Конспект урока по биологии 8 класс зрительный анализатор с презентацией

Обновлено: 04.07.2024

1 Орган зрения и зрительный анализатор. Урок по биологии для 8 класса учитель: Лялина Н.В.

2 Люди говорят: Глаза – зеркало души. Не в бровь, а в глаз. Беречь как зеницу ока. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Почему в русском языке так много пословиц и поговорок о глазах? По разным источникам, человек получает от 70% до 95% всей информации об окружающем мире с помощью зрения. Глаза, по подсчетам И.М. Сеченова, дают человеку до тысячи ощущений в минуту.

4 Оглянитесь, на вас смотрят … Гаттерия – единственный сохранившийся до наших дней со времен динозавров представитель отряда клювоголовых имеет третий глаз на темени, различающий свет и тепло. Глаза головоногих моллюсков и позвоночных - один из самых сложных и совершенных "приборов", созданных природой. У млекопитающих и моллюсков независимо друг от друга возникли почти одинаково устроенные глаза. Можно сказать, что природа сделала это "изобретение" дважды.

5 Строение органа зрения. бровь слезная железа ресницы носослезный проток верхнее веко нижнее веко

6 Строение органа зрения. белочная оболочка (склера) роговица зрачок радужная оболочка

8 Строение органа зрения. хрусталик Хрусталик – двояковыпуклая линза, которая может менять свою кривизну. Как и в каких случаях хрусталик меняет свою кривизну? Аккомодация – это настройка глаза на определенное расстояние до фиксируемого объекта, в результате изменения кривизны хрусталика. Практическая работа.

9 Строение органа зрения. стекловидное тело сосудистая оболочка с пигментным слоем сетчатка Светочувствительные рецепторы сетчатки Палочки (125 млн.) ( по краям, не различают цвета, повышенная светочувствительность) Колбочки (6 млн.) (на задней поверхности сетчатки напротив зрачка – желтое пятно, различают цвета) Практическая работа.

10 Зрительный анализатор. Зрительный нерв Слепое пятно Почему мы воспринимаем изображение в прямом и реальном размере, если на сетчатке изображение уменьшенное и перевернутое? Практическая работа.

13 Внешнее строение глаза

14 Внутреннее строение глаза

15 Домашнее задание. § 53, отвечать на вопросы, заполнить таблицу на рабочем листе.

16 Спасибо за внимание!

В ходе изучения темы "Орган зрения и зрительный анализатор" ученики выполняют практические работы и опытным путем узнают функции частей глаза.

ВложениеРазмер
organ_zreniya_i_zritelnyy_analizator.docx 760.95 КБ
organ_zreniya_i_zritelnyy_analizator.pptx 2.08 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Орган зрения и зрительный анализатор.
Цель : исследовать структурные части глаза и уточнить выполняемые ими функции, рассмотреть работу зрительного анализатора.
Задачи:

  • Раскрыть значение и особенности строения зрительного анализатора человека, зрительных ощущений и восприятия;
  • Углубить знания о строении и функциях глаза как оптической системы;
  • Продолжить формирование навыков работы учащихся с различными источниками информации, навыков экспериментальной работы, работы в группах.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация; раздаточный материал: кусочки чёрной бумаги (4х4) с точёным отверстием; карандаши в красной рубашке, карандаши, прозрачная плёнка, листы бумаги с зелёными и красными кружками.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока:
I Активизация опорных знаний.
1.Чем анализатор отличается от органов чувств?
2.Что входит в состав анализатора?
3.В чём выражена специфичность анализатора?
4.Что такое иллюзия и отчего они происходят?
5.Всегда ли правильно отражают наши анализаторы окружающую действительность?

Внутренняя часть глаза позади хрусталика заполнена прозрачной желеобразной массой-стекловидным телом, пространство между роговицей и радужкой, между радужкой и хрусталиком- прозрачной жидкостью . Поэтому внутри глаза свет проходит через однородную прозрачную среду.

2 Исследования. Предлагаю вам провести свои исследования и выяснить функции структурных частей глаза. Работать вы будете по вариантам, в парах. Свои выводы записать в листы. По выполнению работы заслушаем ваши отчеты.

Опыт № 1 .Определите, какую функцию выполняют веки, слезная железа, брови, ресницы.

Ход: Мигните, пронаблюдайте за движением век, убедись, что оба глаза синхронно мигают.

Вывод : Слезы, выделяются постоянно, они увлажняют и промывают глаза. Брови отводят от глаз пот со лба. Веки и ресницы защищают глаза от пыли и неожиданного яркого света. Выполняют защитную функцию.

Опыт №2 .Определите функцию глазных мышц и их количество.

Ход: В парах проследите за движением карандаша .Его нужно передвигать на расстоянии 20 см от глаз вверх, вниз, влево, затем описать окружность.

Вывод : Глаза работают синхронно. Глазные мышцы, их 6, способны ориентировать глаз в любом направлении.

Опыт № 3 Обнаружение сужения и расширения зрачка.

Ход : Возьмите кусочек черной бумаги с точечным отверстием и посмотрите в него одним глазом. Второй глаз открывайте и закрывайте каждые 2-3 секунды. Объясните, почему отверстие в бумаге то увеличивается , то уменьшается?

Вывод : так как глаза работают парно, а величина зрачка меняется от количества получаемого света, поэтому отверстие в бумаге то увеличивается, то уменьшается.

Опыт № 4 Принцип работы хрусталика .

Ход: Напишите фломастером на прозрачной полиэтиленовой пленке ряд букв. Разверните её перед собой и найдите расстояние, наиболее близкое от глаз, но такое, чтобы буквы были четко видны. Если настроить глаза на буквы, то далекие предметы, видимые сквозь полиэтиленовую пленку, покажутся размытыми. Если же посмотреть на далекие предметы, то размытыми окажутся буквы на полиэтилене. Объясните, от чего это происходит.

Вывод: если мы смотрим вдаль, хрусталик становится более плоским, если рассматриваем предметы вблизи – более выпуклым. Благодаря этому кажутся размытыми близкие, то далекие предметы кажутся.

Опыт№ 5 Функции палочек и колбочек.

Ход: Возьмите карандаш в красной рубашке. Смотрите прямо перед собой и отводите карандаш в сторону (скашивать глаза на предмет нельзя). Боковым зрением проследите за направлением движения карандаша, пока он не станет серого, черного или белого цвета. Объясните, посему карандаш стал черно-белым и именно в этом месте.

Вывод : по периферии сетчатки преобладают только палочки, а они передают только черно-белое изображение.

Вывод : Место выхода зрительного нерва из глаза называется слепым пятном, т.к. здесь нет зрительных рецепторов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ зрительный анализатор.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цель урока. Повторить строение зрительного анализатора. Определить роль голов.

Цель урока. Повторить строение зрительного анализатора. Определить роль головного мозга в восприятии окружающего мира. Познакомиться с неизученными способностями головного мозга и необычным восприятием окружающего мира. (Иллюзия зрения)

Число: 16 марта «Роль головной мозга в восприятии окружающего мира. Иллюзия.


Вопросы: Что такое анализатор? Какие анализаторы вы знаете? Какая часть нерв.

Вопросы: Что такое анализатор? Какие анализаторы вы знаете? Какая часть нервной системы отвечает за работу анализаторов?

Бесценный дар природою нам дан – Глядеть пытливым оком, Чтоб мир познать глу.

Бесценный дар природою нам дан – Глядеть пытливым оком, Чтоб мир познать глубоко. (М.Буонарроти)

Зрительный анализатор











Установите соответствие между оболочками глаза и их функциями. Функции Оболоч.

Установите соответствие между оболочками глаза и их функциями. Функции Оболочки глаза А) содержит фоторецепторы 1) белочная Б) Защищает от повреждений и проникновения микробов 2) сосудистая В) снабжает глазное яблоко кровью 3) сетчатка Г) пропускает световые лучи через прозрачную часть - роговицу Д) передает возбуждение, возникшее под действием света на зрительный нерв

Домашнее задание Учебник: стр. 77-83, записи в тетради.

Домашнее задание Учебник: стр. 77-83, записи в тетради.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Выбранный для просмотра документ урок глаз.docx

Урок по биологии

Учитель биологии Алексинская О.В.

Тема: Орган зрения. Зрительный анализатор.( Слайд 1)
Цель урока. (Слайд2)

Изучить строение, значение анализаторов и органа зрения, его гигиену.

Продолжить формирование естественнонаучной картины мира путем демонстрации эволюции зрения.

Продолжить формирование навыков работы с мультимедиа-объектами как источниками информации.

Мировоззренческий и развивающий аспекты урока. Развивать навыки научного мышления учащихся, умения обобщать, сравнивать, делать выводы, использовать мультимедийные объекты в качестве учебного материала.

Обучающие: изучить строение и значение зрительного анализатора, углубить знания о строении и функциях глаза и его частей.

Развивающие: описывать, сравнивать, находить признаки различия.

Воспитательные: содействовать формированию навыков здорового образа жизни.

Тип урока : комбинированный.

Методы и формы : работа с интерактивной доской, самостоятельная работа с учебником, словесный, демонстрационно-наглядный, индивидуальная и групповая.

Технологии обучения: Здоровьесберегающие, информационные технологии обучения; технология проблемного обучения.
План урока

I Организационный момент (1мин.)

II Повторение ранее изученного материала (5 мин.)

III Изучение нового материала (24мин.)

IV закрепление (8мин.)

Контроль знаний (4мин.)

V Домашние задание ( 1мин.)

VI Подведение итогов урока(1мин.)

Организационный момент

Повторение ранее изученного материала

Прежде, чем мы перейдем к изучению новой темы, вспомним то, что мы изучали. Ответим на вопросы ( Слайд6 )

Что такое анализатор?

Какие анализаторы вы знаете?

Какая часть нервной системы отвечает за работу анализаторов?

Изучение нового материала

С помощью зрения мы получаем более 90% информации, на втором месте осязание, обоняние, вкус и слух в зависимости от объектов исследования.
( Слайд 7 )Бесценный дар природою нам дан –
Глядеть пытливым оком,
Чтоб мир познать глубоко.
(М.Буонарроти)

Глаза - этот бесценный и прекрасный дар природы - не только зеркало души, но и зеркало общего состояния здоровья человека
Глаза позволяют видеть предметы, их форму, размеры, цвет. Зрение помогает установить, где находится объект, двигается он или неподвижен, какое до него расстояние. Это дает человеку возможность ориентироваться, вовремя заметить опасность. Глаза позволяют нам читать учебники и книги, рассматривать картины, карты, смотреть кинофильмы и телепередачи. Все виды трудовой деятельности связаны со зрением. За зрение отвечает затылочная доля коры больших полушарий. ( Слайд 8 )
Глаз расположен в углублении черепа- глазнице. Сзади и с боков он защищен от внешних воздействий костными стенками глазницы ( Слайд 9 ).В глубине глазнице имеется отверстие, через которое проходит зрительный нерв, сосуды. Над глазами расположены брови. ( Слайд 10 ) Глаз окружен веками и ресницами. Слезные железы расположены у наружного края глазницы. ( Слайд11 ) Глазное яблоко имеет шаровидную форму. У взрослых его диаметр составляет около 24 мм, а у новорожденных - около 16мм. Снаружи глазное яблоко заключено в белочную оболочку или склеру . Это плотная непрозрачная ткань белого цвета толщиной около 1мм.В передней части она переходит в прозрачную роговицу. Роговица и веки изнутри покрыты конъюнктивой, слизистой оболочкой. Под склерой расположена сосудистая оболочка глаза . Толщина ее 0,2-0,4мм. Она содержит большое количество кровеносных сосудов. В переднем отделе глазного яблока, сосудистая оболочка переходит в радужную оболочку. Цвет радужной оболочки колеблется от светло-голубого до темно-коричневого, и даже черного оттенка.
(Слайд 12) В центре радужной оболочки находится зрачок. Это отверстие, через которое внутрь глаза проникает свет. За зрачком располагается хрусталик. Он имеет форму двояковыпуклой линзы, которая может менять кривизну. Благодаря изменению кривизны, хрусталик направляет лучи строго на заднюю внутреннюю стенку глаза, которая называется сетчатой оболочкой или сетчаткой . Он, как говорят фотографы, фокусирует изображение на ней. ( Слайд 13 )

Внутренняя часть глаза позади хрусталика заполнена прозрачной желеобразной массой-стекловидным телом, пространство между роговицей и радужкой, между радужкой и хрусталиком- прозрачной жидкостью . Поэтому внутри глаза свет проходит через однородную прозрачную среду.

Рецепторы сетчатки -светочувствительные клетки, названные из-за их формы колбочками и палочками. ( Слайд 14 ) Колбочковидные клетки работают только на свету, а палочковидные работают в сумерках. ( Слайд15,16 )

Исследования.

1.Проведём один простой эксперимент: оставляя голову неподвижной посмотрите в окно…на дверь, на потолок, на парту, сведите глаза на нос…попробуйте рассмотреть соседа слева и справа одновременно.

Мы видим объекты. Почему? ( Предположения учащихся).

Происходит движение глазных яблок.

Шесть глазных мышц, самых быстродвижущихся мышц в организме: 4 прямые и 2 косые, мы можем одновременно двумя глазами следить за предметом, сводить глаза, но разводить – нет! ( Слайд 17 )
2.Проведём ещё один простой эксперимент

Посмотрите на тему, написанную на доске, а теперь посмотрите друг на друга и обратите внимание на размеры зрачка. А теперь посмотрите на рисунок в учебники и вновь посмотрите друг на друга. Вы видите, что размер зрачка меняется в зависимости от того на каком расстоянии рассматривается объект. Чем дальше объект - тем меньше диаметр зрачка.

Сейчас открыли тетради и записали. Зрительный анализатор состоит из трех частей: воспринимающий (глаз), проводящий (зрительный нерв), воспроизводящий (затылочная доля коры больших полушарий) К вспомогательным органам относятся: брови, веки, ресницы, слезные железы. Роговица и хрусталик- это преломляющие органы глаза. В сетчатке глаза располагаются рецепторы: палочки колбочки. Они преобразуют свет в нервные импульсы.

Занимательные факторы

В составе черепномозговых нервов в мозг входит 2 600 000 нервных волокон, а выходит 140 000. Около половины выходящих волокон несут приказы к мышцам глазного яблока, управляя быстрыми и сложными движениями глаз. Остальные нервы управляют мимикой, жеванием, глотанием и деятельностью внутренних органов. Из входящих нервных волокон два миллиона – зрительные.

Глаз способен различить 130–250 чистых цветов и 5–10 миллиардов смешанных оттенков.

Даже самый суровый мужчина проливает ежедневно от 1 до 3 миллилитров слез. Слезы постоянно вырабатываются слезными железами и увлажняют роговицу глаза, предохраняя ее от воздействия воздуха и пыли.

Самая богатая водой ткань человеческого организма – стекловидное тело глаза, в котором ее 99 %.

1. Не поворачивая головы переведи взгляд в левый нижний угол, в правый верхний, в правый нижний, в левый нижний угол. Повтори 5 – 8 раз.

2. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисуем восьмёрку в пространстве по горизонтали, вертикали.

3. С открытыми глазами, не поворачивая головы, напиши в пространстве своё имя, фамилию, сначала маленькими буквами, а потом большими.

4. Посмотрите в окно вдаль досчитайте до 20, затем переведите взгляд на стекло окна. Повторяйте это упражнение до 10 раз.

hello_html_m2c1ba7cf.jpg

IV закрепление (Слайд 19)

Установите соответствие между оболочками глаза и их функциями.

А) содержит фоторецепторы

Б) Защищает от повреждений и проникновения микробов

В) снабжает глазное яблоко кровью

Г) пропускает световые лучи через прозрачную часть - роговицу

Д) передает возбуждение, возникшее под действием света на зрительный нерв

Сейчас откройте тетради на печатной основе. На дите тему зрительный анализатор и выполните задание 1. Подпишите на рисунке основные части глаза

V.Домашние задание ( 1мин.) стр. 77 – 83, записи в тетради ( Слайд 20 )



Целевая аудитория: для 8 класса

Хорошая аннотация! Очень добросовестная работа учителя! Расписаны все этапы урока и одновременно ничего лишнего. Радостно, что для изучения биологии в Вашей школе есть влажные препараты. Спасибо за работу! Эксперт.

Очень хорошая работа, все четко, конкретно. Не люблю лишнее, поэтому ваша работа очень порадовала, спасибо!

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены


В разработке урока описывается строение вспомогательной системы и оптического аппарата глаза, даны дополнительные сведения о различных заболеваний глаз. Предлагается к выполнению самостоятельная работа "Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней".

Содержимое разработки

Глаза – зеркало души.

Не в бровь, а в глаз.

Беречь как зеницу ока.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Почему в русском языке так много пословиц и поговорок о глазах?

По разным источникам, человек получает от 70% до 95% всей информации об окружающем мире с помощью зрения.

верхнее веко

нижнее веко

третье веко

радужная оболочка



сетчатка склера хрусталик роговица зрачок стекловидное тело радужка сосудистая оболочка

стекловидное тело


хрусталик Хрусталик – двояковыпуклая линза, которая может менять свою кривизну . Аккомодация – это настройка глаза на определенное расстояние до фиксируемого объекта, в результате изменения кривизны хрусталика.

Хрусталик – двояковыпуклая линза, которая может менять свою кривизну .

Аккомодация – это настройка глаза на определенное расстояние до фиксируемого объекта, в результате изменения кривизны хрусталика.

К о л б о ч к и (6 млн.)

(на задней поверхности сетчатки напротив зрачка образуют желтое пятно, различают цвета)

Палочки (125 млн.)

(по краям, не различают цвета, повышенная светочувствительность)

 С помощью палочек различаем свет и темноту. С помощью колбочек различаем цвета. На фотографии, полученной с помощью сканирующего электронного микроскопа видны колбочки (фиолетовые) и палочки (серые) , выстилающие поверхность сетчатки .

С помощью палочек различаем свет и темноту.

С помощью колбочек различаем цвета.

На фотографии, полученной с помощью

сканирующего электронного микроскопа

видны колбочки (фиолетовые) и палочки

(серые) , выстилающие поверхность сетчатки .




 Зрительный анализатор состоит из трех частей: рецепторы сетчатки глаза , зрительный нерв , зрительная зона коры больших полушарий головного мозга. рецепторы сетчатки глаза , зрительный нерв , зрительная зона коры больших полушарий головного мозга. Зрительная зона коры Зрительный нерв Рецепторы сетчатки

Зрительный анализатор состоит из трех частей:

  • рецепторы сетчатки глаза,зрительный нерв,зрительная зона коры больших полушарий головного мозга.
  • рецепторы сетчатки глаза,
  • зрительный нерв,
  • зрительная зона коры больших полушарий головного мозга.

Зрительный нерв

Слепое пятно Зрительный нерв

Слепое пятно

Зрительный нерв

Внешнее строение глаза

Внешнее строение глаза

Внутреннее строение глаза

Внутреннее строение глаза



Глаукома



Название болезни глаз (6 клеток) Профилактика Близорукость Первая помощь Дальнозоркость Конъюнктивит Ушибы, ранения Химический ожог

Название болезни глаз

Профилактика

Первая помощь

§ 53, закончить таблицу, ответить на вопросы 1-4 (у) на стр. 203.

§ 53, закончить таблицу, ответить на вопросы 1-4 (у) на стр. 203.


-80%

Читайте также: