Конспект урока интонация 1 класс

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок обучения грамоте (чтение)1класс

Учителя МБОУ гимназия №9 г. Воронежа

Курьиной Т.И.

Тема: Интонация в предложениях. Знаки препинания в предложениях.

Цели: работать над интонационной выразительностью в предложениях; научить правильно, расставлять знаки препинания в предложениях; воспитывать любовь к родному языку; развивать память, внимание, речь.

Актуализация знаний.

-Каждого человека с раннего детства готовят к тому, что надо учиться. Много тайн открывается тому, кто изучает разные науки.

-Как передаются знания?

-При помощи чего передается информация?

-Какая бывает речь?

-Из чего состоит речь?

- Сегодня на уроке мы продолжим говорить о предложениях и приобретем новые знания.

2. Работа со словами.

На доске картинки (ракета, петух, корабль)

-Назовите то, что вы видите на доске.

-Что вы произнесли?

-Из слов состоят предложения. Можно ли сказать, что вы произнесли предложение? Почему?

-Вы просто назвали предметы, но ничего о них не сообщили. Продолжите мысль, договорите.

-Что у вас получилось? Запишем схемы к вашим предложениям. Что нужно помнить записывая

-Чем они отличаются? Что у них общего?

3.Работа с предложением .

На доске написана схема вопросительного предложения.

-Составьте предложение по данной схеме. Обратите внимание на знак препинания в конце предложения. Кто знает, как он называется? Как вы думаете называется предложение?

-Сформулируйте сами, какие предложения называются вопросительными.

-Какой знак ставится в конце?

-Приведите примеры вопросительных предложений.

4.Физкультминутка. (хомячок)

-Вы наверное устали? Тогда все дружно встали.

5. Вы тоже станете сильными и умными. Ученье – это каждодневный труд,

- Как вы думаете, а как на письме можно передать чувства, эмоции?

-Давайте составим схему предложения, которое произнес Архимед.

-Как показать интонацию восклицания?

-Такие предложения называются восклицательными и в конце ставится восклицательный знак.

-Приведите примеры восклицательных предложений.

-В русском языке 10 знаков препинания, с остальными вы познакомитесь в старших классах.

(дети читают стихи о знаках препинания)

6. Физкультминутка.

- Сегодня хороший день?

-Какая красивая игрушка!

-У вас хорошее настроение?

-Дети учатся в школе.

7. Работа по учебнику с.32

-Люди получают знания из книг. Как называются учебные книги?

-Откройте учебник на странице 32.

-Что записано в верхней части страницы? Какие это предложения?

-Прочитаем вместе, прочитаем по ролям.

-Что можно сказать про Ивана?

- На уроках в школе вы получаете знания об окружающем мире. Учимся любить природу и охранять

8. Закрепление.

-Когда люди отправляются в лес за грибами, что они берут с собой?

-Какое имя девочки спряталось в слове корзина?

-Давайте составим звуковую схему этого слова. Поставьте ударение.

-У вас всех разные имена, все они красивые, может, некоторые в будущем станут известными.Кто-то в будущем будет лечить людей, строить дома, летать в космос. А сейчас вы ученики, которые получают знания.

Тема: Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения.

Цель: закрепить представление о предложении как группе слов, выражающих

законченную мысль; закрепить знания о знаках препинания в конце пред-

ложения; умение работать с деформированным текстом.

- установление связи между учебной деятельностью и мотивом;

- формирование нравственно – эстетических ценностей;

- находить наиболее рациональные способы выполнения задания;

- учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы;

- учить работать по образцу;

- учить организации рабочего места, рациональному размещению учебных средств;

- развивать внимание учащихся;

- обучать умению слушать и записывать содержание и пояснение учителя, и ответы

- развивать монологическую и диалогическую речь;

Формы организации деятельности:

Громко прозвенел звонок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем, вспоминаем,

Применяем, ни минуты не теряем!

а) гимнастика для кистей рук (видеогимнастика)

б) – будем закреплять умение каллиграфически правильно прописывать букву

заглавную С , строчную с

- Что вы знаете о звуке, который обозначен буквой С ? (согласный, глухой, парный,

бывает твёрдый и мягкий).

- Продолжите закономерность и запишите:

(подчеркните на ваш взгляд 3 лучшие соединения)

3. Постановка учебной задачи

ЛО Е ПРЕД НИ ЖЕ - Прочитайте слоги, составьте из них слово и вы

узнаете тему урока.

(Закрепим, что такое предложение, виды предложения по интонации; будем учиться определять границы предложения).

4. Словарная работа

а) Старик у ворот б) Эта маленькая пташка

Тепло уволок Носит серую рубашку

Сам не бежит Подбирает быстро крошки

И стоять не велит. И спасается от кошки.

в) Льётся речка – мы лежим. г) Все подарки получают!

Лёд на речке – мы бежим. Он любимый и не зря -

Ну, а что ещё бывает

Мороз, воробей, коньки, январь.

- Прочитайте ещё раз слова, какое слово лишнее? Почему?

5. Работа над деформированным предложением.

Мороз, узоры, нарисовал.

- Какое задание предложите.

(Мороз нарисовал узора.)

(Мороз нарисовал красивые узоры.)

(Мороз нарисовал узоры на стекле.)

- Запишите в тетрадь, 1 ученик у доски комментирует.

- Докажи, что это предложение, напомните правила написания предложения.

- Предложите выполнить задание к этому предложению.

- Что такое предложение?

(Вывод говорят дети.)

6. Работа по учебнику.

- Прочитайте ещё раз сведения о предложении.

- Составьте предложение, распространяя

(Бабушка читает интересную сказку внуку.)

- Почему это предложение, докажи.

7. Физ.минутка музыкальная.

8. Задания на закрепление.

- Какие виды предложений по интонации вы знаете?

(вопросительные, восклицательные, повествовательные)

а) Ты любишь морозное утро ?

б) выйди на улицу и вдохни глоток свежего воздуха .

в) Лёгкий морозец холодит щёки .

г) Чувствуешь радость наступающего дня ?

д) Как прекрасно всё вокруг !

- Что я назвала? (Предложения)

- А всё вместе предложения составляют … текст.

- Озаглавьте. (Морозное утро).

9. Самостоятельная работа в парах.

На столах у каждого ряда лежат отрывки из стихотворения

- Прочитайте. Из какого произведения эти строки?

- Какое задание нужно выполнить? – Кто автор?

- Работайте вместе, в паре, кто выполнит это задание поднимите руки.

- Проверка (на доске). Сколько предложений получилось?

- Выразительное чтение по рядам.

10. Гимнастика для глаз.

11. Работа над деформированным текстом.

Была зима стояли лютые морозы ребята сделали кормушки для

птиц они насыпали туда зёрен птицы клюют зёрна.

- Что нужно здесь выполнить?

(По толковому словарю Ожёгова

- Что у вас получилось? (Рассказ, текст.)

- Спишите 1, 2, 3 предложения.

- В каждом предложении подчеркните главные члены предложения.

- Кому было легко работать на уроке, поднимите смайлик красный.

- У кого работа на уроке вызвала некоторые трудности, поднимите

- У кого остались вопросы и недопонимания по теме урока, работать было

тяжело, поднимите синий смайлик.

- Спасибо всем за урок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1 классе по теме: "Предложение. Знаки препинания в конце предложения"

Урок русского языка по теме: "Предложение. Знаки препинания в конце предложения" проводился в 1 классе. Цель урока: закреплять представление о предложении как группе слов, выражающих законченную мысль.

Урок русского языка в 1 классе (Программа "Школа России") Тема: Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения.

Урок русского языка в 1 классе. Урок №6.Программа "Школа России"Тема "Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения"Цели:Систематизировать знания учащихся о грамматических признаках пре.

Презентация к уроку русского языка "Интонация. Знаки препинания в конце предложения"

На уроке дети учатся самостоятельно работать над новой темой, делать выводы. Роль учителя – направляющая. Используются активные формы обучения: работа в парах, взаимопроверка выполненных заданий, рабо.


Урок русского языка, 1 класс."Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения".

Урок закрепления полученных знаний по "Школе России".

– Сегодня на уроке мы продолжим работу по составлению предложений, определению расстановки знаков препинания в конце предложений и интонации их произношения.

II. Актуализация знаний

1. Словарно-орфографическая работа

– Сегодня мы ещё будем путешествовать по сказке. А чтобы попасть в эту сказку, нужно отгадать загадки, и мы узнаем героев. (Приложение 1)

Он в мундире ярком,
Шпоры для красы.
Днём он – забияка,
Поутру – часы. (Слайд)

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Слайд)

Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Слайд)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Слайд)

Задание 1. Орфографическая пятиминутка. Вставить пропущенные буквы в словах и объяснить свой выбор.

П . тух, л . сица, м . дведь, за . ц.

– Герои какой сказки пришли к нам гости?

2. Повторение изученного о предложении.

– Из чего состоит наша речь?

Задание. Прочитайте группы слов, найдите здесь предложения. Обоснуйте свой ответ.

  • Смелый петух
  • Избушка у лисы
  • Плутовка рыжая
  • Весной растаяла.
  • Весной избушка у лисы растаяла.

Вывод. (Слайд)

  • выражает законченную мысль;
  • все слова в предложении связаны по смыслу.

3. Физкультминутка. (Слайд)

Доброе утро! – птицы запели,
Добрые люди встали с постели
Прячется вся темнота по углам,
Солнышко встало и идёт по делам.

III. Работа над темой урока

1. Работа с деформированными предложениями. (Работа в парах.)

– Составьте предложения о героях сказки из слов в Волшебном конверте. Слово, написанное с большой буквы, должно стоять первым.

пришёл, на помощь, петух, Зайке.
убежала, лес, плутовка, в, Рыжая.
и, Дружно, звери, весело, живут.

Запись в тетрадях. Проверка. (Слайд)

Вывод.

– Что надо знать, чтобы правильно обозначить начало и конец предложения?
– Какой знак препинания поставлен в конце предложений?

2. Работа над интонацией предложений и расстановкой знаков препинания..

– Прочитайте предложение. (Слайд)
– Что сообщает нам это предложение?

– Послушайте, с какой интонацией оно произносится, каким голосом мы прочитали.
– Измените голос так, чтобы в конце его стоял вопросительный знак.

– А может ли стоять другой знак в конце этого предложения?

– С какой интонацией вы его произносите? (С чувством восхищения)
– Посмотрите внимательно на три предложения. Что интересного вы заметили?
– Слова в предложениях не изменились, а что изменилось?

Вывод.

– Предложения, в которых о чём-либо сообщается, произносятся спокойно, в конце ставится точка.

Если мысль закончил ты,
Записал на строчку,
Не забудь, в конце поставь
Кругленькую точку. (Слайд)

– Предложения, в которых о чём-либо спрашивается, произносятся вопросительной интонацией, в конце ставится вопросительный знак.

С Почемучкой дружишь ты?
Значит, и в тетрадке
Знак вопроса смело ставь.
Будет всё в порядке! (Слайд)

– Предложения, в которых есть восхищение, удивление, просьба, произносятся восклицательной интонацией, в конце ставится восклицательный знак.

Чувства сыплются наружу!
Восхищение в словах!
Торжество, тревога, ужас –
Восклицательный здесь знак! (Слайд)

Утром встал петух на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух –
И скорей на парту плюх!

IV. Закрепление и развитие речи

1. Поставьте в конце предложений нужный знак. (Слайд)

Кто помог бедному зайцу(?)
Петух прогнал рыжую плутовку(.)
Какой он смелый(!)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Решение (частной) учебной задачи (УЗ). (Предыдущий урок – постановка УЗ).

Педагогическая цель: Создать условия для систематизации знаний о грамматических признаках предложения, формирования умения правильно ставить знаки препинания в конце предложения, формирования умения читать предложения с разной интонацией.

Планируемые предметные результаты: умеют выделять предложение среди других групп слов; умеют правильно оформлять предложение на письме; умеют правильно ставить знаки препинания в конце предложения, в зависимости от интонации;

Формируемые (метапредметные) УУД:

Регулятивные: ставят учебную задачу урока под руководством, осуществляют её решение совместно с учителем в процессе выполнения УД (учебных действий); планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной УЗ;

Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения УЗ, выдвигают критерии совместно с учителем; ценят красоту зимней природы; логические – осуществляют оценивание по заданным критериям;

Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, вступают в речевое общение.

Тип урока: Решение (частной) учебной задачи (УЗ). (Прошлый урок – постановка УЗ).

Педагогическая цель: Создать условия для систематизации знаний о грамматических признаках предложения, формирования умения правильно ставить знаки препинания в конце предложения, формирования умения читать предложения с разной интонацией.

Планируемые предметные результаты: умеют выделять предложение среди других групп слов; умеют правильно оформлять предложение на письме; умеют правильно ставить знаки препинания в конце предложения, в зависимости от интонации;

Формируемые (метапредметные) УУД:

Регулятивные: ставят учебную задачу урока под руководством, осуществляют её решение совместно с учителем в процессе выполнения УД (учебных действий); планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной УЗ;

Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения УЗ, выдвигают критерии совместно с учителем; ценят красоту зимней природы; логические – осуществляют оценивание по заданным критериям;

Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, вступают в речевое общение.

Организационный момент. (Организация начала урока).

Постановка УЗ (Прогнозирование содержания урока):

Пиши правильно (Каллиграфическая минутка); Оранжевая плашка: понаблюдаем и сделаем вывод, с какой интонацией могут произноситься и произносятся предложения, будем записывать предложения, ставить знаки препинания;

Какие знания и умения нам пригодятся?

Вспомнить, что такое предложение, интонация, знаки препинания (знания);

Отличать предложения от набора слов, умение оформлять предложения в устной и письменной речи.

Каллиграфическая минутка (чистописание):

Выполнение заданий в форме теста с выбором ответа и кратким ответом. В процессе выполнения работы учитель корректирует действия учеников и поясняет, какое количество баллов можно набрать за каждое задание. (В дальнейшем, когда дети обучены более самостоятельно вырабатывать критерии, можно совместно обсуждать кол-во баллов и т.д.) Это формирующее оценивание.

Прочти группы слов. Выбери и обозначь среди них предложение.

Ребята в снежки поиграть

Зимой ребята играют в снежки.


Умею находить среди групп слов предложение.

Прочти предложения. Выбери и обозначь среди них предложение, в котором нет ошибок.

Ребята на санках катаются с горки

наступили зимние морозы.

Ребята сделали кормушки для птиц.


Знаю правила оформления предложений на письме.

В устной речи предложения отделяются друг от друга ______________________________________.

В письменной речи предложения отделяются друг от друга знаками препинания :_________________.

Знаю, как в устной и письменной речи одно предложение отделяется от другого.


2 балла

Прочти группы слов. Выбери и обозначь среди них предложение.

Ребята в снежки поиграть

Зимой ребята играют в снежки.

Умею находить среди групп слов предложение.


1 балл

Прочти предложения. Выбери и обозначь среди них предложение, в котором нет ошибок.

Ребята на санках катаются с горки

наступили зимние морозы.

Ребята сделали кормушки для птиц.


Знаю правила оформления предложений на письме.

В устной речи предложения отделяются друг от друга ______________________________________.

В письменной речи предложения отделяются друг от друга знаками препинания :_________________.


Знаю, как в устной и письменной речи одно предложение отделяется от другого.

Закрепление знаний и способов действий.

Работа в группах. Составление предложений их набора слов. Защита составленных предложений одним учеником у доски и запись с комментированием. Подчёркивание заглавных букв и знаков препинания.

1-я группа: Зимой лес покрылся снегом.

2-я группа: Как красив лес зимой!

3-я группа: Что дети делают зимой?

Взаимооценка работы групп по заданным критериям (на доске начерчена шкала для обозначения уровня - высокий, низкий, средний):

Правильно составлено предложение.

Правильно оформлено на письме (заглавная буква, знак препинания).

Дан ответ на вопрос: Что содержит предложение?

Фронтальная проверка, переходящая в следующий этап.

Рефлексивно-оценочный этап.

Сравнение выводов у доски после работы в группах и выводов учебника.

Диктант знаков. Учитель читает предложения, дети ставят только знаки препинания. Самопроверка с доски. Оценка с помощью шкалы или других символов. Оценка работы в тетради (аккуратность, каллиграфия), если позволяет время.

Выдался тёплый зимний день.

Ребята пошли на экскурсию в лес.

Как хорошо в лесу зимой!

А вам нравится зимний лес?

Критерии: 4 предложения, 4 верных знака.

- Какой совет вы бы дали учащимся школы, чтобы они хорошо работали на уроках? Устная работа с пословицей.

- Творческое домашнее задание: найти пословицы и поговорки, в которых даётся совет учащимся.

Читайте также: