Конспект по изо портрет оленя

Обновлено: 04.07.2024

Цель: создание условий для формирования умений рисовать животных по образцу, развитие изобразительных способностей.

Задачи:

  1. Уточнить и знания детей о северных оленях.
  2. Продолжать развивать детское изобразительное творчество.
  3. Учить выразительно передавать образ оленя.
  4. Закреплять технические навыки и умения в рисовании.

Оборудование: листы с голубым фоном, краски акварель, кисти мягкие и жёсткие, иллюстрации северного оленя.

Ход Нод:

Утоляет голод мхами,

Хоть укрыла их пурга,

Как лопатою, копытом

Разгребает он снега.

Воспитатель: Кто это? Почему думаете, что олень? (Воспитатель вносит плакат с изображением северного оленя).

- Правильно, сегодня мы поговорим о северном олене – об одном из самых красивых животных Севера, украшением тундры.

Воспитатель: Северные олени прекрасное, могучее животное. У них крупное туловище, большая голова, увенчанная, словно царской короной, ветвистыми рогами, короткие, мощные ноги.

Длина тела взрослого животного больше 2 метров, высота около 1.5 метров, а весит он 100-220 килограммов.

Воспитатель: Олени великолепно чувствуют себя среди суровой северной природы.

Их тело покрывает густая и длинная шерсть, защищающая животное от холода.

Зимний мех длинный, особенно на шее, где образуется свисающая вниз грива(подвес). Толстая сердцевина волоса наполнена воздухом, поэтому волос очень легкий, ломкий, но теплый.

На ногах волосы короткие, но прочные (камус).

Зимой окраска оленьего полушубка очень красивая – светлая, серебристо – белая.

Летом олени линяют, меняют густой и длинный мех на более короткий. Меняется и цвет шерсти. Она становиться коричневой или серовато – бурой.

Воспитатель: Как вы думаете, почему происходит линька меха у оленей?

Летом в тундре намного теплее и животному не нужен густой, теплый мех. А почему меняется окраска меха? (Ответы детей)

Зимой, среди бесконечных снежных просторов белый северный олень незаметен для стаи хищных голодных волков.

Летом, олени почти сливаются с болотными коричневатыми и бурыми кочками. Такая окраска называется защитной.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, чем кормится олень?

Зимой основной корм оленя – ягель, который они добывают из-под снега. Его даже называют оленьим мхом.

Снег копытом целый день

Роет Северный олень

Нелегко ему трудяге

Отыскать под снегом ягель

Воспитатель: Олени — вегетарианцы: они питаются мхом, корой, почками или водными растениями. Летом они угощаются сочными травами, растущими по берегам тундровых рек и озер, веточками и листьями карликовой березы, ягодами морошки, брусники и грибами.

Воспитатель: Как вы думаете, олень дикое животное или домашнее?

Существует два вида оленей: дикие и домашние. Дикие олени сами по себе кочуют по тундре. У них шерсть темной окраски, симметричные, ветвистые рога, которыми они защищаются от нападения врагов. Обыкновенно дикие олени держатся стадами, в которые собирается множество животных. Домашних оленей держат в стадах, за ними присматривает пастух - оленевод.

Воспитатель: Основное занятие жителей Севера – оленеводство (олени перевозят детей, из оленей они шьют себе одежду и обувь, покрывают чумы, оленье мясо и молоко употребляют в пищу), рыболовство, охота.

Воспитатель: Олень служит как транспорт во все времена года. Северные сани называются нартами. Они бывают грузовые и легковые.

Из оленьего меха люди шьют себе одежду и обувь, теплую и легкую, такую, что и в мороз не замерзнешь и не вспотеешь, даже если целый день за оленями идти будешь.

Воспитатель: Какая у него форма головы?

(Овальная, удлиненная). Передние ноги сгибаются в коленях так, (показываю) а задние наоборот.

- Рога у оленей имеют очень много веточек.

Поэтапное рисование оленя:

  1. рисуем большой овал – это будет туловище оленя
  2. рисуем небольшой овал – это будет голова
  3. рисуем шею, соединяя голову с туловищем
  4. рисуем уши
  5. рисуем ветвистые рога
  6. рисуем ноги с широкими копытами
  7. рисуем маленький хвостик
  8. рисуем белой краской гриву
  9. рисуем чёрным цветом глаза

По ходу занятия уточняется, как получить на палитре серый цвет или светло-коричневый. Затрудняющимся детям индивидуально показывается способ рисования животных красками.

3.Заключительная часть.

В конце занятия все рисунки рассмотреть, обсудить с детьми. Предложить ребятам выбрать те работы, где похоже, с передачей характерных особенностей изображены олени, объяснить свой выбор.

Продолжать развивать детское изобразительное творчество.

Учить выразительно передавать образ оленя.

Закреплять технические навыки и умения в рисовании.

Материалы: листы с голубым фоном, краски акварель, кисти мягкие и жёсткие, иллюстрации северного оленя.

Содержание организованной деятельности детей:

Утоляет голод мхами,

Хоть укрыла их пурга,

Как лопатою, копытом

Разгребает он снега.

- Кто это? Почему думаете, что олень?

Воспитатель вносит плакат с изображением северного оленя.

- Что вы знаете о северном олене?

Воспитатель: Давайте, ребята, ещё раз вспомним как выглядит олень?

У него ветвистые рога, вытянутые голова и туловище, короткий хвост, длинные мощные ноги и широкие копыта, густая шерсть.

А теперь я вам покажу, как рисовать северного оленя:

1. – Какого цвета шерсть у оленя?

2. рисуем большой овал – это будет туловище оленя

3. рисуем небольшой овал – это будет голова

4. рисуем шею, соединяя голову с туловищем

6. рисуем ветвистые рога

7. рисуем ноги с широкими копытами

8. рисуем маленький хвостик

9. рисуем белой краской гриву

10. рисуем чёрным цветом глаза

Физкультминутка:

Там где тундра и снега,

И морозы крепче стали,

Обитает с давних пор,

Олень северный мы знаем.

В холке метр, полтора, (руки вверх)

И длинною два аж метра, (руки в стороны)

Он доставит вас туда,

Где и танки не проедут! (ходьба)

Автор стихотворения: Леонов В. А.

Заключение:

В конце занятия все рисунки рассмотреть, обсудить с детьми. Предложить ребятам выбрать те работы, где похоже, с передачей характерных особенностей изображены олени, объяснить свой выбор.

Конспект НОД (художественное творчество, познание) Знакомство с процессом изготовления шоколада. Рисование шоколадом Цель : познакомить детей с новым видом творчества – рисование шоколадом, дать преставление о производстве шоколада. Задачи: - познакомить.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по ИЗО

Расширить у детей знания и представления об особенностях внешнего вида оленя, средой обитания и особенностями образа жизни. Показать значение оленя в жизни северных народов.

2.Совершенствовать навыки рисования животных, соблюдать пропорции, изображать животное в движении; передавать характерные особенности северных оленей (короткие ноги, приземистое тело, на голове ветвистые тонкие рога, на шее пушистая грива).

3.Развивать воображение, интерес к природе Севера.

4.Обогащать словарный запас детей, понятие оленеводство, стадо, каслает, подвес, камус, важенка, тынзян, хорей, лишайник, ягель, пушица. 5.Воспитывать любовь к родному краю.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: формировать понимания выразительных возможностей изображения, понимание связи с окружающим пространством; систематизировать формирование познавательной активности, совершенствование умения рисовать животных, углубление знаний анатомическом строении, цветовой окраске; общее и индивидуальное в строении тела животных.

Метапредметные: понимают поставленную задачу занятия, отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на занятии; вступают в речевое общение.

Личностные: имеют положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявляют интерес и уважение к культуре других народов.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; фронтальная, групповая, индивидуальная.

Картины и иллюстрации с изображением северных оленей;

- Страна у нас большая, красивая и сильная в ней живут разные национальности. Ведь не спроста, говорят, что Россия – многонациональная страна. А знаете почему? Потому что все народы населяющие Россию, дружные.

- Сегодня, мы поговори о севере . Что вы знаете о Севере?

«Мы любим смеяться, на нартах кататься,

По белому снегу зимой. И, честное слово,

- В этом стихотворении говорится о детях Севера, но на Севере живут и животные. Вот сегодня мы будем с вами рисовать животных Севера.

-Скажите, как называется край, в котором мы живём?

- Назовите, каких животных Севера вы знаете?

Как ветви у него рога!

Он благородный. Он пятнистый.

Обходит сочные луга,

В жару идёт же в лес тенистый.

-Правильно, сегодня мы поговорим о северном олене – об одном из самых красивых животных Севера, украшением тундры.

Северные олени – прекрасное, могучее животное. У них крупное туловище, большая голова, увенчанная, словно царской короной, ветвистыми рогами, короткие, мощные ноги.

Длина тела взрослого животного больше 2 метров, высота около 1.5 метров, а весит он 100-220 килограммов. Обычно тундровые олени намного мельче и меньше. Их вес едва превышает центнер.

Обычно северные олени держаться стадами , в которые собирается множество животных.

Олени великолепно чувствуют себя среди суровой северной природы.

Их тело покрывает густая и длинная шерсть, защищающая животное от холода.

Зимний мех длинный, особенно на шее, где образуется свисающая вниз грива (подвес) . Толстая сердцевина волоса наполнена воздухом, поэтому волос очень легкий, ломкий, но теплый.

На ногах волосы короткие, но прочные (камус ).

Зимой окраска оленьего полушубка очень красивая – светлая, серебристо – белая.

Летом олени линяют, меняют густой и длинный мех на более короткий. Меняется и цвет шерсти. Она становиться коричневой или серовато – бурой.

- Как вы думаете, почему происходит линька меха у оленей?

Летом в тундре намного теплее и животному не нужен густой, теплый мех. А почему меняется окраска меха? (Ответы детей)

Зимой, среди бесконечных снежных просторов белый северный олень незаметен для стаи хищных голодных волков.

Летом, олени почти сливаются с болотными коричневатыми и бурыми кочками. Такая окраска называется защитной.

- Обратите внимание на копыта оленя.

Широкие не по росту копыта северного оленя позволяют ему без особых затруднений передвигаться и по глубокому снегу, и по болоту. При этом олень опирается не только на пару средних копыт, но и на боковые, чуть приподнятые над землей копытца каждой ноги. При соприкосновении со снегом или топким грунтом они широко раздвигаются, увеличивая площадь опоры, а при подъеме ноги сжимаются, легко освобождаясь даже из вязкой топи.

- Скажите, пожалуйста, чем кормится олень?

Зимой основной корм оленя – ягель, который они добывают из-под снега. Его даже называют оленьим мхом.

Снег копытом целый день

Роет Северный олень

Нелегко ему трудяге

Отыскать под снегом ягель

Олени — вегетарианцы: они питаются мхом , корой, почками или водными растениями. Летом они угощаются сочными травами, растущими по берегам тундровых рек и озер, веточками и листьями карликовой березы , ягодами морошки, брусники и грибами.

- Как вы думаете, олень дикое животное или домашнее?

Существует два вида оленей: дикие и домашние. Дикие олени сами по себе кочуют по тундре. У них шерсть темной окраски, симметричные, ветвистые рога, которыми они защищаются от нападения врагов. Обыкновенно дикие олени держатся стадами, в которые собирается множество животных. Домашних оленей держат в стадах, за ними присматривает пастух - оленевод.

- Основное занятие жителей Севера – оленеводство (олени перевозят детей, из оленей они шьют себе одежду и обувь, покрывают чумы, оленье мясо и молоко употребляют в пищу), р ыболовство, охота.

- Олень служит как транспорт во все времена года. Северные сани называются нартами . Они бывают грузовые и легковые.

Из оленьего меха люди шьют себе одежду и обувь, теплую и легкую, такую, что и в мороз не замерзнешь и не вспотеешь, даже если целый день за оленями идти будешь.

3.Показ на доске.

Какая у него форма головы?

(Овальная, удлиненная) . Передние ноги сгибаются в коленях так , (показываю) а задние наоборот.

- Рога у оленей имеют очень много веточек.

4. Поэтапное рисование оленя.

5.Рисование в цвете.

По ходу занятия уточняется, как получить на палитре серый цвет или светло-коричневый. Затрудняющимся детям индивидуально показывается способ рисования животных красками.

6.Итог урока. Выставка рисунков.

Для копыт, колёс и ног
Много сделано дорог.
Ну, а если снег и сопки,
Перевалы на пути,
Где крутой звериной тропкой
Не проехать, не пройти,
Там всегда в метель и стужу
Человеку верно служит
Быстрый северный олень.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: изобразительное искусство Тема занятия: Северный олень. Цель: изображение северного оленя. Задачи: 1. Расширить у детей знания и представления об особенностях внешнего вида оленя, средой обитания и особенностями образа жизни. Показать значение оленя в жизни северных народов. 2. Совершенствовать навыки рисования животных, соблюдать пропорции, изображать животное в движении; передавать характерные особенности северных оленей (короткие ноги, приземистое тело, на голове ветвистые тонкие рога, на шее пушистая грива). 3. Развивать воображение, интерес к природе Севера. 4. Обогащать словарный запас детей, понятие оленеводство, стадо, каслает, подвес, камус, важенка, тынзян, хорей, лишайник, ягель, пушица. Воспитывать любовь к родному краю.

Технологическая карта занятия

Постановка и решение учебной задачи

Изображение северного оленя

Расширить у детей знания и представления об особенностях внешнего вида оленя, средой обитания и особенностями образа жизни. Показать значение оленя в жизни северных народов.

Совершенствовать навыки рисования животных, соблюдать пропорции, изображать животное в движении; передавать характерные особенности северных оленей (короткие ноги, приземистое тело, на голове ветвистые тонкие рога, на шее пушистая грива).

Развивать воображение, интерес к природе Севера.

Обогащать словарный запас детей, понятие оленеводство, стадо, каслает, подвес, камус, важенка, тынзян, хорей, лишайник, ягель, пушица. Воспитывать любовь к родному краю.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: формировать понимания выразительных возможностей изображения, понимание связи с окружающим пространством; систематизировать формирование познавательной активности, совершенствование умения рисовать животных, углубление знаний анатомическом строении, цветовой окраске; общее и индивидуальное в строении тела животных.

Метапредметные: понимают поставленную задачу занятия, отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на занятии; вступают в речевое общение.

Личностные: имеют положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявляют интерес и уважение к культуре других народов.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; фронтальная, групповая, индивидуальная.

Основные понятия и термины

Ненцы, оленеводство, стадо, каслает, подвес, камус, важенка, тынзян, хорей, лишайник, ягель, пушица, композиция.

Бумага (лист А3), простой карандаш, ластик, гуашь, кисти, палитра, салфетка, стаканчик-непроливайка. Компьютер, проектор.

Организационная структура занятия

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Формы организации совзаимодействия

Универсальные учебные действия

Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Проверяет готовность учащихся к занятию.

(1 слайд) - Посмотрите пожалуйста и скажите, кто здесь изображен? Каким одним словом их можно объединить? Олени (благородный олень, хохлатый олень, мунтжак, водяной олень, лось, олень пятнистый, северный олень).

- Сравните и скажите что вы заметили? В чём различия?

Олени все разные (определяем различия оленей).

- Как вы думаете, кого мы можем выделить и почему?

Северный олень. Он живет у нас на Ямале.

(2 слайд) - Очень разнообразен животный мир Севера. Назовите, каких животных вы знаете? Животные севера (куропатка, утка, полярная сова, лемминг, песец).

Вы уже догадались, о ком мы будем говорить сегодня на занятии? (прослушивание загадки)

Хоть верь, хоть не верь.

Пробегал по тундре зверь.

Нёс на лбу он неспроста

Два развесистых куста…

- Правильно, сегодня мы поговорим о северном олене – об одном из самых красивых животных Севера, украшением тундры.

(3 слайд) Северный олень.

Получив целевую установку, слушают педагога.

Просматривают слайды и отвечают на вопросы, обсуждают, сравнивают, анализируют, находят правильный ответ.

Отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к прослушиванию загадки.

Ставят перед собой цель.

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала.

Изучение нового материала

Физкультминутка. Пауза общего воздействия

Вся жизнь ненцев связана с северным оленем.

- Что вам известно об этом прекрасном северном животном? (Ответы детей).

(4 слайд) Северные олени – прекрасное, могучее животное. У них крупное туловище, большая голова, увенчанная, словно царской короной, ветвистыми рогами, короткие, мощные ноги.

Длина тела взрослого животного больше 2 метров, высота около 1.5 метров, а весит он 100-220 килограммов. Обычно тундровые олени намного мельче и меньше. Их вес едва превышает центнер.

(5 слайд) Обычно северные олени держаться стадами, в которые собирается множество животных.

(6 слайд) Олени великолепно чувствуют себя среди суровой северной природы.

Их тело покрывает густая и длинная шерсть, защищающая животное от холода.

Зимний мех длинный, особенно на шее, где образуется свисающая вниз грива (подвес). Толстая сердцевина волоса наполнена воздухом, поэтому волос очень легкий, ломкий, но теплый.

На ногах волосы короткие, но прочные (камус).

- Дети, давайте построим изображение стоящего оленя используя шаблоны (25 слайд).

(7 слайд) Зимой окраска оленьего полушубка очень красивая – светлая, серебристо – белая

Летом олени линяют, меняют густой и длинный мех на более короткий. Меняется и цвет шерсти. Она становиться коричневой или серовато – бурой.

- Как вы думаете, почему происходит линька меха у оленей? (ответы детей). Летом в тундре намного теплее и животному не нужен густой, теплый мех. А почему меняется окраска меха? (Ответы детей)

(8, 9 слайд) Зимой, среди бесконечных снежных просторов белый северный олень незаметен для стаи хищных голодных волков.

Летом, олени почти сливаются с болотными коричневатыми и бурыми кочками. Такая окраска называется защитной.

- Обратите внимание на копыта оленя.

Широкие не по росту копыта северного оленя позволяют ему без особых затруднений передвигаться и по глубокому снегу, и по болоту. При этом олень опирается не только на пару средних копыт, но и на боковые, чуть приподнятые над землей копытца каждой ноги. При соприкосновении со снегом или топким грунтом они широко раздвигаются, увеличивая площадь опоры, а при подъеме ноги сжимаются, легко освобождаясь даже из вязкой топи.

(10 слайд) У северных оленей мочка носа у всех покрыта шерстью, зимой спасающей животное от обмораживания, а летом от кровососущих насекомых, столь многочисленных в тундре.

- Скажите, пожалуйста, чем кормится олень?

(11, 12 слайд) Зимой основной корм оленя – ягель, который они добывают из-под снега. Его даже называют оленьим мхом.

Снег копытом целый день

Роет Северный олень

Нелегко ему трудяге

Отыскать под снегом ягель

Олени — вегетарианцы: они питаются мхом, корой, почками или водными растениями. Летом они угощаются сочными травами, растущими по берегам тундровых рек и озер, белыми пушистыми шариками пушицы, веточками и листьями карликовой березы, ягодами морошки, брусники и грибами.

Лишайники очень богаты углеводами, но бедны белковыми и минеральными веществами. Для восполнения недостачи этих веществ в организме олени охотно гложут сброшенные рога, а иной раз и рога на головах друг друга, особенно оленят. При случае охотно поедают леммингов, полевок, яйца птиц и другую животную пищу. Очень жадны северные олени к соли, выедают снег с мочой, пьют морскую воду и едят водоросли

(13, 14 слайд) Северные олени, единственные у которых рога имеют самки. Рога у самок зимой (когда самцы безроги) помогают им защищать во время кормежки, выкопанные в снегу лунки. Опустив голову, самка закрывает всю лунку “костяной оградой”, к которой нельзя подступиться. Самка с опущенной головой, подходя к лунке, выкопанной самцом, рогами оттесняет его в сторону.

- А сейчас построим изображение оленя опустившего голову, используя шаблоны. (25 слайд).

Зимой, когда снежный покров особенно высок, оленям трудно добывать себе пищу. Они вынуждены раскапывать снег, иногда на глубину до 70-80 сантиметров, так, что у кормящегося животного поверх снега бывает, видна только спина. Олени теряют на это слишком много сил и худеют. В связи с этим звери предпочитают искать малоснежные места.

(15 слайд) В поисках пищи стада оленей кочуют по тундре.

Если путь преграждают широкие реки, олени, не раздумывая, пускаются вплавь и, оказавшись на другом берегу, снова двигаются вперед. Северные олени хорошо плавают и успешно переплывают не только такие большие реки, как Енисей, но и морские проливы, шириной в несколько километров.

Северные олени – осторожные, чуткие животные. У них хорошее обоняние, приличный слух, но слабое зрение. В стадах они руководствуются поведением вожаков – самцов.

Наибольший урон стадам северных оленей наносят волки. Однако здоровых взрослых, не истощенных оленей волку взять трудно. Кроме того, волки разгоняют стада оленей, чем весьма затрудняют нормальную зимовку.

- Скажите, какое изображение оленя мы можем найти? Бегущий олень (25 слайд).

- Как вы думаете, олень дикое животное или домашнее? (Ответы детей).

Существует два вида оленей: дикие и домашние. Дикие олени сами по-себе кочуют по тундре. У них шерсть темной окраски, симметричные, ветвистые рога, которыми они защищаются от нападения врагов. Обыкновенно дикие олени держатся стадами, в которые собирается множество животных. Домашних оленей держат в стадах, за ними присматривает пастух - оленевод.

Как называют человека, который ухаживает за оленями? (Ответы детей)

(16 слайд) Оленевод - это человек, который выращивает оленей. Заботится о своем стаде. Каслает вместе со своими оленями к новому пастбищу. Защищает их от хищников. Хотя олени круглый год живут под открытым небом, домашний олень требует много забот.

По сравнению с другими домашними животными, у северного оленя нет пород; он почти неотличим от дикого, за исключением окраски меха, которая у домашних более разнообразна.

(17 слайд) Тынзян - (длинная-предлинная веревка с петлей), при помощи которой, оленевод ловит оленей.

Хорей – пятиметровая палка с наконечником, служащая для понукания оленей упряжки.

В мае – июне, у важенки - так называют самку северного оленя, на свет появляются малыши – оленята.

Самка северного оленя, приносит 1 олененка, как редчайшее исключение — 2. На другой день после рождения, а иногда и к концу первого дня олененок уже начинает хорошо бегать. Важенка кормит его молоком до поздней осени, а иногда и до рождения нового олененка. После первой же кормежки, через 5—6 часов, мать хорошо отличает своего детеныша среди многих других в стаде по запаху. Малыш же отличает свою мать по голосу.

- Зачем оленеводы выращивают оленей в тундре? (Ответы детей).

(19 слайд) Олень для ненца – это еда, одежда, постель, жилище. На олене ездят, перевозят грузы. Из полосок оленьей кожи плетут главное орудие труда оленевода – тынзян, из рогов изготавливают рукоятки ножей.

- Скажите, какое изображение оленя вы хотели бы еще найти? Отдыхающий олень (25 слайд).

(20 слайд) Жаль, что численность оленей в тундре уменьшается. А причиной этому плохая экология. Человек осваивает тундру, разрабатывает новые месторождения газа и нефти, но страдает от этого олень. Техника портит растительность тундры. А олень не может существовать без корма. Надо беречь и охранять свой край, свою Родину.

Читайте также: