Происхождение человека история конспект

Обновлено: 06.07.2024

Представленная работа содержит конспект занятия и презентацию.

ВложениеРазмер
tema_proishozhdenie_cheloveka.docx 149.46 КБ
proishozhdenie_cheloveka.pptx 1.37 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Происхождение человека

Создать условия для формирования представлений о происхождении человека, о предках человека, их развитии и становлении вида – человек разумный.

1. Знать предков человека, их среду обитания и образ жизни;
2.Знать усложнения в строении и поведении предков человека в процессе исторического развития;
3. Знать основные этапы в развитии человека.

1. Уметь работать с различными источниками знаний (текстом учебника, рисунками, коллекциями), извлекая из них нужную информацию;
2. Уметь сравнивать, анализировать, обосновывать и делать выводы;
3. Уметь составлять ленту времени.

1) Развивать умения и навыки, необходимые для групповой работы;
2) Способствовать формированию толерантного отношения друг к другу.

-словесный (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы)

-наглядно-образный (таблицы, иллюстрации, отрывки из поэзии, ТСО)

-частично-поисковый (выполнение самостоятельного исследования)

Формы организации познавательной деятельности:

Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Уметь объяснять происхождение человека и охарактеризовать этапы антропогенеза. Осознавать роль труда в формировании человека и биосоциальную природу человека.

Проверка результативности урока:

Оценки учащимся за индивидуальную работу и групповую по составлению обучающих презентаций к уроку, выборочная проверка по новой теме.

1.Доказательства происхождения человека от человекообразных обезьян

2.Этапы эволюции человека

3.Роль труда в происхождении человека

4. Расы человека

1. Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию нового материала

Учитель: Когда и как появилась наша планета?


Ученик: Наша планета возникла одновременно с Солнцем из межзвездного вещества – частиц пыли и газа. Это холодное вещество постепенно уплотнялось, сжималось, а затем распалось на несколько сгустков. Один, самый большой, дал начало Солнцу. Его вещество сжималось и разогревалось. Вокруг него образовалось вращающееся газово-пылевое облако, которое имело форму диска. Из сгустков этого облака возникли планеты, в том числе и наша Земля. Примерно это было 4,5-5 млрд. лет назад. (современная гипотеза)

Но прежде чем начать изучение темы я попрошу вас заполнить первую колонку таблицы

( каждому студенту раздать распечатанные таблицы 20 шт )

Учитель: Спасибо. Итак, о чем мы будем сегодня говорить?
Ученик: Сегодня мы будем говорить, как и когда появился человек.

3. Изучение нового материала.

а) вавилоняне верили в то, что человек был слеплен из глины, смешенной с кровью бога Бела;
б) греки – язычники считали, что царь богов Зевс сделал фигуру человека из глины, которую оживило дыхание богини Афины. Кроме того, они считают, что бог пользовался различными сортами глины: будто из белой глины и песка был сотворен белый человек, из египетской – красный и коричневый, а из черной – негр.

Учитель: А какой точки зрения придерживаетесь вы? И почему?
Ученики: Момент обсуждения…….
Учитель: Да, учение о естественном происхождении человека из животного мира сейчас доказано и общепризнанно. Тогда давайте, и мы познакомимся более тесно с этой теорией. Согласны.
Ученики: Да.
Учитель: Согласно этой теории человек произошел от обезьяны. Так.
Ученики: Так.
Учитель: Раз многие ученые и другие люди разделяют эту идею значит имеются какие – то доказательства происхождения человека от человекообразных обезьян?

Откройте учебники, и воспользуюсь текстом учебника заполните таблицу.

Группа доказательств животного происхождения человека

Находки древних и древнейших людей

Учитывает сходство зародышевого развития позвоночных

Сходство генетического аппарата

4. Сравнительно - анатомические

Учитывает данные сравнения внешнего строения

Сходство физиологических процессов

(на работу отводится 15 минут) По мере выполнения вызываю студентов заполнить таблицу на доске.

Преподаватель: молодцы! Теперь мы можем сказать, что человек и человекообразные предки имеют много общего.

Преподаватель: мы посмотрели доказательства и вот скажите разве возможно так, была обезьяна и раз человек? Разве так возможно?

Студенты: нет, человек развивался.

Ученики: Да.
Учитель: Проходя этот путь, мы не будем останавливаться на всех перекрестках и не будем подробно его описывать. Иногда он будет теряться, как бы занесенный песком, или, наоборот, будет виден очень ясно далеко вперед, как будто залитый солнечным светом. Многие участки этого пути и по сегодняшний день являются предметом научных дискуссий, другие же, наоборот, не вызывают никаких сомнений. Одно для нас является совершенно ясным: если кто – нибудь изучит этот путь, хотя бы даже мимолетно, он, конечно, не будет огорчаться своим животным происхождением. Напротив, он будет гордиться, что принадлежит к тем, кому ничего не досталось даром, и кто от начала своего существования должен был добиваться всего сам, благодаря своей приспособляемости, труду и способности мыслить. Итак, отправляемся в путь.

4. Работа в малых группах.

Каждой группе дается задание изучить одного предка человека по план:

а) Когда жили;
б) где жили;
в) как выглядели;
г) какие прогрессивные черты имели;
д) какие причины привели к появлению прогрессивных черт.

Для работы учащиеся используют текст учебника и дополнительную информацию.

Представитель от каждой группы выходит к доске и отчитывается по данному плану (вывешивает на доску картинку предка человека и время когда он жил).
В результате обсуждения на доске получается лента времени и таблица.


Происхождение человека

Раздел ЕГЭ: 6.5. Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека современного вида. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среды, адаптации к ним человека

Антропология — наука о происхождении и эволюции человека.

ЧЕЛОВЕК КАК ВИД

Общими предками современных человекообразных обезьян и человека считают парапитеков. Одна их ветвь дала гиббонов и орангутанов, а другая — дриопитеков — вымерших древесных человекообразных обезьян. Одна ветвь дриопитеков привела к шимпанзе и горилле, другая — к человеку. Человек и современные обезьяны имеют общих предков, но они разные ветви родословного древа.

Положение человека в системе органического мира:

Царство ⇒ Животные
Подцарство ⇒ Многоклеточные
Тип ⇒ Хордовые
Подтип ⇒ Позвоночные, или Черепные
Класс ⇒ Млекопитающие
Отряд ⇒ Приматы
Секция ⇒ Узконосые обезьяны
Семейство ⇒ Гоминиды
Род ⇒ Человек
Вид ⇒ Человек разумный

ГИПОТЕЗЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Гипотеза творения (креационизм): человек сотворён Богом, богами или божественной силой из ничего либо из какого-либо небиологического материала. Разновидность теории творения — мифы о превращении животных в людей и о рождении первых людей богами.

Гипотеза внешнего вмешательства: появление людей на Земле связано с деятельностью других космических цивилизаций.

Эволюционная гипотеза: человек произошёл от высших приматов человекообразных обезьян — путём постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора. Бурное развитие теория получила во второй полови не XIX в. после выхода в свет трудов Ч. Дарвина.

СХОДСТВА И ОТЛИЧИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ

Отличие человека от животных :

  • Большой объем мозга;
  • Вертикальное положение туловища;
  • Способность передвигаться на двух конечностях;
  • Передние конечности приспособлены для хватания;
  • Двойная сводчатость стопы;
  • Умение изготавливать и использовать орудия труда.

Сходство человека с животными (человек произошел от общего с человекообразными обезьянами предка):

  • Общий план строения систем органов, отделов скелета;
  • Сходство зародышей;
  • Наличие рудиментов (копчик, аппендикс, третье веко);
  • Наличие атавизмов (многососковость, волосатость, появление хвоста);
  • Состав крови;
  • Хромосомный набор в клетке (человек — 46, шимпанзе — 48);
  • Общие болезни и паразиты;
  • Наличие ногтей на пальцах.
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Происхождение человека.

Цель: - изучить проблемы происхождения человека;

-рассмотреть виды человека, расселение древних людей, условия жизни, родовую общину;

Организационный момент.

-подготовка рабочего места

II . Проверка знаний полученных ранее.

- комментированное выставление оценок

III . Изложение нового материала.

Источники знаний о древнейшем человеке

Проблема происхождения человека.

Виды человека. Расселение древнейших людей.

Условия жизни первобытных людей

Достижение людей палеолита.

Существует несколько гипотез возникновения человека на земле:

- Космическая – человек был населен на Землю пришельцами из вне

-Креационизма – творения Бога

- Эволюционная – что человек произошел от обезьяны (т. Дарвина)

hello_html_m19e2b6dd.jpg

Способность к изготовлению разных предметов и следует считать главной особенностью, отличающей человека от других приматов.

Каменный век История Железный век

Каменный век по особенностям каменных изделий древнего человека подразделяется:

Каменный век

Древний (палеолит) Новый (неолит)

Основной теорией происхождения человека - антропогенеза – является

трудовая теория , она опирается на учения Ч.Дарвина о естественном отборе.

Регион, где происходил антропогенез Восточная Африка около 30-40 мил. лет

( Человек появился в период геомагнитных инверсий – смены полюсов Земли, т. к в этот период исчезло магнитное поле Земли, и увеличился уровень радиации. Радиация – это сильнейший мутагенный фактор).

Останки наиболее вероятного предка человека - австролопитека (возраст 4-4,5 мил. лет) обнаружены в Африке.

hello_html_m402146cf.jpg

Австралопитек (возраст 4-4,5 мил. лет) – умел изготовлять орудия из камня, охота на крупных животных (слоны)

hello_html_m6698f08c.jpg

hello_html_6bc301b6.jpg

В этих же местах найдены останки – человека умелого – каменная галька, охота на крупных животных (слоны)

hello_html_m2544fdda.jpg

Человек прямоходящий (выпрямленный) – останки обнаружены около 1,7 мил. лет назад, близок по росту к современному человеку, орудие труда – ручное рубило, овладение огнем (1,5 мил. лет назад).

hello_html_m4b3db6f8.jpg

Около 1 мил. лет назад человек прямоходящий вышел за пределы Африки, его останки были найдены в Европе и Азии.

На о. Ява был найден обезьяночеловек питекантроп.

hello_html_7e02ce18.jpg

В начале XX века недалеко от Пекина были обнаружены останки китайских людей – синантропа .

Несколько фрагментов останков человека прямоходящего были найдены в России.

Человека прямоходящий вымер примерно 300 тыс.лет назад – ему на смену пришел – человек разумный.

Неандерталец – заселили всю Европу и значительную часть Азии, имел внешнее сходство с современным человеком.

hello_html_2d74603c.jpg

Примерно 40-35 тыс. лет назад появился – кроманьонец (местечко во Франции Кроманьон)

hello_html_m66d0d55f.jpg

hello_html_4c988afd.jpg

Процесс антропогенеза заняло около 3 мил. лет, за это время происходили

кардинальные изменения: 4 крупных оледенения, потепления, похолодания.

От ледника тянулась огромная тундра. Летом здесь буйно разрастались травы и зеленели кусты, густо населены людьми. Охота на мамонтов, шерстистых носорогов и пещерных медведей (этих животных называют палеолитическая триада). Предполагается, что охота была коллективной, загонной: зверей гнали либо к обрывам, либо к вырытым ямам.

Все это способствовала стремительному развитию человечества.

Самостоятельно стр. 17

Древние люди в эпоху мезолита жили родовой общиной, человеческим стадом, где доминировал вожак.

Родовая община - коллектив кровных родственников, ведущих свое происхождение от общего предка. Родовые общины объединялись в племена. Матриархат сменился патриархатом.

Самостоятельно стр. 17-18

Специализированные орудия труда ( каменным скреблом, прокалывали в них дырки проколкой или остроконечником, резали ножом, резцом и т.д.) , составные орудия (к деревянной рукоятке привязывали обработанный камень, и получалось копье, топор), появлению одежды, совершенствованию жилищ, половозрастное разделение труда: мужчины ходили на охоту, женщины занимались собирательством, шили одежду. Дети помогали женщинам, подросшие мальчики охотились наравне с мужчинами. Со временем человеческие племена заселили практически всю Евразию. Во времена потеплений они продвигались на север, при наступлении ледника отходили на юг. В период позднего палеолита были заселены Австралия и острова Полинезии.

Негроидная Расы Монголоидная

IV . Закрепление знаний полученных ранее:

V . Итог урока

VI . Задание на дом

- Учебник: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 1 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

В XIX веке английский ученый Чарльз Дарвин создал теорию эволюции, утверждающую, что живые существа меняются, развиваются из предшествующих им растений и животных. Ближайшими эволюционными родственниками человека являются человекообразные обезьяны. Особенно близки к человеку шимпанзе: 98,4% генов у них совпадают. Чуть меньше (97,7%) общих генов у человека и гориллы. Это означает, что у человека и человекообразных обезьян есть общий предок, от которого они произошли.

Чарльз Дарвин

Определить происхождение человека означает понять:

  • какое существо было общим предком человека и человекообразных обезьян,
  • чем отличается человек от своих ближайших эволюционных предков и родственников,
  • какое существо было первым человеком – хомо (homo).

Сделать это совсем не просто, ведь от далекой древности дошло очень мало следов жизни людей. Каждая новая находка заставляет проверять и перепроверять все прежние и часто приводит к появлению новых гипотез (предположений) и опровержению устоявшихся представлений.

Признаки человека

древние люди

Африка – прародина человечества

Не позже чем 4,4 – 4,1 млн. лет назад наши человекообразные предки впервые выпрямились и стали передвигаться преимущественно на двух ногах. Это высвободило передние конечности, с помощью которых они смогли переносить пищу на далекое расстояние, чтобы съедать ее в безопасном месте. Одновременно с ногами начали меняться и руки: большой палец оказался противопоставлен всем остальным, что позволило брать мелкие предметы и совершать точные движения.

австралопитек

Свободные и цепкие руки дали возможность самкам носить детенышей на руках и водить их рядом с собой, держа за руку. Теперь самка могла заботиться не об одном, а о нескольких детенышах одновременно. Детеныши дольше оставались рядом с матерью, которая заботилась о них и учила.

Лучше всего изучен австралопитек афарский. Именно к этому виду принадлежала самка, хорошо сохранившийся скелет которой был найден в Эфиопии: ученые прозвали ее Люси. Люси, жившая примерно 3,2 млн. лет назад, убедила ученых, что предки людей сначала встали на две ноги и получили развитые кисти рук, а только потом у них стал развиваться сложный и крупный головной мозг.

Человек умелый

Постепенно в восточной части Африки климат стал суше, океан отступил от берегов, а место лесов заняли открытые широкие пространства – саванны. Австралопитекам пришлось приспосабливаться. Часть из них стала питаться только грубой растительной пищей, для которой нужны тяжелые челюсти и крупные зубы.

Древнейшие люди питались не только растительной пищей, но и мясом. Охотиться на крупную дичь они еще не могли, но научились отыскивать недоеденную добычу хищников. Со временем они даже отваживались отгонять хищников от только что убитых ими животных, потому что действовали сообща и согласованно. Крупный мозг (объемом 660–750 см?) по своему строению уже был ближе к человеческому, чем к обезьяньему.

хомо хабилис

Ловкие руки и крупный мозг позволили людям изготавливать каменные орудия. Обрабатывали только часть гальки или булыжника, чтобы необработанная округлая поверхность лучше ложилась в руку. Острый рабочий край получали, делая сколы с помощью другого камня. Такие орудия находят рядом с останками древнейших людей, что доказывает их авторство в создании каменных изделий. Поэтому ученые назвали древнейшего представителя рода хомо человеком умелым – хомо хабилис от латинского homo habilis.

Прямая походка сделала ненужным густой шерстяной покров на всем теле, ведь поверхность, освещаемая солнцем, стала меньше, чем у четвероногих животных. Густая растительность осталась только на голове, на которую падали прямые лучи солнечного света. Способность потеть спасала человека от перегрева. Животная пища, ставшая основной едой человека умелого, была питательнее, богаче полезными веществами. Это стимулировало дальнейшее развитие мозга, что и стало главным направлением эволюции человека в последующие тысячелетия.

Человек прямоходящий

Примерно через 500 тысяч лет после появления человека умелого в Африке возникли два новых вида древнейших людей: хомо эректус (homo erectus) – человек прямоходящий и хомо эргастер (homo ergaster) – человек работающий.

хомо эректус

Останки хомо эректуса еще в 1890–1891 гг. были обнаружены на острове Ява Эженом Дюбуа. Он назвал свою находку питекантроп, то есть обезьяно-человек. Долгое время, пока не нашли Люси и останки людей умелых, считали, что это и был наш первый прямоходящий предок, отсюда и его научное название.

Останки человека работающего были найдены в Эфиопии. Часть ученых полагают, что эректусы и эргастеры – подвиды одного вида людей, другие считают их разными, хотя и близкими видами.

хомо эргастер

Достижения эректусов-эргастеров были колоссальны. Они научились делать двусторонние рубила для разделки туш. Из отщепов, которые откалывали от камня, делали лезвия и скребла. Кремний приходилось отыскивать и приносить издалека, это увеличивало ценность самих орудий в глазах людей, их бережно хранили и использовали в течение долгого времени.

Оказавшись на побережье океана, люди прямоходящие освоили новые источники пищи: моллюсков и рыбу, которую ловили на мелководье. Они стали жить в пещерах, научились возводить преграды для защиты от ветра и строить шалаши. Все это позволило людям прямоходящим расселиться по всей территории Африки.

Исход из Африки

Ранние эректусы, еще очень похожие на людей умелых, первыми вышли за пределы Африки, а их потомки расселились по Азии и Европе. Не позже 1,8 млн. лет тому назад эректусы достигли острова Ява в Азии и современной Грузии. Сегодня трудно представить всю сложность проникновения людей на новые территории. Они двигались небольшими группами, надолго оседая на одном месте и вновь пускаясь в путь спустя десятки, а то и сотни лет. Некоторые группы полностью погибали, но другие смогли дать потомство, продолжавшее осваивать все новые и новые земли.

Спустя несколько сотен тысяч лет обособившиеся группы эректусов уже заметно отличались друг от друга. Так появились подвиды человека прямоходящего: синантропы, населявшие обширные территории Китая и соседних с ним стран, и гейдельбергские люди, расселившиеся в Африке и Европе. На территории Азии отдаленные потомки первых хомо эректусов жили изолированно от других людей еще 27 тысяч лет назад, сохраняя примитивные орудия труда.

Освоение огня и охота

Именно хомо эректусу принадлежит заслуга освоения огня. На севере Кении обнаружили следы использования огня на стоянке первобытных людей возрастом около 1, 4 млн. лет. Следующая подобная находка имеет возраст 790 тысяч лет и сделана на территории современного Израиля. Вероятно, группы, открывавшие для себя силу огня, были изолированы и не передавали свой опыт другим. Между тем в Европе в это время стало очень холодно: еще 1,6 млн. лет назад там начался ледниковый период.

друвние люди у костра

Самая древняя европейская стоянка со следами долго поддерживаемого огня находится в Германии. Там 500 тысяч лет назад люди не только грелись около костра, но и с его помощью обрабатывали наконечники деревянных копий.

Освоение огня и создание новых орудий труда позволило некоторым группам прямоходящих людей превратиться в настоящих охотников. В Испании найдены свидетельства того, что с помощью огня люди загоняли в труднопроходимое болото носорогов, быков, лошадей, оленей и даже слонов, которых здесь погибло не менее 30. Множество останков крупной дичи найдено и на стоянке Чжоукоудянь около Пекина. Среди костей кабанов, бизонов, газелей, оленей, лошадей и носорогов обнаружились расколотые кости ног и рук человека и человеческие черепа: это свидетельствует о том, что люди прямоходящие были каннибалами.

Сложные приемы охоты, совместное освоение людьми обширных территорий могли привести к появлению речи. Речь, сложные орудия труда, укрытия и использование огня помогли хомо эректусам выжить на территории Европы в условиях ледникового периода. Однако к концу этого периода людей прямоходящих на территории Европы вытеснили неандертальцы.

Неандертальцы

Неандертальцы появились на просторах Африки, а затем расселились по территории Европы.

Именно там, в долине Неандерталь, близ Дюссельдофа (Германия), в 1856 году впервые были найдены останки этого вида людей. Внешне неандертальцы не так уж сильно отличались от нас: они были немного ниже ростом и их скелет был мощнее нашего. Плотному телосложению, помогавшему легче переносить холода, соответствовали крупные черты лица и большой нос, защищавший от простуд: проходя по длинным носовым ходам, холодный воздух успевал согреваться.

Неандерталец

Мозг неандертальцев был крупнее нашего. Они владели членораздельной речью, обживали пещеры, строили жилища, мастерили одежду из шкур, умели поддерживать огонь и готовить на нем пищу. Неандертальцы были великолепными охотниками: их добычей становились северные олени, бизоны и мамонты, волки и лисы. Предполагают, что неандертальцы умели строить ловчие ямы и загонять дичь в естественные ловушки с помощью огня. Они знали повадки диких животных и умело планировали охоту.

Орудия труда неандертальцев были совершеннее, чем у их предшественников. Каждое орудие было тщательней отделано и имело длинный, острый рабочий край. Сначала готовили основу, которую потом дорабатывали точными мелкими ударами. Из одного куска породы неандертальцы получали большее количество разных по форме и назначению орудий, чем люди прямоходящие. В настоящее время ученые считают, что неандертальцы мало в чем уступали современным людям и причисляют их к подвиду человека разумного, который называют homo sapiens neandertalensis – человек разумный неандертальский.

Следы на костях, найденных археологами, свидетельствуют о том, что жизнь неандертальцев была полна опасностей, во время охоты они часто получали глубокие ранения. Только немногие неандертальцы доживали до возраста 50 лет, а средняя продолжительность их жизни составляла примерно 23 года. Как и самые древние люди, неандертальцы жили группами. Только общими усилиями люди могли обеспечить свое существование, сообща владели всем имуществом: добычей, орудиями труда, жилищами.

Понятия собственности в столь далекую эпоху не существовало. Членов группы объединяло родство, поэтому такие группы называют родовыми общинами. Внутри родовых общин людей часто связывало чувство глубокой привязанности, молодые здоровые члены общин поддерживали престарелых и беспомощных родичей, помогая им прожить долгую жизнь, что иначе было бы невозможно.

Мир заселяют кроманьонцы

Примерно 35 000 лет назад на территорию Европы, в которой обитали неандертальцы, стали проникать новые выходцы из Африки – люди современного типа. По месту первой ископаемой находки в гроте Кро-Маньон на территории Франции их называют кроманьонцами. Научное название этого вида людей – homo sapiens sapiens, что значит человек разумный разумный.

В течение нескольких последующих тысячелетий кроманьонцы заселили почти всю Европу, продвигаясь с востока на запад по континенту. Довольно продолжительное время кроманьонцы и неандертальцы сосуществовали на пространстве Европы. Неизвестно почему, но постепенно количество неандертальских поселений стало сокращаться. Версия о том, что кроманьонцы истребили своих предшественников, не нашла подтверждения. Другие версии ждут своих исследователей.

кроманьонец

Кроманьонцы сформировались на юге Африки 170–130 тысяч лет назад. Оттуда они расселились по всему миру: достигли пределов Юго-Восточной Азии, Австралии, Японии и Северной Америки, а 15–12 тысяч лет назад заселили и Южную Америку. Изолированные группы людей оказались в различных природных условиях. Приспосабливаясь к этим условиям, группы людей стали внешне отличаться друг от друга. Так появились расы. Ученые до сих пор спорят, сколько именно рас существует. Обычно говорят о 3 или 5 расах, но некоторые специалисты выделяют 15 рас.

Ученые пытаются понять, почему именно кроманьонцы вытеснили другие виды людей и освоили всю Землю. Видимо, они обладали некоторыми эволюционными преимуществами: легкий скелет позволял им двигаться быстрее и затрачивать при этом меньше условий, а значит, им требовалось меньше пищи, чем неандертальцам. Возможно, кроманьонцы были выносливей предшественников. Это могло сыграть важную роль в конце ледникового периода, когда похолодание на несколько тысячелетий усилилось. Их сложно устроенный головной мозг позволял не только накапливать опыт и передавать его другим поколениям, но и быстро придумывать новое.

За относительно короткое время люди современного типа изменили технику обработки камня и кости. Их скребки, ножи, пилы и сверла были обработаны тщательней, чем те, что делали неандертальцы. Появились новые орудия: из кости и рога животных делали иглы с ушком, гарпуны и крючья для ловли рыбы, копьеметалки. Прочная кость во многом заменила дерево, ее обрабатывали с помощью каменных резцов. Многие из этих орудий состояли из нескольких частей. Деревянные и каменные части связывались жилами животных. Кроманьонцы постоянно совершенствовали технику изготовления своих орудий, причем в разных местах Европы применяли разные приемы.

Люди разных рас

С новыми орудиями труда у людей появились и более эффективные способы охоты, что позволяло получать пищу практически в неограниченных количествах. Костяными иглами шили одежду и делали обувь, из волокон дерева делали веревки для рыболовных сетей и силки для дичи. Возможно, 27 тысяч лет назад люди научились изготавливать ткани: именно такой возраст имеет найденный отпечаток ткани на глине.

Надежнее и удобнее стали жилища. Шатры сооружали из бивней и костей мамонтов, покрывая их шкурами животных. На востоке Европы зимние жилища строили из камней или рыли землянки. На одной стоянке стали возводить несколько жилищ: так появились первые поселения. Некоторые из них были довольно многолюдными, что говорит о росте численности родовых общин по сравнению с тем, каковы были общины неандертальцев.

Уже в глубокой древности кроманьонцы научились делать плоты и лодки, без которых они не смогли бы достичь Австралии и островов Океании

Читайте также: