Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования конспект
Обновлено: 03.07.2024
Задачи практики:
- управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами;
- выполнять агротехнические работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур машинно-тракторными агрегатами на базе тракторов основных марок, зерноуборочными комбайнами;
- выполнять обслуживание машин и оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм;
- проводить комплектование машинно-тракторных агрегатов и техническое обслуживание тракторов, зерноуборочных комбайнов и сельскохозяйственных машин;
Руководитель практики: ____________________________________________
ПК 1.1. Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов в организациях сельского хозяйства
ПК 1.2. Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве
ПК 1.3. Выполнять работы по обслуживанию технологического оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм
ПК 1.4. Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования
Оформление отчёта:
1.Оформить титульный лист отчета (приложение 1)
2. Изложить порядок подготовки машинно-тракторного агрегата для кошения трав Т-25+КС-2.1.В процессе работы дать описание:
Технического обслуживания косилки КС-2.1
Агротехнических требований к кошению трав
3. Приложить фотографии или рисунки роторной косилки КС-2.1 с указанием регулировок и работы агрегата в поле.
Задание выдал мастер производственного обучения Поляков С.В.
Мастер п/о _________________
Приложение 1
ОТЧЕТ
по учебной практике профессионального модуля:
ЗАДАНИЕ НА УЧЕБНУЮ ПРАКТИКУ
Аксёнову Николаю Андреевичу
Группа:ТМ-17С
Код:35.01.13
Задачи практики:
- управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами;
- выполнять агротехнические работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур машинно-тракторными агрегатами на базе тракторов основных марок, зерноуборочными комбайнами;
- выполнять обслуживание машин и оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм;
- проводить комплектование машинно-тракторных агрегатов и техническое обслуживание тракторов, зерноуборочных комбайнов и сельскохозяйственных машин;
Руководитель практики: ____________________________________________
ПК 1.1. Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов в организациях сельского хозяйства
ПК 1.2. Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве
ПК 1.3. Выполнять работы по обслуживанию технологического оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм
ПК 1.4. Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования
Оформление отчёта:
1.Оформить титульный лист отчета (приложение 1)
2. Изложить порядок подготовки машинно-тракторного агрегата для кошения трав Т-25+КС-2.1.В процессе работы дать описание:
Технического обслуживания косилки КС-2.1
Агротехнических требований к кошению трав
3. Приложить фотографии или рисунки роторной косилки КС-2.1 с указанием регулировок и работы агрегата в поле.
Задание выдал мастер производственного обучения Поляков С.В.
Мастер п/о _________________
Приложение 1
ОТЧЕТ
по учебной практике профессионального модуля:
Вложение | Размер |
---|---|
borchin_otkr.urok_.docx | 28.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовил и провел мастер производственного обучения Борчин Михаил Дмитриевич
Цель занятия: создание условий для формирования знаний об общем устройстве и работе двигателя внутреннего сгорания.
- Обучающая: познакомить студентов с общим устройством и рабочими циклами четырехтактного карбюраторного двигателя легкового автомобиля;
- Развивающая: способствовать развитию у студентов понимания общего устройства двигателя внутреннего сгорания для определения неисправности и выбора методов ее устранения; развивать умение доказывать и отстаивать своё мнение, делать выводы; расширять словарный запас технических терминов и понятий;
- Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к технике, понимание необходимости бережного отношения к окружающей среде; воспитывать умение выслушать и принять во внимание мнение других.
Методическая цель: связь теоретического обучения с практическим обучением.
- повторить пройденный материал;
- изложить информацию по теме;
- закрепить полученные знания;
- проконтролировать качество усвоения нового материала и оценить знания студентов.
Оборудование, учебно-наглядные пособия:
Основной метод: объяснительно-иллюстративный с применением ИКТ.
Межпредметные связи: химия, физика, черчение.
I. Организационный момент.
(Цель этапа: развитие ученического самоуправления. Быстрое включение студентов в рабочий ритм. Воспитание ответственности за порученное дело.)
- Взаимное приветствие мастера производственного обучения и студентов.
- Принятие рапорта у дежурного студента о посещаемости, проверка готовности студентов к занятию.
II. Повторение пройденного материала.
(Цель этапа: актуализация опорных знаний, умений и мотивационных состояний.)
- Какие детали автомобиля мы вспомнили? (Кузов, шасси, трансмиссия.)
- Для чего служит кузов автомобиля? (Для размещения пассажиров, багажа. К кузову крепятся детали автомобиля.)
- Какую функцию выполняет шасси? (Передача энергии от двигателя к колёсам и управление ими.)
- Назовите детали шасси? (Трансмиссия, ходовая часть и системы управления.)
- Из каких деталей состоит трансмиссия? (Сцепление, коробка передач, карданная передача и ведущий мост.)
- Без чего все эти агрегаты автомобиля не могут работать? (Без двигателя.)
Мастер производственного обучения задает вопросы студентам:
- Какие двигатели вы знаете, перечислите их?
- Как они работают?
- Как не допустить поломку двигателя?
- Если происходит поломка двигателя, как устранить неисправность?
Знания по этой теме вам нужны будут для понимания общего устройства и работы двигателя внутреннего сгорания, чтобы в дальнейшем вовремя определить неисправность и принять меры к ее устранению. А также для правильного обслуживания автомобиля, увеличивая срок его эксплуатации.
IV. Работа по теме.
(Цель этапа: изложение нового материала.)
Студенты конспектируют лекцию, участвуют в диалоге, отвечая на вопросы мастера производственного обучения.
1. Общее устройство и работа двигателя внутреннего сгорания.
Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) – самый распространенный тип двигателя легкового автомобиля. Работа двигателя этого типа основана на свойстве газов расширяться при нагревании. Источником теплоты в двигателе является смесь топлива с воздухом (горючая смесь).
Двигатели внутреннего сгорания бывают двух типов: бензиновые и дизельные. В бензиновом двигателе горючая смесь (бензина с воздухом) воспламеняется внутри цилиндра от искры, образующейся на свече зажигания.
- Для чего нужен воздух? (Для поддержания горения в качестве окислителя.)
В дизельном двигателе горючая смесь (дизельного топлива с воздухом) воспламеняется от сжатия, а свечи зажигания не применяются. На обоих типах двигателей давление образующейся при сгорании горючей смеси газов повышается и передается на поршень.
Поршень перемещается вниз и через шатун действует на коленчатый вал.
- В результате этого, что происходит с коленчатым валом? (Он вращается.)
Для сглаживания рывков и более равномерного вращения коленчатого вала на его торце устанавливается массивный маховик. (Мастер производственного обучения демонстрирует на макете)
Рассмотрим основные понятия о двигателе внутреннего сгорания и принцип его работы. (Слайд 3)
В каждом цилиндре установлен поршень .
Крайнее верхнее его положение называется верхней мертвой точкой (ВМТ).
- А крайнее нижнее положение как будет называться? ( Нижней мертвой точкой (НМТ).)
Расстояние, пройденное поршнем от одной мертвой точки до другой, называется ходом поршня . За один ход поршня коленчатый вал повернется на половину оборота.
Камера сгорания (сжатия) – это пространство между головкой блока цилиндров и поршнем при его нахождении в ВМТ.
Рабочий объем цилиндра – пространство, освобождаемое поршнем при перемещении его из ВМТ в НМТ.
Рабочий объем двигателя – это рабочий объем всех цилиндров двигателя.
- В каких единицах измерения выражается объём двигателя? (В литрах.)
Его выражают в литрах, поэтому нередко называют литражом двигателя. Полный объем цилиндра – сумма объема камеры сгорания и рабочего объема цилиндра.
Степень сжатия показывает, во сколько раз полный объем цилиндра больше объема камеры сгорания. Степень сжатия у бензинового двигателя равна 8–10, у дизельного – 20–30.
От степени сжатия следует отличать компрессию . Компрессия – это давление в цилиндре в конце такта сжатия характеризует техническое состояние (степень изношенности) двигателя. Если компрессия больше или численно равна степени сжатия, состояние двигателя можно считать нормальным.
- А если компрессия меньше степени сжатия. Что это означает? (Изношенность двигателя.)
Мощность двигателя – величина, показывающая, какую работу двигатель совершает в единицу времени. Мощность измеряется в киловаттах (кВт).
- В каких единицах ещё может измеряться мощность двигателя? (В лошадиных силах.)
При этом одна л.с. ≈ 0,74 кВт.
Крутящий момент ДВС численно равен произведению силы, действующей на поршень во время расширения газов в цилиндре, на плечо ее действия. Крутящий момент определяет силу тяги на колесах автомобиля: чем больше крутящий момент, тем лучше динамика разгона автомобиля.
Такт – процесс (часть рабочего цикла), который происходит в цилиндре за один ход поршня. Двигатель, рабочий цикл которого происходит за 4 хода поршня, называется четырехтактным независимо от количества цилиндров.
2. Рабочий цикл четырехтактного карбюраторного двигателя. (Слайды 4, 5)
1-й такт – впуск. При движении поршня 3 вниз в цилиндре образуется разрежение, под действием которого через открытый впускной клапан 1 в цилиндр из системы питания поступает горючая смесь (смесь топлива с воздухом). Вместе с остаточными газами в цилиндре горючая смесь образует рабочую смесь и занимает полный объем цилиндра;
2-й такт – сжатие. Поршень под действием коленчатого вала и шатуна перемещается вверх. Оба клапана закрыты, и рабочая смесь сжимается до объема камеры сгорания;
3-й такт – рабочий ход, или расширение. В конце такта сжатия между электродами свечи зажигания возникает электрическая искра.
- И что происходит в этот момент? (Воспламенение рабочей смеси.)
А в дизельном двигателе рабочая смесь самовоспламеняется от сжатия.
- Под давлением расширяющихся газов, что происходит с поршнем и коленчатым валом? (Поршень перемещается вниз и через шатун приводит во вращение коленчатый вал.)
4-й такт – выпуск. Поршень перемещается вверх, и через открывшийся выпускной клапан 4 выходят наружу из цилиндра отработавшие газы.
- Куда попадают отработавшие газы? (Через выхлопную систему в атмосферу.)
При последующем ходе поршня вниз, цилиндр вновь заполняется рабочей смесью и цикл повторяется.
Как правило, двигатель имеет несколько цилиндров. В многоцилиндровых двигателях такты работы цилиндров следуют друг за другом в определенной последовательности. Чередование рабочих ходов или одноименных тактов в цилиндрах многоцилиндровых двигателей в определенной последовательности называется порядком работы цилиндров двигателя . Порядок работы цилиндров в четырехцилиндровом двигателе чаще всего принят 1–3–4–2, где цифры соответствуют номерам цилиндров, начиная с передней части двигателя. Порядок работы двигателя необходимо знать для правильного присоединения проводов высокого напряжения к свечам при установке момента зажигания и для последовательности регулировки тепловых зазоров в клапанах.
В двигателе внутреннего сгорания применяются следующие механизмы: кривошипно-шатунный и газораспределительный.
Рассмотрим детали кривошипно-шатунного механизма. (Слайд 6)
Рассмотрим детали газораспределительного механизма. (Слайд 7)
Работу этих механизмов мы изучим на следующих занятиях.
V. Закрепление пройденного материала (практическая работа).
(Цель этапа: систематизация и обобщение знаний. Проверка объёма и глубины полученных знаний, умение использовать их на практике.)
Совместная работа мастера производственного обучения и студентов с опорой на макет двигателя внутреннего сгорания. Мастер производственного обучения задает вопросы, студенты отвечают.
- Показать детали двигателя внутреннего сгорания.
- Рассказать о тактах двигателя внутреннего сгорания.
- Рассказать о взаимосвязи деталей кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов.
- Рассказать о порядке работы двигателя.
VI. Домашнее задание.
(Цель этапа: закрепление полученных знаний на занятии.)
Самостоятельная работа с учебником (гл.2, §2.1 учебника) и конспектом.
VII. Подведение итогов занятия, выставление оценок.
(Цель этапа: выяснение, что нового узнали студенты на уроке; оценивание работы группы в целом и отдельных студентов.)
1. Ответы студентов на вопросы мастера производственного обучения.
Вопросы к группе:
- Какая тема урока у нас сегодня была?
- Для чего мы изучали устройство и работу двигателя?
- Какие новые механизмы двигателя вы узнали?
- Работа какого механизма вам не достаточно понятна?
2. Оценка работы студентов.
- Кто, по вашему мнению, сегодня на занятии заслуживает высокой оценки?
Мастер производственного обучения оценивает работу студентов.
Всем спасибо за активную работу на занятии. Всего доброго.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования" для НПО по специальности "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства. 1 курс.
Рабочая тетрадь для самостоятельных работ МДК 01.02. Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования.
Рабочая тетрадь для самостоятельных работ МДК 01.02. Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования.
Тестовые задания по общепрофессиональной дисциплине "Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования"
Тестовые задания в 4-х вариантах, 120 вопросов.
Рабочая тетрадь ПМ.01 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования. Раздел 1. Сельскохозяйственные машины
Рабочая тетрадь по профессиональному модулю ПМ.01. Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования по разделу "Сельскохозяйственные машины" предназначена для обучающи.
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования 3.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования. Профессия 35.01.13 Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства
Программа профессионального модуля (далее примерная программа) - является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) СПО.
Профессия: 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производстваМДК 01.02. «Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования».
Образовательная. Изучить: устройство, рабочий процесс косилки КС-2.1. Знать и уметь устанавливать необходимые зазоры, знать регулировки и установку; шатуна, ножа режущего аппарата и т.д.
Развивающая. Формирование умений различать С/Х машины. Развить заинтересованность к сельскохозяйственному производству.
Воспитательная. Воспитание; ответственности и соблюдения правильности регулировок; заинтересованности в продления срока службы ответственных механизмов и деталей, бережного отношения к технике и любви к своей профессии.
Тип урока – комбинированный
Межпредметные связи – Тракторы и автомобили, охрана труда.
Оснащение урока – Детали спинка ножа, пластина трения .башмак, шатун, шарнир,плакаты макеты.
I. Организационная часть
II. Основная часть –
Восстановление знаний
1. Комплекс машин предназначенных для уборки трав в лесолуговой зоне
1.1 Машины предназначенные для скашивания, ворошения, сгребания в валки и подбор трав в лесолуговой зоне?
1.2 Машины предназначенные для перевозки, погрузки, разгрузке и укладке сена, а также машины применяемые для скашивания плющения и прессования трав?
2. Агротехнические требования предъявляемые к механизированной уборке трав на сено
3.1 При каких фазах развития проводят укос трав
3.2 Какова должна быть влажность, высота среза и цвет скошенной травы
1. Классификация косилок
1.1по числу режущих аппаратов: однобрусные (КС -2.1), двухбрусные (КДП-4) и
Трехбрусные (КТП-6)
1.2 по типу режущих аппаратов: пальцевые (КС-2.1; КТП-6 и др.);
и роторные (КРН-2.1)
1.1 по типу: навесные (КС-2.1), прицепные (КТП-6 ) полунавесные(КДП-4) и самоходные
1.2 по назначению: обычные - предназначенные для скашивания трав (КС-2.1; КТП-6 и др.);
косилки-измельчители – предназначенные для скашивания, измельчения и погрузки травы в транспортное средство (КИР-1,5; КУФ- 1.8).
косилки плющилки - предназначенные для скашивания одновременного плющения и укладывания скошенной массы в валок или в прокос (КПВ-3)
2.Назначение и техническая характеристика. Устройство и работа косилки КС-2.1.
2. Назначение .Предназначена для скашивания естественных и сеяных трав во всех зонах нашей страны .
2.2 Техническая характеристика
Краткая техническая характеристика.
Производительность за 1 час основной работы - 1,25 - 2,3 га.
Ширина захвата - 2,1 м.
Рабочие скорости - 6 - 12 км/ч.
Средняя высота среза - 60 мм (естественные травы) и 80 мм (сеяные травы).
Шаг пальцев - 76,2 мм.
Эксцентриситет кривошипного механизма - 32 мм.
Агрегатируется с тракторами, тяговый класс - 0,6; 0,9; 1,4.
Масса - 225 кг.
В конструкции косилки предусмотрено приспособление , позволяющее работать в агрегате с прицепными косилками, плющилками и граблями.
3.Устройство.
Общее устройство. Косилка состоит из рамы, режущего аппарата, тяговой штанги, шатуна и привода с механизмом подъема режущего аппарата. Технологический процесс работы - при движении косилки трава срезается режущим аппаратом и укладывается на землю в прокосы.
Рисунок 2
Режущий аппарат. Основные части режущего аппарата — пальцевый брус 1 (рис. 141, б) с пальцами 7 и нож. Пальцы неподвижно укреплены на брусе на расстоянии 76,2 мм один от другого. В прорезях пальцев движется нож, состоящий из спинки 10 и прикрепленных к нему заклепками 14 сегментов 8. Ширина сегмента по нижнему основанию также 76,2 мм. К спинке ножа прикреплена головка для присоединения шатуна. Сегменты ножа изготавливаются из высококачественной стали. Каждый сегмент трапециевидной фор мы имеет два заточенных лезвия. Пальцы крепятся болтами 15 к пальцевому брусу. Чтобы пальцы не смещались в сторону, они имеют по два усика, которыми упираются"' один в другой. Пальцевый брус представляет собой полосу переменного сечения. Болты- крепления пальцев сделаны с потайными головками.
Пальцы изготовлены из ковкого чугуна или из стали. В прорезях пальцев укуплены заклепками 12 стальные вкладыши 13. На кромках вкладышей сделаны насечки, которые предотвращают выскальзывание стеблей при резании. Лезвие сегмента и кромка вкладыша образуют режущую пару. Срезание стеблей происходит после того, как лезвие сегмента прижмет их к кромкам вкладышей, так что резание совершается по принципу ножниц. Задней своей частью сегменты опираются на пластинки трения 9. Пластинки трения не только поддерживают нож, но и не позволяют ему под давлением травы отойти назад. Сверху нож придерживается прижимами 11. Между прижимами и ножом должен быть зазор 0,5 мм, обеспечивающий свободное движение ножа. Под внутренним 5 и наружным башмаками прикреплены болтами стальные полозки 2. На полозках имеется несколько отверстий, в любое из которых может быть продет крепящий болт. При перестановке полозков пальцевый брус поднимается или опускается, вместе с этим изменяется и высота среза травы в пределах 6—8 см. К внутреннему башмаку прикреплены передняя 6 и задняя 3 направляющие головки ножа и прут 4, отводящий траву в сторону.
Основные регулировки:
Величина зазора между упорами (плечиками) пальцев - зазор не должен превышать 0,3 мм
Положение сегментов ножа относительно пальцев - зазор между режущими кромками сегментов и пальцев должен быть по вершинам сегментов 0 - 0,3 мм, а по основанию их 0,3 - 1,0 мм.
Вынос внешнего башмака - в работе режущий аппарат должен двигаться фронтально. Это достигается за счет выноса внешнего башмака вперед в пределах 35 - 55 мм (по крайним пальцам) при неработающей косилке. Тогда в работе все мертвые зазоры в сочленениях механизма подвески будут выбраны и режущий аппарат расположится фронтально.
Главный шарнир и тяговая штанга. Внутренний башмак , жестко скрепленный с пальцевым брусом, присоединен к главному шарниру 7 (рис. 142, а) двумя штырями. Штыри входят в проушины башмака и главного шарнира. Поэтому пальцевый брус может при работе косилки поворачиваться вокруг штырей и приспосабливаться к неровностям почвы. Главный шарнир надет на тяговую штангу 2 и закреплен на ней болтами с гайкой 3. Между гайкой и кронштейном 6, приваренным к штанге, установлена рифленая шайба 4. Она прижата к рифленому сектору 5, который боковыми выступами сцеплен с кронштейном 6 механизма подъема. Рифленый сектор и кронштейн имеют продолговатые отверстия. Поэтому, переставляя гайку по сектору, можно регулировать наклон режущего аппарата.
В заднюю проушину шарнира вставлена и закреплена болтом 9 эксцентриковая втулка 8. Во втулке имеется ряд отверстий для крепления ее к шарниру. Изменением положения втулки в проушине регулируют расположение линии ножа относительно линии шатуна механизма привода. Второй внутренний конец тяговой штанги 2 кронштейном 1 присоединен шарнирно к оси, запрессованной в раму косилки. Для устойчивого расположения режущего аппарата относительно рамы, кроме тяговой штанги, с главным шарниром соединен наружный конец шпренгеля 6 (см. рис.3), а на внутренний его конец навернута головка, которая закрепляется на раме косилки. Шпренгелем можно регулировать вынос наружного конца режущего аппарата.
Рисунок 4
Механизм п ер е д а ч и движения. Механизм включает в себя карданную передачу рис.4 , клиноременную передачу и кривошипно-шатунный механизм. От ВОМ карданной передачей движение передается на ведущий шкив 2 клиноременной передачи. Шкив закреплен на валу 1, смонтированном в шарикоподшипниках. Корпуса подшипников вместе с валом помещены в корпусе кронштейна 11. Вилкой с фланцем ведущий шкив связан с карданной передачей. От шкива клиновидными ремнями 4 получает движение ведомый шкив-эксцентрик 8. Передаточное отношение клиноременной передачи подобрано таким образом, чтобы при частоте вращения ВОМ 520—562 об/мин шкив вращался с частотой 1107—1024 об/мин. Шкив-эксцентрик смонтирован в двух шарикоподшипниках на оси 9. Весь узел шкива закрыт в корпусе. В этот же корпус впрессован палец 5, эксцентрично расположенный относительно центра шкива. На палец на двух шарикоподшипниках монтируется левая головка шатуна. Правый конец шатуна соединен с головкой ножа режущего аппарата. Левая головка шатуна представляет собой корпус 12 с крышкой. К ушкам корпуса пальцем 6 шарнирно присоединена державка 7. На эту державку навинчен шатун.
2-шпилька
ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ К ЛЕКЦИЯМ ПО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ МАШИНАМ
Год издания: 2017
Учебное пособие предназначено для получения студентами необходимых знаний по классификации, общему устройству, рабочему процессу и регулировкам сельскохозяйственных машин. Знакомит с машинами для основной, поверхностной и предпосевной обработки почвы, по механизации заготовки кормов, приготовления и внесения удобрений, посева и посадки сельскохозяйственных культур, механизации работ по химической защите растений, уборки зерновых и зернобобовых культур и их послеуборочной обработки, механизации уборки картофеля, льна, овощей и сахарной свеклы, а также мелиоративными машинами. В списке литературы приведена научно-техническая продукция, разработанная автором в соавторстве, по совершенствованию технологического процесса различных машин для производства сельскохозяйственной продукции. Предназначено для обучения студентов инженерных и агрономических специальностей сельскохозяйственных вузов.
Читайте также: