Конспект урока пушкин если жизнь тебя обманет

Обновлено: 03.07.2024

Стихотворение было написано в 1825 году. Тогда поэт находился в Михайловском.

Пребывая в очередной ссылке, он тосковал, чувствовал одиночество, был оторван от внешнего мира. Все это отразилось в произведении.

И оно тем удивительнее, что эти четверостишия великий поэт написал в девичий альбом. Тогда существовала традиция оставлять близким людям какие-либо строчки – на память.

Рядом с Михайловским находилось имение семьи Вульфов, как раз для их дочери Пушкин и написал свое короткое стихотворение. В нем нашли отражения чувства автора: и печаль, и тоска, и светлая надежда на будущее.

2. Литературное направление

Стихотворение относится к романтизму: затрагиваются чувства автора, ощущается одиночество, но проскальзывают и оптимистические нотки.

3. Род

Это лирическое произведение. Оно отражает настроение автора.

4. Жанр

Стихотворение относится к жанру философской лирики.

5. Проблематика

В своем коротеньком стихотворении автор затрагивает проблему восприятия человеком действительности.

Нередко мы тоскуем, страдаем, представляя, что наше настоящее лишено ярких красок, уныло. Но потом, оглядываясь назад, воспринимаем все уже совсем по-другому.

За черной полосой всегда приходит белая, и наоборот, – вот о чем говорит Пушкин.

6. Тематика

В произведении затрагиваются темы сложности, многослойности человеческой жизни.

Хорошее время сменяется плохим, вместо радости приходит грусть – все это надо уметь принимать, переживать и идти дальше.

7. Идея

Автор написал стихотворение, чтобы передать молодой девушке Евпраксии собственное видение жизни.

Уже с позиции прожитых лет (на тот момент Пушкину было двадцать шесть, и он считался вполне зрелым человеком) поэт делится своими взглядами, наблюдениями, говоря, что не все так плохо, как может казаться. Нужно только пережить сложный период, который потом будет восприниматься совсем иначе.

8. Пафос

В простых строчках ощущается целая гамма чувств: и тоска, и переживания, но одновременно появляется надежда на светлое будущее.

Общий настрой – позитивный, оптимистичный, хоть и есть выраженные нотки грусти.

9. Система образов

Как таковых, художественных образов тут нет.

Автор просто передает собственные ощущения и дает своеобразный совет, назидание молодой девушке на долгую жизнь, которая еще только открывается ей.

10. Центральные персонажи

Стихотворение – классический образец философской лирики. Оно просто выражает мысли, эмоции автора. Центральных персонажей, как и сюжета, нет.

11. Лирический герой

В двух строфах явно проступает сам автор, а точнее – его художественная проекция, которая выступает в роли лирического героя.

Лирический герой излагает воззрения поэта, делится с молодой девушкой мыслями, оставляет ей своеобразные назидания.

Стихотворение написано вовсе не в поучительном тоне, но оно наставляет, дружески советует, как вести себя в сложных жизненных ситуациях.

12. Сюжет

Как такового, сюжета нет.

13. Композиция

Композиция — одночастная. Стихотворение состоит из двух строф, каждая из которых последовательно развивает мысли автора.

В первой Пушкин рассуждает об отношении к жизненным перипетиям, обманам коварной судьбы. Он говорит: не нужно сердиться или печалиться, потому что за грустным днем обязательно придет радостный.

Вторая строфа продолжает рассуждения. Здесь поэт сообщает, что сердце живет будущими надеждами. Человеку нередко кажется: все уныло, и ничего хорошего уже никогда не случится. Однако, пережив тяжелый период, он оглядывается назад и понимает: все было не так уж и безнадежно.

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение написано ямбом – пожалуй, самым любимым размером зрелого поэта.

В первой строфе используется перекрестная рифмовка, во второй – опоясывающая (или кольцевая). Вводя именно такой прием, великий русский гений логично завершает размышления.

Глагол – активная часть речи, рисующая динамичную картину. Автор, используя столько слов-действий, сообщает: жизнь – стремительное явление. В ней нужно занимать активную позицию, но вместе с тем правильно реагировать на разные превратности судьбы, адекватно воспринимать происходящее.

Тут читатель чувствует скоротечность, мимолетность жизни. И в то же время автор сообщает интересную мысль: человек способен находится сразу в трех временных пластах.

Он с тоской вспоминает прошлое, которое с позиции прожитого времени уже не кажется таким унылым. Он томится в настоящем, всей душой устремляясь в светлое будущее, предстающее в воображении таким обнадеживающим и прекрасным

15. Средства художественной выразительности

Из средств художественной выразительности Пушкин использует следующие:

16. Значение произведения

Произведение пропитано духом оптимизма. Оно оставляет добрую надежду, что все непременно будет хорошо, подпитывает человека положительными эмоциями в тяжелые жизненные моменты.

17. Актуальность

Стихотворение всегда будет актуальным. Жизнь – непредсказуемая штука, постоянно подкидывающая разнообразные сюрпризы.

Со времен автора ничего не поменялось: черные полосы все так же сменяются белыми, и людям необходимо учиться правильно воспринимать повороты судьбы.

18. Мое отношение

Мне нравится это небольшое пушкинское произведение, потому что оно пропитано надеждой и оптимизмом.

19. Чему учит

Эти два четверостишия учат правильному восприятию жизненных перипетий. Ведь, что бы ни происходило с человеком сейчас, все обязательно пройдет. За дождливым ненастьем придет яркий солнечный денек, а печаль сменится радостью.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Урок литературы в 7 классе.

2) формировать навыки восприятия, истолкования и оценки поэтического текста; умение определять тематику стихотворения;

3) воспитывать любовь к русскому слову, способствовать формированию мировоззренческой системы учащихся.

Урок-журнал, урок-коллаж.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический; объяснительно- иллюстративный, исследовательский.

1.Приветствие. Творческие группы получают конверты с карточками (см. ниже), цвет которых определяет содержание заданий (см. ниже).

Задания классу:

Подготовить ответы на вопросы:

- Что находит выражение в лирике?

- Кто находится в центре лирического произведения?

У литературоведов можно будет получить консультацию по вопросам, касающихся средств художественной выразительности.

2.Актуализация опорных знаний учащихся.

Проверка домашнего задания.

- Расскажите о Лицейском периоде жизни Пушкина.

Учащиеся устно излагают содержание статьи учебника, используя также сведения из дополнительных источников.

3. Объявление темы и целей урока.

4. Мотивация обучения.

Я предлагаю вам создать сегодня на уроке импровизированный журнал-коллаж, каждая страничка которого будет не только данью любви к великому поэту, но и плодом ваших рассуждений, раздумий, ассоциаций.

5. Восприятие учащимися учебного материала. Работа над темой урока.

Запись в словарик: Лирический герой – это образ-переживание, созданный в конкретном поэтическом творении.

Откройте, пожалуйста, предложенные конверты (учащиеся находят в них засохшие цветы, высказывают свои мысли и чувства по этому поводу).

Вопрос к учащимся:

- О чем вы думаете, глядя на засохший цветок?

Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя:

Где цвел? когда? какой весною?

И долго ль цвел? и сорван кем?

Чужой, знакомой ли рукою?

И положен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья,

Или разлуки роковой,

Иль одинокого гулянья

В тиши полей, в тени лесной?

И жив ли тот, и та жива ли?

И нынче где их уголок?

Или уже они увяли,

Как сей неведомый цветок?

1. Ответьте на вопросы:

- С каким чувством вы читали это стихотворение?

- О чем заставило задуматься настроение лирического героя? Понятно ли оно вам? Близко ли? (красные карточки)

2. Определить тему стихотворения, главную мысль. Составить цепочку ключевых (опорных) слов (желтые карточки).

Перечитайте 2 и 3 строфы стихотворения. Определите смысловую роль антонимов.

Слова каких частей речи преобладают в стихотворении? Какую эмоциональную нагрузку они несут? Какие чувства, переживания, размышления они выражают? (сиреневые карточки)

4.Поразмышляйте над особенностями композиции стихотворения (эмоционально окрашенная экспозиция, далее – в риторических вопросах философские размышления о жизни) (зеленые карточки).

5.Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт, передавая размышления о жизни, ее смысле, скоротечности? (белые карточки).

6. Какие предложения преобладают в стихотворении? Объясните роль точки с запятой в первой строфе (голубые карточки).

8. Составить художественную модель стихотворения. Парная работа (синие карточки).

Примечание: Художественная модель стихотворения может быть составлена, например, в виде цветка, каждый лепесток которого будет иллюстрировать риторические вопросы, заданные поэтом, последний лепесток может располагаться отдельно: Или уже они увяли, как сей неведомый цветок?

Модель также может быть представлена в виде таблицы, схемы, рисунка и т.д.

Безуханный – неблагоухающий, неблаговонный, непахнущий, непахучий, безароматный, недушистый. Устар. (см. Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля)

Роковой – 1. Приносящий горе, как бы предопределенный роком (рок – несчастливая судьба). 2. Решающий, определяющий собой поворот к чему-нибудь плохому, к несчастью. 3. Имеющий тяжелые или гибельные последствия (см. Словарь русского языка С.И.Ожегова).

Сей – устар. Указательное местоимение. То же, что и этот.

Неведомый – 1.Неизвестный, незнакомый (устар. и книжн.). 2. Таинственно-непонятный (книжн.) (см. Словарь русского языка С.И.Ожегова).

После поэтапной работы делаем выводы по жанровой принадлежности данного стихотворения.

Слово учителя: Перед нами всего за несколько минут прошла человеческая жизнь…Когда люди уходят, остаются вещи. Безмолвные свидетели радостей и горестей своих бывших хозяев, они продолжают жить особой, таинственной жизнью. Неодушевленных предметов нет, есть неодушевленные люди.

Подумайте об этом.

Вопрос к классу: Бывали ли в вашей жизни случаи, когда вас обманывали? Как вы реагировали на это, о чем думали, переживали? Оставило ли это какой-либо след в вашей душе?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет;

Все мгновенно, все пройдет;

Что пройдет, то будет мило.

Уныние – безнадежная печаль, гнетущая скука (см. Словарь русского языка С.И.Ожегова).

Смириться (книжн.) – примириться с кем-чем-нибудь, покориться кому-нибудь.

3.Оптимистичный – полный оптимизма, бодрого и радостного отношения ко всему, что происходит в жизни.

4. Лаконизм – краткость и четкость изложения. Лаконичный – отличающийся лаконизмом, немногословный.

Вопросы к учащимся: Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, называя тему, идею стихотворения, особенности композиции, мировосприятия лирического героя, изобразительно-выразительные средства и другое.

Вывод: Это стихотворение имеет общечеловеческий смысл. Несмотря на то, что оно передает переживания автора, каждый из нас может узнать в нем свои мысли и чувства. Пушкин всегда полон доверия к жизни, он не дает страждущему сердцу обессилеть, погрузиться в уныние, впасть в отчаяние. Только вера и оптимизм! В этом мудрость поэта.

В импровизированный журнал помещаем опорные слова: обманет – не печалься – не сердись – смирись – настанет – живет – уныло – пройдет – мило.

Работа в паре: Сравните настроение поэта в двух стихотворениях? Каким человеком предстает перед нами Александр Сергеевич в этих философских зарисовках?

Подведение итогов урока. Рефлексия.

- О чем задумались после изучения философских стихотворений А.С.Пушкина?

Дифференцированное домашнее задание:

Стихотворение “Если жизнь тебя обманет” было написано в сложный для Пушкина период, однако невозможно не заметить, что поэт все же настроен оптимистично. Краткий анализ “Если жизнь тебя обманет” по плану, который можно использовать на уроке литературы в 7 классе, объясняет причины такого настроя автора и его философские мотивы.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Если жизнь тебя обманет.

История создания – стихотворение написано в 1825 году, приблизительно с января по август. Оно писалось для альбома Евпраксии Вульф и в том же году было напечатано в “Московском телеграфе”.

Тема стихотворения – Александр Сергеевич говорит о сложности жизни, в которой, постаравшись, можно всегда найти что-то хорошее.

Композиция – это одночастное произведение, состоящее из двух строф.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – хорей с чередованием кольцевой и перекрёстной рифмовки.

Метафоры – “сердце в будущем живет”, “день уныния”, день веселья”.

История создания

Александр Сергеевич написал это небольшое стихотворение в 1825 году, когда находился в ссылке в своем имении в Михайловском. Соседнее имение, Тригорское, соседствовало с имением Вульфов. Для альбома их дочери Евпраксии и предназначалось это произведение. Философское рассуждение – странная тема для альбома юной девушки, и все же по какой-то причине Пушкин выбрал именно его.

Автор рассуждает о сложности жизни, говоря, что с человеком в один день может произойти что-то плохое, другой будет предназначен для веселья. В любом случае нужно быть готовым принять все, что подарит судьба. Лирический герой произведения настроен оптимистически и передает это настроение читателю.

Композиция

В этом простом двухстрофном произведении Пушкин использует одночастную композицию, развивая одну мысль.

В первой строфе он рассуждает о том, что жизнь может обмануть человека, но это не повод сердиться и печалиться. Нужно просто переждать день уныния, потому что за ним непременно последует день веселья.

Вторая строфа – это продолжение философских рассуждений о жизни, но уже в другом ключе. Пушкин говорит о том, что настоящее всегда уныло. Человек увидит то, что было в нем хорошего, только когда оно станет прошлым. И он предчувствует это хорошее, пока оно ждет его где-то в будущем.

Такова человеческая природа – верить в лучшее. Верит в него и сам поэт, размышляя о своей жизни. Он говорит о том, что все испытания надо воспринимать философски, ведь и они когда-то станут прошлым.

Это лирическое стихотворение: оно содержит мысли и чувства, надежды и чаяния лирического героя. Лирический герой рассуждает о вопросах, которые считаются вечными: о смысле жизни (в том числе своей), о том, как человек относится к настоящему и будущему. Он говорит о том, что жизнь очень сложна, но эта сложность состоит не только из дней уныния, но и из дней веселья. Философское стихотворение настраивает читателя на оптимистический лад.

Оно написано одним из любимых стихотворных размеров зрелого Пушкина – ямбом. Поэт использует кольцевую и перекрёстную рифмовку, показывая, что каждая строфа содержит в себе законченную мысль.

Средства выразительности

Из привычных тропов поэт использует только метафоры – “ сердце в будущем живет”, “день уныния”, день веселья” . Но это далеко не все художественные средства, которые помогают ему выразить главную мысль произведения.

Так, в первой строфе поэт использует множество глаголов, показывая, что к жизни души следует относиться деятельно. Вторая строфа наполнена словами, говорящими о времени – прошлое, настоящее, будущее. Таким образом, автор показывает, что человек как бы живет в трех временах сразу: настоящее кажется ему унылым, так что он все время стремится заглянуть в будущее, одновременно постоянно оглядываясь в прошлое.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стихотворение “Если жизнь тебя обманет” было написано в сложный для Пушкина период, однако невозможно не заметить, что поэт все же настроен оптимистично.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Если жизнь тебя обманет .

История создания – стихотворение написано в 1825 году, приблизительно с января по август. Оно писалось для альбома Евпраксии Вульф и в том же году было напечатано в “Московской телеграфе”.

Тема стихотворения – Александр Сергеевич говорит о сложности жизни, в которой, постаравшись, можно всегда найти что-то хорошее.

Композиция – это одночастное произведение, состоящее из двух строф.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – ямб с кольцевой рифмовкой.

Метафоры – “сердце в будущем живет”, “день уныния”, день веселья”.

История создания

Александр Сергеевич написал это небольшое стихотворение в 1825 году, когда находился в ссылке в своем имении в Михайловском. Соседнее имение, Тригорское, соседствовало с имением Вульфов. Для альбома их дочери Евпраксии и предназначалось это произведение. Философское рассуждение – странная тема для альбома юной девушки, и все же по какой-то причине Пушкин выбрал именно его.

Автор рассуждает о сложности жизни, говоря, что с человеком в один день может произойти что-то плохое, другой будет предназначен для веселья. В любом случае нужно быть готовым принять все, что подарит судьба. Лирический герой произведения настроен оптимистически и передает это настроение читателю.

В этом простом двухстрофном произведении Пушкин использует одночастную композицию, развивая одну мысль.

В первой строфе он рассуждает о том, что жизнь может обмануть человека, но это не повод сердиться и печалиться. Нужно просто переждать день уныния, потому что за ним непременно последует день веселья.

Вторая строфа – это продолжение философских рассуждений о жизни, но уже в другом ключе. Пушкин говорит о том, что настоящее всегда уныло. Человек увидит то, что было в нем хорошего, только когда оно станет прошлым. И он предчувствует это хорошее, пока оно ждет его где-то в будущем.

Такова человеческая природа – верить в лучшее. Верит в него и сам поэт, размышляя о своей жизни. Он говорит о том, что все испытаний надо воспринимать философски, ведь и они когда-то станут прошлым.

Это философская лирика – автор рассуждает о вопросах, которые считаются вечными: смысле жизни (в том числе своей), о том, как человек относится к настоящему и будущему. Он говорит о том, что жизнь очень сложна, но эта сложность состоит не только из дней уныния, но и из дней веселья. Философский стих настраивает читателя на оптимистический лад.

Он написан одним из любимых стихотворных размеров зрелого Пушкина – ямбом. Также поэт использует кольцевую рифмовку, показывая, что каждая строфа содержит в себе законченную мысль.

Из привычных тропов поэт использует только метафоры – “сердце в будущем живет”, “день уныния”, день веселья”. Но это далеко не все художественные средства, которые помогают ему выразить главную мысль произведения.

Так, в первой строфе поэт использует множество глаголов, показывая, что к жизни души следует относиться деятельно. Вторая строфа наполнена словами, говорящими о времени – прошлое, настоящее, будущее. Таким образом автор показывает, что человек как бы живет в трех временах сразу: настоящее кажется ему унылым, так что он все время стремится заглянуть в будущее, одновременно постоянно оглядываясь в прошлое.

Литературное направление, жанр

В период южной ссылки Пушкин создавал преимущественно романтические стихотворения. Свой собственный образ юного изгнанника он ассоциировал с образом романтического героя, который должен быть печален и одинок, страдать, разочаровываться. Жанр этих рассуждений о превратностях судьбы и одиночестве – элегия.

Тема, основная мысль и композиция

Тема элегии – разочарование в жизни и ожидание скорой гибели, одиночество. Основную мысль можно выразить в вопросе: а стоит ли сопротивляться бурям судьбы, если одиночество и смерть неизбежны? Вместо ответа Пушкин рисует романтическую картину: последний лист, оставшийся на ветке. Его гибель от холодов обязательно скоро наступит, но ведь он продержался дольше всех. Смерть листа неизбежна, но он всё ещё живёт, хоть жизнь его трудна, печальна и одинока.

Стихотворение состоит из трёх строф. В них – целая история внутренней жизни и трагедии лирического героя. Первая строфа указывает на нынешнее состояние героя. Он страдает и внутренне опустошён, потому что у него нет желаний, закончились мечты.

Вторая строфа намекает на причины такого состояния и описывает последствия. Жизненные невзгоды привели к преждевременному увяданию лирического героя. Всё его одинокое существование – это только ожидание скорой смерти.

Вся третья строфа – сравнение жизни героя с листом на дереве. Он – последний, продержался долго, но и ему суждено погибнуть. Несмотря на гнетущую тоску, стихотворение не лишено надежды. Потеряв последний лист, дерево не умрёт. Жизнь продолжится с наступлением весны.

Размер и рифмовка

Элегия написана четырёхстопным ямбом. Пиррихии в первых двух строчках и в последней замедляют речь и способствуют углублённому созерцанию образов. Рифмовка стихотворения перекрёстная, чередуются женские и мужские рифмы. Рифмы точные и банальные. Пушкин соединяет характерные для романтического мировосприятия слова: желанья – страданья, мечты – пустоты, жестокой - одинокой, венец – конец.

Композиционно стихотворение строится на сравнении. Лирический герой сравнивает свою жизнь, описанную в первых двух строфах, с состоянием последнего листа на обнажённом дереве.

Пушкин использует метафоры, связанные с внутренним миром: плоды сердечной пустоты, бури жестокой судьбы, увял цветущий мой венец.

Первая строфа, повествующая о былых невзгодах, лишена эпитетов, очень динамична. Во второй строфе противопоставлены эпитеты, относящиеся к жизненным обстоятельствам и к состоянию лирического героя: судьба жестокаяпечальный, одинокий. Эпитеты третьей строфы описывают суровую природу: поздний хлад, зимний свист, ветка обнажённая, запоздалый лист.

Для создания высокого стиля Пушкин использует торжественные слова, старославянизмы трепещет, обнажённый, венец, хлад.

Образ последнего листа – это символ стойкости и внутренней силы, позволяющей выжить там, где другие умирают.

Из истории создания пушкинского стихотворения известно, что он не просто так написал его, а оно было создано под воздействием сильнейших чувств. Во время написания стихотворение он был влюблен в прекраснейшую девушку, чистейшее создание — Наталью Гончарову. В то время его возлюбленная считалось самой красивой и прелестной девушкой во всей столице. Но молодой и страстный поэт не только восхищался ею, но для него она стала идеальной женщиной, которая была прекрасна не только внешне, но и духовно. Он нашел в ней родство душ, и это заставило его еще больше любить милое создание — Наталью Николаевну.

Но в тот момент, когда Пушкин уже практически счастлив, он не может до конца его почувствовать, так как между ним и его возлюбленной расстояния, которые их как раз и разделяют. В своих мечтах он уже находится рядом с Натальей Гончаровой, и вот однажды он случайно увидел прекрасную картину. Автором этого полотна с невероятно прелестной девушкой стал Пьетро Перуджио. Итальянский художник изобразил Мадонну, прекрасную и прелестную. Она безмятежно сидела и ее великолепный внешний вид, прелестные белокурые волосы напомнили поэту о его невесте.

Александр Пушкин настолько сильно был поражен этим сходством, что в тот же день пишет письмо Наталье Николаевне, где рассказывает о том, какую картину он увидел, и что часами он может любоваться прелестным образом девушки, который очень похож на его возлюбленную. И в такие минуты он забывает о расставании и расстояниях, в своих мечтах он переноситься к ней, и тогда он по-настоящему счастлив.

И эта картина итальянского художника настолько сильно вдохновила художника, что поэт свое стихотворение, которое оказывается не только откровенным, романтичным, но и прекрасным. Ведь стоит только читаться в эти строки! Уже прямо с первых пушкинских строф перед вдумчивым читателем открывается весь внутренний мир поэта, а его первые слова сразу же указывают на всю серьезность его намерений. Теперь он желал видеть перед собой каждый день и каждую минуту лишь только эту картину, где ему так живо представлялась и виделась его прекрасная возлюбленная. Его избранница — это основной смысл всей его новой жизни, счастливой и долгой. И Александр Пушкин теперь меняет свою роль в этой жизни, он видит свое предназначение в том, чего он желает больше на свете — счастливую и крепкую семью, и любимую женщину рядом, чтобы она всегда была рядом с ним.

Лирические герои пушкинского стихотворения – сонета у поэта предстают в необычном для его лирики свете. Они все положительные и счастливые. Прежде всего, это сама его Мадонна, которая сочетает в себе такие качества, как величие, красоту и кротость. Его образ Мадонны — это невеста, которой и посвящено все стихотворение. И в тексте своем поэт, что у Мадонны, главной героине, есть избранник. Он рисует его с разумом в глазах, мудрым, решительным и серьезным. Тем самым, он старается его раз подчеркнуть, что его решение жениться на прекрасной Гончаровой правильное и обдуманное, и он в это уверен. Наконец-то исполнилось его желание, и сам Творец дал ему такую спутницу по жизни, о которой он всегда мечтал. И с такой женщиной он готов провести всю свою жизнь.

Пушкинское стихотворение не только красиво по звучанию, но еще и очень светлое. Но вот как дальше сложиться судьба поэта из сюжета неясно. Но читатель знает, что уже после нескольких счастливых месяцев в браке в семье Пушкиных состоится конфликт, где поэт почувствует себя несчастным и разочарованным. И это потом найдет отражение в его других стихотворных произведениях. А пока он еще счастлив и радостен, он живет в ожидании предстоящей встречи.

В первой части произведения лирический герой описывает свою обитель, в углу которой висит картина с изображением Мадонны. Во второй части описано отношение к ней.

В этом стихотворении преобладает перекрестная и опоясывающая рифмы, речь плавная, мелодичная, певучая. Размер- четырехстопный ямб, характерный для сонета.

Лирический герой восхищается Мадонной, как А.С. Пушкин Натальей. Автор благодарит судьбу за их встречу, за возможность быть вместе, лицезреть ее:

«Исполнились мои желанья. Творец

Пушкин доносит свои чувства к Гончаровой в этом произведении. Она для него воплощение прекрасного, божество, она любима и желанна.

Читайте также: