Конспект урока коренной перелом в великой отечественной войне 11 класс
Обновлено: 05.07.2024
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. История России. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 3 ч. Ч.2. / М. М. Горинов, А. А. Данилов и др./; под ред. А. В. Торкунова. -М.; Просвещение, 2016.
2. Самсонов А. М. Сталинградская битва, 4-е изд., испр. и доп.— М.: Наука, 1989.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В середине июля 1942 г. немецкие войска устремились на Сталинград, важный стратегический пункт и крупный центр оборонной промышленности, носивший имя самого Сталина. Немецкое командование рассчитывало на лёгкий успех. Задача овладения городом была поставлена перед 6-й армией генерал-полковника Ф. Паулюса.
Столкнувшись с упорной обороной советских войск на подступах к Сталинграду, гитлеровцы были вынуждены подтягивать подкрепления. К Сталинграду с других участков фронта были стянуты 3 танковые, 2 моторизованные, 5 пехотных дивизий. Имея численное превосходство и господство в воздухе, немецкие дивизии упорно продвигались к городу. Ценой больших потерь 6-й армии к середине августа удалось выйти на правый берег Дона. 4-я танковая армия устремилась на юг, в обход группировки советских войск. 23 августа, после ожесточённых боёв, 6-й армии удалось прорвать советскую оборону на узком участке фронта и выйти к Волге севернее Сталинграда. В тот же день немецкая авиация сделала 2 тысячи боевых вылетов для бомбовых ударов по городу.
С начала сентября 1942 г. в Сталинграде завязались уличные бои. Символом мужества, стойкости и героизма стал Дом Павлова, в котором около двух месяцев держала оборону группа советских бойцов под командованием старшего сержанта Я. Ф. Павлова. Особо ожесточённые бои велись за Мамаев курган.
Ставка намечала нанести удар силами трёх фронтов - Юго-Западного (командующий Н. Ф. Ватутин), Донского (командующий К. К. Рокоссовский), Сталинградского (командующий А. И. Еременко) окружить и разгромить войска противника в междуречье Волги и Дона.
На направлениях главного удара было создано двойное, а иногда тройное превосходство над противником. Скрытое сосредоточение ударных группировок позволило обеспечить возможность внезапного перехода в контрнаступление. В 7 часов 30 минут 19 ноября 1942 г. советская артиллерия открыла огонь. Удар был настолько мощным, что противник в панике бросился бежать. Затем в прорыв были брошены танковые соединения и пехота Юго-Западного фронта. 20 ноября в наступление перешли войска Сталинградского фронта, устремившись на северо-запад, навстречу наступающим частям Юго-Западного фронта.
Днём 23 ноября войска двух фронтов соединились в районе города Калач. В окружение попали основные силы врага: 6-я и 4-я танковые армии. В котле оказалась 330-тысячная группировка противника. Все попытки немецких войск прорвать кольцо окружения были безрезультатны. В середине декабря на помощь окружённым армиям была послана ударная танковая группировка под командованием фельдмаршала Манштейна. После упорных боёв дивизии Манштейна приблизились к окружённым войскам на расстояние 35-40 км. Но подошедшая из резерва 2-я гвардейская армия генерала Р. Я. Малиновского остановила врага и вынудила отойти к Ростову.
Окружённая немецкая группировка после наступления Юго-Западного фронта на Верхнем Дону и отступления армии Манштейна оказалась в глубоком тылу. Во избежание кровопролития командующий Донским фронтом генерал К. К. Рокоссовский 8 января 1943 г. предложил немецким войскам сдаться. Командующий 6-й армией Паулюс отказался принять ультиматум, но участь 6-й армии была решена. Советские войска приступили к ликвидации окружённой группировки. Упорные бои продолжались до конца января 1943 г. 31 января основные силы окружённых немецких войск сдались в плен. 2 февраля капитулировала последняя часть.
Победа под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе войны. Красная Армия захватила стратегическую инициативу. Итогом грандиозной битвы под Сталинградом стал полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса.
Сталинградская битва стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Стратегическая инициатива перешла в руки нашей армии. Опасаясь нового окружения, гитлеровцы спешно вывели свои войска с Северного Кавказа.
Примеры и разбор решения заданий
1. Бои за Мамаев курган велись в ходе
1) битвы за Москву
2) Сталинградской битвы
3) Курской битвы
4) освобождения Киева
2) Сталинградской битвы.
2. Подстановка элементов в пропуски в тексте:
В ходе ______________ битвы проходила оборона Дома Павлова. Борьба за Дом Павлова — один из многих примеров ________ советских людей в дни битвы за Сталинград.
Варианты ответа: Сталинградской; Московской; Курской; героизма; предательства;
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): Сталинградской; героизма.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока по истории
Тема: "Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны"
1. образовательные : показать, что Сталинградская и Курская битвы являются коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны;
2. воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, толерантность;
3. развивающие: формировать информационно-коммуникативную культуру, учебным текстом, решать проблемный вопрос, выделять главное, делать обобщение и вывод.
Понятия: антигитлеровская коалиция, коренной перелом
Тип урока : изучение нового материала
Методы : проблемный вопрос, частично-поисковый
Формы познавательной деятельности учащихся : индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: учебник “История Отечества ХХ-начало ХХI века” 11 класс, Н.В.Загладина, С.И.Козленко, тесты, иллюстрации, медиапроектор, презентация, таблица.
I. Организационный момент .
Учитель: - Здравствуйте! Сегодня мы на уроке рассмотрим тему “Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны”. Наша работа будет включать следующие вопросы:
1.Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом;
2.Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома в войне;
Основные понятия нашего урока:
II. Проверка домашнего задания.
-Но сначала давайте вспомним материалы предыдущего урока.
Итак, ответьте на следующие вопросы.
1.Что такое антигитлеровская коалиция? Когда она возникла?
Ответ: Военный союз государств и народов, сражавшихся во Второй мировой войне (1939 - 1945) против агрессивного блока гитлеровской Германии, фашистской Италии, милитаристской Японии и их сателлитов (союзников).
2.Сравните намерения воюющих сторон после завершения Московской битвы.
Ответ: И.В.Сталин считал, что покончить с захватчиками Красной Армии удастся уже в 1942 году. Командование предполагало начать широкое наступление на всем советско-германском фронте, хотя ни на одном из его участков советские войска не располагали превосходством. Между тем Вермахт планировал нанести удар на юго-восточном направлении, затем на Кавказ, к нефтеносным районам Баку.
3.Охарактеризуйте оккупационный режим германских властей на территории, занятой агрессорами.
Ответ: На захваченных землях германские власти устанавливали свои порядки. У населения изымалась продукция сельского хозяйства, передвижение между населенными пунктами допускалось только по специальным пропускам, людей работоспособного возраста принудительно отправляли в Германию.
- А теперь, ребята, поработаем по тесту.
III. Знакомство с новой темой.
Ответ: Действительно, Рокоссовский считал, что в преддверии зимы у врага оставался только один выход – немедленный отход на большое расстояние. Самоуверенность немецко-фашистского генералитета обрекла эти войска на гибель. А Манштейн считал, что Гитлер- главным образом из соображений престижа -отказался дать приказ об оставлении Сталинграда. Попытка удержать растянутый фронт длительное время представляло собой ошибку.
- В этот период удалось достичь превосходства над противником в силах и средствах. В 1942 г.эвакуированные на восток предприятия начали работать на полную мощность. Интенсивно работали конструкторские бюро, где создавались новые образцы военной техники. Многие, из которых по своим техническим характеристикам превосходили немецкую и англо-американскую технику.
Соотношение сил на Орловско-Курском направлении в начале июля 1943 г.
Силы и средства Советские войска Германские войска
Личный состав(тыс.чел.) 1336 900
Количество танков и САУ 3444 2733
Количество орудий и минометов 19100 10000
Количество самолетов 2172 2050
-По данным этой таблицы мы отчётливо видим превосходство советских сил и средств над противником.
Рассказ учителя с опорой на карту.
Рассказ учителя о ходе сражения на Курской дуге. Этапы сражения:
-Сражения на Курской дуге происходило в два этапа. Первый этап сражения - это оборонительный этап Курской битвы с 5 июля 1943 г.- по 12июля 1943 г. Советским командованием было решено оборонительными боями истощить врага, а затем перейти в наступление. Активизировалась деятельность партизан в немецком тылу, они срывали поступление боевой техники и боеприпасов для сил вермахта. 5 июля 1943 г. Германские войска начали наступление. Но им удалось продвинуться на Орловском направлении всего на 10-12 км. Для отражения натиска противника в бой была введена 1-я танковая армия под командованием М.Е.Катукова. В районе деревни Прохоровки столкнулись они с отборными танковыми дивизиями Германии, разыгралось крупнейшее во Второй мировой войне танковое сражение.
-Второй этап - это наступление Красной армии 15 июля 1943г.- 28 августа 1943г.
Красная армия перешла в наступление на Орловском и Белгородском направлениях. В результате были освобождены города Орел, Белгород, Харьков. На этом этапе битва на Орловско- Курской дуге закончилась.
- Опираясь на карту в учебнике, объясните, почему наступление под Курском получило развитие на южном направлении.
- Итак, как вы поняли, были согласованы сроки открытия второго фронта в Западной Европе – не позднее 1 мая 1944 года. Состоялось также обсуждение послевоенного политического устройства мира.
IV. Закрепление изученного материала.
-А теперь, давайте проверим ваши таблицы. Пожалуйста, поменяйтесь работами и соотнесите ответы с правильными. Каждый правильный ответ отметьте плюсом. (слайд с правильными ответами)
V. Домашнее задание.
- В военной области - это решение коренной проблемы войны – “…захват, удержание и закрепление стратегической инициативы Вооруженными Силами Советского Союза, развертывание общего стратегического наступления на врага”.
В экономической области “…решались коренные проблемы экономического противоборства с врагом – увеличение военно-экономического потенциала страны, ускорение темпов развития слаженного военного хозяйства, достижение его общего объема, дальнейшее расширение военного производства, улучшение его качественной стороны, рост качества продукции в соответствии с потребностями войны, Вооруженных Сил, повышение их технической оснащенности, окончательное завоевание военно-экономического и технического превосходства над противником.
В политической области “…решался вопрос о максимальной политической мобильности материальных и духовных сил страны. Этот период характерен дальнейшим укреплением морально-политического единства советского народа, возросшей сплоченностью интернациональных действий всех народов многонационального советского общества. Советский Союз, являясь ведущей силой антигитлеровской коалиции, … внес в 1943г. неоценимый решающий вклад в изменение политической обстановки в мире”.
- Итак, именно превосходство над противником во всех этих трёх областях сделало возможным коренной перелом в Великой Отечественной войне.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Приемы: кластер, инсерт, синквейн, древо предсказаний.
Ход урока
Вызов – осмысление – рефлексия.
1. Учитель формулирует цели урока. Обращается к эпиграфу “Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с тем символом величайшего человеческого страдания…” (У.Черчилль). (слайд 2, см. Приложение)
К 1942 г. фашисты захватили значительную часть территории СССР ( идет работа с картой “Великая Отечественная война”). Но в конце 1942 – начале 1943гг. произошли события, которые историки называют коренным переломом.
– Как вы думаете, почему? (работа с термином “коренной перелом”: советские войска перехватили инициативу, Красная Армия перешла от обороны к контрнаступлению).(слайд 3)
2. Сейчас мы с вами познакомимся с ходом военных действия под Сталинградом. Выступает ученик с опережающим заданием. По ходу рассказа учащиеся в тетради составляют хронологию событий, выделяют героев Сталинградской битвы. (слайд 4, 5)
- 17.07.1942 г. – 18.11.1942 г. – оборона Сталинграда
- 19.11.1942 г. – 03.02.1943 г. – контрнаступление (слайд 6)
Задание учащимся: составить кластер “Значение Сталинградской битвы”.
Проверка задания. (слайд 7)
Работа по карте: показать пути отступления немецких войск после Сталинградской битвы.
– Почему Сталинградская битва положила начало коренному перелому в Великой Отечественной войне? (В ответах учащиеся используют знание термина “коренной перелом”).
3. Учитель продолжает рассказ о событиях лета 1943г.Организована работа с картой “Курская битва”. Операция “Цитадель”. (слайд 8, 9)
Работа с текстом Приложение 1. Отметить знаком:
+ – интересно
— – неважно, неинтересно
! – новое для меня.
Беседа с учащимися:
- Какие факты в тексте у вас вызвали интерес? Почему?
- Что нового вы узнали?
Коллективная работа по составлению кластера “Причины победы в Сталинградской и Курской битве”. (можно пользоваться учебником с. 230).
При проверке ответы проецируются на экран (слайд 10)
– Какую роль в победе сыграл приказ 227 “Ни шагу назад!” Приложение 2
4. Рассказ учителя о развитии событий после Сталинградской и Курской битв. (одновременно составляется кластер).
Вывод делают учащиеся: в ходе летне-осенней компании 1943г. был завершен коренной перелом в войне против фашистской Германии.(слайд 11)
Задание: в форме синквейна выразить основную тему урока.(слайд 12)
Выступления учащихся. (составлены примерные синквейны)
Сталинград.
Несгибаемый, мощный.
Сражался, наступал, победил.
Вся страна помогала городу.
Коренной перелом.
Используется прием “древо предсказаний”: предположите, как развивались бы события, если бы контрнаступление у Сталинграда оказалось неудачным? (гипотезы учащихся).
Домашнее задание
$ 34.Подготовить выступления о героях Сталинградского и Курского сражений.
«Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
Цель: показать ход и раскрыть значение Орловско - Курской битвы как завершающего этапа коренного перелома в ходе войны. Воспитать чувства патриотизма, самопожертвования на примере героизма советских воинов.
1. Повторение:
- Что такое коренной перелом?
- Когда произошла Сталинградская битва?
- Как развивались события?
2. Изучение новой темы:
Задание: по ходу изучения темы вы должны составить план. Изучите карту и предположите каким мог быть характер действий немецко -фашистских армий?
Рассказ учителя о Курской битве.
Задание по таблице: каково было соотношение сил перед Орловско -
Курской битвой? На чьей стороне был перевес сил?
Рассказ учителя: советские войска превосходили фашистские по всем показателям. Более того , был создан стратегический резерв - Степной фронт, насчитывавший 573 тыс. человек, более 7 тыс. орудий и минометов, свыше 1 тыс. танков.
Вопрос: Почему это произошло в 1943 г.? Учитель: Правильно, военная промышленность СССР в 1943 г. заработала в полную силу, конструкторами была создана новая военная техника, труженики тыла работали день и ночь, на фронт потекла лавина вооружений.
Просмотр компьютерного учебника.
Какие у вас есть вопросы? Ветеранов становится все меньше. В настоящее время в живых в нашей деревни всего трое.
Учитель: Ребята, из нашей деревни на фронт ушли 136 человек, из них
вернулось 66. Среди них много участников Курской битвы:
Но к сожалению мы не можем их выслушать. Вы должны найти имена этих
людей по документам, находящимся в краеведческом музее.
Давайте поблагодарим нашего гостя.
Учитель продолжает : Одновременно с напряженными танковыми
сражениями на Курской дуге развернулись ожесточенные сражения в
Рассказ ученицы о подвигах И. Кожедуба, Покрышкина.
Просмотр компьютерного учебника.
Рассказ учителя: Партизаны в ходе этой битвы истребили до 148 000
гитлеровских солдат и офицеров, подорвали и уничтожили 284 км
железнодорожных путей, пустили под откос 850 вражеских воинских
Рассказ учителя: Подвиг советских воинов был высоко оценен Родиной. Свыше 100 000 участников Орловско- Курской битвы, Харьковского и Белгородского сражений были награждены орденами и медалями, многие из них удостоины звания Героя Советского Союза.
А теперь, ребята, давайте попробуем сформулировать значение Курской битвы:
1 .Курская битва- это коренной перелом в ходе войны. Советское командование закрепило за собой инициативу в войне.
2.Победный исход битвы может ускорить развал гитлеровского блока.
Рассказ учителя; Шведское правительство отказало Гитлеру в транзите немецких войск через территорию своей страны, Португалия передала Англии, в ходящей в антигитлеровского коалицию некоторые свои военные базы. А теперь запишите в тетрадях число и тему урока.
Откройте стр.242 учебника абзац 3 и прочитайте значение, соедините с тем, что здесь было сказано и запишите эти два значение в тетрадь. 3 . Значение.
В результате разгрома фашистских воск под Курском активизировалось движение сопротивления в странах Европы. Запишите.
Далее мы переходим к изучению Тегеранской конференции.(28 ноября-1 декабря 1943 г)
0 чем мы сегодня говорили, ребята? Попробуем составить план нашей темы.
1 .Подготовка к летней военной компании 1943г.
2.Сражение под Курском;
Подведем итог: Благодаря чему в этой битве победили советские войска?
Запишите ДОМ.задание:п.54.Найти имена ветеранов-участников Курской битвы по материалам школьного музея.
Читайте также: