Развитие речи конспект повествование

Обновлено: 05.07.2024

Повествование - последовательные, сменяющие друг друга действия, события.

Тема "Памятный день моей жизни".

В повествовании рассказывается о действиях, последовательно сменяющих друг друга. Как бы создается лента кадров. Мир в таком тексте предстает динамичным/ насыщенным действием, быстротой развития событий/, в движении.

Чтобы подчеркнуть последовательность действия, используются слова и словосочетания, обозначающие время/ потом, через час-другой, через некоторое время/, глаголы движения, обычно прошедшего времени…

3. Работа над сочинением.

4. Написание сочинения после рассмотрения структуры текста.

5. Подведение итогов урока и задание на дом: завершить творческую работу.

Цель: Знакомить детей с главной темой и структурой последовательных монологов, закреплять представления детей о правилах построения последовательного высказывания(сказки) посредством анализа известных сказок, развивать речь детей.

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe_2.docx 36.59 КБ

Предварительный просмотр:

Цель : Знакомить детей с главной темой и структурой последовательных монологов, закреплять представления детей о правилах построения последовательного высказывания(сказки) посредством анализа известных сказок, развивать речь детей .

Продолжить учить детей определять границы структурных частей произведений, помочь детям понять, как получить логический и последовательный рассказ. Активизировать речь детей.

Развивать связную речь: продолжить обучать построению связных монологических высказываний. Совершенствовать диалогическую речь. Формировать грамматически правильную речь; учить употреблять разные конструкции простых и сложных предложений.

1В-ль:Ребята давайте закроем глазки и успокоимся. Спинки расправили. Ножки поставили удобно. Кто готов заниматься, тот может открыть глазки

В-ль: Ребята, чтобы утром весь день был бодрым и веселым, что мы делаем ?

1. Представьте, что вам пришлось сочинять сказку.

-С чего бы вы начали составлять сказку или рассказ? (Ответы детей).

Главная тема повествования (т.е. о чем или о ком вы собираетесь рассказывать, главная тема может быть отражена в названии произведения)

Назовите ваши любимые сказки и скажите о чем они рассказывают?

Итак, вы уже узнали: что в любой сказке должна быть главная мысль(идея),чтобы найти главную мысль(определить её) необходимо ответить на вопрос о чём эта сказка? Главная мысль часто совпадает с названием произведения.

Мы по сказке походили, все в ней круто изменили.

Мы ногами топали, мы в ладоши хлопали.

Будут в сказке помнить нас, наклонялись мы на раз.

На два поднимались, всем поулыбались.

И опять потопали, и ручками похлопали.

Вот какие молодцы. Вот какие удальцы!

(движения по тексту).

2. Да ребята сочинить сказку это все равно, что построить дом. А знаете ли вы как строят дома? (ответы предположения детей)

Воспитатель берет модули и показывает. Сначала нужно поставить фундамент, на фундамент поставить стены и в конце положить крышу. (один из детей строит дом из модулей). Если дом построен правильно, по правилам ,то он будет крепким и надежным, а если нарушить правила строительства дома, как вы думаете что произойдет? Дом разрушиться.

С детьми проводится пальчиковая гимнастика.

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

Воспитатель.При строительстве дома надо действовать по правилам не нарушая последовательности . Так же и при сочинении сказок нужно соблюдать последовательность. Что же это за последовательность. В любой сказке есть начало(это как фундамент ) ,середина (это как стены в нашем доме) и конец (это как крыша нашего дома).Начало это такая часть сказки, в которой называются главные герой и рассказывается о событии, с которого все начинается, средняя часть эта часть сказки в которой развиваются главные события И конец сказки это заключительная часть в которой говорится о том, чем завершилось событие или приключение .

Воспитатель: Ребята, назовите свою любимую сказку

- О чем говорится в начале? (Начало – это та часть рассказа, в котором называются главные герои, и рассказывается о событии, с которого все начиналось).

- В средней части разные события сменяют друг друга.

- В конце говорится о том, чем завершилось событие. Все части сказки подчиняются главной теме. Без каждой части сказку просто невозможно сочинить.

Вот представьте, если бы в известной сказке про Курочку Рябу не было бы начала, или конца, то что бы мы узнали? (проводится последующее обсуждение).

В заключении воспитатель вместе с детьми повторяют основные правила составления сказок.

Грамматические особенности повествовательного текста – разнообразные лексические, грамматические средства, характерные для повествовательного текста.

Описание – словесное изображение какого-либо явления, предмета, лица путём перечисления и раскрытия его характерных признаков.

План работы над обучающим изложением – последовательность работы над обучающим изложением.

Структура повествовательного текста – последовательность действий и событий.

Тип речи – это способ изложения, который автор использует, чтобы донести свои мысли. Выделяется три типа речи: повествование, описание и рассуждение. Каждый тип речи в русском языке уникален и имеет собственные характерные черты.

Список литературы

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.

1. Челышева И. Л., Русский язык. 5 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков // Челышева И. Л. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 211 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Высказывания, в зависимости от содержания, можно разделить на три типа: повествование, описание и рассуждение. Если мы говорим об устной форме, то имеются в виду типы речи. Если мы говорим о письменной форме, то повествование, описание и рассуждение будут называться типами текста.

Каждый тип речи имеет отличительные признаки.

Приём фотографирования позволяет представить происходящее с точки зрения человека, который как будто снимает то, что ему рассказывают.

Для всех повествовательных текстов общим является начало события: что и где будет происходить (это экспозиция), что произошло (это завязка), развитие действия, кульминация (это наивысшая точка напряжения) и конец события (это развязка).

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Здесь даны исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт.

Как старик поймал золотую рыбку – завязка. То есть событие, которое определяет возникновение конфликта.

Развитие действия – это просьбы старухи.

То есть система событий, вытекающих из завязки.

Кульминация – приказ золотой рыбке сделать старуху владычицей морской.

То есть это наивысшая точка напряжения во всей сказке.

Развязка звучит так:

Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто.

То есть это часть, в которой происходит разрешение конфликта.

Раз он в море закинул невод, ̶

Пришёл невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод,

Пришёл невод с травой морскою.

Каждый элемент повествования можно украсить описанием. Причём показывать можно как внешний, так и внутренний мир. Благодаря описанию текст приобретает характерные, отличительные черты.

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

Слова автора также могут играть роль описания.

Совсем другой образ у старухи.

Повествование очень распространено в таких жанрах, как рассказ, воспоминания, письма.

«Об этом кипрее я и хочу рассказать.

Прошлым летом я жил в маленьком городке на одной из наших полноводных рек. Около этого городка сажали сосновые леса…

В художественных произведениях типы речи переплетаются, создавая образность, выразительность и эмоциональность.

Повествование – это мир в движении.

Цель создания текста: рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных фактов и их взаимосвязи.

Особенности повествования.

Содержание и форма текста

1.Соблюдается логическая последовательность.

2.Динамизм, смена событий.

3. Хронология композиции (выстроена последовательно во времени).

1. Обозначение места действия, название лиц, производящих действие, обозначение самих действий.

2.Слова, подчёркивающие последовательность действий (потом, затем…)

1. Глаголы формы прошедшего времени совершенного вида (пришёл, увидел…)

2. Глаголы начинательного способа действия (начали, стали…)

3. Глаголы со значение движения, восприятия, возникновения и мгновенности действия (как прыгнет, хлоп, прыг…)

1. Союзы со значением чередования, сопоставления или возникновения действия.

2. Порядок слов в предложении (прямой и обратный).

3. Цепной вид связи.

Тренировочные задания:

Каждому типу текста подберите соответствующее определение.

Текст задания:

словесное разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

статичные картины, детали.

Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить характерные признаки каждого типа речи. Повествование рассказывает о событии в его временном развитии. Описание даёт характеристику предмету, явлению. Рассуждение – это разъяснение какой-либо мысли.

Правильный ответ:

Описание – статичные картины, детали.

Рассуждение – словесное разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Для каждого повествовательного текста характерен план. Восстановите последовательность.

Текст задания:

Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить: каждый повествовательный текст имеет начало (экспозицию, которая содержит исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт), завязку (событие, которое определяет возникновение конфликта), развитие действия (систему событий, вытекающих из завязки), кульминацию (наивысшую точку напряжения) и развязку (часть, в которой разрешается конфликт).

Нажмите, чтобы узнать подробности

I.Этап мотивации. Учитель приветствует учащихся, решает организационные вопросы.

II. Актуализация знаний.

1.Труд кормит, а лень портит.

2.Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

3.Хочешь есть калачи — не сиди на печи.

4.На опушке в избушке

У каждой старушки лукошко.

В каждом лукошке кошка.

Кошки в лукошках

Шьют старушкам сапожки.

III. Этап выявления места и причины затруднения.

Вопросы учителя с использованием предыдущего слайда на интерактивной доске (приём «Цепочка умозаключений):

- Где говорится о следующих друг за другом действиях? (В 1-3 варианте представлены противоположные явления с использованием глаголов.

4 вариант – это небольшой текст, в котором раскрываются связанные между собой и следующие один за другим события и действия, которые называют глаголы (Живут, шьют). В неполных предложениях пропущены глаголы: у каждой старушки Есть лукошко, в каждом лукошке Живёт кошка.

- Какой вывод мы можем сделать: о чём рассказывается в данных предложениях? Какая часть речи помогает в этом? ( Предложения передают сами действия старушек и кошек, повествуют о них при помощи глаголов).

- Следовательно, это какой тип речи? (Повествование).

- Дети самостоятельно формулируют тему урока и цели. Тему записывают в тетрадь.

IV.Этап построения проекта выхода из затруднения

Фиксация в тетрадях отличительных признаков описания, повествования, рассуждения. Составление тезиса.

2.Структура (план теста – повествования). (Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка)) .

3. От какого лица ведётся повествование? (Повествование может вестись от 3-го лица (авторское повествование), от 1-го лица (рассказчик назван или обозначен личным местоимением я)).

V.Этап реализации построенного проекта

1. Работа в группах. Выписать из текстов с соответствующим типом речи признаки описания, повествования или рассуждения.

1 группа – описание

2 группа – повествование

-Пиши! – крикнул Палка и подал мне мел.

-Пиши! Дальше! – приказал палка.

3 группа – рассуждение

2. Отчёт групп о проделанной работе.

3. Вопросы учителя к классу:

- Какой тип речи является изображением какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. (Описание)

- Разъяснение, подтверждение какой-либо мысли аргументация и выводы – это? (Рассуждение)

VI.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Работа с учебником (параграф 55).

О чём повествуется в тексте? Озаглавьте его. Найдите начальную часть текста. Прочитайте предложения, в которых выделены глаголы (проследим последовательность действий).

VII.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

На распечатках текст. Задание: Найдите в нём элементы повествования. Выделите в нём структурные составляющие (завязку, развитие события, конец события, развязку). Можно ли выделить элементы рассуждения и описания?

Без охоты Бойе жить не мог. Если отец или Колька по какой-либо причине долго не ходили в лес, Бойе ронял хвост, лопоухо опускал голову, неприкаянно бродил, никак не мог найти себе место, даже повизгивал и скулил, точно хворый.

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения.

Даны глаголы : ходить, увидеть, найти, заметить, приблизиться, дотронуться, принести, открыть, не забыть.

Работа в парах : составить текст – повествование.

По желанию обучающихся зачитать творческие работы в классе.

IX. Этап рефлексии учебной деятельности

Педагог просит дать самооценку своей работе. К какому типу речи относятся оставленные Вами предложения на этапе рефлексии?

Задание на дом на выбор:

Придумать окончание истории с Бойе ,, используя структуру и языковые средства текстов – повествований. Написать подробное изложение текста В. Астафьева. Составить собственный текст – повествование, используя его структурные составляющие (завязку, развитие события, конец события, развязку)

Читайте также: