Конспект арктика и человек

Обновлено: 07.07.2024

Уклад жизни коренных народов требует отдельного рассмотрения. Здесь мы будем говорить о тех, кто приехал осваивать этот суровый край.

Житель центральных регионов России чаще всего представляет Арктику как страну вечных льдов, а жизнь людей — как постоянную борьбу с суровой природой. Фантазия рисует тьму полярной ночи, бродящих везде медведей, маленькие домики дрейфующих станций и суровых, закаленных людей, способных выжить в этих условиях.

Лесная зона

Сюда входит тайга, смешанные и широколиственные леса. Климат здесь умеренный, характеризуется холодной зимой и относительно теплым летом. Благодаря большому количеству лесов здесь распространён растительный и животный мир. Благоприятные условия позволяют процветать различным видам хозяйственной деятельности человека. В этих регионах построено большое количество фабрик и заводов. Занимаются здесь животноводством, земледелием, рыболовством, деревообрабатывающей промышленностью. Это одна из природных зон измененных человеком в наибольшей степени.

Рис. 2. В мире происходит активная вырубка лесов



Природные условия зоны арктических пустынь

Для определения природных условий арктической пустыни, ниже приведена краткая характеристика и таблица основных факторов (географическое положение, рельеф, почвы, климат, природные ресурсы, флора и фауна), которые оказывают влияние на жизнь людей этой природной зоны.

Географическое положение

Природная зона арктической пустыни располагается выше 75° северной широты и примыкает к Северному полюсу Земли. Она охватывает общую площадь более 100 тыс км². Арктическая пустыня покрывает Гренландию, Северный полюс и несколько островов, многие из которых населены людьми и животными.

Рельеф

Рельеф арктической пустыни состоит из различных физических особенностей: горы, ледники и равнинные участки.

Горы: арктическая пустыня содержит горные районы, где преобладает холодный и сухой климат. На вид некоторые горы региона, напоминают горы в Центральной Америке.

Ледники: из-за чрезвычайно низких температур, арктическая пустыня изобилует многочисленными ледниками разных форм и размеров.

Равнинные участки: составляют основную часть территории региона и имеют отчетливую узорную текстуру, что является результатом циклов таяния и замерзания воды.

Почвы

На основной части территорий природной зоны арктической пустыни, почвы остаются замерзшими большую часть года. Вечная мерзлота достигает 600-1000 м в глубину, и затрудняет дренаж воды. Летом, поверхность арктической пустыни покрывается озерцами из талой воды верхнего почвенного слоя. Щебень и горные породы, из-за движения ледников раскиданы по всей территории природной зоны.

Почвенный горизонт арктических пустынь очень тонкий, бедный на питательные вещества, а также включает много песка. В более теплых районах, встречаются типы почв содержащие немного органических веществ, и способные поддерживать рост небольших кустарников, водорослей, грибов и мхов. Одним из таких типов почв являются коричневые почвы.

Климат

Климат природной зоны арктической пустыни характеризуется длинной, очень холодной зимой и коротким прохладным летом. В холодные месяцы (как правило, с декабря по январь), температура может опускаться до -50° С. В теплые месяцы (как правило, июль), температура может подняться до + 10° С. Тем не менее, на протяжении многих месяцев, средние температуры варьируются в диапазоне от -20° до 0° С.

Арктическая пустыня получает очень мало осадков. Среднегодовое количество осадков ниже 250 мм. Осадки, как правило, выпадают в виде снега и небольшой измороси, чаще в теплое время года.

На протяжении летних месяцев солнце в арктической пустыне не заходит вообще. На самом деле, в течение 60 дней, солнце круглосуточно находится выше линии горизонта.

Животные и растения

В общей сложности около 700 видов растений и около 120 видов животных, встречаются в природной зоне арктических пустынь. Флора и фауна адаптировались, чтобы выжить и даже процветать в столь экстремальных условиях. Растения смогли приспособится к бедным на питательные вещества почвам, низким температурам окружающей среды и малому количеству осадков. Животные Арктики, как правило, имеют толстый слой жира и густую шерсть для защиты от холода. Они размножаются в период короткого лета и зачастую впадают в спячку или мигрируют зимой. Птицы обычно улетают на юг в течение холодных зимних месяцев.

Лишь около 5% территорий природной зоны арктической пустыни имеет растительный покров. Хотя это не удивительно, если учитывать статус пустыни. Большая часть растительной жизни состоит из следующих растений: лишайники, мхи и водоросли, которые могут выжить в экстремальных условиях Арктики.

Ежегодно (особенно в теплое время года), цветут некоторые виды невысоких (от 5 до 100 см) кустарниковых растений. Как правило, они включают осоки, печеночники, травы и различные виды цветов.

Жизнь животных в арктической пустыне весьма разнообразна. Есть множество млекопитающих, птиц, рыб и насекомых. Все эти животные адаптированы к чрезвычайно низким температурам. Вот некоторые примеры животных природной зоны арктических пустынь:

  • Млекопитающие: песцы, полярные медведи, волки, белки, зайцы, арктические полевки, лемминги, северный олень, тюлени, моржи и киты.
  • Птицы: вороны, соколы, гагары, кулики, бекасовые, крачки и различные виды чаек. Большинство из этих птиц являются мигрирующими (т.е. проводят лишь часть своего жизненного цикла в арктической пустыне).
  • Рыбы: форель, лосось, камбала и треска.
  • Насекомые: кузнечики, арктические шмели, комары, мотыльки, мошки и мухи.

Природные ресурсы

Арктика включает в себя значительные запасы природных ресурсов планеты (нефть, газ, полезные ископаемые, пресная вода и промысловые виды рыбы). Также в последние годы значительно вырос интерес к этому региону со стороны туристов, что также обеспечивает дополнительную экономическую выгоду.

Нетронутые и бескрайние пустыни Арктики, играют немаловажную роль в сохранении биоразнообразия из-за растущего присутствия человека, а также фрагментации жизненно важных мест обитания. Арктические пустыни особенно восприимчивы к истощению почвенного покрова и нарушению среды обитания редких животных, характерных для региона. Арктика также содержит 20% мировых запасов пресной воды.

Таблица природной зоны арктических пустынь

Географическое положениеРельеф и почвыКлиматФлора и фаунаПриродные ресурсы
Арктические регионы, расположенные выше 75° северной широты и получающие малое количество осадков (менее 250 мм в год).В большей степени рельеф равнинный, но иногда встречаются горные районы.
Почвы очень бедны на органические питательный вещества, а также большую часть года остаются замершими.
Климат сухой и холодный. Средние температуры колеблются от 0° до -20° С. Зимой температура воздуха может падать ниже -50° С, а летом подыматься до +10° С.Животные
млекопитающие: полярные песцы, белые медведи, волк, северный олень, зайцы, белки, полевки, лемминги, моржи, тюлени и киты;

птицы: вороны, соколы, гагары, кулики, бекасовые, крачки и чайки;

рыбы: форель, лосось, камбала и треска;

насекомые: кузнечики, арктические шмели, комары, мотыльки, мошки и мухи.

Растения

кустарники, травы, лишайники, мхи и водоросли.





Арктотундровые почвы

КиДПРГлееземы криометаморфические
WRBTurbic CRYOSOLS
Площадь0,01%

Условия формирования

Арктотундровые почвы распространены узкой полосой по азиатскому побережью Северного Ледовитого океана и на южных островах преимущественно в подзоне арктической тундры, хотя по наиболее суровым местообитаниям проникают и в более южные подзоны тундры. Арктотундровые почвы приурочены обычно к ландшафтам пятнистых трещинно-полигональных тундр, в которых голые пятна минерального грунта могут покрывать до 40–80% площади. Они формируются на глинистых и суглинистых отложениях различного генезиса (морских, озерно-аллювиальных и др.) под кустарничково-травяно-лишайниково-моховой растительностью.

Морфологическое строение профиля

Оv — Аg — Вg — ⊥Cg

Под маломощной подстилкой Оv лежит гумусово-аккумулятивный горизонт Аg мощностью 3–6 см, серовато-бурый с локальными признаками оглеения в виде сизых пятен на буром неоглеенном фоне и неясно выраженной комковатой структурой, сменяемый слабо оглееным буроокрашенным с сизыми пятнами горизонтом Вg.

В профиле часто присутствуют заплывшие морозобойные трещины, выделяющиеся более темной окраской. Льдистая многолетняя мерзлота находится на глубине 40–65 см.

Основные почвообразовательные процессы

Хозяйственное использование

Основное использование — оленьи пастбища.

Аналитическая характеристика арктотундровой почвы [28]

Свойства

Минеральная толща практически не дифференцирована по содержанию ила и валовых и оксалаторастворимых полуторных оксидов. В верхних горизонтах профиля наблюдается слабокислая реакция и небольшая ненасыщенность основаниями, глубже реакция становится нейтральной, а степень насыщенности приближается к полной. Почвы отличаются довольно значительным содержанием гумуса вверху (4–7%) и глубоким проникновением его вниз по профилю, в составе гумуса фульвокислоты преобладают над гуминовыми кислотами (Сгк/Сфк 0,3–0,9).

Л.Г. Богатырев, И.С. Урусевская

Народы и культуры

Инуиты адаптировали свою жизнь к трудным условиям арктической пустыни. Как правило, в Арктики практически нет строительных материалов. Эскимосы строят снежные хижины под названием Иглу. Летом, когда Иглу таят, они живут в палатках, сделанных из шкур и костей животных.

Учитывая экстремальные условия пустыни, инуиты не выращивают зерновые и овощные культуры. Они питаются в основном мясом и рыбой. Таким образом, их главным источниками пищи являются рыбная ловля, а также охота на тюленей, моржей и китов.

Для передвижения, инуиты обычно используют собачьи упряжки. Сани сделаны из шкур и костей. Их тянут сильные, выносливые, ездовые породы собак (хаски, малмуты, самоеды). При движении по воде, они используют байдарки или умиаки. Байдарки — небольшие суда, пригодные для перевозки одного или двух человек. Умиаки достаточно велики, чтобы нести несколько человек, собак и материалы.

Эскимосские общины находятся в различных частях арктической пустыни и тундры. В Гренландии, они известны как инупиаты или юпики. В России их называют эскимосами. Вне зависимости от названия или географического положения, инуиты говорят на одном языке инуктитут. Они также имеют схожие культурные традиции и быт.

Интересные факты

Пустыни вовсе не являются безжизненными территориями. Здесь тоже кипит жизнь, только преимущественно по ночам.

Вот лишь несколько интересных фактов.

Это только малая часть уникальных и загадочных явлений, свойственных пустыням.

Значение для человека

В последние годы, арктическая пустыня испытывает рост туризма. Посетители холодной пустыни приезжают сюда ради уникальной экосистемы и завораживающих снежных пейзажей. Озера, реки, ручьи и горы, обеспечивают дополнительный досуг для туристов со всего мира. Некоторые развлекательные мероприятия включают в себя морские круизы, катание на лодках, спортивную рыбалку, альпинизм, охотничьи экскурсии, рафтинг, походы, катание на собачьих упряжках, катание на лыжах, прогулки на снегоступах, и многое другое. Незаходящее солнце в период арктического лета является еще одной причиной интереса у туристов, которые посещают арктическую пустыню ради этого ирреалистичного явление. Посетители также получают опыт культуры и быта инуит, посещая их поселения. Арктическая пустыня, будучи полярным регионом планеты, играет ключевую роль в регулировании климата Земли.

Экологические угрозы

Численность население людей в природной зоне арктической пустыни и прилегающих к ней районах является довольно низкой. Наиболее выраженная угроза исходит от разведки месторождений полезных ископаемых и их добычи. Глобальное потепление, также оказывает негативное воздействие на окружающую среду арктической пустыни, нарушая хрупкий баланс этой экосистемы. По мере повышения температуры планеты, вечная мерзлота нагревается и тает, в результате чего из почвы в атмосферу высвобождается углерод, которые ускоряет процессы изменения климата. Из-за глобального потепления таят полярные льды, что способствует повышению уровня моря и повышает угрозу затопления прибрежных регионов планеты. Таяние ледяных шапок также угрожает полярным медведям. Лед необходим им для охоты, а таяние льдов сокращает и разделяет на фрагменты их охотничьи угодья. Кроме того, осиротевших медвежат имеют еще более низкие показатели выживаемости, поскольку оставлены на произвол судьбы.

Виды природопользования в Арктике

Арктический регион является специфическим регионом России. Специфичность его состоит в том, что это регион с экстремальными природно-климатическими условиями, а его природная среда легко уязвима в ходе антропогенного воздействия.
Население Арктики многонационально, здесь проживают мигранты и местное сельское население, представленное коренными народами Севера и русским старожильческим населением.

Расселение имеет очаговый характер, а хозяйственная деятельность в очень сложных условиях, требует повышенных затрат.

Площадь Арктической зоны России составляет около 700 млн. га и эта территория относится к основной ресурсно-сырьевой базе страны.

Сосредоточенные здесь ресурсы – топливно-энергетические, биологические, агроклиматические, рекреационные – во многом определяют экономическое развитие России.

Экономика Арктического региона специализируется в основном на добывающих отраслях.

С учетом важности этого региона экологическому состоянию его природной среды и вопросам природопользования стали уделять особое внимание.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Природопользование в Арктике 460 руб.
  • Реферат Природопользование в Арктике 240 руб.
  • Контрольная работа Природопользование в Арктике 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Арктический регион в сохранении экологического равновесия играет очень большую роль, он во многом определяет глобальный гидрологический цикл, регулирует температурный режим атмосферы.

Это ключевой район для биогеохимических циклов в атмосфере и океане.

Арктика является источником формирования чистых воздушных масс. Помимо этого, арктическая природная среда имеет огромное этнокультурное значение для коренных народов.

Экстенсивный характер хозяйственной деятельности в 30-40-е годы прошлого века не вызывал заметных негативных изменений в природной среде. Изменения в структуре природопользования произошли во второй половине XX века – на смену ресурсно-промысловому и традиционному хозяйству пришло промышленное природопользование. В результате антропогенное давление на арктическую экосистему резко возросло, что привело к их деградации. Дальнейшие последствия рискуют быть не только региональными, но и глобальными.

Интенсивное освоение Арктического Севера ограничило развитие традиционных базовых отраслей – оленеводство, морской промысел, рыбную ловлю, охоту.

Важнейшими становятся отрасли добывающей промышленности.

Интенсивное использование природных ресурсов, лежащее в основе крупноочагового и очагового природопользования, оказывает колоссальное воздействие на природную среду.

К ним относятся промышленный, энергетический, транспортный, селитебный, военный типы природопользования.

Селитебное природопользование сформировалось в Мурманске, Архангельске, Норильске, Воркуте.

Очаговое природопользование характерно для центров лесопромышленного комплекса, легкой и пищевой отраслей – Тикси, Хатанга, Певек и др.

Чтобы реализовать государственную политику по обеспечению экологической безопасности Арктической зоны России важной мерой должно стать установление особого режима природопользования и охраны окружающей среды.

Мониторинг загрязнения позволит вовремя выявить появляющиеся проблемы и принять меры по их устранению.

Охрана арктических пустынь

Для защиты природной зоны арктических пустынь необходимо обеспечить содействие, сотрудничество, координацию и взаимодействию между государствами при участии общин коренных народов Арктики по вопросам устойчивого развития и защиты окружающей среды региона.

Главные цели охраны арктических пустынь включают:

  • Сохранение богатого биоразнообразия региона;
  • Устойчивое использование возобновляемых природных ресурсов;
  • Снижение уровня загрязнения окружающей среды и расточительного потребления.

Для решения поставленных целей необходимо сосредоточить международное внимание на следующих проблемных аспектах:

  • Морская среда;
  • Пресная воды;
  • Биоразнообразие;
  • Изменение климата;
  • Загрязнения;
  • Нефть и газ.

Лишь политическая воля и взаимодействие государств способны дать положительный результат в борьбе за сохранения, как природной зоны арктической пустыни, так и природы мира в целом.

о положительном и отрицательном влиянии деятельности человека на природу Арктики.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

- соблюдать правила экологического поведения в природе.

- расширить представления о природе Арктики;

- познакомить с арктическими заповедниками;

- формировать умение работать с глобусом и картой: показывать природные зоны России;

- сформулировать правила поведения в Арктике;

- воспитывать ответственное отношение к природе.

Учебно – методическое обеспечение:

Окружающий мир.4 класс: Учебник. В 1 ч., авторы О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов . – М.: Академкнига/ Учебник. 2015

  1. Мотивационно - организационный этап
  2. Актуализация опорных знаний
  1. Фронтальная работа

Работа с презентацией. Слайд 1( полярная ночь, северное сияние )

Учитель: В какой природной зоне мы можем наблюдать эти явления?

Ученики: Эти явления можно наблюдать в арктической природной зоне. (Зона арктических пустынь)

Учитель: Что мы знаем об Арктике?

2 . Работа в парах

Вставьте в текст пропущенные слова : рачки, рыба, передвигаться по льду и снегу, море, чайки, гагары, кайры, белого, потомство, пловцы, широкие, тупики, моржи, медведи, слой жира, тюлени.

Животных арктической зоны кормит ____________. Морскими водорослями питаются ______________, а ими - ________________. Основная пища птиц и животных – это ___________. На скалистых берегах собираются ______________, ________________ и _______________, здесь они выводят _____________________. Птиц с необычными клювами называют ____________________. Все звери прекрасные ________________. От холода их защищает ____________________________. Это _______________ и ___________________. На тюленей охотятся _______________________. У них длинная густая шерсть __________________ цвета и __________________ лапы, чтобы удобнее было _____________________________________.

(Чтение текста карточек)

Животных арктической зоны кормит море . Морскими водорослями питаются рачки , а ими - рыбы . Основная пища птиц и животных – это рыба . На скалистых берегах собираются чайки, кайры и гагары , здесь они выводят потомство . Птиц с необычными клювами называют тупики . Все звери прекрасные пловцы . От холода их защищает толстый слой жира . Это тюлени и моржи . На тюленей охотятся белые медведи . У них длинная густая шерсть белого цвета и широкие лапы, чтобы удобнее было передвигаться по льду и снегу .

II. Определение темы урока

Учитель: Определите тему урока. (стр. 71 учебника)

Ученики: Чтобы определить тему урока откроем учебник на с.71. Тема урока: Арктика и человек

Учитель: Какую цель поставите перед собой?

Ученики: Узнать, чем занимается человек в Арктике.

Слайд 2 ( Научно-исследовательские станции в Арктике )

III. Работа над темой урока

Учитель: Издавна человека интересовала Арктика. Туда отправлялись экспедиции, которые осваивали новые земли, изучали побережье, суровый климат, составляли карты, прокладывали морские пути. Это были люди сильные духом, люди, которые думали о будущем своей страны. Вот лишь некоторые имена русских исследователей:

Семён Иванович Дежнёв, его именем назван мыс и остров. (Показать на карте)

Харитон и Дмитрий Лаптевы, их именем названо море-море Лаптевых. (Показать на карте)

Семён Иванович Челюскин, его именем назван мыс. (Показать на карте)

Иван Дмитриевич Папанин – советский полярный исследователь и другие.

Учитель: А о том, продолжается ли исследование Арктики сегодня, мы узнаем, прочитав материал учебника.

А) Чтение материала учебника на с. 71

Учитель: Какие наблюдения проводят полярники сегодня?

Ученики: Полярники наблюдают за погодой, помогают метеорологам составлять прогнозы погоды.

Изучают, куда дрейфуют льды в океане, собранные сведения помогают ледоколам прокладывать путь во льдах.

Исследуют природу севера.

Учитель: Чем ещё занимается человек в Арктике?

Ученики: В арктических морях люди занимаются рыболовством и охотой.

Б) Чтение материала учебника на с. 72-73

Учитель: Что нового узнали о деятельности человека в Арктике?

Ученики: Из-за того, что человек всё больше осваивает Арктику, оказалась в опасности её природа.

Учитель: В чём заключается негативное воздействие человека на природу Арктики?

Ученики: В результате неумеренной охоты, стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, гренландский кит. Из-за того, что в воду попадает мусор и различные вредные вещества, погибает планктон – основное звено питания животных в ледяной зоне.

Учитель: Что предпринимает человек, чтобы защитить и сохранить природу Арктики?

Ученики: Ограничен лов рыбы, запрещена охота на тюленей, моржей, белых медведей, овцебыков.

Для охраны редких животных создаются заповедники.

Учитель: Работая в группах, вы узнаете, какие заповедники есть в Арктике?

Северная природа очень красива, но в то же время достаточно уязвима. Полярные пустыни островной Арктики отличаются небольшим разнообразием животных и растений. На несформированных почвах растут мхи, лишайники, редкие травянистые растения. Здесь можно встретить морских и сухопутных млекопитающих, птиц.

Большой Арктический заповедник включает 162 вида высших растений, 124 вида птиц, 18 видов млекопитающих.

Всего природа Арктики насчитывает более 20 тысяч различных видов: от микроорганизмов, растений и грибов до насекомых, пресмыкающихся, птиц и животных. Их общей чертой является не только способность выживать в суровых климатических условиях арктического севера, но и уязвимость перед внешним вмешательством.

Поэтому национальные парки и заповедники в Арктике необходимы как возможность сохранить все разнообразие биологических видов, в том числе эндемики (животные и растения, которые встречаются только на этой территории). Деятельность человека направлена на охрану окружающей среды.

Где расположен Арктический заповедник

Самый большой в России и третий по площади в мире, Большой Арктический заповедник занимает площадь более 4 млн. га. Заповедник разделен на 7 участков, охватывающих природные зоны от арктической пустыни, в том числе единственный ее материковый островной участок Арктики, до различных видов тундры.

Выступления учащихся каждой группы сопровождаются слайдами.

1.Работа с картой природных зон

Учитель: Показать природную зону Арктики. Заповедники Арктики.

Арктика и человек. Как живут люди в Арктике? (доклад для 4 класса)

Арктика расположена на севере Земли. Если посмотреть на глобус, то Арктика окажется на самой его верхушке. Эта местность известна своими ледниками и вечной мерзлотой. Температура здесь даже в самые теплые летние месяцы не поднимается выше 0 градусов, а зимой в некоторых районах холодает до -60.

В Арктике живут не только белые медведи и моржи. В это сложно поверить, но в условиях круглогодичного холода проживают и люди, причем в большом количестве. На сегодняшний день общая численность населения Арктики составляет около 2.4 миллиона человек, из которых около 400 тысяч относятся к коренным народам.

Зачастую люди представляют себе Арктику в виде огромной льдины с чумами и ярангами, между которыми местные жители в тулупах разжигают костры, чтобы согреться. На самом деле это не так. В Арктике есть свои города и поселки. Но из-за холодного климата людской быт в этих населенных пунктах заметно отличается от того, к которому мы все привыкли. Самый главный вопрос - это конечно же отопление. Городские котельные работают круглосуточно, а внутри домов всегда жарко. В поселках практически у каждого жителя имеется электрогенератор на жидком топливе, а в любом частном доме есть баня.

Нетрудно догадаться, что в гардеробах людей из Арктики нет шорт, сланцев и пляжных рубашек. Их места занимают теплые куртки, шапки, свитера и сапоги с мехом. Ассортимент продуктовых магазинов в Арктике также отличается. На прилавках почти нет фруктов и овощей (из-за большой удаленности Арктики их очень трудно довезти туда в сохранности). Зато можно наблюдать изобилие рыбной продукции, от простого филе до настоящих деликатесов. Также продаются местные ягоды, которых порой не найти даже в Москве.

Итак, в Арктике есть люди, города и магазины. Из этого следует, что там имеется и работа. И здесь снова можно говорить об ограниченном ассортименте. В городах и прилегающих к ним поселках основным поставщиком рабочих мест является, как правило, металлургический завод или предприятие по добыче полезных ископаемых (например, нефть или газ). Тяжелый мужской труд. Обычно люди здесь работают вахтовым методом. То есть, несколько месяцев человек пребывает в общежитии при заводе, а по окончании вахты уезжает на 2-3 недели домой. Корпорации обеспечивают сотрудников питанием и одеждой, что позволяет скопить за время вахты приличную сумму денег, на которую дома можно приобрести ценные вещи.

Также востребованным местом работы в Арктике являются котельные.

Еще одна интересная и частая профессия здесь - метеоролог. От погоды в Арктике зависит очень многое, поэтому анализ температуры и природных явлений тут крайне необходим. Особенностью является то, что группы метеорологов (обычно по 4-5 человек) закреплены за определенной территорией, покинуть которую они не могут. Контракты с такими специалистами заключаются на год. Соответственно, целый год люди проводят на ограниченной территории в маленьком коллективе.

Вот, пожалуй, и вся работа в Арктике. Профессии учителя, продавца, программиста или менеджера по продажам здесь не востребованы - на них приходится крошечный процент рабочих мест.

Можно сделать вывод, что Арктика является достаточно специфичной местностью как с точки зрения климата, так и с позиции трудоустройства. Работают здесь в основном крепкие и сильные мужчины, которым нипочем холода и тяжелый промышленный труд.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель Лейба А.В. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №6

муниципального образования г. Новороссийск

Тип урока: урок открытия нового знания.

В структуру урока включено примерное количество времени на каждый этап урока (продолжительность урока 40 мин). Для урока спрогнозированы предметные и метапредметные универсальные действия, планируемые результаты, определены формы организации деятельности, продуманы творческие, проблемно-поисковые и развивающие задания. В структуру урока входят физкультминутки. С целью обогащения словарного запаса урок включены дополнительный материал.

На данном уроке используется мультимедийный проектор, наглядные пособия, занимательный материал, карточки для рефлексии.

Цель деятельности учителя: сформировать представление о природной зоне Арктики, познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека

Тип урока: открытие нового знания.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

находить и показывать на карте зону арктических пустынь;

приводить примеры живых организмов арктических пустынь; узнавать их на рисунках (фотографиях);

выявлять экологические связи в зоне арктических пустынь и изображать их с помощью модели, схемы;

оценивать деятельность людей в зоне арктических пустынь и раскрывать возникшие экологические проблемы; формулировать экологические проблемы на основе предложенных условных знаков;

давать характеристику зоны арктических пустынь по предложенному плану.

Метапредметные результаты:

понимать, самостоятельно формулировать и сохранять целевые установки урока;

использовать карту, текст и иллюстрации учебника для получения информации по теме урока;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы, между деятельностью человека и состоянием окружающей среды;

Новая природная зона приглашает нас –

И опять в экспедицию отправляется класс.

В путешествиях можно многое узнать

И друзьям об этом потом рассказать.

Организуют свое рабочее место.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

На доске написаны слова: ледяная зона, иглу, собачьи упряжки, полярное сияние, белый медведь .

На каждой парте лежат листочки с вопросами теста

1. Природная зона арктических пустынь расположена…

а) на островах Тихого океана;

б) на островах Индийского океана;

в) на островах Северного Ледовитого океана.

2. Территория зоны…

а) густо заселена людьми;

б) не имеет коренного населения.

3. В Арктике для растений и животных сложились…

а) суровые условия;

б) комфортные условия.

4. В ледяной зоне растут…

а) кедры, берёзы, черёмуха;

б) лишайники, мхи, полярные маки;

в) бузина, орешник, айва.

5. В Арктике обитают животные…

а) бобры, нутрии, хомяки

б) волки, белые медведи, хомяки;

в) моржи, тюлени, белые медведи.

6. Найдите верную цепь питания:

а) водоросли—рачки—рыбы—гагарки— белый медведь;

7. Арктический заповедник расположен…

а) на земле Франца Иосифа;

б) на Северной земле;

в) на острове Врангеля.

8. Большое скопление птиц на скалах называют…

б) “птичьи базары”.

9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:

а) для птиц и животных завозится корм и рыба. Запрещено движение судов по Северному морскому пути;

б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность

островов от снега, освобождая мхи и лишайники;

в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану “птичьи базары”

- Посмотрите на доску. Как вы думаете, какой общей темой можно объединить все эти слова? (Арктика)

-Разгадайте кроссворд, чтобы назвать тему урока.

Вопросы к кроссворду:

2. Близкий родственник тюленя.

3. Птицы, откладывающие яйца на голые камни.

4. Это животное бывает добычей белого медведя.

5. Растение полярной зоны.

6. Самый крупный обитатель морей и океанов.

7. Пища рыб северных морей.

- Итак, назовите тему урока!

Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой сегодня будем путешествовать

Перед вами вопросы, на которые вы должны знать ответы к концу урока

Посмотрите внимательно. Есть вопросы , на которые вы могли бы дать ответы уже сейчас?

Читают слова (один из обучающихся вслух). Отвечают: Арктика.

Тема урока: Арктика.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

ные УУД: развитие

знаково – символических действий;

умение обобщать и классифицировать по признакам

дание проблемной ситуа-

культминутка.

– Эта песня не только создала нам приподнятое настроение перед путешествием, но если вы вслушались в слова, то многое могли узнать.

- Покажите эту природную зону на карте.

Найдите эту природную зону на ваших картах. Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту?

Молодцы! У нас получилось неплохое коллективное описание.

Поработали мы дружно,

Отдохнуть немножко нужно.

1,2 -- кругом голова;

5,6 -- всем присесть;

7,8 -- встать попросим.

Дружно встанем, тихо сядем

И закроем все глаза.

- Арктика – огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями, островами, вечной мерзлотой и белыми медведями.

Умение слушать и извлекать нужную информацию

Умение на основе анализа делать выводы

Умение определять цель деятельности на уроке

План изучения природной зоны

5. Деятельность человека

Острова и моря Северного Ледовитого океана: о. Новая Земля, о-ва Франца–Иосифа, о. Северная Земля, о. Врангеля, Новосибирские о-ва, северная часть полуострова Таймыр.

Зима долгая (8 – 10 мес.) и холодная (до - 60ºс). Сильные ветры, пурга. Полярная ночь. Полярное сияние.

Лето короткое (2 – 3 месяца) и холодное (до +4ºс). Туманы, дождей нет. Полярный день.

Вечная мерзлота. Иногда тонкий слой почвы. Растут лишайники, мхи, полярные маки, полярные ивы. Летом цветут водоросли.

Рачки, рыба (треска, пикша, сайда, палтус), птицы (гага, тупик, кайра, чайка, гагара), моржи, тюлени, белые медведи. Красная книга: гренландский кит, морж, овцебык, розовая чайка, белый медведь.

Дома - иглу, чум. Собачьи упряжки. Охота, рыболовство. Северный морской путь – грузоперевозки. Научные станции. Заповедники.

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперед и вниз.

Улыбайся и садись.

Работа в группах.

- Сегодня на уроке мы будем с вами исследователями. Для того, чтобы

познакомиться с зоной арктических пустынь мы разбились по группам.

- По какому плану должно идти изучение любой природной зоны?

Посмотрите на доску. Вот наш план работы на сегодня.

- Для проведения этой работы мы разбились на группы. У вас на столах

лежат задания, иллюстрации и дополнительный материал.

- Ваша задача: внимательно прочитать задание, найти ответ и распределить обязанности каждого человека в группе. На эту работу вам отводится 5-8 минут. О готовности своей группы вы поднимаете зелёный кружок, о возникших трудностях – красный.

1.Где на карте расположена зона арктических пустынь? Назовите и покажите на карте острова , которые относятся к этой зоне.

2.Каким цветом обозначена зона арктических пустынь?

3.К северу или к югу от нашего края расположена Арктика?

1.Почему здесь царство снега и льда?

2.Погодные условия зимой.

3.Погодные условия летом.

4.Почему здесь такие суровые условия?

Источники информации: учебник с 67-69; иллюстрации растений, карточки с

информацией о растениях.

1.Какие растения прижились в Арктике?

2.Почему живут только эти растения?

3.Как они приспособились к таким условиям?

4.Каково значение растений данной зоны?

Источники информации: учебник с 70 , карточки с изображением птиц и животных (чайки, кайры, гагарки, тупики, белый медведь, тюлень, рачки, морж, северный олень, кулик, заяц, пингвин).

1.Какие животные обитают в арктической зоне?

2.Чем они питаются?

3.Как приспособлены к таким суровым условиям?

4.Что такое птичьи базары?

Источники информации: учебник с.71-73, иллюстрации деятельности человека.

1.Есть ли в Арктике коренное население?

2.Какими видами деятельности занимается человек?

3.Какой вред наносит человек своей деятельностью?

4.Какие меры принимает человек для сохранения природы?

- Итак, все научные группы хорошо поработали. Можем ли мы назвать арктическую зону пустынной?

-Ребята, иногда в Арктике возникает удивительной красоты природное явление. Что же это?

Что за чудо – чудеса:

Ой, горит – пылает пламя

Над сверкающими льдами!

Кто зажег огонь чудесный,

Золотой костер небесный?

Никого за тучей нет,

Это с неба льётся свет!

Дети работают в группах. Затем от каждой группы к доске выходит по одному человеку, и раскрывают своё задание.

По ходу выступлений второй участник группы заполняет таблицу

I группа: Арктика – это район Земли, примыкающий к …. (Северному полюсу). Это огромное пространство …. (Северного Ледовитого) океана, с ….(морями) и ….(островами). На карте Арктика обозначена …. Цветом. Острова, которые относятся к этой зоне: … (Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля). Арктика расположена ….(к северу) от нашего края.

II группа Солнце направляет на эту зону ….(косые) лучи. Оно ….(светит), но не ….(греет). Зимой в Арктике ….(полярная ночь). Темноту освещают луна, звёзды и ….(северное сияние). Дуют ….(ветры), бушует ….(пурга). Температура опускается до ….(-60) градусов. Летом в Арктике ….(полярный день), но ….(тепла) тоже нет. Это зависит от географического ….(положения) арктической зоны. Температура лишь на ….(несколько градусов) выше ….(нуля).

Ш группа На островах прямо на голых ….(камнях) встречаются ….(лишайники), они очень ….(малы). Также приспособились к жизни на камнях ….(мхи) и …. (полярные маки. В толще воды, не покрытой ….(льдом), большое количество ….(планктонных растений – водорослей).

V группа: Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают … Проложен Северный морской путь), так идут караваны …. Люди занимаются рыболовством, …. Но не всегда это делают разумно. В настоящее время природе Арктики нанесён огромный ущерб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей этой зоны, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники

- В Арктике совсем не пусто. Там, несмотря на суровые условия, растут растения, живут животные и птицы и даже выращивают своих детенышей.

Умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей

Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

Цель. : Расширить представление о деятельности людей в зоне арктических пустынь. Развивать умение формулировать и обосновывать меры по охране природы ледяной зоны.

- учить распознавать, классифицировать, обобщать информацию, делать выводы.

-учить находить особенности хозяйственной деятельности людей, зависящие от природных условий Арктики.

-формировать умения находить и объяснять экологические проблемы изучаемой зоны.

- воспитывать бережное отношение к окружающему миру и к природе;

Литература : 1. Плешаков А.А. Зелёный дом. Методическое пособие к системе учебных курсов с экологической направленностью для начальной школы. Москва. Просвещение. 1997 г.

Организационный этап.

-Добрый день, ребята! У нас сегодня не совсем обычный урок, он открытый, а это значит – к нам пришли гости.

- Как вы думаете, что пригодится для успешной работы на уроке? ( внимание, старание, вера в свои силы, прилежание)

Девиз: Верь в себя и у тебя всё получится!

Актуализация знаний (повторение).

- Разгадайте шифровку, если в каждой строке отбросить лишние буквы, то останутся два слова. Каких? (ЛЕДЯНАЯ ЗОНА)

Правильно. А по- другому как называют ледяную зону? (Арктика)

- Тема эта для нас новая? (нет)

- Сейчас проведём работу по вариантам и вспомним, что же мы знаем об Арктике.

1 вариант выписывает слова на тему Неживая природа Арктики.

2 вариант на тему – Растения Арктики.

3 вариант на тему – Животные Арктики.

Работа по вариантам.

- А теперь обменяйтесь листочками и проверьте работу друг друга по образцу на слайде. Если ответ правильный – ставим знак +, если не правильный, то -.

3. Постановка целей и задач урока.

Все ли слова вы выбрали? Какие остались? (полярник, ледокол, заповедник)

- Эти слова относятся к теме Арктика? (да)

- Кто- нибудь из вас сможет подробно рассказать чем занимаются полярники в Арктике? (нет) Почему? (мы это не изучали)

-Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.( Что делает человек в Арктике?)

- А слово заповедник вам о чём говорит? (что нужно охранять природу)

- Подумайте, где мы сможем найти информацию о деятельности людей в Арктике и об охране её природы? ( в учебнике)

4. Открытие нового знания.

- Открывайте учебники, кто догадался на каких страницах эта информация находится? (с. 71, 72, 73)

- Каждый вариант ознакомится со своей частью текста, а потом то что мы узнали попробуем объединить в таблице.

Читают: 1 вариант – 71, 2 вариант – с. 72, 3 вариант- с.73.

5. Физкультминутка.

- Назовите зверя, которого видите на фотографии. (белый медведь) Белый медведь является своеобразным символом Арктики.

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперед и вниз.

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперед и вниз.

Улыбайся и садись!

- Вот таблица. В ней три столбика, подумайте, как их озаглавим?

Чем занимаются люди в Арктике?

К каким экологическим проблемам может это привести?

- Давайте заполним 2 столбик. О каких экологических проблемах сообщает Таня?

- Вы нашли в учебнике сведения для заполнения 3 столбика?

6. Включение нового знания в систему знаний.

- А этот проблема? Давайте найдём её описание в учебнике и прочитаем. ( читают)

- Как вы поняли значение слова планктон? ( оно есть в словаре, можно прочитать)

И так в состав планктона входят водоросли и рачки, которые ими питаются.

- Что ещё говорится о планктоне? ( это звено в цепи питания)

- Давайте составим цепь питания характерную для Арктики. (можно вернуться к слайду )

( Зачитывают свои цепи питания)

Например: водоросли – рачки – рыбы – тюлени – белый медведь.

- К чему приводит загрязнение воды?

- Как надо человеку себя вести, чтобы не загрязнять воду?

- Как попадают в воду нефтепродукты? Что надо делать, чтобы этого не происходило?

( не бросать мусор в воду, не выливать нефтепродукты, следить за исправностью судов, машин, быть ответственным за свои поступки, беречь природу) Вписывают в таблицу.

- Давайте рассмотрим, что будет, если пострадают другие звенья этой цепи питания.( в зависимости от времени)

- Ребята, таблицу мы заполнили, как экологические проблемы решать, какие правила соблюдать написали. Только ли для полярников эти правила, как вы считаете? А для нас они подойдут? Давайте попробуем составить правила для нас, каждый себе, как надо и как не надо вести себя в природе.( составляют)

не оставляй мусор на природе и не бросай его на улицах;

не ломай ветви, не выдирай кустарники, не повреждай кору;

не сливай грязную воду, бензин в водоемы, не бросай туда мусор;

не разжигай костер, он может стать причиной пожара;
неси ответственность и береги природу. Пойми, что нанося ей вред, ты наносишь вред самому себе.

7. Рефлексия.

-Вспомним, на какие вопросы мы планировали с вами ответить?

- Удалось ли нам это сделать? ( ДА, таблица как пример)

- Полученные на сегодняшнем уроке знания пригодятся вам в жизни?

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников -злых и свирепых.

Нужны все на свете! Нужны все подряд

- Кто делает мёд и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

И если мы с кем-то не очень дружны,

Мы всё-таки ОЧЕНЬ друг другу нужны,

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется.

Все-все, все на свете на свете нужны,

И это все дети запомнить должны!

8. Домашнее задание:

1.Подготовить ответы на вопросы 1 – 7 на с.73 учебника.

Читайте также: