Конспект урока природное сообщество болото 3 класс

Обновлено: 01.07.2024

-дать первоначальное понятие о болоте;

-познакомить с наиболее типичными представителями растительного и животного мира болот;

-рассказать об использовании и охране болот;

-воспитывать бережное отношение к природе .

2.Создание проблемной ситуации.

Уч. – Сегодня мне приснился удивительный сон. Мне снилось, что я гуляла в лесу и попала в какое-то таинственное, необыкновенное место.( слайд 1).

Посмотрите какая здесь скудная растительность. Кругом сыро, мох. Догадались, где я оказалась? А теперь, я думаю, вы легко отгадаете загадку:

Все обходят это место:
Здесь земля – как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи,
Нет опоры для ноги.

Дети. Болото

Уч. — Вот вы и определили тему сегодняшнего урока.

-Сегодня на уроке мы заглянем на болото. Познакомимся с особенностями его растительного и животного мира.(слайд 2)

4. Актуализация знаний.

Уч. – Ребята, а кто-нибудь из вас видел болото? Расскажите, какое оно.

5.Постановка учебных задач.

Уч. -Чтобы вы хотели узнать о болотах?( слайд 3)

 Как возникают болота?

 Что растёт на болотах?

Кто живёт на болотах?

Вот на эти вопросы мы сегодня и попытаемся найти ответы.

6.Первичное усвоение новых знаний.

1) Возникновение болот.

Уч. Давайте ответим на первый вопрос. Так как же возникают болота. Какие у вас будут предположения. (Ответы детей.)(слайд 4 )

— 1. Когда-то на этом месте было небольшое озерцо. ( слайд 5)

Берега его густо поросли камышом, рогозом. Со дна поднимались кувшинки, лилии. Каждый год камыши и тростник разрастались все больше, наступали с берегов на воду, переплетались стеблями. И закрывали, закрывали воду … Прошло несколько десятков лет, и растения полностью захватили озеро, закрыли воду. С каждым годом заросли становились все гуще. И вот из переплетений стеблей, листьев и трав образовался толстый слой — почти до дна достает. Оттого, когда идешь по болоту, так пружинят кочки, так вязнут ноги. Того и гляди провалишься – под кочками вода. И в заросших ряской и тиной водных зеркальцах тоже топкое дно, которое засосет любого.

2.-Или может речушка лесная текла не спеша и понемногу зарастала в низинках травами. (слайд 6 )

3.- Или ключ бил из земли и все вокруг пропитал водой. Вот и образовались на таких местах болота .

Уч. -Болота — это копилки воды. Много воды — значит, стали расти здесь влаголюбивые травы, кустарники. (слайд 7 )

2)Какие же растения растут на болоте? (слайд 8 )

Основной растительностью болот являются мхи.

Сфагнум – это мох, который можно увидеть на болоте. Он может быть зеленым, бурым, белым и даже красным. (слайд 10 )

Он состоит из множества сцепленных между собой мягких стебельков. Растет он всю свою жизнь. (слайд 11 )

Точнее, растет его верхняя часть, а нижняя постепенно отмирает, образуя торф.

Растут на болоте и травянистые растения. (слайд 12 )

Пушица. При созревании у пушицы на концах стеблей образуются как будто комочки ваты, белые и пушистые. Пушинки помогают мелким, легким семенам улетать с ветром. Бывает, что порыв ветра закрутит их, поднимет выше деревьев и перенесёт на другое болото. Тогда на будущий год там тоже забелеют головки пушицы.

Раньше ватой пушицы в деревнях, стоящих вблизи болот, набивали подушки и матрасы, даже выделывали из неё ткани.

Морошка. (слайд 14 )

— Когда идешь по болоту в жаркий летний день, чувствуешь, что воздух здесь какой-то особенный. С полчаса походишь – голова будто бы одурманена, иногда и разболеться может. Это все от запаха багульника – невысокого кустарника, растущего на болотах. Его стебли и листья выделяют летучие ароматные масла. Если где-нибудь услышишь запах багульника, то сразу вспомнишь болото, его запах ни с чем не спутаешь. Растение знаменито своим сильным дурманящим запахом. Есть в нём что- то приторно-сладкое, навевающее дрему, сон. В малых дозах этот аромат даже приятен, однако долго находиться среди багульника нельзя — разболится голова.

Цветы у багульника вырастают в густых щитках. Бывало, выйдешь на берег заболоченного озерка — и увидишь нечто феерическое: маленьким белым салютом отражается каждый кустик багульника в тёмной воде. И таких салютов очень много! Издавна знает народ о лекарственных свойствах багульника. Северяне при помощи багульника лечат такие болезни, как ревматизм и артрит. Его сильный аромат оказывает ещё не изученное по-настоящему воздействие на нервную систему человека .

Растут на болоте ягодные кустарники.

Кустарник высотой до одного метра.

Листья длиной до 3 см. Цветы мелкие, белые. Плоды — синие, с сизым налётом, сочные съедобные ягоды длиной до 1,2 см.

Этот вид очень морозостоек; один куст может жить до ста лет.

Ягоды голубики содержат в себе сахара, витамин С, органические кислоты, дубильные вещества.

Употребляют голубику в свежем виде, готовят из нее кисели, варенье, компоты, вина.

Уч. — Кроме всех названных обычных растений болот, встречаются на болотах и необычные растения, которые ловят и едят насекомых. (слайд 20 ) Например, росянка — занесена в Красную книгу. Это растение опыляется с помощью насекомых и… растение поедает их. Вверху — трогательные цветочки, внизу — хищные и коварные листья-ловушки. Впрочем, внешне эти листья выглядят весьма привлекательно .Они заманивают насекомых, зазывают их к себе. Еще бы! Ведь это не просто листья, а маленькие сказочные оазисы.

Представьте себе: на болоте — засуха .Сфагнум бурый стал на верхушках кочек хрустким, ломким. Болото сейчас похоже на пустыню. И вдруг невероятное: множество прозрачных капелек. Они — дуновение свежести, они — утоление жажды. И вот насекомое делает посадку на лист росянки. И увязает в капельках… Ведь это не вода — это ловчий клей. Округлый лист густо усеян красноватыми ресничками, каждая из них увенчана крохотной радужной каплей. Это живая ловчая снасть. И одновременно пищеварительный орган. Проследим за его действиями.

Вот на самый край листа садится насекомое. Сразу почуяв неладное, оно пытается улететь прочь. Но поздно! Его длинные ножки безнадежно увязли. Далее мы видим следующее: крайние реснички начинают сгибаться, явно смещая добычу к центру листа. Одновременно начинают работать другие реснички. Они тянутся к жертве, норовят прикоснуться к ней липучими шариками. Чем крупнее и активнее жертва, тем больше ресничек будет задействовано. Медлить траве-охотнице нельзя: ей для роста нужны питательные вещества. Как быть росянке, растущей на моховом болоте, где нет плодородного перегноя? К тому же корешки у этого растения слабые, коротенькие, они лишь всасывают дождевую воду из верхнего слоя мха. Что ж, природа находит другой путь: делает росянку плотоядной .

7. Первичная проверка понимания.

а) —А теперь давайте проверим, как вы запомнили.

— На ваших столах лежат рисунки растения. Выберите те, что растут на болотах и приклейте на рисунок болота.

-Разделите растения на группы. ( мхи, травянистые растения, кустарники).

А есть ли среди этих растений деревья? Как вы думаете, растут ли на болоте деревья? Давайте проведем исследование.

б) Исследовательская работа.

1 группа — доказывает, что деревья на болотах не могут расти.

2 группа – доказывает, что деревья на болотах расти могут

( Выслушиваются выводы детей)

ДЕРЕВЬЯ на болотах чахлые, низкорослые, так как слишком много влаги. Корни деревьев в воде вымокают, задыхаются без воздуха, поэтому создать надёжную опору они в этих условиях не могут. На болоте можно встретить ольху, берёзу, сосну. (слайд 22 )

Уч. — Остатки мхов, трав, стебельки и листочки разных болотных растений из года в год отмираю и ложатся слоями друг на друга. (слайд 23 ) В воде болот без доступа воздуха растительные остатки разлагаются очень медленно. Как вы думаете, какое полезное ископаемое образуется из этих растительных остатков на болоте через несколько десятков лет? (слайд 24 )

8.Первичное усвоение новых знаний (продолжение).

Практическая работа.

Уч. Давайте рассмотрим под лупой кусочки торфа. Что вы видите? ( Ответы учеников).

Опустим кусочки торфа в воду. Что мы узнали? (Ответы детей)

А теперь посмотрите, что произойдёт, если я подожгу кусочек торфа. Что вы увидели? (Ответы детей.) Вывод.

С виду торф – чёрная или тёмно-коричневая масса, но если растереть кусочек его и рассмотреть в увеличительное стекло, то видны крохотные листики, стебельки мха, травинки, кусочки мелких веточек и другие остатки растений.

Торф – хорошее топливо. Торфом издавна топят печь. И сейчас он горит в топках электростанций. Торф еще и отличное удобрение. Если добавить торфа в почву, то будет хороший урожай. (слайд 26 )

Уч. -Вот какое ценное сырьё дают нам болота. И мы узнали ответ на ещё один вопрос нашего урока.

10. Первичное усвоение новых знаний (продолжение).

3) Кто на болоте живет? (слайд 27 )

Уч. — На болотах живут такие животные, которые чувствуют себя дома среди кочек, болотных трав, вод, трясин, чахлых деревьев. Болото для них — надежное укрытие, и место, где можно кормиться и выводить потомство .

Живет на болоте интересная птица – выпь. Рыжевато- бурая. Окраска у нее не ровная, а полосатая, что хорошо маскирует птицу. Если эта птица чувствует опасность, она замирает, вытягивает шею и… становится невидимой , сливаясь с растительностью. Охотится она ночью: долго стоит у воды и наблюдает, не проплывет ли мимо добыча. Как только увидит выпь малька, головастика или рыбешку, делает молниеносный выпад – и добыча оказывается в клюве. Вечерами и утрами над болотом иногда несутся жуткие звуки – гулкие, протяжные, похожие на вой, наводящие страх. Это кричит выпь.

Цапли великолепно приспособились к жизни среди болот. Они умеют проворно лазать в тростнике и отлично плавают. Голос у них очень неприятный, а у некоторых напоминает ужасной силы рёв.

Цапли – коварные и злобные существа. Несмотря на то, что они живут сообществами, их нельзя назвать общительными. Каждая цапля, нет-нет, да и улучит минутку, чтобы напакостить своей соседке.

Эти птицы с удовольствием едят лягушек , моллюсков, мелких птиц, червей и раков.

А вот на ветке виден какой-то бурый нарост. Вдруг повернулась голова и уставились два круглых желтых глаза. Филин — ночной разбойник! Нет от него спасения в темноте ни птицам, ни грызунам. Это он так громко хохочет на болоте, как стемнеет. Несведущий человек прямо обомлеет, когда в первый раз услышит его жуткий раскатистый хохот. Кроме этих птиц на болотах можно встретить и других пернатых жителей. (слайд 31 )

Болото рай для насекомых. (слайд 32 )

Усердно уничтожают насекомых живущие на болотах земноводные. (слайд 33 )

Раз есть земноводные, появляются их враги – змеи. (слайд 36 )

11.Первичная проверка понимания.

а)- А теперь давайте проверим.

— На ваших столах лежат рисунки животных. Выберите те, что живут на болотах и приклейте на листок.

б) Гости болота. (слайд 37 )

Уч. -Животных какой группы мы не вспомнили, говоря о болотных жителях? (млекопитающие).

Как вы думаете, живут ли они на болотах? Почему? ( Ответы детей)

Уч. – Верно, на болотах они не живут, но заходят в гости.

На болотах можно встретить не только постоянных обитателей. Заходит сюда и могучий лось — высокий, с длинными ногами, мощной грудью, горбоносой головой. И олень с развесистыми рогами заглядывает. И медведь и лесной петух — тетерев, и рябчик, и белые куропатки. И всех, кто в гости заглянет, болото угостит вкусными ягодами, травами, спрячет в гуще тростника или камыша, уложит спать на мягком мху, вылечит от недугов.

Где много болот — там всегда много растений и всякой птицы, и зверья.

12.Применение новых знаний.

Значение и охрана болот. (слайд 38 )

-Какое значение играют болота в жизни людей?

1.Люди добывают на болотах торф, который применяется как топливо; в качестве подстилки для животных на фермах; как удобрение.

2.На болотах собирают ягоды, грибы, ценные продукты питания .

3. Здесь селятся немало ценных и даже редких птиц, таких, как журавли.

4. В болотах берут начало многие реки, поэтому болота называют еще хранителями воды на земле .

Уч. -Долгое время болота осушали с целью увеличения количества пахотных земель. Это привело к обмелению некоторых рек, к сильному сокращению болотных птиц и других животных, к исчезновению большого количества ягодных растений. Болота — это часть природы. Они подлежат охране. Ученые установили, на территории нашей страны не менее 100 болот должны быть оставлены в неприкосновенности. Охраняются и отдельные представители болотных растений: росянка; животных –журавли .

Нажмите, чтобы узнать подробности

как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва).

Регулятивные универсальные учебные действия

– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– принимать роль в учебном сотрудничестве;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

– контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– воспринимать смысл предъявляемого текста;

Обучающийся получит возможность научиться:

– обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные универсальные учебные действия

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

– строить монологическое высказывание;

– учитывать другое мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (при работе в парах);

Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности.

-Здравствуйте, дети! Напомню вам, что меня зовут Мария Геннадьевна! Сегодня я буду вести у вас урок окружающего мира!

-А теперь садитесь, мальчики!

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

-А урок наш мы начнём со стихотворения! Ребята, давайте все дружно прочитаем это стихотворение:

Любите родную природу-

Озёра, леса и поля,

Ведь это же наша с тобою

Навеки земля.

На ней мы родились,

Живём мы с тобою на ней,

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относится добрей.

-Молодцы, ребята! А какие природные сообщества встречаются в данном стихотворении? (озеро, леса, поля)

-Отлично! А какие ещё природные сообщества вы знаете?(луг, лес, поле)

-Ребята, а как вы думаете, что такое природное сообщество?

Природное сообщество - совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории, влияющих друг на друга и на окружающую среду.

Постановка темы и цели.

Введение в тему.

-Итак, ребята сейчас я загадаю загадаю вам одну очень интересную загадку, а вы в свою очередь попытайтесь отгадать её! Слушаем все внимательно, читаю один раз!

Это место для лягушек.

Здесь нет улиц, нет избушек.

Лишь –куда ни поглядишь-

Кочки, ряска и камыш.

-Ребята, кто догадался о чём идёт речь? (о болоте)

-Значит, тема нашего сегодняшнего урока называется?(болото)

(Болото-топкое место со стоячей водой)

-А кто из животных живёт на болоте? Какие там растения растут? Какую пользу нам приносит болото? Можно ли обойтись без этого прир. сообщества?

Работа в парах (по карточкам)

На болоте две подружки –

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Лапками топали, лапками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет,

Вам, друзья, физкультпривет.

Проверка работ Дети зачитывают свои варианты. Затем следует рассказ о жителях болота…(презентация)

Дети зачитывают свои варианты. Затем следует рассказ о жителях болота…(презентация):

В сенокос-горька,

А в мороз-сладка.

Что за ягодка?

-Правильно, это КЛЮКВА! Ягоды клюквы становятся красными только поздней осенью, перед самой зимой. Только тогда их можно собирать. Ягоды имеют широкое применение, их заготавливают в больших количествах. Они богаты витаминами, прекрасно хранятся. Из них приготавливают варенье, кисели, напитки и т.д.

-На болоте также встречаются растения –хищники. Они приспособились ловить насекомых и других мелких животных и переваривать их для получения необходимых питательных веществ. Это растение называется Росянка.

-Большая выпь. Эта птица имеет длинные ноги и длинную шею, большой острый клюв. Питается она рыбой, лягушками и червями. Заметив врага, птица искусно затаивается: она вытягивается во весь рост, подняв кверху клюв, и не двигается долгое время. Её длинная фигура желтоватых тонов с чёрным рисунком на брюшке и спине становится совсем незаметной среди жёлтых стеблей тростника.

-Ребята, что общего во внешнем виде всех этих птиц (у всех длинные ноги)

-Как вы думаете, зачем птицам это необходимо? (удобнее ходить по болоту)

-Какие ещё приспособления имеют птицы, живущие на болоте? (длинный клюв, чтобы доставать пищу из воды. Все хорошо летают. Некоторые ещё и плавают)

Трав копытами не касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко!(Лось)

-Ребята, а лось живёт на болоте? Крупным животным трудно жить на болотах и они заходят сюда в поисках пищи.

-Почему лось не проваливается в болотах?(на копытах есть кожистая перепонка, которая не даёт ему проваливаться)

-Торф. Это остатки погибших растений, разложившиеся на дне без доступа воздуха, а также это топливо, удобрение и сырьё на химических заводах.

Учитель: Настройтесь на урок. Улыбнитесь и подарите свою улыбку друг другу.

2. Подготовительный этап: выявление знаний детей по теме

  1. В качестве индуктора в начале занятия учитель предлагает детям составить картину из пазлов (конверты с пазлами есть в каждой группе). Приложение 1.
  2. Афиширование групповых работ в классе.
  3. Социоконструкция.
    Как вы думаете, что изобразил художник на ваших картинках? Обоснуйте свое мнение.
  4. Социализация в классе.
  5. Самоконструкция.
    Какие ассоциации возникают у вас при слове “болото”? Запишите слова-ассоциации на листочках, поделитесь своими мыслями и чувствами в группе.
  6. Социализация в классе.
  7. Самоконструкция.
    Используя слова-ассоциации, напишите текст на тему “Болото”. Прочитайте в группе тексты друг другу, выберите один для чтения всему классу.
  8. Социализация в классе.
  9. Социоконструкция.
    В народе говорят: “Болото, с одной стороны, беда, а с другой – кладезь добра”. Какие мысли и вопросы возникли у вас по поводу данной пословицы? Поделитесь ими в группе и представьте всему классу.
  10. Социализация в классе.

Работа с презентацией “Природное сообщество – болото”

У. Сейчас, ребята, мы с вами отправимся в путешествие на болото, узнаем особенности этого природного сообщества, познакомимся с его удивительным и разнообразным растительным миром, поговорим о значении болот для человека и природы. Итак, друзья, в путь! (Слайд 1, см. Приложение 2)

– Давайте вспомним, что такое природное сообщество? (Слайд 2)

– Какие природные сообщества мы уже изучили? (Слайд 3)

Презентацию читает учитель.

– Закройте глаза, представьте, что вы в лесу. Лес не был бы лесом, если бы его заросли не перемежались болотами.

– С древних времён люди побаивались болот. Говорили, что там живут водяные, лешие, кикиморы. Какими их только не представляли: и с рогами, и мохнатыми, и с хвостами!

– Болота пугали своей тишиной и неподвижностью. Самые увлажнённые участки болот носят название топи. Немало людей и животных погибло, не сумев выбраться из топей. Люди старались обходить болота стороной. (Слайд 7)

– Но постепенно люди поняли, что болот не надо бояться. Они перестали верить в “нечистую силу”, и болота открыли человеку свои тайны. (Слайд 8)

– Болотом называют избыточно увлажнённые участки суши, но без сплошного зеркала воды на поверхности и со слоем торфа не менее 30 см. (Слайд 9)

– Болото – это особое природное сообщество, которое образовалось из-за избытка воды в почве. Болота и заболоченные места занимают в России примерно 2 млн.кв. км.

Работа с физической картой России. Показ крупнейших болот на карте. Обозначение болот на карте. (Слайд 11)

– Болото может появиться на месте заросшего озера. (Слайд 12)

– Больше всего болот в тайге и в тундре. (Слайд 13) –

– Идёшь по лесу и видишь: деревья растут всё реже, под ногами чавкает пропитанная водой земля. И вот перед вами болото. Послушайте звуки, которые можно услышать на болоте. (Слайд 14)

– На болоте мы можем увидеть все этажи растительности: деревья, кустарники, травы, кустарнички, грибы и мхи. (Слайд 15)

– Какие же деревья можно встретить на болоте?

Слайд 16 – “Ива”. (Загадка.)
Слайд 17 – “Ивы на болоте”.
Слайд 18 – “Ольха”. (Загадка.)
Слайд 19 – “Ель”. (Загадка.)
Слайд 20 – “Берёза”. (Загадка.)
Слайд 21 – “Сосны”.

– Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Мох сфагнум) (Слайд 22)

– Среди мха встречаются тонкие стебельки пушицы с белыми клочками “ваты” наверху. (Слайд 23)

Угадай по описанию:

– Частично погружён в воду. Цветки с тремя лепестками. Лист похож на увеличенный наконечник стрелы. (Стрелолист) (Слайд 24)

– Из трав на болтах много осоки. (Слайд 25)

– Встречаются на болотах камыши. (Слайд 26)

– Когда идёшь по болоту в жаркий день, чувствуешь, что воздух здесь какой-то особенный. С полчаса походишь – голова будто бы одурманена, иногда и разболеться может. (Слайд 27)

– Это всё от запаха вечнозелёного ядовитого багульника – невысокого кустарника, обычно растущего на болотах. (Слайд 28)

– Другой болотный кустарник – вереск. Он, как и багульник, оставляет на зиму зелёные листочки и с ними прячется от мороза под снегом. (Слайд 29)

– Растут на болоте и ягодные кустарнички. Отгадайте их:

Когда весною талые
Сойдут с болот снега,
Они, как бусы алые,
Усеют берега. (Клюква) (Слайд 30)

Листики – с глянцем,
Ягодки – с румянцем,
А сами кусточки –
Не выше кочки. (Брусника) (Слайд 31)

Голубые ягодки
Повисли на кусточке.
Голубые ягодки
Зелёные листочки. (Голубика) (Слайд 32)

Росло – повыросло
Из кустов повылезло.
На кончике закрутилось
Красным цветом заискрилось. (Морошка) (Слайд 33)

– Многие болотные растения лекарственные.

Слайд 34 – “Аир болотный”.
Слайд 35 – “Багульник”.
Слайд 36 – “Валериана”. “Череда”.

1. Рассказы детей о целебных свойствах этих растений (по ходу презентации)

– Есть среди растений болот и необычные жители.

Есть трава с загадкой, с хищною повадкой.
Комара и мушку заманит в ловушку. (Росянка) (Слайд 37-38)

– Растут на болотах и грибы. (Слайд 39)

2. Игра “Проверь себя” (Слайды 40-46)

3. Физкультминутка

По болоту мы идём
Очень осторожно!
Мелкие шажки – раз, два, три.
Лёгкие шажки – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.

4. После просмотра презентации детям предлагается заполнить листы путешествия по группам.

5. Афиширование работ, составленных детьми.

6. Рефлексия (Слайд 47)

– Какие ваши впечатления от увиденного, услышанного сегодня на уроке?

Я ____ узнал, вспомнил, запомнил, удивился, мне понравилось…и т.д.
(Дети передают мяч и говорят: “ На уроке я узнал, что. ”)

4. Итог урока

У. Молодцы! Спасибо всем за урок! На следующем уроке мы продолжим путешествие по болоту и узнаем ещё очень много интересного. А на прощание послушайте стихотворение.

Любите родную природу –
Озёра, леса и поля,
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней,
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относится добрей.

5. Домашнее задание

Автор: Кузьмина Светлана Зотиковна

Населенный пункт: Чувашская Республика, город Чебоксары

Задачи:

  • выявить знания о природных сообществах;
  • расширить и систематизировать знания о болоте, как экосистеме;
  • развивать умение наблюдать за жизнью болота, устанавливать причинно – следственные связи;
  • обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс;
  • развивать умение находить информацию в тексте (познавательные УУД)
  • воспитание экологической, информационной культуры.

Предметные результаты.

Обучающийся получит возможность научиться: устанавливать связи между неживой и живой природой, приводить примеры растений и животных, характерных для болота, использовать учебник, атласы для поиска информации, оценивать своё поведение и поведение других людей в природе, оформлять свои знания в виде кластера, моделировать экологические ситуации оценивать их последствия.

Метапредметные результаты:

Обучающийся получит возможность научиться: формировать умения строить логические рассуждения, делать умозаключения, обосновывать правильность или ошибочность результата, умение логически рассуждать, организовывать и строить учебное сотрудничество, умение работать в группе, умение слушать партнера.

Личностные УУД:

формировать интерес к познанию окружающего мира; понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей; принятие ценности природного мира, природоохраны, понимание красоты природы России и родного края.

Регулятивные УУД:

действовать в учебном сотрудничестве; контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом.

Познавательные УУД:

находить в содружестве с одноклассниками способы решения задачи; проводить сравнение и классификацию объектов по самостоятельно выделенным критериям; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня общения.

Коммуникативные УУД:

ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе; учитывать другое мнение.

Характеристика деятельности обучающихся:

  • ставить учебную задачу урока;
  • извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников о природном сообществе и обсуждать полученные сведения;
  • характеризовать влияние человека на природные сообщества;
  • анализировать влияние современного человека на природу

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг. момент.

Настрой на урок.

Начинаем ровно в срок,
Наш любимейший урок.
Покажите умные глазки, ровные спинки.

Повернитесь, поздоровайтесь с гостями.

  • Я желаю, чтобы на уроке вы помогали друг другу.
  • Желаю, чтобы возникающие проблемы всегда решали вместе.
  • Чтобы сегодня вы на уроке открыли что-то новое и интересное.
  • И самое главное, чтобы на уроках всегда присутствовало хорошее настроение.

Итак, устремимся по ступенькам знаний к новым к новым открытиям. Готовы?

Смотрят на учителя, выравниваются.

Поворачиваются к гостям,

приветствуют гостей, улыбаются.

II. Актуализация

знаний

(На доске опорные слова) - Прочитайте:

  • единство живой и неживой природы
  • разных профессий
  • способно совместными усилиями
  • сообщество живых организмов
  • поддерживать круговорот веществ

Читают, располагают слова в правильном порядке.

- Для определения какого понятия эти слова являются опорными? Расположите в правильном порядке.

- Для определения понятия “Экосистема”, т.к. экосистема - это единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных “профессий” способно совместными усилиями поддержать круговорот веществ.

- Назовите составные части экосистемы

III. Постановка

учебной проблемы.

- С какой экосистемой уже знакомы?

- Мы назвали озеро природной экосистемой. Почему?
Задание на проверку домашнего задания

6. Хвостатая озерная хищница: ящерица

7. Мелкие организмы, плавающие в толще воды: кувшинки

Проверка по эталону. СЛАЙД 6

- Знакомы с экосистемой озера.

5. да
6. нет
7. нет
8. да
9. да

Задание 2.

Работа в парах. Карточки для работы на партах.

- Но для успешного выполнения работы объясните, что в этом круговороте обозначают разноцветные стрелки?

(На слайде дублируется задание, только вместо слов фото) СЛАЙД 7

Слова для справок: рак, плотва, дафния, водоросли, щука, багульник.

Зелёная стрелка – передача органических веществ.

Коричневая – передача минеральных веществ.

В парах восстанавливают круговорот веществ и встречаются с проблемой.

- Какая возникла проблема?

Не знаем куда отнести слово багульник, так как не знаем, что это?

- Действительно это так, а вот из какой экосистемы, вы узнаете, прослушав аудиозапись.

Включается аудиозапись со звуками болота. Приложение1

- Думаем, что это “пришелец” из другой экосистемы, потому что при изучении озера мы не слышали о нем.

Читайте также: