Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему дикие животные

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Лякутина Наталия Сергеевна

Населенный пункт: Тамбовская область, г. Тамбов

Цель: закрепить знания детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания; активизировать словарь по данной теме.

Задачи:

- Формировать умение детей знать и различать диких животных и их детенышей;

- Уточнить представление детей о внешнем виде диких животных, их жизнедеятельности в зимнее время года;

- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Материалы и оборудование:

Кусочки меха для понимания, какие звери на ощупь.

Животные и их детеныши на липучках.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: Дети, сегодня к нам в группу пришло письмо от Лесовичка,

давайте его откроем и прочтем.

(дети сидят за столом)

Воспитатель: Посмотрите кто же это?

Дети: Медведь

Воспитатель: Рассмотрите медведя. Расскажите, какой он? Какие у него лапы?

Дети: Медведь большой, сильный, коричневый. У него длинные когти и сильные лапы.

Воспитатель: Правильно, это медведь. А как называют дом медведя?

Дети: Берлога

Воспитатель: Давайте потрогаем, какой медведь на ощупь.

Дети: Трогают грубый мех.

Воспитатель: Всю зиму спит медведь в берлоге. Только весной просыпается.

Медведь большой сладкоежка, очень любит мед. Пока мишка лакомится медом, мы познакомимся еще с одним жителем леса.

Воспитатель: Ой, смотрите,

Под кустом, под кустом,

Кто-то с рыженьким хвостом –

Воспитатель: Как вы думаете, кто это?

Дети: Лиса

Воспитатель: Молодцы. Рассмотрите лису. Расскажите, какая она?

Дети: Лиса рыжая, красивая, хитрая.

Воспитатель: Да это лисичка, у лисы рыжая пушистая шубка, маленькие ушки и большой хвост. Лиса хитрая. Часто ее в сказках называют плутовка, что означает обманщица. Лиса не меняет своей шубки. Она и зимой и летом рыжего цвета.

Воспитатель: Давайте тоже потрогаем, какая лиса на ощупь.

Дети: Трогают грубый мех.

Воспитатель: Скажите, где живет лиса?

Дети: Нора.

Воспитатель показывает картинку с белочкой и спрашивает: Кто это? Рассмотрите белку. Расскажите, какая она?

Дети: маленькая и коричневая

Воспитатель: Где живет белка? Как называется ее домик?

Дети: Дупло.

Воспитатель: Почему белка так высоко дом свой делает?Чтобы другие звери не достали.

Воспитатель: Посмотрите, какой у белки хвостик – большой и пушистый. А знаете, что ест белочка?

Дети: орехи и ягоды.

Воспитатель: У медведя есть берлога, у лисы – нора, у белки — дупло, а где же зайка живет? Какой у него домик?

- Нет у зайки домика, под кусточком поспал и убежал.

Воспитатель: Давайте рассмотрим зайку. Расскажите, какой он? Какие у него ушки?

Дети: - Зайка маленький, беленький, пушистый. У него длинные ушки.

Воспитатель: - А Вы знаете, что зимой у зайки белая шубка, а весной он меняет её на серую.

Воспитатель: Давайте немножко отдохнём.

Физкультминутка (имитация движений).
Зайка беленький сидит,
Он ушами шевелит
Вот так, вот так, он ушами шевелит.
Зайке холодно стоять,
Зайке надо поскакать
Скок – скок, скок – скок,
Надо зайке поскакать.

Пальчиковая игра.

Зайцы спрятались от волка.

Чья- то им досталась норка…

Серый волк зубами щёлк-

(Соединяют по очереди большой палец с другими)

Ах, какой зубастый волк!

(Руки к щекам, качают головой)

Белочка в своём дупле

Орешки щёлкает в тепле.

Пересчитала мама медвежат-

В берлоге все послушные лежат.

- Молодцы! Но у нас еще остались картинки, поэтому садитесь на стульчики, продолжим наше занятие.

Воспитатель: Зайчик ускакал, пришел новый житель

Дети: Ежик.

Воспитатель: Расскажите, какой он?

Дети: Маленький и колючий.

Воспитатель: Да и еще обратите внимание носик у него острый и постоянно влажный, как у кошки или собаки. Глаза круглые черные, уши маленькие, закругленные. На теле ежика находятся иголки. Растут иглы так же, как и волосы. На голове и брюхе растет густая жесткая шерсть. На лапах по пять пальцев, когти острые.

Воспитатель: У нас осталась еще одна картинка с животным

Серый страшный и зубастый

Все -зверята разбежались

Дети: это волк

Воспитатель: Расскажите, какой он?

Дети: Волк сильный, умный, серый

Воспитатель: а как волк воет?

Дети: Воют.

Воспитатель: У волка тоже есть дом. Его дом называется логовом.

Воспитатель: А теперь давайте соединим наших зверей с их детками.

Дети: по одному берут и прикрепляют детенышей около их родителей на полотне.

Дети: Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.

Подведение итогов:

Воспитатель: Собрались однажды вечером на лесной поляне лесные звери. Долго они играли, веселились, но вот пришла пора спать. Каждый зверь пошел в свой домик
(Выставляю картинки)

Хитрая, рыжая лиса (в нору).
Серый, злой волк (в логово).
Неуклюжий, бурый медведь (в берлогу).
Пушистый, белый зайчик (под кустик).
Ловкая, проворная белка (в дупло).
(Дети помогают заканчивать предложения)

Вы все молодцы, замечательно занимались!

Литература

Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности: система работы в первой младшей группе детского сада – М. 2008.

Дёмина, Е.С. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ - М. 2009.

Лямина, Г. М. Развитие речи ребёнка раннего возраста. - М. 2005.

Максаков, А.И. Учите, играя: игры и упражнения со звучащим словом: пособие для воспитателя детского сада – М. 1985

Теплюк, С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста – М. 2001

Сертификат слушателя вебинара

Сертификат слушателя вебинара

Сертификат автора статьи

Сертификат автора статьи

Диплом за участие в конкурсе

Диплом за участие в конкурсе

Сертификат участника конференции

Сертификат участника конференции

Диплом за детский конкурс

Диплом за детский конкурс

Каталог сайтов

Цель: Дать детям представление о диких животных, их особенностях, повадках, питании.

• Формировать у детей представления о животных — обитателях леса (заяц, лиса, волк, медведь, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни.

• Развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы, повторять за воспитателем. Развивать умение отгадывать загадки. Обогащать словарный запас детей.Словарная работа: зима, лес, лиса, медведь, заяц, волк.

• Воспитывать интерес и любовь к животным, желание заботиться о них.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в зимний лес. Кто живет в лесу? (лиса, волк, заяц, медведь) Да, в лесу живут дикие звери. Сейчас в лесу зима, много снега, холодно, зверям трудно находить себе еду. Давайте возьмем для них угощение (на столе лежат морковка, рыбка, мясо, мед). Помогите сложить угощение в корзинку (Дети называют каждый предмет и кладут в корзинку)

Мы пойдём в волшебный лес.

Полон этот лес чудес.

По ровненькой дорожке, Идти шагом.

Шагают наши ножки:

Раз – два, раз – два.

Шагают наши ножки.

По камешкам, по камешкам, Прыгать на двух ногах с продвижением вперёд.

По камешкам, по камешкам…

В ямку – бух! Присесть на корточки. Подняться.

Воспитатель. Вот мы и пришли в лес. Ребята, посмотрите какой сугроб, как вы думаете кто там? Давайте посмотрим? Там спит медведь.

Медвежьего следа зимой не сыскать,

Отправила Зимушка Мишеньку спать.

В берлоге он сладкую лапу сосет,

А снится ему, что он кушает мед.

От радости Мишка довольно урчит.

Эй, звери, потише. Пусть Миша поспит.

Воспитатель. Тише, дети, мишка спит! Зимой его в лесу не встретишь, потому что медведь на зиму засыпает в берлоге. Ребята, какое угощение мы поставим мишке (мед, достают и оставляют рядом с медвежонком.)

Воспитатель: Мишка проснется, увидит мед и обрадуется. Пусть мишка спит, а мы с вами погуляем по зимнему лесу. Будем тихо гулять, чтобы мишку не разбудить. Ой, смотрите, кто это сидит под кустиком? (зайка) Зайчик какой? (белый, мягкий, пушистый). Зимой мех у зайки белый, как снег, чтобы его волк с лисой не заметили на снегу и не поймали. А ушки у зайца, какие? (длинные). Зайка хочет с вами поиграть.

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит

Вот так, вот так он ушами шевелит (руки над головой, имитируем ушки)

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть

Вот так, вот так надо лапочки погреть (хлопаем в ладоши)

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать

Вот так, вот так надо зайке поскакать (прыгаем)

Воспитатель. Весело скакали зайки. Чем мы зайчика угостим, что он любит кушать? (морковку)

Воспитатель: Обрадовался заяц подарку и поскакал дальше в лес.Воспитатель: Ребята, пойдёмте дальше, может, еще кого-нибудь встретим. Ой, а кто это? (Лиса)

Снег, обнюхав по привычке,

Меж кустов идет лисичка,

Все следы хвостом пушистым.

Воспитатель: Какая шубка у лисы? (рыжая, пушистая) Какой у нее хвостик (пушистый, длинный, большой) Угостим лисичку? Что мы выберем для лисички?

В зимний хмурый день холодный

Ходит — бродит зверь голодный.

По лесам, полям он рыщет,

И еду себе он ищет. Кто это? (волк).

Воспитатель: Волк в лесу охотится. Он ходит осторожно, чтобы не спугнуть других зверей. Волк сильный зверь. Какая у него шерсть? (густая, серая). А какие у волка зубы? (острые). Давайте поиграем с волком.

Волчок (стих с движениями):

Бежал по лесу волчок, (бег на месте)

Завалился на бочок. (остановились, присели на корточки, ладошки вместе под щечку)

Он поспал, полежал

И опять побежал. (бег на месте)

Воспитатель: Чем мы волка угостим, что ему больше всего понравится? (мясо). Побежал серый волк дальше в лес охотиться.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, не разбудили мы медведя? Давайте послушаем, не рычит ли мишка?

Воспитатель: Вы так тихо играли, что мишка даже не проснулся. Вам понравилась прогулка в зимний лес? Давайте, вспомним, кто живет в лесу?

Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в группу.

По ровненькой дорожке, Идти шагом.

Шагают наши ножки:

Раз – два, раз – два.

Шагают наши ножки.

Воспитатель: Вот мы и вернулись из нашего путешествия. Ребята, звери подарили вам свои фигурки, чтобы вы могли с ними поиграть.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В первой младшей группе происходит знакомство не только с домашними животными, но и с дикими животными. Надо развивать познавательный интерес у детей. Дети должны знать и различать: домашние животные живут рядом с человеком и о них заботятся люди, а дикие животные живут в лесу, и они сами о себе заботятся и защищают как могут.

Цель: Уточнить и расширить знания детей о жизни диких зверей зимой: как подготовились к зиме и что едят в зимний период.

Задачи: Учить детей узнавать и называть животных в процессе загадывания загадок.

Развивать внимание, память, умение слушать воспитателя.

Активизировать словарь детей: заяц, медведь, лиса, белка. Умение использовать прилагательные (длинные уши, короткий хвост, пушистый, тёплая шуба).

Воспитывать интерес и заботливое отношение к жителям леса.

Методы и приемы:

-наглядные: мягкие игрушки – зверушки, муляжи продуктов питания;

-словесные: отгадывание загадок о диких животных, вопросы;

Материал и оборудование: мягкие игрушки (лиса, медведь, белка, заяц, ёж); белая ткань; угощение (грибы, мясо, морковку, мёд, рыбку); магнитофон, ноутбук.

Воспитатель: Дети сидят на стульчиках.

Ребята, от зайки пришло письмо,

Посмотрите, вот оно.

Очень хочется узнать, что там написано?

Надо вскрыть и прочитать!

В гости всех он приглашает,

Поиграть с нами обещает.

-Ребята, отправимся к зайке в гости?

Дети: Да.

Воспитатель: А кто ещё живёт в лесу?

Дети: Волк, заяц, медведь, лиса, белка, ёж.

Воспитатель: А как их, одним словом, можно назвать?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель: Давайте возьмём для наших лесных друзей угощения: белке – шишки и грибы, лисе – мясо, зайке – морковку, медведю – мёд, рыбку.

Воспитатель: Тогда собирайтесь. На улице холодно, мороз, снег везде. Надо тепло одеться.

Что вы оденете на себя? (колготки, носки, кофту, штаны, шапку, куртку, шарф, рукавицы).

Воспитатель: Чтобы быстрее добраться до леса мы поедем на поезде. Я буду паровозиком, а вы вагончиками (под музыку Железновой – двигаются по кругу).

Воспитатель: вот приехали в лес. Ой, ребята, кто это шишки рассыпал? Послушайте загадку:

По деревьям скок-скок,
А орешки щёлк-щёлк.

Воспитатель: А какая Белочка? (пушистая). А где она живёт? (на дереве в дупле) Что любит, есть белочка? (шишки, орехи). Поэтому осенью она запасла много орехов и насушила грибов.

Воспитатель: Давайте поможем белочке, и соберём шишки в корзину (собрали).

Воспитатель: вот вам следующая загадка

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.

Воспитатель: Дети сейчас я вам загадаю загадку, а вы отгадайте про какого лесного жителя она.

Что за зверь такой лесной

Встал, как столбик под сосной,

И стоит среди травы —

Уши больше головы?

Догадались кто это?

Воспитатель: Правильно ребята. Это зайка. А почему он сидит под кустом?

Дети: Он испугался лисы и там живёт.

Воспитатель: Какой он? (трусливый, пушистый, белый, мягкий). Какие у него уши? (длинные). Какой хвостик (короткий).

- Что любит кушать зайчик? (морковку). Кушает заяц веточки и кору деревьев зимой. А мы с вами угостим его морковкой.

- Зайчик хочет с нами поиграть!

Зайка беленький сидит Дети шевелят кистями

И ушами шевелит. рук, подняв их к голове,

Вот так, вот так имитируя заячьи уши.

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, Хлопают в ладоши.

Надо лапочки погреть

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, Подпрыгивают на обеих

Надо зайке поскакать. ногах на месте.

Надо зайке поскакать.

Зайку кто - испугал,

Зайка прыг и ускакал.

- Посмотрите, какой сугроб под елкой (приподнять ткань).

Воспитатель: Кто же это? Отгадайте ещё загадку

Он зимою спит в берлоге.

Простудить боится ноги!

— Может, лапы? - Шалунишка!

Ты скажи мне — Кто он? …

Воспитатель: Правильно молодцы. Где живёт медведь? (в берлоге) А какой Мишка? (Большой, косолапый, пушистый). Что мишка любит кушать? (мёд, ягоды, рыбу) Что делает мишка зимой в лесу? (спит, лапу сосет). Мишка спит всю зиму, отдыхает, сил набирается. Чтобы мишке сладко спалось, угостим его мёдом. Не будем его будить, пойдемте к поезду. Нам уже пора возвращаться в детский сад.

Воспитатель: Вот и пришли в детский сад, давайте раздеваться будем (Имитация раздевания).

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие к лесным животным? Кто нам повстречался? Что больше всего вам понравилось из нашей прогулки?

Оценить 772 0

Конспект занятия по развитию речи

(младшая группа)

- Обогащать активный словарь детей.

- Учить внимательно слушать рифмованную речь и запоминать короткий текст.

- Учить сопровождать игру с речью.

- Обогащать словарь детей глаголами.

Наглядный материал: плюшевый медведь, предметные картинки с изображением диких животных, картинки с изображением жилищ диких животных, силуэты диких животных, цветные карандаши.

Воспитатель: Ребята, к нам в гости из леса пришел косолапый мишка. Давайте поздороваемся с ним. (Дети здороваются) У медведя конверт с картинками животных. Я буду вам загадывать загадки, а отгадку вы найдете в конверте. А мишка посидит и послушает, как дети занимаются и отгадывают загадки.

Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её.
(лиса)

Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(медведь)

Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех…
(волк)

Он по полю ловко скачет,
Как пушистый белый мячик.
Летом бел, зимою сер.
И немножко окосел.
Кто он? Угадай — ка!
Ну, конечно, -…
(зайка)

Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле.
Чтоб зимою жить в тепле.
(белка)

Из иголок колобок Кто свернулся здесь в клубок? Не поймешь, где хвост, где носик, На спине продукты носит. (ежик)

Воспитатель: Молодцы ребята, отгадали все загадки. А как мы можем назвать этих животных? (Дикие) А почему они называются дикими? (Потому что они живут в лесу, и сами себе добывают корм).

(Воспитатель с детьми рассматривают картинки с животными.) Рассмотреть медведя. Это медведь. Он большой, бурый, у него небольшие уши, он весь покрыт шерстью. Также рассмотреть зайца, лису и волка. Кто же самый большой из всех животных на картинках? Кто поменьше? Кто самый маленький? Медведь – самый большой из всех животных на картинках. Волк поменьше чем медведь. Он серого цвета, злой. Лиса – размером меньше волка, рыжего цвета, у нее большой, пушистый хвост. Она очень хитрая. Заяц зимой белым цветом, а летом – серым. Среди всех диких животных на картинках он самый маленький.

Воспитатель: А теперь давайте встанем и немножко отдохнем.

Белка дятла поджидала,(Резко перемещают взгляд вправо

Гостя вкусноугощала. Ну-ка дятел посмотри! (Смотрят вверх-вниз.) Вот орехи — раз, два, три. Пообедал дятел с белкой (Моргают глазками.) И пошел играть в горелки. (Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем).


Воспитатель: Собрались однажды вечером на лесной поляне лесные звери. Долго они играли, веселились, но вот пришла пора спать. Каждый зверь пошел в свой домик
(Выставляются картинки)

Хитрая, рыжая лиса (в нору).
Серый, злой волк (в логово).
Неуклюжий, бурый медведь (в берлогу).
Пушистый, белый зайчик (под кустик).
Ловкая, проворная белка (в дупло).
(Дети помогают заканчивать предложения) И все крепко уснули.


Итог: Воспитатель: Вот мы и познакомились с лесными зверями. Медведь большой, сильный, зверь бурого цвета. Лиса поменьше, рыжая с длинным красивым пушистым хвостом. Заяц серый или белый, у него длинные уши и маленький пушистый хвостик. Волк серый, злой.

Возьмите цветные карандаши и раскрасьте их (уточнить цвета). Воспитатель раздает детям вырезанные силуэты диких животных: медведя, зайца, лисы, волка.

Конспект занятия в младшей группе №10 по экологическому воспитанию.

Путешествие в мир весны.

Программные задачи:

Знать признаки весны в разные ее периоды; уметь строить в воображении образы, связанные с весенними явлениями, изображать их, используя пантомимическую и речевую выразительность; отвечать на вопросы педагога, опираясь на знания , полученные при изучении темы, грамматически правильно строя предложения ; ритмично выполнять движения сообразно тексту стихотворения, ориентироваться в пространстве.

Воспитатель: Дети, сегодня мы отправимся в гости к такому времени года, которое нравится всем. Оно приходит после зимы. Как оно называется? Хотите встретиться с весной?( дети отвечают).

Давайте сначала прогоним зиму. Как это мы будем делать? Скажем все вместе:

Уходи скорей, зима!

Ведь весне прийти пора.

Перестань скорее злиться,

Мы устали холодиться.

Зима ушла, но солнце еще греет слабо, нередко по утрам мороз. А днем начинает звенеть веселая капель .Покажите. как звенит капель. Сначала медленно, а потом все быстрее. Вы будете говорить кап – кап – кап. А ритм рукой буду задавать я.

«Кап – кап – кап, - капель звенит ( ритмично хлопают в ладоши)

Словно с нами говорит (ритмично хлопают ладонями по ногам)

И на крышах талый снег . ( ритмично гладят себе по голове)

А у всех людей весною.

Это вызывает смех ( поворачиваются вокруг себя).

Потекли веселые ручейки. Они повсюду. Бегут, поют, всех видят. Беритесь за руки, а я встану в самом начале ручейка. Бежим и внимательно смотрим вокруг. Расскажите мне потом, что вы увидели ранней весной.

(дети изменяют направление и темп движения).

Я буду читать стихотворение , а вы все представляйте и вместе со мною повторяйте слова. Которые повторяются.

Улыбаются все люди –

Весна – весна – весна!

Она везде, она повсюду –

Красна. красна, красна.

По лугу, по лесу, по полянке

Идет, идет, идет.

На солнышке скорей погреться

Зовет, зовет, зовет.

И в ручейке лесном задорно

Звенит, звенит, звенит.

По камушкам в реке широкой

Журчит, журчит, журчит.

Разносит запахи повсюду

Цветов, цветов, цветов.

И все живое сразу слышит

Весенний зов!

(Воспитатель предлагает детям рассказать, что они увидели в своем воображении, когда бегали вместе с ручейком. Какие признаки весны отметили).

Солнце пригревает все сильнее, появились первые проталины. Что – то я забыла, что такое проталины. Объясните мне.( дети отвечают).

На проталинах из – под снега появились первые цветы – первоцветы. Какие вы знаете первоцветы? ( дети отвечают).

Давайте превратимся в подснежники. Представьте .что мы находимся под землей. Мы – корни растения. Землю пригрело солнышко, появляются нежные росточки подснежника. Ночью холодно, а днем тепло. Подснежники подросли, появились листочки и бутоны цветков. Пока они закрыты. Но вот раскрываются бутоны. Какой смелый подснежник! Самый первый появился после зимы. Покажите, какие вы смелые. Вот подул ветерок. И подснежник закачался на тонкой ножке. Все любуются подснежником. Он вестник весны.

(дети выполняют действия по ходу повествования).

Не забудьте, дети, что подснежники рвать нельзя, можно только любоваться ими. А кто мне скажет почему?( дети отвечают).

Самая красивая - весенняя березка, на которой появляются первые листочки .Вставайте в круг , вместе со мной произносите текст и выполняйте движения.

Березка в белом сарафане

Весною водит хоровод ( ходят по кругу)

Звенит сережками так нежно ( потряхивают кистями рук)

И птичек в гости все зовет ( взмахивают руками)

Раскроет свои руки – ветви ,(раскрывают ладони)

Опустит ветви – пальцы вниз (опускают руки)

Подставит солнышку листочки,(руки перед собой. Ладони раскрывают)

Чтоб лучик на ветвях повис .(опускают кисти вниз).

Совсем скоро наступит лето. Расцвела черемуха, потом сирень.Зацвели сады, словно их облили молоком. Кто вспомнит, что у яблони появляется сначала – листья или цветки? Я буду читать стихотворение , а вы под него изображайте цветущую яблоню кто как хочет.

(Звучит вальсовая музыка. Дети выполняют движения)

Невесомы, прекрасны , легки

Облетают с цветков лепестки.

И под яблоней нежный ковер,

Бело – розовый, словно шатер.

Нежный цвет разметали дожди.

Завязались на ветках плоды.

Будут солнца и дождика ждать.

Чтобы спелыми, вкусными стать.

Мы забыли о весенних дождях и первой весенней грозе. Устроим настоящий весенний гром. Будем хлопать громко – громко.( дети выполняют).

Читайте также: