Длиннее короче конспект по математике в средней группе
Обновлено: 01.07.2024
Демонстрационный материал: две ленты разной длины, кукла.
Раздаточный материал: На каждого ребенка по три палочки – длинная и короткая, ленты разной длины, настольный строительный материал кирпичики, схемы для постройки.
Итог занятия:
Обобщающие вопросы по теме занятия:
- Кто приходил к нам сегодня в гости? Ответы детей. Кукла Маша.
- Что она нам принесла? Ответы детей. Красивые ленты, длинные и короткие.
- Какие новые слова мы узнали? Ответы детей. Длинный,короткий. Длиннее, короче. Одинаковые по длине.
Воспитатель: Молодцы ребята. Вы сегодня хорошо занимались и кукла Маша принесла вам подарки. Воспитатель раздаёт разного цвета и разной длинны ленты.
Цель: совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, обозначать результаты сравнения словами: длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковые по длине.
- Закреплять умение считать в пределах 5 , формировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета.
- Закреплять умение уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один предмет или убирая из большей группы один предмет.
- Упражнять в счете звуков на слух в пределах 5 .
- Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).
- Развивать слуховое внимание, логическое мышление, речь детей.
- Ребята, посмотрите, сегодня к нам в группу пришел зайка. Давайте с ним поздороваемся ( дети сидят в центре группы на ковре, здороваются с гостем ).
- Зайка успел мне сказать, что ему очень хотелось побывать в детском саду, посмотреть чем ребята занимаются, весело ли им, нравится ли им ходить в детский сад. Но сначала давайте познакомимся, зайку зовут Прошка. А как называется наша группа, ребята? ( Шустрята ).
- Расскажите, ребята, немного о себе, какие вы ( дети читают стихотворение )
Мы веселые ребята, называемся Шустрята,
Любим петь и рисовать, в игры разные играть,
Наблюдать и удивляться,
И друг другу улыбаться!
- Молодцы, ребята! Прошке очень понравилось ваше стихотворение. А давайте теперь расскажем, какой наш гость – зайка Прошка! ( мягкий, пушистый, красивый, шустрый, храбрый… )
- Все правильно! Ребята, а какие у Прошки уши? ( длинные ). А какой у него хвостик? ( короткий ). Верно, уши – длинные, а хвостик – короткий. Давайте повторим все вместе ( повторяют: уши – длинные, хвостик – короткий ).
- А что любят кушать зайчики? ( морковку и капусту ).
- Ребята, на какую геометрическую фигуру похожа морковка? ( треугольник ).
- Верно. А на какую геометрическую фигуру похожа капуста? ( круг) .
- Прошка сегодня рано проснулся, в гости к нам торопился, позавтракать не успел. Давайте его покормим!
Дети проходят в спальню, на ковре стоят две корзины, одна с капустой, другая с морковкой. К корзинам ведут дорожки из лент одинакового цвета, но разной длины.
- Ребята, чтобы Прошке добраться до овощей, нужно пройти по дорожкам. Давайте посчитаем дорожки, один, два. Сколько всего? ( две ). А дорожки одинаковые или разные? (разные, одна – длинная, другая – короткая ). Короткая дорожка к какому овощу ведет? ( к морковке ). Давайте вместе с зайкой пройдем по дорожке.
Дети проходят по дорожке, останавливаются рядом с корзиной.
- Ребята, давайте все вместе посчитаем сколько в корзине морковок: один, два, три, четыре, пять. Сколько всего? ( пять ).
-Ребята, а длинная дорожка к какому овощу ведет? (к капусте). Давайте теперь вместе с зайкой пройдем по длинной дорожке.
Дети проходят по дорожке, останавливаются рядом с корзиной.
- Ребята, давайте все вместе посчитаем сколько в корзине капусты: один, два, три, четыре. Сколько всего? ( четыре ).
-Молодцы, правильно посчитали. Скажите, пожалуйста, чего больше, морковок или капусты? ( морковок ). Верно, морковок больше, чем капусты. А как нам поступить, чтобы морковок и капусты было одинаковое количество? ( убрать одну морковку ). Убираем одну морковку. Считаем морковку, один, два, три, четыре. Сколько осталось морковок? ( четыре ). А капусты у нас сколько? ( тоже четыре ). Одинаковое количество? ( да, морковок и капусты одинаковое количество, по четыре ).
- Ребята, а как еще можно уравнять морковку и капусту? ( добавить одну капусту ). Правильно, добавляем капусту, считаем, один, два, три, четыре, пять. Сколько получилось капусты? ( пять ). А морковок у нас сколько? ( тоже пять ). Одинаковое количество? ( да, морковок и капусты одинаковое количество, по пять ).
- Молодцы! Ребята, Прошка вас благодарит за такой вкусный завтрак! А давайте ему покажем, какие мы можем строить дорожки. Проходите, присаживайтесь за столы.
- Ребята, у меня есть математический музыкальный инструмент, как он называется? ( музыкальный треугольник ). Верно. Я сейчас ударю в музыкальный треугольник. Вам нужно про себя посчитать количество ударов, взять такое же количество красных палочек и выложить из них дорожку ( воспитатель делает 4 удара ). Сколько звуков вы услышали? ( четыре ). Правильно, берем 4 красных палочки и выкладываем дорожку.
Каждый ребенок выкладывает дорожу на столе, воспитатель выкладывает аналогичную дорожку на магнитной доске из полосок красного картона.
- Ребята, сколько палочек вы использовали? ( четыре ). Верно. Посмотрите на доску, проверьте, каждый из вас использовал четыре красных палочки? ( воспитатель проходит, проверяет правильность выполнения задания ).
- Молодцы! Слушаем и считаем еще раз ( воспитатель делает три удара ). Сколько звуков вы услышали? ( три ). Правильно, а теперь берем три зеленых палочки и выкладываем еще одну дорожку.
Каждый ребенок выкладывает дорожу на столе, воспитатель выкладывает аналогичную дорожку на магнитной доске из полосок зеленого картона.
- Ребята, сколько палочек вы использовали? ( три ). Верно. Посмотрите на доску, проверьте, каждый из вас использовал три зеленых палочки? ( воспитатель проходит, проверяет правильность выполнения задания ).
- Молодцы! Ребята, сколько у нас дорожек? ( две ). Они одинаковые или разные по длине? (разные: красная – длинная, а зеленая – короткая ).
- Все верно. Красная – длинная, а зеленая – короткая. А теперь сделайте так, чтобы дорожки были одинаковые ( дети выполняют задание. Одни - убирают одну красную палочку, другие – добавляют одну зеленую палочку ).
- Ребята что вы сделали? ( убрали одну красную палочку ). Правильно, давайте посчитаем сколько стало красных палочек, один, два, три ( три ). А зеленых сколько палочек? ( тоже три ). Одинаковые дорожки? ( да, одинаковые, по три палочки ). Воспитатель также на доске убирает одну красную полоску.
- А кто сделал по-другому? ( добавили одну зеленую палочку ). Давайте посчитаем сколько стало зеленых палочек, один, два, три, четыре ( четыре ). А красных сколько палочек? ( тоже четыре ). Одинаковые дорожки получились? ( да, одинаковые, по четыре палочки ). Воспитатель также на доске добавляет одну зеленую полоску.
- Ребята, вы отлично справились с заданием! Прошке очень понравилось. А теперь палочки убираем в коробки, наводим порядок на столах.
- Ребята, а зайка Прошка пришел к нам с волшебным мешком, хочет с вами поиграть ( в мешке находятся геометрические фигуры ).
- Ребята, достаньте из мешка по одному предмету. Что у вас в руках? ( геометрические фигуры ).
Предварительно на ковре разместить обруч, из спортивных палок выложить квадрат и треугольник.
- Ребята, на нашем ковре построены геометрические домики. Каждый из вас должен занять домик, соответствующий геометрической фигуре в ваших руках.
Воспитатель с зайкой подходят к кругу.
- Ребята, почему вы заняли этот домик? ( потому что у нас в руках геометрическая фигура – круг ). Отлично!
Воспитатель с зайкой подходят к квадрату.
- Ребята, почему вы заняли этот домик? ( потому что у нас в руках геометрическая фигура – квадрат ). Верно!
Воспитатель с зайкой подходят к треугольнику.
- Ребята, а почему вы заняли этот домик? ( потому что у нас в руках геометрическая фигура – треугольник ). Молодцы!
- Ребята, вам понравилось, что сегодня к нам гости пришел зайка Прошка? ( да ). Чем мы с ним занимались? (познакомились, накормили Прошку, показали, как мы занимаемся и поиграли ). Все верно. Но зайке пора возвращаться к себе домой, в лес. Он обещает, что еще придет к нам. До свидания, Прошка!
• Закрепить названия цветов (красный, жёлтый, оранжевый).
• Обучение сравнению предметов по длине методом приложения.
Развивающие:
• Развитие познавательных процессов, развитие общей и мелкой моторики.
• Формировать у детей навыки сравнения предметов по длине.
• Формировать представление о частях своего тела;
Воспитательные:
• Развитие самооценки ребёнка.
• Воспитание в детях уважения к себе и другим.
• Сплочение детского коллектива.
К друг другу повернулись, улыбнулись. (Дети поворачиваются, улыбаются)
Руку правую подали, руку левую пожали. (Подают и пожимают руки)
А теперь мы все обнялись. (Обнимаются)
Вы готовы заниматься?
-Все готовы заниматься, (Дети отвечают)
Будем очень мы стараться.
2. Введение в тему.
На магнитную доску прикрепляется сюжетная картинка к рассказу.
- Встретились на лесной опушке Ёж и Заяц. Посмотрел ёж на зайца и рассмеялся:
-Ой, косой, какие у тебя длинные уши! И лапы длинные, а хвост короткий!
-А у тебя, ёжик, короткие уши, короткие лапы, а мордочка длинная! И в этом совсем ничего смешного нет. Всё на свете может быть и длинным, и коротким. Правда, ребята?
На магнитную доску прикрепляется картинка с изображением двух девочек.
- Покажите девочку с короткими волосами.
- Покажите девочку с длинными волосами.
- Покажите девочку в коротком платье.
- Покажите девочку в длинном платье.
Длинные волосы- (короткие волосы);
Короткое платье- (длинное платье);
Воспитатель демонстрирует предметы, дети выполняют аналогичное задание.
Короткая лента- длинная лента;
Длинная верёвка- короткая верёвка;
Длинная линейка – короткая линейка.
5. Практическая работа за столами. Задание № 1 в рабочей тетради.
На столах рабочие тетради, простые карандаши.
Дети по просьбе воспитателя показывают короткую дорожку для Ёжика и длинную дорожку для Зайчика; Проводят их простым карандашом.
Во лесок пойдём (Дети идут по кругу)
И грибочки соберём. (Наклоняются)
Грибы съедобные берём, (Поворачиваются в центр круга и кивают)
Несъедобные - обойдём! (Разводят руки в стороны)
7. Практическая работа за столами. Задание № 2 в рабочей тетради.
На столах рабочие тетради, цветные карандаши.
-Ребята, какое сейчас время года?
Дети: наступила осень.
-Посмотрите, сколько листьев разбросала осень.
-Листья какого цвета? (жёлтые, красные, оранжевые)
Дети по просьбе воспитателя показывают самую длинную из трёх веточек и закрашивают её цветными карандашами (красный, жёлтый).
8. На отдельном столе – две бумажные полоски разного цвета и разной длинны (по количеству детей).
- Ребята, подойдите, пожалуйста, к этому столу и выберите себе одну длинную и одну короткую полоску. (Чтобы узнать, какая из лент длиннее, педагог советует положить полоски рядом и показывает, как нужно совместить их концы и боковые стороны).
Дети выполняют задание и отвечают на вопрос, какая лента длиннее, а какая короче.
А теперь споём песенку листочков:
Два листочка полетели (Разводят руки в стороны и плавно машут).
На головку тихо сели (Кисти рук на голову)
Ветер дунул, (Сильно дуют)
Полетели (Взмах кистями рук)
Два листочка полетели (Разводят руки в стороны и плавно машут).
На животик тихо сели (Кисти рук на голову)
Ветер дунул, (Сильно дуют)
Полетели (Взмах кистями рук)
(повторяется 4-5 раз, называя другие части тела)
Посидели, Посидели. (Плавные движения кистями рук)
Ветер дунул, (Сильно дуют)
Улетели (Дети кружатся).
- Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова:
На одной ноге кручусь и в себя я превращусь. (Дети повторяют)
Всех в детишек превратили,
Никого не позабыли?
Чем мы сегодня занимались?
Что узнали нового?
Что вам понравилось? (Ответы детей)
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) для детей с ЗПР средней группы Программные задачи: Формировать представления у детей об основных цветах спектра (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый); о возможности.
Воспитатель прикрепляет к магнитной доске сюжетную картину и читает рассказ.
Встретились на лесной опушке заяц и ёж. Посмотрел ёж на зайца и засмеялся:
— Ой, косой, какие у тебя длинные уши! И лапы длинные, а хвост совсем короткий!
— А у тебя, ежик, короткие уши, короткие лапы, а мордочка длинная! И в этом ничего смешного нет. Всё на свете может быть и длинным, и коротким.
Воспитатель прикрепляет к магнитной доске картинки с изображением двух девочек.
Воспитатель демонстрирует предметы, дети выполняют аналогичное задание.
Затем дети подбирают словосочетания без зрительной опоры.
2. Физкультминутка.
Под ногами шелестят
Желтые листочки.
Отцвели и засыхают
Поздние цветочки.
Улетают птичьи стаи,
Дальняя дорога.
В разноцветном сарафане
Осень у порога.
3. Ритм и чередование.
— Ребята, Осень принесла нам две корзины листьев. Давайте рассмотрим листья. В одной корзине лежат красные кленовые листья, а в другой — желтые дубовые листья.
Воспитатель предлагает детям в игровой зоне выложить дорожку, чередуя листья. В работе участвуют все дети.
4. Итог занятий.
На столах у детей по две ленты разной длины. Воспитатель показывает венок осени и предлагает детям украсить его длинными лентами. Чтобы узнать, какая из лент длиннее, педагог советует положить ленты рядом и показывает, как нужно совместить их концы и боковые стороны.
Дети выполняют задание и отвечают на вопрос, какая лента длиннее, а какая — короче.
Читайте также: