Цивилизации речных долин конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Почему древние цивилизации развивались в долинах рек?
Как мы можем узнать о цивилизациях речных долин?
Цели обучения
5. 4. 1. 3 описывать систему хозяйства древних цивилизаций;
5. 2. 2. 3 описывать искусство Древнего мира.
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание
Навыки высокого порядка

-Находит реки, где люди заложили первые цивилизации
-Определяет природные условия, которые помогли человеку освоить Двуречье и создать систему хозяйства древних цивилизаций;
-Анализирует археологическую находку древнего мира, делая вывод о письменности древних шумер.

Время выполнения
20 минут

А) Убери лишнее. Б) Объясни, по какой причине ты это убрал?
1)Река Нил; 2) Река Иртыш; 3) Река Тигр; 4) Река Сырдарья; 5)Река Инд; 6) Река Евфрат.
Ответ: А)
Б)

Задание2
По мнению историков, первым народом, который достиг уровня цивилизации, можно считать шумеров. Они расселились в Двуречье. Опиши условия жизни людей Двуречье.

Задание3
Что ты видишь на иллюстрации? Какую информацию может дать такая находка науке?

Табличка из Киша.

Оценивание.
Критерий оценивания
зад.
Дескриптор
Что должен сделать ученик?
балл
Находит реки, где люди заложили первые цивилизации

1.
А)Должен проанализировать список предложенных рек и убрать реки Иртыш, Сырдарья.
Б) Объясняет, почему

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Как мы можем узнать о цивилизациях речных долин?

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

5.4.1.3 – описывать систему хозяйства древних цивилизаций;

5.2.2.3 – описывать искусство древнего мира

Все учащиеся:

Описывают систему хозяйства древних цивилизаций;

Описывают искусство древнего мира;

Большинство учащихся:

Различают предметы материальной и духовной культуры;

Некоторые учащиеся:

Сравнивают древние и современные водные сооружения и объясняют их значение в наше время

Критерии оценивания:

Описывает хозяйственную жизнь древних цивилизаций, описывает искусство древнего мира

Языковые задачи/цели:

Ключевые слова и фразы: культура, искусство, архитектура, артефакт, шумеры, аккадцы, клинопись

Формирование навыков: слушание, говорение, навыки чтения

Способствовать эстетическому воспитанию учащихся, воспитание уважения труда людей, сохранения памятников культуры.

Межпредметная связь:

Предыдущее обучение

Почему древние цивилизации развивались в долинах рек? Описание систем хозяйства древних цивилизаций

Планируемые сроки

Планируемые действия (замените записи ниже запланированными действиями)

Определение темы урока, постановка целей урока (формулирование целей урока вместе с учащимися)

Изучить -

В ходе изучения нового материала, учащиеся выясняют различные виды занятий древних цивилизаций.

Что такое цивилизация?

Что такое ирригационная система?

В долинах каких рек развивались древние цивилизации?

Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством на протяжении всей истории.

КУЛЬТУРА

Критерий оценивания: Учащиеся правильно соотносят слова, относящиеся к материальной и духовной культуре

Анимизм, Юрта, глиняная посуда, копье, тотемизм, традиции, обычаи, искусство, одежда, ювелирные украшения

Дескриптор: Соотносит слова, относящиеся к материальной и духовной культуре.

Искусство – это форма творчества духовной самореализации человека посредством чувственно выразительных средств (звук, рисунок, слова, природного материала)

Картинка с изображением клинописи, занятием древних цивилизаций

Формирование пар: в случайном порядке, учащимся раздаются карточки с различными рисунками, пары формируются по одинаковым рисункам.

Демонстрация, моделирование и закрепление:

Используя хрестоматию и раздаточный материал выполните следующее задание:

Критерий оценивания - Описывает процесс сельскохозяйственных работ древних египтян.


Дескриптор с учетом дифференциации:

Описывает с помощью иллюстрации скотоводство и охоту

Описывает с помощью иллюстрации скотоводство, охоту, рыбную ловлю

Описывает с помощью иллюстрации скотоводство, охоту, рыбную ловлю, земледелие, садоводство

Оценивание: ФО. Письменная обратная связь учителем с ответом на три главных вопроса:

На какой стадии обучения находится обучающийся?

Куда учащийся стремится в своем обучении?

Что необходимо сделать, чтобы помочь или достичь этого?

Индивидуальная работа:

Усыпальница, пирамида, Египет, Хеопс, 4500 лет назад, 147 метров, камень.

Критерий оценивания: Описывает архитектурное сооружение Древнего Египта;

Обучающиеся: описывает архитектурное сооружение Древнего Египта, изображенное на иллюстрации; - указывает местонахождение постройки архитектурного сооружения; - указывает дату постройки архитектурного сооружения; - указывает фараона, в честь которого было построено данное архитектурное сооружение; - указывает строительный материал, использованный в данном архитектурном сооружении; - указывает размеры архитектурного сооружения; - указывает назначение архитектурного сооружения

Дифференциация:

Описывает с помощью иллюстрации

Описывают иллюстрацию называя эпоху и архитектурное сооружение

Описывают иллюстрацию называя эпоху и архитектурное сооружение с помощью опорных слов

Критерий оценивания: Сравнивает древние и современные водные сооружения и объясняют их значение в наше время

Дескриптор: обучающийся правильно определяет в чем отличие и что объединяет древние и современные водные сооружения.

Дифференциация:

Сравнивают древние и современные водные сооружения называют отличия

Сравнивают древние и современные водные сооружения называют отличия и что объединяет

Итог урока: Какой вклад можем внести в сохранение памятников культуры?


Как вы думаете, почему в древности люди расселялись вдоль рек?

Работа с картой: (приложение №1) показ на карте речных цивилизаций. (у каждого ученика на столах карта)

Работа с понятиями: Ирригация, цивилизация, речная цивилизация – работа с учебником

Определение цели урока учениками.

Схема Учебник всемирной истории, 5класс (авторы: Б.С. Букаева, Г.Б. Зикирина, Ж.С. Макашева, Д.Н. Мукатаева, И.А. Тен),

Исторический концепт: Сходство и различия: - сравнивать связанные исторические события и процессы на местах, в течение определенного отрезка времени и/или в различных обществах, или внутри одного общества.

Составить 3 вопроса по тексту от легкого к сложному

Обменяться парой и задать вопросы друг другу

У: Как вы думаете, для чего древности нужна была ирригация? Для чего строят плотины в наш дни?

Исторический концепт: причина и следствие - понимать историческую обусловленность, выделяя совпадения, причинно-следственную связь, и взаимосвязи;

Задание для групп: Рассмотрите календарь сельскохозяйственных работ в Египте. Опишите систему сельского хозяйства в Древнем Египте.


Выступление групп по критериям.

Выписать месяцы, которые были важны для крестьян – 1 балл

Составьте рассказ о хозяйстве крестьян по предложенному календарю – 2 балла;

Приведите аргументы, что благодаря разливам Нила, стало возможным занятие земледелием – 3 балл

Дескрипторы:

Рассмотрите рисунок – выясните, какие месяцы были самыми важными в сельскохозяйственной жизни крестьян

Опишите систему хозяйства Древнего Египта на основе предложенного календаря

Докажите, что разливы Нила привели к занятию земледелием

Оценивание групп по критериям двух экспертов

Учебник всемирной истории, 5класс (авторы: Б.С. Букаева, Г.Б. Зикирина, Ж.С. Макашева, Д.Н. Мукатаева, И.А. Тен), карточки для сравнения. Презентация

Цель: Совершенствование навыков критического мышления

Организация: Стандартная рассадка группы с пространством для движения и обсуждения.

Как это работает: Напишите 2-3 вопроса, (в соответствии с целями обучения) на конвертах. Подготовьте несколько конвертов для того, чтобы у каждой группы был свой. Дайте две минуты на каждый: ученик пишет имя и ответ на стикере; по истечении двух минут конверт передается до тех пор пока все не ответили на эти 2-3 вопроса. Соберите стикеры и прочитайте некоторые ответы вслух (анонимно); класс рассуждает о том, насколько точным является тот или иной ответ.

Перечислите реки, где возникли первые цивилизации

Раскройте определения, что такое цивилизация, ирригация

Почему в древности люди расселялись вдоль рек?

Домашнее задание (на выбор ученику):

Все: Составить кроссворд по ключевым словам

Сегодня на уроке я узнал, что такое … (термины)

Я могу перечислить реки, где возникли первые цивилизации

Я понял(а), как возникли речные цивилизации …

способом вы хотите больше

оказывать поддержку? Какие

задания вы даете ученикам

более способным по

сравнению с другими?

При дифференциации были применены следующие способы:

Диалог и оказание помощи сильных учеников слабым ученикам в групповой работе;

Оценивание – были применены различные формы ФО – критериальное, самооценивание, взаимооценивание

Оценивание – как Вы планируете проверять

уровень освоения материала учащимися?

Формативное оценивание при работе в паре;

Оценивание групп экспертами – взаимооценивание;

Охрана здоровья и

Здоровьесберегающие технологии – физминутка, смена видов деятельности, проветривание, освещение, расстановка парт для свободного передивжения, использование ИКТ с небольшим промежутком времени.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большинство: объясняют причины появления речных цивилизаций.

Некоторые: оценивают, как изменилась жизнь людей в условиях цивилизации.

Причина и следствие

Раздел долгосрочного плана:

Цивилизации речных долин

ФИО учителя: Ергазина А.К.

Почему древние цивилизации развивались в долинах рек?

Цели обучения, достигаемые на этом уроке (Ссылка на учебный план)

5.4.1.3 – описывать систему хозяйства древних цивилизаций

Большинство: объясняют причины появления речных цивилизаций.

Некоторые: оценивают, как изменилась жизнь людей в условиях цивилизации.

Причина и следствие

Все: объясняют роль ирригационной системы в жизни цивилизаций речных долин, описывая систему хозяйства древней Месопотамии.

Большинство: выявляют причины появления речных цивилизаций.

Некоторые: выявляют положительные и отрицательные признаки цивилизаций.

Языковые цели

Предметная лексика и терминология: цивилизация, речные цивилизации, ирригационные системы.

Серия полезных фраз для диалога/письма: Наиболее благоприятными местами для проживания людей … Причинами появлениями речных цивилизаций …. С возникновением цивилизации. Люди селились возле рек …, потому что …

Воспитание ценностей

Труд и творчество

Межпредметные связи

Познание мира, естествознание

Предварительные знания

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Приветствие. Психологический настрой на урок.

Ребята, какая река протекает по нашему району?

Проблемный вопрос: Какую роль играют речные системы в жизни людей?

Учащиеся определяют важность воды для жизни человека и для его хозяйственной деятельности, актуализируют свои знания о хозяйственном использовании рек Казахстана.

Обратить внимание учащихся на то, что в древности наличие крупных водоемов способствовало развитию поливного земледелия в данной местности.

Выход на тему урока.

Давайте подумаем, какими будут цели сегодняшнего урока?

Давайте попробуем определить критерии оценивания по данной теме.

Конверт с заданием.

(Г) Задание: Используя текст учебника стр. 21 заполните таблицу:

1. Где и когда возникла самая ранняя цивилизация в истории?

2. Пользуясь иллюстрациями учебника, опишите ирригационную систему речных цивилизаций.

3. Используя описание системы хозяйства древней Месопотамии, сделайте вывод о роли ирригационной системы в жизни народов данного региона.

Объясняют роль ирригационной системы в жизни цивилизаций речных долин.

Описывает систему хозяйства древней Месопотамии.

Верно прописывают время и место возникновения самой ранней цивилизации.

Характеризуют ирригационную систему речных цивилизаций.

Делают вывод о роли ирригационной системы в жизни народов Месопотамии.

Взаимооценивание. Выступление групп. Обратная связь.

Задание: Выявите причины появления речных цивилизаций.

Объясните почему самые первые цивилизации возникали возле рек?

(И) Напишите мини-сочинение (20-30 слов).

Шаблоны для написания текста:

Самооценивание. Поделитесь информацией в паре.

Работа с картой.


Выявляют причины появления речных цивилизаций.

Правильно указывают причины появления речных цивилизаций.

Верно сопоставляют карточки.

(Г) Задание: Дайте оценку значению роли древних цивилизаций для современности.

Значение роли древних цивилизаций в истории.

Выявляют положительные и отрицательные признаки цивилизаций.

Выделяют не менее 3-х признаков по каждому из предложенных граф.

Характеризуют жизнь людей в условиях цивилизации.

Оценивают роль древних цивилизаций в истории.

Ответ групп. Обратная связь.

Учебник (проект, НИШ). Авторы: Б.С. Букаева, Г.Б. Зикирина, Ж.С. Макашева, Д.Н. Мукатаева, И.А. Тен

Рис. Цивилизации речных долин.

Предоставление модельного ответа для учащихся.

Разрезанные карточки для сравнения жизни людей до и после формирования цивилиза-ции, а также по одному набору карточек для каждой группы учащихся.

(Каждой группе должен выпасть один из вопросов/заданий на кубе).

Чем объяснить появление древних цивилизаций в долине рек?

Предположите, каково назначение современных плотин?

Докажите, что прогресс связан с упорным трудом людей.

Объясните, какие изменения происходят в жизни людей с появлением цивилизации.

Оцените значение древних цивилизаций для современности.

Какова была роль ирригационных систем в жизни древних государств?

Обратная связь. Продолжи фразу:
Сегодня я узнал(а) ….
Было интересно …
Было трудно …
Я понял(а), что…
Теперь я могу …

Домашнее задание (на выбор):

Написать эссе на тему: Речные цивилизации древности.

Придумать проблемный вопрос по теме урока.

Создать слайд (презентацию) по теме.

Куб с вопросами.

Учащимся предлагается на стикерах продолжить фразы.

Д/з вывешивается на доске.

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися дифференциацию?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Для того чтобы учесть индивидуальные потребности учащихся была произведена

дифференциация целей обучения через Все, Большинство, Некоторые. Предложено дифференциация домашнего задания.

Использование индивидуальной, групповой, парной работы.

Самооценивание, взаимооценивание. Педагогическая поддержка через постановку вопросов.

Использование обратной связи после выполнения каждого задания.

Создание условий для учащихся в ходе урочной деятельности: световой режим, техника безопасности. Соблюдение правил поведения учащимися в классном кабинете. Соблюдение осанки.

Осуществление смены различных видов деятельности.

Рефлексия по уроку

Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели?

Все ли учащиеся достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему?

Правильно проводилась дифференциация на уроке?

Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана

урока, и почему?

Используйте данный раздел урока для рефлексии. Ответьте на вопросы, которые имеют важное значение в этом столбце.

Итоговая оценка

Какие две вещи прошли хорошо (в том числе преподавание и учение)?

Какие две вещи могли бы улучшить Ваш урок (в том числе преподавание и учение)?

Что нового я узнал из этого урока о своем классе или об отдельных учениках, что я мог бы использовать при планировании следующего урока?

Когда речь заходит о наиболее ранних цивилизациях, в качестве дополнительного (наряду с тремя основными) признака называют систему ирригации, искусственного орошения земледельческих угодий с помощью каналов. Каналы отводили воды рек в нужном земледельцу направлении. Они обеспечивали постоянное питание почвы, снижали риск во время засух и паводков. Кроме того, в изрезанных речными рукавами долинах на северной границе тропиков строительство каналов позволяло избежать ухода воды мелких речек в землю, а значит, заболачивания местности.

Для создания сложных ирригационных систем требовалось умение управлять массами людей, организовывать все население долины, держать в повиновении непокорных, а также иметь определенные знания в области математики, строительной и других наук, уметь письменно фиксировать результаты.

Речные цивилизации возникали на землях, которые сначала осваивались человеком не без труда. Охотникам и собирателям в этих краях разливов и болот, вокруг которых нередко простиралась песчаная пустыня (как в Египте и Месопотамии), делать было нечего. С другой стороны, почвы были весьма плодородны и поддавались обработке даже с помощью простейших деревянных орудий. С появлением земледелия люди всё решительнее осваивают долины великих рек. Однако уже перед первыми земледельцами встала задача обуздания своенравной природы. Век металла даровал победу человеку. С началом добывания меди и изготовления медных орудий стало возможным строительство каналов для отвода вод и орошения полей. В древних преданиях от Египта до Китая покорение рек и прекращение разрушительных паводков рисуются как начало истории цивилизации – и государства.

Мощную и цельную ирригационную систему нельзя было построить силами одной общины. Для этого требовались согласованные усилия нескольких или многих общин, даже нескольких племён. В качестве организующей силы выступает зарождающаяся надобщинная и внеобщинная власть. Государство, разумеется, возникало и там, где не было нужды в ирригации, но орошение полей являлось совместным и важнейшим делом для обитателей речных долин. И именно у них молодое государство, организовывавшее полезное для всех и невиданное прежде дело, усилилось безмерно. Этому способствовал и рост достатка. Урожаи с орошаемых каналами земель возросли многократно.

Таким образом, возникновение ирригации ускорило концентрацию жителей в крупных посёлках, позднейших ранних городах.

Читайте также: