного строя набросил на себя шкуру убитого им зверя. Это была его первая одежда. Но такая одежда не всегда удобна: шкуры были жёсткими и грубыми, и к тому же летом в них было жарко. Человек вынужден был много трудиться на улучшением своей одежды, пока не научился использовать для изготовления одежды ткани).

Помогают сформулировать критерии оценивания работы, задают вопросы.

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

(Этапы изготовления параллельно высвечиваются на экране).

  • Заготовка пучков ниток слайд №1
  • Перевязка пучка слайд№2
  • Выделение головы куклы слайд№3
  • Оформление ручек куклы слайд№4
  • Соединение и закрепление деталей куклы слайды№5,№6
  • Окончательная доработка изделия слайд№7

умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения.

волевая саморегуляция в затруднения

извлечение из текста необходимой информации

Записывают домашнее задание.

П: Анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Учитель контролирует детей, помогает им.

Самостоятельно выполняют работу.

Р: Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Выставка готовых работ. Оценка

Демонстрация своих работ.

Р: Уважение к результатам труда.

Подведение итогов урока.

  • Что мы выполняли сегодня на уроке?
  • Из чего мы делали куклу-оберег?
  • Где ещё можно применить нитки?

Материал: раздаточный – набор тканей разного качества, кусочки ваты, блюдца с водой, салфетки; демонстрационный – презентация

Ход НООД: На экране появляется слайд №1, с изображением праздничной и повседневной одежды) Воспитатель спрашивает у детей, когда можно надеть эту одежду и куда, обсуждает с детьми, какая разница между будничной, повседневной и праздничной одеждой.

Воспитатель: (Появляется слайд №2, с изображением одежды с различными деталями) Дети рассматривают и называют детали одежды (кружевной воротник, манжеты, рукав, пояс или хлястик, карманы и т. д.) Воспитатель говорит детям, что в одежде все важно, каждая деталь важна и необходима.

Воспитатель говорит детям, что есть особенная одежда, она нужна людям разных профессий и у каждой профессии она своя, например (Появляется слайд №3 с изображением повара и доктора) Дети называют эти профессии. Воспитатель объясняет, что белый цвет символ чистоты. (Появляется слайд №4 с изображением спецодежды дорожных работников) Дети называют профессию, где носят эту одежду. Воспитатель объясняет, что дорога, это опасный участок, поэтому эта одежда яркого цвета, чтобы она была заметна, видна издалека.

(Появляется слайд №5 с одеждой военного) Дети называют, кто носит такую одежду и почему. Воспитатель: Да, действительно, для того, чтобы быть не заметными.

Воспитатель: А знаете ли вы, из чего делают, шьют одежду? (Ответы детей) Правильно из ткани. Ткани бывают разных видов. Назовите, какие виды тканей вы знаете? (Шерстяные, шелковые, теплые, толстые, тонкие и т. д.) Воспитатель обращает внимание детей на коллекции тканей у них на столах. (Дети рассматривают, обследуют их на ощупь)

Воспитатель: Ребята, а кто знает, как получается и откуда берется ткань? Может рулоны ткани растут на деревьях или в огороде? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно дети, ткань изготавливают на специальных ткацких станках (На экране появляется слайд №6, с изображением ручного ткацкого станка) С помощью такого станка ткали ткань в старину. Но когда требовалось больше ткани, эти станки не справлялись и люди усовершенствовали их и появились вот такие современные ткацкие станки (Появляется изображение с современным ткацким станком). Если в старину у каждого станка должна была стоять ткачиха и управлять этим станком, то за современным станком нет такой необходимости, одна ткачиха может управлять большим множеством, станки выполняют данную им программу, а ткачиха следит за правильностью выполнения. А кто знает, как называется дом, где стоит много таких станков? (Ответы детей) Правильно это ткацкая фабрика. В нашей стране славится город Иваново, тем, что в этом городе изготавливают, ткут знаменитые ткани.

Воспитатель: Ребята, кто знает, из чего сделана ткань? (Ответы детей) Правильно, возьмите лоскуток ткани и попробуйте выдернуть нитки. (Дети проделывают это самостоятельно) Рассмотреть, как нитки переплетаются между собой. А из чего делают нитки? (Ответы детей) (Появляется слайд №7 с изображением овцы, шелкопряда, льна, хлопка) Эти картинки вам помогут ответить на вопрос. Из шерсти овцы получается нитка … (шерстяная) А из таких ниток ткут шерстяные ткани, она теплая, толстая, с ворсинками, найдите у себя такой лоскуток. Что можно из такой ткани сшить? (Ответы детей) А это гусеница и зовут ее – шелкопряд, дает нам нитки (шелковые, из них ткут шелковые ткани. Ниточка очень тонкая. Найдите такой лоскуток. Опишите какая она. (Тонкая, легкая, просвечивающая, скользкая, гладкая, воздушные и т. д.) Что можно сшить из такой ткани? (Ответ детей.) Изо льна получаются нитки… (льняные, а из них льняные ткани. Найдите такой лоскуток и опишите его. Что можно сшить из такой ткани? А вот из этого растения хлопка прядут хлопчатобумажные нитки, а из них делают ткань, которая называется хлопчатобумажная. Найдите такой лоскуток, эта ткань приятная на ощупь, не очень теплая, прочная, тонкая. Что можно сшить из нее? (Ответы детей) Вата – это очищенный хлопок. Воспитатель показывает, как можно скрутить из кусочка ваты нитку. А сейчас я вам предлагаю попробовать самим спрясть ниточку из кусочка ваты. Возьмите кусочек ваты, намочите пальчики водой и, вытягивая, скручивайте ее. Что у вас получается? Не очень ровная, но настоящая хлопчатобумажная нить.

Игла, иголка. Шей быстрей – (Дети имитируют движение руки с иглой при шитье)

Мы шьем одежду для друзей. (Хлопают в ладоши)

Матрешку, мишку, куклу Ладу (Загибают пальчики на одной руке)

Оденем в новые наряды! (Приседают и встают с легкими поворотами вправо-влево)

Все повторить 2 раза.

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами сегодня выяснили, что одежду шьют из различных тканей. И одежда нужна разная. А как вы думаете, одежда наших предков отличалась от современной одежды? (Ответы детей) Да, действительно, она была совсем не такой как сейчас. Воспитатель рассказывает детям и показывает, как одевались люди в прошлом (Появляется слайд №8 с изображением с одеждой прошлого). Такая одежда была у наших предков, такие сарафаны носили раньше. А это кафтан. Наша кофта родственница этого кафтана. Длинные, до колена, кафтаны, которые раньше носили мужчины, сейчас уже никто не носит. А кофтой в старину называли короткий кафтан, который могли носить только девочки и женщины. Эту одежду носили русский народ. Но у каждого народа есть своя национальная одежда, которая отличается друг от друга. В нашей группе дружной семьей живут дети разных национальностей. Вам интересно узнать какую одежду носят эти народы? Дети со своими мамами подготовили небольшие рассказы, вечером они расскажут, и покажут кукол в этих народных костюмах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: дать представление о ткани, ее видах, показать состав ткани, познакомить с различными видами ниток; формировать умение работать с нитками, познакомить с инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы с тканями и нитками; развивать творческие способности, прививать интерес к предмету.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают виды тканей, инструменты и приспособления, необходимые для работы с тканью, различные виды ниток и их предназначение; имеют представление о составе ткани, умеют работать с нитками, выполняя простые изделия.

Метапредметные:

Личностные УУД: понимают ценность знаний для человека как разумного существа, имеют учебную мотивацию, при этом формируется личностный смысл учения; проявляют интерес к предмету, осознают необходимость полученных знаний в дальнейшей жизни.

Регулятивные: при помощи учителя определяют учебную задачу урока, планируют собственную деятельность, составляя план работы и определяя последовательность действий; осуществляют контроль своей деятельности в форме сличения полученного изделия с образцом, корректируют собственные действия, способны к саморегуляции.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного, находят и выделяют необходимую информацию из материала учебника, учебного фильма, иллюстраций, рассказа учителя, продемонстрированных образцов, а также опираясь на свой жизненный опыт; сравнивают, анализируют, обобщают, делают выводы, создают алгоритм деятельности и выполняют задание, опираясь на созданный алгоритм.

Коммуникативные: умеют достаточно полно и точно выражать свои мысли, доносить свою позицию до всех участников образовательного процесса, знают правила общения, уважают в общении партнёра и самого себя, умеют формулировать вопросы с целью получения дополнительной информации о предмете.

Методы и формы обучения: частично-поисковый, практический; индивидуальная, фронтальная.

Материалы и оборудование: картон, нитки (мулине); компьютер, проектор, экран.

Основные понятия и термины: ткань, нитки, иголка, картон, ножницы

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учающихся

ФормируемыеУУД

Включение в учебную деятельность

Цель: Подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Мы умные, мы дружные

Мы - внимательные, мы- старательные

Мы в первом классе учимся

Всё у нас получится

Ну, проверь скорей дружок

Ты готов начать урок?

- Давайте проверим, готовы ли вы начать урок?

- Поднимите руку те, у кого нет: ниток, ножниц, шаблонов - картонок?

учащиеся проверяют готовность к уроку

Регулятивные: иметь мотивацию к учебной и творческой деятельности; понимать личную ответственность за будущий результат; принимать и сохранять учебную задачу.

но с ней не скучно

- Кто попробует сформулировать тему урока?

Регулятивные: определяют тему и учебные задачи урока, осознают то, что уже усвоено, и то, что предстоит усвоить.

Познавательные: выделяют

необходимую информацию, применяя имеющиеся знания в новой, нестандартной ситуации.

Коммуникативные: знают правила речевого общения, применяют их на практике, умеют слушать и слышать.

формируется мотивация к учебной деятельности, развиваются навыки сотрудничества

Определение темы и постановка цели урока.

- Но куклу мы будем выполнять необычную

-Посмотрите, какие разные бывают куклы, а какие они нарядные. Что на них надето?
- Откройте учебник на странице 69 .

- Для чего нужна одежда?

-Какие предметы одежды вы знаете?

- Как одеваются люди зимой и летом?

-Сравните зимнюю и летнюю одежду.

-Сравните одежду девочек и мальчиков. Чем она различается?

Формулируют тему урока.

Отвечают на вопросы

Регулятивные: умение осознавать и формулировать тему, цель, задачи работы с помощью учителя;

Коммуникативные: умение слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение.

Работа по теме урока.

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с предметами одежды, со свойствами ткани, с изготовлением нитей из разных материалов.

- Из чего делают одежду?

-Из чего состоит ткань?

-Из чего изготавливают нити?

-Откройте учебник на странице 72.

-Какие виды ниток существуют?

-Для чего используют каждые из них?

-Теперь вернемся к нашим куклам. Кто догадался, из чего мы будем делать кукол!

-Кукла не рождается сама: создает ее человек. Самой любимой и памятной всегда была и будет только та кукла, которая сделана своими руками, в которую вы вложили частичку своей души. В ней есть что-то такое, от чего становится теплее на сердце.
Кукол делали из самых разных материалов: из дерева, глины, бересты, соломы, пакли, кожи, тряпичных лоскутков, бисера, ниток, кукурузных листьев, теста, проволочек, золы. И даже из сыра!

-Ткань состоит из нитей.

-Нити изготавливают из растений (льна, хлопка), шерсти животных и других материалов.

-Существует несколько видов ниток: швейные, вышивальные, вязальные.

- Мы будем делать кукол из ниток.

-Даже в самом простом деле надо хорошо разобраться и постараться. Сначала нужно сделать дело (например, изготовить куклу), а потом и отдохнуть, поиграть (например, с этой же куклой)

Познавательные: извлекать информацию из прослушанного объяснения учителя, текста в учебнике.

Коммуникативные: уметь слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы.

ориентироваться в учебнике.

5. Анализ изделия.

Цель: формировать умение анализировать изделие, выявлять из каких элементов она состоит; способы сборки изделия.

- Давайте рассмотрим образец куклы (слайд)

- Какие инструменты и материалы понадобятся мне?

- Как мы будем выполнять работу? Какими способами?

Что сделаем сначала, что потом.

-Нитки, картон, ножницы.

Составляют план работы.

Рассматривают инструменты и приспособления; анализируют информацию; наблюдают, делают выводы

Регулятивные: искать подходящие способы решения для достижения поставленной учебной проблемы. Планирование практической деятельности на уроке.

Коммуникативные: Умение слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение.

Цель: положительно относиться к занятиям двигательной активности.

Ручки вверх, ручки вниз.

На носочках подтянись.

Ручки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем поприседаем,

Никогда не унываем.

Повторяют слова и движения за учителем.

понимать важность бережного отношения к своему здоровью.

Инструктаж по технике безопасности

Цель: повторить правила работы с ножницами.

-Перед тем как начать работу повторим правила работы с ножницами по памятке на странице 33 учебника

Повторяют правила работы с ножницами

Коммуникативные: уметь слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации, отвечать на вопросы, рассуждать, делать выводы; уметь строить осознанное произвольное речевое высказывание в устной форме, принимать и сохранять учебную задачу.

Коллективная работа. Изготовление куклы совместно с учителем. Цель этапа: Учить планировать практическую деятельность на уроке.

- Начнем выполнение работы фигурки из ниток. С чего начнем работу? (слайд)

План работы:

1. Возьмём картон размером 10 10.

2. Намотаем нитки на картон.

3. Снимем заготовку с картона.

4. Сделаем заготовку меньшего размера.

5. Возьмём ещё нитки, намотаем их на картон.

6. Снимем заготовку с картона.

7. Перевяжем большую заготовку нитками, получим голову и туловище куклы.

8. Перевяжем маленькую заготовку в двух местах, получим руки.

9. Соединим заготовки.

10. Обрежем низ платья и руки куклы.

11. Сделаем волосы.

12. Прикрепим их к голове куклы.

13. Оформим изделие: сделаем глазки, ротик.

14. Посмотрим, что получилось.

15. Оценим изделие.

Итак, начнем- Как определить длину ниток?
- У каждого из вас имеются картонки, они помогут сделать пучки ниток быстро. Сначала заготовим пучок из ниток для туловища куклы. Для этого вдоль более длинной стороны картонки быстро намотаем нитку, пока не получится пучок нужной толщины. Нитку наматываем свободно, чтобы картонка не стягивалась; но провисать нитки не должны. (Демонстрирую, помогаю отдельным ученикам индивидуально).
- Теперь разрежем нитки с одного конца картонки - получится пучок нужной нам длины и толщины.

-Надо ли разрезать его с другой стороны?
- Нет, так как по схеме видно, что пучок должен быть двойной, а если разрежем, наша куколка будет слишком маленькая.
- Проверьте, достаточна ли толщина пучка. Точно также сделайте второй пучок, поменьше. Для этого нитки намотайте на картонку вдоль короткой стороны.

- Подумайте, эти нитки нужно разрезать с одного конца или с обоих? (С двух концов это видно по схеме, а длина картонки точно соответствует длине рук куклы.)
- Что бы сделать мальчика. Разделите нижний пучок на две равные части и свяжите каждую из них

- Что нужно сделать с пучками ниток?

Далее ученики работают по схеме, данной в учебнике на страницах 72-73. Края пучков по окончании работы ученики слегка подравнивают.
Учитель оказывает индивидуальную помощь.

- Подготавливаем необходимые материалы - По шаблону из картона.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание с помощью учителя, работают с учебником.

-Длинный пучок перевязать посредине.

- Короткий пучок перевязать с двух сторон

Если позволяет время. Учащиеся самостоятельно изготавливают вторую куклу

Познавательные: Формировать умение самостоятельно собирать и изготавливать куклы.
Регулятивные: Умение подготовить своё рабочее место, содержать его в порядке. Способность справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на знание. Коммуникативные: Формировать умение взаимопомощи друг другу. Умение задавать вопросы.

Личностные: проявляют интерес к творческому труду

Цель этапа: умение анализировать свою практическую деятельность, результат работы, выявлять причины неудач (если таковые есть).

- Давайте вернемся к теме и цели урока.
- Как вы думаете, цель нашего урока достигнута?
- Для чего можно использовать такую куклу? Кому её можно подарить?
Ребята, поочередно каждый ряд выходит к доске и демонстрирует свои изделия. А мы оцениваем аплодисментами.
- Оцените урок с помощью светофора (Красный цвет – у меня все получилось, я доволен. Зеленый цвет – у меня получилась хорошая работа, но я мог лучше. Синий цвет – я мог бы работать лучше, но устал).

Уборка рабочих мест.

Отвечают на вопросы

-В качестве подарка, с петелькой как украшение на ёлку, с магнитом как сувенир.

Демонстрируют свои изделия.

Прибирают свое рабочее место.

Регулятивные: осознают качество и уровень усвоенных знаний, приобретённых умений. Познавательные: оценивают результаты собственной деятельности и деятельности одноклассников.

Личностные: Воспитание чувства коллективизма.


Министерство образования, науки и молодёжной политики

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

Читайте также: