Конспект урока правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова 5 класс

Обновлено: 04.07.2024

Тип урока - урок повторения, углубления и обобщения изученного в начальной школе.

Обучающие: создавать условия для повторения изученной орфограммы – проверяемой безударной гласной; учить находить её в словах, обозначать условия выбора изученной орфограммы.

Развивающие : развивать интеллектуальные умения обучающихся – умение ставить проблемные вопросы, анализировать и сравнивать, обобщать, распределять полученные данные и делать выводы, развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные : создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку. Воспитывать культуру общения в группе со сверстниками.

Планируемые результаты :

Л ичностные : формирование личностной рефлексии, осознание своих мотивов и качеств, осознанности и обоснованности самооценки в учебной деятельности, личного действия;

Познавательные : самостоятельное формулирование познавательной цели, извлечение информации из текста, выполнение логических операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение;

Регулятивные: управление своей деятельностью, постановка и формулирование цели, контроль и оценка достигнутых результатов

коммуникативные: формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения и уметь обосновывать своё, формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе сотрудничества, переработка информации и предъявление её разными способами, оценивание речи с точки зрения её содержания и языкового оформления,

Предметные: овладение знаний о правописании безударной гласной в корне слова, формирование умений опознавать корень слова, безударную гласную в корне слова, подбирать однокоренные проверочные слова.

1-этап. Мотивация учебной деятельности.

- Ребята, сегодня перед нами стоит старая задачка, но необходимая на всю жизнь: зорким, грамотным расти – легче в жизни вам идти. Где же грамотность нужна?

-Уч-ся: СМС пишем безграмотно, в диктантах и сочинениях допускаем много ошибок, говорим не всегда понятно……

2-этап. Включение обучающихся в систему новых знаний.

- прочитайте на экране стихотворение и подумайте, какая сегодня тема урока? Может быть, кто-то и правило по теме урока сформулирует?

Безударных гласных много,

Значит, нам нужна подмога.

Что же делать? Где решенье?

Букву ставь под ударенье.

Ты за нами поспевай,

Смело слово изменяй.

Ну а если очень сложно,

Посмотреть в словарик можно…

- Безударная гласная в корне слова проверяемая и непроверяемая.

- Подбирать проверочные слова.

- Сверяться с орфографическим словарём..

- Кто дал более правильный и точный ответ ?

- Сформулируйте цели урока .

-уметь находить орфограммы-буквы в корнях слов, писать слова с этими орфограммами, объяснять написания и графически их обозначать.

Учитель: Прочитайте стихотворение С.Михалкова в учебнике. Выпишите однокоренные слова столбиками: слова с ударением поместите сверху, а с ударением не на корне – снизу. Ударную гласную подчеркните двумя чёрточками, а безударную одной.

Итак, чтобы быть более успешным по сегодняшней теме, что нужно уметь? Составьте кластер

-Ряд однокоренных слов

-воспользоваться орфографическим словарём.

3 этап. Закрепление материала. Самостоятельная работа.

1. Работа на интерактивной доске. Выбери поочерёдно проверочное слово и вставь в ячейку:

Уд.вительно (диво, дева), м.нять (мина, замена), л.пить (липко, лепка), л.нивый (лень, линька), скр.пучий (скрепка, скрип), м.стерить (мост, мастер).

2. Тексты на экране. Запомни одно стихотворение, напиши по памяти. Обозначь условия выбора изучаемой орфограммы.

Мама простыни стирала
И на речке пол.скала.
К дочке кошка прибежала,
Дочка кошку пол.скала.


К старости наш дедушка
Очень пос.дел.
Он в саду на бревнышко
Сел и пос.дел.

Гири брат мой поднимает
Свою силу разв.вает.
А на крыше мой флажок
Разв.вает ветерок.

3.Упражнение 32 . Расположить проверочное слово в круге. Остальные слова вдоль стрелок. Обозначьте орфограмму 1.

Тихо в о сеннем п е чальном л е су. Ш е лестит под н о гами сухая л и ства. Тонко просв и стит ря б чик, прокличут прол е тающие к о сяком жур а вли. Цв е тут последние о сенние цв е ты. Ст о ит з е лёный ду б и р о няет жёлуди, но уже ог о лились в е ршины б е рёз.

Не хочется ух о дить из леса, пр о щат ь ся с з о л о тыми о се нн ими днями.

Домашнее задание.

Дополнительное задание: составить описание осеннего дня, утра. (обозначить орфограммы)

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. 5 класс.

Знать способы проверки написания безударных гласных корня.

Уметь определять вид орфограммы в корне слова; применять правило, обеспечивающее безошибочный выбор гласной, проверяемой ударением и непроверяемой (справка в словаре).

  1. Повторение, закрепление правописания словарных слов.

На строке пишутся цифры от 1 до 10. Учитель диктует слова, а учащиеся записывают непроверяемую гласную корня. Работу можно провести с самопроверкой. Тогда один ученик пишет у доски, остальные сверяют ответ. Можно обменяться тетрадями в парах.

Ур о жай, о гурец, ко чевник, тр а мвай, к о мета, р а кета, в о лшебство, в о семь, г о рох, с е нтябрь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 5 классе.

1. Продолжить обучение написанию гласных в безударных слогах.

2. Развивать умение распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах.

3. Формировать умение находить проверочное слово путём из- менения формы слова.

4. Учить находить признаки животных леса.

5. Продолжить формирование экологической куль туры. (слайд №2)

I. Организационный момент.

Дети рассказывают о своей подготовке к уроку, с какими чувствами они начинают работу.

II . Словарная работа.

- Я прочитаю загадки, а вы должны найти признаки - отгадки. Если вы назовете правильный ответ, то я покажу картинку. Затем отгадку запишете в тетради.

Кто в лесу глухом живёт, неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мёд, а зимой сосёт он лапу?

- По каким признакам вы догадались, что это медведь? (Неуклюжий, косолапый, сосёт лапу и живёт в лесу.)

Открывается слад №3 с изображением медведя.

Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, в деревне кур крадет.

- Какие характерные особенности помогли вам отгадать загадку? (Пушистый хвост, мех золотистый, живёт в лесу и любит лакомиться курами.)

Открывается слайд №4 с изображением лисицы.

У косого нет берлоги, не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги, а от голода - кора.

Назовите признаки этого животного.

(Быстрые ноги, ест кору, а глаза у него косые.>

Открывается слад №5 с изображением зайца.

- Назовите слово, которое объединяет ваши ответы.

От какого слова оно образовано?

- Значит медведь, лисица, заяц - живая природа, К какой группе животных мы можем их отнести? (Это - звери.)

- Что вы можете сказать о словах-ответах? (Это словарные слова. Их написание нельзя проверить, а надо запомнить.)

- Запишите в тетради словарные слова и подчеркните буквы, которые нужно запомнить.

- Составьте предложения с каждым словарным словом и запишите их в тетради.

III . Сопоставление гласных букв в ударных н безударных

- Какое время года скоро будет? (Зима.)

- Назовите признаки зимы в неживой природе.

(Осадки в виде снега, низкая температура ночью и днём, солнце светит, но не греет, низкое, хмурое небо, лёд на реке.)

- По каким признакам вы дали такое название? (Деревья укрыты снегом и под ними сугробы,)

- Что изображено на ней?

(Следы животных на снегу, напоминающие буквы в книге.>

- Одинаковы ли все следы?

(Нет, они отличаются формой отпечатанных пальцев.)

- Правильно, если знать какому зверю они принадлежат, то можно сказать, кого мы встретим в лесу.

- Как изменится жизнь животных леса с наступлением зимы? (Короткое обсуждение.)

- Как люди помогают лесным зверям перезимовать? (Подкармливают, где это возможно.)

- Обратите внимание на текст, написанный на доске, прочитайте его.

Снег называют книгой з. мы. Вот оставил сл. ды заяц. Тут ш. гала л. сиха. По п. ляне прошла л. сица.

- Как вы заметили, в словах пропущены буквы. Давайте порассуждаем, какие буквы надо вставить. Для этого сравним ударные и безударные слоги. Сколько слогов в слове зима ?

- Если в слове ЗИМЫ ударная гласная Ы, то как называется пропущенная гласная? (Безударная.)

- Можно ли, не раздумывая, вставить пропущенные гласные? (Нет, так как слышится Е-И.)

- Можно ли такое задание назвать задачей, которую надо решить? (Да.)

- Поможет нашему решению алгоритм, который мы сравним с лесенкой. Шагая по ней, вы сможете решить поставленную перед вами задачу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитывать бережное отношение к словарному запасу языка, к словарям.

I. Организационный этап.

Мы пришли сюда учиться, / Не лениться, а трудиться,

Слушаем внимательно, / Работаем старательно.

II. Проверка домашнего задания.

Устный опрос.

- Какой раздел языка мы сейчас изучаем?

- Какое правило вы уже изучили? Вспомните, от чего зависит написание.

- Какими двумя способами можно проверить безударную гласную в корне слова?

Проверка упр. 17 (устно), 22 (устно).

Работа с сигнальными карточками А, Е. И, О.

Др. жит, цв. ток, пом. щь, р. деть, изм. рять (высоту), выд. вать, уд. вить, оч. ровать, соед. нять, обв. нять, гн. здо, п. хучий, б. жать, в. рить, взгл. нуть, в. сеть, вн. сти, всх. дить, встр. чать, г. сить, г. рдиться, кр. снеть, сл. мать, пл. тить, сп. шить (на урок), укр. пить, упр. кать, усп. вать, хр. нить, св. зать, в сент. бре, на пл. щадке, м. хать, зам. нить, об. жать вокруг дома, м. л. дёжь, ж. леть, к. заться, т. рмозить, п. л. са, в. с. лить, б. режливый.

III. Подготовка к восприятию материала

Я предлагаю вам продолжить нашу научную экспедицию. Мы познакомимся с правописанием некоторых очень необычных слов.

IV. Изучение новой темы

Упр. 23 — работа над орфогра­фической нормой.

Анализ на­писания слов-омонимов.

прекр. щать работу – укр. щать тигра

св. ла гнёздышко – св. ла по лестнице

сп. шите к поезду – сп. шите задание

зал. зать рану – зал. зать в огород

отв. рить окно – отв. рить в воде

соблюдать ч. стоту – ч. стота радиоволн

прож. вать хлеб – прож. вать по адресу

спл. тить класс – запл. тить долг

ув. дать друга – ув. дать от жары

скр. пить подписью – скр. петь на морозе

1. деревенский ст. рожил – ст. рожил сад

2. вып. рить в бане – вып. рите шов

3. ч. стота в квартире – ч. стота употребления в языке

4. разр. дить всходы – разр. дить ружьё

5. сл. пить глаза – сл. паться в комок

6. прим. рял врагов – прим. рял костюм

7. вып. лоть сорняки – вып. лить из пушки

8. нак. лите дров – нак. лите железо

9. скр. пить булавкой – скр. петь дверью

10. посв. тил фонарём – посв. тил стихи

Слово учителя. Ознакомление с правилом на с. 15.

- В русском языке живут слова, которые нельзя проверить, т. е. словарные слова. Их нужно запоминать. А в слу­чае затруднения при написании слов обращаться к словарю. Мы познакомимся с правописанием некоторых словарных слов, определим правила работы с орфографическим словарём.

Ознакомление с приёмами мнемотехники (мой плакат на А1).

V. Закрепление

Упр. 24 — анализ содержания текста (зад. 1,2). Констру­ирование предл-й (зад. 3).

Физкультминутка

Надо проверять так: Нельзя проверять так:

ЗатОпить – затОпит затопить – затапливать

ОпОздать – пОздно опоздать – опаздывать

ПроглОтить – глОтка проглотить – проглатывать

РаскОлоть – кОлет расколоть – раскалывать

ОтОпление – тОпит отопление – отапливать

откопать (раскопки) – но не откапывать

разбросать (бросит) – но не разбрасывать

откормить (кормит) – но не откармливать

уловить (ловит) – но не улавливать

подбодрить (бодрый) – но не подбадривать

размолоть (помол) – но не размалывать

3. Работа над словарными слова­ми на с. 17.

4. Работа с заданиями на карточке.

Слова, записанные на доске, расположите по алфавиту, подчерк­ните непроверяемую орфограмму.

Гербарий, конфета, паркет, салют, вокзал, балкон, аре­на, рюкзак, баскетбол, чехол, фиолетовый.

Орфографическая пятиминутка (отгадайте загадки, слова-отгадки запишите в тетрадь, составьте с ними словосочетания, обозначьте глав­ное и зависимое слово).

а) По реке плывет бревно — / Ох, и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил, / Нос откусит. (крокодил).

б) До чего же скучно, братцы, / На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног, / Чтобы сам я бегать мог,

Я б такой исполнил танец! / Да нельзя, я — школьный.. (ранец)

в) Он ходит, голову задрав, / Не потому; что важный граф.

Не потому, что гордый нрав, / А потому, что он. (жираф).

г) Мне видно, от рожденья / Такой характер дан,
Что я люблю движение, / На то я. (чемодан).

Зубастый крокодил, кожаный чемодан, грациозный жираф, новый ранец.

Мебель, кортина, диван, кравать, компо­та, квортира, коструля, стокан, тарелка, табурет.

4. По данному толкованию определить слово. Записать. Под­черкнуть непроверяемые безударные гласные в корне.

I. Холодное кушанье из нарезанных овощей; отвар из фруктов; головка капусты; сорт лапши; крупный фрукт оранжевого цвета.

Для справок: винегрет, компот, апельсин, вермишель, кочан.

III. Небольшой садик у дома; руководитель бригады; огородное растение, растущее кочаном; огородное растение с длинными узкими стручками.

Для справок: фасоль, капуста, бригадир, палисадник.

Спишите слова, помещенные на доске, подчеркните непроверяемые гласные и согласные в корне. Обозначьте род имен существительных.

VI. Обобщение изученного. Рефлексия

Как убедиться в правильности таких написаний?

Как пользоваться орфографическим словарем?

VII. Домашнее задание.

§ 3, упр. 25 (2, 3). Доп. д.з.: составить словарный диктант из 15 слов, который состоит из непроверяемых слов на определённую тематику: 1) одежда, обувь; 2) школа; 3) природа; 4) спорт.

Мясо, рыба и другие продукты: барани­на, говядина, колбаса, макароны, сардель­ки, сосиски, сметана, чебуреки, вермишель, камбала, лосось, паштет, свинина, творог, молоко.

Кондитерские изделия: вафли, крекер, мармелад, мороженое, пирожное, йогурт, зе­фир, конфеты, халва, шоколад.

Овощи: баклажаны, картофель, огурцы, пе­рец, редис, сельдерей, щавель, кабачки, мор­ковь, патиссоны, помидоры, салат, чеснок.

Фрукты, ягоды: абрикосы, апельсины, арбузы, бананы, виноград, гранаты, ежевика, лимоны, мандарины, персики, черёмуха, че­решня, яблоки, грейпфруты, калина, малина, манго.

Одежда, обувь, головные уборы: гимна­стёрка, берет, джемпер, жакет, костюм, сви­тер, сарафан, шаровары, галифе, ботинки, джинсы, кофта, кроссовки, сапоги, фуражка, шинель.

Игрушки: автомат, горилла, конструктор, крокодил, мартышка, робот, пистолет, вер­блюд, динозавр, жираф, лабиринт, обезьяна, петух, черепаха.

Мебель, домашняя утварь: кровать, та­бурет, диван, тахта, кастрюля, тарелка, чер­пак, сковорода.

Цели: повторить наиболее известные способы проверки безударной гласной в корне; продолжить работу по развитию умений выделять корень и определять ударения; сосредоточить внимание учащихся на правописании непроверяемых безударных гласных в корне слова.

I. Проверка домашнего задания.

II. Словарно-орфографическая работа


Парад – паро – готовлю (лат.).

Солдат – сольдо – монета (итал.) – ‘жалованье’.

г игант – гигас – гигант (греч.).

г ромадный – гранд – очень большой (франц.).


С понравившимися словами составить два – три предложения, записать, выделить грамматическую основу предложения.

III. Работа по теме урока. Разбор и выполнение упражнения 28.

– Что нужно сделать, чтобы определить написание безударной гласной в корне?

– Сравните свои наблюдения с теоретическими сведениями на с. 15 учебника.

IV. Закрепление умений.

п роводится на материале упражнений 29, 30, 31 (29, 30 с записью в тетрадях и на доске), особое внимание следует обратить на графическое выделение орфограммы и комментирование.

V. Выборочный диктант.

 Задание. Запишите слова с проверяемой безударной гласной в корне.

Зима, страна, вода, земля, жалеть, деревья, деревня, жалить, пастух, прелесть, кормить, ценить, писать, ощипать, удивление, корзина, тарелка, молоко.

VI. Проверьте безударные гласные разными способами.

1. Осень позолотила леса и поля. 2. Пожелтели деревья в лесу. 3. Дети шли по лесной тропинке. 4. Потянул легкий ветерок. 5. Настали холодные дни.

VII. Комментированное письмо.

Быстро зашагать, далекие края, подарить цветы, присоединиться к группе, поглядеть вверх, разломать забор, показать картину.

VIII. Разбор слов по составу.

Перелетные, веселые, ранний, разъезд, зимушка, морозец.

– В каких словах встретилась безударная гласная в корне, проверяемая ударением?

Объяснительный диктант.

Осень на реке

Осень пришла на реку. Ивы облетели, трава побурела и поникла. Снег выпадал и таял. Речка еще бежала, но утром на ней был ледок. С каждым морозцем ледок рос. Не было по берегам и куликов, оставались еще только утки. Они крякали, что останутся тут на всю зиму, если река вся не покроется льдом. А снег падал и уже больше не таял.

Читайте также: