Конспект урока правописание безударных гласных в окончаниях имен существительных

Обновлено: 04.07.2024

Предметные результаты: устанавить зависимость написания безударной гласной в окончаниях имён существительных от склонения имён существительных. Совершенствовать умение в определении падежа имён существительных. Развивать умение определять тип склонения по существенным признакам.

Метапредметные результаты:

  • участие в коллективном обсуждении проблемы;
  • умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, владение диалогической и монологической формами речи в соответствии с нормами языка;
  • учитывать другое мнение и позицию, приходить к совместному решению.
  • умение принимать и удерживать учебную задачу;
  • на основе результатов практических задач делать теоретические выводы по теме урока в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
  • выделение и осознание того, что усвоено и подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: формирование интереса к познанию русского языка, самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Ход урока

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Уч. Были трудности при выполнении дом. задания? (упр. 427) Объясните принцип группировки слов.

  1. Ж.р. семья, степь, мельница
    Ср.р. объявление, печенье
    М.р. кисель
  2. семья, печенье – разделительный Ь
    Степь, мельница – смягчающий Ь
    Объявление - разделительный Ъ
  3. 1скл. Семья, мельница
    2 скл. Печенье, кисель, объявление
    3 скл. Степь

Уч. Остановимся на группировке слов по типам склонения.

Назовите ваши действия для определения склонения.

Д: Определили род, окончание, по окончанию и роду определяем склонение. Слайд

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Уч. Я утверждаю, что слова Андрей и Андрюша относятся ко 2 склонению т.к. это существительные мужского рода. Согласны вы со мной? (при необходимости обратитесь к таблице в учебнике на стр. 70-71) Слайд

Д: Нет. Андрюша- существительное 1 склонения, так как это существительное мужского рода, но с окончанием –а.

Уч. Запишем, Кто желает сделать эту запись на доске?

(В скобках пишем объяснение.)

После точки продолжите запись слов самостоятельно.

Запишите слова: (диктую) тарелка, таблетка, тема тетрадь.

Какие знания потребовались, чтобы правильно выполнить это задание?

Д: знания орфографического написания словарных слов

Уч.Проверьте,… Слайд Кто нашёл у себя ошибки?

торелка, тема, тоблетка, тетрадь.

Дети говорят об ошибках на доске. Да, вы правы, вас не проведёшь. Слайд

Уч. Проверьте ещё раз. ( правильный вариант) С этим все согласны? Что заметили?

Уч. Какие грамматические признаки у этих слов общие?

Д: им. сущ., ж.р., неодуш., нариц., ед.ч.,

Уч. А можно ли сказать, что все эти сущ. 1 склонения?

Д: Нет. Тетрадь ж.р., но оканчивается на Ь с нулевым окончанием, значит 3 скл.

Уч. Преобразуйте это сущ. в сущ. 1скл. Запишите (тетрадка)

Вы использовали словоизменение или словообразование?

Д. изменилась основа, появился суффикс, значит словообразование

Уч. Напишите грамматические признаки одного из слов.

Поменяйтесь тетрадками с соседом по парте и проверьте.

Кто выполнил правильно встаньте. Молодцы!

Работа с учебником стр.63 упр.400

Уч. Прочитаем текст. К какому стилю вы отнесёте текст? Выпишите им. сущ. с окончанием –а.

Ученик работает за доской. Проверяем.

Зайчиха, зайца, коза, молока , бельчата– все эти слова имеют окончание –а, значит они 1 склонения

Д: Нет. сущ. Зайчиха, коза, стоят в начальной форме, Ж.р. имеют окончания –а и относятся к 1 склонению,

Уч. Покажем эти объяснения в тетради.

Д: а существительные - зайца, молока надо поставить в начальную форму и по роду и окончанию определить склонение имён сущ. Бельчата – во мн. ч., надо поставить в начальную форму ед .числа(выделяем окончания, над существительными ставим склонение)

Уч. По каким признакам мы определяем склонение имён сущ.? (род и окончание в начальной форме единственного числа) Слайд

Проверьте своё предположение и прочитайте на стр.73 сведения о языке.

Совпали эти предположения?

3. Постановка учебной задачи.

Уч. Прочитаем этот текст ещё раз и подумаем, к какому стилю вы можете отнести данный текст?

На доске группа слов. Прочитайте.

Таня бабушка Пермь гостить деревня

Какое задание можете предложить?

Д: составить предложение.

Таня гостила у бабушки в деревне около Перми.

Уч. Проговори орфографически. - Задание выполняем в парах

Кто встретился с трудностями? А почему эти трудности появились? (безударная гласная в оконч.)

(В какой части слова эта орфограмма?)

5. Построение проекта выхода из затруднения.

Уч. Так, что же будет темой наших наблюдений?

Д.: безударные гласные в окончаниях имён существительных.

Д: определить у имени существительного по роду и окончанию начальной формы склонение, по вопросу от главного слова к зависимому - падеж

Д: Чтобы по ударному окончанию существительного этого склонения верно написать окончание безударное.

Уч.Кто желает записать это предложение на доске. При записи не забывайте комментировать все орфограммы.

Объяснение написания безударной гласной в окончании запишем в скобках.

Д: Таня (окончание я не вызывает сомнения)

…гостила – ( ст без Ь) безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением, проверочное слово …глагол, окончание а не вызывает сомнения.

Д: У бабушки безударная гласная в окончании н.ф. бабушка-ж.р. , окончание –а значит 1скл. (гостила у кого? у чего? у бабушки)Р,п.

Зову слова помощники с ударным окончанием посмотрите в таблицу на стр.70 гостила у кого? у чего? у земли, у страны. Пишу окончание И.

У бабушки (1скл., Р.п.) выделяем окончание.

Гостила (где? В чём в ком?) в деревне безударная гласная в окончании …

Перми –ударное окончание, И

Уч.А какие задания можно ещё дать к данному предложению? (дети предлагают, желающие на доске выполняют)

Я тоже хочу предложить задания. (Задание на выбор.)

- Выпишите словосочетания, со словами, в которых содержится орфограмма безударная гласная в окончании имён существительных.

-Выписать только словосочетания с сущ. 1 склонения, обозначить какими членами предложения являются данные слова

- Каждый может выбрать любые 3 задания из предложенных ребятами или своё или моё и выполнить дома, на оценку это влиять не будет.

6. Первичное закрепление.

Работа в группах.

Уч. В конверте возьмите карточку.

Что можете сказать?

Да, это словосочетания, и в словах пропущены буквы.

Прилетают в середин., оповещает о прилёт., оповещает пени., сидит на ветк.

Вспыхнули в неб., звучала в парк., катались с горк., встретилась с друг.

Потеплело в воздух., исчез с крыш., обсохла на пригорк., зацветут в рощ.

Уч. Обсудите, какие буквы и в какой части слова пропущены. Подумайте, как можно проверить эту орфограмму?

Запишите в тетради.

Своё объяснение берите в скобки.

После обсуждения словосочетания появляются на Слайде, и каждую группу слушаем.

7. Установление осознанности восприятия. Первичное обобщение.

Уч. Какие знания потребовались, чтобы написать безударные гласные в окончаниях имён сущ.? Проговорим эти шаги.

Д: определить у имени существительного по роду и окончанию начальной формы склонение, по вопросу от главного слова к зависимому- падеж, по ударному окончанию слов данного склонения пиши безударное окончание.

Уч.С какой же целью мы учимся определять склонение и падеж имён существительных?

Д: чтобы правильно написать безударное окончание.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Уч.В процессе нашей исследовательской работы, вы определили шаги, которые нужно сделать, чтобы правильно написать безударные окончания имён существительных. Предлагаю вам сейчас определить, как каждый из вас освоил эту тему.

Каждый из вас может взять из конверта карточку белого цвета и в этой карточке выбрать и отметить любым значком правильный вариант ответа.Слайд

1. Для: определения склонения имён существительных достаточно:

А) Определить род и число.

Б) Определить окончание и род.

В) Поставить имя существительное в начальную форму единственного числа и определить род и окончание. Слайд

2. Для определения падежа имён сущ. достаточно:

а) задать вопрос от главного слова к зависимому и по падежному вопросу определить.

б) Разобрать предложение по членам.

в) Определить окончание.

г) Определить предлог. Слайд

3. Для правильного написания безударной гласной в окончании имени существительного достаточно:

А) определить падеж и число

Б) определить склонение, задать вопрос от главного слова, определить падеж и по ударному окончанию существительных помощников сделать выбор гласных.

В) определить окончание по начальной форме.

Уч.Кто желает для всех зачитать свои ответы? Проверяйте.

Если согласны, нужно встать и подпрыгнуть, своё несогласие выскажите хлопками в ладоши.

А теперь проверим, компьютер согласен с вами? Слайд

(Показываем Слайд с правильными ответами)

9. Рефлексия деятельности.

Какой вид работы был для тебя самым интересным? Что было трудно? Что ты выполнял самостоятельно, уверенно? На что тебе нужно обратить внимание, чтобы у тебя всё получалось на отлично?

Давайте отметим работу учеников на уроке. Оценка и комментарии. Домашнее задание помните? (по предложению)

Резервное задание

Используйте словосочетания, с которыми вы работали, в группах, напишите свой короткий текст

Не забудьте шаги, которые нужно сделать, чтобы правильно написать безударные гласные в окончаниях имён существительных. Выделите безударные гласные в окончаниях имён существительных.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

Учебный предмет: русский язык

Класс: 4 класс

Учитель Петрянкина Елена Борисовна.

Тема урока: Закрепление правописания безударных гласных в окончаниях существительных.

Цель:

- обучающая: систематизировать знания о правописании безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных; закрепить умение находить и проверять безударные гласные в окончаниях имен существительных; закрепить алгоритм проверки.

- развивающая: развивать орфографическую зоркость; развивать устную и письменную речь учащихся, формировать общие способы решения орфографической задачи;

- воспитывающая: формировать потребность писать грамотно; формировать навык сотрудничества, учебной активности.

Тип урока : обобщение и систематизация.

Оборудование :

у учащихся : карточки с заданиями двух уровней для каждого ученика.

Организационный момент .

- Прозвенел звонок веселый

Вы начать урок готовы? (Да!)

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Чистописание

- Начнем урок с минутки чистописания. Напишите заглавную и строчную буквы пропущенные в словах.

Ул.ца, .оссия, горо., за.трак, шес.надцать, груп.а.

(Ии Рр Дд Вв Тт Пп)

- Что напоминают эти буквы? (название падежей)

- Назовем их хором.

Актуализация опорных знаний.

Давно живу я в царстве этом,

Даю название предметам (существительное)

- Спишите слова и подумайте, как они связаны с отгадкой.

Вет.р, м.роз, сев.р, п.года, к.ньки, з.бавы, .варь, д.кабрь, ф.враль, м.тель.

- Как же связаны данные слова с отгадкой? (это имена существительные).

- Что мы знаем о существительном? (часть речи, отвечает на вопросы кто? что?, имеет постоянные признаки: род, склонение, непостоянные: число, падеж)

- Какое слово в этом ряду вы назвали бы лишним? Обоснуйте.

(в слове метель проверяемая безударная гласная, поэтому оно лишнее, проверочное слово мел, а остальные слова с непроверяемой безударной гласной)

- Как проверить безударную гласную в корне?

- А как быть с написанием непроверяемых безударных гласных?

- Проверим какие буквы вы вставили в этих словах.

- Ребята подумайте на какие группы можно разделить все данные существительные? (по числу (ед.-мн.), по родам (м. и ж.), по количеству слогов, по склонениям).

- Как определили род существительных коньки, забавы? (поставили в ед.ч.)

- А как определить склонение существительных? (поставить в начальную форму, определить род, выделить окончание).

- А что значит просклонять существительные? (изменить по падежам)

- Для чего нужно знать падежи и склонения существительных? (чтобы грамотно писать безударные падежные окончания)

- Да, безударные гласные бывают не только в корне, но и в других частях слов.

Работа по теме урока

- Запишите существительные, употребив их в указанных падежах, с предлогами.

П.п. Д.п. П.п. Т.п. П.п. Р.п.

( мороз, погода, январь, декабрь, февраль, метель)

( на, по, в, за, о, из-за)

- В каких словах написание окончания не вызвало затруднений? (в январе, о феврале, за декабрем)

- Почему? Докажите. ( В данных словах окончание ударное, мы ясно слышим звук)

- В каких словах появились сомнения? Почему? (окончание безударное, звук может не соответствовать букве)

- Что нужно знать, чтобы правильно писать безударные падежные окончания? (Алгоритм, рассуждать)

- Назовите шаги алгоритма.

Ставлю существительное в начальную форму.

Определяю к какому существительному относится.

Подбираю слово-помощник и ставлю в ту же форму (падеж).

Пишу такое окончание, как в слове- помощнике.

Комментированное письмо

- Спишите предложения, вставьте пропущенные окончания. Объясните свой выбор, используя памятку.

На доске записанные предложения:

В январе на скатерт. снегов видны следы зверей и птиц. От елк. к елк. прыгала шустрая белочка. С ветк. сосны слетел на снег тетерев. (вставляем буквы-карточки)

- А почему звери и птицы собрались вместе, узнаете, выполнив следующее задание. Запишите предложение и разберите по членам . (Из чащи леса прилетела болтливая сорока с долгожданными подарками) Разбор предложения.

Для шустрой белочки ( двое учащихся

О зимней погоде работают у доски)

От снежной вьюги

Маленькой синичке

О большом сугробе

К заснеженной ели

- В каких падежах написание окончаний вызывает наибольшие затруднения? (Р.п., Д.п., П.п.)

- Постройте в тетради координатный угол. На оси ОХ проставьте числа от 1 до 7, а на оси ОУ названия падежей.

( к снежинке, в сугробе, от стужи, о метели, без вьюги, в инее, по поземке )

- А вам для самостоятельной работы почтальон-сорока тоже принесла письма с заданиями. Выберите задание по силам и выполните его.

Вставьте буквы, определите склонение, падеж.

Подберите однокоренные слова другого склонения в том же числе и падеже.

в тетрад. __________________

без лошад. _________________

к ноч. ________________

о морков. __________________

о брош. ________________

Итог урока.

- А те, кто пока испытывает затруднения, могут пользоваться памяткой, которая всегда перед вами. Повторим ее.

- Я довольна как работали сегодня… Выставление оценок.

- А теперь хотелось бы услышать ваши впечатления об уроке.

Мне понравилось…

Домашнее задание .

- Приготовьте карточку для соседа по парте, где пропущено окончание имен существительных. Окончание должно быть безударным.


Урок разработан по технологии смешанного обучения (модель "смена рабочих зон"). УМК "Школа России", автор учебника В.П. Канакина. В архиве имеется презентация.

Содержимое разработки

Курбатова Галина Александровна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык

Уровень образования: начальное общее образование

Тип урока: урок закрепления знаний;

Участники: Ученики 4 класса

образовательная: закрепить и обобщить знания детей о правописании безударных гласных в окончаниях имен существительных единственного числа во всех падежах;

Развивающая: развивать умение учащихся обосновывать написание безударных окончаний имён существительных; умение распознавать падежи, тип склонения;.

Воспитательная: воспитание положи­тельного отношения к знаниям, к процессу учения; культуры поведения при фронтальной, групповой работе.

Планируемый результат обучения:

Личностные УУД: проявлять интерес к русскому языку; осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками; проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, понимание и принятие правил работы в группе: проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению одноклассников

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по предложенному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; высказывать своё предположение; совместно с другими учениками давать оценку деятельности группы на уроке.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им; представлять информацию в разных формах; умение использовать ИКТ для доступа к информации, обработки, оценки.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно выделять и формулировать познавательной цели; уметь строить логическую цепь рассуждения, доказательство; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Ресурсы: проектор, ноутбуки с интерактивным тестом, маршрутные листы, карточки с разноуровневыми заданиями для групп, колокольчик, часы, презентация, листы- опоры для слабых учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен с учётом индивидуальных особенностей детей. Результаты педагогической и психологической диагностики учащихся 4 Б класса показывают, что из 26 учащихся 18 человек с высокой мотивацией учебной деятельности. В классе есть ребята (4 ученика) с неустойчивым, рассеянным вниманием, с недостаточным сформированным восприятием, недостаточно сформированным уровнем мышления, низкой работоспособностью, они быстро утомляются и поэтому испытывают трудности в обучении.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Вид урока: урок-исследование.

Дидактическая цель урока для детей: научиться, используя алгоритм, писать безударные окончания имен существительных.

Деятельностная цель: формировать способность учащихся к новому способу действия.

Сикерина Светлана Владимировна

Урок построен с учётом индивидуальных особенностей детей.
Результаты педагогической и психологической диагностики учащихся 4 Б класса показывают, что из 26 учащихся 18 человек с высокой мотивацией учебной деятельности. В классе есть ребята (4 ученика) с неустойчивым, рассеянным вниманием, с недостаточным сформированным восприятием, недостаточно сформированным уровнем мышления, низкой работоспособностью, они быстро утомляются и поэтому испытывают трудности в обучении.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Вид урока: урок-исследование.

Дидактическая цель урока для детей: научиться, используя алгоритм, писать безударные окончания имен существительных.

Деятельностная цель: формировать способность учащихся к новому способу действия.

предметные

– упражнять учащихся в применении ими правила правописания безударного гласного в безударных окончаниях имен существительных проговаривая алгоритм;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; вносить необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с одноклассниками (регулятивные).

метапредметные:

– развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– формировать коммуникативные навыки (построение монологического высказывания, владение диалогической формой коммуникации, учет мнения и позиции другого, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве).

Тип урока: изучение нового, проблемное изучение нового материала

Формируемые универсальные учебные действия:

Познавательные -

Общеучебные универсальные действия

осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Логические учебные действия

умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

умение осуществлять синтез как составление целого из частей;

умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

умение устанавливать причинно-следственные связи;

умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

выдвижение гипотез и их обоснование

Постановка и решение проблем

Самостоятельное создание способов решения проблем

Коммуникативные -

понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

уметь контролировать действия партнера;

уметь использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Регулятивные -

принимать и сохранять учебную задачу,

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

различать способ и результат действия;

уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме

Личностные

формирования мотивов достижения и социального признания.

Применяемые педагогические технологии: технология деятельностного подхода, информационно - коммуникационная, технология развивающего обучения, уровневой дифференциации.

Формы работы с учащимися: фронтальная, групповая, дифференцированная

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, раздаточный материал.

Технологическая карта урока

Этапы урока. цель

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

- Вижу, что все настроились на плодотворную работу.

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Читайте также: