Опорный конспект для пересказа

Обновлено: 07.07.2024

Решение

Этапы распространения русского языка в странах Европы и Азии (с 11 по 20 вв):
− 14 − 17 вв. − практическое изучение разговорного русского языка, определяемое нуждами торговли и дипломатии;
− 18 в. − усиление интереса, так как Россия стала европейской державой;
− 19 в. − интерес к русскому языку возрос благодаря русской классической литературе;
− 20 в. − границы распространения русского языка расширило влияние СССР на мировые процессы развития, развитие науки и культуры.

Материал содержит рекомендацию по составлению опорного конспекта.

ВложениеРазмер
instruktsiya.kak_sostavit_opornyy_konspekt.doc 34 КБ

Предварительный просмотр:

Инструкция. Как составить опорный КОНСПЕКТ

Опорный конспект – это сокращенная символическая запись изучаемого материала, это построенная по специальным принципам визуальная модель содержания учебного материала, в которой сжато изображены основные смысловые вехи изучаемой темы.

Опорный конспект должен быть немногословным и предельно сжатым. Каждый символ, слово или знак отражают лишь самое главное .

Составление опорного конспекта - это сжатие полной информации до очень малых размеров с использованием ассоциаций, цвета, шрифта, символики, с выделением главного.

Главное условие: краткость, наглядность, минимум текстовой информации. Новые термины целесообразно записывать полностью.

При составлении опорного конспекта используются

ТРИ ЦВЕТА : - теоретический материал

Этапы составления опорного конспекта

- Внимательно прочитайте текст, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста;

- Кратко изложите главные мысли в том порядке, в котором они следуют в тексте;

- Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги;

- Преобразуйте записи в графические, буквенные, символические сигналы;

-Объедините сигналы в блоки;

-Обособьте блоки контурами и графически отобразите связи между ними;

-Выделите значимые элементы цветом (при необходимости).

Основные требования к содержанию опорного конспекта:

1. Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса.

2. Логически обоснованная последовательность изложения.

Основные требования к форме записи опорного конспекта:

1. Лаконичность . ОК должен быть минимальным, чтобы его

можно было воспроизвести за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно один полный лист.

2 . Структурность . Весь материал должен располагаться малыми логическими блоками, т.е. должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или строчными пробелами.

3. Акцентирование . Для лучшего запоминания основного смысла ОК, главную идею ОК выделите рамками различных цветов, различным шрифтом, различным расположением слов (по вертикали, по диагонали).

4 . Унификация. При составлении ОК используются определённые аббревиатуры и условные знаки, часто повторяющиеся в курсе данного предмета.

5. Автономия . Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с остальными, должен выражать законченную мысль, и аккуратно оформлен (иметь привлекательный вид).

6. Оригинальность. ОК должен быть оригинален по форме, структуре, графическому исполнению, благодаря этому он лучше сохранится в памяти. Кроме того, ОК должен быть наглядным и понятным.

Распространение русского языка в странах Европы и Азии идёт с XI века по восходящей линии и прошло несколько этапов. Практическое изучение разговорного русского языка в XIV—XVII веках определялось нуждами торговли и дипломатии. От этого периода сохранилось несколько практических грамматик и главным образом словарей, составленных немцами, французами, скандинавами. В XVIII веке этот интерес усилился — Россия стала европейской державой. Большую роль в возрастании интереса к русскому языку сыграла русская классическая литература XIX века. В XX веке влияние бывшего СССР на общемировой процесс развития, успехи России, связанные с космонавтикой, с накоплением на русском языке больших массивов научной информации и культурных ценностей мирового значения, расширили границы распространения русского языка.

Если для каждого предложения, то просто кратко излагай суть, которую хотели передать. Вот:
1. Начало распространения русского языка (назови век и части света).
2. Причины использования русского языка [в XIV—XVII веках] /что побудило использовать этот язык (торговля и дипломатия).
3. Чем пользовались при изучении языка (словари, грамматики, кем составлены).
4. Причины дальнейшего распространения (Россия стала европейской державой, литература XIX века, успехи граждан СССР: космонавтика, наука, богатая культура).
Сложно? Нет.

Действие несложное, думать лень, даже определение "опорный конспект" выяснить.
Халява нужна, больше ничего. (((

⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ Гуру (2539) Опорный конспект это тупо план, на который ты будешь опираться при рассказе темы. Смотришь в тетрадь, если забываешь, что дальше говорить и продолжаешь. А вообще, лично я считаю, что это бесполезная трата времени (если не берут на проверку тетрадь с планом), потому что большинство учителей сейчас лично спрашивают у ученика содержание текста, что времени не остаётся следовать тому, что написал дома. Есть ещё такая вещь - цитатный план (или тот же конспект), он составляется тупо на основе выписанного из текста. Например, текст: "И выбор между добром и злом люди впервые делают именно выбирая между благим и гибельным словом." Здесь, чтобы составить план по конкретно этому предложению, надо выписать его часть, например, "Выбор между добром и злом" или "благое и гибельное слова".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

СМ. Формирование языковой личности школьника средствами опорных конспектов нового поколения

Раздел 1.2. Как составить опорный конспект

hello_html_451072db.jpg

- исходный научный текст;

Познакомьтесь с основными требованиями, предъявляемыми к содержанию и форме записи опорного конспекта .

• полнота изложения материала;

• последовательность и логичность в отражении темы;
• лаконичность записи: опорный конспект по объему должен составлять не более листа и воспроизводиться в устной форме за 5-7 минут;
• структурирование записей, т.е. изложение материала по пунктам в форме простого или сложного плана. При этом каждый блок должен выражать законченную мысль;
• расстановка акцентов, т.е. выделение ключевых слов, понятий с помощью рамок, шрифтов, различных цветов и графических приемов (столбик, диагональ и т.д.);

• связь с материалами учебника, справочника и других видов учебной литературы.

Запишите название темы по предмету . Ознакомьтесь с необходимым материалом по тексту учебника, пособия, справочника и т.д. Выделите главное в изучаемом материале, составьте конспект в виде простых записей.

Выберите ключевые слова или понятия, отражающие суть изучаемой темы . В зависимости от цели составления опорного конспекта, изложение исходного текста может быть самым различным по форме, например: в виде слов, словосочетаний и предложений на уроках гуманитарного цикла; схем, таблиц и формул по физико-математическим дисциплинам. Также можно использовать рисунки и различные графические символы. Каждое из ключевых понятий должно воздействовать на читателя как опорный сигнал.

Составьте опорный конспект, с учетом требований к форме и содержанию записей.

Основные требования к содержанию опорного конспекта

1. Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса.

2. Логически обоснованная последовательность изложения.

Основные требования к форме записи опорного конспекта

1. Лаконичность. ОК должен быть минимальным, чтобы его можно было

воспроизвести за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно один полный лист.

2. Структурность. Весь материал должен располагаться малыми логическими блоками, т.е. должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или строчными пробелами.

3. Акцентирование. Для лучшего запоминания основного смысла ОК, главную идею ОК выделяют рамками различных цветов, различным шрифтом, различным расположением слов (по вертикали, по диагонали).

4. Унификация. При составлении ОК используются определённые аббревиатуры и условные знаки, часто повторяющиеся в курсе данного предмета (ВОВ, РФ и др.)

5. Автономия. Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с

остальными, должен выражать законченную мысль, должен быть аккуратно оформлен (иметь привлекательный вид).

6. Оригинальность. ОК должен быть оригинален по форме, структуре, графическому исполнению, благодаря чему, он лучше сохраняется в памяти. Он должен быть наглядным и понятным не только Вам, но и преподавателю.

7. Взаимосвязь. Текст ОК должен быть взаимосвязан с текстом учебника, что так же влияет на усвоение материала.

Примерный порядок составления опорного конспекта

1. Первичное ознакомление с материалом изучаемой темы по тексту учебника, картам, дополнительной литературе.

2. Выделение главного в изучаемом материале, составление обычных кратких записей.

3. Подбор к данному тексту опорных сигналов в виде отдельных слов, определённых знаков, графиков, рисунков.

4. Продумывание схематического способа кодирования знаний, использование различного шрифта и т.д.

5. Составление опорного конспекта.

Этапы разработки опорного конспекта

Разработка опорного конспекта предусматривает следующие этапы:

1. Отбор учебного материала . На этом этапе подбирается литература, необходимая для изучения данной темы, из нее выбираются учебная информация, исторические справки, высказывания известных ученых и т.д.

2. Структурно-логический анализ и построение структурно-логической схемы учебной информации (позволяют наглядно представить структуру учебного материала и последовательность изложения).

3. Выделение основных понятий, определений, формул . Здесь производится переработка подобранного материала, отбрасывание всего второстепенного, несущественного. В результате из главных мыслей и выводов выбираются только ключевые слова, символы, рисунки, схемы, помогающие воспроизвести весь материал.

4. Кодирование учебной информации с использованием опорных сигналов, мнемонических приемов, аббревиатур и т.д.

5. Расположение учебного материала с учетом логики формирования учебных понятий. На данном этапе преподаватель на листе бумаги располагает весь подобранный им материал, выраженный в графической и символической форме, в соответствии с логикой учебной деятельности.

6. Кодирование значимости учебной информации в цвете . При разработке опорных конспектов не существует жестких условий при выборе цвета. Однако желательно следовать рекомендации по использованию некоторых цветов:

*использовать не более 3-4 цветов в одном опорном конспекте;

*иллюстрировать одним цветом одинаковые положения, признаки понятий;

*обеспечивать хороший контраст фигур и фона;

*избегать комбинации красного и желтого цветов;

*избегать яркого белого цвета, ослепляющего и утомляющего глаза учащихся.

опорный конспект – образ – текст

Мнемонические приемы

Создание звуковых ассоциаций

При использовании данного метода нужно выделять совпадающие буквы. Должна срабатывать и зрительная память. Соблюдение орфоэпических норм – лакмусовая бумажка культуры человека. Но очень часто приходится слышать слова, которые неправильно произносятся. Здесь на помощь приходят звуковые ассоциации. С их помощью слова, в которых так часто нарушаются орфоэпические нормы, запоминаются легко:

у Фёклы – свЁкла

Чук купил каучУк

Где Ель, там щавЕль

остЫнь – нет простЫнь

рОта прошла через ворОта

нет тУт правой тУфли, нет тУт левой тУфли, нет тУт тУфель вообще

Правописание слов, начинающихся с ПРИ–:

ПРИ ВЕРЕ – ПРИВЕРжЕнцы и ПРИВЕРЕдницы;

ПРИВИвка от ПРИВИраний и ПРИВИлегий.

Написание словарных слов:

1) в ДЕЛИ (город) ДЕЛИкатно ДЕФИлировал за ДЕФИцитом;

2) В БОРДо (город) БОРДюр БОРДовый;

3) А БОря – АБОриген

4) КОЧан на КОЧке;

5) КОБра в КОБуре

6) ОЛИН муж ОЛИгарх

7) сВЕРСТники – с одной ВЕРСТы, а роВЕСНики – с ВЕСНы;

8) СТИмул к учебе – СТИпендия;

9) КОМПОзитор перепутал КОМПОненты для КОМПОта;

10) от КОРИ в КОРИдоре страдает КОРИфей;

11) у ВИТи ВИТрина с ВИТражным стеклом.

Создание зрительной опоры (рисование картинки)

Слова можно запоминать с помощью рисунков.

Рисунок может быть очень примитивным, но его надо нарисовать самому, придумать ассоциацию. Надо запомнить два словарных слова:

обоняние и обаяние (они постоянно встречаются в тестах).

Можно использовать этимологию слов: обаяние –от баяти (говорить), обоняние – от воняти (пахнуть). А можно нарисовать свинью и глаза. Так как самый хороший нюх у свиньи, вот и нарисуем ей пятачок.

А ОБА глаза видят, что человек обаятелен, байки бает замечательно.

Поролон мы свернули в рулон .

Облако совершенно не похоже на яблоко.

А слово палатка легко запомнится, если нарисовать букву А так, как будто это и есть палатка А.

Слова ветреный и ветряной легче запомнить с помощью рисунка и фразы:

См. Ю.В. Савицкая. Мнемонические приёмы в преподавании орфографии в школе Гомель: Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины. – 2012 г.

Один из самых эффективных вербальных мнемонических приемов — метод, основанный на составлении рассказов . Он используется для запоминания в правильном порядке перечня не связанных между собой слов, для чего их помещают в контекст какой-то истории. Обратите внимание на то, что этот метод требует не только составления предложений, но и использования зрительных представлений. Чтобы продемонстрировать, как работает этот метод, мы воспользуемся десятью словами, использованными нами для иллюстрации метода слов-вешалок (линкор, свинья, стул, овца, замок, ковер, трава, пляж, доярка, бинокль): на кампусе линкора свинья сидела на стуле, там же была и овца, которая прежде жила в замке; в порту матросы взяли ковер и устроились на траве вблизи пляжа; сидя там, они увидели доярку, которая наблюдала за ними в бинокль.
Бауэр и Кларк показали, что метод рассказа может быть чрезвычайно эффективным (Bower & Clark, 1969). Участники их эксперимента должны были запомнить двенадцать перечней из десяти слов каждый и, получив подсказку в виде первого слова, воспроизвести их в правильном порядке. Те испытуемые, которые сочинили рассказы, запомнили 93% слов, а те, которые этого не сделали, — только 13%. Недостатком этого метода является то, что он требует весьма основательной тренировки: чтобы сочинить приведенный выше рассказ, мне понадобилось несколько минут! Другой недостаток этого метода заключается в том, что для того, чтобы найти нужное слово (например, седьмое), приходится вспоминать весь рассказ.

Мнемонические приемы разделены на две группы: мнемонические приемы, основанные на зрительных представлениях, и мнемонические приемы, основанные на словах. Однако следует помнить, что это лишь условное разграничение: многие мнемонические приемы основаны на сочетании слов и визуальных образов. Читая о разных мнемонических приемах, вы, возможно, удивитесь, почему они столь эффективны. Однако прежде чем ответить на этот вопрос, следует рассказать о них.

Мнемонические приемы, основанные на зрительных представлениях, известны с незапамятных времен. Согласно Цицерону, автором этого мнемонического приема был греческий поэт Симонидис, упоминающий о нем около 500 года до н. э. Некий грек, победивший в соревнованиях по борьбе на Олимпийских играх, праздновал это событие в своем доме. Среди приглашенных был и Симонидис, который должен был прочитать оду в честь победителя. Вскоре после того, как поэт закончил свой панегирик, его вызвали по какому-то делу. Ему крупно повезло, потому что сразу после его ухода пол банкетного зала провалился, в результате чего многие гости погибли или получили травмы.

Многих людей было невозможно опознать. Что оставалось делать родственникам погибших, чтобы достойно похоронить их? Тогда-то Симонидис и объявил, что прекрасно помнит, где находился каждый гость в тот момент, когда он ушел из банкетного зала, и благодаря этому идентифицировал тела. После этого он подумал: если у него такая хорошая визуальная память, не может ли она помочь ему запоминать и другую информацию? Он разработал систему, в соответствии с которой во всех деталях представил себе некую комнату и в ней на определенных местах — разные предметы.

Вопросы и задания для самопроверки

Расскажите о том, как составить опорный конспект.

Перечислите основные требования к содержанию опорного конспекта.

Что такое мнемотехника? Приведите пример использования этого приёма на уроках русского языка.

Читайте также: