Геометрические построения с использованием примитивов конспект

Обновлено: 06.07.2024

формирование графической культуры, ответственности за выполняемую работу, аккуратности, воспитание культуры общения и поведения.

Развивающая –

развитие интеллекта, логического и абстрактного мышления, умения применять теоретические знания на практике при работе за ПК.

Вид урока – комбинированный урок

Тип урока – изучение нового материала.

Оснащение: ПК, проектор, раздаточный материал по выполнению практической работы

Минибеседа о готовности студентов к уроку , создание деловой и доброжелательной атмосферы.

Изучение нового материала.

В системе AutoCAD отрезки, дуги, окружности и другие графические объекты являются элементами, из которых состоит любой чертежный файл. Они носят название примитивов. Примитивы могут быть простыми и сложными.

К простым примитивам относятся следующие объекты:

точка, отрезок, круг (окружность), дуга, прямая, луч, эллипс, сплайн, однострочный текст.

К сложным примитивам относятся:

полилиния, мультилиния, мультитекст (многострочный текст), размер, выноска, допуск, штриховка, вхождение блока или внешней ссылки, атрибут, растровое изображение.

Операции построения большей части примитивов могут быть выполнены с помощью кнопок панели инструментов Draw (Рисование) :



Панель инструментов Draw (Рисование)


С
оздавать примитивы можно также с помощью пунктов падающего меню Draw (Рисование) :

Для ввода отрезка существует несколько способов:

Введите на клавиатуре LINE (отрезок) и нажмите клавишу (любой ввод с клавиатуры должен завершаться этой клавишей). Есть еще один вариант завершения команды LINE (ОТРЕЗОК)­­­ - вместо можно поместить указатель мыши внутрь графического экрана и нажать правую кнопку мыши. При этом на месте, где находился конец указателя, появится контекстное меню .Тем самым будет вызвана команда LINE (ОТРЕЗОК).


Данную команду можно вызвать также, воспользовавшись мышью, либо из падающего меню Draw (Рисование) с помощью пункта Line (Отрезок), либо из панели инструментов Draw (Рисование), применив кнопку , которая является первой кнопкой панели.

Начальный вопрос, который задает система AutoCAD в командной строке

( в англоязычной или русскоязычной версии):
Specify first point : (Первая точка:)

Самый простой способ задания первой точки отрезка — указать ее с помощью мыши на видимой части графического экрана, а затем зафиксировать нажатием левой кнопки мыши. При выборе точки можно ориентироваться на счетчик координат в левом нижнем углу. После указания первой точки AutoCAD выводит очередной запрос:
Specify next point or [Undo]: (Следующая точка или [Отменить]:)
Часть запроса заключена в квадратные скобки. Это означает, что нужно либо указать на экране следующую точку (конечную точку отрезка) или выбрать опцию (т. е. вариант следующего шага команды). В качестве опции AutoCAD предлагает Undo (Отменить). Она отменяет ранее введенную начальную точку отрезка. Чтобы воспользоваться опцией, необходимо ее набрать в командной строке с помощью клавиатуры и нажать . Если в наименовании опции какая-то часть выделена прописными буквами (в данном случае это буква U (О)), то достаточно на клавиатуре ввести только эту часть имени опции (т. е. U (О) или u (о)) и опять-таки нажать клавишу .
Если вы выберете опцию Undo (Отменить), то AutoCAD отменит предыдущую точку и опять попросит ввести первую.
Если вы укажете на экране с помощью мыши следующую точку, то на экране появится отрезок (см. образец), проведенный из первой точки во вторую. Команда LINE (ОТРЕЗОК) на этом не закончится и будет выдан запрос:
Specify next point or [Undo]: (Следующая точка или [Отменить>:)
Появление данного запроса означает, что одной командой можно нарисовать поочередно несколько отрезков, образующих на экране одну ломаную линию. Укажите на экране третью точку. На этот раз очередной запрос будет выглядеть так:
Specify next point or [Close/Undo]: (Следующая точка или [Замкнуть/Отменить]:)
Здесь, помимо опции Undo (Отменить), появилась опция Close (Замкнуть). Если имеется выбор из нескольких опций, то они разделяются символом "/". После ввода на клавиатуре С (3), и нажатия клавиши AutoCAD нарисует еще один отрезок, идущий из конца предыдущего отрезка в начало первого (см. образец).
Если вы не хотите строить замыкания отрезков, а хотите просто завершить команду LINE (ОТРЕЗОК), то нажмите клавишу , которая всегда является признаком конца циклических операций. Разумеется, можно было нажать после ввода второй точки. Тогда третий отрезок не был бы построен и команда LINE (ОТРЕЗОК) завершилась бы, а в командной строке появилось бы приглашение Command: (Команда: ) (что всегда означает правильное завершение любой команды в системе AutoCAD.

Задание Построение замкнутой ломаной линии из отрезков

Запустите AutoCad . Для вызова программы необходимо дважды щелкнуть кнопкой мыши на пиктограмме AutoCad , которая обычно располагается на рабочем столе Windows .Для выполнения задания включить Шаг и Привязку.


Образец выполнения работы.

Выбрать Рисование ­– Линия

Ввести в командной строке: первая точка (указание 1 с помощью мыши)

След. Точка (указание 2)

След.точка ( указание 3)

След.точка (или замкнуть) (указание 4)

След.точка (или замкнуть) (указание 5)

Самостоятельная работа. Построить прямоугольник, длиной 60 мм, шириной 30 мм, используя построение линиями, создав предварительно слой Прямоугольник, в слое определить толщину, начертание, цвет линий.

После выполнения работы ответить на следующие вопросы, используя средства текстового редактора Word , просмотр рисунка выполнить из текстового редактора Word через гиперссылку:

Цель урока : обучение выполнения геометрических построений с помощью системы компьютерного черчения, которые рекомендуется проводить в курсе геометрии с помощью циркуля и линейки.

  • Образовательная - формировать учебные навыки и умения выполнения в системе компьютерного черчения геометрических построений.
  • Развивающие - развивать приемы умственной деятельности учащихся: анализ, наблюдение, обобщение; активизировать творческие способности.
  • Воспитательные - учить общению, культуре дискуссии, реакции на ошибку; формировать познавательную активность, интереса к учению.

Здравствуйте! Сегодня мы проведём необычный урок. К нам пришли гости.

Я рад всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.

У вас на столах листочки розового и зелёного цвета. На розовых напишите, чего вы опасаетесь сегодня на уроке, а на зелёных напишите, что ждёте от сегодняшнего урока.

1. Разминка для ума.

1. Если бы у вас была только одна спичка, и вы вошли в комнату, где есть керосиновая лампа, камин и газовая плита, что бы вы зажгли первым делом?

2. Имеется стопка из 100 листов. 10 листов можно пересчитать за 10 секунд. Сколько времени потребуется, чтобы пересчитать 80 листов?

3. Прочитайте текст, приведённый ниже. Постарайтесь его расшифровать.

94НН03 С006Щ3НN3 П0К4ЗЫ8437, К4КN3 У9N8N73ЛЬНЫ3 83ЩN М0Ж37 93Л47Ь Н4Ш Р4ЗУМ! 8П3Ч47ЛЯЮЩN3 83ЩN! СН4Ч4Л4 Э70 6ЫЛ0 7РУ9Н0, Н0 С3ЙЧ4С Н4 Э70Й С7Р0К3 84Ш Р4ЗУМ ЧN7437 Э70 4870М47NЧ3СКN, Н3 З49УМЫ84ЯСЬ 06 Э70М. Г0Р9NСЬ. ЛNШЬ 0ПР393Л3ННЫ3 ЛЮ9N М0ГУ7 ПР0ЧN747Ь Э70.

III Постановка темы и целей урока

Разгадать кроссворд и получится слово – тема нашего сегодняшнего урока.

- Молодцы! Вы показали замечательные знания. Причитайте, что получилось по вертикали.

- Верно. Это есть тема нашего урока. Откройте тетради, запишите дату, классная работа, тема урока “Системы компьютерного черчения. Программа КОМПАС 3D”.

Назовите понятия на ваш взгляд связанные с данной темой

Сформулируем задачи урока, чему вы должны научиться

IV Изложение нового материала

Объяснение нового материала с использованием презентации.

Системы компьютерного черчения являются векторными графическими редакторами, предназначенными для создания чертежей.

Какие инструменты мы используем при черчении?

- Карандаш, линейка и циркуль.

Из каких элементов может состоять чертёж

- Отрезков, окружностей и прямоугольников.

- А какова точность построения и от чего она зависит?

- С точностью, которую предоставляют чертежные инструменты.

- Хорошо. Использование систем компьютерного черчения позволяет создавать чертежи с гораздо большей точностью. Кроме того, системы компьютерного черчения позволяют измерять расстояния, углы, периметры и площади начерченных объектов.

Системы компьютерного черчения могут применяться в школьном курсе технологии, так как позволяют создавать чертежи деталей, в том числе трехмерные. Такие системы позволяют грамотно оформить чертеж: обозначить на чертеже размеры деталей и сделать надписи в соответствии с существующими стандартами.

Системы компьютерного черчения используются в качестве инструментов автоматического проектирования на производстве, так как обеспечивают возможность реализации сквозной технологии проектирования и изготовления деталей.

На основе компьютерных чертежей генерируются управляющие программы для станков с числовым программным управлением (ЧПУ), в результате по компьютерным чертежам могут изготавливаться высокоточные детали из металла, пластмассы, дерева и других материалов.

Рассмотрите внимательно окно программы. Что можно о нём сказать?

-Данное окно имеет стандартный вид окна операционной системы.

А из каких элементов состоит окно программы?

- Оно состоит из строки заголовка, кнопок управления окном, строки меню, панели инструментов, строки состояния.

Система КОМПАС специально предназначена для обучения компьютерному черчению в школах. КОМПАС можно использовать для выполнения геометрических построений с помощью циркуля и линейки, а также при создании чертежей деталей.

Создание и редактирование чертежа выполняется с помощью инструментальной панели, которая размещается в левом верхнем углу окна приложения.

Инструментальная панель включает в себя панель переключения, которая обеспечивает переходы между пятью различными рабочими панелями.

Каждая рабочая панель содержит набор кнопок определенного функционального назначения.

Рабочая панель Геометрические построения содержит кнопки, позволяющие рисовать на чертеже определенные объекты: точку, отрезок, окружность, прямоугольник и другие.

Панель Редактирование содержит кнопки, которые позволяют вносить изменения в чертеж, производя над объектами различные операции: перемещение, копирование, масштабирование и другие.

Панель Выделение позволяет осуществить различные варианты выделения объектов, выделить отдельные объекты

или группы объектов.

Панель Измерения позволяет измерять расстояния (вычисляются и отображаются в миллиметрах), углы (в градусах), периметры и площади различных объектов.

Панель Размеры и технологические обозначения позволяет грамотно оформить чертеж, обозначить на чертеже размеры деталей и сделать надписи.

Пример задачи на построение

Отложить от луча угол равный данному.

Математическая модель (учащиеся составляют алгоритм)

Дано: Построить: Решение:
Проведём произвольную окружность с центром в т.А и произвольным радиусом.
Пусть В и С – точки пересечения окружности со сторонами угла А.
Проведём окружность с центром в т О и радиусом АВ.
В1 – точка пересечения окружности с лучом ОМ.
Опишем окружность с центром в т В1 и радиусом ВС.
С1 – точка пересечения построенных окружностей.

Построение выполнено, давайте эту же задачу решим с помощью СКЧ Компас.

IV. Практическая работа за компьютерами.

V Подведение итогов урока .

Итак, ребята, Чему вы сегодня научились на уроке и что узнали нового?

Выставление оценок в инструкционную карту.

VI Рефлексия
Если сбылось то, что вы ожидали, прикрепите на доску листок зелёного цвета, если то, что опасались – розового цвета.

В этом уроке разберемся, как создавать чертежи, познакомимся с интерфейсом, разберем инструментальные панели, инструменты, и как ими пользоваться при создании примитивных элементов. Начнем с создания чертежа.

Видеокурс по этой теме

Видеокурс направлен на освоение основ конструирования в САПР КОМПАС-3D. Обучение проводится на примере создания моделей узлов и сборки из них промышленного прибора, разбор особенностей моделирования и визуализации результатов в…

Основные принципы построения примитивов

Слева на панели инструментов, можно увидеть категории Черчение, Управление, Стандартные изделия и прочие каталоги, которые используются в разных ситуациях для упрощения и ускорения работы.

Основные принципы построения примитивов 02

Рассмотрим создание примитивных элементов. На вкладке Геометрия находятся все основные примитивные элементы. Также при нажатии данной кнопки можно их раскрыть, и увидеть больше. Построим прямоугольник.

Основные принципы построения примитивов 03

Во вкладке Параметры можно задавать высоту прямоугольника, ширину, угол, придавать оси или изменять стиль линии при построении примитива.

Основные принципы построения примитивов 04

Построение примитива может осуществляться несколькими способами: первый способ – это прямой. В данном случае задается конкретный размер примитива, высота прямоугольника, ширина. И нажимаем Enter.

Основные принципы построения примитивов 05

Далее левой кнопкой мыши выбирается место, где необходимо построить прямоугольник.

Основные принципы построения примитивов 06

Следующий способ заключается в произвольном построении примитива. В этом случае проводится точка начальная, от которой будет производиться построение прямоугольника.

Основные принципы построения примитивов 07

Также, если заметить, в КОМПАС существуют привязки. Это индикаторные линии, которые позволяют построить две точки абсолютно на одном уровне. Начнем построение, например, с данной точки. Далее произвольно проводим прямоугольник. Можно точно, можно примерно, и заканчиваем.

Основные принципы построения примитивов 08

В случае, если необходимо изменить размеры прямоугольника, нужно нажать двойным щелчком левой кнопки мыши на прямоугольник и изменить параметры. Например, высота 85, и ширина – 120. Можно также добавить оси, и нажимаем ОК.

Основные принципы построения примитивов 09

В случае, если данный тип построения не подходит, или не совсем удобен, можно изменить тип построения. Построим прямоугольник по центру и вершине.

Основные принципы построения примитивов 10

Ставится начальная точка построения, и изменяются параметры прямоугольника по высоте и ширине.

Основные принципы построения примитивов 11

Также можно строить прямоугольник по трем вершинам, по центру и двум точкам, или выбрать многоугольник.

Аналогичным образом осуществляется построение примитивов остальных элементов.

Основные принципы построения примитивов 12

Для примера построим еще окружность.

Также, как и в примере прямоугольника, выбирается тип построения окружности. Можно задать диаметр окружности и изменить стиль линии. Изменим стиль линии на стандартный.

Основные принципы построения примитивов 13

Ищем начальную точку построения окружности, нажимаем левой кнопкой мыши, произвольно проводим окружность и заканчиваем.

Основные принципы построения примитивов 14

Закрываем окно, и в случае, если необходимо вернуться к размерам окружности, и изменить их, нажимаем двойным щелчком левой кнопки мыши, и меняем диаметр окружности, например, на 130 и нажимаем ОК.

Основные принципы построения примитивов 15

Построим отрезок. Отрезок можно строить как по прямому типу, например, зададим длину отрезка 120, нажимаем Enter.

Основные принципы построения примитивов 16

Выбираем место построения отрезка, например, в данном месте, далее выбираем угол, например, 0°, и нажимаем левой кнопкой мыши, чтобы закончить построение.

Основные принципы построения примитивов 17

Также можно строить отрезки произвольно. Например, привяжемся к данной точке, выбираем длину и угол, и заканчиваем построение.

Основные принципы построения примитивов 18

Автолиния работает по похожему принципу, что и отрезок. В параметрах задается тип сегмента отрезку, то есть это отрезок, который работает по принципу цепочки. Выберем тип сегмента Отрезок, и начнем произвольное построение.

Основные принципы построения примитивов 19

Нажимаем левой кнопкой мыши, в данном случае, КОМПАС не останавливает построение отрезков. И если нужно закончить построение, нажимаем Escape.

Основные принципы построения примитивов 20

Построим в данном углу фаску. Нажимаем на Фаска, оставим длину для первой и второй линии 10 мм. Выбираем первую линию и вторую.

Основные принципы построения примитивов 21

В данном случае можно увидеть, что расстояние от данной точки до центральной – ровно 10 мм, точно так же, как и от первой. То есть, если в этом случае изменить длину второй линии на 20 мм – то данное расстояние уже увеличится.

Таким образом осуществляется построение фасок.

Основные принципы построения примитивов 22

В Геометрии также существует Вспомогательная геометрия, то есть это геометрия, которая является только вспомогательным элементом для построения чертежа.

Основные принципы построения примитивов 23

В качестве примера построим горизонтальную прямую. Чтобы выбрать горизонтальную прямую нужно нажать левой кнопкой мыши, задержать кнопку и не отпускать ее до того момента, пока не нужно выбрать конкретную вспомогательную прямую. Например, выберем горизонтальную линию.

Основные принципы построения примитивов 24

Построим в данном месте на уровне двух прямоугольников вспомогательную прямую.

Основные принципы построения примитивов 25

В случае печати данного чертежа, данная геометрия не будет отображаться – она всего лишь является вспомогательным элементом.

Построим еще вертикальную прямую.

Основные принципы построения примитивов 26

Привяжемся к данной линии, или же произвольно.

Можно также создавать параллельную вспомогательную прямую. Например, создадим параллельную линию вспомогательную от первой вспомогательной линии.

Нажимаем для этого на линию, и произвольно проводим расстояние или же выбираем параметры расстояния, например, 100 мм можно также поставить галочку с двух сторон, и в этом случае построение уже будет параллельно с двух сторон. Закрываем окно.

Основные принципы построения примитивов 27

Также можно строить вспомогательную прямую. Например, вспомогательную от угла прямоугольника левого и нижнего правого. Закрываем окно.

Основные принципы построения примитивов 28

В случае, если необходимо удалить вспомогательную геометрию, можно выделить область. Выделим вспомогательную геометрию и нажмем кнопку Delete.

Также можно удалить линии с помощью нажатия кнопки Ctrl – выбрать линии, которые не нужны, и снова нажать Delete.

Основные принципы построения примитивов 29

Для усечения или удаления конкретных отрезков или геометрии на чертеже, существует операция Усечь кривую, во вкладке Правка.

Основные принципы построения примитивов 30

Нажимаем Усечь кривую и выбираем все отрезки и кривые, которые не нужны.

Нажмите, чтобы узнать подробности

геометрическим примитивам относятся: точка, прямая, отрезок и геометри-ческие фигуры, которые вам известны из математики. Изучая возможности программы КОМПАС, вы будете постоянно пользоваться этими элементами.

Все команды построения геометрических примитивов сгруппированы по типам объектов и вызываются кнопками, расположенными на Инструментальной панели Компактная кнопки переключения – Геометрия.

Рассмотрим их построение:

запустите программу КОМПАС-3D;

откройте документ Фрагмент;


– инструментальная панель Геометрия;

текущий масштаб на Инструментальной панели Вид М 1:1.

Построение отрезков:



Отрезки по направлению могут быть горизонтальными, вертикальными, наклонными.


– отрезок;


для построения горизонтального и вертикального отрезка на панели Текущее состояние выберите кнопку – Ортогональное черчение;

укажите курсором первую точку отрезка;

два раза щелкнув левой клавишей мыши (ЛКМ) в поле длина панели Свойств, введите значение 100 и нажмите ;

обратите внимание на панель Специального управления, кнопка Автосоздание объекта по умолчанию нажата. Пока она находится в этом состоянии, все объек-ты создаются немедленно после ввода параметров, достаточных для построения

перемещайте курсор, фантом отрезка строго горизонтален или вертикален, в за-висимости от направления, ближе к которому находится курсор;



Рис. 1 Автосоздание объекта

зафиксируйте конечную точку отреза, расположив его горизонтально, щелкнув ЛКМ (рис. 2);

повторите построение отрезка, расположив его вертикально;


для построения наклонного отрезка отключите кнопку – Ортогональное черчение;

дополнительно в поле угол панели Свойств введите значение 20 и нажмите

Читайте также: