Конспект урока присоединение крыма к россии вторая половина xviii в

Обновлено: 02.07.2024

19 апреля 1783 г.
императрицей Екатериной
Великой был подписан
Манифест о присоединении
к Российской державе
Крымского полуострова и
образовании Таврической
области под управлением
князя Г. А. Потёмкина.

4. Князь Потёмкин

Самый влиятельный в
России человек своего
времени. Выдающийся
организатор и
хозяйственник, основатель
черноморского военного и
торгового флота, а также
городов Херсон,
Севастополь, Николаев и др.
Заставил Екатерину II
присоединить к России
Крым.

5. Причины войны:

Причиной этой войны стало то, что Турция не
желала мириться с потерей безраздельного
господства на Черном море. Готовилась к войне и
Россия, не считавшая окончательными условия
Кючук–Кайнарджийского мирного договора 1774
года. В результате началась вторая в правление
Екатерины II русско - турецкая война.

С приходом русской администрации в 1783 г. в Крыму
была ликвидирована работорговля, стало развиваться
государственное управление европейского типа.
Правительство переселило сюда из центральных и
украинских губерний государственных крестьян. В Крыму
работали специалисты для устройства садов и парков.

Присоединение Крыма к России имело большое
прогрессивное значение: стали быстро развиваться
экономика и культура, торговля, началось освоение
огромного массива плодородных крымских территорий.
За короткое время в причерноморской степи выросли
новые порты и города. Российский флот надёжно
утвердился на Чёрном море.

8. Военные подвиги

На территорию Крыма
вошли русские войска
Суворова, вблизи
развалин древнего
Херсонеса заложен был
город Севастополь. В
июле 1789 г. он разбил
турок при Фокшанах, а
августе 1789 г. - на реке
Рымник.

Несмотря на численное
превосходство турецкого
флота, Черноморский флот
под командованием
адмирала Ф. Ф. Ушакова
нанёс ему крупные
поражения в сражениях у
Фидониси (1788), в
Керченском морском
сражении 1790, у Тендры
(1790) и у мыса Калиакрия
(1791).

11. Итоги войны

В 1791 г. в Яссах был заключён мирный договор. По
Ясскому мирному договору:
а) Османская империя признавала Крым владением
России;
б) в состав России вошли территории между реками Буг
и Днестр, а также Тамань и Кубань;
в) Турция признавала российское покровительство
Грузии, установленное Георгиевским трактатом 1783 г.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: изучение нового материала

Охарактеризовать основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.

подведение учащихся к пониманию основным направлениям внешней политики России во второй половине 18 века,

подведение к пониманию важности для Российской империи борьбы за выход к Черному морю,

раскрытие причин и характера войны;

Развивающие : Продолжить формирование у учащихся умений работать с различными источниками информации, картой, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и явлений;

воспитание гражданственности и патриотизма, чувства уважения к прошлому своей страны через личное отношение к истории Родины.

Основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.

3. Русско-турецкая войн 1787-1791 гг.

5.Великие полководцы 18 века.

Подготовка к уроку:

Разработка компьютерной презентации, разработка раздаточного материала (тест)

Характеризовать направления внешней политики России, характеризовать и анализировать причины противостояния России и Турции, знать задачи и результаты решения этих задач.

Основные понятия и термины: протекторат, коалиция, контрибуция

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала

Основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.

Учитель объявляет тему урока, знакомит с планом урока (слайд 3) Сегодня на уроке мы охарактеризуем одно из направлений внешней политики времен правления Екатерины2- взаимоотношения России и Турции, рассмотрим причины и результаты двух русско-турецких войн.

Эпиграф ( слайд 2).

План темы (слайд 3).

Проблемное задание ( слайд 4).

Мотивационный момент. Для установления связи нового материала с ранее изученным организуем беседу (слайд 5):

– ۰ Назовите 2 основных направления внешней политики России в 17-18 веках. (слайд 6)
– Назовите русско-турецкие войны 17 начала 18 в., причины и результаты.
– Назовите имена русских полководцев и флотоводцев, которые прославили Россию в данный период.
– Найдите на карте турецкие владения в Причерноморье и территорию Крымского ханства (слайд 7)

Таким образом, учитель подводит детей к направлениям внешней политики правительства Екатерины II .

– Какие задачи предстояло решить правительству Екатерины II? Назовите причины предстоящей войны России с Турцией.

Сверяют ответы с 8 слайдом.

В результате этого:

– ликвидировалась бы опасность набегов со стороны Крымского ханства;
– открылась возможность заселения и освоения южных плодородных земель;
– развились внешнеторговые связи с Западом через Черное море (экспорт хлеба из России).

– Как можно было решить задачи?

Учащиеся приходят к выводу, что мирным путем решить эти вопросы было нельзя, так как здесь сталкивались интересы двух стран: России и Турции.

Учитель говорит, что на турецкие владения и влияние в этом регионе претендовала не только Россия, но и ряд западных стран: Англия, Франция, Австрия. Далее оговариваются цели стран-участников.

Учитель спрашивает, какие задачи ставила Россия накануне войны, и удалось ли ей их решить?

Ответы учащихся (обезопасить южные земли от набегов из Крыма и притязаний Турции; включить Причерноморские степи в хозяйственную зону России и увеличить за счёт них дворянские землевладения, контролировать Босфор и Дарданеллы, развивать внешнеторговые связи. Решить все задачи не удалось, т.к. крестьянская война под руководством Е. Пугачева вынудила Россию приостановить военные действия и заключить перемирие с Турцией).

Учитель говорит, что Кючук-Кайнарджийский договор обе стороны рассматривали как временный. Они готовились к новой войне за Северное Причерноморье. И она вскоре разразилась. Поводом послужили события в Крыму, где произошел переворот, в результате которого к власти пришли противники России. В ответ на это в 1783 году Екатерина II издала манифест о прекращении существования Крымского ханства и присоединении его земель к России. В результате Крым ( Таврида) и часть Северного Кавказа вошли в состав России (1783 г.). На полуострове сразу стали строить крепости, в том числе, Севастополь - базу русского Черноморского флота .Давний враг Руси, очаг постоянной опасности грабительских набегов, Крым превратился в опорный пункт России на Черном море. А демонстративное путешествие Екатерины вместе с императором Австрии в Крым стало последней каплей в чаше терпения Турции. В июле 1787 года султан предъявил ультиматум России (слайд 14), в котором потребовал возвратить Крым, восстановить власть Турции в Грузии и досматривать русские корабли, идущие через Босфор и Дарданеллы (слайд 13). После отказа России султан в августе 1787 года объявил ей войну. На стороне Росси выступала Австрия, а Турции помогала Франция.( Учитель объясняет причины создания коалиции).

? ( В этом году- 160 лет обороны Севастополя сентябрь 1854-август 1855)

3. Русско-турецкая война 1787-1791 гг.

Назовите причины Русско-турецкой войны 1787-1791 г.г. ( слайд 15)

Задание-слайд 16

Учитель демонстрирует слайд 18 с событиями и итогами ( слайд 19) войны, учащиеся сравнивают со своими ответами.

- Удалось ли правительству Екатерины 2 решить поставленные задачи?

5.Великие полководцы 18 века.

- Кто из русских полководцев и флотоводцев прославился в русско- турецких войнах второй половины 18 века? Чьи имена вам уже знакомы, а чьи вы слышите впервые? (Демонстрируются слайды 21-22) .

- Что, на ваш взгляд, роднит таких людей, как Румянцев, Потемкин, Суворов, Ушаков?

- Какие черты русской военной школы прослеживаются в их подходе к организации военного дела?

В ходе войн 60- 90-х годов Россия показала высокий уровень военного и военно-морского искусства. Она опиралась на экономическую мощь государства, его международное влияние. Для него характерна глубокая проработка стратегических замыслов .В армии на смену линейной тактике приходит усилиями Румянцева и Суворова и других военачальников более маневренная тактика колонн и рассыпного боя. В действиях войск и флотов полностью оправдали себя решительность и маневренность, опора на солдат, их сознательность и любовь к Отечеству. В войнах этой славной эпохи вознеслась слава великих русских полководцев.

Решение проблемной ситуации ( слайд 31).

Подведение итогов урока.

Первичное закрепление материала: выполнение теста.

А) Стремление России закрепиться на Черном море.

В) Стремление России поддержать Англию в противостоянии с Турцией.

С) Желание народов Балканского полуострова присоединить свои земли к России

Д) Желание крымского хана перейти под протекторат России.

2. Что из перечисленного ниже стало одним из результатов внешней политики Екатерины 2:

А) Расширение территории в Причерноморье

В) Увеличении территории в Прибалтики

С) Присоединение Средней Азии

Д) Утверждение России на Кавказе.

3. Взятие крепости Измаил А.В. Суворовым было в период:

В) Русско-турецкой войны 1787-1791гг

С) Русско - шведской войны 1787-1791 гг/

4. Соотнеси правильно мирный договор и войну:

1. Ясский мирный договор А) Русско – шведская война 1787-1791 гг.

2. Кючук-Кайнарджийский В) Русско-турецкая война 1787-1791гг.

5. В соответствии с Кючюк-Кайнарджийским мирным договором:

А) К России отошли территории между Бугом и Днепром, крепости в Крыму, земли до Кубани;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: формирование знаний о своем Отечестве , малой Родине; развитие у учащихся познавательного интереса, творческих способностей; формирование исторического мышления, понимания культурного многообразия мира, толерантности, уважения к другим народам; осмысление своей истории, проявление уважения к истории предков; осознание исторической принадлежности Крыма к России; воспитание достойных граждан, патриотов своей Родины.

Оборудование: компьютерная презентация, карта, Манифест Екатерины II.

Демонстрация слайда 2. Вопрос: какое событие объединяет эти памятники на фотографиях? ( Присоединение Крыма к России)

Слайд 3. Ровно двести тридцать четыре года назад российская императрица Екатерина II подписала манифест о присоединении к России Крымского полуострова и еще ряда южных земель.

Работа с текстом Манифеста ( на партах учащихся)

Союз, порядок с тишиною

Идут господствовать страною,

Где царствовала вечно ночь:

Где слабый свет луны считался

Единым светом искони.

Восстани Крым! твой сон прервался.

Тебе наступят ясны дни.

Слайд 5 На протяжении многих лет Россия вела войны с Османской империей. Большую роль в этой борьбе сыграли А.В. Суворов, М.И. Кутузов и Ф.Ф. Ушаков. После военных успехов в ходе русско-турецких войн, в 1774 году между Россией и Османской империей был подписан Кючук-Кайнарджийский мирный договор, который положил начало присоединению Крыма к Российской империи, по которому Крымское ханство получало независимость. В состав России вошли Керчь с крепостью Ени-Кале, крепости Азов и Кинбурн, русские торговые суда могли свободно плавать по Черному морю.

Слайд 6 Григорий Потемкин в том же году был назначен губернатором Новороссии. Без усилий, которые приложил в деле присоединений Крыма к Российской империи Григорий Потемкин, возможно, никакого присоединения и не случилось бы, поскольку в российских верхах того времени, в том числе и в дипломатических кругах, слабо представляли себе общую картину происходящего как в Крыму, так и на новых землях, которые были именованы Новороссией. Крымское ханство, которое долгое время находилось под протекторатом Османской империи, доставляло немало хлопот южно-российским землям. Это был очаг постоянной нестабильности на рубежах империи: набеги, тысячи пленников, разорение земель. Потемкин понимал, что без Крыма России невозможно закрепиться на Черном море, а уж о выходе к Средиземному морю можно только мечтать. В 1782 году Потемкин подал на имя Екатерины записку: "Положите ж теперь, что Крым Ваш и что нет уже сей бородавки на носу — вот вдруг положение границ прекрасно… Доверенность жителей в Новороссийской губернии будет тогда несумнительна. Мореплавание по Черному морю свободное. А то, извольте рассудить, что кораблям Вашим и выходить трудно, а входить еще труднее".

Против тогдашнего крымского хана Шагин Гирея, который объявив себя реформатором, начал вводить новшества на западный манер, то и дело вспыхивали восстания. Весной 1783 года было решено, что Потемкин будет лично руководить присоединением Крымского ханства к России. Потемкин несколько раз встречался с ханом и посещал Крым, где лично убедился в том, что татарская знать охотно предпочла бы перейти под полный протекторат России, нежели быть независимым государством с таким правителем. Шагин Гирей в апреле 1783 года отрекся от ханства. Но вел сложную политическую игру, затягивая свой отъезд из Крыма под разными предлогами и надеясь, что в обострившейся политической обстановке русскому правительству придется восстановить его на престоле и отказаться от присоединения Крыма. Потемкин, оценив положение, подтягивал войска и через своих агентов вел агитацию среди правящей верхушки ханства о переходе в российское подданство.

8 апреля императрица подписала манифест "О принятии полуострова Крымского, острова Тамань и всей Кубанской стороны под Российскую державу", над которым она работала совместно с Потемкиным. Этот документ должен был храниться в тайне, пока присоединение ханства не станет свершившимся фактом.

Екатерина колебалась на тот момент и опасалась, что присоединение Крыма вызовет не только новую войну с Турцией, но и вмешательство европейских государств. Поэтому манифест о присоединении Крыма, который был заготовлен, но не был обнародован, запечатали в деревянный ящик, обитый железом. Манифест был втайне переведен на татарский (возможно, и арабский язык, достоверных данных об этом нет и мнения исследователей расходятся), а сам перевод осуществляла даже не Иностранная коллегия, а еще один секретарь Потемкина – Якуб Рудзевич. Манифест был направлен с фельдъегерской службой в Крым.

В Крыму был проведен "референдум" в стиле XVIII века. Потемкин в ту пору распространял по Крыму так называемые "присяжные листы", в которых было обозначено, что население такого-то населенного пункта присягает на верность России. Они скреплялись печатями и подписями. Эти листы сохранились до сих пор и находятся в Российском государственном архиве в Москве. Только после того, как у Потемкина были собраны отклики от основной части населения Крыма о том, что они хотят перейти в состав Российской империи, то есть была собрана юридическая база, манифест Екатерины был обнародован.

Слайд 7 28 июня 1783 года манифест Екатерины II обнародовали в ходе торжественной присяги крымской знати, которую принимал лично князь Потемкин на вершине скалы Ак-Кая под Карасубазаром.

Слайд 8.Крым в ту пору нужен был России для базирования ее южного флота. Как только русские войска вступили на полуостров, начались поиски удобных гаваней. Выбор пал на бухту на юго-западном берегу у развалин древнего Херсонеса, поименованную тогда по слегка искаженному на русский манер названию здешней глухой крымскотатарской деревушки Ахтиарской. Екатерина II своим указом от 10 февраля 1784 года повелела основать здесь "военный порт с адмиралтейством, верфью, крепостью и сделать его военным городом". В начале 1784 года был заложен порт-крепость, которому Екатерина II дала имя Севастополь.

Слайд 10. Важной демонстрационной акцией, свидетельствующей об усилении международного авторитета России и ее влияния, стало путешествие императрицы Екатерины II в Крым, предпринятое ею по настоянию наместника Новороссии светлейшего князя Григория Потемкина-Таврического. Новорожденный Черноморский флот тоже был готов показать свою боеспособность. Для этого Потемкин в Инкермане выстроил огромный павильон с окнами на бухту. Во время обеда вдруг грянула торжественная музыка. Императрица и ее свита вышли на балкон, и пред ними предстал строй кораблей с наполненными ветром парусами. Выстрелами из всех пушек они отсалютовали гостям. О произведенном эффекте не замедлил донести в Париж французский посланник Сегюр. " Боюсь, - писал он, - как через 30 часов флаги ее (то есть России – ред.) кораблей могут развеваться в виду Константинополя и знамена ее армии водрузиться на стенах его". Все последующие дни пребывания двора в Севастополе флот демонстрировал свою мощь и выучку. На глазах у царицы и ее иноземных гостей меткими выстрелами корабли подожгли и разрушили деревянную крепость, построенную для учений на Северной стороне города. Прицельное попадание ядра вызвало мощный взрыв заложенного в крепости порохового заряда. Его грохот услышали во всех европейских столицах, а в Турции он вызвал переполох.

Под монумент в Городском саду спланировали площадь, парковые аллеи и клумбы. По периметру памятник окружала кованая невысокая ограда, с четырех углов которой были смонтированы массивные чугунные канделябры с электрическими светильниками.

Слайд 12. В годы революции 1917 года монумент пострадал от вандалов – был отломан скипетр, повреждена фигура Императрицы, на гербе сбита императорская корона. В 1919 году деятельность Временного рабоче-крестьянского правительства Крымской Советской Социалистической Республики и вовсе ознаменовалась, свержением памятника. Свергнутые с постамента бронзовые скульптуры 75 дней – именно столько существовала Республика – пролежали во дворе здания семинарии. Однако, сразу же после ухода красных, Таврическая ученая архивная комиссия инициировала процесс восстановления монумента. И опять граждане жертвовали деньги и бронзу на памятник Екатерине, который был восстановлен в прежнем виде, впрочем, как оказалось, ненадолго.

В течение 2015-2016 г. фондом было собрано 47 млн. руб., необходимых для проведения комплексных восстановительных работ. Выполнение бронзовых скульптур и постамента осуществили, победившие в открытом тендере, московские скульпторы К.Кубышкин и И.Яворский,

Монумент Екатерине II представляет собой бронзовую статую императрицы на вершине пьедестала из гранита. Украшенная двуглавыми орлами царская мантия ниспадает на тыльную часть постамента. Торс Екатерины через правое плечо пересекает лента ордена Св. Апостола Андрея Первозванного. Голова императрицы не покрыта. Левой рукой Екатерина II как бы благословляет землю Тавриды и людей, пришедших к подножию памятника. Правой рукой, со скипетром в ней, императрица опирается на небольшую круглую колонну, на которой лежит лист географической карты с изображением силуэтов Крыма и Черного моря.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Муниципальный образовательный городской округ Ялта

Тип урока: комбинированный

Цели урока: охарактеризовать значение перехода Крыма в состав Российской империи; проанализировать вклад выдающихся российских государственных деятелей и полководцев, повлиявших на присоединение Крыма к Российской империи.

Задачи урока:

Образовательные: определить направления внешней политики Российской империи конца XVIII века;

Оценить вклад военных руководителей для достижения цели присоединений, выяснить, какую реакцию в Европе и Турции произвел Кючук-Кайнарджийский мирный договор.

Развивающие: формирование способности учащихся обрабатывать и анализировать информацию, оценивать важность событий, подкрепляя ее историческими фактами.

Воспитательные: воспитание учащихся гражданственности, гуманизации и патриотизма, важности изучения прошлого своего государства.

Определить направления внешней политики второй половины XVIII века; работа с манифестом Екатерины II

Краткие доклады детей об истории взаимоотношений Османской и Российской империи и о подписании манифеста Екатерины II ; работа с материалом учебника

Организационный момент (3 минуты)

Приветствие, проверка отсутствующих в классе, выяснение темы урока, целей и задач. Но перед изучением новой темы - проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания (7 минут)

Учитель раздает одинарные листочки и задает учащимся вопросы по прошлой теме урока. Учащиеся письменно отвечают на вопросы.

Вопросы для повторения:

Какой император впервые поставил задачу выхода России к южным морям? (ответ Петр I )

Объясните причины неудач русско-турецкой войны 1735-1739 гг. (Ответ (примерный): сильное сопротивление Османской империи и Крымского ханства, а так же нехватка продовольствия и вспышка эпидемии вынудили армию покинуть пределы полуострова.

Учащиеся сдают работы учителю.

Изучение нового материала. (25 минут)

Слово учителя. Ровно двести тридцать семь лет назад российская императрица Екатерина II подписала манифест о присоединении к России Крымского полуострова и еще ряда южных земель.

Работа с текстом Манифеста (на партах учащихся) – один из учащихся с выражением зачитывает манифест императрицы.

Но перед присоединением произошел ряд событий, который определил судьбу полуострова.

Запись в тетради . Основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.

2 Русско-турецкая война 1787-1791 гг.

Выступают учащиеся, заранее получившие дополнительное задание.

Выступление учащегося №1. (1 мин)

На протяжении многих лет Россия вела войны с Османской империей. Большую роль в этой борьбе сыграли А.В. Суворов, М.И. Кутузов и Ф.Ф. Ушаков. После военных успехов в ходе русско-турецких войн, в 1774 году между Россией и Османской империей был подписан Кючук-Кайнарджийский мирный договор, который положил начало присоединению Крыма к Российской империи, по которому Крымское ханство получало независимость. В состав России вошли Керчь с крепостью Ени-Кале, крепости Азов и Кинбурн, русские торговые суда могли свободно плавать по Черному морю.

Выступление учащегося №2. (1 мин)

Григорий Потемкин в том же году был назначен губернатором Новороссии. Без усилий, которые приложил в деле присоединений Крыма к Российской империи Григорий Потемкин, возможно, никакого присоединения и не случилось бы, поскольку в российских верхах того времени, в том числе и в дипломатических кругах, слабо представляли себе общую картину происходящего как в Крыму, так и на новых землях, которые были именованы Новороссией. Крымское ханство, которое долгое время находилось под протекторатом Османской империи, доставляло немало хлопот южно-российским землям. Это был очаг постоянной нестабильности на рубежах империи: набеги, тысячи пленников, разорение земель. Потемкин понимал, что без Крыма России невозможно закрепиться на Черном море, а уж о выходе к Средиземному морю можно только мечтать. В 1782 году Потемкин подал на имя Екатерины записку: "Положите ж теперь, что Крым Ваш и что нет уже сей бородавки на носу — вот вдруг положение границ прекрасно… Доверенность жителей в Новороссийской губернии будет тогда несумнительна. Мореплавание по Черному морю свободное. А то, извольте рассудить, что кораблям Вашим и выходить трудно, а входить еще труднее".

Выступление учащегося №3. (1 мин)

Против тогдашнего крымского хана Шагин Гирея, который объявив себя реформатором, начал вводить новшества на западный манер, то и дело вспыхивали восстания. Весной 1783 года было решено, что Потемкин будет лично руководить присоединением Крымского ханства к России. Потемкин несколько раз встречался с ханом и посещал Крым, где лично убедился в том, что татарская знать охотно предпочла бы перейти под полный протекторат России, нежели быть независимым государством с таким правителем. Шагин Гирей в апреле 1783 года отрекся от ханства. Но вел сложную политическую игру, затягивая свой отъезд из Крыма под разными предлогами и надеясь, что в обострившейся политической обстановке русскому правительству придется восстановить его на престоле и отказаться от присоединения Крыма. Потемкин, оценив положение, подтягивал войска и через своих агентов вел агитацию среди правящей верхушки ханства о переходе в российское подданство.

8 апреля императрица подписала манифест "О принятии полуострова Крымского, острова Тамань и всей Кубанской стороны под Российскую державу", над которым она работала совместно с Потемкиным. Этот документ должен был храниться в тайне, пока присоединение ханства не станет свершившимся фактом.

Выступление учащегося №4. (1 мин)

В Крыму был проведен "референдум" в стиле XVIII века. Потемкин в ту пору распространял по Крыму так называемые "присяжные листы", в которых было обозначено, что население такого-то населенного пункта присягает на верность России. Они скреплялись печатями и подписями. Эти листы сохранились до сих пор и находятся в Российском государственном архиве в Москве. Только после того, как у Потемкина были собраны отклики от основной части населения Крыма о том, что они хотят перейти в состав Российской империи, то есть была собрана юридическая база, манифест Екатерины был обнародован.

28 июня 1783 года манифест Екатерины II обнародовали в ходе торжественной присяги крымской знати, которую принимал лично князь Потемкин на вершине скалы Ак-Кая под Карасубазаром.

Работа с учебником.

Открываем страницу 46. Читаем вслух материал учебника.

Рефлексия (5 мин).

Конспект урока "Крым в истории России" для 7-11 кл. с презентацией.

ВложениеРазмер
plan_uroka_krym_v_istorii_rossii.doc 43 КБ
istoriya_kryma1.rar 2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Содылева Светлана Геннадьевна

Дата проведения: 18.03.2015

Тема: Крым в истории России

Тип урока: комбинированный

Заселение полуострова Крым людьми произошло в глубокой древности. Как установили ученые, первые люди появились здесь 100 тыс. лет назад, ещё в эпоху каменного века. Древнее название Крыма – Таврия (от племени тавров).

В VII в. до н.э. на Черноморском побережье началось основание древнегреческих колоний. Наиболее известными среди них были Херсонес Таврический (ныне Севастополь), Пантикапей (ныне Керчь), Феодосия, Ольвия и др.

Начиная с VI в. по территории Восточной Европы прокатились волны нашествий новых кочевых племен – аваров и тюрков. Затронул этот процесс и Крым. В это же время сюда началось проникновение и славянских племен, которых античные авторы называли антами. В VII в. вся территория Крыма, кроме Херсонеса, была завоевана хазарами и вошла в состав могущественного Хазарского каганата.
Новая страница крымской истории началась с возникновением на обширных просторах Восточной Европы в конце I тыс. нового государства – Древней Руси.

Именно в Крыму в древнем Херсонесе (по-древнерусски Корсунь) в 988 г. состоялось крещение князя Владимира, которое было распространено им на территорию всего Древнерусского государства.
Монгольское нашествие XIII в. коренным образом изменило историю многих народов Евразии. На территории Крымского полуострова образовалось Крымское ханство. Уже с первого десятилетия XVI в. крымцы стали совершать набеги на московские земли.

Однако мирное развитие было прервано начавшейся в 1853 г. и трагически для Росси завершившейся войной с коалицией европейских держав и Турцией. Её основные сражения развернулись в Крыму. Поэтому и сама война получила название Крымской.

Крымская война завершилась подписанием Парижского мирного договора, одним из унизительных условий которого стал запрет для России иметь на Чёрном море свой флот. Только в 1870 г. благодаря дипломатическим усилиям канцлера А.М. Горчакова Россия восстановила это право.

Крым в советскую эпоху. 18 октября 1921 года в составе РСФСР была образована Крымская автономная социалистическая республика.

Страшной трагедией для народов Крымского полуострова стала Великая Отечественная война. Начавшись 22 июня 1941 г. она быстро докатилась до территории Крыма. Приморская армия отступила к Севастополю. Началась Вторая оборона Севастополя, длившаяся 250 дней – с 30 октября 1941 г. по 4 июля 1942 г. Это было время тяжелых, кровопролитных боев, проходивших с переменным успехом.

Гитлеровская Германия планировала присоединить Крым к территории Третьего рейха, как область для немецкой колонизации и развития курортного отдыха. Крым был освобожден весной 1944 г. Города Керчь и Севастополь были удостоены высокой награды, став городами-героями СССР.

Это решение не соответствовало в полной мере советскому законодательству, так как никаких плебисцитов, соцопросов, а тем более референдумов не проводилась. Однако согласно Конституции СССР территория советских республик не могла меняться без их согласия, которое могло быть получено от Верховного Совета, но никак ни от Президиума. Власть как всегда приняла решение, по своему усмотрению не спросив мнения народа.

В 1991 г., охваченный серьезным экономическим и социально-политическим кризисом Советский Союз распался. Россия же, преодолев тяжелое время начала восстанавливаться. После 1998 г. экономика страны медленно стала выбираться из пропасти, проблемы начали решаться. Однако отношения с Украиной по-прежнему были сложными. Существенный вклад в это вносили украинские власти, которые проводили и продолжают проводить антироссийскую, антирусскую политику. Для укрепления этих позиций пересматривается и переписывается история страны, пишутся новые учебники для школ, которые должны сформировать новое поколение украинцев, обладающих антироссийским мировоззрением. Это вызывает отторжение у русских, проживающих на Украине, и особенно в Крыму.

Особенно ситуация обострилась в 2014 г. После того, как националистически настроенные представители политической элиты Украины в феврале, в ходе антигосударственного переворота захватили власть ситуация по дальнейшей украинизации населения страны стала ещё более острой. Это потребовало срочно принимать решение, от которого будет зависеть судьба крымских народов.

И решение было принято и воплощено в жизнь самими крымчанами. На этот раз Россия не могла оставить народ без поддержки. В марте 2014 года в Крыму прошел референдум, где большинство населения (почти 96%) проголосовало за присоединение к России.

В настоящий момент Крым играет огромное значение в современной истории России.

IV. Рефлексия
- Ребята, что нового вы сегодня узнали на занятии?
- Что вам запомнилось больше всего?

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории России (10 класс). Тема "Россия в годы правления Ивана Грозного".

Урок изучения нового материала, сочетает элементы объяснительно-иллюстративного и проблемно-поискового методов. В ходе урока применяются индивидуальная и групповая формы деятельности. К конспекту.

Конспект урока по истории России 8 класс " Социально- экономическое развитие России после отмены крепостного права"

Урок обобщает знания по разделу истории России(8 класс), посвященный подготовке и содержанию крестьянской реформы. учащиеся выдвигают гипотезу о предполагаемом пути развития России после отмены крепос.


Урок содержит подробную разработку с указанием цели и типа , наличие схемы, таблицы, что позволяет облегчить учащимся подготовку к ЕГЭ по истории России.

Политические и социально-экономические проблемы, которые большевикам предстояло решать после прихода к власти.

Ход и результаты народных выступлений XVII века.

Познакомить учащихся с основными внешнеполитическими событиями в 1965-1991 годах.

План-конспект урока по истории России 10 класс Внешняя политика россии во вт. пол.18 века

Читайте также: