Алгоритм конструирования социальных ситуаций стимулирующих речевую культуру детей в доу конспект

Обновлено: 06.07.2024

Одним из эффективных способов решения проблемы является использование в обучении речи детей дошкольного возраста игровых коммуникативных ситуаций. Любая игровая коммуникативная ситуация включает в себя несколько компонентов:
Место речевого общения (официальность или неофициальность обстановки, привычность или новизна места общения, реальное это или сказочное место общения, особенности социальной среды — где происходит общение: во дворе, в деревне, в гостях, дома, в волшебном лесу или в школе т.д.),
Адресат речи (человек или сказочный герой), его возраст, характер, возможности и особенности, осведомленность или неосведомленность адресата в теме разговора.
Цель коммуникации (речевая задача, которую надо решить – проинформировать, утешить, успокоить, порадовать, помочь, предупредить об опасности, отвлечь и т.д.)
Предмет коммуникации (тема).
Система речевых средств (этот компонент зависит от всех предыдущих компонентов ситуации и определяется ими).
Если коммуникативная игровая ситуация актуализирует ведущие мотивы ребенка, интересна ему, принимается им, то это ведет к значительному повышению уровня не только речевой активности детей в обучении и их интереса к овладению новыми речевыми умениями, но и к улучшению качества речевых высказываний дошкольников и повышению эффективности обучения речи.

Экспериментальное изучение влияния использования разных видов ситуаций на речь детей показало, что наиболее эффективными в обучении дошкольников являются игровые коммуникативные ситуации, характеризующиеся следующими особенностями:

Наглядной представленностью результатов речевых действий, причем результат речи должен быть близким по времени и значимым для ребенка.
Личностно-значимым эмоционально-окрашенным содержанием речи из личного опыта детей.
Хорошо знакомым адресатом речи, который не был участником описываемых событий, привлекателен для детей и наглядно представлен им (картинка, игрушка, фотография)
Направленностью речевых действий на решение конкретной жизненной задачи (утешить, порадовать, предупредить об опасности, успокоить и так далее).

Поэтому важно соблюдать целесообразную последовательность в использовании разных видов игровых коммуникативных ситуаций и применять их с учетом возрастных особенностей и интересов детей.

На начальных этапах обучения речи наиболее результативны сказочные коммуникативные ситуации, актуализирующие игровую и социальную мотивацию речи детей (помоги сказочному герою, научи героя, игра в путешествие в волшебный лес или сказочный город и другие). В дальнейшем более значимыми должны стать уже жизненные игровые коммуникативные ситуации (игра в писателей-сказочников, составление загадок – сюрпризов для мам, сочинение рассказов в букварь для первоклассников, составление книги небылиц для детей младшей группы, составление письма о родном городе своим сверстникам, живущим в другом городе или в другой стране и другие).

Также очень важно учитывать, что речь ребенка, ориентированная на группу людей (группу сверстников) всегда для него более сложна, чем речь, ориентированная одному человеку (ребенку, взрослому или сказочному герою). Поэтому в первых игровых коммуникативных ситуациях ребенок обращается обычно непосредственно к одному сказочному герою, помогая ему решить проблему.

Приведу пример жизненной игровой коммуникативной ситуации в обучении рассказыванию детей старшего дошкольного возраста.

  • Скоро 8 Марта, и очень хочется подарить мамам интересный подарок. Группа детей решает подарить мамам сюрприз – загадки о них. Каждая загадка – описание мамы строится по заданному плану. В загадке – описании нужно описать внешность мамы, ее любимые занятия, профессию, сказать, как она заботится о близких. Чтобы мама узнала себя в загадке, нужно описать ее максимально подробно. Но нельзя в описании повторять то, что сказали сверстники о своих мамах, ведь одинаковых загадок не может быть. Их будет невозможно отгадать. В результате дети очень внимательно слушают речь сверстников, участвуют в обсуждении, стараются подобрать наиболее точные слова, сделать описание своей мамы наиболее развернутым.

Таким образом, наиболее целесообразная последовательность применения игровых коммуникативных ситуаций в обучении дошкольников речи такова: от сказочных игровых ситуаций к жизненным игровым ситуациям; от речи, обращенной к одному персонажу, к речи, ориентированной на группу слушателей.

Применение игровых коммуникативных ситуаций в образовательном процессе детского сада значительно повышает эффективность обучения детей речи, обеспечивает устойчивый интерес детей к овладению речевыми умениями и высокую речевую активность детей в обучении.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

Цель данной разработки: развитие культуры речевого общения у старших дошкольников при помощи речевых ситуации, данные ситуации проводились на вербальной основе, а похожие на них на не вербальной основе.

ВложениеРазмер
realizatsiya_rechevyh_situatsiy.docx 21.66 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация речевых ситуаций, направленных на развитие культуры речевого общения

Цель данной разработки: развитие культуры речевого общения у старших дошкольников при помощи речевых ситуации, данные ситуации проводились на вербальной основе, а похожие на них на не вербальной основе.

1.Научить детей слушать друг друга, не отвлекаясь от темы, не перебивать собеседника.

2.Научить детей использовать речевой этикет в общении ребенок – ребенок, ребенок – взрослый.

3.Научить задавать вопросы в ходе диалога.

Для достижения поставленной цели, нами были разработаны и реализованы на практике различные речевые ситуации.

Работа проводилась в системе занятие (Приложение) + специально подготовленные речевые ситуации, в занятии дети приобретали знания, а речевые ситуации формировали и закрепляли навыки культуры речевого общения практически, в заключение мы провели досуг.

Для наглядности опишем некоторые речевые ситуации, целью которых было закрепить приобретенные навыки культуры речевого общения. Для реализации наших занятий мы использовали методическое пособие Т. И. Петровой, Е. С. Петровой, авторы данного пособия включают в свою работу речевые ситуации.

Также нами были отобраны (Т.И. Петрова, Е.С. Петрова) и разработаны различные речевые ситуации. Проводили их вне занятий с подгруппами детей.

1.- У Юры был день рождения. Пришли дети, принесли подарки. А Оля, самый лучший Юрин друг, случайно забыла подарок дома. Она сказала об этом мальчику.

Дойдя до этих слов, воспитатель останавливается и просит детей подумать и ответить: какими словами Оля объяснила свою забывчивость? Что ответил девочке Юра? Дав детям высказаться, воспитатель продолжает:

- Юра улыбнулся и сказал: “Разве забытый подарок – повод для огорчения? Я же ждал тебя в гости, а не подарок”.

Как вы думаете , правильно ли поступил Юра? Как бы вы поступили в этой ситуации? Повторите слова, которыми Юра утешил Олю.

Анализ : проанализировав проведенную речевую ситуацию, мы сделали вывод, что она не побудила детей к правильному ответу. Семен ответил односложно: “Плохо!”; Витя П. “Плохо, что пришла без подарка”; Саша К. ответила не так как мальчики: “Не страшно, в следующий раз принесешь!”. Дети отвечали искренне, но при этом не верно. В результате педагог подводил к правильному решению вопроса. Из чего мы делаем вывод, что у детей недостаточно знаний о том, как реагировать в данной ситуации. Необходимо познакомить ребят с правилами поведения в различных ситуациях, проиграть её на не вербальной основе. “У Саши день рождения”

2. - Саша и Андрейка были друзьями. Однажды, играя в детском саду, они так разбегались, что помяли цветы на клумбе. “Это Андрейка виноват!” - сразу же закричал Саша, увидев воспитателя. “Андрейка, это ты сделал?” - Спросила Ольга Ивановна мальчика. “Я!” - ответил Андрейка и отвернулся от Саши. “Хотя виноват только Андрейка, я накажу вас обоих”, - сказала Ольга Ивановна и усадила детей около веранды. “А меня за что?” - захныкал Саша. Ольга Ивановна внимательно посмотрела на него, вздохнула и отвернулась. И Андрейка отвернулся от Саши, сев к нему спиной.

- Как вы думаете, кто виноват в том, что клумба с цветами оказалась помятой? Как поступили друзья в этой ситуации? Права ли Ольга Ивановна? Почему Андрейка отвернулся от Саши?

Анализ : по сравнению с предыдущей речевой ситуацией, дети быстро определили суть проблемы и правильное решение данного вопроса. Многие из них утверждали, что Ольга Ивановна действительно права в том, что наказала обоих мальчиков. А Саша проявил себя по отношению к своему другу не по честному. Отсюда следует, что в данном случае ребята неплохо сориентировались и подобрали правильный выход из сложившейся ситуации, не забывая про культуру речевого общения и речевой этикет.

3. Педагог предлагает детям подумать и рассказать, какие бы действия они предприняли в различных ситуациях:

1. Вам подарили книгу….2. Вас поздравили с днем рождения….3. Вы обращаетесь к продавцу в магазине….4. Вас провожают на вокзале…5. К вам пришли гости….6. В трамвай вошла женщина, все места заняты….7. Идет по дороге пожилой человек, в руках у него тяжелые сумки….8. Взрослый мальчик толкнул малыша…..9. Вы упали, вам помогли подняться…..

10.Вы встретили знакомого….

Анализ : целью данных речевых ситуаций являлось использование культуры речевого общения в различных жизненных ситуациях. В ходе проведения их мы выявили, что не все дети хорошо ориентируются в данных ситуациях. На простые вопросы, такие как: “Вам подарили книгу”, или “Вас поздравили с днем рождения”, ребята ответили правильно. А вот речевые ситуации более сложные вызвали у детей затруднения. Воспитатель подробно разобрал вместе с детьми каждый вопрос, после чего ребята справились с поставленной задачей. Из чего следует, что необходимо повторно обсудить с детьми данные ситуации и закрепить их.

4. Педагог читает стихотворение.

Пошел я гулять и в саду по привычке

Я дернул девчонку за обе косички.

На крик прибежала девчонкина мать,

Меня изловчилась за ухо поймать.

Попробовать, что ли, в сторонку куда – то….

“Простите меня”, - я шепнул виновато.

“Ступай, - улыбнулась, - прощаю пока”. –

И ухо мое отпустила рука.

Простите, ура! Убедился я снова,

Какое оно интересное слово.

- Как поступил мальчик? Какое слово он сказал – и рука тотчас отпустила его ухо? В каких ситуациях говорят это слово? Как можно было сказать по – другому?

Анализ : в данном случае ответы на вопросы по стихотворению Н. Юсупова были разнообразны, многие ребята отвечали, что мальчик поступил плохо, но потом извинился. А одна из девчонок высказала такую мысль:

- “Мальчик дернул девочку за косички, потому что она ему понравилась, и не ожидал, что она закричит и поэтому не извинился сразу же перед ней!” Судя по ответам детей, следует, что многие из них не имели представления, как нужно себя вести в данной речевой ситуации. Поэтому необходимо провести дополнительные беседы о правилах и культуре поведения в таких ситуациях.

Следующие речевые ситуации были разработаны нами самостоятельно и проведены на практике.

  1. Разыгрывание речевой ситуации: “У меня зазвонил телефон”.

Дети делятся на пары по желанию и обсуждают тему разговора. Для большей наглядности можно взять настоящие телефоны.

Анализ : главным образом данная речевая ситуация развивает культуру ведения диалога по телефону.

Цель проведения: определить умения употреблять речевой этикет в диалоге. Рассмотреть многообразие детских тем разговора по телефону.

В соответствии с этим мы наблюдали поочередно за проведением детьми диалога между собой. В результате выявили, что с поставленной задачей многие справились, но не у всех получился полноценный диалог. В некоторых случаях разговор был немногословен, т. е. дети не могли найти тему для беседы. Их разговор начинался и быстро заканчивался. Только две пары детей смогли убедительно пообщаться по телефону. Все ребята, участвующие в речевой ситуации правильно начинали и заканчивали свою речь. Из чего мы делаем вывод, что культуру ведения диалога по телефону они освоили. Считаем, что необходимо проговорить с ребятами различные темы для бесед не только по телефону, но и в условиях социального общения.

  1. Разыгрывание речевой ситуации: “Доктор Айболит”.

Детям предлагалось по желанию стать доктором, он должен принимать пациентов и давать рекомендации по лечению. Прежде, чем провести эту речевую ситуацию воспитатель провел беседу, напоминая детям о лекарственных растениях (подорожник, алоэ и т. д.)

Анализ: анализируя данную речевую ситуацию, отмечено, что большинство детей активно участвовали в разыгрывании и обсуждении, но некоторые из них были скованы, малоразговорчивы. Многие из ребят при приходе к доктору здоровались, а при уходе прощались. В ходе диалога с врачом правильно определились, на какую тему беседовать с ним. Согласно этому дети понимают для чего и почему необходима профессия врача. С теми ребятами, которые затруднялись с вопросами и ответами воспитатель провел индивидуальные беседы.

7. Воспитатель предлагает следующую речевую ситуацию.

Мальчик Саша звонит своему другу и приглашает его на прогулку. Послушаете:

- Петя выходи гулять!

- Как вы думаете, правильно ли мальчики разговаривали по телефону? Как бы вы повели себя в аналогичной ситуации?

Анализ: рассматривая данную речевую ситуацию, мы отметили, все ребята обнаружили, что не так сделали мальчики при разговоре по телефону. Они очень быстро и практически единогласно подобрали нужные слова для начала и завершения диалога. Также продемонстрировали, как нужно правильно провести диалог. Отсюда становится ясно, что дети освоили культуру речевого общения.

В заключение формирующего эксперимента мы провели досуг на тему “Добрые слова”, для закрепления у детей полученных знаний.

Авторы данного досуга Т. И. Петрова; Е. С. Петрова.

Цель: развивать у детей коммуникативные качества, продолжать учить понимать самые разнообразные вопросы и отвечать на них, поддерживать интерес к диалогу, побуждать детей активному участию в обсуждении поставленной проблемы (объяснять, поддерживать…); учить детей подбирать слова с противоположным значением.

Досуг проводится с группой детей в зале, в виде беседы за “круглым столом”. Педагог предлагает детям подумать и ответить на вопрос: “Как бы вы отнеслись к этой ситуации?”

Был вежлив этот мальчик?

И, право очень “мил”,

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил –

- Как, на ваш взгляд, поступает этот мальчик? Что бы вы ему сказали? Какое чувство у вас вызывает этот поступок?

Можно ли обижать кого – либо, особенно младших? Скажите, в нашей группе бывали такие случаи? Расскажите.

Встретил Витю я, соседа,

Встреча грустная была –

На меня он, как торпеда,

Налетел из – за угла.

Но представьте, зря от Вити

Ждал я слова “извините”.

- Почему встреча с Витей оказалась грустной? Как налетел на соседа Витя? Как можно сказать по – другому? Если вы столкнулись с кем – то, что нужно сказать? Как вы оцениваете этот поступок? Вы сможете найти какие- то обстоятельства, которые бы его оправдали? Вы наблюдали где – либо такую ситуацию? Расскажите.

Выразить свое отношение к чему – либо можно и мимикой.

Представьте себе, что вас обидели. Покажите мне это. Вы рады, вы торжествуете, покажите мне ваше выражение лица в этой ситуации. Вы испуганы – каким стало ваше лицо?

Дидактическая игра “Наоборот”

Я скажу вам: плохо – вы ответите – хорошо.

Я скажу вам: сладко – вы ответите:… Скучно -….Холодно - …. Грустный - …. Добрый - …. Жадный – Доверчивый - …. Теплый - …. Бодрый - …. Грубый - …. Злой - …….

Слова для справок:

горько, весело, тепло, веселый, злой, щедрый, подозрительный, холодный, сонный, вежливый, добрый.

Что бы вы посоветовали такому человеку? Как бы вы охарактеризовали его?

- Какие слова говорят при встрече, прощании? Как правильно поздороваться? (Нужно посмотреть в глаза, улыбнуться и произнести слова.) Какие? (Ответы детей.) Когда к вам обращаются вежливо, что вы испытываете? (Удовольствие, радость…) Если к вам обратились грубо – что происходит с вами? (Обижаюсь, грущу…)

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу –

Кузнецу, ткачу, врачу –

“С добрым утром” - говорю,

“Добрый день” кричу я вслед

Всем идущим на обед.

“Добрый вечер” - так встречаю

Всех домой спешащих к чаю.

- Вам понравилось это стихотворение? Почему? Какие еще слова приветствия дня, вечера, утра вы знаете?

Педагог читает стихотворение С. Я. Маршака:

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о мальчике одном:

Его зовут….а, впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

“Спасибо”, “Здравствуйте”, “Простите”

Произносить он не привык,

Простого слова извините

Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: “Добрый день”.

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит.

А в лучшем случае “Здорово”

Он вместо “Здравствуй” говорит,

А вместо слова “до свиданья”

Не говорит он ничего

Иль заявляет на прощанье:

“Ну, я пошел! Пока! Всего!”

- Вам случалось слышать такие невежливые слова приветствия? Что можно посоветовать такому мальчику?

- Все ребята молодцы!

Мы вам всем похлопаем, ножками потопаем, ручками помашем, вместе с вами…что сделаем? (Спляшем.)

Мальчики приглашают девочек. Под музыкальное сопровождение дети произвольно танцуют.

Анализ: проведя и проанализировав данный досуг, мы сделали вывод, что дети стали более уверенно и грамотно отвечать на поставленные перед ними вопросы. Кроме того ребята с удовольствием рассказывали ситуации в которых они учувствовали сами или где – то наблюдали. Досуг прошел на высоком эмоциональном уровне.

Так, с помощью речевых ситуаций, мы пытались развить культуру речевого общения у старших дошкольников. Это удалось сделать, у большинства детей действительно повысился уровень культуры общения. Исходя из этого, мы можем утверждать, что речевые ситуации – это эффективный метод по развитию культуры речевого общения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей раннего возраста

Речевые игры,направленных на развитие словаряу детей раннего возраста.

Игры, направленные на формирование культуры речевого общения

Игры, направленные на формирование культуры речевого общения рассчитаны на работу с детьми среднего возраста, однако при необходимости могут быть использованы в работе с детьми старшей и подгото.

Средства развития культуры речевого общения у дошкольников.

Культура речевоо общения, средства развития культуры речевого общения у дошкольников.

Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста через создание проблемных ситуаций

•Культура речевого общения дошкольника это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарно.


Игры и упражнения, направленные на развитие компонентов речевой системы.

Различные игры, направленные на развитие моторики, дыхания и речи.


Статья на тему: "Использование логоритмических упражнений, направленных на развитие координации речевой артикуляции и общих движений, на занятиях по развитию речи."

Логоритмика - это своеобразная форма активной речевой деятельности, основанная на сочетании слова, музыки и движения. Взаимосочетание этих компонентов может быть очень разнообразно и интересно. Моя ст.

Цель: повысить компетентность и успешность педагогов в развитии речи детей младшего дошкольного возраста; познакомить с современными методами и приемами стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста.

Младший дошкольный возраст является самоценным возрастным этапом развития ребенка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с ребенком, которое становится важнейшей предпосылкой становления вербальных, то есть речевых форм коммуникации. Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в младшем дошкольном возрасте: от 1 года до 5 лет. Именно в этот период ребёнка нужно научить самостоятельно пользоваться словами, стимулируя его речевую активность.

Проблема развития активной речи детей является актуальной по ряду причин:

1) дошкольный возраст – это расцвет речевой активности ребенка, формирование всех сторон речи, усвоение дошкольником норм и правил родного языка;

2) речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;

3) значительное ухудшение здоровья детей может способствовать появлению речевых нарушений;

4) постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны как родителей, так и педагогов;

6) глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.

Поэтому важно с младшего дошкольного возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.

Реальную и полноценную помощь ребенку могут оказать только те лица, которые постоянно взаимодействуют с ним, используя в игровой и предметно-практической деятельности с ребёнком специальные методы и приёмы для стимуляции речевой активности и речевого общения, направленные на:

  • формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности;
  • совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников и речевому подражанию;
  • развитие психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков;
  • формирование внутреннего и внешнего лексикона, обеспечивающего минимальное общение;
  • формирование первоначальных навыков грамматического структурирования речевого высказывания;
  • формирование у ребёнка способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания;
  • профилактику возникновения вторичных речевых нарушений.

Исходя из задач по развитию речи, подбираем методы и приемы, направленные на развитие речевой активности дошкольников. Есть три группы методов: словесные, наглядные, практические. Формой организации детей могут быть как специально организованные занятия, так и повседневная жизнь детей. В речевом развитии ребёнка младшего дошкольного возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов.

Наглядные методы: наблюдение за живыми объектами - кошкой, собакой, птицей и т.д.; наблюдения в природе; экскурсии на участок старшей группы, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т.д.; рассматривание игрушек, предметов и картин; изобразительная наглядность.

Практические методы: дидактические игры и упражнения; пальчиковые игры; хороводные игры; игры-драматизации; инсценировки; игры-сюрпризы; игры с правилами.

Словесные методы: чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.

Приемы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста:

1. Диалог-образец.
2. Разговор с самим собой.
3. Параллельный разговор.
4. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.
5. Распространение.
6. Использование малых форм фольклора.
7. Звукоподражание.
8. Упражнения на развитие речевого дыхания.
9. Выбор.
10. Поручения.
11. Опосредованное общение.
12. Продуктивные виды деятельности.
13. Замещение.
14. Музыкальные игры.
15. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук.
16. Игры с природным материалом
17. Игровой прием.

Поговорим о них более подробно.

1. Диалог-образец.

Речь педагога в общении с ребёнком имеет ярко выраженную диалогическую структуру, где центральное место принадлежит вопросу взрослого к ребёнку, на который он сам же и даёт ответ.

– Что я взяла? – Чашку.

– Что это такое? – Чашка.

– Что поставила? – Чашку и т.д.

2. Разговор с самим собой.

3. Параллельный разговор.

4. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.

5. Распространение.

6. Эффективный прием в работе с детьми раннего возраста – это использование малых форм фольклора.

Использование народный игр, игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Например: “Петушок-петушок…”, “Ладушки-ладушки…”, “Идет коза рогатая…”,“Чики-чики-чикалочки”. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки.

7.Звукоподражание - эффективный прием активизации речи детей. Использование картинок на звукоподражание, например, поезд едет – чух-чух-чух; петушок поет – ку-ка-ре-ку; часы идут – тик-так и т. д.

9. Выбор.

10. Поручения.

11. Опосредованное общение.

12. Продуктивные виды деятельности.

13. Замещение.

14. Музыкальные игры.

16. Игры с природным материалом.

Пескотерапия - это игра с песком как способ развития ребенка. Песочная терапия очень близка детям, ведь с самого детства они сидят в песочнице, и первые слова и общение у них происходят именно там. Поэтому игры с песком помогают детям почувствовать себя защищенными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность. Применение данного метода целесообразно в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, поскольку игры с песком создают весьма благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом.

17. Самыми эффективными, на мой взгляд, являются практические методы организации детей.

Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности.

Таким образом, активизация речи детей младшего дошкольного возраста осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приемы словарной работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности; поощряйте двигательную и познавательную активность ребенка, больше разговаривайте с ним в процессе игры. Результатом нашей работы станет правильная, эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.

Ценность: трудолюбие, уважение к чужому труду.

Тема: Чтение рассказа Н. Носова "На горке".

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к чужому труду; желание работать в команде.

Обучающие: учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; учить детей понимать переносное значение некоторых словосочетаний и предложений; формировать умение пересказывать рассказ по картинкам.

Развивающие: развивать связную, интонационную речь, воображение, умение домысливать текст, предугадывать ход событий; развивать умение участвовать в коллективном разговоре.

Образовательные задачи, с учетом индивидуальных особенностей детей: в связи с тем, что в группе имеются дети с низким уровнем развития речи, необходимо активизировать их при ответах на вопросы и повторении слов и оказывать помощь при рассказывании.

Материалы: презентация, ноутбук, проектор.

Понятия: горка, трудолюбивый, ленивый, зависть.

- осознанное восприятие литературного произведения; умение сформулировать основную мысль рассказа; отвечать на вопросы по содержанию произведения;

- знают и могут объяснить: трудолюбивый, ленивый, зависть.

Технологическая карта организации образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми

Читайте также: