Гражданская война конспект урока тихий дон

Обновлено: 06.07.2024

Авторская позиция – авторское понимание жизни и её оценка, в частности оценка изображенных характеров.

Гуманизм – этическая жизненная позиция, утверждающая, что люди имеют право в свободной форме определять смысл и форму своей жизни.

Идейность литературы – это (от греч. idea) идейная направленность произведения, зависящая от глубины и верности мировоззрения писателя и определяющая значительность содержания произведения.

Новаторство – обогащение литературы новыми художественными открытиями.

Социалистический реализм (соцреализм) — художественный метод литературы и искусства (ведущий в искусстве Советского Союза и других социалистических стран), представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества.

Эпос – произведение, которое обнимает в единой цельной картине все движущие силы эпохи.

Список литературы

Основная литература:

1. Журавлёв В. П. Литература. 11 класс. Учебник в 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2003 г. стр. 209-225.

1. Маханова Е. А., Госсман А. Ю. Краткий пересказ. Русская литература. 10-11., Р-н-Д: Феникс стр. 224-246.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

20-е годы XX столетия. Сложное, смутное время в истории России. Страну накрывает волна гражданской войны.

Действие произведения охватывает события с 1912-го по 1922-й год. Шолохов поднимает темы нравственности и насилия, добра и зла, роли любви и героической смерти. Главная проблематика эпопеи – определение человеком своего пути.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Единичный выбор.

Правильный ответ: роман-эпопея

Так как именно роман-эпопея, сюжет которого охватывает масштабные исторические события, показывает трансформацию героя в определённых обстоятельствах, целой эпохи или переломного момента в судьбе нации. Повествование в романе-эпопее, как правило, охватывает большое количество персонажей, главных и второстепенных.

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Вашему вниманию представлен урок по роману М.А.Шолохова "Тихий Дон". В материале урока рассматривается вопрос о разрушительном влиянии Гражданской войны на судьбы людей. Чтобы ввести учащихся в исторический контекст, дается историческая справка о событии. Кроме того, рассматриваются особенности гражданского противостояния на Дону. Информация иллюстрируется выдержками из текста литературного произведения. Делается вывод о том, что в войне "нет правых и виноватых", и поэтому трагические события не должны повторяться.В файле представлена разработка урока по произведению М.А.Шолохова "Тихий Дон".




МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ
(1905 – 1984)

8 ЧАСОВ

Уроки литературы в 11 классе[1]

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

Слово учителя

IV. Работа над темой урока

1. Погружение в тему урока:
постановка и решение проблемного вопроса
с опорой на фрагменты литературоведческих текстов
(работа в группах с раздаточным материалом)

Карточка


Презентация результатов работы

2. Аналитическая беседа
(Учащиеся цитируют отрывки текста романа и аргументируют мнение.)

3. Обобщение учителя



Иллюстрация С. Г. Королькова
к роману М. А. Шолохова
"Тихий Дон"

— Биография художника Сергея Королькова сама по себе достойна романа. В ней много легенд и противоречий. Сын казака, он стал востребованным американским художником.

М. А. Шолохов долго подыскивал достойного художника. В беседе с Максимом Горьким он жаловался, что поиски эти безуспешны. Алексей Максимович заметил: тема романа тесно связана с колоритным казачьим бытом, и воспроизвести его может только талантливый художник-казак.

— Откуда же мне его взять? — ответил Шолохов. — Дон художниками не богат…

— Нашёлся писатель, найдётся и иллюстратор, — ответил Горький. Он же и посоветовал писателю связаться с Корольковым.

До войны изданий с корольковскими иллюстрациями вышло несколько: Гослитиздат (1935–1937), в 4 книгах, Ростов-на-Дону (1939–1940) и первое полное однотомное издание романа в Москве (1941). После этого книг с иллюстрациями Королькова не издавали. Карандашные рисунки Королькова сам Михаил Шолохов считал непревзойдёнными.

• Рассмотрите иллюстрации. Подберите к ним текст романа.

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

VI. Домашнее задание

1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитывать в учащихся чувство сострадания, милосердия, непринятия насилия.

Поэтому и располагаются казачьи хутора по берегам могучей реки: течёт вода – идёт время, немудрёные события казачьей жизни сменяют одно другое: пахота. Сев, покос, жатва. Но как неизменны речные берега, так неизменна в основе своей и жизнь на лоне природы; за зимой приходит весна, за жатвой – пахота. Природное время циклично, течёт по кругу. Однако где бы ни странствовал донской казак, по возвращении первым его встретит Дон – батюшка, по – прежнему полноводный и тихий. Впрочем , циклична и сама жизнь казака – земледельца, чего не скажешь , правда, про казака – воина. Историческое время вламывается в его хутор, срывает его с родных мест и ведёт на войну. Не отсидеться казаку на печи, потому что с малых лет приучен он к седлу и шашке.

2. Гражданская война - самая жестокая и кровавая война, ведь в ней сражаются подчас близкие люди, некогда жившие в одной целой, единой стране, веровавшие в одного Бога и придерживающиеся одних идеалов. Нужна ли народу эта война? Если бы люди знали , какие жертвы нужно будет принести, какие трудности преодолеть, то ответили бы отрицательно. Однако не все задумываются над тем, ради чего проливается кровь, каков смысл войны.

4.Что такое Гражданская война? Период острых классовых столкновений. Способы разрешения противоречий между сторонами с помощью вооружённых сил. Противостояние классов и общественных групп.

6. В России Гражданская война имела свои особенности. Назовите их.

1.Не имеет чётких границ - ни временных, ни пространственных. ( В научной исторической литературе существует несколько точек зрения по вопросу о том, когда началась Гражданская война в России.

4. Это величайшая трагедия нашей страны, т.к. несёт взаимную жестокость, террор, непримиримую злобу.

5.Здесь нет победителей и побеждённых.

7. С Февральской революцией 1917 года и падением монархии заканчивается единоначалие на Дону, начинается раскол общества и власти в Донской области. С весны 1917 года на Дону формируется несколько структур, претендующих на власть в регионе:

1)комиссары Временного правительства

2)Советы рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов

3)Донской Войсковой Круг(Съезд) и его исполнительные органы: Войсковое правительство и Донской областной атаман. ( роман часть6, глава 24, стр. 125 – 126. )

ВОПРОС? Почему казаки вспомнили 1905 год? ( Во время Кровавого воскресенья казаки расстреливали народ, идущий к царю с петицией , стр. 127, роман)

--- Давайте посмотрим, как же воспринимают это время казаки?

Петро Мелихов: «- Ты гляди, как народ разделили, гады! Будто с плугом проехались: один – в одну сторону, другой – в другую, как под лемехом. Чёртова жизня, и время страшное! Один другого уже не угадывает… - Вот ты. – круто перевёл он разговор, - ты вот брат мне родной, а я тебя не пойму, ей- богу! Чую, что ты уходишь как – то от меня… правду говорю? – и сам себе ответил: - Правду. Мутишься ты… Боюсь, переметнёшься ты к кранным… Ты, Гришатка, до сё себя не нашёл.

- А ты нашёл?- спросил Григорий.

- Нашёл. Я на свою борозду попал… Меня к красным арканом не притянешь. Казачество против них, и я против.

«Последние события на различных фронтах в казачьих районах – наши продвижения вглубь казачьих поселений и разложение среди казачьих войск – заставляет нас дать указания партийным работникам о характере их работе при воссоздании и укреплении Советской власти в указанных районах. Необходимо, учитывая опыт года гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путём поголовного их истребления. Никакие компромиссы. Никакая половинчатость пути недопустимы. Поэтому необходимо:

1)Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое – либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо применять все те меры, которые дают гарантию от каких – либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти.

2)Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки.

3)Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи.

12. ВОПРОС? Какой из этих документов можно сделать вывод?

Террор был абсолютно осознанной государственной политикой. Он стал возможен при условии раскола страны, раскола народа. Идёт разрушение не только уклада жизни казаков и их сословной общности, но и основы народной нравственности- христианской веры, и это гораздо страшнее всего остального.

13. Характеристика потерь Гражданской войны. За четыре года Гражданской войны (1918 – 1922) Россия потеряла 13 млн. человек из них примерно 2 млн. покинули страну, жертвами террора стали 1. 5 млн.человек, 7, 5 млн. погибли от болезней и голода..

14.Если определить Гражданскую войну как вооружённую борьбу за власть, вопрос о победителе достаточно прост: побеждает тот, кто захватывает или сохраняет государственную власть. Красные отстояли государственный суверенитет Советской России, утвердили власть большевистской партии в обществе.

КАК вы думаете , приняло бы общество 20 – х годов такое торжество, как день победы в Гражданской войне? Хотели бы вы ввести такой праздник сейчас? Есть ли сходство между Гражданской войной и локальной войной?

16. Проанализировав документы, прочитав главы из романа, подумайте, какие уроки из Гражданской войны можем извлечь мы с вами сегодня?

- Гражданская война – страшное бедствие, национальная трагедия

- Высшей ценностью являются не идеи, а человеческие жизни.

- Необходимо способствовать распространению в обществе готовности к компромиссам

- Диктатура одного класса или партии должна быть исключена.

Читайте также: