Конспект логопедического занятия артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой

Обновлено: 29.06.2024

Биоэнергопластика является нестандартном, инновационным методом выполнения артикуляционной гимнастики. Использование этого метода оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, эффективно ускоряет исправление дефектно произносимых звуков у детей, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Биоэнергопластика. Использование инновационных приемов при проведении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Одна из задач стоящих перед учителем – логопедом — сохранение, укрепление здоровья детей в процессе коррекции речи.

Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности от ее выполнения. Поэтому я обратилась к нестандартному методу выполнения артикуляционной гимнастики — использованию биоэнергопластики.

Что такое биоэнергопластика?

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук.

Термин состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека.

Суть этого метода состоит в соединении плавных движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находятся язык, нижняя челюсть или губы.

Использование этого метода оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, эффективно ускоряет исправление дефектно произносимых звуков у детей, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Необходимость подключения рук к артикуляционной гимнастике обусловленно тесной взаимосвязью мелкой, общей и артикуляционной моторики. Синхронное движение кистей рук с движениями артикуляционных органов способствует быстрому освоению ребенком правильного положения языка, губ, челюсти, активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве.

Примерное планирование проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой

Примерное планирование проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой включает 7 этапов. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

На первом этапе провожу обследование детей, которое включает в себя обследование звукопроизношения, строения и подвижности органов артикуляции, проводится общеизвестными, традиционными методами. Данные заношу в речевую карту.

В соответствии с данными подбираю комплекс артикуляционных упражнений.

На втором этапе работы детей знакомлю со строением органов речи и традиционными артикуляционными упражнениями. Гимнастику выполняем сидя перед зеркалом.

На третьем этапе происходит разучивание с ребенком артикуляционных упражнений без использования движений рук.

Артикуляционная гимнастика выполняется традиционно, перед зеркалом, вместе с ребенком. Данный процесс педагог должен сопровождать движениями своей ведущей руки. Этот прием применяется для того, чтобы ребенок привык к необычным движениям.

В течение четвертого периода выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Исходное положение — сидя перед зеркалом. Показываю упражнение и сопровождаю его движениями руки. Ребенок повторяет за мной и использует свою ведущую руку.

Взрослый должен следить за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, чтобы движения были плавными и раскрепощенными. Очень важно при выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук. Рука должна находиться на уровне солнечного сплетения параллельно полу либо параллельно согнутым ногам сидящего. При выполнении упражнений необходимо постоянно использовать счет от 1 до 4—6. Короткие стихотворные строки. Этот прием помогает выполнять гимнастику в нормальном темпе и удерживать его.

На пятом этапе выполнение артикуляционных упражнений происходит с сопровождением движений другой руки ребенка и длится 2 недели. Так как дети полностью освоили движения ведущей рукой, это значительно сокращает период освоения движений другой рукой. Артикуляционная гимнастика выполняется так же: сидя перед зеркалом. Ребенок повторяет за педагогом упражнения и использует другую руку. Педагог следит за точным и плавным выполнением движений.

На шестом этапе выполнение артикуляционной гимнастики подкрепляется движениями обеих рук ребенка. Упражнения выполняются в том же положении. Ребенок повторяет за педагогом упражнения и использует обе руки. Необходимо добиваться правильного и синхронного выполнения движений.

На заключительном этапе педагог рассказывает сказки о Язычке или придуманных героях. В сказке артикуляционные упражнения собраны в комплекс и объединены сюжетом, ребенок слушает название выученных артикуляционных упражнений, и выполняет их в сочетании с движениями обеих кистей рук. На данном этапе возможно выполнение упражнений без опоры на зеркало, так как к этому времени дети освоили артикуляционные упражнения и могут четко ощущать положения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, челюсти.

Каждый ребенок неповторим и своеобразен, состояние артикуляционной и пальцевой моторики, протекание мыслительных процессов у каждого индивидуально. Качество и продолжительность периодов освоения арикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будет зависеть от перечисленных выше критериев, поэтому педагог может самостоятельно подбирать упражнения, а также сокращать или продлевать этапы гимнастики в соответствии с особенностями ребенка.

В настоящее время я работаю над созданием картотеки и предлагаю вместе провести несколько упражнений Лягушка, Слоник (приложение 1, 2.)

В качестве рекомендаций педагогам советую:

1. Подбирать комплекс артикуляционной гимнастики, который будет включать в себя как статические, так и динамические упражнения.

2. Соблюдать последовательность выполнения упражнений, начиная с простых, постепенно переходя к выполнению сложных движении.

3. На начальном этапе артикуляционную гимнастику выполнять в медленном темпе, сидя перед зеркалом.

4. Повторять каждое упражнение от 4 до 7 раз.

5. Использовать счет от 1 до 10 или стихотворные строки. Это помогает развивать и совершенствовать чувство ритма и поддерживать размеренность выполнения упражнений.

6. Гимнастику разучивать постепенно, по мере освоения первого комплекса добавлять более сложные упражнения других комплексов.

8. При выполнении артикуляционной гимнастки с биоэнергопластикой необходимо следить за синхронностью движений губ, языка и кистей рук.

У вас наверно сложилось мнение о трудоемкости данного метода. Это не совсем так. Применять на практике данный метод может как специалист логопед так и заинтересованный воспитатель. Когда педагог вникнет в суть биоэнергопластики, непосредственно сам освоит приемы, то сможет оценить развивающую, здоровьесберегающую пользу, эмоциональную сторону и даже организационную составляющую артикуляционной гимнастики проводимой на основе предложенного метода.

Согласитесь, во время артикуляционной гимнастики детские руки все время ищут себе занятие, эмоции требуют выхода, а природа ребенка стремится к занимательности, игре. В этом помогает метод биоэнергопластики, объединяющий в себе как элементы игры, так и целенаправленного логопедического воздействия.

Приложение 1

Логопедические упражнения с использованием биоэнергопластики

Превратили нас в лягушек — Дотянулись мы до ушек. Дотянулись, улыбнулись, А затем домой вернулись.

Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

1. Следите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу.

2. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Это упражнение проводим так: кладём палец на нижнюю губу, опускаем и поднимаем её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения,пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз (рис. а).

Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность.

1. Следите, чтобы при выполнении упражнения не открывался рот. Зубы почти сомкнуты.

Описание движений кисти и пальцев руки

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты ладонь слегка расслаблена, направлена вниз (рис. а).

ВложениеРазмер
«Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы с применением артикуляционной гимнастики с 253.85 КБ

Предварительный просмотр:

Заозерск 2017 г.

Цель: закрепить навык правильного произношения звука р в слогах, словах, предложениях.

Логопед. Сегодня у нас на занятии будет необычный гость. Какой? Угадай, выполнив задание.

Следуя инструкции, нарисуй по клеткам контурное изображение, назови получившийся рисунок:

2 клетки вправо;1-вверх;1-вправо;4-вниз;2-вправо;2-вверх;2-вправо;1-вниз;1-влево;5-вниз;2-влево;1-вверх;1-вправо;1-вверх,2-влево;2-вниз;2-влево;1-вверх;1-вправо;4-вверх;2-влево;2-вверх.

Мокрый носик, милый взгляд, Ушки домиком стоят.

Вас приветствует щенок, А зовут его дружок. Л. Разумова

Определение темы занятия

Логопед. Как рычит щенок? (р-р-р.) Какой звук он произносит? Звук р. Сегодня на занятии мы будем закреплять звук р.

Характеристика звука р . (Согласный твёрдый звонкий.)

Артикуляция звука р . (При произнесении звука р губы раскрыты, нейтральны; зубы разомкнуты; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует.)

Выполнение гимнастики с биоэнергопластикой.

На качелях мы качались,

высоко вверх поднимались,

Очень крепко ты держись.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Описание артикуляционного упражнения.

К нам лошадка прискакала,

Стук копыт мы услыхали,

Вверх поднимем язычок

И поскачем на лужок.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение-кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения,4 пальца сомкнуты с большим пальцем.

Под счёт от 1 до 10 по очереди смыкать и размыкать 4 пальца с большим пальцем руки, при этом пальцы остаются согнутыми в нижних фалангах. Затем вернуть в исходное положение и удерживать под счёт от 1 до 5.Повторить упражнение 6-7 раз.

Описание артикуляционного упражнения.

Вместо счёта можно использовать стихотворные строки:

Раз, два, три, четыре-

Ротик мы открыли шире.

Три, четыре, пять, шесть-

У нас гармошка есть.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Описание артикуляционного упражнения.

Описание артикуляционного упражнения.

Мы, конечно, очень любим

Аккуратно чистить зубы.

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем ротик полоскать.

Описание движений кисти и пальцев рук.

Описание артикуляционного упражнения.

Вверх подняли язычок,

Стал похож он на грибок.

Мы подержим так немножко,

А затем потянем ножку.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Описание артикуляционного упражнения.

Наведём порядок в доме

Кисточки возьмём мы в руки,

Всё покрасим сами.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Произнесение изолированного звука р.

Логопед. Дружок приглашает порычать вместе с ним.

Произнеси р тихо ,а затем громко, длительно, а затем коротко.

Произнесение в слогах.

Запомни и повтори слоги: ра-ро-ру-ры, ро-ру-ры-ра, ру-ры-ра-ро, ры-ра-ро-ру.

Развитие фонематического слуха.

Логопед. У Дружка много друзей, которые живут около дома человека и приносят человеку пользу. Как мы назовём этих животных? (домашние животные)

Хлопни, когда услышишь названия животных со звуком р: кошка, корова, козёл, овца, баран, свинья, кролик, боров, конь.

Развитие фонематического анализа и синтеза.

Логопед. Вчера у щенка был день рождения. Он пригласил к себе кошку, пса, корову, коня. Хочешь узнать, как их звали?

Собери из букв клички домашних животных:

Логопед. А теперь Дружок приглашает тебя на полянку-отдохнуть и поиграть.

Исходное положение: на ковре, сидя на корточках, глаза закрыты.

Солнышко проснулось, Глаза открыть.

Лучами потянулось, Встать, потянуться.

Раскрылись почки, Развести руки в стороны.

Распустились листочки. Сжимать и разжимать пальцы рук.

Да и ты не зевай, Повороты вправо, влево.

Солнышку щёчки подставляй . Наклоны головы.

Развитие слогового анализа и синтеза.

Логопед. На праздник кошка Мурка, пёс Барбос, корова Рыжуха и конь Воронок подарили Дружку подарки-игрушки. А какие это были подарки, узнаешь, выполнив задание.

Прочитай слова, запомни их, назови слова в порядке увеличения количества слогов: робот(2),шар(1),пирамидка(4),барабан(3).

Автоматизация звука р в предложении. Восстановление деформированного предложения.

Восстанови предложения, вставь пропущенные слова.

Щенок грозно… на врагов.

Песик… за рыбкой в пруд.

Дружок спросонок… по двору.

Слова для справок: бродит, прыгает, грызёт ,рычит.

Логопед. Щенок Дружок прощается с тобой.

Мы с тобой играли вместе,

Было очень интересно!

Что больше всего понравилось на занятии? Какой звук закрепляли в произношении?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Краткосрочный образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста

Учитель-логопед первой квалификационной категории Доржиева Анжелика Александровна

Дети старшего дошкольного возраста, учитель-логопед, родители,

октябрь – ноябрь 2021 года

1. Развитие и совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики;

2. Картотека комплексов артикуляционной гимнастики со стихотворными текстами к каждому упражнению.

1. Ускорение исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями

2. Способствовать увеличению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно улучшит эффективность гимнастики.

3. Поддерживает положительный эмоциональный настрой ребенка и логопеда.

Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодоление речевых нарушений. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными. Однако, ежедневное выполнение гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям. Поэтому для более эффективной работы я обратилась к использованию биоэнергопластики.

Для коррекционной работы наиболее значимые являются соединение биоэнергопластики (плавных движений кистей рук) с движениями артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть и губы.

Создать условия для развития артикуляционной и пальчиковой моторики через использования метода биоэнергопластики.

2. Дать обоснование необходимости использования данного метода в работе над звуками.

3. Повысить профессиональный уровень.

4. Разработать и адаптировать картотеку упражнений бионергопластики к индивидуальным особенностям с нарушениями речи.

5. Привлечь воспитателей и родителей к работе с детьми.

6. Проанализировать результативность работы.

План реализации проекта

1. Обследование строения органов артикуляционного аппарата.

2. Диагностика звукопроизношения.

3. Подбор комплекса упражнений с учетом нарушения звуков.

1. Выполнение артикуляционной гимнастики (по традиционной методике)

3. Разработка проекта.

5. Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий.

1. Проведение занятий:

-упражнения для губ, челюсти и языка с использованием ведущей руки ребенка с перчаткой;

-упражнения для языка с использованием другой руки ребенка;

-артикуляционные упражнения с использованием обеих рук ребенка.

2. Проведение семинара для родителей, индивидуальные консультации, консультаций для педагогов.

3. Создание картотеки упражнений, сказок.

2. Диагностика звукопроизношений детей.

3. Обобщение опыта работы по проекту и его представление.

Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, мышления, внимания. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформировнности пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка и губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях, развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звука в речь.

1. После o6cлeдoвaния пoд6иpaeтcя комплекс артикуляционной гимнастики, который должен включать как статические, так и динамические упражнения.

2. Heo6xoдимo co6людaть последовательность выполнения упражнений, начиная c простых, постепенно переходя к выполнению сложных движений.

3. На начальном этапе артикуляционную гимнастику выполняют в медленном темпе, сидя перед зеркалом, pe6eнкy предлагается разучить от 3 до 4—5 упражнений.

4. Количество повторов каждого упражнения от 4 до 6—7 раз.

5. Использование счета от 1 до 10 или стихотворных строк помогает развивать и совершенствовать чувство ритма и поддерживать размеренность выполнения упражнений.

6. Если во время разучивания артикуляционной гимнастики pe6eнoк не может выполнить кaкoe-ли6o движение, нeo6xoдимo использовать механическую помощь для вытягивания гy6 вперед или для поднятия языка вверх и т. д.

7. Гимнастику нeo6xoдимo разучивать постепенно, по мере освоения первого комплекса дo6aвлять 6oлee сложные упражнения других комплексов.

8. При выполнении артикуляционной гимнастики c 6иoэнepгoплacтикoй нeo6xoдимo следить за синхронностью движений гy6, языка и кистей рук.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен компслекс артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики для звуков: Р. Рь, Л, Ль, Ш, Ж, С, З,Ц.

Комплекс артикуляционных упражнений с элементами

биоэнергопластики

Для свистящих звуков С, З, Ц



Цель: выработать умение удерживать губы в улыбке в течении нескольких секунд.

Превратимся мы в лягушек-

И дотянемся до ушек.

Инструкция: улыбнуться, зубы не обнажать. Удерживать губы в таком положении. Затем вернуть губы в исходное состояние. Повторить 4-5 раз.



Цель: выработать умение длительно удерживать сомкнутые челюсти.

Свой заборчик покажи!

Исходное положение — кисть руки находится вертикально, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10.

Цель: выработать умение вытягивать губы вперед, удерживать в таком положении несколько секунд.

Подражаю я слону — губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю и на место возвращаю.





Тесто мнем, мнем, мнем,

Тесто жмем, жмем, жмем.

После скалку мы возьмем.

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не пора ли вынимать?

Исходное положение — кисть руки находится вертикально, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Сжимать пальцы в кулак и разжимать при покусывании язычка. При пошлепывании язычка соединять 4 пальчика с большим. Выполнять 5-10 секунд.




Цель: выработать умение удерживать язык вне рта широким и расслабленным

Мы испечь блины решили.

Много теста замесили.

Всех друзей мы угостили.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально, ладонью вверх. Пальцы выпрямлены и сомкнуты. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.




«Чистим верхние и нижние

Цель: учить выполнять дифференцированные движения языком

Каждый день, как и ребята,

Зубки чистят все зверята.

Вправо-влево щётка ходит, Белизну зубам наводит.

Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами и за верхними влево - вправо, нижняя челюсть не двигается, включая движения руки. Выполнять 5-10 секунд.

Исходное положение — кисть руки опустить вниз и выполнять движения из стороны в сторону. Затем кисть поднять вверхи также выполнять движения из стороны в сторону, счет от 1 до 5. Выполнять 5 -10 секунд.



Цель: выработать умение удерживать язык в нижнем положении.

Спинка язычка сейчас
Станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись!
Мы помчимся с горки вниз!

Рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка приподнять, боковые края прижать к верхним коренным зубам, включая движения руки. Удержать под счет от 1 до 5-10.

Для шипящих звуков Ш, Ж, Щ, Ч



Цель: выработать умение длительно удерживать сомкнутые челюсти.

Свой заборчик покажи!

Исходное положение — кисть руки находится вертикально, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10.

Цель: выработать умение вытягивать губы вперед, удерживать в таком положении несколько секунд.

Подражаю я слону — губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю и на место возвращаю.




Тесто мнем, мнем, мнем,

Тесто жмем, жмем, жмем.

После скалку мы возьмем.

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не пора ли вынимать?


Инструкция:

Исходное положение — кисть руки находится вертикально, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Сжимать пальцы в кулак и разжимать при покусывании язычка. При пошлепывании язычка соединять 4 пальчика с большим. Выполнять от 1 до 5-10 раз.


Цель: выработать подъем языка вверх, тренировать подъязычную связку.

Вверх подняли язычок,

Стал похож он на

Мы подержим так немножко,

А затем потянем ножку.

Цель: выработать умение удерживать язык с загнутыми вверх передним и боковыми краями.

Язычок наш поумнел.

Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.

Инструкция: Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу с подключением движения руки. Удержать от 1 до 5-10.




Цель: учить выполнять круговые движения языком.

Губка верхняя в варенье,
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся,
Будто нету других дел.

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону, включая движение руки. Выполнять от 1 до5-10 раз.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально, ладонью вверх, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Сгибать 4 пальчика по направлению к ладони, вслед за движением язычка. Выполнять круговые движения. Выполнять от 1 до 5-10 раз.

Для звука Л, Ль


Тесто мнем, мнем, мнем,

Тесто жмем, жмем, жмем.

После скалку мы возьмем.

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не пора ли вынимать?


Инструкция:

Исходное положение — кисть руки находится вертикально, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Сжимать пальцы в кулак и разжимать при покусывании язычка. При пошлепывании язычка соединять 4 пальчика с большим. Выполнять от 1 до 5-10 раз.

Цель: учить выполнять круговые движения языком.

Губка верхняя в варенье,
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся,

Будто нету других дел.

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону, включая движение руки. Выполнять от 1 до5-10 раз.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально, ладонью вверх, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Сгибать 4 пальчика по направлению к ладони, вслед за движением язычка. Выполнять круговые движения. Выполнять от 1 до 5-10 раз.

Цель: учить удерживать кончик языка.
Отплывает пароход
Ы-Ы-Ы-Ы
Набирает он свой ход.
Ы-Ы-Ы-Ы
Он в гудок гудит, гудит
Ы-Ы-Ы-Ы «Путь счастливый



Рассердился наш индюк,

Не пустил играть на луг.

Он прогнал всех со двора,

Разбегайся детвора.

Инструкция: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп, пока не послышится бл-бл. Подключая движения руки. Выполнять 5-10 сек.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально, ладонью вверх, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Сгибать 4 пальчика вверх, вслед за движением язычка. Выполнять от 5-10 секунд.




Цель: учить выполнять точные и ритмичные движения языком.

На качелях я лечу:
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Я пою, лечу, кричу:
Вверх – вниз, вверх – вниз.

Инструкция: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка, подключая движения руки. Выполнять от 1 до 5-10 раз.

Цель: выработать умение удерживать вне рта узкий язык.

Улыбаюсь: вот шутник,
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок

Вылез длинный язычок.

Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 10. Подключая движения руки.

Для звуков P,Рь




Цель: выработать умение удерживать открытый рот в течение нескольких секунд.

Широко открыли ротик-

А затем закрыли ротик-

Инструкция: открыть рот на расстояние ширины 2-3 пальцев, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних зубов.

Исходное положение: кисть руки горизонтально, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем и согнуты в нижних фалангах. Большой палец опускается вниз, 4 сомкнутых пальцев поднимаются вверх. Удерживать в таком положении, затем вернуть в исходное.


Цель: учить выполнять плавные движения языком, тренировать подъязычную связку.

Язычок наш – кисточка, нёбо

потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком,

мазок.
Сделано немало, кисточка устала.

Инструкция: Улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая движения языком вперед-назад. Подключая движение руки. Выполнять 5-10 раз.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально, ладонью вверх, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Сгибать пальцы по направлению к плечу и от него, вслед за движением язычка. Выполнять 5-10 раз.

Цель: учить выполнять круговые движения языком.

Губка верхняя в варенье,
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся,

Будто нету других дел.

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону, включая движение руки. Выполнять от 1 до5-10 раз.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально, ладонью вверх, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Сгибать 4 пальчика по направлению к ладони, вслед за движением язычка. Выполнять круговые движения. Выполнять от 1 до 5-10 раз.



Дятел, дятел тук-тук-тук.
Д-Д-Д-Д
Ты чего стучишь, мой друг!
Д-Д-Д-Д
-Я не зря во рту стучу
Д-Д-Д-Д Звукам правильным учу.
Д-Д-Д-Д

Инструкция: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук "д". Сначала звук "д" произносить медленно, постепенно увеличивать темп. Подключая движение руки. Выполнять 5-10 секунд.

Исходное положение — кисти руки находится параллельно друг другу, пальцы левой руки выпрямлены и сомкнуты. Пальцы правой руки сжаты в кулачок. Стучать кулачком по ладони левой руки. Выполнять 5-10 секунд.


Цель: выработать подъем языка вверх, тренировать подъязычную связку.

Вверх подняли язычок,

Стал похож он на

Мы подержим так немножко,

А затем потянем ножку.

Цель: выработать умение ритмично щелкать языком, тренировать подъязычную связку.

Скачет белая лошадка

По дорожке ровной, гладкой.

Цок да цок - стучат копытца,

Далеко лошадка мчится.

Инструкция: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами), подключая движения руки. Выполнять 5-10 секунд.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем. Пальцы по очереди смыкать и размыкать. Выполнять 5-10 секунд.

Цель: выработать умение удерживать язык в верхнем положении.

Присосу язык на нёбо,
А теперь смотрите в оба:

Ходит челюсть вверх и вниз –
У неё такой круиз.

Инструкция: Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении, подключая движения руки. Выполнять под счет от 1 до 5-10.

Читайте также: