Техника и технология акварельной живописи конспект

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Зам. директора по УПР:

Цель урока: 1. Обучающая: Ознакомить особенности акварельной живописи .

2. Развивающая : Развивать приемы работы с акварелью, художественную речь, зрительную память.

3. Воспитательная: Воспитывать наблюдательность, интерес к изобразительному искусству, дисциплинированность.

МТО урока: Натуральная постановка из фруктов (яблоко) с боковым освещением; образец педагогического рисунка; таблицы с этапами выполнения этюда; работы обучающихся; фотографии; наглядные пособия; бумага формата А3, карандаш ТМ, ластик, акварель, кисть беличья № 3, 4, 5 и 6, вода, палитра, салфетка.

Организационный момент (2 мин).

Подготовка к занятию

Подготовка рабочего места: обучающиеся рассаживаются за столы, на которых расположена бумага формата А3 (горизонтально). На столах около каждого обучающего приготовлены карандаш ТМ, ластик, акварельные краски, кисти беличьи № 3,4,5, палитра, вода, салфетка.

Проверить, правильно ли разместились обучающиеся за столами, всем ли хорошо видна постановка, удачны ли ракурсы.

2. Эмоциональный настрой группы (3 мин).

Начинаем урок с приветствия обучающихся. После приветствия начинаем вспоминать материал прошлого урока.

После опроса пройденного материала начинается объяснение нового задания.

Объяснение нового материала.

Акварельная живопись — это живопись прозрачными красками. Сравнивая технику акварели с другими живописными техниками, следует отметить ее основные свойства: прозрачность, легкость, чистоту и интенсивность красок.

Эти ее свойства обусловливаются прежде всего тем, что наносимые на бумагу слои краски ложатся тонким слоем, а потому прозрачны для проникающих через них лучей света. Отраженный от белой бумаги свет, окрашенный чистым цветом краски, воспринимается во всей его чистоте и силе.

Начинающий акварелист должен учитывать эти особенности и стремиться, чтобы красочный слой был всегда прозрачен. Плотно положенный слой краски будет выглядеть ярким во влажном состоянии, а при высыхании сделается матовым, потеряет свою цветовую насыщенность.

В акварельной живописи пользуются как методом лессировки, так и методом алла-прима.

Метод лессировки (нем. Lasserung — нанесение тонкого, прозрачного слоя красок) как метод многослойной живописи широко применялся акварелистами XIX и начала XX в. Ими созданы замечательные по легкости, воздушности, общей тональной целостности и гармонии цветов произведения.

Метод лессировки основан на использовании прозрачности краски, ее свойстве изменять цвет при нанесении одного прозрачного слоя на другой. Чтобы нижний слой не размывался, перед последующим покрытием ему дают хорошо просохнуть. Изменения цвета краски могут достигаться развитием одного цветового тона — от слабонасыщенного к более насыщенному, а также образованием сложных по составу тонов. Например, если покрыть желтый прозрачным синим, получится цвет с зеленым оттенком. Красный, перекрытый желтым, образует цвет с оранжевым оттенком и т.д.

В отличие от механического смешивания изменение цвета путем наложения одного прозрачного слоя на другой основано на законе оптического сложения цветов.

Итак, при методе лессировки глубина и насыщенность цветового тона достигаются путем последовательного перекрытия просохшего прозрачного слоя следующим прозрачным слоем краски.

В начальной стадии наносятся светлые тона, на них следующие по силе и так — до завершения.

Для обучающихся очень важно получить навыки в технике лессировки, так как эта техника воспитывает выдержку, учит предвидению и расчету; студенты наиболее наглядным способом постигают особенности многослойной живописи, изучают палитру красок.

С другой стороны, метод лессировки при перекрытии одного цвета другим предполагает установление точных границ для каждого вновь наносимого слоя. Это приучает учащихся органично увязывать цвет с формой.

Итак, определим основные принципы метода лессировки.

Красочный слой при всей его многослойное™ должен всегда оставаться достаточно тонким и прозрачным, чтобы пропускать отраженный свет.

Каждый новый слой краски наносится по просохшему слою.

Первые прописки выполняют более прозрачными красками, по-возможно- сти сходными по своим свойствам.

Прописки начинают красками, обладающими большей цветовой насыщенностью, с тем чтобы в последующих слабых растворах цвет не был анемичным.

Использование корпусных, укрывистых красок более уместно в заключительной стадии работы для усиления материальной значимости отдельных частей этюда.

Техника лессировки применяется при выполнении длительных живописных работ, при создании законченных композиций, книжных иллюстраций, в орнаментальной росписи, при выполнении эскизов костюмов.

Эта техника означает мгновенное письмо, без последующих капитальных изменений. Живопись каждой детали картины начинается и заканчивается в один прием, затем художник, имея в виду общее, переходит к следующей детали и т.д. Все цвета берутся сразу нужной силы. Этот метод особенно уместен при выполнении пейзажных этюдов, когда изменчивые состояния природы обязывают к быстрой технике исполнения. Этим, возможно, объясняется расцвет техники алла-прима в живописи конца XIX и XX вв., когда решались задачи пленэра (живописи на открытом воздухе). В быстром по исполнению наброске этот метод незаменим, так как позволяет сохранить при наличии опыта максимальную свежесть и сочность красочных звучаний, непосредственность и свободу выражения.

Трудно сказать, какой из методов сложнее — алла-прима или лессировки. Каждый учит чувствовать цвет, понимать форму, видеть общее и представлять конечную цель.

Поскольку в живописи методом алла-прима цвет берется сразу же нужной силы, то здесь более употребительны механические смеси, составленные из нескольких красок.

Не рекомендуется смешивать много красок. Нужно составлять цвет из двух, максимум из трех красок. Лишняя краска, как правило, приводит к утрате свежести, яркости и цветовой определенности.

Как и при лессировке, здесь лучше смешивать краски, однородные по свойствам, т.е. прозрачные смешивать с прозрачными, плотные — с плотными.

При выполнении живописного этюда рекомендуется сразу установить ведущие в натуре контрасты — места, наиболее глубокие по тону и наиболее насыщенные по цвету.

Необходимо помнить, что при высыхании акварельные краски несколько теряют силу цвета, поэтому лучше составлять нужный цвет более насыщенным.

Прежде чем приступить непосредственно к работе с натуры, необходимо выполнить ряд заданий с целью изучения свойств и возможностей красок, ознакомления с приемами акварельной живописи.

Эти на первый взгляд простые упражнения помогут освоить живописные материалы и инструменты, получить навыки работы акварелью, которые будут необходимы в дальнейшем при выполнении декоративных композиций, эскизов костюмов и т.д.

Упражнение 1. Поэтапное наложение прозрачных слоев краски один на другой.

Цель этого упражнения состоит в ознакомлении учащихся с техникой ровной заливки плоскости краской и в освоении метода лессировки.

На листе бумаги очертите карандашом три прямоугольника размером 5 x 10 или 7 х 15 см (желательно, чтобы плоскость не была очень маленькой). Подготовьте прозрачный раствор краски, например желтой. Покройте этим раствором один прямоугольник за другим, начиная сверху и ведя кисть слева направо. В конце красочной линии должна оставаться небольшая капелька. Каждую последующую линию нужно вести также слева направо, легко закрывая нижнюю часть верхней линии. При этом краска будет плавно перетекать с одной линии на другую. Дойдя до нижнего края прямоугольника, отожмите кисть от лишней краски и сравняйте его красочный слой, чтобы краска не затекла за границы прямоугольника.

После высыхания краски на всех прямоугольниках вторично этим же составом покройте второй и третий прямоугольники. И наконец, опять по высыхании еще раз перекройте третий прямоугольник.

Таким образом, вы получите три прямоугольника одного цвета, но разной степени светлоты и насыщенности (см. рис. 5 на цв. вкл.).

То же самое сделайте, используя синюю и красную краски.

Упражнение 2. Лессировка. Получение составных цветов путем наложения одного цвета на другой.

Проведите кистью шесть горизонтальных полос шириной не менее 1 см, чередуя краски таким образом: красная, оранжевая, желтая, зеленая, синяя, фиолетовая. После высыхания этих разноцветных полос в том же порядке перекройте их вертикальными полосами. На пересечении полос будут образовываться новые цветовые оттенки (кроме смешения взаимодополнительных). Это упражнение наглядно знакомит со свойствами основных и производных цветов (см. рис. 6 на цв. вкл.).

Упражнение 3. Переход цвета от более насыщенного к менее насыщенному.

В этом упражнении надо перекрывать один слой краски другим. Упражнение выполняется сразу, без последующих правок.

Очертите прямоугольник. Возьмите насыщенный раствор какой-нибудь краски, напитайте ею кисть. Начинайте покрывать прямоугольник, направляя кисть сверху вниз. Постепенно добавляя воду и тем самым ослабляя насыщенность цвета, постарайтесь добиться плавного перехода от темного тона к светлому.

Сделайте еще один вариант этого упражнения, только теперь покрывая прямоугольник снизу вверх (см. рис. 7 на цв. вкл.).

Другой способ получения интересных вливаний цвета в цвет — с помощью бумаги, смоченной водой (см. рис. 8 на цв. вкл.).

Упражнение 4. Плавный переход одного цвета в другой (см. рис. 9 на цв. вкл.).

Для выполнения этого упражнения начертите прямоугольник принятого ранее размера. В отдельных емкостях сделайте растворы контрастных по цвету красок (теплой и холодной).

Начните заливать прямоугольник теплым цветом, постепенно ослабляя его тон к середине прямоугольника. Пока краска не просохла, слабым раствором холодного цвета частично перекройте слой предыдущей краски и продолжайте заливать нижнюю часть прямоугольника, постепенно усиливая тон холодного цвета. Таким образом мы получим плавный переход одного цвета в другой.

Эта работа требует быстроты выполнения, так как краска быстро высыхает, а также четкости и аккуратности.

Упражнение 5. Градация тона хроматических цветов.

Вы уже знаете, что хроматические цвета отличаются друг от друга по цветовому тону, насыщенности и светлоте. Выполнив это упражнение, вы сможете проследить, как изменяется светлота, насыщенность и цветовой тон хроматических цветов при их смешении с ахроматическими цветами.

В смесях с белилами краски теряют насыщенность, становятся светлее и холоднее. При смешении с черной краской хроматические цвета становятся темнее и теплее. Также при смешении с ахроматическими цветами хроматические могут изменить свой цветовой тон.

Для выполнения этого упражнения начертите на листе бумаги пять рядов, состоящих из пяти квадратов каждый. Средние квадраты каждого ряда залейте разными хроматическими цветами максимальной насыщенности (красный, зеленый, синий, желтый).

При движении вправо изменяем насыщенность и светлоту, добавляя белила в выбранные хроматические цвета, а влево — черную краску.

Упражнение 6. Изменение тепло- холодности хроматического тона. Теплоход од н ость хроматического тона зависит от количества содержащегося в нем желтого или синего цвета. Например, если к травянистому зеленому постепенно добавлять желтый цвет, то он станет теплее, светлее и изменит свой цветовой тон на салатовый. Если будем добавлять синий, то зеленый цвет станет холоднее и постепенно мы получим изумрудно-зеленый цвет. То же самое можем проделать с розовым и коричневым цветами. Форма выполнения упражнения может быть аналогичной предыдущему заданию — заливка квадратов.

Упражнение 7. Изображение бабочки.

В расцветке бабочек — природное многообразие цветовых сочетаний и узоров. Рисование бабочек может закрепить все навыки, полученные при выполнении предыдущих заданий, а также проявить свои творческие способности.

Для выполнения этого задания можно использовать натуральные коллекции бабочек, цветные фотографии и иллюстрации с бабочками. В окрасе крыльев бабочек есть переходы цвета от более насыщенного к менее насыщенному, одного цвета в другой, сочетания контрастных цветов и т.д.

В этой работе используются разные приемы акварельной живописи, в то же время узоры на крыльях бабочки можно рассматривать как орнаментальные мотивы. Примеры подобного задания представлены на рис. 10 цв. вкл.

Следует заметить, что рисунок бабочки должен быть выполнен с развернутыми крылышками.

Рисунок под акварель выполняется графитным карандашом средней мягкости (ТМ) или твердым (Т). Избегайте активного использования ластика, так как это может нарушить фактуру листа бумаги и мешать наложению краски ровным слоем.

Также следует учесть, что удобнее вначале проложить светлые цвета, а потом — темные.

Другим вариантом этого задания может быть выполнение акварелью орнаментальных мотивов. Оригиналами для орнаментов могут служить цветные репродукции произведений декоративно-прикладного искусства и цветные таблицы с орнаментами. Сущность подобных упражнений заключается в необходимости научиться управлять текучестью водяных красок, овладеть техникой акварельной живописи.

Прежде чем приступить к заданию, мы должны познакомиться с особенностями построения яблока.

Прежде всего, нужно выяснить, на какую геометрическую форму похож тот предмет, который мы собрались рисовать. В данном случае яблоко у нас похоже на круг.

Анализ задания

Преподаватель: «Для того чтобы лучше передать объем предметов и разобраться в светотеневых градациях, выполним наше задание в технике “Гризайль”.

Гризайль (фр. Grisaille от gris — серый) — вид однотонной (монохромной) живописи, выполняемой в разных оттенках одного цвета, чаще всего сепии.

В работе над следующей живописной постановкой вам нужно будет верно определить светотеневые градации. Гризайль дает возможность создать фиксированную тональную шкалу, используя для этого заготовленные колера. Мы учимся создавать тональную шкалу из 5-7-9 тонов. И в несколько этапов разбираем, каким образом строится тональное изображение.

Самостоятельная работа

Преподаватель: «Итак, приступаем к заполнению или компоновке листа бумаги формата А3. На этом занятии мы выполним два этюда. Разместим их на одном листе, поэтому разделим лист вертикально пополам и выполним два одинаковых рисунка предметов постановки. Сначала остро отточенным карандашом ТМ выполняем подготовительный рисунок. Располагая изображение на листе, выявляем пропорции предмета. Строим форму предмета в соответствии с законами линейной перспективы. Для выполнения рисунка в технике гризайль освещаем постановку с одной стороны сильным источником света, например одной лампой, создавая контрастное освещение. Тонкими линиями четко обрисовываем контуры всех форм и границы основных теней постановки. Пользоваться резинкой при выполнении рисунка в технике гризайль не следует, так как она повреждает поверхность бумаги.

На следующей стадии работы определяем тоновые отношения рисунка, светотеневой масштаб. Весь рисунок покрываем слабым тоном, не трогая лишь сильно освещенные места - блики. Тем же самым тоном проходим по тональной шкале. После этого краска должна высохнуть.

Для рисования кистью нужно развести акварель в трех ячейках: для слабого, среднего и темного тонов в таком количестве, чтобы хватило на выполнение всего рисунка. Промежуточные тона получают, разбавляя полученные растворы водой или добавляя в них краску. Прежде чем наносить тон на рисунок, надо нанести его на палитру из той же бумаги.

Покрываем рисунок тоном, соответствующему свету, средним тоном, соответствующим полутонам изображения. Уточняем форму предмета, даем рисунку высохнуть и снова покрываем его темным тоном. Темный тон наносим там, где находятся собственные и падающие тени. Собственные и падающие тени на границах с другими, более светлыми, поверхностями темнеют. На переднем плане светотеневые отношения выступают резче, контрастнее. На дальнем плане все светотеневые отношения становятся мягче, воздушнее.

На последнем этапе работы прокладываем самые темные, но не черные, не глухие глубокие тени, выявляем форму, подчеркиваем контрастность, уточняем интенсивность отдельных мест, выявляем блик, сравниваем изображение с натурой.

При работе над заданием будем соблюдать некоторые ограничения.
1. Мазок не должен быть сухим - в нем не должно оставаться по ходу движения кисти полос не закрашенной бумаги. Но, если на кисти слишком много воды, краска стекает вниз по бумаге ручейками. Краска должна ложиться прозрачно даже в самых темных местах, бумага должна просвечивать сквозь краску.

Пока мазок не высох, мы не кладем мазков рядом с ним - мазки не должны сливаться в сыром виде.

Мазок после того как его положили нельзя перекрашивать. Стараемся сразу попасть в нужный тон. Если мазок неверен, его надо не исправлять, а скомпенсировать в ходе дальнейшей работы за счет соседних мазков.

4. Первый мазок кладем по самому темному месту - это сразу задаст тоновой диапазон натюрморта.
5. В начале работы не кладем больше двух мазков по одному предмету. При этом, если один мазок положен по освещенной части предмета, другой мазок кладем в тени этого предмета.

6. Сначала работаем в середине рисунка, там где соседствует наибольшее число тоновых отношений, и постепенно приходим к краям изображения. Когда мы сделаем первую проходку, в которой ни один мазок не кладется вплотную к другому, возвращаемся опять к середине листа. Теперь мазки второй проходки кладем вплотную к высохшим мазкам первой. С каждой проходкой белой бумаги между мазками остается все меньше, пока все пространство рисунка не окажется покрыто мазками краски.

Итоговый анализ ученических работ.

В конце урока выставляем все работы, и коллективно с учениками подводим итоги о проделанной работе. Обращаем внимание на композиционное, цветовое решение. В ходе анализа обучающимися задаются вопросы:

Уборка рабочего места

В конце урока выставляем все работы, и коллективно с учениками подводим итоги о проделанной работе. Обращаем внимание на композиционное, цветовое решение, технику исполнения. В ходе анализа детям задаются вопросы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект мастер-класса на тему " Техника акварельной живописи" для обучающихся от 7 до 14 лет.

педагога дополнительного образования Минаевой Л.Ю.

Возраст обучающихся: 7-14лет.

Количество обучающихся в подгруппе: 7 человек; на занятии 7; год обучения 1.

Цель занятия: знакомство с приемами акварельной живописи.

-познакомить с основными приемами акварельной живописи, видами акварели.

Развивающие:

-развивать умение рисовать акварельными красками, творческий потенциал, внимание, воображение.

Воспитывающие:

-воспитать у детей способность эстетического восприятия акварельной живописи, вдохновить детей на занятия в творческом объединении.

Методическая база педагога:

- наглядный образец,

- кисточки для акварели,

- стаканчик для воды,

Методическая база обучающегося:

- кисточки для акварели,

- стаканчик для воды,

Форма: мастер-класс

Методы: беседа, показ, упражнения, демонстрация.

Ход занятия.

-Сегодня на занятии мы познакомимся с приемами акварельной живописи. Научимся рисовать акварельными красками. Я предлагаю вам попробовать себя в роли художника-акварелиста.

2. Подготовка к изучению новой темы. (3 мин.)

-Скажите, пожалуйста, вы знаете известных художников-акварелистов? (Ответы детей). На выставках бывали?

-Как вы думаете, почему они стали известными?

-Правильно. Эти люди любили рисовать акварельными красками, много времени уделяли рисованию, рисовали везде: на природе, дома, рисовали своих животных, рисовали портреты своих родных. В результате в совершенстве овладели техническими приемами акварельной живописи, стали мастерами своего дела, их знает весь мир. Благодаря их мастерству акварельная живопись совершенствовалась и развивалась.

3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями. (10 мин.)

История возникновения техники акварели.

- Акварель – очень древняя техника. Первая акварельная техника стала развиваться в Китае после изобретения бумаги. Предшественницей акварельной техники в Европе была роспись по сырой штукатурки (фреска), позволяющая получать сходные эффекты.

- Акварель не сразу стала отдельным видом искусства. Долгое время рисовали масляными красками, а акварель использовали для набросков.

- В середине 18 века рисование водяными красками сделалось популярным видом досуга для непрофессионалов в Англии, после публикации путевых дневников Уильяма Гилпина, которые он снабдил собственными иллюстрациями. Самым знаменитым мастером в акварели в Англии был У. Тернер, открывший огромные возможности этой техники в создании романтических образов природы.

- В середине 19 века акварель завоевала широкую популярность также в Америке и во Франции.

- Самое сильное влияние на русских художников оказала английская акварель, прежде всего на тех, кто был связан с императорской Академией художеств, находившейся в Санкт-Петербурге.

- В России в первой половине 19 века подлинный взлет акварельной живописи связан с именем К. Брюллова. Художник применял разнообразную технику, писал сразу в один слой, клал краску в два-три слоя по сухой поверхности бумаги, тонкой кистью многократно прописывал детали. И другие русские художники: П. Федотов, П. Соколов, В. Садовников, В. Суриков, А. Бенуа, Л. Бакст, И. Билибин внесли большой вклад в развитие акварельной техники.

- В конце 20 века в России повысился интерес к акварели, знаковым событием стало открытие специализированной школы акварели Сергея Андрияки.

- Сегодня я предлагаю вам написать пейзаж акварельными красками применяя акварельные техники. Я уверена, что вы все талантливы и у вас получиться нарисовать красивый пейзаж .

4. Упражнения на усвоение и закрепление знаний, умений, навыков. (22мин.)

- Я подготовила для вас зимний пейзаж нарисованный простым карандашом на акварельной бумаге и нам его нужно только оживить акварельными красками.

- Прежде чем приступить к работе с красками, восковыми мелками обводим контур рисунка созвездий большой и малой медведицы на небе.

- Затем закрашивая лист акварелью, рисунок мелками остается не закрашенным. (Дети обводят контурный рисунок восковыми мелками)

-Сейчас будем реализовывать свой талант, выполняя следующие упражнение

- После полного высыхания живописного слоя продолжаем рисовать пейзаж.

- Завершаем наш пейзаж, изображая снег на деревьях и переднем плане с помощью поролоновой губки. На поролоновую губку накладываем немного белил и прикладываем к поверхности картины в нужных местах.

- Наш пейзаж готов.

Знакомство с видами акварели

-А сейчас пока наш пейзаж высыхает, я расскажу о других видах акварели.

- Многослойная акварель – акварель, написанная лессировками в несколько живописных слоев. Главным достоинством многослойной акварели является возможность создания картин в стиле реализма, т.е. максимально точно воспроизводящих тот или иной фрагмент окружающей среды. Такие работы внешне имеют определенное сходство, например, с масляной живописью, однако в отличие от нее сохраняют прозрачность и звонкость цветов, несмотря на наличие нескольких слоев краски.
Яркие, свежие лессировочные краски придают акварельным работам особую полнозвучность цвета, легкость, нежность и лучезарность колорита.
Лессировка — это техника насыщенных цветов, глубоких теней, наполненных красочными рефлексами, техника мягких воздушных планов и бесконечных далей. Там, где стоит задача добиться интенсивности цвета, многослойный прием стоит на первом месте.

-Английская акварель – акварель написанная по влажной бумаге.

Выставка детских рисунков

-Вот и получилась наша первая картина нарисованная акварельными красками. Наше занятие подходит к концу.

5. Подведение итогов. Заключительный этап. Рефлексия.(5 мин.)

-Ребята, скажите, что вам сегодня больше всего понравилось и запомнилось? (Ответы детей.)

- Чему вы научились сегодня на занятии? Как оцениваете свою работу?

-Удалось ли вам сегодня на занятии почувствовать себя в роли художника?

-Заинтересовались ли вы? Хотите ли вы продолжить совместную работу в этом направлении?

1.Уиссман П. - Основы акварельной техники (Перевод с английского) - М.: Издательство Астрель, 2010 .

2. Форд Д. - Школа рисования. Акварель - "Контэнт", Москва 2011

3. Гаррисон Х. – Как рисовать пейзажи акварелью. – (Перевод с английского) - М.: Издательство Арт-Родник, 2010.

Техники акварели. Пять основных приемов 2


Техники акварели. Пять основных приемов 3

Техники акварели. Пять основных приемов 4


Техники акварели. Пять основных приемов 5

Техники акварели. Пять основных приемов 6

В этой статье я описал основные эффекты и техники акварели, с которыми работаю. Безусловно, этот список можно продолжать еще долго, и я уверен, что всегда будет что-то, что я еще не попробовал, что будет вдохновлять меня к новым работам и экспериментам. Желаю вам творческих успехов и вдохновения!

Получите доступ к ЛЮБОМУ из 115 уроков рисования онлайн-школы Doodle&Sketch БЕСПЛАТНО!

Получите доступ к ЛЮБОМУ из 115 уроков рисования онлайн-школы Doodle&Sketch БЕСПЛАТНО! Заполните поля и ждите письмо:


Урок познакомит учащихся с историей возникновения акварельной живописи и разнообразием техник ее исполнения.

Описание разработки

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с историей возникновения акварельной живописи и разнообразием техник ее исполнения.

Развивать умения управления текучестью красок, смешивания цветов.

Методы обучения: диалогический, репродуктивный, показательный.

Приемы преподавания: беседа, объяснение, демонстрация, постановка вопросов.

Приемы учения: наблюдение, слушание, ответы на во­просы, выполнение самостоятельной работы.

Форма работы: индивидуальная.

Зрительный ряд: педагогические рисунки, иллюстра­ции к книгам, фотографии с изображением утренней дымки или тумана.

Ход урока

I. Организационная часть.

Подготовка учащихся к работе на уроке.

II. Актуализация опорных знаний.

III. Введение нового материала.

Для раскрашивания таких книг использовали прозрачные краски, созданные на основе земляных пигментов, - для получения охры и сиены, на основе минералов, таких как киноварь, - для красного цвета, из жженой ивы - для черного, и из селенита (гипса) — для белого цвета. Связывались эти пигменты гуммиарабиком или яичным желтком и использовались растворенными в воде. Другими словами, это были акварельные краски. Но прошла еще тысяча лет, прежде чем в 170 году нашей эры были обнаружены рукописи на пергаменте - овечьих или козлиных шкурах, обработанных известью и выделанных пемзой. Это открытие приписывается королю Пергамона Эумену II.

Иллюстрации, называемые миниатюрами, которые везде сопровождали текст рукописи, были нарисованы акварельными красками, смешанными с белым свинцом, что было похоже на гуашь или непрозрачную акварельную краску, которые мы используем в наши дни.

В IX веке, во время правления Шарлеманя, императора из| династии Каролингов, иллюстрациям стали придавать большое значение, и художники в своих работах чередовали прозрачные акварели с только что описанными непрозрачными.

Эта технология использовалась начиная с раннего Средневековья до эпохи Возрождения, и в этот период акварельная живопись получила самое широкое распространение. Более десяти веков постоянного развития и находок отделяет то время от сложных технологий, доступных в наши дни. Но толчком к развитию этого жанра послужила все же литература.

От ранних акварелей до работ современных художников произошли значительные изменения в области формы, цвета и основных характеристик жанра, однако фундаментальные свойства остались неизменными. И сюжеты картин прежние: пейзажи, в том числе морские, портреты, фигуры в полный рост, натюрморты.

Ну, а теперь поговорим о технологии акварельной живописи. )

Объяснение учителя сопровождается выполнением простых зарисовок - яблока или ломтика дыни - в двух различных видах техники.

1. Работа по сухой бумаге.

Учитель. Начиная писать, не увлекайтесь деталями, по­старайтесь обобщенно прописать всю поверхность листа.

Не забывайте, что в акварели нет белой краски, поэтому бе­лизна листа является самым светлым тоном в работе.

По просохшему слою краски приемом лессировки (наложе­нием краски поверх просохшего слоя) наносится более темный тон для проработки основных масс.

Будьте осторожны - акварельная живопись не любит ис­правлений. Если вам понадобиться что - нибудь ослабить в тоне, то попробуйте промыть это место чистой водой и написать его заново.

2. Работа по сырой бумаге.

Ну а теперь пришло время самим испытать удовольствие работы с акварелью. (Объяснение задания для самостоятельной работы. )

IV. Самостоятельная работа учащихся.

V. Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления изученного материала:

Что послужило толчком к развитию акварельной живописи?

Какие две основные техники используют в акварельной живописи?

Далее учитель демонстрирует несколько акварельных работ, выполненных в разной технике. Учащиеся определяют название этих техник.

Акварельные краски были известны еще в древнем Египте, в древнем Китае и странах античного мира. Долгое время письмо ими считалось лишь одной из составляющих графического рисунка. Живопись акварелью в современном ее представлении возникла сравнительно недавно: в конце XVIII – начале XIX вв. Тогда она приобрела независимость и стала одной из самых сложных техник рисования.
Существует множество различных приемов исполнения акварельных работ. Эти способы можно выделить и классифицировать лишь условно, в зависимости от определенных факторов.

Условная классификация акварельных техник

Условная классификация акварельных техник

Прежде чем вы начнете, вам необходимо освоить основные техники рисования акварелью:

Этот метод предполагает нанесение влажной краски на влажный фон, чтобы разбавить ее, но при использовании данной техники вам придется точно рассчитывать время!

Лучший способ смачивания бумаги – использование натуральной губки. Этот способ намного быстрее, чем смачивание кистью, плюс им гораздо легче можно определить, насколько влажная ваша бумага. Осторожно сделайте несколько мазков краской, чтобы посмотреть, в каком направлении она потечет. Если вы обнаружите, что краска растекается слишком быстро, подождите несколько минут, чтобы бумага немного подсохла, а затем рисуйте максимально быстро, прежде чем она станет слишком сухой.

Техника рисования акварелью мокрым по мокрому endre-penovak.jpg

Техника алла прима мокрым по сухому.jpg

Рисование сухой кистью – это прекрасный способ добавления деталей на вашу картину. Кончик кисточки должен быть смочен, но не перегружен краской. Сама краска должна быть достаточно жидкой, чтобы попадать на бумагу при небольшом давлении не растворения при этом слой краски под ней. Цель такого рисования состоит в создании или смешивании цвета короткими точными касаниями и удобной работе с грубой бумагой.

ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ СУХОЙ КИСТЬЮ.jpg

Многослойная акварельная живопись Лессировка.jpg

Ни для кого не секрет, что в акварели отсутствуют белила. Белый цвет передается за счет цвета бумаги. Другими словами - художнику все время нужно помнить о тех участках, которые он должен оставить белыми и "обходить" их цветом, оставляя нетронутыми.

маскирующая жидкость для акварели.jpg


Соль (как крупная, так и мелкая), рассыпанная по сырой акварели неравномерно разъедает краску и создает на пятне особую фактуру. Этот прием эффективен по первому слою краски. Когда работа высохнет соль можно удалить сухой тряпкой или даже рукой.

соль в акварели penovac.jpg

Пока работа еще сырая некоторые детали можно просто “процарапать” черешком (обратной стороной) кисти либо мастихином (художественным шпателем).

Черешок кисти мастихин.jpg

Монотипия – графическая техника суть которой заключается в получении единственного уникального отпечатка от живописной или графической основы. Для акварельных листов, сделанных в технике монотипии, свойственно богатство фактур, произвольность цветовых пятен, необычность световых соединений.
Разновидностями этого способа являются приемы отлипов от разных поверхностей (целлофан, ткани, птичьи перья и т.д.)

Использование этого приема позволяет выявить такие особенности акварельных красок, как самосоединение пятен, возможности растяжки цвета. Лучше использовать толстые сорта бумаги. Лист смачивается с двух сторон губкой или опускается в воду, пока он не наберет влагу, затем кладется на оргстекло или пластик. Легким движением бумага расправляется, выдавливаются воздушные пузыри и лишняя вода. Работа ведется в один прием по горизонтальной поверхности. Краски не должны быть жидкими. Хорошо подходят краски в тубах После работы лист перекладывается на фанеру или картон. При таком способе письма возможно применение эффекта соли, или предварительной обработки поверхности листа парафином, а также способы процарапывания черенком кисти или выбирание краски лезвием.

Читайте также: