Конспект урока подлежащее употребление личных местоимений

Обновлено: 04.07.2024

Аренда гаража посуточная прямо сейчас звоните и заказывайте

Цели урока:

  • закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; — познакомить с личными местоимениями;
  • формировать умения выделять главные члены предложения, в которых подлежащее выражено не только существительным, но и личным местоимением.
  • подвести учащихся к выводу: подлежащее может быть выражено личными местоимениями: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.
  • Развивать самостоятельность мышления.
  • Воспитывать любовь к предмету.

Объявление темы, настрой на работу,

Определяют цель, выбирают оценку

Изучение нового материала

Помогает ученикам, направляет

Самостоятельно изучают тему

Проводит семинар по вопросам

Отвечают на вопросы, делают выводы

Проверяет целеполагание, дает домашнее задание

Соотносят поставленную цель с результатом работы

Ход урока

У. Здравствуйте. Садитесь. Сегодня у нас с вами очень интересная тема. Какая? Попробуйте догадаться (чтение стихотворения).

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ

При НИХ на берегу

ЕГО ловили. Но, увы:

Я плавать — не могу!

МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,

ВЫ ИМ, обратно, НАС.

Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,

А МЫ с НИМ — к НЕЙ от ВАС…

Хоть МНЕ известно, что ОНО

ИХ любит больше ТЕХ, -

Всё ЭТО тайной быть должно

Для НАС и ВАС от ВСЕХ…

У. Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему? О чем же сегодня пойдет речь на уроке? (о местоимениях)

Мне хочется, чтобы наша работа на уроке была плодотворной. Чтобы вы открыли для себя что-то новое и что-то интересное узнали. А узнаем мы с вами сегодня, что главным членом предложения может быть не только существительное, но и местоимение.

Цель нашего урока: умение выделять главные члены предложения, в которых подлежащее выражено не только существительным, но и личными местоимениями: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

Семинар:

Какими частями речи в предложении может быть выражено подлежащее?

Что такое местоимение? (спросить 3-4 человека)

На какие вопросы отвечает местоимение? (спросить 3-4 человека)

Местоимение указывает на… (спросить 3-4 человека)

Какую часть речи заменяют местоимения? (спросить 3-4 человека)

Назовите местоимения единственного числа? Множественного числа?

Какие местоимения относятся к личным местоимениям?

Какие местоимения относятся к местоимениям 1 лица. 2 лица. 3 лица?

Для чего существуют местоимения в речи?

Релаксация: Давайте подведем итоги нашего урока. Посмотрите на таблицу. У всех совпали ваши отметки с полученными за урок?

Молодцы. Вы очень хорошо поработали. Спасибо за урок.

Блок А.

1. Что такое местоимение?_______________________________________________________

2. На какие вопросы отвечает местоимение? _______________________________________

3. Местоимение указывает на_____________________________________________________

4. Какую часть речи заменяют местоимения?_______________________________________

5. Какие местоимения относятся к личным местоимениям?___________________________

6. Какими частями речи в предложении может быть выражено подлежащее? ___________

8. Назовите местоимения:

единственного числа? __________________множественного числа?__________________

9. Назови местоимения 1-ого лица_______________, 2-ого лица______________________

3-его лица__________________________________________________________________

Блок Б.

1. Вставьте слова на месте пропуска.

С помощью какого местоимения человек указывает на себя?

С помощью какого местоимения несколько человек указывают на себя?

(…. _) пойдём в школу.

Какое мест-е вы употребляете, если обращаетесь к своему другу?

Какое мест-е вы употребляете, если обращаетесь к нескольким одноклассникам?

(…..) придёте на ужин?

С помощью какого местоимения вы укажете на человека мужского пола?

Какое мест-е вы используете, если надо указать на человека женского пола?

Какое мест-е вам поможет указать на предмет среднего рода?

(…..) выглянуло из-за туч.

С помощью какого мест-я можно назвать всех или многих, о ком говорят?

(….) приехали с подарками.

2. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу местоимения. Определите, с какой частью речи местоимения связаны в предложении. Найдите и выделите подлежащее. Какой частью речи оно выражено?

В воскресенье … пришли в лес. В этот день солнце было яркое и веселое.

… даже пригревало немного. Деревья стояли в красивом снежном уборе. … были украшены серебристым инеем. Неожиданно … увидел дятла. Своим крепким клювом … долбил дерево. А вот и белка. Ловко прыгала … по веткам ели.

Блок В.

Прочитайте текст и найдите в нём недостаток? Что бы вы изменили в этом тексте?

Спишите, устранив ошибки?

Лиса.
Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на самом деле
редко лисе это удаётся. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий
слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

Слова для справок: она, ей, у неё, она.

Подлежащее, выраженное личным местоимением

Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? Местоимения заменяют существительные. Они не называют предмет, а указывают на него.

единственного числа (я, ты, он, она, оно) множественного числа (мы, вы, они)

Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они- это местоимения личные.

В предложении подлежащее может быть выражено не только именем существительным, но и местоимением.

В речи местоимения создают речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.

Местоимения Я, МЫ — это м-я, участвующие в разговоре от 1-го лица. Местоимения ТЫ, ВЫ — от 2-го лица. Местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ –от 3-го лица.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1.Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.

- Давайте проверим, как вы сидите:

Психологический настрой детей на урок.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересной темой.

-Каким бы вы хотели видеть этот урок?

1. Орфографическая минутка.

-Вставьте пропущенную безударную гласную, докажите свой выбор.

Ув…дать без влаги

2.Чистописание тренажёр с.31 урок 47

-Назовите грамматическую основу в последнем предложении.

-Можно ли назвать эти слова словосочетанием?

3.Словарная работа 10.с.9

4.Сказка о местоимениях.

В далекие времена в одном царстве-государстве жили добрые и веселые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалеку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни, и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:

- Пусть эти счастливчики забудут свои имена; пусть дети забудут имена родителей, а родители имена детей; пусть они забудут название всего, что их окружает!

Злая колдунья отбросила посох и, со злорадством потирая руки, сказала:

- Вот теперь они, не понимая друг друга, обязательно рассорятся. Придет конец их счастью и радости!

И в царстве наступил беспорядок. Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Еще ничего не понимая, они пытались объяснить случившееся, но у них ничего не получалось.

Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких, название всего того, что их окружало. Как вернуть свои имена, как узнать название предметов и вещей, они не знали. И от этого очень страдали.

Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди, удрученные бедой, бросились ему навстречу и, поведав о своем горе, попросили помочь вернуть им былую жизнь, полную радости и веселья.

Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу, - пообещал мудрец. - А пока я даю вам слова вместо названий и имен, которые отобрала злая колдунья. Слова вместо имени – местоимения. Эти слова будут только указывать на лица или предметы. Используя их, вы сможете разговаривать между собой, понимать друг друга. Например, каждый из вас о себе будет говорить Я; если вас будет много, скажите МЫ. Обращаясь к кому-либо, говорите ТЫ, а к нескольким людям - ВЫ. Рассказывая о ком-то или о чем-то, говорите ОН, ОНА. ОНО: если их много - ОНИ.

А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами.

-Какие слова дал людям мудрец? Я, мы, ты, вы, она, она, оно, они.

-Ребята, скажите, что объединяет, все эти слова? - Эти слова стоят вместо имен людей. Занимают место имени существительного.

-Догадались, о чём пойдёт речь на уроке? – О местоимении

Если местоимение стоит вместо сущ-го, можно ли считать его частью речи?

Итак, местоимение-это часть речи.

2. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу местоимения. Найдите подлежащее. Какой частью речи оно выражено? Сделайте вывод (В роли подлежащего часто используются личные местоимения)

В воскресенье … пришли в лес. В этот день солнце было яркое и веселое.

… даже пригревало немного. Деревья стояли в красивом снежном уборе. … были украшены серебристым инеем. Неожиданно … увидел дятла. Своим крепким клювом … долбил дерево. А вот и белка. Ловко прыгала … по веткам ели.

6. Упражнение в определении числа и лица личных местоимений.

-Найдите местоимения в словах и выпишите их: семья, тыква, телефон, ворона, выбор, любимый, вышел, пони, монолог.

-Разделите эти местоимения на две группы. Местоимения первой группы подчеркнём одной чертой, а второй-двумя.

-На один или много предметов указывают местоимения из первой группы? Из второй?

Давайте составим правило.

-Кто сможет его составить?

-Все согласны с определением?

-Кто еще хочет рассказать его?

-А теперь, давайте все вместе проговорим определение.

Замечательно. А как вы думаете, согласен ли автор учебника с нами? Давайте откроим свои учебники на стр. 10 и прочитаем определение.

-Кто прочитает его? Что нового

Физкульт

-Молодцы! Присаживайтесь на свои места.

Выпишите из стихотворения местоимения.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он , и я , и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы.

РАБОТА ПО ВАРИАНТАМ


3. Добавьте недостающие местоимения.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

Я нарисую ёлочку. А ты что будешь рисовать? Когда он приедет? Завтра мы пойдём на речку. Кого вы ждёте? Почему они улетают?

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.

-Запишите местоимения, определите лицо и число.

Рефлексивно-оценочный этап.

Наш урок подходит к концу Я приготовила небольшой тест. Внимание на доску.

1.С какой частью речи мы познакомились?

2. Перечислите местоимения

3. .Вместо какой части речи употребляются личные местоимения?

А) вместо глаголов

Б) вместо имён существительных

В) вместо имён прилагательных

4. На что указывают местоимения?

В) на предмет или лицо

5. Что не является местоимением?

А) они Б) мы В) от

6. Каким местоимением можно заменить в предложении слова женщина, птица, погода?

А) она Б) оно В) он

7.Среди предложенных слов подчеркни местоимения.

Тетрадь, подружка, она, озеро, гулять, мы, тепло, я, восемь, вы, во сне, меня.

У кого есть ошибки – не расстраивайтесь, мы ведь только учимся.

Я надеюсь, что вы всегда будете дружить с местоимениями - Мне бы хотелось, чтоб в повседневной жизни чаще звучало местоимение МЫ.

-Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Скажите, какое у вас настроение после нашего урока? У меня тоже хорошее настроение, вы сегодня очень хорошо работали на уроке и порадовали меня своими знаниями.

-Домашнее задание будет на карточке.

-Вам понятно домашнее задание?

-Тогда наш урок подошел к концу.

Задание: спиши текст, замени повторяющееся слово местоимением, укажи число и лицо местоимений. Укажи части речи в первом предложении.

Я с бабушкой своею дружу давным-давно.

Бабушка во всех затеях со мной заодно.

Я с бабушкой не знаю скуки, и все мне любо в бабушке,

Но бабушкины руки люблю всего сильней.

Задание: спиши текст, замени повторяющееся слово местоимением, укажи число и лицо местоимений. Укажи части речи в первом предложении.

Я с бабушкой своею дружу давным-давно.

Бабушка во всех затеях со мной заодно.

Я с бабушкой не знаю скуки, и все мне любо в бабушке,

Но бабушкины руки люблю всего сильней.

Задание: спиши текст, замени повторяющееся слово местоимением, укажи число и лицо местоимений. Укажи части речи в первом предложении.

Я с бабушкой своею дружу давным-давно.

Бабушка во всех затеях со мной заодно.

Я с бабушкой не знаю скуки, и все мне любо в бабушке,

Но бабушкины руки люблю всего сильней.

Задание: спиши текст, замени повторяющееся слово местоимением, укажи число и лицо местоимений. Укажи части речи в первом предложении.

Я с бабушкой своею дружу давным-давно.

Бабушка во всех затеях со мной заодно.

Я с бабушкой не знаю скуки, и все мне любо в бабушке,

Но бабушкины руки люблю всего сильней.

Задание: спиши текст, замени повторяющееся слово местоимением, укажи число и лицо местоимений. Укажи части речи в первом предложении.

Я с бабушкой своею дружу давным-давно.

Бабушка во всех затеях со мной заодно.

Я с бабушкой не знаю скуки, и все мне любо в бабушке,

Но бабушкины руки люблю всего сильней.

Задание: спиши текст, замени повторяющееся слово местоимением, укажи число и лицо местоимений. Укажи части речи в первом предложении.

Я с бабушкой своею дружу давным-давно.

Бабушка во всех затеях со мной заодно.

Я с бабушкой не знаю скуки, и все мне любо в бабушке,

Но бабушкины руки люблю всего сильней.

Задание: спиши текст, замени повторяющееся слово местоимением, укажи число и лицо местоимений. Укажи части речи в первом предложении.

Я с бабушкой своею дружу давным-давно.

Бабушка во всех затеях со мной заодно.

Я с бабушкой не знаю скуки, и все мне любо в бабушке,

Но бабушкины руки люблю всего сильней.

Задание: спиши текст, замени повторяющееся слово местоимением, укажи число и лицо местоимений. Укажи части речи в первом предложении.

Я с бабушкой своею дружу давным-давно.

Бабушка во всех затеях со мной заодно.

Я с бабушкой не знаю скуки, и все мне любо в бабушке,

Но бабушкины руки люблю всего сильней.

Задание: спиши текст, замени повторяющееся слово местоимением, укажи число и лицо местоимений. Укажи части речи в первом предложении.

Я с бабушкой своею дружу давным-давно.

Бабушка во всех затеях со мной заодно.

Я с бабушкой не знаю скуки, и все мне любо в бабушке,

Но бабушкины руки люблю всего сильней.

Задание: спиши текст, замени повторяющееся слово местоимением, укажи число и лицо местоимений. Укажи части речи в первом предложении.

Я с бабушкой своею дружу давным-давно.

Бабушка во всех затеях со мной заодно.

Я с бабушкой не знаю скуки, и все мне любо в бабушке,

Но бабушкины руки люблю всего сильней.

Задание: спиши текст, замени повторяющееся слово местоимением, укажи число и лицо местоимений. Укажи части речи в первом предложении.

Я с бабушкой своею дружу давным-давно.

Бабушка во всех затеях со мной заодно.

Я с бабушкой не знаю скуки, и все мне любо в бабушке,

Но бабушкины руки люблю всего сильней.

Задание: спиши текст, замени повторяющееся слово местоимением, укажи число и лицо местоимений. Укажи части речи в первом предложении.

Я с бабушкой своею дружу давным-давно.

Бабушка во всех затеях со мной заодно.

Я с бабушкой не знаю скуки, и все мне любо в бабушке,

Но бабушкины руки люблю всего сильней.

Задание: спиши текст, замени повторяющееся слово местоимением, укажи число и лицо местоимений. Укажи части речи в первом предложении.

Я с бабушкой своею дружу давным-давно.

Бабушка во всех затеях со мной заодно.

Я с бабушкой не знаю скуки, и все мне любо в бабушке,

Но бабушкины руки люблю всего сильней.

Задание: спиши текст, замени повторяющееся слово местоимением, укажи число и лицо местоимений. Укажи части речи в первом предложении.

Я с бабушкой своею дружу давным-давно.

Бабушка во всех затеях со мной заодно.

Я с бабушкой не знаю скуки, и все мне любо в бабушке,

Но бабушкины руки люблю всего сильней.

Задание: спиши текст, замени повторяющееся слово местоимением, укажи число и лицо местоимений. Укажи части речи в первом предложении.

Я с бабушкой своею дружу давным-давно.

Бабушка во всех затеях со мной заодно.

Я с бабушкой не знаю скуки, и все мне любо в бабушке,

Но бабушкины руки люблю всего сильней.

Задание: спиши текст, замени повторяющееся слово местоимением, укажи число и лицо местоимений. Укажи части речи в первом предложении.

Я с бабушкой своею дружу давным-давно.

Бабушка во всех затеях со мной заодно.

Я с бабушкой не знаю скуки, и все мне любо в бабушке,

Но бабушкины руки люблю всего сильней.

Задание: спиши текст, замени повторяющееся слово местоимением, укажи число и лицо местоимений. Укажи части речи в первом предложении.

Я с бабушкой своею дружу давным-давно.

Бабушка во всех затеях со мной заодно.

Я с бабушкой не знаю скуки, и все мне любо в бабушке,

Но бабушкины руки люблю всего сильней.

Задание: спиши текст, замени повторяющееся слово местоимением, укажи число и лицо местоимений. Укажи части речи в первом предложении.

Я с бабушкой своею дружу давным-давно.

Бабушка во всех затеях со мной заодно.

Я с бабушкой не знаю скуки, и все мне любо в бабушке,

Но бабушкины руки люблю всего сильней.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.

Данный урок русского языка проводился в 3 классе по УМК "Планета знаний". Цель урока - познакомить учащихся с личными местоимениями.

ВложениеРазмер
конспект урока 22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Тема урока : Подлежащее. Употребление личных местоимений. (первый урок)

Тип урока: урок открытия нового знания.

Познакомить учащихся с новой частью речи – местоимением.

- формировать умения выделять местоимения в речи и правильно их употреблять;

- развивать речь, внимание, коммуникативные умения;

- воспитывать партнерские отношения при работе в паре и группе, уважение к своей малой Родине;

- укреплять свое здоровье.

Технология: игровые технологии, дифференцированное обучение, системно-деятельностный подход.

Оборудование : компьютер, презентация к уроку, карточки для индивидуальной работы учащихся, магниты, линейка, простой карандаш, дифференцированное домашнее задание на карточках, кружки разного цвета у учащихся.

- организовывать свое рабочее место, определять цели учебной деятельности;

- планировать собственную деятельность;

- осуществлять контроль и оценку своих действий;

- оценить степень достижения цели.

- воспроизводить знания в устной форме, классифицировать по заданному критерию;

- собирать и выделять существенную информацию для решения проблемы;

- извлекать необходимую информацию (из правила в учебнике), структурировать знания;

- исследовать составленную таблицу, уметь самостоятельно сформулировать правило.

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное;

- участвовать в диалоге, слушать и понимать других;

- обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

- оформлять свои мысли в устной речи, формулируя собственное мнение.

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- адекватно отображать свои чувства, мысли в речевом высказывании, демонстрировать понимание изученного материала;

- осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы;

- понимать свою роль в достижении результата совместной деятельности.

1) Организационный момент :

Я, я, я – самый (-ая) любознательный (-ая)

Я, я, я – хочу учиться!

Я, я, я - в учебе буду успешен

Вот так! (показываем Окей!)

– Я рада Вас видеть, ребята. Сегодня мы совершим небольшое экологическое путешествие. Желаю вам работать на уроке активно, быть активными аккуратными, доброжелательными друг к другу.

- Дети, на сегодняшнем уроке мы будем работать не в тетрадях, а в рабочих листах. Положите листы перед собой, подпишите. Запишите с доски число, классная работа.

- Давайте посмотрим внимательно видеоролик и ответим на некоторые вопросы.

2.Введение в тему

-Чему посвящён видеоролик?

-Может кто то знаем годом чего объявлен 2017 год в России? (годом экологии)

Заполнение таблицы на доске

- Кто озвучивал ролик?

- Какими словами можно заменить имена сущ.?

- Он ,она, они – это новые для вас части речи, местоимения.

- И сегодня мы совершим короткое экологическое путешествие в Хопёрский Государственный природный заповедник и познакомимся с личными местоимениями.

(слайд 5 Тема урока)

Знакомство с листами самооценки.

-Дети у вас на столах лежат листы самооценки с нарисованной яблонькой. И это неспроста. Ведь у славян яблоко – это символ мудрости. Яблоки на яблоньке не раскрашены. Это будете делать вы сами после каждого выполненного вами задания. Зел. – допустил много ошибок, жёлтое – узнал, понял, красное – узнал, понял, применил.

Путешествие продолжаем. Давайте вспомним какие животные и птицы живут в нашем заповеднике? Устно вспоминают (молодцы)

- А теперь выполните словарную работу в своих рабочих листах. Распределите словарные слова в два столбика – кто из животных живёт в нашем заповеднике, а кто не живёт.(заполняют)

Самопроверка на слайде.

Оцените свою работу в листах самооценки.

- Дети вы знаете, что существуют правила поведения человека в природе. В заповеднике тоже. Какие это правила? (дети проговаривают)

Технологии используемые на уроке: Проблемное обучение, дифференцированное обучение, поисковый метод.

- Мне хочется, чтобы наша работа на уроке была плодотворной.

Чтобы вы, что-то новое для себя открыли на уроке, что-то интересное узнали.

2. Минутка чистописания.

(На доске узор ееяяёёююееяяёёююееяяёёюю)

- Посмотрите, какой сложный узор мы будем писать.

- Напишем его в воздухе.

- Что заметили? (Спрятались гласные буквы).

- Из каких элементов состоит узор?

- Что знаете о гласных, чем они особенны? (Произносятся с голосом, образуют слог, бывают ударные и безударные, 4 гласные буквы, их называют йотированными.

- Что значит “йотированные”? (Обозначают два звука, если стоят вначале слова, после гласной, после -Ъ, -Ь знаков.)

- Пишем узор, соблюдая интервал между буквами, высоту букв, аккуратность, развиваем скоропись.

3. Орфографическая разминка.

- Вы сказали, что гласный звук может быть ударным и безударным.

Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Какую гласную писать,
Будем с вами повторять.

- Работать будем в группах:

1 группа работает по перфокартам. Вставить гласную, доказать:

в. здушный, погр. ничный, скл. дной, зм. иный, вр. ждебный.

2 группа выполняет задание “Буквы спорят”. На доске слова с пропущенными гласными: выгл. дить о, а, приб. дняться е, и, загр. знятья, и, е, гр. мыхать о, а, охр. нятьо, а

3 группа – работают в паре: у каждого карточка со словами, в которых есть орфограммы – безударные гласные. Дети диктуют друг другу по 3 слова по очереди и вместе проверяют. (карточка 1. усложнение, привлечение, пригодился, присмотрелся. Карточка 2. пролегало, чернят, побережье, тенистый).

4 группа работает по слайду №1. (см. приложение).

На экране: задание “Найди своё место”.

Проверка по выбору учителя. Учитель может проверить выполненную работу всех групп, а может и по выбору. Предпочтение отдаётся 4-ой группе. Проверка по слайду №1. (см. Приложение).

4. Актуализация знаний.

- Взгляните на слова, с которыми вы сейчас работали (все группы).

- Каким частям речи относятся слова? (1группа - имена прилагательные, 2гуппа – глаголы. 3группа - имена существительные и глаголы, 4группа - имена существительные).

- Что знаете о частях речи, на какие 2 группы они делятся?

(самостоятельные и служебные)

(на доске появляется схема)

- Почему они так называются самостоятельные и служебные?

- Какие части речи относятся к самостоятельным? (имя существительное, имя прилагательное, глагол).

- К служебным? (предлог).

5. Создание проблемной ситуации..

- Бросьте свой взгляд на доску. (на доске записи)

(на доске 2 группы слов)

тропинка, к, лесная, ведёт, реке

Она строит дом для птенцов.

- Что видите в первой строке? (набор слов)

- Во второй строке? (предложение)

- Докажите, что предложение? (дети доказывают)

- Из слов первой строки составьте предложение. (дети составляют)

Лесная тропинка ведёт к реке.

(дети записывают оба предложения)

- Разберём эти их по составу, т. е. по членам предложения и по частям речи.

- Дайте характеристику 1 предложению. (дети устно дают характеристику: цель высказывания, интонация, состав)

Разберём его. (В предложении говорится о тропинке. Что? Тропинка –это подлежащее, подчёркиваем одной чертой, выражено именем существительным; тропинка что делает? Ведёт – это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами, выражено глаголом; тропинка ведёт – это грамматическая основа этого предложения; устанавливаем связь в предложении; тропинка какая? Лесная – это второстепенный член, выражен именем прилагательным; тропинка ведёт куда? К реке – второстепенные члены, выражены к – предлог, а реке – имя существительное.)

6. Решение проблемы.

- Внимание на экран, я расскажу вам историю.

- В одной стране, которая называлась “Части речи” жили слова. Части речи были самостоятельные и служебные. И каждое слово в этой стране принадлежало определённой части речи. И зависело это от того, какими грамматическими признаками обладало слово.

- Частей речи было много. Имя существительное следило за своими словами, чтобы они отвечали на вопросы: кто? что? И обозначали предмет. Имя прилагательное следило, чтобы все слова в его владении отвечали на вопросы: какая? какой? и т. д. и обозначали признак предмета. Глагол - что делает? и т. д. действие предмета. А предлог следил, чтобы его слова служили для связи слов в предложении.

- Однажды, гуляя по лесу, имя существительное заблудилось. Части речи задумались, как же они будут жить без имени существительного? И тогда на помощь пришла новая часть речи, которая стала указывать на лица, предметы, но не называть их. Части речи обрадовались и оставили эту новую часть речи в своей стране.

- О какой же новой части речи идёт в этой истории?

Хомка, хомка, хомячок. (поглаживание по голове)
Полосатенький бочок. (поглаживание по животу)
Хомка раненько встаёт (потягивание руки вверх)
Шейку моет, спинку трёт. (поглаживание по шее, спинке)
Подметает хомка хатку (имитация движений подметания)
И выходит на зарядку. (имитация ходьбы)
Раз, два, три, четыре, пять (движения руками в разные стороны)
Хомка хочет сильным стать. (руки к плечам)

7. Анализ подлежащих.

- А теперь вернёмся к подлежащим “тропинка” и “она” и выясним, какими грамматическими признаками они обладают.

- На какой вопрос отвечает слово тропинка? (что?)

- К какому роду относится слово тропинка? (к женскому)

- Слово она? (тоже к женскому)

- В каком числе употреблено слово тропинка? (в единственном числе)

- Слово она? ( тоже в единственном)

- Что обозначает тропинка? Что называет?

- Что обозначает слово она? Кого называет?

(на доске появляется схема)

- Увидев целый ряд грамматических признаков у слова она, что можем предположить?

- Слово она принадлежит к части речи самостоятельной или служебной? (самостоятельной)

- А кто может строить дом для птенцов? (птица, человек)

- Если слово указывает на лицо и употреблено вместо какого-то имени, то назовём его? Как?

Вывод: подлежащее в предложении может быть выражено не только именем существительным, но и местоимением.

(открывается последняя табличка в схеме)

Местоимение - это самостоятельная часть речи. Отвечает на вопросы кто? Что? Не называет предмет, а указывает на него.

8. Поисковая работа

- Какие ещё слова являются местоимениями?

(Работа в группах по слайду, см. приложение слайд №7

- Сейчас будем работать в группах. Каждая группа получает своё задание на карточке.

Ответив на вопросы, вы найдёте местоимения.

Вставьте слова на месте пропуска.

С помощью какого местоимения человек указывает на себя?

С помощью какого местоимения несколько человек указывают на себя?

(…. _) пойдём в школу. (мы)

Какое мест-е вы употребляете, если обращаетесь к своему другу?

(….) пойдёшь в кино? (ты)

Какое мест-е вы употребляете, если обращаетесь к нескольким одноклассникам?

(…..) придёте на ужин? (вы)

С помощью какого местоимения вы укажете на человека мужского пола?

Какое мест-е вы используете, если надо указать на человека женского пола?

Какое мест-е вам поможет указать на предмет среднего рода?

(…..) выглянуло из-за туч. (оно)

С помощью какого мест-я можно назвать всех или многих, о ком говорят?

(….) приехали с подарками. (они)

(проверка выполненных работ в группах по слайдам, см. приложение слайд №:

(С помощью анимации появляются местоимения)

9. Классификация местоимений.

- Взгляните ещё раз на все местоимения и попробуем разбить их на группы, выбрав основание для классификации. (ед. ч. и мн. ч.)

Местоимения
ед. ч. мн. ч.
1-е л. Я МЫ
2-е л. ТЫ ВЫ
3-е л. ОН ОНИ
ОНА
ОНО

- Местоимений, в русском языке, много. Из класса в класс вы будете знакомиться с местоимениями. Вы узнаете о притяжательных местоимениях, об указательных, а вот эти местоимения называют личными.

Местоимения Я, МЫ – это м-я, участвующие в разговоре от 1-го лица. Местоимения ТЫ, ВЫ – от 2-го лица.

Местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ –от 3-го лица.

10. Роль местоимений.

- Поговорим о роли местоимений в нашей речи.

- Прочитайте текст и скажите есть в нём недостаток?

Сова хищная птица.

Сова охотится ночью.

Сова считается лучшим охотником из всех хищников.

- Что вы заметили, как звучит речь, что бы вы изменили в этом тексте?

(повторяется слово сова, если дети не скажут этого, то навести их на эту мысль, привести пример:

Дети пришли в школу

Дети готовятся к уроку.

Дети получили тетради. Ит. д.)

- А если одно и то же слово повторяется, что можем сделать? (заменить другим)

- А можем заменить местоимением? (да)

- Редактируйте текст, местоимение можете использовать? (да)

Вывод: местоимение помогает избежать повторов слов в тексте.

- Поиграем в игру. Я начинаю предложение, а вы его завершаете.

- В предложении подлежащее может быть выражено ……именем существительным и ………(местоимением).

- Местоимение-это ………(самостоятельная часть речи).

- Местоимение – это часть речи, которая отвечает …….. на вопросы(кто? что?)

- Местоимение указывает ……. (на предмет, но не называет его).

- Местоимение получило такое название потому ……. что (употребляется вместо имени существительного).

Читайте также: