Конспект урока простейшие животные

Обновлено: 14.07.2024

Конспект
Подцарство Простейшие, или Одноклеточные, объединяет животных, состоящих из одной клетки. Однако эта клетка – самостоятельный живой организм, который перемещается, питается, размножается и дышит.
Клетки некоторых простейших после деления не отделяются от материнских клеток и живут вместе, образуя колонии.
У саркодовых для движения и захвата пищи образуются псевдоподии (ложноножки).
У жгутиконосцев органеллой движения служит жгутик, А у инфузорий – реснички.
Для выделения излишков воды и удаления продуктов обмена веществ внутри клетки находятся сократительные вакуоли.
У простейших с постоянной формой тела – например, инфузорий – образуются специализированные пищеварительные органеллы: клеточная воронка, клеточный рот, клеточная глотка. Для удаления отходов пищеварения также служит особый органоид – порошица.
Многие простейшие имеют органоиды, обеспечивающие раздражимость. Например, у эвглены зелёной есть светочувствительный глазок. Благодаря нему эвглены всегда плывут в самую освещенную часть водоема.
Это нужно для наилучших условий фотосинтеза. Фотосинтез у эвглены возможен благодаря пластидам, находящимся в цитоплазме.
Важная особенность простейших – способность образовывать цисты.
При наступлении неблагоприятных условий клетка покрывается многослойной оболочкой.
При этом жизненные процессы резко замедляются, и циста может сохранять жизнеспособность десятки и сотни лет.
При улучшении внешних условий оболочка растворяется, и во внешнюю среду выходит жизнеспособный организм.
В подцарстве Простейшие выделяются два основных типа: тип Саркодовые и жгутиконосцы и тип Инфузории.
В свою очередь, тип Саркодовые и жгутиконосцы делится на класс Саркодовые и класс Жгутиконосцы.
К классу Саркодовые относятся не только амёбы, но также радиолярии. Многие из них имеют раковины.
К классу Жгутиконосцы относятся эвглена зелёная, трипаносома, а также колониальное простейшее – вольвокс.
К типу Инфузории относится самая известная из них – инфузория-туфелька, сувойка, стилонихия и другие.
Многие простейшие являются паразитами, обитая внутри других живых организмов. Например, малярийный плазмодий, вызывающий малярию, попадает в кровь человека при укусе малярийного комара.
Опасны также дизентерийная амёба и трипаносома, вызывающая сонную болезнь.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 7 класс Простейшие.doc

Тема: Простейшие. Особенности организации одноклеточных, многообразие и значение простейших. (слайд №2)

Цель урока: расширить представления о животном мире, показать общее в растительных и животных организмах; показать связь науки с практикой, показать что простейшие - одноклеточные организмы. (слайд №2)

Образовательные:

· сформировать современное представление о многообразии простейших, их происхождении, классификации, значении в природе и в жизни человека;

· выявить основные отличия между представителями различных классов простейших.

Развивающие :

· развивать у учащихся умения выделять главное, выбирать нужный материал, работать с таблицами, схемами, рисунками, текстами;

· развивать логическое мышление.

Воспитательные :

· воспитание бережного отношения к природе и к своему здоровью;

· профилактика заболеваний вызванных простейшими (слайд №3)

Биологические понятия: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики, циста, раковина, инфузории, колония, жгутиконосцы

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

по методам – комбинированный.

Структура: 1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Изучение нового материала

4. Закрепление нового материала.

5. Домашнее задание.

6. Подведение итогов

7. Оценки за урок

1.Организационный момент.

1.1.Психологический настрой учащихся.

1.2. Готовность учителя к уроку.

1.3. Мобилизирующее начало урока. Сегодня мы приступаем к изучению разделов зоологии. (тема урока, постановка цели и задач урока).

2. Актуализация знаний учащихся

2.1. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, через повторение ранее изученного:

Прежде чем приступить к изучению новой темы давайте с вами вспомним о чем говорили на прошлом уроке.

1.Как называется наука, изучающая животных? (зоология)

2.Перечислите признаки свойственные животных?(питание, дыхание, рост, размножение)

3.Чем отличаются животные от растений?

4.Что такое вид? (это группа особей имеющая сходное строение, обитающая на одной территории свободно скрещивающаяся между собой и дающая плодовитое потомство)

5.Какие основные систематические категории вы знаете? (род, вид, класс, отдел, царство, семейство…)

6. Каково значение зоологических знаний? (разведение ценных пород, одомашнивание диких животных, разработка биологических мер борьбы с вредителями…..)

3. Изучение нового материала

Послушайте рассказ.

Встретились как-то между собой три представителя подцарства Простейших и заспорили. Кому и где лучше живется?

Первая говорит: - И все- таки, живу я лучше всех. И тепло, и врагов нет, и пищи навалом. Человек ведь всеядное существо – глядишь, и колбаски, и яблочка перепадет, правда, в полупереваренном виде, да это ничего терпимо.

А как, что не по мне, так я ему – человеку – мигом дыру в кишечнике сделаю. У меня это просто.

Тут другая подхватывает: - Ну, да тут тебе и крышка. Поскольку человек существо разумное, знает, как себя лечить – мигом таблеток наглотается – и конец тебе. Думать о дырах забудешь, если жива останешься.

Первая говорит: - Ой-ой-ой, напугала та? А ты думаешь, тебе в животе термита живется лучше?

Другая: - Ну, вот еще. Ведь я живу в помещении, в отдельном кармашке, а непросто, как некоторые, в кишечнике болтаюсь. Тут мне и дом, и стол, - добром и сахарком хозяин готов расплачиваться, только знай себе усваивай. И никаких тебе антибиотиков.

Тут третья вмешалась: - Нет, братцы, вот я вас послушала и поняла, что лучше моей родной лужи мест просто не бывает. Плыви куда хочешь, ешь что хочешь, правда всё это тяжелым трудом достается, да и невзгоды и лишения всякие приходиться терпеть. Например, пересохла моя лужа на прошлой неделе, так пришлось немного полетать, пока дождь снова её не наполнил. Но, зато полная свобода.

Так долго они ещё спорили, но к единому мнению так и не пришли.

- Как вы думаете? Где обитают эти животные.

(в воде, во влажной почве, и в органах других организмов)

Изучение обитателей водоема с помощью микроскопа показало, что в воде наряду с водорослями встречаются и другие организмы, которые не имеют зеленой окраски. В 1676 г. Антони Ван Левенгук – открыл одноклеточные организмы, которые состояли из одной клетки - это были простейшие или подцарство одноклеточные. В настоящее время известно около 70000 видов простейших. (слайд №4 )

Все они имеют одну клетку состоящую из ( оболочка, цитоплазма, вакуоли, ядро, пластиды ); строение каких клеток вам это напоминает? (растений)

Но в чем отличие растений от одноклеточных организмов? (клетка растений в своем строений имеет зеленые пластиды, которые называются (хлоропластами), а у одноклеточных животных их нет), но есть промежуточные животные которые на свету питаются как растения в процессе фотосинтеза образуются питательные вещества, а в темноте как животные - запасом питательных веществ

Царство животных делится на два подцарства: одноклеточные и многоклеточные.

К одноклеточным, или простейшим относятся животные тело которых состоит из одной клетки, но эта клетка - целостный организм, ведущий самостоятельное существование.

Подцарство одноклеточные подразделяется на типы: Саркожгутиконосцы, споровики и инфузории, а типы в свою очередь подразделяются на классы. (слайд № 5 )

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать знания об особенностях строения, жизнедеятельности Простейших как целостных одноклеточных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни.

Задачи урока:

  • расширить представления о многообразии одноклеточных, ознакомиться с основными типами (саркожгутиконосцы, споровики, инфузории);
  • иметь представление о среде обитания, чертах приспособленности основных представителей каждого из типов к жизни в ней;
  • раскрыть роль одноклеточных в природных сообществах, жизни человека;
  • продолжить формирование умений проводить наблюдения, сравнивать одноклеточных между собой, обосновывать принадлежность к тому или иному типу, классу.

Оборудование:

табл.: "Сравнительная характеристика основных групп простейших", наглядные пособия.

Тема урока: ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. Тип Простейшие. Класс Корненожки. Класс Жгутиковые. Класс Инфузории

Сформировать знания об особенностях строения, жизнедеятельности Простейших как целостных одноклеточных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни.

Задачи урока:

расширить представления о многообразии одноклеточных, ознакомиться с основными типами (саркожгутиконосцы, споровики, инфузории);

иметь представление о среде обитания, чертах приспособленности основных представителей каждого из типов к жизни в ней;

раскрыть роль одноклеточных в природных сообществах, жизни человека;

продолжить формирование умений проводить наблюдения, сравнивать одноклеточных между собой, обосновывать принадлежность к тому или иному типу, классу.

Оборудование:

табл.: "Сравнительная характеристика основных групп простейших", наглядные пособия.

Всё познайте: небо, земли, воды,
За слогом слог – до самых недр природы.

Общая характеристика Простейших:

К одноклеточным или простейшим относятся животные, тело которых состоит из одной клетки, но эта клетка - целостный организм, ведущий самостоятельное существование и которому присущи все проявления жизни: обмен веществ, раздражимость, рост, размножение и т. д.

Представители подцарства способны жить только в водной среде, поэтому, заселив Мировой океан, пресные воды и почву, они не смогли “завоевать” поверхность суши и воздух.

Подавляющее большинство простейших микроскопически малы – обычно 50-150 мк, хотя известны и “карлики” (2-4 мкм) – пироплазма, и “гиганты” (до 1 см) – пороспора гиганте.

Строение клеток простейших типично для эукариот. Они состоят из одного или нескольких ядер с хромосомами, отделённых ядерной мембраной от цитоплазмы, которая ограничена от окружающей среды цитоплазматической мембранной. У многих цитоплазма дифференцирована на два слоя – плотный наружный (эктоплазму) и внутренний подвижный (эндоплазму). В цитоплазме располагаются: митохондрии, рибосомы, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, центриоли, структуры клеточного скелета, запасные вещества (гликоген, жировые включения), вакуоли. Основная масса простейших является гетеротрофами, некоторые способны фотосинтезировать. Питание осуществляется по типу внутриклеточного пищеварения за счёт фаго- и пиноцитоза. Пищеварительной системы нет, её функции выполняют пищеварительные вакуоли. Хотя нервной системы нет, простейшие обладают раздражимостью – реагируют на внешние воздействия положительными или отрицательными таксисами (движениями). Дыхание осуществляется всей поверхностью клетки, движение цитоплазмы обеспечивает перемещение веществ в клетке. Функцию выделения выполняют сократительные вакуоли. Простейшие могут размножаться бесполым и половым путём. Бесполое размножение осуществляется главным образом путём простого и множественного (шизогония) деления. Для многих групп простейших свойственен половой процесс – копуляция и конъюгация. При конъюгации происходит слияние ядер разных клеток, а при копуляции сливаются целые клетки.

Важная биологическая особенность многих простейших – инцистирование – способность при попадании в неблагоприятные условия образовывать цисту, что обеспечивает не только переживание неблагоприятных условий, но и способствует широкому расселению.

В современной систематике на основании родства различных представителей, особенностей их внутренней организации и образа жизни простейших разделяют на самостоятельные типы – саркожгутиконосцы, споровики, инфузории

Саркожгутиконосцы

Тип саркожгутиконосцев представлен двумя классами простейших – саркодовые (от греческого “саркос” – мясо) и жгутиковые КЛАСС САРКОДОВЫЕ

1) Корненожки – это одноклеточные организмы, передвигающиеся с помощью ложноножек (псевдоподий) – выпячиваний цитоплазмы, напоминающих корни растений. Их тело заключено в однокамерную раковину, снабжённую отверстием – устьем, через которую в окружающую среду выходят псевдоподии. Раковины состоят их хитиноподобного вещества и могут иметь различную форму: куполообразную, мешковидную, блюдцевидную и т.д.

2) Есть корненожки, тело которых покрыто известковой раковиной. Это фораминиферы, обитающие в водах Мирового океана во всех широтах и на всех глубинах. По хорошо сохранившимся раковинкам учёные определили уже более 30 тысяч ископаемых видов, а также около 4 тысяч видов, обитающих в океанах сейчас. Их раковины участвуют в образовании морского ила, морских осадков и пород. Из них образовались месторождения известняков.

Отметить: Египетские пирамиды, дворцы и храмы Владимиро-Суздальской Руси, дворцы в белокаменной Москве и Севастополе, старые здания в Париже, Риме, Вене и других городах построены из известняков, образовавшихся из раковин простейших.

В 1 кубическом метре воды из Тихого океана содержится до 800 тысяч известковых простейших, в Атлантическом океане – до 3 млрд. В отдельных районах Северной Атлантики численность простейших достигает 115 млрд на 1 кубический метр.

3) Радиолярии – одноклеточные, реже колониальные, свободноживущие простейшие, имеющие минеральный скелет в виде удивительно красивых образований и состоящим из кремнезёма или сернокислого стронция. Причудливые выросты на раковинках радиолярий значительно увеличивают поверхность тела, что способствует их передвижению в толще воды. Скопления раковин вымерших радиолярий образуют большие залежи. Их используют для шлифовки и полировки металлов, для изготовления наждачной бумаги. Радиолярии распространены преимущественно в тёплых морях.

Это интересно: В Неаполитанском заливе Средиземного моря профессор В.Т.Шевяков в течение нескольких лет проводил наблюдения за распространением радиолярий. В результате исследований было обнаружено, что радиолярии из отряда акантарий распределены преимущественно в поверхностных слоях моря. Однако после сильных дождей они опускаются на глубину 100-200 м через 1-2 суток после прекращения дождей они вновь поднимаются в поверхностные слои. В зимние месяцы акантарии опускаются на глубину 50-200 м. Так происходит, потому что после сильных дождей акантарии “спасаются” от опреснения, опускаюсь на большую глубину. В зимние месяцы температура воды на глубине 50-200 м выше, чем на поверхности.

Солнечники – одна из самых малочисленных групп простейших. В ней несколько десятков видов, обитающих в пресных водах. Тело напоминает “солнышко”, но лишено минерального скелета. Питаются животными организмами.

Типичный представитель класса саркодовых – Амёба протей.

Почему она так названа?

Широко распространённая в загрязнённых пресноводных водоёмах амёба протей названа в честь героя греческой мифологии морского бога Протея, который обладал способностью менять своё обличие, принимая образы всевозможных существ и предметов. Амёба протей не имеет постоянной формы тела, она непрерывно образует выросты (псевдоподии), в которые перетекает её цитоплазма.

Амёба – одно из наиболее просто устроенных животных, обитает в иле на дне пресных водоёмов (канав, прудов).

Строение и характеристика амёбы

Кроме обыкновенной амёбы, известно несколько других видов амёб. Дизентерийная амёба внешне похожа на обыкновенную, но отличается от неё очень короткими ложноножками. При питье грязной воды дизентерийные амёбы попадают в кишечник человека. Быстро размножаются, проникают в стенки кишок и образуют там язвы. Эти амёбы питаются разрушенными участками кишки и кровью, вызывая серьёзное заболевание – амёбную дизентерию.

КЛАСС ЖГУТИКОВЫЕ

Класс жгутиковые объединяет животных, органоидами движения которых служат жгутики (один или несколько). У большинства представителей наружный слой цитоплазмы уплотняется, в результате чего на поверхности тела образуется плотная эластичная оболочка, определяющая форму животного. К этому классу относятся как автотрофные, так и гетеротрофные организмы.

Древние колониальные формы простейших рассматриваются как промежуточное звено между одноклеточными и многоклеточными организмами.

Встречаются среди жгутиковых и паразитические формы (трипанасомы, лямблия и др.). Трипанасомы живут в плазме крови человека и различных домашних животных, вызывая тяжёлые заболевания (сонная болезнь в тропических странах, трихомониаз и др).

Среди жгутиковых встречаются и колониальные формы – вольвокс. В прудах и озёрах можно найти плавающие в воде зелёные шарики диаметром 1 мм. Каждый шарик состоит из множества клеток (больше тысячи), похожих по строению на эвглену зелёную.

Эвглена зелёная – наиболее распространённый представитель класса жгутиковых.

Между ботаниками и зоологами издавна ведётся спор относительно принадлежности эвглены зелёной к растениям или животным. Ботаники основываются на том, что эвглена зелёная имеет хлорофил и способна к самостоятельному синтезу органических веществ на свету. Зоологи руководствуются тем, что эвглена зелёная в темноте питается гетеротрофно, не имеет целлюлозной оболочки, активно передвигается и схожа по строению с другими жгутиковыми. Разные способы питания свидетельствуют о единстве растительного и животного мира и в то же время являют пример своеобразной специализации, возникшей в ходе эволюции простейших.

Тип споровики – это паразитические простейшие. Их жизненный цикл связан со сменой хозяев.

Представителями типа споровики являются – кровяные споровики, грегарины, кокцидии. Малярия – паразитирующая болезнь, протекающая с периодическими приступами лихорадки, изменениями в крови, увеличением печени и селезёнки.

Возбудитель – простейшие рода плазмодиев. Их размножение и развитие происходят в организме комара и человека. Источник болезни – больной малярией человек, переносчик – самка малярийного комара. Самка комара заражается плазмодиями при сосании больного малярией и через 7-45 дней (в зависимости от температуры воздуха) становится способной передавать плазмодии. Здоровый человек заражается при укусе комара. С током крови плазмодии попадают в печень, где происходит первый (тканевый) цикл развития, затем переходят в кровь и внедряются в эритроциты, это второй (эритроцитарный) цикл развития, заканчивающийся распадом эритроцитов и выходом в кровь возбудителей, что сопровождается реакцией организма в виде приступа лихорадки.

В течение 1-6 недели (иногда до года) возбудитель может находиться в организме человека, не вызывая проявлений болезни (инкубационный период). Заболевание начинается внезапно: появляется сильный озноб, повышается температура (до 41 град), печень и селезёнка увеличиваются, могут поражаться печень, почки, ЦНС. Для лечения имеются эффективные средства. Малярия, как массовое заболевание ликвидирована. Профилактика направлена на раннее выявление и лечение больных, а также на борьбу с комарами-переносчиками малярии.

Инфузории – самые высокоорганизованные простейшие. Впервые инфузории обнаружили в воде, настоянной на различных травах (“инфузум” означает “настройка”).

Строение и характеристика

Типичным представителем типа инфузорий (ресничных) является Инфузория туфелька

Таким образом, мы рассмотрели особенности строения, жизнедеятельности Простейших как целостных одноклеточных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни. В заключении необходимо отметить значение Простейших в природе и жизни человека

Говоря о заболеваниях, которые вызывают Простейшие, давайте повторим профилактические меры:

соблюдение правил личной гигиены,

добросовестное приготовление пищи,

требования к качеству сырых продуктов,

своевременное прохождение медицинских осмотров.

Задание на уроке:

А теперь мне бы хотелось увидеть, как вы запомнили особенности Простейших


Видеоурок познакомит с систематическими группами простейших, их характерными признаками и строением. Основные понятия урока: простейшие; корненожки; радиолярии; солнечники; споровики; циста; раковина.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Простейшие"

Простейшие — это царство одноклеточных или колониальных эукариот, которые имеют гетеротрофный тип питания.

Вспомним, что эукариоты — это ядерные организмы, клетки которых содержат ядро. Значит, прокариоты безъядерные. И это важно знать, так как ядерные организмы более совершенны. Также в определении говорится о том, что прокариоты имеют гетеротрофный тип питания.

Вспомним, что гетеротрофы — это организмы, которые не способны синтезировать органические вещества из неорганических путём фотосинтеза или хемосинтеза. А это значит, что они получают уже готовые органические вещества. То есть для синтеза необходимых для своей жизнедеятельности органических веществ им требуются органические вещества, произведённые другими организмами.

Вспомним, что к органическим веществам относят: белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты и некоторые биологически активные вещества. А к неорганическим относят воду и минеральные вещества.


В сравнении с гетеротрофами, автотрофы, например, которые способны сами синтезировать органические вещества. Вспомним, кто относится к автотрофам. Это, в первую очередь, зелёные растения. Они способны создавать органические вещества из неорганических, используя световую энергию. Этот процесс называется фотосинтезом.

Вернёмся к простейшим. Среди них есть хищники, которые питаются одноклеточными или нитчатыми водорослями, микроскопическими грибами, а также другими видами простейших. Также микрофаги, способные питаться мельчайшими частицами, бактериями и детритом — мёртвым органическим веществом или разлагающимися остатками. Также среди простейших есть паразитические формы, которые существуют за счёт своих хозяев.

Некоторые простейшие способны и к фотосинтезу. Так, эвглена зелёная на свету способна к автотрофному способу питания, а в темноте — к гетеротрофному.

Простейшие, не имеющие постоянной формы тела, способны захватывать пищу всей его поверхностью с помощью фагоцитоза и пиноцитоза.

Фагоцитоз — это захват твёрдых частиц пищи, а пиноцитоз — захват капелек жидкости с помощью ложноножек.

Итак, узнав немного о простейших, мы можем сказать, что простейшие — это ядерные организмы, которые потребляют уже готовые органические вещества.

Большинство простейших — это одноклеточные организмы. Рассмотреть их можно только с помощью увеличительных приборов. Но эта клетка — целый организм, ведущий самостоятельное существование. Простейшим свойственны все жизненные функции: дыхание, питание, выделение, обмен веществ, раздражимость, движение, размножение.

Простейшие обитают в воде, влажной почве или в теле различных животных и человека.

Снаружи клетка покрыта цитоплазматической мембраной. Основные компоненты клетки одноклеточных — это ядро и цитоплазма.

В цитоплазме содержатся все органоиды, характерные для животной клетки, ― это митохондрии, рибосомы, лизосомы, комплекс Гольджи, эндоплазматическая сеть.

Кроме этого, у простейших имеются органоиды специального назначения. Функцию пищеварения, например, выполняет пищеварительная вакуоль, а функцию выделения — сократительные вакуоли. Дыхание одноклеточных простейших осуществляется всей поверхностью тела.

Одноклеточные с постоянной формой тела имеют клеточный рот, клеточную глотку, а также орган выделения — порошицу —отверстие, через которое выводятся непереваренные остатки пищи.

Органоидами движения у простейших могут быть ложноножки, жгутики, реснички.

Размножение простейших происходит преимущественно бесполым способом. Сначала надвое делится ядро, затем делится цитоплазма.

А при половом размножении происходит слияние (копуляция) половых клеток гамет, мужской и женской особи, с образованием зиготы.

Простейшие с наступлением неблагоприятных условий способны образовывать цисту. В цистах процессы жизнедеятельности клетки практически прекращаются, но они могут оставаться жизнеспособными в течение десятков лет до наступления благоприятных условий.

При благоприятных условиях простейшее освобождается от оболочки и начинает вести подвижный образ жизни.

Систематические группы простейших

В 1676 году Антони ван Левенгук в микроскоп обнаружил группы одноклеточных организмов, не имеющих зелёной окраски. Их отнесли к типу простейшие. Считалось, что все животные этого типа состоят только из одной клетки.

В XXI веке систематики относят простейших к животноподобным протистам, не придавая этой группе таксономического значения и ранга. Протисты классифицируются как эукариотические организмы.

Простейших обычно классифицировали по способам передвижения, хотя данная характеристика не отражает реального родства.

Простейшие животные, которые относятся к типу Саркожгутиконосцы, устроены наиболее просто по сравнению с остальными типами, так как это наиболее древние простейшие. Данный тип представлен двумя классами: Саркодовые, или Корненожки и Жгутиковые. Сегодня на уроке мы познакомимся с классом Саркодовые, или как их ещё называют — Корненожки.

Корненожки — это одноклеточные организмы, передвигающиеся с помощью ложноножек — выпячиваний цитоплазмы, напоминающих корни растений. Корненожки обитают в морской и пресной воде, почве, и в других организмах.

К корненожкам относятся: хорошо известные амёбы, раковинные амёбы и фораминиферы.


Существуют корненожки, тело которых покрыто известковой раковиной. Среди них наиболее интересны фораминиферы, обитающие в водах Мирового океана во всех широтах и на всех глубинах. Раковинка выполняет защитную функцию, её стенки пронизаны мельчайшими порами, через которые наружу выходят псевдоподии. Внутри раковинок находятся цитоплазматические органеллы и одно ядро.

Из паразитических корненожек наиболее опасна амёба дизентерийная — паразит человека, вызывающий кишечное заболевание.

Познакомимся со строением корненожек на примере амёбы обыкновенной, которая является представителем данного класса. Амёба — одна из крупных свободноживущих простейших. Амёбу можно увидеть невооружённым глазом, она имеет размеры примерно 0,5 мм. Живёт она в пресных водоёмах. Тело амёбы имеет все характерные для ядерной клетки особенности строения.

Попробуем рассмотреть под микроскопом представителя животного мира — амёбу обыкновенную. Это проба, взятая в озере. Возьмём каплю воды с её дна и нанесём на предметное стекло.

Амёба обыкновенная — это маленький (0,2—0,5 мм), едва заметный простым глазом бесцветный студенистый организм, постоянно меняющий свою форму.

Амёба состоит из одной клетки, эта клетка — целый организм, ведущий самостоятельное существование.

Мы наблюдаем, как она при помощи своих ложноножек захватывает пищу.

Благодаря микроскопу невидимый глазу мир становится видимым.

Причудливые выросты на раковинах радиолярий значительно увеличивают площадь поверхности тела, что способствует их передвижению в толще воды.

Радиолярии распространены преимущественно в тёплых морях.


Сюда относится всего несколько десятков видов простейших, часть которых обитает в пресной, часть в морской воде. Большинство солнечников — свободноплавающие в толще воды организмы, лишённые минерального скелета. Некоторые виды ведут прикреплённый к субстрату образ жизни.

Пищевые объекты солнечников разнообразны. Это могут быть различные простейшие (инфузории, жгутиконосцы), но также и мелкие многоклеточные животные (например, коловратки, мелкие ресничные черви). Если какое-либо мелкое животное или растение прикоснётся к псевдоподии — выросту цитоплазмы, то оно тотчас же прилипает к ней и очень скоро теряет способность двигаться.

К простейшим относятся и одноклеточные организмы, ведущие полностью паразитический образ жизни, — это споровики. Во время своего цикла развития они образуют особые стадии размножения, состоящие из зародыша, в большинстве случаев окружённого плотной оболочкой. Эти образования называются спорами. Отсюда и название класса. В споре может быть и один, и несколько зародышей.

Обитают споровики в органах пищеварения, выделения, размножения, а также в крови животных и человека, например, как малярийный плазмодий. Споровики приносят большой вред, снижая продуктивность сельскохозяйственных животных и вызывая их гибель.

С 1861 по 1881 г. с помощью микроскопа удалось установить все фазы развития малярии в крови человека. В начале XX в. обнаружили и переносчика малярии — комара из рода Анофелес. С этого же времени начали активно бороться с переносчиками болезни, поэтому теперь от малярии умирает значительно меньше людей, чем раньше. Однако и в настоящее время встречаются очаги малярии.

Простейшие жгутиконосцы

Простейшие жгутиконосцы имеют один, два или много жгутиков. Среди жгутиконосцев есть и такие организмы, которые по строению во многом схожи с одноклеточными водорослями. Некоторые учёные относят их к растительным жгутиконосцам. Все растительные жгутиконосцы ведут свободный образ жизни в водной среде.

Известны не только одноклеточные жгутиконосцы, но и колониальные виды, состоящие из 8, 16, 32 и даже 20 тыс. клеток. Каждая клетка колонии по своему строению очень напоминает одноклеточную зелёную водоросль хламидомонаду.

Все растительные жгутиконосцы могут фотосинтезировать, то есть сами синтезировать органические вещества и питаться как растения, поскольку в их клетках имеется зелёный пигмент — хлорофилл.

Некоторые из жгутиконосцев, например эвглена зелёная, на свету питаются как растения, а в темноте как животные — готовыми органическими веществами.

Другие жгутиконосцы не имеют хлоропластов. Среди них есть свободноживущие особи, но основные представители их перешли к паразитическому образу жизни (в растительных и животных организмах). Например, известны трихомонада кишечная и лямблия, которые паразитируют в кишечнике человека и животных.

Обычно у простейшего трихомонады имеется пять передних жгутиков, один из которых направлен назад. У некоторых особей обнаруживается лишь четыре или три передних жгутика. Кроме того, один жгутик идёт вдоль мембраны и выходит за её пределы, как свободный рулевой жгутик.

Род простейших класса жгутиковых — трипаносомы — паразитические одноклеточные организмы, которые обитают в крови человека и животных. Переносчиком трипонасом являются насекомые. В частности муха цеце является переносчиком трипонасомы — возбудителя сонной болезни. Вспышки этой болезни регулярно происходят в некоторых регионах Тропической Африки.


Паразитические простейшие лейшмании поражают преимущественно кожу, слизистые оболочки и внутренние органы. Переносчиками лейшманий являются москиты.

К наиболее сложноорганизованным простейшим относятся инфузории. Среди них есть подвижные и прикреплённые формы, одиночные и колониальные.

Известно более 7,5 тыс. видов инфузорий. Тело инфузорий имеет постоянную форму, у представителей многих видов, например у инфузории туфельки, имеются реснички, с помощью которых свободноживущие в водоёмах организмы довольно быстро передвигаются и обеспечивают себя питанием.

Характерным отличием инфузорий от других простейших является наличие в клетке не менее двух разных по величине ядер.

Цель урока: формирование представлений об особенностях строения одноклеточных животных как простейших представителей царства Животные.

Задачи : познакомить обучающихся с особенностями строения и жизнедеятельности одноклеточных животных; научить различать представителей типа Саркожгутиковые на рисунках и таблицах; сформировать представление о санитарно-гигиенических нормах, позволяющих избежать заражения болезнетворными простейшими; продолжить формирование универсальных учебных действий на основе тематического содержания урока; сформировать условия для развития познавательного интереса к предмету и повышения мотивации учения.

Оборудование, материалы : микроскопы, микропрепараты, презентация, таблицы и рисунки с изображениями одноклеточных животных; культура инфузорий, карточки.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Структура урока:

2) Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия).

1 )Организационный этап.

Сегодня на уроке мы познакомимся с ранее не изученными живыми организмами. Что необходимо будет нам для успешной работы на уроке? Давайте пожелаем друг другу удачи, хлопками в ладони соседу по парте.

Эпиграф к уроку:

2) Актуализация знаний

Ребята, что является структурной единицей всех живых организмов? Почему она структурная? Давайте вспомним ее структуру, создадим модель клетки. На партах лежат структуры клетки, узнаете ли вы их? Каждый выходит к доске и крепит элемент клетки, в то же время называет ее и говорит о функции этой структуры.

Вывод : мы создали макет клетки. Вспоминаем определение клетки - это структ и функциональная единица живых организмов.

Ребята , на самом ли деле клетки имеют такие большие размеры?(нет).

Конечно, формы и размеры, строение клеток в живой природе очень разнообразны.

Давайте, посмотрим на некоторые необычные клетки (на партах, в кабинете изображения клеток)

Удивлены? Я предлагаю познакомиться с удивительными организмами поближе .

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

История открытия одноклеточных организмов Антони ванн Левенгуком (портрет ученого)

Спасибо за интересный рассказ.

Я предлагаю повторить этот опыт. Приготовьте микропрепарат и рассмотрите его под микроскопом.(мы ищем анималькусов, т.е. животных).

О каких организмах мы будем дальше говорить?

Ребята, на сегодняшний день вы наверняка уже знаете об этих животных?

А что еще необходимо нам узнать о микроскопических организмах-животных?

Пожелаем удачи в освоении новых знаний.

Ребята, приведите примеры одноклеточных организмов из других царств живой природы

Растения – хлорелла, хламидомонада .

Бактерии - одноклеточные прокариоты.

4) Первичное усвоение новых знаний

Я предлагаю обратиться к нашему учебнику и прочитать первый абзац параграфа 8.стр 28.

О чем вы прочитали? Беседа.

Разминка (если да, то руки вверх и хлопаем 2 раза, если нет, то приседаем один раз).

Зоология – наука о животных (да)

Животные не имеют хлорофилл. (да)

Животные – гетеротрофы (да)

Животные запасают крахмал (нет)

Животные способны к неограниченному росту (нет)

Мембрана животной клетки покрыта целлюлозой (нет)

Тело водорослей называется таллом или слоевище. (да)

Одноклеточный организм способен к самостоятельному существованию (да).

Продолжаем наш урок.

Рассмотрев микропрепараты можно сделать выводы: о сходствах и различиях одноклеточных животных.

Что общего между ними ? (они одноклеточные, строение сходное).

Различия в образе жизни, внешнем строении и т.д. поэтому они не могут входить в одну группу.

Я предлагаю вспомнить классификацию Карла Линнея. На парте разложены таксономические названия, расположите их в правильной последовательности, с помощью учебника.

Читайте также: