Конспект урока подлежащее 3 класс школа 21 века

Обновлено: 03.07.2024

Учитель: Мне очень приятно видеть ваши светящиеся глаза, значит, у вас хорошее настроение и нам вместе, сообща, удастся решить любые задачи.

2. Актуализация знаний.

а) минутка каллиграфии.

Учитель: Отгадайте загадку. В слове-отгадке вы найдёте ту букву, которую будем прописывать.

Интересующая нас буква начинает слово. Назовите букву.

Учитель: Дайте характеристику звуку.

На доске: Гг гг Гг ггг Гг гггг

Учитель: Найдите закономерность и продолжите ряд до конца строки. Выскажите предположение, какую пользу принесёт выполнение этого задания.

Дети: Отработка соединения букв, безотрывного письма, скорописи, глазомера.

Учитель: Подчеркните самые лучшие написанные вами группы букв, сравнивая с образцом.
(образец – на доске)

Учитель: Я читаю предложение, вы записываете его номер, и если соглашаетесь с данным утверждением, то ставите рядом +, если не согласны, то ставите -.

Самопроверка: 1 -, 2 +, 3 +, 4 -, 5 +. (с доски)

3. Введение в тему, постановка учебной задачи.

Учитель: Внимание на доску:

Учитель: Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, составьте слова из слогов в каждой строчке.

Дети: Главные члены предложения.

Учитель: Сегодня на уроке мы откроем новые грани этой темы и узнаем о том, как называются главные члены предложения и научимся их отыскивать.

4. Составление алгоритма поиска главных членов предложения.

Учитель: Что вы узнали из прошлого урока о главных членах предложения?

Дети: Без главных членов предложение не может существовать.

Учитель: Почему?

Дети: Потому что главные члены передают смысл предложения.

Дети: В предложении говорится о лодке.

Учитель: Лодка – это подлежащее, оно называет то, о чём говорится в предложении. Поставьте вопрос к слову лодка.

Учитель: Правильно, подлежащеелодка подчёркивается одной чертой аккуратно по линейке.

А сейчас необходимо найти то слово, которое сообщает нам, что говорится о подлежащем. Что делает лодка? Поставьте вопрос от слова лодка.

Учитель: Правильно, этот главный член предложения называется сказуемое и его подчёркивают двумя чертами.

Обобщение: У нас появился алгоритм, пользуясь которым, легко отыскать подлежащее и сказуемое, т.е. главные члены предложения.

Учитель: Сравните составленный алгоритм с тем, который авторы учебника поместили на
стр. 51. (Сравниваем, дополняем вопросами: Кто? Что делал? Что будет делать?)

5. Физкультминутка.

6. Первичное закрепление.

а) закрепление по стр. 51 учебника (коллективно, один учащийся на доске).

Учитель: Запишите предложение: Оля связала бабушке шарф.

Используя карточки с алгоритмом, лежащие у вас на партах, учимся находить главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.

б) выполнение упр. 1 на стр.52 (ученики поочерёдно выполняют упражнение у доски с подробным комментированием.)

8. Закрепление. Работа в парах. (Разноуровневые задания.)

Учитель: Вспоминаем правила успешной работы в парах.

Дети: Уметь договариваться с соседом по парте, как будем выполнять задание, работать тихо, не мешать остальным, помогать друг другу.

1 уровень: Грамотно постройте предложения. Спишите их. Подчеркните подлежащее одной чертой, сказуемое – двумя.

Белка сушит бельё. Ветер сушит грибы.

2 уровень: Спишите и правильно подчеркните главные члены предложения.

Белка тащит в дупло орехи.

а) контроль над ходом работы; (Дозированная помощь учителя по мере необходимости).

б) самопроверка по карточкам-справочникам;

в) рефлексия. (Перечислите выполняемые в паре действия. Что получилось, а над чем ещё надо поработать?)

9. Домашнее задание. (дифференцировано)

Всем: запомнить алгоритм – стр. 51.

  1. Стр. 52 упр. 3.
  2. Написать небольшой рассказ по опорным грамматическим основам: наступила осень, льёт дождь, деревья опустели, дуют ветры.

10. Итог урока.

Учитель: Что нового узнали о главных членах предложения?

Дети: Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое.

Учитель: Что нужно сделать для того, чтобы найти подлежащее?

Дети: Чтобы найти подлежащее, надо поставить вопрос - О ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы – кто? или что?

Учитель: Как найти сказуемое?

Дети: Чтобы найти сказуемое, надо поставить вопросы от подлежащего что делает? что делал? что будет делать?

Учитель: Что показалось трудным?

Дети: Труднее отыскать подлежащее, но сегодня я уже лучше справляюсь с этим заданием.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока

Учебный предмет, класс

Русский язык 3 класс

Подлежащее и сказуемое

1) Предметные: организовать деятельность учащихся по планированию изучения данной темы; содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; содействовать развитию навыка письма с печатного текста, учить сравнивать предложения с определениями и без них; выявить значение определений.

2) Метапредметные:

Познавательные .Развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные . Умение учиться и способность к организации своей деятельности; способность ставить цель и следовать ей в учебной деятельности; умение планировать свою деятельности и действовать по плану; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка

Коммуникативные .Развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные. В оспитывать культуру поведения, общения.

Ожидаемый учебный результат

Предметные результаты

Находить подлежащее и сказуемое в предложении.

Универсальные учебные действия

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

Познавательные: умение структурировать знания, постановка проблемы, умение осознанно строить речевое высказывание, моделирование наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Регулятивные: контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном

Оборудование и материалы

Для педагога

Для обучающихся

Основные этапы и виды деятельности

Цель - результат

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценка и контроль

Друзья мои, я очень рада,
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Сиянье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Так постараемся сегодня,
И вместе проведём урок.

Чистописание

На слайде слово колокольчик

-Ребята, выберите для чистописания только те буквы, которые повторяются чаще всего. Найдите ещё одно слово, которое получиться, если слово прочитать наоборот с середины.

Учитель показывает написание букв и слова, которое нашли дети сами.

оОо ко оОо око оло

Проводит инструктаж, настраивает детей на работу.

Учитель показывает на слайде правильное написание букв и слова, которое нашли дети сами.

Цель урока: формирование понятия "Подлежащее".

Задачи:

  • Знакомство с различными способами выражения подлежащего.
  • Отработка умения находить в предложении подлежащее.

Ход урока

Организационный момент

Учитель: Ребята, мы начинаем наш урок русского языка.
Проверка домашнего задания

Учитель: Как всегда определить тему нашего урока вам поможет учебник. Ваша задача открыть урок № 29.
- Пока вы открываете урок 29, скажите, пожалуйста, как быстро и правильно найти нужный нам урок? (смотрят по содержанию учебника)
- Совершенно верно. Так на какой странице находится урок 29? (Урок 29 находится на стр. 56)

- Хорошо, молодцы! Теперь мы должны определить блок урока, в котором будем сегодня работать. (в блоке "Как устроен наш язык" тема "Подлежащее")
- Что нас будет интересовать? (главный член предложения – подлежащее)
- Значит, весь урок мы будем говорить о подлежащем.

- Полностью согласна с вами. Ребята, а что нас вряд ли будет интересовать на сегодняшнем уроке?
Дети: Написание различных орфограмм, которые мы прошли (написание суффиксов, безударные гласные и непроизносимые согласные в корне, написание приставок) составление плана текста, фонетика и т.д.

Учитель: Замечательно! Молодцы! Тогда давайте начнем работать и раскрывать новые тайны русского языка.

Работа над темой урока

Работа с рубрикой "Давай подумаем"

Учитель: Ребята, наш друг Федя считает, что подлежащее может быть только именем существительным, потому что имя существительное отвечает на вопросы кто или что?
- И подлежащее отвечает на такие же вопросы. Давайте понаблюдаем за текстом, написанным на доске, найдем в предложениях подлежащее и подумаем, прав ли Федя.

На доске текст: Начались каникулы. Валя с Галей пошли в театр. Они посмотрели интересный спектакль.
Учитель: Но для того, чтобы правильно выполнить эту работу, давайте вспомним, что такое подлежащее.

Подлежащее - это главный член предложения, который называет то, о ком или о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы: Кто? Что?

Дети вместе с учителем выделяют подлежащее в предложениях на доске: Начались каникулы. Валя с Галей пошли в театр. Они посмотрели интересный спектакль.
- Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на слово ОНИ. В этом предложении это слово заменяет нам имена девочек.
- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы заметили? Прав ли все-таки Федя или нет?

Дети: Нет, Федя не прав. Потому что подлежащее в этих предложениях выражено не только именем существительным, но и другими словами.
Учитель: Какими?
Дети: В первом предложении существительным – каникулы. Во втором предложении сочетанием двух имен существительных Валя с Галей. А в третьем словом - они.

Учитель: Да действительно, Федя немного ошибся, ну ничего страшного, с кем не бывает. С нашей с вами помощью он исправит свои ошибки.
- Итак прочитайте, пожалуйста, правило (тайну) в учебнике на с. 56.

Дети: Чаще всего подлежащее выражается именем существительным, но может быть выражено и другими словами, а также сочетанием слов.
Учитель: Молодцы! Вот мы и раскрыли одну из тайн подлежащего. А сейчас я бы хотела предложить вам сделать гимнастику для рук, а затем выполнить упр. 1 на странице 57.

Гимнастика для рук "Рыбки"

Выполнение упр. № 1. c. 57 (фронтально)
Учащиеся по цепочке читают предложения, находят подлежащее, сообщают, как оно выражено. Если не именем существительным, предложение записывается, в нем выделяется основа.

Работа с рубрикой "Путешествие в прошлое" и словарными словами

Учитель: Ребята, сегодня нам встретилось новое слово "костюм". Авторы учебника дают нам краткую историю образования этого слова.
- Давайте прочитаем. А где и как мы еще можем узнать об этом слове? (в словаре)

3 человека проводят самостоятельную работу со словарями и дают комментарии.
Учитель: Совершенно верно! А пока ребята самостоятельно будут искать в словарях слово КОСТЮМ, мы с вами запишем словарные слова к себе в тетрадь, но для этого нам нужно отгадать загадки.

Диктант с загадками

Одна другой касается –
Хлопок получается. (Ладонь)

С виду – клин,
Развернешь – блин. (Зонт)

Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)

Вверху зелено,
Внизу красно,
В землю вросло. (Свекла)

Кто же это нарядился?
Кто же это в пляс пустился?
Косичка, словно стрелочка
Это наша . (Девочка)

Дети, которые работали со словарями комментируют толкование и написание слова "костюм".
Учитель: В слове "костюм", где мы можем допустить ошибку?
Дети: В первом слоге, в гласной О. Потому что слышится звук (А), а букву нужно писать (О). Эту букву проверить нельзя, ее нужно запомнить.

Учитель: Правильно! Запишите, пожалуйста, это слово в тетрадь, подчеркните опасное место, которое нужно запомнить.
- Проверьте, пожалуйста, верно ли вы записали словарные слова. (На доску вывешиваются карточки со словарными словами)

Физкультминутка

На доске карточки со словами: Месяц светил. Луна светила. Солнце светило. Звезды светили.

Учитель: Прочитайте, пожалуйста, записи на доске. Можно ли сказать, что это предложения?
Дети: Да. Потому что в этих предложениях есть законченная мысль, и слова между собой связаны по смыслу.

Учитель: Замечательно! Соглашусь с вами. Ребята, скажите, пожалуйста, а чем являются в этих предложениях слова: светил, светила, светило, светили?
Дети: Это глаголы, сказуемые, а еще это форма одного и того же слова.
Учитель: Хорошо! Вы ответили верно! Ну если это форма одного и того же слова, то, как вы думаете, я могу записать эти предложения вот таким образом?

- Месяц светила. Луна светил. Солнце светили. Звезды светило. (нет)
- Почему? (т.к. слова в предложении должны быть связаны по смыслу, а здесь получается просто набор слов)
- А что же нужно сделать? (К подлежащему правильно подобрать сказуемое)

Прекрасно! У вас отличное языковое чутье! Вот мы и раскрыли еще одну тайну о подлежащем. (ученик у доски меняет местами сказуемые)
- Прочитайте, пожалуйста, ее формулировку на стр. 58.
Дети: Подлежащее связано со сказуемым и требует от него определенной формы.

Учитель: А сейчас выполните упражнение 3 на странице 58. Обратите внимание на то, что все слова данные в скобках подходят по смыслу и лишь одно из них подходит по форме по форме.
- А для того, чтобы вам было легче его выполнить, предлагаю поработать в парах. (Учащимися письменно выполняется упр. 3 с.58 (работа в парах) После выполнения, упражнение разбирается вместе с учителем)

- А сейчас давайте, поработаем устно. Прочитайте, пожалуйста, самостоятельно задание к упр. № на стр. 58. Что нужно сделать?
Дети: Узнать заголовок рассказа. Для этого нужно найти в каждом предложении подлежащее и записать его в кроссворд. (На доске заранее подготовленный кроссворд. Дети находят подлежащее, комментируя свой выбор и записывают его в клетки кроссворда. Ответ: УТРО)

Подведение итогов

Учитель: Ну что ж наш урок подходит к концу. Вы сегодня отлично поработали!
- Давайте, подведем итоги нашей работы? Какие тайны русского языка мы сегодня с вами раскрыли?

Дети: Подлежащее может быть выражено не только существительным, но и другими словами, а также словосочетаниями.
- Подлежащее требует от сказуемого определенной формы.
Учитель: Ребята, Мне бы хотелось оценить вашу сегодняшнюю работу. (Выставление отметок)

Домашнее задание

Учитель: Дома вам нужно будет выполнить упр. 4 на стр. 58. Посмотрите, пожалуйста. Есть ли ко мне вопросы?
- Обратите внимание на то, что все преобразования нужно совершать со сказуемым.
- Всем спасибо! Урок окончен.


Словарная работа К а стрюля, к о гда, комн а та, к о не чн о, к о стёр, к о стюм, лаг е рь,…

Словарная работа К а стрюля, к о гда, комн а та, к о не чн о, к о стёр, к о стюм, лаг е рь,…

Словарная работа
Кастрюля, когда, комната, конечно, костёр, костюм, лагерь, лимон, лучше, магазин.

Языковая единица Признак Слово

Языковая единица Признак Слово

Состоит из слов

Не выражает законченную мысль, но
имеет значение

Имеет
главные члены

Не имеет главных
членов; одно из слов
главное, другое — зависимое

Сравните: играть, играть в прятки,

Сравните: играть, играть в прятки,

Сравните:
играть,
играть в прятки,
Я играю в прятки

Проверь себя! играть – слово, играть в прятки – словосочетание,

Проверь себя! играть – слово, играть в прятки – словосочетание,

Упражнение 1 на стр. 77. Прочитайте задание: записать сначала словосочетания, где есть глагол, затем предложения, и в предложениях подчеркнуть грамматическую основу

Упражнение 1 на стр. 77. Прочитайте задание: записать сначала словосочетания, где есть глагол, затем предложения, и в предложениях подчеркнуть грамматическую основу

Упражнение 1 на стр. 77.

Прочитайте задание:
записать сначала словосочетания, где есть глагол, затем предложения, и в предложениях подчеркнуть грамматическую основу.

Проверка! варить суп, солить суп;

Проверка! варить суп, солить суп;

Проверка!
варить суп, солить суп;
Почему это словосочетание, а не предложение?
Потому что, не назван предмет, который совершает действие.

2) Суп сварился. Мама варит суп.
Докажите, что это предложения.
Здесь есть грамматическая основа

Задание: Из предложений выписать грамматическую основу и словосочетания

Задание: Из предложений выписать грамматическую основу и словосочетания

Задание:
Из предложений выписать грамматическую основу и словосочетания.
Вечером Костя рассказал страшную сказку о Кощее Бессмертном.

Мишка быстро налил в кастрюлю холодной воды.

Выполненная работа: Костя рассказал ; рассказал вечером, рассказал сказку, страшную сказку, сказку о

Выполненная работа: Костя рассказал ; рассказал вечером, рассказал сказку, страшную сказку, сказку о

Выполненная работа:
Костя рассказал; рассказал вечером,
рассказал сказку, страшную сказку,
сказку о Кощее Бессмертном.
Мишка налил; налил быстро, налил в кастрюлю, налил воды, воды холодной.

Разбери слова по составу: рассказал холодной (воды) варит (суп)

Разбери слова по составу: рассказал холодной (воды) варит (суп)

Разбери слова по составу:

рассказал
холодной (воды)
варит (суп)

Проверь! рассказал холодной (воды) варит (суп)

Проверь! рассказал холодной (воды) варит (суп)

Проверь!

рассказал
холодной (воды)
варит (суп)

Читайте также: