Конспект урока байрон корсар
Обновлено: 07.07.2024
Цель: познакомить учеников с личностью поэта и его романтическим мировоззрением; оказывать содействие воспитанию собственного мировоззрения и читательских интересов; научить воспринимать лекционный материал и составлять тезисныеконспекты. Оборудование: портреты Байрона, иллюстрации с изображением Шотландии. Тип урока: усвоение новых знаний и формирование на их основе умений и привычек.
I. Объявление результатов тематической аттестации № 4. Анализ типичных ошибок.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Продолжить предложение
2. Словарная работа
Карбонарии - тайное патриотичное общество, которое стремилось освободить Италию от австрийской неволи и объединить страну.
III. Мотивация учебной деятельности
IV. Работа над темой урока
Лондонский период (1812-1816) - время романтической славы, годы успеха, которые оказались для поэта трудным испытанием. Остаться собой, жить своей жизнью в полной мере ему не удавалось.
Предпросмотр онлайн:
Посмотрите также:
Методические материалы для учителей средних школ, 2016—2020
Все права на материалы принадлежат их авторам. Материалы были собраны из открытых источников сети Интернет
Для связи с администратором используйте почту [email protected]
-повторить, в чем заключаются особенности направления романтизм.
Познакомить учащихся с характерными особенностями романтизма в творчестве Д.Байрона
Развивать навыки самостоятельной работы с текстом, в том числе и поэтическим, умение высказывать свое мнение и аргументировать его
Воспитывать любовь к литературе, интерес к творчеству Байрона.
Тип урока: применения и совершенствования знаний
^ Вид урока : урок-исследование
2. Повторение изученного
Какие романтические произведения вы читали7
Назовите признаки романтизма в произведениях русских писателей
Какими чертами характера наделен романтический герой?
Перечислите особенности романтических произведений
Вывод: романтизм как направление развития культуры проявил большой интерес к личности, ее переживаниям и восприятию действительности. Для романтизма характерно противопоставление героя окружающему миру. Романтический герой – это сильная, яркая личность, не вписывающаяся в тесные рамки обыденности, устоявшихся традиций и обычаев. Бунтарская позиция тесно связана с одиночеством Наряду с культом индивидуализма писатели-романтики использовали образы неукрощенной стихии, в чем-то сходной с мятущейся душой романтического героя. Еще одной особенностью романтических произведений является особый фон, на котором разворачивается действие. (Слайд 4 изображения экзотических пейзажей, старинных кораблей)
^ 3.Работа над новым материалом
Учащиеся работают по тексту, приводят доказательства, перечисляют признаки романтизма, делают вывод. Вывод записывается в рабочую тетрадь
Конфликт героя с обществом
Экзотический фон
Незаурядность личности героя
В поэме много недосказанного
- Что же представляет собой романтический герой Байрона?
- Кто такие были корсары? (Слайд 7 портреты знаменитых пиратов Френсис Дрейк, Генри Морган)
^ Ученик дает краткую справку о корсарах
^ Работа в группах. (2 группы)
1 группа – указывает на отрицательные качества и поступки героя.
- морской разбойник, занят опасной противозаконной деятельностью
- так как автор говорит о конфликте героя с обществом, то у нас нет оснований полагать, что Конрад мог быть капером.
- с правовой точки зрения он попадает в тюрьму вполне оправданно.
- приносит несчастье обеим девушкам. Медора умирает от тоски, получив роковое известие. Гюльнар из-за внезапно вспыхнувшей любви к Конраду становится преступницей.
^ 2 группа – возражает и указывает на достоинства Конрада.
- он не стремится к пьяному разгулу в компании однодневных подружек
- он верен своей любимой
- ведет себя по-рыцарски, спасает Гюльнар, рискуя жизнью.
- обладает обаянием. Обе женщины, которые его полюбили, сами выбрали свою судьбу.
Конрад – личность противоречивая, не может быть оценена однозначна.
Образ Гюльнар, как и образ самого Конрада, выдержан в романтической традиции, у неё сильный, решительный характер. Она тяжело переживет участь рабыни, отчаяние и любовь толкают её на убийство.
^ 4.Подведение итогов
Вывод: (Слайд 9)
На уроке используются технологии групповых способов обучения, проблемного обучения и технологии личностно-ориентированного обучения.
Учащиеся распределены заранее по группам (всего четыре группы). Каждая группа школьников готовила к уроку внеклассного чтения задание-исследование и одну из поэм Д.Г.Н.Байрона: 1 группа - "Гяур", 2 группа - "Корсар", 3 группа - "Лара", 4 группа - "Манфред".
Тип урока - урок комплексного применения знаний.
II. Цели и задачи урока "Поэзия надорванного сердца:
- формирование умения грамотно соотносить жизненные факты биографии поэта с воплощенными в произведение художественными фактами;
- помочь школьникам перейти от уровня содержания самостоятельно прочитанных поэм Д.Г.Н.Байрона (пересказ) к уровню смысла;
- формирование содержания понятий "романтизм", "романтический герой", "байронизм".
- воспитывать эстетически подготовленного читателя;
- формирование представлений о художественном творчестве как жизненно важной и глубоко специфической духовной деятельности;
- формирование содержания понятий "гений", "злодей"
- формирование навыков работать в группе;
- воспитание уважения к мировой истории и культуре.
1. Тексты поэм Д.Г.Н.Байрона "Гяур", "Корсар", "Лара", "Манфред".
2. На доске - портрет Д.Г.Байрона (в центре), а по обеим сторонам портрета и под портретом высказывания известных английских и русских поэтов о Байроне:
Он жил для Англии и мира,
Был, к удивленью века, он
Умом Сократ, душой Катон,
И победителем Шекспира.
К.Ф.Рылеев. На смерть Байрона
И кажется, орлиный дух его
Был поражен глубокой слепотою
От созерцанья блеска своего.
П.Б.Шелли. Юлиан и Маддало
Наш век, два поколенья наши
Им бредили. И стар и млад
Пил из его волшебной чаши
Струею сладкий мед и яд.
П.А.Вяземский. Байрон
Спустя 60 лет после гибели поэта:
1. Введение в урок.
2. Работа с текстами высказываний, записанных на доске.
3. Отчет каждой из групп о результатах микроисследований на заданную тему.
4. Фронтально-групповая работа с текстами поэм Байрона по формированию понятия "байронический герой".
5. Работа с текстами поэм Байрона по формированию умения перейти от уровня содержания самостоятельно прочитанных поэм Д.Г.Н.Байрона (пересказ) к уровню смысла. Формирование понятий " романтизм", "романтический герой".
6. Поведение итогов.
7. Объяснение домашнего задания.
8. Оценка работы на уроке.
Ход урока
1. Введение в урок
Слово учителя: Как вы помните, ключевой самообличающей фразой заключительного монолога Сальери, героя маленькой трагедии А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери", является следующая: "Гений и злодейство две вещи несовместные". Эту фразу можно назвать ключевой и для всей маленькой трагедии в целом. Более того, фраза эта ключевая и с точки зрения общечеловеческой морали и этики.
Гениальность и злодейство, по гуманным общечеловеческим представлениям, не могут одновременно уживаться в одном человеке: если ты гений, то ты не можешь, не должен быть злодеем и, наоборот.
Но всегда ли действует этот нравственный закон?
Обращаясь к страницам жизни и творчества Д.Г.Байрона, мы обнаруживаем в воспоминаниях современников, а также в отзывах людей, живших почти столетие спустя после смерти поэта, странный парадокс.
Одни современники, подражая поэту, одевались, писали стихи, любили, умирали и даже убивали "по Байрону". Гений?
Другие буквально холодели от ужаса перед тем, что они слышали о поэте, перед хором светской черни, которая обвиняла его в распутстве, необузданности страстей, нрава. И Байрон поддерживал эти слухи. Его биограф, друг, поэт Томас Мур писал, что "не было такого страшного преступления, в котором Байрон не обвинил бы себя, - единственно с целью поразить собеседника до глубины души, потрясти его воображение". ЗЛОДЕЙ?
2. Работа с текстами высказываний, записанных на доске
- Какова тема этих высказываний? (Поэт Байрон, его поэзия).
Предлагается обсудить каждой из групп содержание высказываний (первой группе - высказывания, записанные слева от портрета, второй - справа, третьей - высказывание Вяземского, четвертой - Достоевского) и найти мотивы, по которым известные поэты создают репутацию Байрона. (На работу дается 2 минуты).
Каждая из групп зачитывает свои выводы.
- Можно ли по этим высказываниям дать однозначный ответ о репутации Байрона как ГЕНИЯ или ЗЛОДЕЯ?
Слово учителя: Подготовка к уроку внеклассного чтения по творчеству Д.Г.Н.Байрона включала в себя задание-исследование для каждой из групп, связанное с поиском и изучением материала по следующим темам и его презентацией:
1. Исторические эпохальные события, которые не могли не оказать влияние на формирование Байрона-человека, Байрона-художника (историки).
2. Биографические события детства и юности поэта, которые не могли не оказать влияния на формирование Байрона-человека, Байрона-художника (биографы).
3. Невероятные, дерзновенные поступки Байрона, ставшие предметом обсуждения, подражания и осуждения современников, выражающие главное в характере Байрона (современники-очевидцы).
4. Качества личности поэта, характеризующие его как человека, принадлежащего своей эпохе (психологи).
3. Отчет каждой из групп о результатах микроисследований на заданную тему
1 группа подготовила фильм "Фотофакты Великой французской революции". Главные выводы: Французской революция - это то историческое событие, от которого ведет свой отсчет европейский, в частности, английский романтизм. По своей сути данная эпоха крайне противоречива: идея свободы возникает одновременно с осознанием беззащитности человека перед обществом. В связи с этим, основная характеристика данной эпохи - трагическая несовместимость таких категорий, как свобода и рабство, победа и кровь, война и мир, добро и зло.
2 группа подготовила "Фрагменты виртуального дневника поэта". Главные выводы: в участи Байрона постоянно повторялось, хотя и в разных формах, одно и то же парадоксальное положение, когда поэт мог чувствовать себя одновременно привилегированным и униженным, богатым и бедствующим. Всю жизнь он оказывался в одной и той же ситуации, которая как бы настойчиво подсказывала сквозную тему творчества - попранное достоинство, попранная сила, изуродованная красота, одиночество среди близких людей. Красота и хромота от рождения. Образ матери, любящей и мучающей. Родство с королевской фамилией и позднее получение поместья и титула:
4 группа подготовила записки психолога, любителя изящной словесности "Парадокс личности великого Байрона". Главные выводы: "результаты наблюдений: позволили сделать некоторые противоречивые выводы: с одной стороны, это активная позиция тираноборца, остро ненавидящего гнет и деспотизм. С другой стороны, это пассивная позиция разочарованного в современной цивилизации человека: Очень похоже на то, что называют в литературных кругах "байронический герой": Может, он с себя пишет своих героев. "
4. Фронтально-групповая работа с текстами поэм Байрона по формированию понятия "байронический герой"
- А, может быть, действительно, Байрон "пишет своих героев с себя"?
- Подберите эпитеты, характеризующие суть главных героев, выбранных вами поэм, чтобы мы смогли наиболее полно описать содержание понятия "байронический герой" (одинокий, гордый, мрачный, загадочный, овеянный тайной, погруженный в хандру и скуку:).
- Кого из героев ваших произведений можно назвать тираноборцем (привести примеры из текста)?
- Кого - человеком, разочарованным "успехами" современной цивилизации (привести примеры из текста)?
- Как случилось, что в разные группы попали "одни и те же" герои, носящие разные имена?
Школьники делают выводы.
5. Работа с текстами поэм Байрона по формированию умения перейти от уровня содержания самостоятельно прочитанных поэм Д.Г.Н.Байрона (пересказ) к уровню смысла. Формирование понятий " романтизм", "романтический герой"
Главный закон романтизма, главный закон того времени, закон поэтики произведений Байрона можно выразить словами Г. Гейне: ":весь мир надорван по самой середине, а так как сердце поэта - центр мира, то в наше время оно должно самым жалостным образом надорваться:".
Другими словами, выразить трагическую надорванность мира может лишь сердце поэта. Но сердце, отражая этот мир, не может не надорваться.
Нужно обладать величайшей прозорливостью, гениальностью, но более всего мужеством и любовью ко всему человечеству, чтобы взять на себя все его пороки, показать, выразить эти пороки через свое раненое сердце. А поэзия Байрона-романтика - это ПОЭЗИЯ СЕРДЦА, это история человеческого мира через НАДОРВАННОЕ СЕРДЦЕ ПОЭТА.
Следующий этап нашей работы - это прочтение поэм сквозь призму данных метафор-проблем.
- Как вы считаете, какие аспекты художественного мира данных произведений помогут нам выйти на решение данных проблем? (Герой, его взаимоотношения с миром).
- Одним из характерологических свойств героя романтического произведения, как вы помните, является пейзаж. Какова его главная типологическая особенность? (Это бурный, как правило, морской пейзаж.)
Школьники выразительно зачитывают фрагменты из поэм.
- Почему романтики для характеристики своих героев чаще всего обращаются именно к морскому пейзажу? Кстати, Байрона называют "поэтом моря". (Символ свободы героя).
- Обратимся к не морскому пейзажу ("Гяур", вступление). Пейзаж этот красив, в чем его красота (в умирании, как неземное счастье, рай).
- В чем заключается причина умирания этой неземной красоты?
Разгульной страстью там все кипит,
Порок и злоба там царит.
Ее погибель предрешили:
|В презренной распре сыновей
Причина рабства и цепей.
- Какую роль выполняет этот пейзаж в романтической поэме? (Это пейзаж души, пейзаж человеческих отношений, пейзаж "поэзии надорванного сердца".)
- Не противоречит ли такой "небурный" пейзаж характерологическим особенностям романтического героя? Обратимся к главным героям поэм. Каждая группа работает с текстом одной поэмы.
- Найти доброе, положительное начало, которое есть в этих героях.
- Найти злое, даже демоническое (вывести на понятие страсти, какие это страсти.)
- В чем заключается драматизм, точнее трагизм образов Гяура, Корсара, Лары, Манфреда?
- Все поэмы о любви и сопутствует ей ненависть. Что для героев Байрона любовь? Что - ненависть? Почему герои не могут быть счастливы?
- Можно ли назвать героев Байрона только ПРЕСТУПНИКАМИ, ЗЛОДЕЯМИ? (Нет.)
- А ГЕНИЯМИ? (Тоже нет.)
6. Подведение итогов
Слово учителя: ГЕНИЙ - это не только олицетворение добра, но и олицетворение высших человеческих способностей. Это относится не только к художнику, ученому. Это способность ТВОРИТЬ, СОЗДАВАТЬ СЕБЯ.
Сердце Байрона надрывается оттого, что люди за распрями, властолюбием, страстями, антагонизмом забыли, что высшее предназначение человека - СОЗДАВАТЬ СЕБЯ.
7. Объяснение домашнего задания
Однозначного ответа на вопрос о том, как метафорически можно назвать Д.Г.Н.Байрона, учитывая его творческую биографию, мы не дали. Это и не было целью нашего урока. Мы с вами лишь обнажили суть проблемы. Вам нужно "пожить" в этом материале, поразмышлять. Поэтому письменное домашнее задание будет связано с тремя темами. Вам нужно выбрать одну.
1. Это итог наших поисков - "Байрон - гений или злодей?". Ваши ответы покажут, с одной стороны, сколь активны и внимательны вы были на уроке. С другой стороны, позволят оценить ваше умение творчески обобщать.
2. Тема-размышление "Можно ли наше время и наш мир назвать "надорванным миром" - это ваши рассуждения по актуальным событиям современности. По жанру это может быть публицистический очерк. Без материала газет, общественно-публицистических журналов здесь не обойтись.
3. "Поэзия надорванного сердца о Великой отечественной войне". Это заявка на будущий урок внеклассного чтения. Раскрыть эту тему нужно на творчестве одного из поэтов XX века, у которого есть стихи о войне.
Цель: познакомить учеников с личностью поэта и его романтическим мировоззрением; оказывать содействие воспитанию собственного мировоззрения и читательских интересов; научить воспринимать лекционный материал и составлять тезисныеконспекты. Оборудование: портреты Байрона, иллюстрации с изображением Шотландии. Тип урока: усвоение новых знаний и формирование на их основе умений и привычек.
I. Объявление результатов тематической аттестации № 4. Анализ типичных ошибок.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Продолжить предложение
2. Словарная работа
Карбонарии - тайное патриотичное общество, которое стремилось освободить Италию от австрийской неволи и объединить страну.
III. Мотивация учебной деятельности
IV. Работа над темой урока
Лондонский период (1812-1816) - время романтической славы, годы успеха, которые оказались для поэта трудным испытанием. Остаться собой, жить своей жизнью в полной мере ему не удавалось.
Читайте также: