Конспект урока понятие как форма мышления 6 класс босова

Обновлено: 02.07.2024

законы и формы мыш ления, способы расс уждений и доказательств.

Нас окружае т множес тво объект ов. Это вещи, пр оцессы, явлен ия, люди, живо тные и так дал ее.

Каждый из объ ектов можно описать с помо щью признаков. Признакам и явл яются свойства

(зеленый, круг лый, сочный) и отношения (бо льше, меньше, дл иннее).

Признакам и объекта м огут быть сущ ественными и несущественным и. Что бы понять различ ие

В лесу около озера рас тет дерево береза (название объекта). Береза имеет возрас т (10 лет),

высоту (5 метр ов), место распол ожения (у оз ера), цвет и форму ствола, ве ток, листьев. Вс е это

Предпо ложим, что на ша задача – най ти любую б ерезу среди друг их деревьев. В этой ситуац ии

высота, возрас т и место расположен ия березы не будут т еми признаками, по которым мы

отличаем березу, например, о т дуба. Здесь с ущественным и признаками б удут цве т и форма

Совокупность с ущественных при знаков отд ельного объекта или не которого мн ожества

существенные признаки всех с уществующ их компь ютеров ка к универсальн ых элек тронных

устройств для хран ения, обр аботки и передач и дан ных.

Существ уют слова – омонимы, имеющие различны е значения, выр ажающие разны е понятия,

Слова – синон имы выр ажают одно и т оже понятие (имеют одинак овые значения ), но звучат

Словами мы пользуем ся, когда г оворим. Поня тиями мы пользу емся, когд а думаем, поэтом у

Все окружающ ие нас об ъекты обладаю т некоторым и признаками. В понятии о тражается

совокупность су щественных призна ков отдельн ого объе кта или класса однородных бъе ктов.

В языке понятие выра жается одним или нес колькими сл овами. Словами мы пользуемся, когда

говорим. Понят иями мы польз уемся, когда дума ем. Поняти е – это форма мыш ления.

2. Откройте текст овый файл Загадк и.dос (Рабочий стол \ 6класс \ 3а готовки).

3. Под текстом создайте т аблицу, состо ящую из 2 с толб - цов и 6 строк.

2) нажмите лев ую кнопку мыши внутри выд еленной облас ти и перетащи те фрагмент в нужное

5. В ячейку табли цы, рядо м с первой загад кой, помес¬т ите картинку - разгадк у из папки За готовки

1) поместите у казатель мыши в н ужную яче йку и вы - полните команду [Вста вка – Рисунок -

2) в поле ввода И скать введит е клю¬чевое сл ово книги. Д ля запуска поис ка щелкнит е на кнопк е

3) выберите щелчк ом подходя щий рисунок ( щелкните на появивш ейся кноп ке – Встави ть клип).

6. Щелкните лев ой кнопк ой мыши внутр и области ри¬сун ка — вокруг рисун ка появится в осемь

черных пря - моугольн иков — маркер ов. Перетаск ивая маркеры , придайте р исунку ра змеры по

7. Повторите п. 5 - 6 для оставшихся загад ок (соотве т - ствующие рисун ки находятся по ключевым

8. В верхней час ти страницы созда йте крас очную над¬пись « ЗАГАДКИ*. П олучившийся д окумент

Цели и задачи урока:
• обучающие - познакомить учащихся с логикой — наукой о зако¬нах и формах человеческого мышления; сформировать представление о понятии как одной из форм мышления; закрепить навыки создания таблиц, размещения в них текстовой и графической информации;
• развивающие – развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать, умение оперировать с понятиями;
• воспитательные – воспитывать внимательность, культуру речи и общения, самостоятельность рассуждений.

Загрузить презентацию (329 кБ)

  • Образовательные: углубить представление учащихся о понятие как форме мышления, познакомить с наукой формальной логикой, формирование анализировать, обобщать, сопоставлять и абстрагировать, осмысливать логическую ситуацию, правильно формулировать свою мысль.
  • Развивающие: способствовать развитию интеллектуальных способностей, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
  • Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
  • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.
  • Метапредметные:
    • регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; иметь навыки самоконтроля.
    • коммуникативные УУД: умение осознанно строить речевое высказывание, слушать и понимать речь других, вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и в коллективе.
    • познавательные УУД: умение сравнивать (выбирать основания и критерии для сравнения), структурировать знания; одновременно анализировать несколько разнообразных информационных объектов, делать выводы, умение работать с текстом. Находить в тексте нужную информацию; формирование логического мышления, формирование и развитие ИКТ- компетентности.

    Технологическая карта урока

    Представьте (мысленно) дерево. Все представили дерево? Мы поняли друг друга?
    А теперь возьмите лист бумаги и нарисуйте свой представленный образ на нем. Давайте посмотрим ваши рисунки. (Учитель вывешивает полученные рисунки на доске)
    А теперь объясните нам, почему при задании нарисовать дерево, вы нарисовали ель, сосну, тополь, лиственницу? Мы думали об одном и том же объекте. а почему у вас получились разные образы? Дайте определение каждый своему дереву. А теперь определение понятию дерево?
    Какой можно сделать вывод?

    Задание 2.

    Представьте треугольник и нарисуйте его на листе. Давайте посмотрим на ваши рисунки. (Учитель вывешивает рисунки на доске). У нас получились одинаковые треугольники? Скажите, а почему при слове треугольник вы именно нарисовали эту фигуру? Дайте определение, что такое треугольник.
    Значит думая о треугольнике мы получили разные объекты?
    Сделайте вывод?

    Задание 3.

    Дерево (тополь) – это высокое растение, у которого есть ствол и крона.

    Дерево (ёлка)– это корень, ствол и иголки.

    Дерево – это растение, у которого есть корень, ствол, листья.
    Все деревья объединяет существенный признак
    (листья, корень, ствол)

    Ученики сравнивают и делают выводы

    Разные
    Треугольник – фигура у которой есть три угла, три вершины и три стороны

    Все треугольники объединяет существенный признак (три угла, три стороны и три вершины)

    Рисунки детей
    (Диск, бумага, книга, жесткий диск, лента, глиняная дощечка, учебник информатика)

    Характеристики понятия.
    Что бывают существенные и несуществ. признаки

    Да, понятиями мы думаем, с помощью мышления
    Думая о дереве мы вспоминаем объекты,которые объединяются общими существенными признаками

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    Технологическая карта урока. Босова Л.Л. Босова А.Ю. Информатика . 6 класс. ФГОС.

    Урок 12. Понятие как форма мышления.

    1) показать, как в зависимости от ситуации определять существенные признаки объекта;

    2) рассмотреть понятие как форму мышления;

    3) познакомить школьников с логическими операциями – приѐмами формирования понятий;

    4) использовать логические операции в процессе создания и исследования графических изображений.

    Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

    Личностные УУД:

    - формирование навыков самоорганизации

    Запись домашнего задания.

    §8 РТ: №86, 87,88 (слайд 1)

    Работа с дневниками

    Проверка домашнего задания (по 1 баллу за каждое правильно выполненное задание)

    §7 РТ: №75, 77,78 ( слайд 2 )

    Формулирование и изучение новой темы

    (2 балла - активное участие в обсуждение темы

    1 балл - принимал участие

    0 баллов - не принимал участие)

    - Есть листок, есть корешок,
    А не куст и не цветок.
    Нет ни ног, нет ни рук,
    А приходит в дом, как друг.
    На колени тихо ляжет,
    Обо всём тебе расскажет. (слайд 3)

    - Почему вы так быстро отгадали загадки об объектах?

    -Нас окружает множество объектов. Каждый объект можно описать с помощью признаков.

    -С детства мы видим разные объекты, запоминаем их внешний вид и признаки. Если объектов рядом с нами нет, то мы легко воспроизводим их образ.

    Значит, мы мыслим образами?

    Сейчас я буду перечислять признаки объекта, а вы должны угадать о каком объекте идет речь?

    -"Красный", "круглый", "овощ", "из него делают кетчуп"?(Читаю по одному слову, при этом задавая вопрос "У вас возник образ?" "Вы понимаете о чем идет речь?")

    -Какие признаки вам точно позволили ответить на вопрос?

    -Как их можно назвать?

    -Обратите внимание чтобы ответить на вопрос нам обязательно нужно указать существенные признаки объекта.

    Значит, чтобы возник образ нам нужно?

    А понимаем мы, когда говорят существенные признаки, т.е. суть объекта.

    Суть все понимают одинаково?

    -А теперь я назову вам объект "яблоко". Все представили образ яблока?

    -Мы друг друга поняли?

    -У всех ли образ яблока одинаковый?

    Если мы суть понимаем одинаково, а образы у всех разные, то мы мыслим только образами?

    Какой возникает вопрос? (На доске появляется вопрос "Как мы мыслим?") (слайд 5)

    Кроме того, что у нас есть образ объекта, мы его еще и понимаем, т.е. имеем о нем?

    Значит, как мы мыслим?

    Наши мысли могут быть отрывистыми, беспорядочными, но когда мы их выстраиваем в логическую цепочку, они приобретают определенную форму, мы даем название этой форме и образуется понятие. (слайд 6)

    Понятие - форма логически выстроенных мыслей, понятие - это форма мышления (слайд 7)

    Понятие в языке выражаются одним или несколькими словами.

    Существуют слова, имеющие различные значения, выражающие разные понятия, но одинаково звучащие. Как они называются?

    (Лист, ручка, ключ) (слайд 8)

    Есть также слова, которые выражают одно и то же понятие, но звучат различно. Их мы называем? (Масса, уйма, бездна, тьма, пропасть - много) (слайд 9)

    - у нас в памяти сохранились образы этих объектов и мы вспомнили их признаки.

    Дети обсуждают (описывают)

    -признаки помидора "овощ" и "из него делают кетчуп"

    -главные, отличительные, существенные

    -понять о чем говорят

    -как мы мыслим? Чем мы мыслим?

    -понятиями и образами

    Познавательные УУД:

    развитие представлений о существенных и несущественных свойствах объектов, из которых строится понятие.

    закрепление материала, изученного на предыдущих уроках.

    Личностные УУД:

    развитие памяти и мышления

    Регулятивные УУД:

    - умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему

    - развитие логического мышления

    Углубление в тему

    (от1 до 3 баллов)

    1 б - только схема

    2б – дают определения

    - Разберись, как образуются понятия с помощью учебника. Выполни самостоятельно задание.

    - Проверь себя, объясни термины и приведи примеры

    - сравнивают схему с образцом, дают определения, приводят свои примеры

    Познавательные УУД: умение отбирать нужную информацию из имеющегося источника, работать со схемами

    - Разминка для глаз

    (1 - активная работа в группе

    0 - не принимал участие )

    Работа в группах в РТ с последующим обсуждением

    Выполняют задания в РТ: РТ: 90

    Личностные УУД:

    развитие логического мышления, диалогической речи

    (3б - две композиции

    2б - 1 композиция

    Выполни задание на компьютере:

    Учебник с. 162 Практическая работа №7

    Итоги урока, рефлексия

    Можете ли вы назвать тему урока?

    - Вам было легко или были трудности?

    - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

    - Какое задание было самым интересным и почему?

    - Как бы вы оценили свою работу?

    Работа с дневниками, подсчет баллов, выставление оценок.

    Личностные УУД:

    - развитие самооценки

    • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
    • по всем предметам 1-11 классов

    Курс повышения квалификации

    Дистанционное обучение как современный формат преподавания

    • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


    Курс повышения квалификации

    Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

    • Курс добавлен 31.01.2022
    • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

    Курс повышения квалификации

    Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

    • ЗП до 91 000 руб.
    • Гибкий график
    • Удаленная работа

    Дистанционные курсы для педагогов

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

    5 610 349 материалов в базе

    Материал подходит для УМК

    § 8. Понятие как форма мышления

    Самые массовые международные дистанционные

    Школьные Инфоконкурсы 2022

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Другие материалы

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    • 14.02.2020 344
    • DOCX 24.7 кбайт
    • 18 скачиваний
    • Оцените материал:

    Настоящий материал опубликован пользователем Кунакбаева Айгуль Аликовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Автор материала

    40%

    • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
    • Для учеников 1-11 классов

    Московский институт профессиональной
    переподготовки и повышения
    квалификации педагогов

    Дистанционные курсы
    для педагогов

    663 курса от 690 рублей

    Выбрать курс со скидкой

    Выдаём документы
    установленного образца!

    Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

    Время чтения: 11 минут

    Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

    Время чтения: 1 минута

    Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

    Время чтения: 1 минута

    Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

    Время чтения: 0 минут

    Время чтения: 2 минуты

    Время чтения: 2 минуты

    Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

    Время чтения: 1 минута

    Подарочные сертификаты

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Читайте также: