Конспект урока исследования по русскому языку в начальной школе

Обновлено: 19.08.2024

- Сегодня я предлагаю нашим ребятам провести урок-исследование. А что значит исследовать?

- А вот как толковый словарь дает значение слова исследовать – подвергнуть научному изучению, выяснению!

- Сегодня нам с вами предстоит выяснить, как от значения слова зависит выбор правильной буквы в корне.

- Помогать нам при исследовании будут научные книги: учебники, задачники, толковые словари.

Исследовать тему мы будем по этапам.(Этапы записаны на доске в виде плана. Рисунок 1.)


Этап первый “Работа с однокоренными словами”.

Мальчик-иностранец подобрал однокоренные слова и записал их. Назови лишнее.

Нос, носильщик, носатый, носик.

Докажи, почему это слово лишнее? (др. значение) Какое другое значение?

- Отлично справились с заданием, значит, легко нам будет выяснить и значение слов с помощью однокоренных.

- У вас открыт учебник. Посмотрите на упр. 407. Объясни значение каждого из слов с помощью однокоренного слова.

- Объясни с помощью однокоренного слова кого так называют?

Л_нивый с_лач б_гун ст_рушка
Гр_знуля ч_стюля м_лютка х_трец

- А теперь реши орфографические задачи любым способом. Сначала пиши проверочное слово, потом проверяемое. Не забывай подчеркивать вставленную букву.

1 ряд – 1, 2 столбик, 2 ряд – 3, 4 столбик. Самостоятельно.

- Самопроверка.(На доске буквы – сравни - проверь себя) Е Я И И Е А А И

Первый вывод: Помогло ли вам объяснение значения слова правильно выбрать букву в корне?

Каллиграфия. - Внимательно посмотри на первую строчку в тетради и выпиши на поля сочетания букв, которые не получились.

Этап второй. “Объясни значения слов”.

- Попробуем решить орфографические задачи с помощью толковых словарей.

2 ряд – Ч.РТЁЖНИК

- Прочитайте значения найденных слов.

- В первом случае объяснение значения слова быстро помогло решить задачу потому, что проверочное однокоренное слово уже слышим БЕГСТВОМ.

- Во втором случае нельзя сказать, что решили задачу по словарю. Поэтому мыслим дальше и подбираем сами однокоренное слово. (Специалист по черчению, он что делает? – ЧЕРТИТ чертежи)

Этап третий. “Информация автора учебника”

- Что же нам говорит автор учебника по этому поводу. (На странице 139 учебника первый раз каждый читает для себя, второй раз ученица читает вслух.

- Появляется новое правило (Вывесить табличку- правило. Рисунок 2.), Дети читают ее вслух.

Я смотрю, что вы устали и поэтому все встали.
Ножками потопали 1, 2, 3.
Ручками похлопали 1, 2, 3
Мы походим на носках, а потом на пятках,
Все проверили осанку и свели лопатки.

Этап четвертый “Реши орфографические задачи”

Используя полученную информацию в ходе исследования, решаем орфографические задачи прямо в задачнике!

- Находим упражнение № 410.

- Как будешь действовать, вставляя нужную букву? (Буду объяснять значение слова. )

Карандаш к работе готов?

КОГДА ТАК ГОВОРЯТ?

КОГДА ТАК НАЗЫВАЮТ?

КОГО ИЛИ ЧТО ТАК НАЗЫВАЮТ?

- Вывод: Что помогало нам решать орфографические задачи?

(ОБЪЯСНЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ)

- Почему? (Указать на правило и зачитываем его вместе из рамочки на доске)

- Потому, что объяснение значения слова – это способ проверки корней.

Этап пятый “Проблемная ситуация”

Мальчик-иностранец в сомнении. Ему встретились слова с одинаковыми по звучанию корнями. Он не может без вашей помощи решить орфографические задачи. Помогите ему. Что ему посоветуете?(Рисунок 3)

(НАДО ОБЪЯСНИТЬ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ И ПОДОБРАТЬ ОДНОКОРЕННОЕ).

- Раск.лоть дрова, зак.литься на солнце.

- Пол.скать белье, пол.скать щенка.

- Зап.вать песню, зап.вать лекарство.

- Устно ребята доказывают выбор букв, а письменно записывают ту пару сочетаний, которая понравилась.

- Взаимопроверка в парах. Проверь только это задание. Чей сосед не справился?

- Вывод: С заданием справились легко потому, что знаем новый способ проверки корней – это объяснение значения слова.

Этап шестой “Работа корректора”.

Ваша задача записать слова правильно, перед каждым - устно доказывать выбор, решение.

- Самостоятельная работа в течение пяти минут. (Оценки по ходу работы комментирую ученикам).

- Проверяем! Два ученика зачитывают и доказывают вслух свой выбор.

Этап седьмой “Итог исследования”.

Итак, может ли значение слова помочь выбрать правильную букву в корне? Почему?

Правило.

- Это и есть еще одна открытая нами тайна.

- А для закрепления знаний, полученных в ходе исследования я предлагаю домашнее задание.

Для ребят, у которых на парте лежат красные жетоны - упражнение 409.

Задание - Ты, наверное, догадаешься почему люди дали такие названия. А если поймешь это, то правильно напиши корни слов и устно объясни выбор букв.

Остальные учащиеся выполнят упражнение 408.

Задание – Что делают люди этих профессий, где работают? Объясни значение слов, а потом запиши их.

- Вот так от урока к уроку постепенно мы открываем тайны русского языка, а значит, становимся более грамотными. Большое спасибо за это автору учебника Марине Сергеевне Соловейчик, толковым словарям. А ребятам – спасибо за урок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается технология построения урока-исследования как средства обеспечивающего развитие мотивации учащихся к самостоятельному исследованию окружающего мира и продуктивной коммуникации со сверстниками. Авторы представляют фрагменты урока-исследования по русскому языку и его структурные компоненты, а также приводят примеры приёмов из своей практики, которые могут быть использованы на соответствующих этапах урока.

Е.П. Назарова

м-н Интернациональный, д.23, г. Старый Оскол, 309504, Россия.

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА-ИССЛЕДОВАНИЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматривается технология построения урока-исследования как средства обеспечивающего развитие мотивации учащихся к самостоятельному исследованию окружающего мира и продуктивной коммуникации со сверстниками. Авторы представляют фрагменты урока-исследования по русскому языку и его структурные компоненты, а также приводят примеры приёмов из своей практики, которые могут быть использованы на соответствующих этапах урока.

Ключевые слова: урок-исследование, мотивация, проблемно-поисковый метод, коммуникативные умения.

The article discusses the technology of building of the lesson-study as a means of ensuring the development of motivation of students to independent exploration of the world and productive communications with peers. The authors present fragments of the lesson-study of the Russian language and its structural components, and give examples of techniques in their practice, which can be used at appropriate stages in the lesson.

Keywords: lesson study, motivation, problem-search method, communicative skills.

В структуре урока-исследования выделяют несколько этапов:

1. Мотивация (создание проблемной ситуации)

2. Исследование (в малых группах)

3. Обмен информацией

4. Организация информации

5. Подведение итогов, рефлексия

Этап создания проблемной ситуации - ключевой этап урока, так как от него во многом зависит, состоится исследование или нет. Искусство педагога состоит в том, чтобы спланировать и создать такие условия, которые с максимально высокой степенью вероятности обеспечат возникновение определенного рода вопроса или проблемы. При этом предполагается, что вопрос должен возникнуть не у одного учащегося, а в идеале у большинства.

Способы создания проблемной ситуации:

Определив проблему, дети вместе с учителем формулируют цель исследования. Плавно переходя к этапу исследования.

Мы рекомендуем проведение этого этапа в малых группах с использованием для каждой группы разного материала для изучения, на основании которого учащиеся осуществляют свой поиск, заставляя посмотреть на проблему с разных точек зрения, расширяя информационное поле.

Наличие нескольких групп, изучивших разный материал для поиска решения, вызывает необходимость следующего этапа - обмена информацией, сущность которого отражена в его названии. На этом этапе учителю надо обеспечить условия для свободного обмена мнениями и представления найденных данных каждой группой учащихся. На этапе обмена информацией происходит анализ и синтез полученной информации в связи с проблемой.

Этап организации информации связан с классификацией (сортировкой) информации по принципу некоторого сходства. Сортировка предполагает нахождение признака сходства, оценку информации с точки зрения этого признака и выделение сходной группы фактов. Этот этап необходим для того, чтобы дети сделали свое маленькое открытие.

Смысл следующего этапа - связывание информации - открытие связующего принципа, представление собой нахождения такой связующей идеи, которая относится ко всем изученным фактам. Нахождением общей идеи заканчивается этот этап.

Подведение итогов, рефлексия. На этом этапе урока происходит достижение понимания решения, которое является важнейшим результатом мыслительной деятельности. На этом этапе происходит своеобразное возвращение к началу исследования, точнее к проблеме, и оценивается то, в какой мере она решена.

Применение исследовательских методов на уроках стимулируют исследовательскую активность и способствуют формированию мыслительных навыков.

Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли.- М.: просвещение, 2008. – 112 с.

Клаперед, Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика: проблемы и методы. Душевное развитие. Умственное утомление/под ред. Д. Кацарова.- М.: Изд-во ЛКИ, 2007. – 209 с.

Миронов, А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС / А.В. Миронов. – Волгоград: Учитель, 2014. – 174с.

Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности /С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2014. - 256 с.

Савенков, А.И. Маленький исследователь: как научить младшего школьника приобретать знания.- М.: Академия развития, Академия Холдинг, 2002. – 278 с.

Автор: Самойлова Оксана Владимировна

Организация: Лицей № 67

Населенный пункт: г. Иваново

Разработка урока, направлена на формирование представлений детей о новом понятии через развитие и совершенствование исследовательской деятельности, которая является одним из наиболее эффективных средств, обеспечивающих развитие мотивации обучающихся и формирование универсальных учебных действий. На конкурс представлена разработка урока, которая не только сконструирована, но и апробирована на практике. В основе организации представленного урока, выделяются основные этапы учебного исследования, которые следуют друг за другом и подчиняются одной функции - открытию нового знания.

Мои заявки
Диплом участника конкурса

Диплом участника конкурса


Статья дает рекомендции по подготовке и организации исследовательской деятельности на уроках руского языка.

Описание разработки

Исследовательская деятельность – одно из перспективных направлений в методике преподавания любого предмета. Это работа, связанная с поиском ответа на исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Исследовательскую деятельность школьников можно осуществлять как в учебном процессе, так и во внеурочное время.

Структура исследовательской деятельности в учебном процессе:

1. Отдельный этап урока (объяснение нового материала, повторение пройденного, обобщение и систематизация знаний).

3. Исследование может охватывать определенную тему (проводится ряд уроков).

4. Исследование творчества отдельного писателя или поэта, произведения которого изучаются на протяжении нескольких лет.

5. Исследование может быть самостоятельной творческой деятельностью учащегося.

Три уровня реализации исследовательского обучения:

1. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения. Само решение предстоит найти учащемуся самостоятельно.

2. Педагог ставит проблему, но сам метод её решения ученик ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).

3. Постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляется учащимися самостоятельно.

Читайте также: