Конспект урока поэтика как одна из старейших дисциплин литературоведения

Обновлено: 04.07.2024

Реализацией программы занимается учитель ГБОУ СОШ №1389 Молоснова Е.Н. 2015- 2016 учебный год.

Практическая направленность курса заключается в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт коллективного и самостоятельного анализа художественных произведений, при этом особое внимание уделяется развитию монологической устной и письменной речи. С целью предотвращения перегрузки учащихся учебный материал ограничен произведениями малой формы, что соответствует принципу доступности. С той же целью будет ограничен объём домашних заданий: они будут даваться только после изучения темы не чаще 1-2 раз в месяц. Основные формы организации учебных занятий – лекции, дискуссии, практикумы, семинары. Формы контроля уровня достижений уч-ся – филологический анализ текста, написание исследовательских работ, докладов, рефератов, а также создание презентационных слайд-фильмов.

Критерии оценивания: точность и полнота анализа художественных текстов, самостоятельность , оригинальность, глубина и корректность суждений, грамотность и степень владения письменным литературным стилем. Итоговая оценка учитывает активность участия школьников в аудиторных дискуссиях, глубину и степень подготовленности выступлений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составитель: учитель русского языка и литературы Шендрикова Е.А.

Пояснительная записка

Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

Положения о рабочей программе элективных и предпрофильных курсов МБОУ Веселовская СОШ № 1 (Приказ № 416 от 01.09.2014);

Образовательной программы среднего общего образования МБОУ Веселовская СОШ №1 (Приказ №316 от 03.09.2014год);

Устава школы, утвержденного Постановлением Администрации Веселовского района

(Приказ №348 от 18.05.2012);

Учебного плана среднего общего образования МБОУ Веселовская СОШ №1 на 2015-2016 учебный год (Приказ №326 от 22.06.2015г.);

Календарного учебного графика МБОУ Веселовская СОШ №1 на 2015-2016 учебный год (Приказ №326 от 22.06.2015г.).

Назначение программы Предметом изучения данного элективного курса являются важнейшие категории науки о литера­туре, освоение которых способствует углублению навы­ков интерпретаций художественного текста. Это позволя­ет активизировать исследовательскую деятельность уча­щихся, привлечь их внимание к фундаментальным вопросам литературоведческой науки.

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт самостоятельного анализа художественных произведений; при этом особое внимание уделяется раз­витию монологической речи, как устной, так и письмен­ной. С целью предотвращения перегрузки учащихся учеб­ный материал ограничен произведениями малой формы, что соответствует принципу доступности.

Материал для практической работы составляет рус­ская классическая литература XIX—XX вв., при этом де­лается упор на текстуальное, а не на обзорное рассмотре­ние отобранных произведений. Принципы отбора худо­жественных текстов определялись не только задачами развития аналитических умений старшеклассников, но и соотнесенностью материала с возрастными особеннос­тями старшеклассников, спектром их интересов, зада­чами развития личности ученика-читателя. Програм­ма элективного курса позволяет познакомить учащихся с некоторыми особенностями поэтики В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета, Ф. И. Тют­чева, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, В. М. Гаршина, Н. Г. Чернышевского, А. П. Чехова, Л. Н. Андреева, М. Горького, М. А. Булгакова, А. Платонова и др. Осо­бое положение в учебной структуре курса занимают произ­ведения И. А. Бунина, дающие богатый иллюстративный материал к теоретическим разделам.

В программе четко определен круг теоретико-литера­турных понятий, без освоения которых невозможно фор­мирование читательской культуры школьника, однако освоение этого круга знаний не становится самоцелью: знания по теории литературы рассматриваются как не­обходимая основа для постижения художественной специфики рассматриваемых произведений. Таким обра­зом, учебный материал структурирован с опорой на важ­нейший круг терминов и понятий, а сама логика его изложения подчинена последовательному освоению уча­щимися основных принципов анализа художественного текста. Итогом работы по данной программе становится са­мостоятельно выполненная учащимися исследователь­ская работа, содержащая целостный анализ рассказа-ми­ниатюры или стихотворения. Защита исследования про­ходит в конце учебного года.

Важнейшей целью курса является повышение общей культуры ученика-читателя, развитие у него художествен­ного вкуса, пробуждение в нем стремления к вдумчиво­му чтению, формирование умения анализировать и интерпретировать литературное произведение с учетом специфики искусства слова, строить речевое высказыва­ние в письменной и устной форме, вести дискуссию, со­относя различные точки зрения, информационно пере­рабатывать текст и т. д.

Реализация вышеназванных методологических установок в целом направлена на раз­витие эмоциональной, интеллектуальной и эстетической сфер личности ученика-читателя. В программе нашел отражение Деятельностный, личностно-ориентированный подход, который, прежде все­го, проявляется в установке на формирование у школьни­ков потребности и способности личностно-значимого, творческого чтения как эстетической деятельности. Ос­воение конкретного литературного материала предусмат­ривает личностную трактовку учащимися художествен­ного произведения, т. е. собственную интерпретацию текста при учете существующих точек зрения на конк­ретное произведение.

Курс ориентирован на решение следующих задач:

дальнейшее постижение учащимися специфики лите­ратуры как вида искусства;

систематизация уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории литературы, их актуализация, уточне­ние понимания отдельных терминов и понятий, расши­рение терминологического багажа, отработка навыка ис­пользования термина и понятия на инструментальном уровне;

обучение целостному анализу художественного произ­ведения, умению вычленить и прокомментировать сово­купность художественных принципов и приемов, исполь­зованных художником в конкретном произведении, вы­являя индивидуальную авторскую манеру письма;

формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение в диапазоне допустимых
интерпретаций;

дальнейшее формирование навыка создания собствен­ного текста о художественном произведении, развитие
интеллектуальных умений, речевой культуры учащихся, их творческих способностей;

содействие в области профессионального самоопреде­ления.

Количество часов в год: 33 часа, т.к. в календарном учебном графике на 2015-2016 уч.год 33 учебных недели.

Количество часов в неделю: 1 час в неделю.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Планируемые результаты освоения элективного курса:

В процессе реализации данной программы учащиеся овладеют умениями воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, определять выразительную функцию слова, его полисемантизм, осмысливать образы и картины мира, созданные художниками слова.

В результате изучения курса обучающиеся должны

знать историю создания предложенных произведений, их место в творчестве авторов; основные признаки художественного текста и принципы его организации;

вычленять художественные средства выразительности языка и понимать их роль в художественном произведении;

уметь создавать собственные речевые высказывания в устной и письменной форме, содержащие литературоведческий разбор художественных текстов;

владеть культурой устной и письменной речи, навыками научного исследования.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Весёловская средняя общеобразовательная школа №1

347781 Ростовская область Весёловский район п. Весёлый пер. Комсомольский 57. Тел. 6-12-35

Директор МБОУ Веселовская СОШ №1

Приказ от _______________№_________

Программа элективного курса

по литературе

Направление общеинтеллектуальное

Составитель: учител ь русского языка и литературы Шендрикова Е.А.

Пояснительная записка

Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30-51-433/16);

О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 № 13-51-28/13);

Положения о рабочей программе по внеурочной деятельности МБОУ Веселовская СОШ № 1 (Приказ № 416 от 01.09.2014);

Образовательной программы основного общего образования МБОУ Веселовская СОШ №1 (Приказ №367 от 24.08.2015год);

Устава школы, утвержденного Постановлением Администрации Веселовского района (Приказ №348 от 18.05.2012);

Учебного плана внеурочной деятельности основного общего образования МБОУ Веселовская СОШ №1 на 2015-2016 учебный год (Приказ №326 от 22.06.2015г.);

Календарного учебного графика МБОУ Веселовская СОШ №1 на 2015-2016 учебный год (Приказ №326 от 22.06.2015г.).

Назначение программы Предметом изучения данного элективного курса являются важнейшие категории науки о литера туре, освоение которых способствует углублению навы ков интерпретаций художественного текста. Это позволя ет активизировать исследовательскую деятельность обучаю щихся, привлечь их внимание к фундаментальным вопросам литературоведческой науки. Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается обучающимися через опыт самостоятельного анализа художественных произведений; при этом особое внимание уделяется развитию монологической речи, как устной, так и письмен ной. С целью предотвращения перегрузки обучающихся учеб ный материал ограничен произведениями малой формы, что соответствует принципу доступности. Материал для практической работы составляет рус ская классическая литература XIX — XX вв., при этом делается упор на текстуальное, а не на обзорное рассмотре ние отобранных произведений. Принципы отбора художественных текстов определялись не только задачами развития аналитических умений старшеклассников, но и соотнесенностью материала с возрастными особеннос тями старшеклассников, спектром их интересов, зада чами развития личности ученика-читателя. Програм ма элективного курса позволяет познакомить учащихся с некоторыми особенностями поэтики В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета, Ф. И. Тют чева, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, В. М. Гаршина, Н. Г. Чернышевского, А. П. Чехова, Л. Н. Андреева, М. Горького, М. А. Булгакова, А. П. Платонова и др. Осо бое положение в учебной структуре курса занимают произ ведения И. А. Бунина, дающие богатый иллюстративный материал к теоретическим разделам.

В программе четко определен круг теоретико-литера турных понятий, без освоения которых невозможно фор мирование читательской культуры школьника, однако освоение этого круга знаний не становится самоцелью: знания по теории литературы рассматриваются как необходимая основа для постижения художественной специфики рассматриваемых произведений. Таким образом, учебный материал структурирован с опорой на важ нейший круг терминов и понятий, а сама логика его из ложения подчинена последовательному освоению уча щимися основных принципов анализа художественного текста. Итогом работы по данной программе становится самостоятельно выполненная учащимися исследователь ская работа, содержащая целостный анализ рассказа-ми ниатюры или стихотворения. Защита исследования про ходит в конце учебного года.

Важнейшей целью курса является повышение общей культуры ученика-читателя, развитие у него художествен ного вкуса, пробуждение в нем стремления к вдумчиво му чтению, формирование умения анализировать и интерпретировать литературное произведение с учетом специфики искусства слова, строить речевое высказывание в письменной и устной форме, вести дискуссию, со относя различные точки зрения, информационно пере рабатывать текст и т. д.

Реализация вышеназванных методологических установок в целом направлена на развитие эмоциональной, интеллектуальной и эстетической сфер личности ученика-читателя. В программе нашел отражение Деятельностный, лич ностно-ориентированный подход, который, прежде все го, проявляется в установке на формирование у школьни ков потребности и способности личностно-значимого, творческого чтения как эстетической деятельности. Ос воение конкретного литературного материала предусматривает личностную трактовку учащимися художествен ного произведения, т. е. собственную интерпретацию текста при учете существующих точек зрения на конкретное произведение.

Курс ориентирован на решение следующих задач:

дальнейшее постижение обучающимися специфики литературы как вида искусства;

систематизация уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории литературы, их актуализация, уточнение понимания отдельных терминов и понятий, расширение терминологического багажа, отработка навыка использования термина и понятия на инструментальном уровне;

обучение целостному анализу художественного произведения, умению вычленить и прокомментировать совокупность художественных принципов и приемов, использованных художником в конкретном произведении, выявляя индивидуальную авторскую манеру письма;

формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение в диапазоне допустимых
интерпретаций;

дальнейшее формирование навыка создания собственного текста о художественном произведении, развитие
интеллектуальных умений, речевой культуры учащихся, их творческих способностей;

содействие в области профессионального самоопределения.

Количество часов в год: 17 часов

Количество часов в неделю: 1 час в неделю.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Количество часов в год: 17 часов

Количество часов в неделю: 1 час в неделю.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Планируемые результаты освоения элективного курса:

В процессе реализации данной программы обучающиеся овладеют умениями воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, определять выразительную функцию слова, его полисемантизм, осмысливать образы и картины мира, созданные художниками слова.

В результате изучения курса обучающиеся должны

знать историю создания предложенных произведений, их место в творчестве авторов; основные признаки художественного текста и принципы его организации;

вычленять художественные средства выразительности языка и понимать их роль в художественном произведении;

уметь создавать собственные речевые высказывания в устной и письменной форме, содержащие литературоведческий разбор художественных текстов;

владеть культурой устной и письменной речи, навыками научного исследования.

Основное содержание курса 10 класса

Введение. Художественное произведение как эстетический объект

Введение. Предмет и задачи элективного курса. Художественное произведение как эстетический объект. Состав и стро ение литературного произведения, его художественная целостность.

Поэтика как одна из старейших дисциплин литературоведения.

Природа искусства как исходная категория поэтики.

Природа искусства как исходная категория поэтики . Обращенность поэтики к проблеме творчества (греч. poietike techne — творческое искусство). Тайна творчест ва. Познание, созидание, самовыражение и общение как основа творчества. Художник и его творение. Творчество как сплав осознанного и непреднамеренного.

Вопрос о назначении искусства.

Вопрос о назначении искусства. Сущность и назначение искусства слова как вечная те ма в литературе. Проблема соотнесения искусства и дей ствительности. Обыденная жизнь и творчество как две реальности человеческого сознания. Тема поэта и поэзии в русской классической литературе.

интерпретация стихотворения (по выбору)

Структурная организация художественного текста. Форма и содержание художественного произведения

Структурная организация художественного текста. Форма и содержание художественного
произведения. Художественное произведение как целостная система. Выделение и систематизация элементов художественного текста. Законы внутренней связи и соотношения различ ных уровней художественного целого.

Герменевтика. Интерпретация художественного произведения.

Автор в художественном произведении.

Автор в художественном произведении. Автор — повествователь — писатель. Образ автора в художественном произведении, его духовно-биографиче ский опыт. Голос автора в произведении и авторская позиция. Способы введения авторской оценки. Позиция ав тора с учетом жанрово-родового аспекта. Типы авторской эмоциональности: героический пафос, трагический па фос, ироническая интонация, саркастическое восприятие мира, благодарное приятие жизни, идиллический на строй.

Образ автора (анализ )

Сюжет художественного произведения.

Практикум по созданию сюжетных линий

Композиция художественного произведения.

Роль и место конфликта в поэтике произведения.

Художественный образ. Художественный образ как центральная категория поэтики и его функции: обобщение и объяснение дейст вительности, выражение авторской оценки, преображе ние явления действительности. Образная система произ ведения. Классификация образов по объекту изображе ния: образ автора, образ героя, образ времени, образ народа, образ природы и др. Классификация образов по смысловой обобщенности: образы индивидуальные, характерные, типические.

Образ человека в литературе и аспекты его анализа.

Функция портрета в художественном произведении.

Функция портрета в художественном произведении. Задачи введения портрета в текст произведения: зри тельное представление героя, указание на его внутрен нюю сущность, выявление его психологического состоя ния, заострение внимания на авторской оценке. Типы литературного портрета: многоплановый, идеализирующий. Возможные компоненты портретной характеристи ки

Литературные герои. Образ человека - анализ Портретная характеристика

Пейзаж и его функции в произведении.

Пейзаж и его функции в произведении. Образ природы в литературе. Способы его создания. Соотнесенность трех планов: человек, природа, космос. Пейзаж по объекту изображения: природный, урбанисти ческий, космический. Пейзаж и его связь с литературны- ми направлениями: сентиментальный, романтический, реалистический. Характеристика пейзажа: лирический, экзотический, идиллический, условный, символиче ский, философский. Функции пейзажа: фон действия, создание настроения, действующее лицо, символическое обобщение и др.

Сравнение пейзажных зарисовок разных авторов

Художественная деталь. Символ. Подробность текста. Стиль

Стиль. Стиль: история понятия. Стиль как явление языка и как явление искусства. Влияние особенностей эпохи, литературного направления на стиль писателя. Признаки стиля: лексическая окраска, ритмико-синтаксический строй повествовательной фразы, явственность или при глушенность авторского голоса, метафоричность, темп изложения, место диалога в произведении, особенности композиции, своеобразие сюжетной формы. Предмет ная изобразительность (характер портрета, пейзажа, ин терьера и др.), символизация, особенности пространства и времени, наличие нескольких стилевых пластов. Великие индивидуальные стили в русской классической лите ратуре.

Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы.

Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы. Виды тропов. Сравнение. Эпитет. Метафора: метафо рический эпитет, глагольная и вещественная метафоры, овеществление и олицетворение. Метонимия. Синекдо ха. Стилистические фигуры: инверсия, хиазм, анаколуф, бессоюзие, многосоюзие, апосиопеза (умолчание), ана фора, эпифора, параллелизм (прямой и отрицательный), риторический вопрос, эллипсис, оксюморон, гипербола, литота, мейозис, ирония.

Анализ языковых средств выразительности

Роды литературы. Проза и поэзия. Основы стиховедения.

Роды литературы. Проза и поэзия. Основы стиховедения. Проза и поэзия как две формы художественной ре чи. Понятие литературного рода как важнейшая кате гория поэтики. Жанровые разновидности лирики, эпоса, драмы.

Проблема анализа стихотворения. Условность плана анализа стихотворения. Лирический сюжет. Лирический герой. Принципы ритмической организации стихотвор ного текста. Системы стихосложения. Строфа. Поэтиче ский синтаксис. Звукопись. Музыкальность стихотворе ния. Размеры. Рифма и способы рифмовки.

Основы поэтики, Теория и практика анализа художественного текста, 10-11 класс, Зинина Б.А., 2007.

Учебное пособие содержит материал по теории литературы и задания для работы в классе и дома.
Пособие поможет старшеклассникам обучиться искусству анализа художественного текста, углубить представление о литературоведении как науке, определить свои читательские предпочтения.

Оглавление.
Дорогие друзья!.
Тема 1. Введение. Художественное произведение как эстетический объект.
Тема 2. Поэтика как одна из старейших дисциплин литературоведения.
Тема 3. Природа искусства как исходная категория поэтики.
Тема 4. Вопрос о назначении искусства.
Тема 5. Структурная организация художественного текста. Форма и содержание художественного произведения.
Тема 6. Герменевтика. Интерпретация художественного произведения.
Тема 7. Автор в художественном произведении.
Тема 8. Сюжет художественного произведения.
Тема 9. Композиция художественного произведения.
Тема 10. Роль и место конфликта в поэтике произведения.
Тема 11. Художественный образ.
Тема 12. Образ человека в литературе и аспекты его анализа.
Тема 13. Пейзаж и его функции в произведении.
Тема 14. Функция портрета в художественном произведении.
Тема 13. Художественная деталь. Символ. Подробность текста.
Тема 16. Стиль.
Тема 17. Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы.
Тема 18. Роды литературы. Проза и поэзия. Основы стиховедения.
Тема 19. Итоги курса.

Читайте также: