Конспект урока правописание имен прилагательных 10 класс

Обновлено: 03.07.2024

ТИП УРОКА: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.

  • знать основные случаи слитного, раздельного и дефисного написания сложных прилагательных;
  • уметь ориентироваться в многообразных явлениях письма;
    находить и объяснять все типы написания, изученные за курс основной школы;
    применять правила разных типов орфограмм;
    пользоваться основными способами проверки написания;
  • воспитывать умение актуализации полученных знаний;
    воспитывать чувство ответственности и сознательное отношение к учебному труду.

ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный материал, тетради, учебники Грекова В. Ф., Розенталя Д. Э.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: построение, принятие рапорта, приветствие кадет, (1 мин.)

II. МОУ: Определение цели занятия. (1 мин.)

III. ПУНКТУАЦИОННО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА. (10 мин.)

Списать, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы и расставляя пропущенные знаки препинания. В словах с пропущенными буквами обозначить орфограммы.

Корреспонденц…я …кем …разобра…ая …брежно броше…а на письме…ый стол.

Книги ещё …кем …чита…ые аккуратно расставле…ы на …большой деревя…ой полке.

Книги …заслуживающие медле…ого чтения …заслуживают вообще чтобы их читали.

IV. ПОВТОРЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ СЛОЖНЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. (8 мин.)

Объяснить правописание сложных существительных, записать во второй столбик прилагательные, образованные от данных слов.

мировоззрение –
столетие –
юго-запад –
полночь –
лейб-гвардия –
социал-демократия –
вице-президент –
литературоведение –

Делается вывод о правописании прилагательных, образованных от сложных существительных.

V. ПОВТОРЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ СЛОЖНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. (10 мин.)

  1. Лимонно-жёлтый, бутылочно-зелёный, тускло-серый, пепельно-седой, мутно-голубой (оттенки цвета).
  2. Русско-французско-английский, шахматно-шашечный, финансово-экономический, художественно-критический (равноправные понятия).
  3. Древнерусский, дальневосточный, синеглазый, светловолосый, машинописный (подчинённое понятие).
  4. Узкоспециальный, животрепещущий, многообещающий, высокообразованный (из сочетания наречия с прилагательным или причастием).

Делается вывод о написании сложных прилагательных.

VI. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ, № 39, стр.118, учебник Грекова В. Ф. (5 мин).

Найдите случаи слитного, дефисного написания, которые не встретились в нашей орфографической диктовке.

    Работа с раздаточным материалом (см. приложение к уроку). Задания выполняются по вариантам.

Задание № 1 – 6 вариантов. (12 мин.)
Задание 2, 3 – 2 варианта. (12 мин.)

VIII. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Текст № 9, стр. 33. ( в книге “Русский язык. 10 класс. Тесты”. (15 мин.)

  1. Учебник Розенталя, теория № 24.
  2. Упр. № 157.

X. ИТОГ УРОКА И ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК. (1 мин.)

Распределите по группам сложные прилагательные, выделив:

1 вариант – образованные от сложных существительных;
2 вариант – образованные от слов, связанных подчинительной связью;
3 вариант - образованные от слов, связанных сочинительной связью;
4 вариант – образованные от существительных, которые пишутся через дефис;
5 вариант – обозначающие оттенки цветов;
6 вариант - образованные от сложных существительных.

Бетонно-растворный, вагонно-паровозный, вагоностроительный, вальтер-скоттовский, водно-солевой, водноспортивный, военно-административный, военнообязанный, высокоидейный, высоко поставленный, газетно-журнальный, горно-лесистый, детдомовский, трёхлетний, голубовато-белый, восточноафриканский, буро-жёлтый, изжелта-красный, быстрорастворимый, белогорячечный, агролесомелиоративный, дизель-моторный, беспроцентно-выигрышный, древнерусский, малознакомый, древнеегипетский, губно-зубной, горемычный, банно-прачечный, золотоволосый, картофеле-овощной, меднолитейный, морально устойчивый, лично-командный, тёмно-серый, смугло-веснушчатый, сложноподчинённое (предложение).

Перепишите прилагательные, раскрывая скобки. Объясните их написание.

(Жаро)понижающий, (жёлто)волосатый, (жизне)радостный, (жюль)верновский, (задне)язычный, (земле)ройный, (зимне)весенний, (идеал)реалистический, (иззелена)синий, (индо)европейский, (информационно)рекламный, (картофеле)уборочный, (коричнево)красный, (лимонно)кислый, (лично)командный, (масло)жировой, (железо)бетонный, (машинно)тракторный, (машино)строительный, (медно)прокатный, (молочно)кислый, (молочно)белый, (национально)освободительный, (общественно)полезный, (общественно)экономический, (право)бережный, (снежно)белый, (словарно)технический, (электронно)вычислительный.

Образуйте сложные прилагательные от данных словосочетаний и слов. Объясните их правописание.

Русский и французский словарь, социальные и бытовые условия, спрягаемый по-разному, научное и производственное объединение, изложенный ниже, подобный обезьяне, общее образование, общественный и исторический, нуждающийся остро, палевый и дымчатый, переднее нёбо, защитить поле, любить мир, почтовый и телеграфный, Северная Пальмира, юго-восток, профессора и преподаватели, цветущий рано, пустой и порожний, пять рублей, сорок вёдер, девяносто лет, сто лет, тонно-километр, Тянь-Шань, угро-финн, сойти с ума, лишить ума, хлопок-сырец, полутьма, четвертьфинал, шлакобетон, полусон, унтер-офицер.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для урока в 10 классе по теме "Правописание сложных имен прилагательных" по УМК Русский язык.10-11 классы. Базовый уровень. В 2 ч. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.. Данной разработкой могут воспользоваться также учителя, работающие по другим учебным комплектам.

План-конспект урока русского языка в 10 классе

Учитель: Якушкина Светлана Васильевна

Цели: а) Обучающая: сформулировать понятие о сложных прилагательных, познакомить с условиями слитного и дефисного написания сложных прилагательных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написания прилагательных;

б) Развивающая: создать условия для развития умений производить классификацию прилагательных по слитному и дефисному написанию, умений устанавливать сходства и различия, умений делать обобщенные выводы;

в) Воспитывающая: формировать умение ставить цели в учебной деятельности и стремление добиваться их, воспитывать потребности давать самостоятельную оценку своей деятельности.

Оборудование: компьютер, мультимедийная доска, учебник.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

II. Актуализация знаний.

1. Фронтальный опрос.

- Какую большую тему вы сейчас изучаете? (Имя прилагательное)

- Давайте вспомним, что вы знаете об этой части речи?

Закончите предложение: «Имя прилагательное обозначает…, отвечает на вопросы…,

Каким членом предложения может быть? (Сказуемым, определением,)

Какие разряды прилагательных вам известны? (Качественные, относительные, притяжательные.)

Как изменяются краткие имена прилагательные?

Расскажите об образовании степеней сравнения имён прилагательных.

Какие орфограммы вы изучили? (Не с прилагательными, Н и НН в прилагательных, О, Ё после шипящих и Ц, суффиксы К и СК в прилагательных.)

2. Подготовка к ЕГЭ

№ 1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения:

НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 10 классе.

Имя прилагательное как часть речи.

Правописание имён прилагательных.

- сформировать прочное представление об имени прилагательном как части речи, его морфологических признаках; отработать правописание -н- и –нн- в суффиксах имён прилагательных, правописание сложных имён прилагательных.

Форма деятельности обучающихся

– комбинированный урок повторения и обобщения изученного ранее материала с элементами текущего контроля по данной теме.

Организационный момент.

Надеюсь на сотрудничество!

Постановка задач.

Не забываем о цели, которая стоит перед нами на каждом уроке – подготовка к ЕГЭ.

Работа с предложением.

Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашёл в родном краю.

- Как вы понимаете смысл этого предложения?

- Выполнить синтаксический разбор предложения.

- Объяснить орфограммы. (Окончание прилагательных, З-С на конце приставок, употребление разделительного Ь, Ь для смягчения согласного, непроизносимая согласная в корне слова, О-Ё после шипящих, безударная проверяемая гласная в корне слова и другие.)

/Обучающиеся выставляют себе оценку/.

Употребление прилагательных в речи. Подготовка к заданию В8.

- Какой троп построен на употреблении прилагательных в переносном значении? (Эпитет.) Есть ли они в данном предложении?

- Приведите свои примеры эпитетов, запишите несколько примеров себе в тетрадь.

/Обучающиеся выставляют себе оценку/.

Работа со словами, записанными на доске. Подготовка к заданию А12.

Кожаный, земляной, голубиный. Станционный, безвременный, туманный, старинный. (Запишите слова в тетрадь, выделите суффиксы).

- Какое правило иллюстрируют данные слова? Сформулируйте данное правило. Есть ли из данного правила слова-исключения? Приведите свои примеры на данную орфограмму. Запишите их.

/Обучающиеся выставляют себе оценку/.

Краткие прилагательные. Подготовка к заданию А20.

На празднике, посвящённом Дню кадетов, речь директора была торжественна. ( На доске предложение записано без знаков препинания)

- Что вы скажете о правописании суффиксов кратких имён прилагательных? Какова синтаксическая роль кратких прилагательных в предложении? Объясните постановку знаков препинания в этом предложении. (Знаки препинания при обособленных определениях.)

- Чем отличается причастие от прилагательного?

/Обучающиеся выставляют себе оценку/.

Проверочная работа А12. (на два варианта)

/Обучающиеся выставляют себе оценку/.

Словарный диктант на правописание сложных имён прилагательных.

Что такое сложное имя прилагательное? Расскажите о их правописании. (Слова частично взяты из домашнего упражнения).

(Работа по цепочке.)

Военно-морской, горнодобывающий, дикорастущий, англо-русский, лимонно-жёлтый, юго-западный, трёхэтажный, историко-архивный. /Обучающиеся выставляют себе оценку/.

Заключительный этап урока. Подведение итогов урока.

Вернёмся к задачам, которые вы поставили в начале урока. Мы их выполнили? Что у вас получается? А над чем нужно ещё поработать?

Поставьте себе за урок оценку.

Домашнее задание /дифференцированное/. Подготовка к заданию В8, С1.

(По выбору учащихся.)

1.Составьте небольшой текст, используя в нём эпитеты. (Можно в основу рассказа положить первое предложение нашего урока).

2.Подберите 5-7 предложений из художественных текстов с эпитетами. Обязательно указываем автора текста.

Эпитеты подчеркнуть как члены предложения.

Проверочная работа. (А15).

Укажите, на месте каких цифр в предложении пишется одна буква Н.

Из стекля(1)ых дверей виднелись чугу(2)ые выкраше(3)ые ступени, ведущие в зелё(4)ую оранжерею, окна которой были отворе(5)ы настежь.

Укажите, на месте каких цифр в предложении пишется две буквы Н.

Прозрач(1)ый воздух скрадывал расстояние, и глаз сразу схватывал живопис(2)ую долину, засаже(3)ую гранатовыми деревьями и со всех сторон окружё(4)ую гор(5)ыми вершинами.

Краткое описание документа:

Конспект урока русского языка для 10 класса.

Урок русского языка в 10 классе.

Имя прилагательное как часть речи.

Правописание имён прилагательных.

Цель урока

- сформировать прочное представление об имени прилагательном как части речи, его морфологических признаках; отработать правописание -н- и –нн- в суффиксах имён прилагательных, правописание сложных имён прилагательных.

Форма деятельности обучающихся

–комбинированный урок повторения и обобщения изученного ранее материалас элементами текущего контроля по данной теме.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 114 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 36. Имя прилагательное как часть речи

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 28.12.2019 2653
  • DOCX 47 кбайт
  • 146 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Родионова Светлана Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Правописание прилагательных состоит в соблюдении следующих основных правил (орфограмм)::

  1. Н и НН в суффиксах (основные случаи),
  2. К и СК в суффиксах,
  3. ев/ив, чив/лив, оват/еват, оньк/еньк в суффиксах,
  4. остальные случаи правописания суффиксов прилагательных, .

1) Н и НН в суффиксах прилагательных

2) СК и К в суффиксах прилагательных

ОБРАТИЕ ВНИМАНИЕ: казаЦКий, немеЦКий, ткаЦКий.

3) Правописание суффиксов ев/ив, чив/лив, оват/еват, оньк/еньк

4) Остальные случаи правописания суффиксов прилагательных

суффиксы прилагательных

Дополнительный наглядный материал


Добавить комментарий Отменить ответ

Русский язык. Конспекты:

Фонетика и орфоэпия

Лексика и фразеология

Морфемика и словообразование

Орфография

Морфология и орфография

Синтаксис

Пунктуация

Речь. Языковые нормы

Найти конспект:

О проекте

Возрастная категория: 12+

(с) 2021 Учитель.PRO — Копирование информации с сайта только при указании активной ссылки на сайт!

Читайте также: