Конспект урока прометей 3 класс

Обновлено: 03.07.2024

Цель урока: Познакомить детей с мифами древней Греции и дать общее представление о мифе как способе жизни древнего человека, помогающим установить отношение с миром природы.

В результате практической работы продолжить формировать навыки осознанного и правильного чтения, развивать речь и словарный запас.

Содействовать развитию у детей творческих способностей, познавательной активности, интереса к астрономии, истории древнего мира.

Развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия мира, умения выражать в слове свои впечатления с помощью целенаправленных упражнений.

Воспитание любви к культуре прошлого и интереса к самостоятельному чтению.

Методические рекомендации по применению технологии деятельностного метода.

Технология деятельностного метода включает в себя следующие шаги:

• мотивация к учебной деятельности, которая предполагает

осознанное вхождение учащегося в пространство учебной

деятельности по открытию нового знания;

• актуализация знаний и фиксирование учащимися

индивидуальных затруднений в выполнении или обосновании

пробного учебного действия;

• построение проекта выхода из затруднения (проектирование);

• реализация построенного проекта и фиксирование полученных знаний;

• самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

• рефлексия учебной деятельности на уроке.

Система заданий по технологии деятельностного метода предполагает организацию поисковой активности, проблемных ситуаций, противоречий на каждом уроке, что способствует системному формированию общеучебных умений.

I. Организационный момент.

_ Здравствуйте. Ребята.

Долгожданный дан звонок-

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.

II. Введение в урок. Мотивация учебной деятельности.

Ребята, каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

Начнём наш урок со слов стихотворения

Его издавна любят музы,

Он юный, светлый, он герой.

Он поднял голову Медузы

Стальной, стремительной рукой.

И не увидит он, конечно,

Он, в чьей душе всегда гроза,

Как хороши, как человечны,

Когда-то страшные глаза

Черты измученного болью,

Теперь прекрасного лица.

Нет ни преграды, ни конца.

- Поделитесь мыслями об этом стихотворении.

- Сегодня мы с вами продолжим изучение мифов Древней Греции.

- Ребята, почему так важно знать мифологию древних греков со всеми её богами и героями?

- Если в ясную, звёздную ночь мы посмотрим на небо, то увидим много созвездий. Разобраться в созвездиях нам поможет карта звёздного неба. Что же такое созвездие?

- Понемногу мы начинаем различать их и говорим: вот созвездие Андромеды, Персея, Пегаса, там сверкает яркими звёздами созвездие Ориона. А эти две яркие звезды – Кастор и Полллукс из созвездия Близнецов. Всё это неподвижные звёзды, они всегда светят на небе в одном и том же месте. Между ними двигаются планеты. Вот сияет ровным белым светом планета Юпитер, вот светятся красными звёздами Марс и жёлтый Сатурн. Утром перед восходом , или вечером, после захода, мы можем любоваться ярко сверкающей планетой Венера.

Но что это за названия: Андромеда, Персей, Геркулес, Юпитер, Марс, Венера?

- Всё это имена богов, богинь, героев и героинь Древней Греции и Древнего Рима, и в их честь так названы созвездия и планеты.

На юге Европы находится Балканский полуостров. Его южная часть далеко выдаётся в море. На ней найдём небольшую горную страну – Грецию.

( Работа с географической картой)

В далёкие времена, когда люди только начинали изучать явления окружающего мира , только приступали к её исследованию и объяснению, они придумывали и рассказывали удивительные истории. В которых соединяли правду и вымысел. Так сложилось множество мифов о богах, героях и фантастических существах. В мифах наивно объяснялось устройство мира и судьбы людей.

На протяжении многих веков замечательные художники и скульпторы, писатели и поэты использовали сюжеты древних мифов в живописи, скульптуре, музыке, литературе.

(Приложение к уроку)

IV. Игровой момент.

Мальчик. Ребята, я ищу злую, бессердечную колдунью! Не могу же я сидеть сложа руки! Ведь она погубит всех жителей нашего города, всех моих родных и друзей! Я отомщу ей за её злые дела. (Уходит)

- Ребята , давайте поможем этому юноше. Из какого мифа он к нам пришёл?

Что такое миф? Миф ближе к сказке или к рассказу?

Какие сказочные моменты вы можете назвать?

Какая беда случилась в городе?

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Хотим быть силачами

И прыгать день и ночь,

Чтоб доброму Персею

В большой беде помочь.

Поиск путей решения проблемы

VI. Поиск путей решения проблемы .

- Найдите описание Медузы Гаргоны.

- Прочитайте каким был царь Полидект?

- Кто же решился спасти город и его жителей от жестокой колдуньи?

- Кого увидел Персей , когда спустился в погреб?

Найдите это место в тексте.

Чтение по ролям.

- Какой диалог произошёл между ними?

- Какая черта характера Персея проявилась в этом диалоге?

- Где нашёл Персей Медузу Горгону?

- С кем сравнивается Персей?

- Как встретил Персея царь Полидект? Найдите и прочитайте это место по ролям. Обратите внимание на интонацию.

- Обрадовались ли жители города, когда узнали , что на свете уже нет трусливого царя Полидекта?

- Что же дальше случилось с Персеем и Андромедой?

VII.Физкультминутка для глаз.

VIII. Работа с иллюстрациями к мифу. Составление плана.

- А теперь , ребята, рассмотрим иллюстрации к мифу. Расскажите, что изображено на первой картинке? Как бы вы озаглавили её?

(Заголовок и план записываются на доске)

1. Смерть Медузы Гаргоны.

2. Персей освобождает Андромеду.

3. Чудовище окаменело на веки.

4. Созвездие Персея и Андромеды.

- Ребята, какие эпизоды вам больше всего запомнились и были интересны? Почему?

Какой момент вы бы хотели сами изобразить?

(Дети показывают свои зарисовки)

- А теперь мы проведём конкурс на лучшего знатока мифов Древней Греции.

1. Верховное божество Древней Греции. (Зевс)

2. Герой , убивший страшное чудовище - Медузу Гаргону. (Персей)

3. Титан, укравший у богов огонь и отдавший его людям. (Прометей)

4. Скала стояла на берегу, вся освещённая солнцем, а к ней железной цепью была прикована девушка, которая горько рыдала. ( Андромеда)

5. Бог огня и кузнечного дела. (Гефест)

6. Самый популярный греческий герой, совершивший 12 великих подвигов. (Геракл)

Какие эпизоды мифа вам показались особенно печальными? А что вам показалось смешным? Почему?

Какой сказочный элемент присутствует в мифе?

Какую роль играют диалоги в мифе?

XI. Домашнее задание.

Подумайте, если бы из мифа исчез эпизод встречи Персея с Полидектом, что бы изменилось?

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Сегодня, ребята, вы мне очень понравились. Мне было приятно работать с вами. Спасибо вам за помощь в работе.

Содействовать осознанию значимости урока литературного чтения и эмоциональному настрою.

Пробуждение интереса к теме урока и создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организовать поиск решения поставленной проблемы и создать условия для развития интереса к чтению и полной осознанности информации.

Развивать в детях познавательную активность, интерес к астрономии, истории древнего мира.

Развивать воображение, фантазию, ассоциативное мышление, образное восприятие окружающего мира.

Обогащение и развитие словарного запаса учащихся.

Снять умственное и физическое напряжение.

Совершенствовать умения ориентироваться в тексте.

Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков орфоэпически правильного чтения.

Снять напряжение с глаз.

Развитие способности выделять главные позиции автора и умения составлять план текста.

Учить детей размышлять над содержанием произведения и творчески изображать своё отношение к прочитанному.

Создать ситуацию успеха в процессе данной работы и содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

Развитие умения размышлять над содержанием произведения и выражать своё мнение.

Учить анализировать предложенную информацию, обсуждать её и обосновывать свою точку зрения.



Полное название образовательного учреждения (с указанием региона и населенного пункта): Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 1 имени А.С. Пушкина города Томска.

Предметная область: литературное чтение (по системе РО Л.В. Занкова).

Название урока, мероприятия, классного часа, в рамках которого будет использоваться презентация: урок литературного чтения.

Возрастная группа (класс): 3 класс.

Название презентации: Мифы Древней Греции. Прометей.

Количество слайдов: 20 (двадцать).

Среда (редактор), в которой выполнена презентация: Microsoft Power Point 2007

Урок литературного чтения в 3 классе.

Тема: Мифы Древней Греции. Прометей.

Цель: формировать общее представление о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы; познакомить детей с мифом о Прометее; показать пафос борьбы с природными силами и стихиями в эпосе; провести наблюдение за эпическим героем и мифологическим (на примере Прометея); формировать навык осознанного и правильного чтения, умения отвечать на вопросы по тексту; развивать внимание и память.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения, выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказать о герое, подбирая в произведении слова - определения его поступков и характера; пересказывать произведение.

Оборудование: учебник, иллюстрации к мифу.

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УДД

Организационный момент

1-3 мин.

1. Общая готовность детей к уроку.

2. Концентрация внимания детей.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

и работать начинаем.

Все ли готовы к уроку?

– Пожелайте друг другу удачи! Садитесь!

- Мы с вами сегодня на уроке будем много читать, обсуждать, поэтому мы конечно должны работать над своей речью. И в этом нам поможет скороговорка.

2.Речевая разминка.

- Послушайте скороговорку.

- Повторяем за мной.

От топота копыт пыль по полю летит.

Приветствуют! Желают друг другу удачи и садятся!

Реакция на учителя, внимание.

Желают друг другу удачи и садятся.

Слушают и повторяют за учителем.

Личностные: Самоопределение; формирование интереса (мотивации) к учению.

I этап до чтения

5-10 мин.

2. Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.

4. Появление целей урока.

Физминутка.

- Ребята, вспомните, как называются произведения устного народного творчества, в которых есть вымысел, волшебство, необычные события и герои? ( -А вы знаете такие произведения?)

- А как называются произведения устного народного творчества-сказания, в которых показывается правда о жизни людей, исторических событиях русского народа? ( А вы знаете такие произведения? )

- К какому жанру относится?

- Былины - это предания и сказание из русского народного творчества. А древние греки рассказывали об истории своего народа, его героях тоже в сказание, предание, которые получили название - мифы

- Подумайте о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

- Ребята, попробуйте дать определение, что такое миф?

- Давайте посмотрим в словарь в конце учебника и проверим, верны ли ваши предположения.

- Разбор не понятных слов в процессе объяснения: титаны, боги, герои

- А каких олимпийских богов вы знаете?

- Чему они покровительствуют?

- Как вы думаете кто такой титан?

титаны, или гиганты, олицетворяющие стихийные силы природы и духовные силы человека.

Одним из титанов был Прометей.

О нем и рассказывает древнегреческий миф.

В греческих мифах говорится о том, что до Зевса миром правили боги старшего поколения и титаны.

Они свергли ещё более древних богов, но вскоре против них восстали боги младшего поколения, утвердившиеся на горе Олимп, во главе с богом Зевсом.

— некоторые титаны, и в их числе Прометей, поддержали Зевса и помогли ему победить древних богов.

Но Прометей не угодил Зевсу, став защитником людей — смертных существ, обитавших на земле в древние времена. Зевс хотел уничтожить их за дикость, а Прометей взял их под своё покровительство.

Руки вверх поднимем раз Выше носа, выше глаз. Прямо руки вверх держать Не качаться. не дрожать. Три - опустили руки вниз, Стой на месте не вертись. Вверх раз, два, три, четыре, вниз! Повторяем, не ленись! Будем делать повороты Выполняйте все с охотой. Раз - налево поворот, Два - теперь наоборот. Садитесь.

( царевна- лягушка, сказка о рыбаке и рыбке, о мертвой царевне и семи богатырях)

И семестр

МИФ И ЛИТЕРАТУРА

УРОК № 8

Как бесконечные звездные дали,

Мы бы на яркость людей проверяли.

Прав лишь горящий, презревший покой,

К людям летящий яркой звездой.

Ты добр - в том твой смертельный грех.

Проверка домашнего задания.

Чтение собственных мифов о возникновении каких-либо природных явлений.

II. Мотивация учебной деятельности

• Что вам известно о Прометее? (Прометей - это титан, сын богини справедливости и правосудия Фемиды и титана Іапета, которого Зевс низвергнул в Тартар. В споре между богами и людьми Прометей занял позицию защитника и покровителя людей, за что был тяжело наказан Зевсом.)

III. Изучение нового материала

Кронос - титан, отец Зевса.

Фемида - богиня правосудия и справедливости.

Атлант, Менетій, Прометей, Епіметей - сыновья титана Іапета.

Афина - богиня мудрости, ремесел и справедливой войны.

Гефест - бог кузнечного дела.

Океан - старший сын Урана и Геи.

Ио - аргоська царевна, превращенная ревнивой Герою на телку.

Аргус - стооке чудовище, что стерегло Ио.

Гера - жена Зевса, богиня брака.

Мойры - богини судьбы.

Фетида - богиня моря.

Ахиллес - сын Фетиды и Пелея, величайший герой Троянской войны.

• Расскажите, как жили люди до вмешательства Прометея. (Люди были слабые, беззащитные, пугливые, со страхом смотрели они на окружающий мир. Жили они, как кроты, в подземных норах, ели только траву и сырое корни, не пробовали мяса, потому что не знали охоты.)

• Заботился о людях Зевс? (Нет, он был равнодушен к их судьбе. )

• Кто решил прийти на помощь людям? (Титан Прометей)

• Чему научил Прометей людей?


• Почему Зевс разгневался на Прометея? (Прометей обманул Зевса, выбрав для жертвы богам кости, прикрытые лоснящимся жиром, а людям оставил мясо, спрятанное под потрохами. Зевс возмутился из-за того, что смертные будут есть мясо, а на почет богам сжигают кости.)

• Какой была месть Зевса? (Он оставил людей без огня. Они жили в темных домах, не могли согреться и приготовить пищу.)

• Как нарушил запрет Зевса Прометей? (Он пробрался во дворец Зевса и украл огонь для людей.)

4. Работа с текстом

• Найдите цитату, в которой говорится о наказании Прометея.

• Кто из героев мифа сочувствует Прометею? (Гефест, океаниды, Океан, Фемида)

• Почему Зевс решил освободить Прометея? (Хотел узнать тайну своей смерти, которая была известна лишь тираноборцю.)

• В чем заключалась эта тайна? (Сын Фемиды, с которой собирался жениться Зевс, должен был быть сильнее своего отца. Если бы свадьба состоялась, Зевс погиб от руки своего сына, так же, как и его отец Кронос.)

• Кто смог смягчить сердце неумолимого Прометея и убедить его открыть тайну? (Это смогла сделать только мать героя - Фемида, которая, горько плача, просила его спасти самого себя.)

• Кто пришел освободить титана? (Легендарный герой Геракл, по приказу Зевса, отыскал тираноборця, убил орла и разорвал Прометею путы.)

6. Межпредметные связи

• Как скульптор передал хищность орла?

• Как передано ощущение боли, страданий героя?

• Какие чувства вызывает у вас эта скульптура?

• В чем заключается подвиг Прометея?

• С точки зрения какого героя мифа доброта титана является его смертельным грехом (за строками из стихотворения Дж. Г. Байрона)?

• Объясните слова М. Добронравова. Могут ли они касаться личности Прометея?

V. Дополнительное задание

Российский писатель Феликс Кривин всегда отличался своим особым взглядом на уже привычные явления, сюжеты и героев, которые он рассматривает сам и показывает читателю под новым, другим углом зрения.

Так он переосмысливает и традиционный мифологический сюжет, связанный с известным героем-титаном Прометеем.

- Ну посуди сам, дорогой Прометей, в какое ты ставишь меня положение. Старые друзья, и вдруг.

- Не печалься, Гефест, делай свое дело.

- Не печалься! По-твоему, приковать друга к скале - это раз плюнуть?

- Тебе ведь не привыкать!

- Зря ты так, Прометей. Ты думаешь, нам легко на Олимпе? С нас ведь тоже спрашивают.

Гефест взял друга за руку и стал приковывать его к скале.

- Покаялся бы ты, Прометей, а? Старик простит, у него душа добрая. Ну, случилось, ну, дал людям огонь - с кем не бывает?

- Думаешь, ты один любишь людей? Ведь мы на Олимпе для того и поставлены. Такая наша работа - любит людей. А если наказываем. - Гефест взял копье и пронзил им грудь Прометея.- Если наказываем, так ведь это тоже не для себя. Пойми, дорогой, это для твоего же блага.

Возможна параллель и с розіп'яттям Христа, который сначала был распят, а затем заколот копьем в сердце: это было сделано, чтобы ускорить смерть Иисуса и уменьшить его муки. Христос тоже был предан и не отрекся от своего учения.)

VI. Домашнее задание

Составить простой план мифа о Прометее. Нарисовать иллюстрации к мифу.

* Фенхель - высокое растение (до 5 м высотой) с трубчатым стеблем, мягкая сердцевина использовалась как трут.

Читайте также: