Конспект занятия по автоматизации звука ш с презентацией

Обновлено: 03.07.2024

Цель: развитие правильного произношения звука [Ш] в слогах, словах и фразах.

- упражнять в правильном произношении звука [ Ш] в слогах, словах, предложениях;

- продолжать учить определять место звук [Ш] в словах;

- упражнять в употреблении существительных в Р.п., ед.ч.;

- упражнять в согласовании имен существительных с числительными;

- продолжать учить составлять предложения по опорным словам.

- развивать зрительное внимание, мышление и память;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать артикуляционную и мелкую моторику.

- воспитывать доброжелательность, взаимопонимание, активность.

Логопед: - Здравствуйте, ребята! Сейчас, когда шла на занятие, я нашла открытку с Днем рождения. Вы не знаете, кому она предназначается? Посмотрите, как много здесь сказочных героев. (Слайд № 2)

На слайде: колобок, Маша, Баба Яга, лиса.

Логопед: - Хотите я подскажу? В имени этого героя есть звук, с которым мы вчера познакомились. Назовите этот звук.

Логопед: - Правильно, а теперь скажите, в чьем имени есть звук [Ш]?

Логопед: - Правильно, ребята. Сегодня день рождения у Маши. Она приглашает нас в гости и просит познакомить ее со звуком [Ш].

II. Основная часть.

1. Характеристика звука [Ш].

На столах зеркала. Дети вспоминают артикуляцию звука и характеризуют его.

Логопед: - Маша еще не научилась правильно произносить звук [Ш]. Давайте её научим. Что делают губы, когда мы произносим звук [Ш]?

Дети: - Вытягиваются вперед.

Логопед: - Где находится язык?

Логопед: - Какой он – узкий или широкий?

Дети: - Широкий, “чашечкой”.

Логопед: - Как мы произносим звук [Ш] – с голосом или без голоса? Гласный или согласный звук [Ш]?

Дети: - Произносится без голоса, с шумом. Он согласный.

Логопед: - Он звучит твердо или мягко?

Дети: - Звук [Ш] – твердый.

Логопед: - А теперь скажите еще раз все, что вы знаете про звук [Ш].

Дети: - Звук [Ш] – согласный, твердый, глухой.

2. Произношение звука [Ш] в слогах. (Слайд № 3)

Логопед: - Услышали мышки про Машин день рождения и зашептались:

“ШО-ШО-ШУ?” - вопросительно, пригласит ли их Маша на день рождения?

“ШИ-ШИ-ШЕ!” - с просьбой.

Дети повторяют слоговые ряды за логопедом. Произносят их с разной интонацией.

3. Произношение звука [Ш] в начале слова. Согласование имен существительных с числительными. (Слайд № 4)

Логопед: Вот мы пришли к Маше в гости. Её комната украшена шарами. Их столько, сколько лет исполнилось Маше. Хотите узнать, сколько ей лет? Давайте посчитаем шары.

На слайде: Маша и шары. Дети согласуют: “Один шар, два шара, . . пять шаров, . ”

Логопед: Правильно, Маше семь лет.

4. Произношение звука [Ш] в словах. Падежное управление. (Слайд №5)

Логопед: -.Давайте посмотрим, кого еще Маша пригласила на День рождения?

На слайде: Мишка, петушок, Зайчишка, кошка, матрешка, мышата.

Дети произносят слова со звуком [Ш]. Определяют позицию звука [Ш].

Логопед: - Гости захотели поиграть в прятки.

И/у “Кого не стало?”

Логопед убирает по 1 картинке. Дети угадывают и называют героев ( Не стало петушка. И т.п.)

5. Физминутка. (Слайд № 6)

Логопед: - А теперь и мы отдохнем.

Дети встают. Проводится физминутка.

6. Определение позиции звука. (Слайд № 7)

Логопед: - Что подарили гости Маше?

На слайде: шары, шапка, шарф, шоколадка, чашка, подушка, брошь, карандаш, ландыш.

Логопед: - Маша решила расставить все подарки на полки. Поможем ей?

На верхнюю нужно поставить те предметы, в названии которых звук [Ш] слышится в начале.

(Шары, шапка, шарф, шоколадка)

На вторую – со звуком [Ш] в середине.

На нижнюю – со звуком [Ш] в конце.

(Брошь, карандаш, ландыш)

Дети называют предметы, определяют место звука [Ш], ставят подарки на нужные полки.

7. Произношение звука [Ш] в предложениях. (Слайды № 8–11)

Логопед: - Мишка предлагает поиграть в игру “Подскажи слово”. Он приготовил картинки. Вы должны добавить нужное слово, чтобы получилось предложение.

На слайдах картинки:

Маша ___ каша. Кошка ___ мышка.
Маша ___ шуба. Лягушка ___ мошка.

Дети составляют предложения: “Маша ест кашу”. “Маша надела шубу”. “Кошка ловит мышку”. “Лягушка поймала мошку”. И др.

8. Разучивание чистоговорки со звуком [Ш]. (Слайд № 12)

Логопед: - Зайчишка вспомнил стишок про Машу и предлагает его выучить.

Дети проговаривают чистоговорку про Машу. Называют слова со звуком [Ш]. Разучивают стишок.

Логопед: Молодцы! Маша очень довольна!

III. Итог занятия.

Логопед: - Нам пора возвращаться в группу. Вам понравилось в гостях у Маши? Маше понравилось, что вы её познакомили со звуком [Ш]. Вспомните, какой это звук? (Слайд № 13)

Дети: - Звук [Ш] – согласный, твердый, глухой.

Логопед: Маша очень рада встрече с вами. Она будет рада видеть вас снова!

для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, с дизартрическим компонентом.

Продолжать учить характеризовать звуки по артикуляционным и акустическим признакам

Закреплять четкое произношение звука Ш, упражнять в произношении звука Ш в слогах, словах, предложениях.

Совершенствовать грамматический строй речи (образование глаголов приставочным способом, образование относительных прилагательных). Закрепление в словаре детей противоположных признаков предметов т.е слов – антонимов. Активизация глагольного словаря. Продолжать формировать фонематическое восприятие, определять позицию звука в слове, развивать навыки звукового анализа.

Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.

Воспитание самоконтроля над речью.

1. Организационный момент.

Логопед: - Здравствуй! Я тебе расскажу историю про куклу Машу.

Чтобы у нас с тобой всегда было хорошее настроение, давай сделаем глубокий вдох через нос и вдохнем в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните через ротик все обиды, огорчения (Щечки мы не раздуваем, плечики не поднимаем, положить ручку на животик на вдох животик надувается, на выдох - сдувается)

Делаем вдох и выдох три раза.

А чтобы мы были внимательными, давайте сделаем массаж

Ручки растираем ( потирание ладоней )

И разогреваем ( хлопки ),

И лицо теплом своим мы умываем ( разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз ).

Грабельки сгребают все плохие мысли ( граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро ( растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).

Их вперёд сгибаем, тянем за мочки (нагибание ушных раковин спереди и потягивание вниз за мочки),

А потом уходим пальцами на щёчки ( пальцы перебегают на щёки ).

Щёчки разминаем, чтобы надувались( указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями).

Губки разминаем, чтобы улыбались ( большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу).

Уголками губ мы щечки поднимаем ( поднимать щеки в уголках губ указательными пальчиками)

А потом от носа к губкам мы стекаем ( движения от носа к губам вниз)

Тянем подбородок и к ушам щипаем

А потом по шейке ручками стекаем.

Чтобы красиво и правильно говорить, нужно сделать зарядку для язычка.

1. Зубки ровно мы смыкаем и заборчик получаем ( одновременно соединять кисти в горизонтальном положении)

2. Плавно губки округлили, бублик мы изобразили ( одновременно ладошки округлять и соединять вместе

Чередование 1 и 2 упражнения.

3. Язык лопаткой положи и немного подержи (ладонь держать горизонтально)

1, 2, 3, 4, 5! Язык надо расслаблять (постукивание ладонью по кулачку другой руки, стоящему на ребре)

4. Орех держу я за щекой, никак не раскусишь – твердый какой (кисть левой руки выпрямлена вертикально, правая кисть сжата в кулак и упирается в левую руку, затем наоборот)

5. Вверх язык поднимай, вниз потом опускай

Так качаться продолжай….. (синхронно выполняются движения ладонями вниз и вверх

6. Язык широкий положи, а края приподними, его в чашку преврати.

7. Ты с лошадкой прокатись, звонко цокать поучись. ( указательный и большой пальчик выполняют имитирующие бегу лошадки движения на столе)

Вносится кукла. – это кукла Маша. (Звук Ш произносится акцентировано). Какой звук я выделила голосом. (Звук Ш)

Вспомните еще имена, в которых есть звук Ш ( Саша, Наташа, Даша, Ксюша, Катюша, Алеша) Скажите ласково имя Маша. ( Машенька).

Машенька приглашает нас на свой день рождения. Мы побываем у нее на дне рождения и будем продолжать учиться хорошо произносить звук Ш.

3. Характеристика звука Ш по артикуляционным и акустическим признакам.

Расскажем Машеньке, как мы произносим звук Ш.

( перед зеркалом для зрительного контроля)

Анализ артикуляционных и акустических признаков звука Ш по плану.

-Где находится язычок? Какой он? (Язычок поднят за верхние зубы, он широкий в форме чашечки).

- Какая выдыхаемая воздушная струйка? Подставь ладонь тыльной стороной к ротику и произнесите звук Ш для тактильного контроля ( теплая)

- Как мы произносим звук Ш с голосом или без голоса? Положи тыльной стороной ладонь к горлышку и произнесите звук Ш. Горлышко гудит? ( нет) Значит голосок не работает. Что мы можем сказать про звук Ш – он звонкий или глухой? (глухой)

Звук Ш гласный или согласный? Как вы определили? ( При произнесении звука Ш воздушная струйка встречает преграду: язычок поднялся за верхние зубки, зубки сблизились, голосок не работает, а гласные звуки произносятся с голосом)

Как звучит звук Ш - твердо или мягко? (Звук Ш всегда твердый)

Каким звуковичком мы обозначим звук Ш? (Синим)

4. Произношение звука Ш в слогах. Слоговой синтез.

Давайте подружим звук Ш с гласными звуками. Назовите гласные звуки.

5. Произношение звука Ш в словах. Развитие фонематического восприятия, определение позиции звука в слове.

Хочешь узнать, кого еще пригласила Машенька на день рождения, Послушайте загадки и отгадай:

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (матрешка)

Он с бубенчиком в руке.

В разноцветном колпаке.

Он – веселая игрушка,

А зовут его …. (петрушка)

Зверь забавный сшит из плюша.

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу. (плюшевый мишка)

Повторите, пожалуйста, кого Машенька пригласила в гости?

Логопед открывает игрушки.

Какой одинаковый звук есть в названии этих игрушек? ( В каждом названии есть звук Ш)

Гости принесли много подарков для куклы Маши.

Давайте посмотрим. Логопед демонстрирует картинки.

Интересно кто что принес. Около каждого гостя помещается схема для определения позиции звука в слове

Мишка принес подарки, в названии которых звук Ш стоит в начале слова (шарики, шоколадка)

Матрешка принесла подарки, в названии которых звук Ш стоит в середине слова (чашка, погремушка)

Петрушка принес подарки, в названии которых звук Ш стоит в конце слова ( карандаш, ландыш)

Логопед вместе с ребенком распределяют картинки по звуковым схемам.

Молодец! Давай для Маши тоже сделаем подарок. Выложим имя МАША с помощью звуковичков. Какой первый звук в слове МАША, каким звуковичком мы его обозначим, почему, какой второй звук в слове МАША, каким звуковичком обозначим, Какой третий звук, какой последний звук. Сколько гласных звуков в слове МАША. Назови их. Сколько согласных звуков, Назови их. Сколько всего звуков в слове МАША. Всего 4 звука. Подарим Маше нашу схему.

Петрушка хочет поиграть. Для игры он принес с собой разные мячики.

Развитие мелкой моторики с шариками су-джок

Этот мячик не простой

Колючий и твердый такой

Я мячом круги катаю

Взад-вперед его гоняю

Им поглажу я ладошки

Будто – бы сметаю крошки

Я сожму его немножко

Как сжимает лапу кошка

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну

А теперь последний трюк

Мяч летает между рук

Гимнастика для глаз

А чтобы поиграть с таким мячиком, нужно встать около своего стульчика. (логопед выполняет движения мячиком на палочке, а дети следят глазами)

Скачет мячик наш повсюду:

И даже по кругу,

Вниз и вверх. Вниз и вверх

Поиграть зовет нас всех.

А теперь поиграем с большим мячиком.

Игры с перебрасыванием мяча.

1. Закрепление в словаре детей противоположных признаков предметов или слов – антонимов.

Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот .

Медвежонок маленький, а медведь ….большой.

Ручеек узкий, а река ….широкая.

Когда на улице дождик плохо, а когда солнышко ….хорошо.

Ствол сосны толще, а ствол рябины ……тоньше.

Бабочки летают ниже, а самолеты ……выше.

2. . Закрепление в речи употребления относительных прилагательных.

Вот предмет, а из чего люди сделали его?

Носки из шерсти…… шерстяные

Каша из пшена…….пшенная

Варенье из вишни …….вишневое

Конфеты из шоколада ….. шоколадные

Платье из шелка ……шелковое

7. Практическое усвоение приставочных глаголов.

Послушай рассказ мишутки о том, как он к шел к Маше на день рождения. А ты помогай рассказывать.

Логопед говорит от имени мишки, а дети договаривают слова.

Я по лесу шел, и грибочек….(нашел). Дальше по дорожке я…( пошел), и к избушке…. (подошел), вокруг избушки…..(обошел), в избушку …..(зашел), ничего там не …..(нашел), из избушки ….(вышел) и дальше ….(пошел). К дереву я ….(подошел), там я сладкий мед ….(нашел). По дорожке я …(пошел) и к вам в гости …..(пришел).

9.Произношение звука Ш в предложениях. Дополнение предложений

Маша — каша. (Любит. Маша любит кашу.)

Миша — машина. (Миша катает машину.)

Кошка — мышка. (Кошка поймала мышку.)

10. Итог занятия.

Тебе понравилось сегодня на дне рождения у Маши. Что было интересно? Что- то было трудным? Чему мы Машу научили? Что бы ты пожелал(а) Маше в день рождения? Кукла Маша хочет угостить тебя конфетами и приглашает в кукольный уголок на чаепитие.

Женя Родкевич

Почему во второй презентации на обувную полку попали сандалики со звуком С?В задании было -убрать в шкаф вещи со звуком Ш.

Елизавета Кутищева


Елизавета Кутищева ответила Жене

Женя, т.к. я не автор, могу лишь предположить, что подразумевались *босонож(ш)ки*

Женя Родкевич

😊

Елизавета, БЛАГОДАРЮ.

Елизавета Кутищева


Елизавета Кутищева ответила Жене

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Автоматизация звука [Ш] Занятие №03 Презентацию подготовила учитель-логопед Ильина Екатерина Фёдоровна

Цель: Выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш. Задачи: Коррекционно-образовательные: -формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения органов артикуляции); -формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью; - упражнение в правильности произнесения звука Ш изолированно, в слогах, словах, фразовой речи. Коррекционно-развивающие: -развитие артикуляционного аппарата; -развитие фонематического слуха; -устранение дефектного произношения звука Ш; -развитие грамматического строя речи. Воспитательные: -воспитание интереса к занятиям; - воспитание самостоятельности.

ДУДОЧКА ЗАБОРЧИК ДУДОЧКА

Из зеленых камышей Выползает страшный змей Ш…Ш…Ш…

Постановка звука [Ш] Ш — всегда шипящий звук: шар воздушный сдулся вдруг, Ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш. На камнях змея шипит, Ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш. Море Черное шумит. Ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш. Ш — шипит в камнях змея. Змей здесь целая семья. Ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш.

а о у и е е Ш и Ш у Ш Ш о Ш а Ш Подружим звуки

Пескотерапия - рисуем на песке Как приятно на душе! Улыбнулись всем мы — ШЕ. Ше - ше - ше - ше - ше - ше - ше. Есть игра у малыша. Мы напишем слоги — ША. Ша - ша - ша - ша - ша - ша - ша. Любят строить малыши. Мы напишем слоги — ШИ. Ши - ши - ши - ши - ши - ши - ши. Помогаем малышу. Мы напишем слоги — ШУ. Шу - шу - шу - шу - шу - шу - шу. Ша Ши Ше Шу

. Помоги лягушонку собрать букет Ша Шо Шу Ша Ши Ша Шу

Закончи предложения, отчётливо произнося последний звук в слове: Я иду, и ты … Я пою, и ты … Я несу, и ты … Я беру, и ты … Я веду, и ты … Я лечу, и ты …

Помоги Квакушке отыскать картинки со звуком Ш

Определи место звука Ш

Определи место звука Ш

Определи место звука Ш

Определи место звука Ш

Определи место звука Ш

Определи место звука Ш

Определи место звука Ш

Определи место звука Ш

Определи место звука Ш

Определи место звука Ш

Определи место звука Ш

Домашнее задание. Итог занятия

пошуршим вместе с мышкой пошуршим вместе с мышкой Помоги змейке отыскать картинки со звуком Ш, обведи их карандашом

Отрабатываем изолированный звук Ш: Ш — всегда шипящий звук: шар воздушный сдулся вдруг, Ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш. На камнях змея шипит, Ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш. Море Черное шумит. Ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш. Ш — шипит в камнях змея. Змей здесь целая семья. Ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш. Отрабатываем звук Ш в слогах: Как погода хороша! Зашипели змейки — ША. Ша - ша - ша - ша - ша - ша - ша. Никуда я не спешу! Прошипела змейка — ШУ. Шу - шу - шу - шу - шу - шу - шу. Свежим воздухом дыши! Произносим слоги — ШИ. Ши - ши - ши - ши - ши - ши - ши. Солнце греет хорошо! Повторяем слоги — ШО. Шо - шо - шо - шо - шо - шо - шо.

Краткое описание документа:

Выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.

-формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения органов артикуляции);

-формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;

- упражнение в правильности произнесения звука Ш изолированно, в слогах, словах, фразовой речи.

Читайте также: