Искусство доколумбовой америки мхк 10 класс презентация и конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

- познакомить учащихся с художественной культурой народов доколумбовой Америки.

дать представление о наиболее значительных достижениях художественной культуры народов Центральной и Южной Америки;

познакомить с характерными особенностями культуры народов доколумбовой Америки;

с способствовать творческой деятельности учащихся;

продолжить работу над формированием приемов и навыков работы с информацией и ее применения в нестандартной ситуации.

формировать чувства прекрасного, уважения к культуре страны и людям, ее творившим;

формировать ответственное, бережное отношение к памятникам культуры как непреходящей ценности всего человечества

Воспитывать познавательную активность.

Оборудование: диапроектор, компьютер + компьютерная презентация, учебник под редакцией Даниловой.

Организация учащихся на уроке.

Работа по теме урока:

1)Проверка домашнего задания (в форме фронтального опроса)

2)Изучение нового материала и обобщение ранее изученного:

Сегодня еще раз убедимся в истинности этих слов, слов древних .

Задолго до 1492 года, времени открытия Христофором Колумбом Американского континента, на территории Центральной и Южной Америки возникали и приходили в упадок древние цивилизации. Это цивилизации тольтеков, ольмеков, ацтеков, майя и инков. Об этих цивилизациях и пойдет речь.

Первое проблемное задание – справка: годы существования и место расположения культуры ольмеков.

Древнейшая цивилизация классического периода –II-I тысячелетия до н.э.

Границы этого государства проходили по территории современных штатов Мексики – Веракрус, Табаско, Герредо (побережье Мексиканского залива).

Исследования показали, что у ольмеков были хорошо спланированные:

Предметы декоративно-бытового искусства

Архитектура сохранилась плохо из-за строительного материала: земля, щебень, штукатурка.


Скульптура ольмекской культуры отличается ярко выраженным интересом к изображению человека, широтой и величественностью замысла, уверенностью исполнения; ей присуще сочетание весомости обобщенных объемов с поразительной жизненностью моделировки внутренне напряженных лиц.

Представлена огромными каменными головами высотой до 3 метров и весом до 40 тонн.

На голове шлем с наушниками, украшенный рельефным узором. Обнаружены в Ла-Венте, Трес-Сапотес и Сан-Лоренсо.

(вопрос по ольмекской культуре) Назовите характерные черты лица в этой скульптуре? (Голова из Сан-Лоренсо)

Второе проблемное задание – справка: годы существования и место расположения культуры г.Теотиуакан. Цивилизация классического периода – II-VII вв. до н.э. Располагалась в Центральной Америке в Мексике, недалеко от города Мехико.

Третье проблемное задание – справка: годы существования и место расположения культуры тольтеков.

Тольтеки – индейский народ. В 8 в. до н.э. Тольтеки вторглись с севера в Центральную Мексику и в 9 в. создали большое государство.

В своей культуре тольтеки развивали традиции Теотиуакана, стали легендарным народом (статуи воинов (атланты храма) в Туле).

Четвертое проблемное задание – справка: искусство культуры тольтеков.

третье проблемное задание – справка: годы существования и место расположения культуры тольтеков.третье проблемное задание – справка: годы существования и место расположения культуры тольтеков.третье проблемное задание – справка: годы существования и место расположения культуры тольтеков.третье проблемное задание – справка: годы существования и место расположения культуры тольтеков.третье проблемное задание – справка: годы существования и место расположения культуры тольтеков.третье проблемное задание – справка: годы существования и место расположения культуры тольтеков.четвертое проблемное задание – справка:

В искусстве тольтеков преобладали военные темы.

Их культура оказала большое влияние на формирование ацтеков, завоевателей, воинственного народа, известного своими многочисленными походами и кровавыми сражениями.

Колонные залы – отличительная черта тольтекской архитектуры (Пирамида бога Кецалькоатля. Тула).

Ацтеки – самоназвание – астека, наиболее крупная индейская народность Мексики. Язык ацтеков – науатль.

Пятое проблемное задание – справка: годы существования и место расположения культуры ацтеков.

В 12 в. ацтеки, пришедшие с севера, вторглись в долину Мехико и обосновались в ней; в 14 в. основали поселение Теночтитлан. В 1427 г. в союзе с городами – государствами Тескоко и Тлакопаном подчинили себе население всей долины, а затем и центральной Мексики.

(вопрос по культуре ацтеков) Пофантазируйте, о чем могли думать зодчие, строя такой город?

Богатая культура ацтеков основана на традициях предшествовавших жителей Мексики – тольтеков и других племен и народностей.

В скульптуре ацтеков, наряду с устрашающими грандиозностью и тяжеловесностью статуями богов из базальта и андезита, есть полные жестокой и суровой правдивости головы воинов, выразительные фигурки животных; мастерски исполнялись украшения из перьев, полихромная керамика, мозаика из камня и раковин, вазы из обсидиана, ювелирные изделия.

Статуя Коатликуэ – лишь отдаленно напоминает человеческую фигуру: у нее нет лица, ни головы, ни рук, ни ног. Выполнена из различных материалов: кукурузные початки, когти ягуаров, человеческие черепа и ладони, перья, лапы орлов, извивающие змеи.


Монументальные статуи божеств ( Статуя Коатликуэ) носят абстрактный и условный характер. В качестве примера можно привести огромную статую Коатликуэ – богини земли, смерти и весеннего плодородия, матери верховного божества войны. Эта статуя лишь отдаленно напоминает человеческую фигуру: у нее нет ни лица, ни головы, ни рук, ни ног. Она выполнена из различных материалов: кукурузных початков, когтей и клыков ягуаров, человеческих черепов и ладоней, перьев, извивающихся змей, лап орлов. Все это нагромождение различных предметов строго симметрично и уравновешенно.

Немногочисленные сохранившиеся произведения ювелирного искусства поражают своим мастерством. Вот описание одного из очевидцев ювелирного искусства ацтеков:

(вопрос по культуре ацтеков) с каким русским умельцем можно сравнить мастеров ацтеков?

Шестое проблемное задание – справка: годы существования и место расположения культуры майя.

Майя создатели одной из древнейших цивилизаций Америки. Существовали с 300 года до н.э. по1500 год н.э. на территории юго-восточной Мексики (полуостров Юкатан), Гватемалы и Гондураса.

Свидетельства высокого уровня культуры народов майя (бурный расцвет на VII-VIII вв. н.э.):

Скульптура (существование канонов);

Росписи на сосудах;

Резьба по дереву, кости, перламутру;

Представления о драматическом взаимопроникновении начал жизни и смерти, суровое утверждение незыблемости государства проявилось в древних сооружениях майя:

четырехгранные ступенчатые пирамиды, на усеченных вершинах которых находились небольшие храмы;

Узкие длинные здания – резиденции правителей, жречества и знати;

Ритуальные площадки для игры в мяч;

В 1 тысячелетии н.э. появились города с каменными сооружениями. Известно более 100 городов, наиболее крупные: Тикаль, Копан, Чичен-Ица, Ушмаль, Паленке.

В период расцвета архитектуры – художественными центрами были Ушмаль, Чичен-Ица, Майяпан.

Пирамиды в Чичен-Ице – вершина зодчества майя.

Культура майя оказала огромное влияние на американскую культуру и внесла существенный вклад в сокровищницу мирового искусства. Гибель цивилизации – конец IXстолетия.

(вопросы по культуре майя)

Были ли канонические установки в изобразительном искусстве племен майя и являются ли они спутниками прогресса?

Какие сферы жизни воспроизведены в скульптуре?

Как вы думаете, что могло послужить причиной гибели цивилизации майя?

Седьмое проблемное задание – справка: годы существования и место расположения культуры инков.

Империя инков – индейский народ, живший с XI в. на территории современного Перу, Боливии, южной части Эквадора, севере Чили и Аргентины. Столица империи – Куско близ озера Титикака.

Земля империи инков считалась собственностью правителя – Верховного Инки, власть которого была окружена сакральным ореолом; первый мифический правитель – Манко Капак – почитался как Сын Солнца. Лама считалась собственностью верховного Инки.

Назначение ламы – магическое. Считается, что в империи не было человеческих жертвоприношений. В Мачу-Пикчу в жертву богам приносили животных. В основном - лам. Трех в день: утром и днем – белую, вечером – черную. Изображения лам изготавливались для специальных церемоний, которые увеличивали поголовье этих животных.




Храм Солнца

Архитектура инков известна по описаниям и многочисленным остаткам зданий: дворцы, храмы, обсерватории, амфитеатры, крепости. Зодчество отличалось геометрической простотой, почти полным отсутствием декора.

(вопрос по культуре инков) как развивалась городская жизнь?

Определенных успехов добились инки в скульптуре. Одним из самых значительных скульптурных сооружений является рельеф на Вратах Солнца в Тиуанако.

(вопрос по культуре инков) назовите какие темы и сюжеты стали приоритетными в скульптуре инков?

Сохранились до нашего времени и произведения ювелирного искусства и керамики. Заслуживают внимания керамические сосуды, в т.ч. фигурные, с блестящей черной поверхностью.

Главным искусством инков было литье из драгоценных металлов. Почти все ныне известные перуанские месторождения золота разрабатывались еще инками. Золотых и серебряных дел мастера жили в отдельных городских кварталах и были избавлены от налогов.

3) Закрепление материала (вопросы по пройденному материалу):

Расскажите о наиболее значимых достижениях художественной культуры народов Центральной и Южной Америки.

В чем проявились ее своеобразие и оригинальный характер.

Вывод: Что же характерно для искусства народов доколумбовой Америки? Прежде всего, утверждение всемогущества и величия священного божества, культ предков, прославление побед над врагами, возвеличение правителей и верховной знати.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

по МХК, 10 класс, 02.10.15 г.

Тема: Искусство доколумбовой Америки

Цель: формирование знаний о наиболее значительных достижениях художественной культуры народов Центральной и Южной Америки

познакомить с характерными чертами искусства народов Америки на примере скульптуры и архитектуры

уметь анализировать произведение архитектуры

развивать у школьников эстетический вкус, умение воспринимать и оценивать произведения искусства.

Оборудование урока

Для учителя: мультимедийная презентация, карточки с заданиями для работы в парах.

Для учащихся: учебник, энциклопедия, интернет-ресурсы, карточки с заданиями, тест, дневник,

Тип урока: изучение нового материала.

Орг. момент- 1-2 мин.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Чтение стихотворения.

Пусть предок жизнью жил полузвериной,

Но мы его наследьем дорожим.

Он не умел слепить горшок из глины,

Боялся духов, выдуманных им.

Но до сих пор в его глухой пещере

Толпой теней стремительно живой,

Летят по стенам яростные звери,

Свирепые противники его.

Глаз мамонта испуганно косится,

Бежит олень, погоней окрылен,

Упал и, умирая, шевелится,

И кровь глотает раненный бизон.

Охотники бесшумно шли по следу,

И громким криком открывали бой,

И закрепляли трудную победу

Рисунком легким, тонкою резьбой.

Приветствие . Добрый день, я вас рада видеть.

Эмоциональное восприятие , настрой на урок.

II . Актуализация знаний 4-5 мин.

Организация индивидуальной работы

Итак, время вышло. Давайте проверим ответы к викторине.

Есть ли вопросы, на которые вы не смогли ответить?

Кто-то может сказать, как решение викторины связано с темой урока?

Попробуйте определить тему урока.

Индивидуальная работа учащихся.

Есть вопросы, темы которых мы ещё не изучали

Оформление записи в тетрадь.

Слайд 1 ответы викторины

Слайд 2-тема урока

III . Постановка учебной задачи 4-5 мин.

Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока

Предположите, отталкиваясь от темы, вашу деятельность на уроке.

- что бы вы хотели узнать?

Цель: обсуждение проекта решения

Слово учителя

Задолго до открытия европейцами Американского континента на территории Ц. и Ю. Америки возникли цивилизации ольмеков, ацтеков, майя, инков. Развивавшиеся без какого -то влияния других очагов культуры, они имели свой характер и только им присущие черты. Что же характерно для культуры этих народов? Прежде всего утверждение всемогущества и величия священного божества, культ предков, прославление побед над врагами и т.д.

Поисковая работа в парах:

V . Первичное закрепление, 4-5 мин.

Цель: проговаривание НЗ

1.Что характерно для искусства этих народов? (утверждение всемогущества божества, культ предков, возвеличение верховной знати).

2.Чем, в основном, представлена художественная культура народов? (произведениями архитектуры и скульптуры) .

3. Чем отличались пирамиды ольмеков от египетских? (Ольмекские были ступенчатыми с пандусами)

VI . Самостоятельная работа с самопроверкой.

Самоанализ и самоконтроль, 5 мин.

Цель: каждый делает вывод, что он умеет

Организация индивидуальной работы

Проверка теста по слайду

Выполнение теста

VII . Рефлексия деятельности (итог урока), 2-3 мин.

Организация индивидуальной работы учащихся.

Сейчас попрошу оценить наш урок и свою деятельность на уроке.

Древнейшей цивилизацией доколумбовой Америки является:

А) цивилизация ольмеков; б) инков; в) майя; г) ацтеков.

3. Многообразие архитектурных форм характерно для культуры: а) майя; б) инков; в) ольмеков; г) ацтеков.

4. Для изобразительного искусства этого народа характерна каноничность: костюм, головной убор, атрибуты власти. А) инков; б) ацтеков; в) майя; г) ольмеков.

5. В культуре этого народа 0 появился на 1000 лет раньше, чем в Европе. а) майя; б) инков; в) ольмеков; г) ацтеков.

6. Главная цель искусства этого народа – умилостивить богов. С этой цель строилось огромное количество великолепных храмов (более 40 тыс). а) майя; б) инков; в) ольмеков; г ) ацтеков.

7. Одной из причин гибели этой цивилизации стало наличие больших запасов золота, которые привлекали европейцев. А) инков; б) ацтеков; в) майя; г) ольмеков.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок в 10 классе По Мировой художественной культуре Художественная культура д.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок в 10 классе По Мировой художественной культуре Художественная культура д.

Урок в 10 классе По Мировой художественной культуре Художественная культура доколумбовой Америки.

Загадочные ольмеки. Архитектура Ацтеков. Художественная культура майя. Импери.

Загадочные ольмеки. Архитектура Ацтеков. Художественная культура майя. Империя инков. План:

 Для архитектуры были характерны два типа сооружений: Ольмеки

Для архитектуры были характерны два типа сооружений: Ольмеки

Пирамида Эль - Тахине Ступенчатые пирамиды, с усеченной вершиной, на которой.

Пирамида Эль - Тахине Ступенчатые пирамиды, с усеченной вершиной, на которой находился храм с одним или двумя помещениями.

Пирамида Эль - Тахине Семь крупных выступов, небольшое однокомнатное святилищ.

Пирамида Эль - Тахине Семь крупных выступов, небольшое однокомнатное святилище. На лицевой стороне – широкая монументальная лестница, все выступы декорированы квадратными нишами, имитирующими дверные проемы.

Ольмеки Узкое вытянутое в длину здание, делившееся на несколько помещений вн.

Ольмеки Узкое вытянутое в длину здание, делившееся на несколько помещений внутри. Возводилось на искусственной поднятой площадке.

Теотиуакан. Здесь покланялись Кецалькоатлю Божество, которому поклонялись и.

Теотиуакан. Здесь покланялись Кецалькоатлю Божество, которому поклонялись и жители Теотиукана, и позднее, ацтеки: Кецалькоатль – Пернатый Змей. Каменное изваяние. Около 1400г.

В 50 км. от г. Мехико находятся развалины города Теотиуакана. Название город.

Храм Солнца На северном конце дороги расположены пирамиды Солнца (64,5м.) и Л.

Храм Солнца На северном конце дороги расположены пирамиды Солнца (64,5м.) и Луны(42м.) Они построены во 2м веке из кирпича-сырца и облицованы каменными плитами. Строились не менее 30 лет, трудилось 20 тыс. человек.

Фрески ольмеков На стенах дворцов и храмов помещали иллюстрации к мифам и лег.

Фрески ольмеков На стенах дворцов и храмов помещали иллюстрации к мифам и легендам, портреты богов.

Фрески ольмеков

Фрески ольмеков

Загадочные ольмеки Символом цивилизации ольмеков стали три гигантские головы.

Загадочные ольмеки Символом цивилизации ольмеков стали три гигантские головы, найденные близ деревушки Трес-Сапотес. Высота их от 1,5 до 3 м., вес от 5 до 40 тон. Поражают черты огромных лиц , ничем не напоминающих самих ольмеков

Теночтитлан Ацтеки Столица ацтеков – Теночтитлан – имела регулярный план и бы.

Теночтитлан Ацтеки Столица ацтеков – Теночтитлан – имела регулярный план и была прорезана каналами, стены выложены изразцами и мозаикой. Город сообщался с материком дамбами, которые в рябее мест прерывались подъемными мостами. 4-х гранные каменные пирамиды, строго геометрические по форме храмы со стенами, расширявшимися книзу.

Главный храм в Теночтитлане Окружен каменной стеной, украшенной снаружи релье.

Рисуночный календарь ацтеков 1ряд. - Крокадил, змей, вода, тростник, движение.

Рисуночный календарь ацтеков 1ряд. - Крокадил, змей, вода, тростник, движение. 2ряд. - Ветер, смерть, собака, ягуар, кремневый нож. 3 ряд . - Дом, олень, обезьяна, орел, дождь. 4 ряд.- Ящерица, кролик, трава, гриф и цветок.

Майя - построили и ушли. Джон Стефенс (1805-1825)

Майя - построили и ушли. Джон Стефенс (1805-1825)

Майя

Каменные колонны майя были чем-то вроде книг по истории. С их помощью увекове.

Каменные колонны майя были чем-то вроде книг по истории. С их помощью увековечивали Политические события Военные походы Время правления властителей Майя

Майя

Число ступеней на четырех лестницах, ведущих к храму, вместе со ступенью наве.

Число ступеней на четырех лестницах, ведущих к храму, вместе со ступенью наверху ровно числу дней в году – 365. Пирамида Кукулькан майя в Чичен-Ице

Комплекс майя в Паленке

Комплекс майя в Паленке

Уникальное сооружение, выполняет функцию мавзолея. В нем погребен, высокопост.

Уникальное сооружение, выполняет функцию мавзолея. В нем погребен, высокопоставленный представитель знати со своей свитой. Название получил из-за обилия иероглифических текстов, покрывающих все стены храма. Храм Надписей цивилизация майя в Паленке.

Фрески майя

Крышка саркофага в храме Надписей

Крышка саркофага в храме Надписей

Инки Столица инков Куско. Язык инков принадлежал к группе КЕЧУА. Оно занимало.

Макчу-Пикчу. Город инков (современное Перу) напоминает крепостные сооружения.

Стены и платформы Макчу-Пикчу

Стены и платформы Макчу-Пикчу

Культура ТИАУАНАКО. (11-12 ВВ.) Названная по стоянке у о. Титикака, известна.

Культура МОЧИКА (7-8 вв.)художественная керамика, отражающая в скульптуре и.

Культура МОЧИКА (7-8 вв.)художественная керамика, отражающая в скульптуре и росписи жизнь общества. Сосудам придавались формы плодов, животных, домов, лодок, человеческих существ. Особенности: портретность скульптуры (индивидуальность персонажей). Изображения реалистичны, хотя пропорции условны.. Инки

Росписи сосудов воспроизводят процессии рабов, несущих вельмож на носилках к.

Росписи сосудов воспроизводят процессии рабов, несущих вельмож на носилках ко дворцу, верховного Инки, сидящего на пристоле. Окруженного придворными, сцены жертвоприношения рабов В керамике разнообразные по назначению и форме сосуды многоцветной раскраски ярких тонов с геометрическими орнаментами и стилизованными изображениями животных. Тот же орнамент на тканях и коврах. Инки

Простота. Ступенчатые пирамиды Дворцы на платформах. Отсутствие окон. Толстос.

Проверь себя: Пирамида майя в Эль - Тахине Храм Надписей в Паленке. Пирамида.

Что означают эти слова: Астлан – Теночтитлан- Маис- Кипу- Амауата-

Что означают эти слова: Астлан – Теночтитлан- Маис- Кипу- Амауата-

Благодарю за работу! Дома : учить по тетради.

Благодарю за работу! Дома : учить по тетради.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 497 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 31.10.2017 1733
  • PPTX 28.2 мбайт
  • 19 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем ЮМАДИЛОВА НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: через анализ художественных культур доколумбовой Америки раскрыть систему ценностей и картину мира древних цивилизаций; привлечь внимание учащихся к искусству доколумбовой Америки; показать шедевры народов доколумбовой Америки; расширить кругозор учащихся.

Сегодня еще раз убедимся в истинности этих слов, слов древних.

Задолго до 1492 года, времени открытия Христофором Колумбом Американского континента, на территории Центральной и Южной Америки возникали и приходили в упадок древние цивилизации. Это цивилизации тольтеков, ольмеков, ацтеков, майя и инков. Об этих цивилизациях и пойдет речь.

Запись в тетради: Годы существования и место расположения культуры ольмеков:

Древнейшая цивилизация классического периода – II-I тысячелетия до н.э.

Границы этого государства проходили по территории современных штатов Мексики – Веракрус, Табаско, Герредо (побережье Мексиканского залива).

Исследования показали, что у ольмеков были хорошо спланированные:

Предметы декоративно-бытового искусства

Архитектура сохранилась плохо из-за строительного материала: земля, щебень, штукатурка.

Скульптура ольмекской культуры (стр.53) отличается ярко выраженным интересом к изображению человека, широтой и величественностью замысла, уверенностью исполнения; ей присуще сочетание весомости обобщенных объемов с поразительной жизненностью моделировки внутренне напряженных лиц.

Представлена огромными каменными головами высотой до 3 метров и весом до 40 тонн.

На голове шлем с наушниками, украшенный рельефным узором. Обнаружены в Ла-Венте, Трес-Сапотес и Сан-Лоренсо.

Запись в тетради: годы существования и место расположения культуры г.Теотиуакан.

Цивилизация классического периода – II-VII вв. до н.э. Располагалась в Центральной Америке в Мексике, недалеко от города Мехико. (стр.53)

Запись в тетради: годы существования и место расположения культуры тольтеков.

Тольтеки – индейский народ. В 8 в. до н.э. Тольтеки вторглись с севера в Центральную Мексику и в 9 в. создали большое государство.

В своей культуре тольтеки развивали традиции Теотиуакана, стали легендарным народом (статуи воинов (атланты храма) в Туле).

В искусстве тольтеков преобладали военные темы.

Их культура оказала большое влияние на формирование ацтеков, завоевателей, воинственного народа, известного своими многочисленными походами и кровавыми сражениями.

Колонные залы – отличительная черта тольтекской архитектуры (Пирамида бога Кецалькоатля. Тула).

Учитель: Ацтеки – самоназвание – астека, наиболее крупная индейская народность Мексики. Язык ацтеков – науатль.

Запись в тетради: годы существования и место расположения культуры ацтеков.

В 12 в. ацтеки, пришедшие с севера, вторглись в долину Мехико и обосновались в ней; в 14 в. основали поселение Теночтитлан. В 1427 г. в союзе с городами – государствами Тескоко и Тлакопаном подчинили себе население всей долины, а затем и центральной Мексики.

Богатая культура ацтеков основана на традициях предшествовавших жителей Мексики – тольтеков и других племен и народностей. Она представлена:

В скульптуре ацтеков, наряду с устрашающими грандиозностью и тяжеловесностью статуями богов из базальта и андезита, есть полные жестокой и суровой правдивости головы воинов, выразительные фигурки животных; мастерски исполнялись украшения из перьев, полихромная керамика, мозаика из камня и раковин, вазы из обсидиана, ювелирные изделия.

Статуя Коатликуэ (стр.55) – лишь отдаленно напоминает человеческую фигуру: у нее нет лица, ни головы, ни рук, ни ног. Выполнена из различных материалов: кукурузные початки, когти ягуаров, человеческие черепа и ладони, перья, лапы орлов, извивающие змеи.

Немногочисленные сохранившиеся произведения ювелирного искусства (стр.55) поражают своим мастерством. Вот описание одного из очевидцев ювелирного искусства ацтеков:

Запись в тетради: годы существования и место расположения культуры майя.

Майя создатели одной из древнейших цивилизаций Америки. Существовали с 300 года до н.э. по1500 год н.э. на территории юго-восточной Мексики (полуостров Юкатан), Гватемалы и Гондураса.

Свидетельства высокого уровня культуры народов майя (бурный расцвет на VII-VIII вв. н.э.):

Скульптура (существование канонов);

Росписи на сосудах;

Резьба по дереву, кости, перламутру;

Учитель: представления о драматическом взаимопроникновении начал жизни и смерти, суровое утверждение незыблемости государства проявилось в древних сооружениях майя:

четырехгранные ступенчатые пирамиды, на усеченных вершинах которых находились небольшие храмы;

Узкие длинные здания – резиденции правителей, жречества и знати;

Ритуальные площадки для игры в мяч;

Учитель: В 1 тысячелетии н.э. появились города с каменными сооружениями. Известно более 100 городов, наиболее крупные: Тикаль, Копан, Чичен-Ица, Ушмаль, Паленке.

В период расцвета архитектуры – художественными центрами были Ушмаль, Чичен-Ица, Майяпан.

Пирамиды в Чичен-Ице (стр.57) – вершина зодчества майя.

Культура майя оказала огромное влияние на американскую культуру и внесла существенный вклад в сокровищницу мирового искусства. Гибель цивилизации – конец IXстолетия.

Запись в тетради: годы существования и место расположения культуры инков.

Империя инков – индейский народ, живший с XI в. на территории современного Перу, Боливии, южной части Эквадора, севере Чили и Аргентины. Столица империи – Куско близ озера Титикака.

Земля империи инков считалась собственностью правителя – Верховного Инки, власть которого была окружена сакральным ореолом; первый мифический правитель – Манко Капак – почитался как Сын Солнца. Лама считалась собственностью верховного Инки.

Назначение ламы – магическое. Считается, что в империи не было человеческих жертвоприношений. В Мачу-Пикчу в жертву богам приносили животных. В основном - лам. Трех в день: утром и днем – белую, вечером – черную. Изображения лам изготавливались для специальных церемоний, которые увеличивали поголовье этих животных.

Архитектура инков известна по описаниям и многочисленным остаткам зданий: дворцы, храмы, обсерватории, амфитеатры, крепости. Зодчество отличалось геометрической простотой, почти полным отсутствием декора.

Определенных успехов добились инки в скульптуре. Одним из самых значительных скульптурных сооружений является рельеф на Вратах Солнца в Тиуанако.(стр.59)

Сохранились до нашего времени и произведения ювелирного искусства и керамики. Заслуживают внимания керамические сосуды, в т.ч. фигурные, с блестящей черной поверхностью.(стр.60)

Главным искусством инков было литье из драгоценных металлов. Почти все ныне известные перуанские месторождения золота разрабатывались еще инками. Золотых и серебряных дел мастера жили в отдельных городских кварталах и были избавлены от налогов.

Закрепление материала (вопросы по пройденному материалу):

Расскажите о наиболее значимых достижениях художественной культуры народов Центральной и Южной Америки.

Читайте также: