Конспект урока профилактика заболеваний

Обновлено: 04.07.2024

Иммунная система – состоит из органов, тканей и клеток, работа которых направлена на защиту организма от заболеваний и инородных веществ.

Иммунитет – способность организма противостоять инфекционным заболеваниям и чужеродным веществам.

Иммунитет – способность организма находить чужеродные тела и вещества (антигены) и избавляться от них.

Врожденный иммунитет – способность организма к защите от вирусов, бактерий, чужеродных тел, передаётся по наследству.

Приобретенный иммунитет - способность организма к защите от вирусов, бактерий, чужеродных тел, возникает после перенесенной инфекционной болезни или вакцинации.

Инфекционные болезни – заболевания, которые вызываются болезнетворными бактериями, вирусами или простейшими грибками.

Вакцинация - или приви́вка — мероприятие, направленное на выработку приобретенного иммунитета.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Основная литература:

  1. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и профильный уровни уровень. М.: Просвещение, 2018. 304 с. (страницы 128 – 137)

Дополнительная литература:

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: Сборник ситуативных задач. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2016. 128 с.
  2. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Тетрадь для оценки качества знаний. 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2018. 80 с.
  3. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для любого учебника. 10 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа. 2018, 64 с.

Интернет-ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Выберите тип интерактивного теста:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

8. Сортировка элементов по категориям;

III группа – не менее 50%

9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

10. Подчеркивания / зачеркивания элементов;

11. Выделение цветом;

12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте; 13. Смежный граф (автоматически заполняемый);

14. Лента времени

Информация о тестовом вопросе:

1. Ботулизм, сальмонеллез, дизентерия

А. Кишечные инфекции

2. Грипп, дифтерия, коклюш

Б. Инфекции дыхательных путей

3. Сыпной тиф, чума, клещевой энцефалит

В. Кровяные инфекции

4. Сибирская язва, трахома, ящур

Г. Инфекции наружных покровов

посадка в общественный транспорт начинать только после полной остановки транспортного средства;

Информация об ответах

    1. Неправильный вариант/варианты (или комбинации): Иные варианты являются не верными

Выберите тип интерактивного теста:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

8. Сортировка элементов по категориям;

III группа – не менее 50%

9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

Цель: изучить разнообразие инфекционных заболеваний, выявить источники передачи возбудителей, применять знания для сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих.

Задачи: 1)формировать понятия: возбудителей инфекционных заболеваний, профилактика, эпидемия, иммунитет, бациллоноситель

2) воспитывать научное мировоззрение, коммуникативность, толерантность;

3) развивать умения и навыки: сравнивать, работать с дополнительными источниками информации, выделять гланое, применять знания для сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих.

Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков

I .Объявление темы постановка, задач

Сегодня мы поговорим еще об одном факторе, влияющим на наше здоровье, работоспособность, хорошее настроение, желание творить и радоваться жизни. Речь пойдет о следующих оргнизмах, которые врываются в нашу жизнь, вносят изменения в наши планы..

Посмотрите на этот список, что вы можете о них сказать?

- бацилла Люффнера, которая является причиной развития дифтерии;

- сальмонелла, которая вызывает развитие сальмонеллеза;

-бацилла антрацис, которая является причиной сибирской язвы;

- бледная трепонему, которая вызывает сифилис;

- гонококки, которые являются пусковым моментом для возникновения гонореи.

Итак, тема нашего урока …..

II. Актуализация опорных знаний.

К какому царству живого мира относятся эти организмы? Чем отличаются Вирусы и Микроорганизмы? Какие заболевания они вызывают?

. III. Изучение новых знаний, умений и навыков

Инфекционные заболевания — это группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм патогенных (болезнетворных) микроорганизмов Для того, чтобы патогенный микроб вызвал инфекционное заболевание, он должен обладать вирулетностью , то есть способностью преодолевать сопротивляемость организма и проявлять токсическое действие.

- Какие виды иммунитета вы знаете? (врожденный, приобретенный)

- Что входит в иммунную систему?

К центральным органам иммунной системы относятся костный мозг и вилочковая железа, к периферическим - селезёнка, лимфатические узлы и другие скопления лимфоидной ткани.

Иммунитетом называют способность человека бороться с инфекционными заболеваниями. К инфекционным заболеваниям относят болезни, причиной возникновения которых являются различные микроорганизмы,грибы, вирусы, паразитические черви, насекомые.

Одной из особенностей инфекционных заболеваний является наличие инкубационного периода, то есть периода от времени заражения до появления первых признаков. Длительность этого периода зависит от способа заражения и вида возбудителя и может длиться от нескольких часов до нескольких лет (последнее бывает редко). Место проникновения микроорганизмов в организм называют входными воротами инфекции. Для каждого вида заболевания имеются свои входные ворота. (рот, кожа и т. д.)

На сегодняшний день медикам известны около 1200 различных инфекций, в той или иной мере опасных, поскольку не все они изучены до конца и не от всех из них существует средство спасения. Есть такие инфекционные заболевания, причины возникновения которых не совсем ясны, а лечение осложнено тем, что лекарства от болезни еще не были созданы.

Пути передачи инфекции.

Инфекционые болезни делятся на четыре группы в зависимости от места локализации инфекции, грибка, вируса или паразита:

- кишечные инфекции
- инфекции кожных покровов и слизистых оболочек
- инфекции дыхательных путей
- инфекции крови.
Возбудитель кишечных инфекций (дизентерия, холера, брюшной тиф, инфекционные гепатиты, ботулизм) выделяется во внешнюю среду с фекалиями, рвотными массами. В организмы здоровых людей возбудитель кишечных инфекций попадает с зараженной водой и пищей, с немытыми руками или при помощи мух.

Возбудитель инфекций дыхательных путей (коклюш, дифтерия, корь, ОРВИ ) выделяется во внешнюю среду при кашле, при отхождении мокроты, при чихании и просто с выдыхаемым воздухом.

Возбудитель инфекций крови (лейшманиоз, флеботомная лихорадка, малярия, энцефалит (клещевой и комариный), чума, лихорадка, тиф) обитает в крови членистоногих. Здоровый человек заражается при укусах членистоногих: клещей, комаров, слепней, блох, вшей, мух, мошек и мокрец.

Возбудитель инфекций кожных покровов и слизистых оболочек (венерические заболевания, сибирская язва, рожа, чесотка, трахома) проникает в организм здорового человека через ранения и другие повреждения кожи. А также через слизистые оболочки. Здоровый человек заражается данными инфекциями при половых контактах с больными людьми, при бытовых контактах (использование полотенец и постельных принадлежностей, белья), при ослюнении и укусах зараженных животных, при ссадинах и царапинах, и попадании на поврежденные участки кожи зараженной почвы.

IV Обобщение и систематизация новых знаний, умений и навыков.

Автор: Проценко Людмила Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ№1 им.А.Твардовского
Населённый пункт: г.Починок Смоленской области
Наименование материала: конспект урока и презентация к уроку окружающего мира 3 класс
Тема: "Температура тела. Простудные заболевания и их профилактика"
Раздел: начальное образование

Конспект урока по окружающему миру 3 класс

Температура тела. Простудные заболевания и их

профилактика.

Составила учитель первой категории

МБОУ СШ№1 им.А. Твардовского г.Починка

Смоленской области

Проценко Людмила Васильевна

ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с правилами сохранения здоровья.

профилактике и лечении этих заболеваний, о температуре тела,

Развивать память, мышление, речь, внимание к своему здоровью.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Психологический настрой.

- Сегодня, ребята, к нам на урок пришли у гости. Посмотрите, пожалуйста, на них,

улыбнитесь нашим гостям. А теперь, посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

Улыбка является символом хорошего настроения, а хорошее настроение – это

- Чтобы определить тему нашего урока, давайте разгадаем кроссворд

Отгадывание кроссворда.

Комплекс упражнений, которые, как правило, выполняют утром.

Определенный режим питания.

Гимнастика, футбол – это…

Точно размеренный распорядок действий на день.

Двигательная активность на воздухе.

Органические вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности

Чтоб красивой была фигура, нужен спорт и……….

Соблюдение чистоты тела, одежды, дома.

- Какое ключевое слово у нас получилось?

- А как вы думаете, что такое здоровье? (ответы детей)

- Существует много понятий о здоровье. Вот одно из определений :

Здоровье – это правильная, нормальная деятельность организма, его полное

физическое и психическое благополучие.

Постановка проблемы.

- При встрече люди говорят друг другу Здравствуйте! А вы когда-нибудь

задумывались, произнося это простое слово, что оно означает для того человека, кому

предназначено? (ответы детей)

сильнейшую позитивную реакцию всех внутренних органов, заставляя их работать

самому себе, ведь здоровье не купишь, да и счастья без здоровья не будет. А что

значит быть здоровым? (ответы детей)

- Что может повлиять на состояние здоровья? (ответы детей)

- Молодцы! Но также на состояние здоровья могут повлиять простудные заболевания.

- Так о чём мы будем говорить на этом уроке? Попробуйте сформулировать тему

- Правильно, о простудных заболеваниях и пути их преодоления.

- А для чего вам, ребята, необходимо знать о простудных заболеваниях? Какую цель

мы поставим перед собой? Давайте попробуем сформулировать.(ответы детей)

(Познакомиться с правилами сохранения здоровья)

- Для слаженной и плодотворной работы мы должны составить план урока. Давайте

определим, что вы должны узнать на сегодняшнем уроке? (ответы детей)

1.Простудные заболевания. ОРВИ, грипп.

3. Профилактика простудных заболеваний.

4. Народные рецепты.

- Свою работу на каждом этапе вы, ребята, будете оценивать в листах самооценки,

используя карандаши разного цвета:

Отвечал хорошо, без ошибок, активно участвовал в обсуждении – зеленый цвет

Отвечал, но допускал ошибки – желтый цвет

Отвечал неуверенно, с ошибками – красный цвет

Работа по новой теме.

1.Простудные заболевания. ОРВИ и грипп.

Зима – это время простудных и вирусных заболеваний. А как вы думаете, что такое –

простуда? (ответы детей)

болезнетворные бактерии, до поры до времени спокойно обитающие в носу, глотке

размножаться и вызывают болезнь.

У нас в классе дети болели гриппом и простудой. Расскажите, пожалуйста, что вы

чувствовали, когда болели? (Ответы детей: Высокая температура; Озноб и

слабость; Боль и ломота во всем теле; Кашель; Головная боль; Насморк или

- А как вы думаете, почему после того как вы переболели, некоторым, вот например ,

Кире, дали освобождение от уроков физической культуры, а Илье такое

освобождение не давали? (ответы детей)

- А какие простудные заболевания вы знаете, ребята? (грипп, ОРВИ)

- При гриппе температура поднимается резко и быстро. Высокая температура может

держаться несколько дней. Чаще всего такую температуру сбить жаропонижающими

средствами не возможно. Больной ощущает слабость во всем теле ломоту, головную

- ОРВИ – острые респираторные вирусные инфекции. Она проявляет себя

постепенно, температура не очень высокая, она периодически то поднимается, то

опускается. Такую температуру легко сбить жаропонижающими средствами.

- Ребята, оцените свою работу на этом этапе работы.

(ученики оценивают свою работу в листе самооценки)

2. Градусник.

- Одним из признаков простудных заболеваний вы назвали высокую температуру.

- Чем измеряется температура?

- Какие градусники бывают?

- Молодцы! Верно! Градусники бывают ртутные и электронные.

- Ребята, а какая температура тела у здорового человека? А у человека, который

- Давайте откроем учебник на стр.93 и прочитаем, какая температура может

свидетельствовать о заболевании. (ученики самостоятельно читают текст на с.93.)

- Прочитали текст. Какая температура говорит о том, что человек не здоров?

- Что нового вы узнали из этого текста, но о чем мы с вами не говорили?

(о ртутном градуснике)

- Ребята, оцените свою работу на этом этапе работы.

(ученики оценивают свою работу в листе самооценки)

3.Профилактика простудных заболеваний.

1) Динамическая минутка

2) Что нужно делать, чтобы сохранить свое здоровье?

- Давайте вспомним правила, которые помогут не заболеть.

А для этого мы проведем работу в группах. Вы должны составить правила, которые

помогут вам не заболеть.

Тщательно мой руки перед едой. (Почему надо мыть руки? )

Ответ детей - На руках находится большое количество микробов и бактерий. Если

не мыть руки, микробы вместе с пищей попадут в организм и вызовут различные

- Закаливание – это специальная тренировка, которая помогает быть

здоровым. Для того чтобы не бояться холода, нужно чаще бывать на свежем воздухе.

Делай зарядку каждое утро. Она поможет защитить организм от болезней.

Ешь много овощей и фруктов.

Ответ детей - Они также помогают защититься от болезней, укрепляют организм,

потому что содержать витамины и полезные вещества.

Проветривай свою комнату.

Ответ детей - На вещах и предметах в комнате оседает пыль, различные микробы

проветривать помещение, где спишь, играешь, учишь уроки.

Береги свое здоровье. Если рядом с тобой кто-то болеет, надень специальную

маску, она тебя защитит от заболевания.

7. Не переохлаждайся, одевайся по погоде.

8.Во время гриппа не посещай места с большим скоплением людей.

9.Не бойся делать прививки от гриппа.

- К сегодняшнему уроку Зуев Миша провел исследовательскую работу и теперь готов

рассказать о том, почему нужно делать прививки от гриппа.

(Рассказ ученика о пользе вакцинации)

- Оцените свою работу на данном этапе урока.

3) Что делать, если ты уже заболел?

Работа в парах. Составить памятку о том, что нужно делать, если ты уже заболел

1. Не посещать школу.

2. Лечь в постель.

3. Измерить температуру.

4. Пить сладкий горячий травяной или ягодный чай, можно с медом.

5. До прихода врача стараться не принимать лекарства.

6. Посуду больного мыть отдельно с пищевой содой.

- А как вы думаете, зачем нужно носить защитную маску?

- Оцените свою работу.

4. Народные рецепты против простуды и гриппа.

Современная медицина создала множество противовирусных препаратов, но не

стоит забывать и о методах народной медицины, проверенных на протяжении многих

Чем полезны эти предметы?

Ребята нашего класса провели исследовательскую

работу и сейчас поделятся своими выводами.

(исследования детей о каждом из перечисленных продуктов.)

- Вернемся к нашему плану урока. Посмотрите, мы выполнили все пункты нашего

Что полезного узнали на уроке?

Пригодятся ли в жизни полученные знания?

Расскажете ли вы дома о том, что узнали сегодня на уроке?

- В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек.

Для здоровья необходимы пять условия: физические нагрузки, закаливание, время и

умение отдыхать, правильное питание и пятое - счастливая жизнь. Говорят, что

здоровье - счастье уже само по себе. И поэтому, будьте здоровы!

исследовательскую работу, я ставлю…..

- За активное участие в работе нашего урока ……….

- Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне те, у кого настроение к кону урока вот такое

- А теперь подойдите те, у кого настроение вот такое (солнышко улыбается)

Я очень рада, что у вас радостное, солнечное настроение к концу нашего урока.

Значит мы работали сплоченно, дружно, плодотворно. А это говорит о том, что мы

Домашнее задание.

1 уровень: с.92-95 пересказ

2уровень: с.92 – 95 пересказ; т.с.82—83 (опыт)

3 уровень: с.92 – 95 пересказ; составить рекомендации по укреплению организма.

Вакцинация – это умышленное заражение организма с целью активизации и

выработки иммунитета против конкретного заболевания.

При прививке в организм вводятся или убитые, или ослабевшие микробы, в

результате чего в организме происходит процесс образования защитных антител,

похожих на те, которые протекают во время болезни. От прививки не заболеешь, хотя

и бывают иногда неприятные ощущения. Зато польза большая – организм

приобретает иммунитет, и ему уже не страшна встреча с настоящей инфекцией.

Вот почему так необходимо делать прививки и посещать кабинет врача.

Во все времена мёд активно употребляли в пищу. Его добавляют в каши, творог, едят

с ним ягоды и орехи. Пекут пироги, пряники, ковриги. С мёдом едят блины. На меду

готовят варенье, халву, медовые квасы, сбитни и другие вкусные напитки. Напитки с

мёдом обладают тонизирующим и общеукрепляющим действием. Все научные

источники указывают на то, что мёд содержит полезные и необходимые для жизни и

здоровья человека витамины, вещества. В мёде содержится много различных

веществ, главным образом глюкоза и фруктоза .Включите мёд в свой ежедневный

рацион. Это укрепит ваше здоровье, повысит жизненный тонус, послужит

профилактикой в борьбе со многими болезнями.

Лук – это незаменимый продукт при лечении простудных заболеваний. Благодаря ему

можно не просто победить симптомы, а еще укрепить иммунитет, облегчить общее

состоянием пациента и уничтожить патогенные бактерии. Достаточно употребить

небольшой ломтик лука, чтобы убить все болезнетворные бактерии в ротовой

полости. Еще состав репчатого лука богат на такие компоненты: магний, кальций,

калий, фосфор, глюкоза, железо, фруктоза, сахароза, витамин С. Лук является

носителем яблочной и лимонной кислоты. В малой концентрации в составе

присутствуют каротин, витамины групп В, РР. Кроме этого, лук может быть

различных видов отличатся по вкусу. Таким образом, он бывает горьким и сладким.

Но любой сорт – полезен.

Чеснок – проверенное временем народное средство для лечения и профилактики

простудных заболеваний. Для того чтобы избежать болезни его следует начать

употреблять задолго до массовых вспышек инфекции. А если заражение уже

произошло, это натуральное лекарство поможет уменьшить продолжительность

заболевания, и избежать осложнения. Чеснок – просто клад целебных веществ. В его

составе витамины группы В; более 8 минералов; витамин С; эфирные масла и другие

полезные вещества. Если вы уже заболели, то полезно сделать бусы из зубчиков

чеснока и носить на шее, это поможет не дать болезнетворным бактериям пробраться

Лимон при простуде- незаменимое средство, он способен предупредить заболевание

гриппом и простудой, но если Вы всё таки заболели, лимон в силах облегчить и

ускорить процесс выздоровления. Дело в том, что лимон это щедрый источник

витаминов, таких, как С, А, В1, В2, Р -ценнейших веществ, особенно в период

вирусных эпидемий .Лимон обладает тонизирующим, жаропонижающим действием.

Желательно лимон употреблять вместе с кожурой в ней содержится почти половина

полезных веществ. При выборе лимонов для лечения руководствуйтесь тем, что у

лимонов с тонкой кожурой больше полезных свойств, чем с толстой. В лимоне много

витамина С и этот витамин способствует сопротивляемости организму с болезнью,

иммунитет восстанавливает. При употреблении лимона снижается температура,

улучшается самочувствие, ведь врачи всегда назначают витамин С при ОРВИ и ОРЗ,

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема. Источники возбудителей заболеваний. Меры профилактики. .

Цель: изучить разнообразие инфекционных заболеваний, выявить источники передачи возбудителей, применять знания для сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих.

Задачи: 1)формировать понятия: возбудителей инфекционных заболеваний, профилактика, эпидемия, иммунитет, бациллоноситель

2) воспитывать научное мировоззрение, коммуникативность, толерантность;

3) развивать умения и навыки: сравнивать, работать с дополнительными источниками информации, выделять гланое, применять знания для сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих.

Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков

I .Объявление темы постановка, задач

Сегодня мы поговорим еще об одном факторе, влияющим на наше здоровье, работоспособность, хорошее настроение, желание творить и радоваться жизни. Речь пойдет о следующих оргнизмах, которые врываются в нашу жизнь, вносят изменения в наши планы..

Посмотрите на этот список, что вы можете о них сказать?

- бацилла Люффнера, которая является причиной развития дифтерии;

- сальмонелла, которая вызывает развитие сальмонеллеза;

-бацилла антрацис, которая является причиной сибирской язвы;

- бледная трепонему, которая вызывает сифилис;

- гонококки, которые являются пусковым моментом для возникновения гонореи.

Итак, тема нашего урока …..

II . Актуализация опорных знаний.

К какому царству живого мира относятся эти организмы? Чем отличаются Вирусы и Микроорганизмы? Какие заболевания они вызывают?

. III . Изучение новых знаний, умений и навыков

Инфекционные заболевания — это группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм патогенных (болезнетворных) микроорганизмов Для того, чтобы патогенный микроб вызвал инфекционное заболевание , он должен обладать вирулетностью , то есть способностью преодолевать сопротивляемость организма и проявлять токсическое действие.

- Какие виды иммунитета вы знаете? (врожденный, приобретенный)

- Что входит в иммунную систему?

К центральным органам иммунной системы относятся костный мозг и вилочковая железа, к периферическим - селезёнка, лимфатические узлы и другие скопления лимфоидной ткани.

Иммунитетом называют способность человека бороться с инфекционными заболеваниями. К инфекционным заболеваниям относят болезни, причиной возникновения которых являются различные микроорганизмы,грибы, вирусы, паразитические черви, насекомые.

Одной из особенностей инфекционных заболеваний является наличие инкубационного периода , то есть периода от времени заражения до появления первых признаков. Длительность этого периода зависит от способа заражения и вида возбудителя и может длиться от нескольких часов до нескольких лет (последнее бывает редко). Место проникновения микроорганизмов в организм называют входными воротами инфекции. Для каждого вида заболевания имеются свои входные ворота. (рот, кожа и т. д.)

На сегодняшний день медикам известны около 1200 различных инфекций, в той или иной мере опасных, поскольку не все они изучены до конца и не от всех из них существует средство спасения. Есть такие инфекционные заболевания, причины возникновения которых не совсем ясны, а лечение осложнено тем, что лекарства от болезни еще не были созданы.

Пути передачи инфекции.

Инфекционые болезни делятся на четыре группы в зависимости от места локализации инфекции, грибка, вируса или паразита:

- кишечные инфекции
- инфекции кожных покровов и слизистых оболочек
- инфекции дыхательных путей
- инфекции крови.
Возбудитель кишечных инфекций (дизентерия, холера, брюшной тиф, инфекционные гепатиты, ботулизм) выделяется во внешнюю среду с фекалиями, рвотными массами. В организмы здоровых людей возбудитель кишечных инфекций попадает с зараженной водой и пищей, с немытыми руками или при помощи мух.

Возбудитель инфекций дыхательных путей (коклюш, дифтерия, корь, ОРВИ ) выделяется во внешнюю среду при кашле, при отхождении мокроты, при чихании и просто с выдыхаемым воздухом.

Возбудитель инфекций крови (лейшманиоз, флеботомная лихорадка, малярия, энцефалит (клещевой и комариный), чума, лихорадка, тиф) обитает в крови членистоногих. Здоровый человек заражается при укусах членистоногих: клещей, комаров, слепней, блох, вшей, мух, мошек и мокрец.

Возбудитель инфекций кожных покровов и слизистых оболочек (венерические заболевания, сибирская язва, рожа, чесотка, трахома) проникает в организм здорового человека через ранения и другие повреждения кожи. А также через слизистые оболочки. Здоровый человек заражается данными инфекциями при половых контактах с больными людьми, при бытовых контактах (использование полотенец и постельных принадлежностей, белья), при ослюнении и укусах зараженных животных, при ссадинах и царапинах, и попадании на поврежденные участки кожи зараженной почвы.

IV Обобщение и систематизация новых знаний, умений и навыков.

Заболевание

Механизм передачи

Возбудитель

2. Составьте список профилактических мер, которые помогут сохранить здоровье.

Соблюдение правил личной гигиены

Укрепление иммунитета( прием витаминов, физическая активность, отказ от вредных привычек, правильное питание)

Проветривание и влажная уборка помещений

Вакцинация. ( Вакцинация - метод создания активного иммунитета против инфекционных болезней путём введения в организм человека специальных препаратов из ослабленных живых или убитых микроорганизмов — вакцин.)

Избегать контактов с больным человеком.

Использование обеззараживающих веществ и препаратов

Правильная обработка пищи

Эпимидея -прогрессирующее во времени и пространстве распространение инфекционного заболевания среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости, и способное стать источником чрезвычайной ситуации. В обиходе универсальным эпидемиологическим порогом считается заболевание 5% жителей территории.

VI . Подведение итогов. Рефлексия.

Сражение с возбудителями инфекции все еще продолжается и единственная инфекционная болезнь, успешно ликвидированная в мире, – это натуральная оспа.

Уничтожение других болезней, таких как, столбняк, корь, коклюш, дифтерия и полиомиелит, для которых эффективная иммунизация является вполне допустимой в мировом масштабе, достигнуто сегодня более чем на 90%.

Высокая иммиграция населения из стран “третьего мира” привела в промышленно развитых государствах к резкому увеличению числа лиц, страдающих инфекционными болезнями.

В то время как человечеству удалось научиться управлять старыми эпидемиями, появились новые. Необходимо отметить наличие продолжающейся эпидемии инфекции вируса иммунодефицита человека (HIV), которая сопровождается разрушительными последствиями не только в Африке и Азии, но и в Европе и Северной Америке.

Несмотря на улучшение условий жизни в экономически развитых странах, широко распространенную практику прививок и наличие эффективных антибиотиков, инфекционные болезни занимают еще значительное место в структуре заболеваемости и смертности человека и уступают первые места лишь болезням сердечно—сосудистой системы и злокачественным онкологическим заболеваниям. Большинство смертных случаев среди детей — это инфекционные болезни органов дыхания, кишечника, вызванные вирусами и бактериями.

- Что нового узнали? Чему научились? Что понравилось?

- Выставление оценок.

Краткое описание документа:

Тема. Источники возбудителей заболеваний. Меры профилактики. .

Цель: изучить разнообразие инфекционных заболеваний, выявить источники передачи возбудителей, применять знания для сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих.

Задачи: 1)формировать понятия: возбудителей инфекционных заболеваний, профилактика, эпидемия, иммунитет, бациллоноситель

2) воспитывать научное мировоззрение, коммуникативность, толерантность;

3) развивать умения и навыки: сравнивать, работать с дополнительными источниками информации, выделять гланое, применять знания для сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих.

Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков

I .Объявление темы постановка, задач

Сегодня мы поговорим еще об одном факторе, влияющим на наше здоровье, работоспособность, хорошее настроение, желание творить и радоваться жизни. Речь пойдет о следующих оргнизмах, которые врываются в нашу жизнь, вносят изменения в наши планы..

Посмотрите на этот список, что вы можете о них сказать?

- бацилла Люффнера,которая является причиной развития дифтерии;

- сальмонелла,которая вызывает развитие сальмонеллеза;

-бацилла антрацис,которая является причиной сибирской язвы;

-бледная трепонему,которая вызывает сифилис;

-гонококки,которые являются пусковым моментом для возникновения гонореи.

Итак, тема нашего урока …..

II. Актуализация опорных знаний.

К какому царству живого мира относятсяэти организмы?Чем отличаются Вирусы и Микроорганизмы?Какие заболевания они вызывают?

. III. Изучение новых знаний, умений и навыков

Инфекционные заболевания — это группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм патогенных (болезнетворных) микроорганизмов Для того, чтобы патогенный микроб вызвал инфекционное заболевание, он должен обладать вирулетностью , то есть способностью преодолевать сопротивляемость организма и проявлять токсическое действие.

- Какие виды иммунитета вы знаете? (врожденный, приобретенный)

- Что входит в иммунную систему?

К центральным органам иммунной системы относятся костный мозг и вилочковая железа, к периферическим - селезёнка, лимфатические узлы и другие скопления лимфоидной ткани.

Иммунитетом называют способность человека бороться с инфекционными заболеваниями. К инфекционным заболеваниям относят болезни, причиной возникновения которых являются различные микроорганизмы,грибы, вирусы, паразитические черви, насекомые.

Одной из особенностей инфекционных заболеваний является наличие инкубационного периода, то есть периода от времени заражения до появления первых признаков. Длительность этого периода зависит от способа заражения и вида возбудителя и может длиться от нескольких часов до нескольких лет (последнее бывает редко). Место проникновения микроорганизмов в организм называют входными воротами инфекции. Для каждого вида заболевания имеются свои входные ворота. (рот, кожа и т. д.)

На сегодняшний день медикам известны около 1200 различных инфекций, в той или иной мере опасных, поскольку не все они изучены до конца и не от всех из них существует средство спасения. Есть такие инфекционные заболевания, причины возникновения которых не совсем ясны, а лечение осложнено тем, что лекарства от болезни еще не были созданы.

Пути передачи инфекции.

Инфекционые болезни делятся на четыре группы в зависимости от места локализации инфекции, грибка, вируса или паразита:

- кишечные инфекции
- инфекции кожных покровов и слизистых оболочек
- инфекции дыхательных путей
- инфекции крови.
Возбудитель кишечных инфекций (дизентерия, холера, брюшной тиф, инфекционные гепатиты, ботулизм) выделяется во внешнюю среду с фекалиями, рвотными массами. В организмы здоровых людей возбудитель кишечных инфекций попадает с зараженной водой и пищей, с немытыми руками или при помощи мух.

Возбудитель инфекций дыхательных путей (коклюш, дифтерия, корь, ОРВИ ) выделяется во внешнюю среду при кашле, при отхождении мокроты, при чихании и просто с выдыхаемымвоздухом.

Возбудитель инфекций крови(лейшманиоз, флеботомная лихорадка, малярия, энцефалит (клещевой и комариный), чума, лихорадка, тиф) обитает в крови членистоногих. Здоровый человек заражается при укусах членистоногих: клещей, комаров, слепней, блох, вшей, мух, мошек и мокрец.

Возбудитель инфекций кожных покровов и слизистых оболочек (венерические заболевания, сибирская язва, рожа, чесотка, трахома) проникает в организм здорового человека через ранения и другие повреждения кожи. А также через слизистые оболочки. Здоровый человек заражается данными инфекциями при половых контактах с больными людьми, при бытовых контактах (использование полотенец и постельных принадлежностей, белья), при ослюнении и укусах зараженных животных, при ссадинах и царапинах, и попадании на поврежденные участки кожи зараженной почвы.

IV Обобщение и систематизация новых знаний, умений и навыков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: научить детей сохранять и укреплять своё здоровье, применяя в повседневной жизни получаемые знания и умении.

Задачи:

Образовательная: дать общее представление о гриппе, о причинах его возникновения, возбудителе, симптомах заболевания; учить защищать свой организм от гриппа, вести профилактику данного заболевания;

Развивающая: развивать память, мышление, связную речь;

Воспитательная: воспитывать положительное отношение к здоровому образу жизни.

Методы проведения: рассказ, беседа, упражнения, индивидуальная работа, игра, практические задания, анализ.

Форма проведения: групповое занятие

План занятия:

I.Организационный момент(3 мин.)

1. Создание положительного эмоционального настроя.

2.Актуализация знаний. (1мин.)

II.Основная часть. ( 35 мин.)

3.Беседа по теме занятия

III. Итог занятия.(2 мин.)

1.Вручение памяток(1 мин.)

2. Рефлексия. (1 мин.)

Коррекционно-развивающее занятие

Возрастной диапазон: 11-13 лет

Воспитатель: Иванова А.В.

«Здоровье — не всё,

Сократ

Цель: научить детей сохранять и укреплять своё здоровье, применяя в повседневной жизни получаемые знания и умении.

Образовательная: дать общее представление о гриппе, о причинах его возникновения, возбудителе, симптомах заболевания; учить защищать свой организм от гриппа, вести профилактику данного заболевания;

Развивающая: развивать память, мышление, связную речь;

Воспитательная: воспитывать положительное отношение к здоровому образу жизни.

Методы проведения: рассказ, беседа, упражнения, индивидуальная работа, игра, практические задания, анализ.

Форма проведения: групповое занятие

План занятия:

I.Организационный момент(3 мин.)

1. Создание положительного эмоционального настроя.

2.Актуализация знаний. (1мин.)

II.Основная часть. ( 35 мин.)

3.Беседа по теме занятия

III. Итог занятия.(2 мин.)

1.Вручение памяток(1 мин.)

2. Рефлексия. (1 мин.)

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Создание положительного эмоционального настроя.

Воспитанники поочередно касаются одинаковых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

2.Актуализация знаний.

Воспитатель:

Что значит быть здоровым? (Быть бодрым, веселым, не болеть).

Отчего зависит здоровье человека? (Образ жизни, состояние окружающей среды – природы, питание)

Воспитатель:

Мы с вами продолжаем наши уроки здоровья. Сегодня поговорим о том, что такое грипп, как им заболевают люди и как что нам делать, чтобы не заболеть этой коварной болезнью.

Воспитатель:

3.Беседа по теме занятия

Воспитатель:

О чем рассказывается в мультфильме?

Что вызывает различные заболевания? (бактерии, вирусы, микробы)

(На доску вывешивается изображение человека, вокруг него бактерии, вирусы, микробы)

Воспитатель:

Зима – это время простудных и вирусных заболеваний. Сегодня мы будем говорить о том, как уберечься от простудных заболеваний в это время года. А как вы думаете, что такое – простуда?

Это вирусное заболевание. Непосредственный виновник простуды – болезнетворные бактерии, до поры до времени спокойно обитающие в носу, глотке каждого из нас. Возникает простуда после переохлаждения. Простыть можно, предварительно вспотев, выскочить на сквозняк. Тогда бактерии начинают размножаться и вызывают болезнь.

Многие из вас болели гриппом и простудой. Расскажите, пожалуйста, что вы чувствовали, когда болели?

Ответы детей:

Озноб и слабость;

Боль и ломота во всем теле;

Насморк или заложенность носа.

Воспитатель:

А знаете ли вы, ребята, что возбудитель гриппа, то есть тот, кто её вызывает, мельчайший микроб - вирус? Своё название он получил от французского слова gripper- схватывать. И действительно, начало заболевания напоминает схватку. Грипп в буквальном смысле слова берет человека за горло, проникая в его организм (на доску вывешивается изображение вируса в увеличенном виде)

Как можно заразиться этим вирусом?

(Ответы детей)

Действительно, при разговоре, чихании, кашле больной выделяет в воздух мельчайшие капельки слюны, в которых живут миллионы вирусов. Другие люди могут дышать этим заражённым воздухом и заболеть. Этот путь заражения называется воздушно-капельным.

(На доску вывешивается изображение чихающего человека, выделяющего в воздух капли слюны)

Воспитатель:

Грипп так заразен, что им заболевают очень многие люди. И тогда начинается эпидемия.

А что же делает этот разбойник грипп, попав в организм человека?

Вирус гриппа, поселяясь в организме, размножается и выделяет в кровь ядовитые вещества - токсины, отравляющие весь организм. И человек тяжело заболевает.

Какие правила надо соблюдать человеку, заболевшему гриппом. Знаете?! Сейчас проверим.

Воспитатель:

Я буду называть правила, которые должен выполнять больной. Если правило верное, поднимите правую руку вверх. Если правило неверное, руку не поднимайте.

Если заболел гриппом, пригласи как можно больше друзей и здорово повеселись

Если заболел гриппом, срочно иди в поликлинику, а по пути зарази как можно больше людей

Если заболел гриппом, надо вызвать врача на дом

Надо лечь в постель

Если заболел, ешь мороженое

Принимай лекарства, которые сам нашел в аптечке

Принимай лекарства, назначенные врачом

Пей больше воды, фруктовых соков и другой жидкости: это поможет вывести из организма ядовитые вещества и снизить температуру

Когда кашляешь и чихаешь, открывай рот по шире, чтобы летели брызги во все стороны

Если заболел гриппом, отправляйся в гости к другу - ты так давно у него не был

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Круговые вращения головой.)

Воспитатель:

Теперь вы все знаете об этом разбойнике - Гриппе. Давно известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому если пока еще вам удалось избежать встречи с вирусом, самое время заняться профилактикой. Кто может объяснить значение этого слова? Как же мы можем помочь себе?

Воспитатель:

Для ответа на этот вопрос, нам необходимо взять листы бумаги, вырезанные в виде круглых таблеток - здоровья и нарисовать на них меры профилактики простудных заболеваний. А затем по очереди вы расскажете, что каждый из вас изобразил.

Питание - богатое овощами, фруктами (рисует овощи и фрукты),

Приём витаминов (рисует витаминки),

Употребление в пищу лука и чеснока, богатых фитонцидами (рисует лук и чеснок),

Точечный массаж (рисует лицо человека с активными точками у носа, на лбу),

Смазывание носа оксолиновой мазью,

Прививка от гриппа,

Влажная уборка помещения,

Частое мытьё рук,

Не подходить близко к больному,

Больше пить жидкости - морсов, соков, травяных чаёв,

Есть мёд, имбирь,

Гулять на свежем воздухе,

Посещать занятия физкультурой, бассейн,

Быть весёлым, чаще смеяться,

В период эпидемии носить маску,

Чихать и кашлять в одноразовый платок или сгиб локтя.

Воспитатель:

Молодцы, ребята, вы хорошо поработали.

(Воспитатель показывает точечный массаж. Воспитанники повторяют за ним)

На белых листах (формата ½ А 4) ребята отвечают на вопросы. Если ответ положительный – рисуют цветочек, если ответ отрицательный- рисуют маленький вирус.

-Сделал ли ты прививку от гриппа?

-Питаешься ли ты разнообразно, включая в пищу овощи, фрукты?

-Кушаешь ли ты лук, чеснок, мёд, имбирь?

-Занимаешься ли ты спортом?

-Гуляешь на свежем воздухе каждый день не менее 2 часов?

-Проветриваешь ли ты свою комнату, квартиру, класс?

-Моешь ли ты лицо, руки с мылом?

-Закаляешься ли ты?

-Ты весёлый, жизнерадостный человек?

9.Обработка результатов

Воспитатель:

Если на рисунке менее 5 цветочков, то велика вероятность, того, что ты можешь заболеть. У вас ещё есть время пересмотреть свой режим дня, привычки и уберечься от болезни.

1.Вручение памяток

Мои юные друзья! Чтобы вы не забыли, как уберечься от гриппа и какие правила нужно соблюдать, если ты заболел, я каждому вручаю памятку.

2. Рефлексия

Воспитатель:

Ответы воспитанников

Воспитатель:

Большое спасибо! Надеюсь, что вы будете соблюдать меры профилактики и не заболеете. Вы уже взрослые. Попробуйте не пустить в двери незваных гостей с фамилией ПРОСТУДА! Желаю вам крепкого здоровья!

Читайте также: