Конспект по теме симфония

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Симфония

Закрепить и обобщить знания о симфоническом оркестре.

Познакомить с понятием симфония как образцом симфонической музыки

Осуществление комплексного подхода к уроку через межпредметные связи.

Задачи урока:

Образовательные задачи :

• Повторить знания о симфоническом оркестре.

• Выявить уровень усвоения учащимися полученных знаний.

• Показать особое значение роли дирижёра при исполнении симфонической музыки.

• Актуализация опорных знаний учащихся.

Развивающие задачи :

• Развитие познавательного интереса к урокам музыки, творческой активности учащихся.

• Развитие чувства ритма, творческих способностей.

• Развитие внимания, мышления, речи.

• Учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образы

Воспитательные задачи:

• Воспитание интереса, любви к искусству.

• Воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки

• Воспитание эмоциональной отзывчивости.

• Способствовать воспитанию духовной культуры учащихся.

• Создание ситуации успеха для каждого ученика.

Урок комплексного применения ЗУН учащихся.

Фрагменты - примеры звучания инструментов симфонического оркестра;

Фрагменты - примеры звучания различных видов оркестра;

Методы и приемы:

Элементы критического мышления

Организационный момент:

- Настал новый день. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту, тепло солнечных лучей. С лайд 1

II . Введение в тему

- Мир музыкальных инструментов достаточно широк. Сегодня мы продолжим разговор о симфонической музыке и познакомимся с таким понятием как симфония. Будем слушать звучание симфонического оркестра, самого разнообразного по тембрам и звуковым краскам, где каждый инструмент обладает своим характером.

III . Повторение пройденного материала

1 . У каждого вида искусства есть свои выразительные средства. У художника это краски и линии, у композитора музыкальные звуки, у поэта – слова, у скульптора – мрамор. Такими выразительными свойствами – различной окраской – обладают голоса музыкальных инструментов симфонического оркестра.

Симфоническая музыка - это музыка, которую исполняет симфонический оркестр.

2. Давайте вспомним, что такое оркестр?

Сейчас оркестром называют большую группу музыкантов(12 человек и более), исполняющих музыку на различных инструментах.

- Правильно. Когда играет сразу много инструментов – это играет оркестр. Значит, ОРКЕСТР – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах. С лайд 2

3. Вы уже знаете, что оркестры по своему составу бывают разные. Это зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра. И, конечно, каждый оркестр имеет свои выразительные, тембровые и динамические возможности.

- Давайте вспомним виды оркестров. Слайд 3

Слушание: 4 вида оркестровых произведений. Беседа по определению характера музыкальных произведений, их сходства и различия (джазовый, симфонический, струнный военный, народных инструментов). Слайды 4,5,6,7,8,9

4. Давайте вспомним и назовем инструменты, входящие в группы симфонического оркестра.

6. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Представителя, какой творческой профессии вы видите на слайдах? К кому он обращается и что за таинственные знаки он посылает?

Кто не вежливый такой:

Повернулся к нам спиной,

Стал размахивать руками

Прямо в зале перед нами.

Не приучен он к порядку

Или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор?

Дирижер слайд 17

7. Пантомима

- Я вам тоже предлагаю вам примерить фрак дирижера. Покажите жестами и мимикой:

III . Работа над песней

- дыхание, распевание, работа над текстом

3а – Смешной человечек, 3б – Носорог

IV . Новая тема

- Сегодня мы познакомимся с понятием СИМФОНИЯ. Как вы думаете, что это такое?

Ответы детей Слайд 18

- Мы прослушаем фрагмент одной из самых известных симоний в мире – симфония № 40 В.А.Моцарта.

Слушание симфонии

- Беседа по прослушанному.

- Назовите музыкальные инструменты и отметьте те, которые входят в состав симфонического оркестра. Слайд 20,21

Что такое симфония, история симфонии


История музыкального искусства началась в незапамятные времена и своими корнями уходит в глубокую древность. Музыка сопровождала людей всегда и везде, вошла в их культуру, стала неотъемлемой частью жизни и интенсивно развивалась вместе с непрерывно эволюционирующим человеком. Появлялись новые музыкальные инструменты, усовершенствованные жанры и стили, которые с течением времени неустанно преобразовывались. Так, для воплощения творческих идей талантливых композиторов в результате их кропотливых изысканий возник обладающий широкими возможностями жанр симфонии, который и в нынешнее время признаётся наивысшим жанром инструментальной музыки.

Историю симфонии и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Что такое симфония

Симфония. В нынешнее время этим словом, которое с греческого переводится как созвучие, именуют наполненное глубоким идейным содержанием масштабное музыкальное произведение, предназначенное для исполнения оркестром того или иного состава: симфоническим, духовым, народным, камерным. Симфония, являющаяся высшей формой инструментальной музыки, пишется композиторами в сонатно-циклической форме, то есть произведение состоит из отдельных частей, связанных между собой единым замыслом, при этом первая часть сочинения, как правило, излагается в сонатной форме.

Что такое симфония

Симфония по своему потенциалу превосходит другие музыкальные формы. Её возможности позволяют посредством звуковых образов всецело раскрыть идею произведения, отобразить сюжетно-драматическое действие и помимо того показать всё богатство эмоциональных состояний личности, то есть её чувства и настроения. По сравнению с художественной литературой симфония подобна роману с его драматургией и единой сюжетно-образной концепцией.

Симфония – произведение, включающее нескольких частей, количество которых может варьироваться от трёх до пяти. Однако чаще всего композиторы обращаются к четырёхчастной классической форме, заложенной Гайдном и Моцартом , а затем получившей развитие в творчестве Бетховена .


Опорными в симфонии являются первая и финальная части. Начало произведения характеризуется завязкой драматического действия, а в финале происходит завершение композиционного круга. Первая часть симфонии, которая обычно бывает весьма динамичной, имеет форму сонатного аллегро, представляющую собой четкую структурную и драматургическую модель. Она начинается вступлением и имеет три раздела: экспозицию, разработку и репризу. Вторая часть произведения, как принято — медленная. Это поэтический центр всей композиции и его форма может быть самой разнообразной: вариационной, сонатной, но в большинстве случаев контрастной трёхчастной. Третья часть в симфониях Гайдна и Моцарта - это менуэт, затем Бетховен заменил грациозный танец на оживлённое скерцо. Финал произведения подводит итог всего цикла. У венских классиков он имел форму рондо-сонаты, но с течением времени менял своё строение. Жизнеутверждающий и энергичный он возвращает слушателя к настроениям первой части, однако музыкальный материал в нём звучит не только бодро, но и оптимистично.

Популярные симфонии

Вольфганг Амадей Моцарт Симфония №40. Это самое известное произведение, признанное сокровищем классической музыки, написано гениальным маэстро летом 1788 года. Небольшой оркестр, минорная тональность и отсутствие торжественности сразу настраивает на серьёзный лад. Симфония традиционно для тех времён состоит из четырёх частей, три из которых: первая - Allegro, вторая - Andante и четвёртая - Allegro assai имеют сонатную форму, а третья ― Menuetto написана композитором в сложной трёхчастной форме с трио.

В.А. Моцарт симфония №40

Петр Ильич Чайковский Симфония №4. В творчестве гениального композитора это выдающееся произведение, сочинённое в 1877 году, является знаковым и указывает на новый этап последующего развития симфонизма. Эта четырехчастная психологическая драма, соизмеримая по духу с творениями великого Бетховена, начинается с интродукции, в которой звучит фанфарная тема рока. Первая часть композиции - Andante sostenuto, написано в форме сонатного аллегро. Вторая часть - Andantino in modo di canzone имеет сложную трёхчастную форму. Третья часть –Scherzo: Pizzicato ostinato – сложная трёхчастная форма. Финал - Allegro con fuoco – форма рондо-соната.

История


Алессандро Скарлатти

Основоположником нового жанра принято считать австрийского композитора, представителя венской классической школы Йозефа Гайдна . Поначалу его первые симфонии, рассчитанные на небольшой оркестровый состав, по сути, не отличались от развлекательных по характеру камерных произведений, однако со временем сочинения композитора наполнились глубоким смыслом и драматическим содержанием. В связи с этим, для воплощения того или иного замысла, Гайдн расширил состав оркестра, а также смело использовал тембральный окрас новых инструментов. Музыка симфоний, которых Гайдн написал более ста, отличается остроумием, затейливостью развития тематического материала и оригинальностью инструментовки. Именно в этих сочинениях новый жанр окончательно оформился и принял вид классической симфонии, в которой все четыре части, имеющие свой тематический материал, разделены, но в то же время связаны друг с другом по смыслу и составляют единое целое.

Йозеф Гайдн

Разумеется, ещё одной выдающейся личностью, стоящей у истоков классической симфонии, но по-своему решавший эту задачу, был гениальный Вольфганг Амадей Моцарт . Он обогатил содержание произведений, наполнив их эмоциональными контрастами и драматизмом, усилил тематическое развитие, увеличил размер частей, существенно развил оркестровку. В каждой из своих симфоний, которые отличаются мелодическим богатством, изящной гармонией и искусным контрапунктом, композитор, более стилистически объединяя, воплощал новый художественный замысел.

Следующим этапом в развитии симфонии было творчество композиторов – романтиков. Они, направляясь по пути великого Бетховена, но в то же время постоянно экспериментируя, наполнили форму классической симфонии новым содержанием, в котором драматизм уступал место лирико-психологическому или даже эпическому началу. Среди композиторов – симфонистов данного направления следует особо выделить Франца Шуберта , Роберта Шумана, Феликса Мендельсона , Гектора Берлиоза, Ференца Листа , Иоганнеса Брамса, Александра Бородина , Петра Чайковского, Александра Глазунова , Антона Брукнера, Густава Малера , Антонина Дворжака, Сезара Франка, Рихарда Штрауса и Яна Сибелиуса .

У композиторов - романтиков доминирующее положение стала занимать программная симфония, и особое развитие получил сквозной тематизм между частями, количество которых они нередко экспериментально меняли то в большую, то в меньшую сторону. Романтики в своих произведениях, отличающихся ярким тембровым и гармоническим колоритом, нередко вносили изменения в исполнительский состав, вводя в оркестр новые инструменты, солирующий вокал и хор. В их сочинениях появились лейтмотивы, а также выразительно и проникновенно зазвучали мотивы народных песен и танцев.

В двадцатом веке симфонический жанр не стоял на месте. Появилось довольно много новаторских направлений, в которых проводились смелые эксперименты. Композиторов сочиняющих симфонии в прошлом столетии было довольно много, но особый вклад в развитие жанра внесли Дариюс Мийо, Артюр Онеггер, Пауль Хиндемит, Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев , Дмитрий Шостакович, Альфред Шнитке , Эйтор Вила-Лобос, Чарлз Айвз, Кшиштоф Пендерецкий, Ральф Воан-Уильямс, Эллиотт Картер, Уильям Стилл, Эллен Цвилих, Бенджамин Бриттен …

Моцарт
Бетховен

Чайковский
Шостакович

Интересные факты о симфониях

Среди большого количества музыкальных жанров симфония в нынешнее время занимает самое почётное место, поскольку только в ней возможно всецело отобразить драматургический замысел, а также внутренний мир её создателя. Слушая произведение, мы приобщаемся к гениальности творца, создавшего его, а значит, что очень важно, становимся духовно богаче.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Симфония № 40 Моцарта


Тема: Симфония Предмет: музыка Преподаватель: Дурахов А.Г.

Тип урока: урок-практикум. Форма урока: комбинированный урок.

Методическая цель: демонстрация реализации индивидуального дифференцированного подхода в процессе выполнения воспитанниками заданий для самостоятельной работы.

операциональные: создать условия для личностно-организованной и групповой деятельности таким образом, чтобы способствовать умению планировать и организовывать деятельность: предмет, способ, цель (ценность).

аксиологические: способствовать осознанию воспитанниками значения симфонии и музыкального содержания в музыке и жизни.

Результат освоения урока:

- личностные - формирование навыков как самостоятельной и целенаправленной, так и содержательной музыкально-учебной деятельности, направленной на смыслобразование и личностное самоопределение;

- метапредметныеразмышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

- предметные - умение отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке.

Методическое обеспечение урока и средства обучения: аудио- и видеоматериалы, презентация в программе Power Point, раздаточный материал, декорации.

Методы: методы развития познавательного интереса (создание ситуации творческого поиска), методы развития творческих способностей и личных качеств воспитанников (создание креативного поля).

Ведущая технология: проблемное обучение

Отдельные элементы используемых технологий: критического мышления, информационно-коммуникационных технологий, здоровьесбережения.

Этапы
урока

Элементы
технологии

Содержание деятельности преподавателя и кадет

Формируемые компетенции и УУД

Организацион-ный

Организация начала занятия. Подготовка воспитанников к работе на занятии.

Планирование учеб-ного сотрудничества с преподавателем и сверстниками.

Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности воспитанников.

Проблемного обучения, ИКТ

П.: Где вы можете услышать живую музыку хорошего качества? К.: Концерт, опера, балет. П.: А как вы узнаете о них? К.: Афиша! П.: Куда бы вы купили билет и пошли. Меньшинство (или почти никто) выбрало жанр симфония. Моя педагогическая задача – показать Вам мир симфонии! В чем же сложность симфонии? К.: Сложная музыка, без слов и театрального действия длится 30 и более минут. П.: Композиторы же воссоздавали через симфонию весь свой внутренний мир.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества преподавателя и воспитанников, постановка вопросов

Актуализация знаний

Проблемного обучения.

П.: Чем является симфония по форме? К.: Симфония - это жанр, который исполняет симфонический оркестр в сонатно-циклической форме и состоит из 4 частей. Части отличаются друг от друга как темпами (чередование быстрых и медленных частей) и тематическим наполнением.
П.: Почему их объединяют в одно целое – симфонию? П. и К.: Эта последовательность объединяется общей идеей – содержанием! Если это сонатная форма – то в каждой части должна присутствовать борьба противоположностей.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, умение кадет действовать в соответствии с полученным заданием.

Здоровье-сбережения

Упражнение для глаз на развитие внимания

Личностные: понимание важности сохранения здоровья

Практическая часть, групповая работа воспитанников

Проблемного обучения, ИКТ

П.: Когда мы изучали симфонию, то замахнулись на создание симфонии России. У нас получилась интересная форма! Попробуйте тогда создать свою симфонию и подобрать уже известные Вам музыкальные произведения (списки на столах). Также в каждой части указать главную и побочную партию, т.е. указать на борьбу тем.

Кадеты составляют по группам три симфонии.

Познавательные: стимулирование занимательным содержанием.

Коммуникативная компетенция. Умение работать в группе, сотрудничество

Учебно-познавательные и ценностно-смысловые компетенции.

Ценностно-смысловой анализ, подведение итогов урока.

Критического мышления

К: У нас готов концерт с тремя симфониями – это двухчасовой концерт с как минимум двумя отделениями! П.: Как вы думаете, какая модель в жизни подходит под понятие симфонии? (Кадеты выбирают модели из жизни) Для меня – это семья, объединяет их любовь! На уроке же - любовь к музыке, т.е. к самой жизни!

Ценностно-смысловые компетенции

Коммуникативные: совместное нахождения лучшего решения;
личностные:


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать представления об особенностях симфонии.

Задачи урока: 1) расширить представления о жанре симфония;

2) формирование умения слушать и характеризовать симфонические произведения;

3) развитие слушательской культуры.

Тип урока: урок углубления и развития темы.

Цель урока: сформировать представления об особенностях симфонии.

Задачи урока: 1) расширить представления о жанре симфония;

2) формирование умения слушать и характеризовать симфонические произведения;

3) развитие слушательской культуры.

Повторение пройденного материала

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, что у вас сегодня хорошее настроение. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь. Я желаю вам, чтобы вы ушли с сегодняшнего урока с новыми впечатлениями и приобретенными знаниями.

Музыкальная разминка.

- Разгадайте ребусы.

















3. Повторение пройденного материала.

- Что такое опера? Тембр? Ритм? – А кто мне скажет, что такое балет? (Балет – это музыкальный спектакль, где содержание передается с помощью музыки и танца.)

- Кто являются участниками балета? (Балетмейстер – постановщик балета, балерины, танцовщики, кордебалет (группа танцоров) и оркестр.) Правильно, молодцы.

4. Слушание музыки.

- Окончательно симфония сформировалась в странах германских языков (Австрия, Германия, Швеция, Нидерланды). В этих странах сложились богатые традиции инструментальной музыки. Создание симфонии – работа спокойная, требующая обдумывания, обобщения. Любая симфония – это целый мир художника, ее создающего, мир времени, в которое она написана.Слушая симфонию, мы становимся немного богаче, мы приближаемся к сокровищам человеческого гения.

В современном значении – симфония – это произведение для симфонического оркестра, написанное в форме сонатно-симфонического цикла.

- Скажите, а вам знаком такой композитор, как Людвиг Ван Бетховен? Вы знаете какие-нибудь его произведения? Посмотрите на его портрет…как Вы думаете, какой он был человек по характеру? А сейчас давайте послушаем сказку старого сверчка!

Сказка старого сверчка!

- Людвиг Ван Бетховен обладал яркой запоминающейся внешностью. Смуглое лицо с правильными крупными чертами. Черные густые пышно вьющиеся волосы.

Маленький Людвиг рос не по годам серьезным, сосредоточенным вдумчивым мальчиком. Он обладал удивительной честностью в отношениях с людьми.

Тяжело жилось в собственном доме Людвигу. Голод, нужда. Но страшней всего унижения. Людвиг до конца дней сохранил невероятное чувство собственного достоинства, несмотря ни на что и вопреки всему! Он не стал придворным музыкантом, не заискивал и не искал ни с кем знакомств. Не покупал любви и уважения. Он всегда оставался самим собой, чтобы ни произошло, и какие бы испытания не уготовила ему судьба. Именно поэтому маленькое нежное детское сердце Людвига буквально разрывалось от гнева и беспредельной жалости к почти совсем опустившемуся отцу. Да… Все запечатлелось в его глазах! И скорбь, и печаль, и любовь, и свет… Все удивительным образом переплелось в его музыке. И только чуткое ухо и доброе сердце способны все это уловить и почувствовать.
Людвиг бесконечно учился. Кроме него самого, никто не заставлял его учиться, никто не уговаривал, никто не объяснял, что Дар это не просто подарок. Но и тяжкий каждодневный труд. Учителем Людвига Бетховена был сам Людвиг Бетховен.
Все радости в жизни Людвига были недолгими. Ему было суждено всю жизнь бороться с невзгодами, разочарованиями, потерями, предательствами, со страшными недугами, разрушавшими слабое тело и приносившими мучительные страдания. Также и не везло ему в любви….

Великий немецкий композитор Л.В. Бетховен в своём творчестве изображал мужественного, смелого человека противостоящего трудностям жизни, проповедовал борьбу со злом. Его произведения бурные, страстные, порывистые, героические и в тоже время воодушевлённые.

- Сегодня мы познакомимся с его Симфонией №5. Давайте послушаем, что это за музыка.

- Как вы думаете, чему учит нас музыка Бетховена?( бороться за своё счастье, стремиться к мечте и преодолевать трудности).

4. Разучивание песни.

Если друг не смеётся, ты включи ему солнце,

Ты включи ему звёзды - это просто!

Ты исправь ошибку, превращая в улыбку,

Все грустинки и слёзы, это просто!

Воскресенье, суббота,

Дружба – это не работа,

Дружба – это не работа!

Есть друзья, а для них

У друзей нет выходных!

Есть друзья, а для них

У друзей нет выходных!

Если свалится счастье,

Подели его на части

И раздай всем друзьям, это просто.

А когда будет надо,

Все друзья будут рядом,

Чтоб включить тебе солнце

Если каждый друг по кругу

Другу протянет руку,

То будет видно в иллюминатор:

Дружба – это экватор.

Если каждый друг планеты

Другу ромашкой помашет,

То станет ясно: дружба – это

5. Подведение итогов.

- По какой стране мы с вами сегодня путешествовали?

- Какие произведения вы слушали?

- Что нового узнали?

- Какие факты с биографии вам больше всего запомнились?

- Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке; я считаю, что у вас все получилось просто отлично. А может кто-то считает , что у него не все получилось, или кому-то не понравился наш сегодняшний урок?

Детям раздаются карточки с изображением солнышка и тучки.

- Если урок вам понравился, поднимите карточки с солнышком, а если нет – с тучкой. Спасибо, вы сегодня хорошо поработали. Урок окончен.

Читайте также: