Конспект урока по труду 1 класс плетение

Обновлено: 28.06.2024

Цель: Выполнить способом плетения коврик из бумаги.

-закрепить графические навыки, учить соединять детали плетением, повторить, что называется четным числом, закрепить умения учащихся работать с бумагой;

-развивать точность, глазомер, пространственное воображение, координацию движений мелку моторику, пространственное мышление, творческое воображение;

-воспитать трудолюбие, аккуратность, уважительное отношения к культурному наследию и традициям наших предков.

Оборудование: презентация, образец конечного продукта, ножницы, линейка, простой карандаш, цветная бумага, клей, влажные салфетки.

План работы :

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний

3. Объяснение нового материала

4. Подведение итогов

Ход урока

1. Организационный момент

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы!

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

2. Актуализация опорных знаний

Это что за простачок

Лег у двери на бочок,

На дороге, на пороге

Останавливает ноги? (Коврик)

В старину обязательной частью внутреннего убранства дома были половики. Хозяйки не только украшали ими свои дома, но и плели их на продажу. - Откуда мы можем получить информацию о половиках, о том, как их плели?

В русских избах половиками было принято покрывать лавки, сундуки, спальные места на печах. Половики изготавливались на ткацком стане или плелись крючком: в первом случае они были длинны и узки, во втором – круглой формы. Материалом для половиков служили грубые, толстые нитки, веревки, полосы из старых тряпок, иногда – растения типа рогоза (камыш, а также мочало. На Севере в качестве половика иногда использовали старую рыболовную сеть. (Из энциклопедии, справочного издания, Интернета, у взрослых и т. д.)

- Кстати, ковры часто встречаются в сказках. Помните ли вы, что это за сказочные ковры? (Волшебные ковры-самолеты)

Скажите, а из чего плетут настоящие ковры? (Ответы детей.)

- Правильно был назван материал, из которого можно плести ковры и ткани – это нити. Очень трудно было получить такие нити. А мы с вами будем плести ковер из цветной бумаги.

- Но перед тем как мы приступим к работе, мы немного отдохнем.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

3. Объяснение нового материала

- Сегодня на уроке технологии мы будем плести коврик. Необходимые для работы материалы и инструменты – цветная бумага, карандаш, ножницы, линейка, клей.

- Какой формы будет изделие? (Прямоугольник.)

-Давайте приступим к выполнению нашего изделия.

- Работать сегодня будем работать по технологической карте. Где пошагово расписано каждое действие. (показ слайдов)

Работают по технологической карте

4. Подведение итогов - Все молодцы, все выполнили.

-А сейчас мы проведем выставку своих ковриков.

Уборка рабочего места.

Делают анализ готовых изделий.

-Что у вас получилось лучше всего?

- В чем испытали затруднения?

- Выберите понравившуюся фразу и продолжите её : На уроке технологии я узнал…

Мне было интересно…

-Всем спасибо, урок окончен.

Прикреплённые файлы:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата: _____________

План-конспект урока

трудовое обучение в 1 класса

Тема: Плетение ковриков

Цель: дать сведения о бумаге и ее свойствах; учить изготавливать аппликацию из бумаги;

развивать навыки работы с шаблонами, ножницами; расширять кругозор, словарный запас;

Формировать навык работы с конструктором, навык моделирования

Воспитывать эстетический вкус, аккуратность, бережливость, бережное отношение к труду, самостоятельность.

Оборудование: картон, бумага, клей.

Методы и приемы: Объяснительно-иллюстративный

Организационный момент.

- Активизация внимания и настрой учащихся на трудовую деятельность.

Техника безопасности

С ножницами не шути,

Зря в руках их не крути,

И держа за острый край,

Другу не передавай

-А как обращаться с клеем?

Вводная беседа

Здравствуйте, дорогие ребята!

- Как замечательно, что мы снова вместе. На ваших лицах я вижу улыбки. Вы в хорошем настроении, это чувствуется по вашим голосам. Значит, встреча будет полезной и интересной.

- Сейчас мы с вами очутимся в сказке. А что это за сказка и кто её автор вы мне сами скажете.

Просмотр фрагмента сказки А.С. Пушкина о царе Салтане.

- Догадались что это за сказка?

- Хотя это и сказка, но А.С.Пушкин поведал нам о занятиях вовсе не сказочных, а настоящих.

- Что делали девицы?

- Что значит прясть?

- Как вы думаете о чём пойдёт речь на уроке?

Педагогический показ

- Рассмотрите, пожалуйста, образцы и попытайтесь, понять, как выполняется прямое плетение (Слайд №6).

- Прямое плетение - простое переплетение уложенных крест-накрест лент между собой. Оно может быть исполнено шахматным рисунком или фигурным.

-Как вы думаете, почему плетения получили такие названия? (Шахматным, потому что напоминает шахматную доску, а фигурным - похоже на какую-нибудь фигуру)

-Узор можно плести в полосе, прямоугольнике, квадрате.

-Повторяющийся фрагмент узора называется мотив.

-Найдите мотивы на этих образцах (Слайд №7).

На доске представлены образцы узоров с повторяющимися фрагментами и образцы шахматного плетения. Дети подходят к доске и показывают те, где есть мотивы.

- Перед вами в конвертах необходимые ресурсы (полоски цветной бумаги, эскиз, полотно для плетения в форме квадрата), которые вы приготовили на прошлом уроке и эскиз, которым вы можете воспользоваться при работе. Достаньте, посмотрите.

- Работать будем самостоятельно. Каждый будет делать свой коврик. Узор выбираете из учебника, выполняете по эскизу или придумываете свой. Но перед началом необходимо установить порядок выполнения работы.

На партах карточки, где хаотично расположены следующие шаги:

Концы каждой полоски закрепляй на основании клеем.

Выполни плетение по образцу или придуманному рисунку.

Выбери узор для коврика.

Нарезанные полоски бумаги аккуратно подтягивай и не допускай больших просветов и перекосов в плетении.

Дети определяют план своей работы, одновременно с этим учитель отрывает поочерёдно план на доске (Слайд №8).

- План намечен. Можно приступать к работе. По окончании необходимо будет выбрать лучшие коврики от группы (дети объединяются в четвёрки). Значит, необходимо определить критерии оценки (Дети предлагают: аккуратность, правильность, оригинальность)

Критерии оценки:

Организация рабочего места.

-Какие есть вопросы по содержанию оценки?

Самостоятельная работа

Отработка общепрофессиональных умений:

- организация рабочего места;

- правильность и точность выполнения приемов работы

- соблюдение правил ТБ

- качество выполненных работ

Уборка рабочего места.

Оценивание. Выставка.

- Выставка готовых работ. Каждый защищает свою работу.

- Чтобы приготовить пришлось приложить много труда. С какой операции начали работу? (размечали с помощью линейки и карандаша фигуры)

Нажмите, чтобы узнать подробности

в 1 классе на тему:

Изделие: Закладка-косичка

Подготовила: Магомедова Айсат Мемедиевна

Чинар, 2017 год

Задачи урока:

Обучение приему плетения косички из трех прядей.

Закрепление приемов связывания нитей узлом, разметки деталей по шаблону, вырезания и склеивания.

Закрепление представлений о единстве в изделии красоты и пользы.

Развитие внимания, вариативности мышления, координации движений, мелкой моторики рук.

Материалы, инструменты, оборудование:

У учащегося: учебник; три нити длиной 55-60 см разных цветов для плетения закладки; полоска бумаги из листа Приложения 14 с размеченными деталями для брелоков; ножницы, клей, кисточка, салфетки для работы с клеем.

Организационный момент

Проверка материалов, обсуждение порядка работы

Плетение изделия

Вырезание деталей из бумаги

Сборка изделия

Выставка, обсуждение и оценка работ

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Оргмомент

Прозвенел уже звонок –Начинается урок!

Дети настраиваются на работу, успокаиваются, рассаживаются на места.

- Отгадайте, о каком герое идет речь.

Щуку он в пруду поймал и желанье загадал… ( показ картинки)


- Хорошо, что вы знаете героя этой сказки. А кто читает сказки уже сам?

- Как настоящим читателям, вам необходимы разнообразные закладки.

Кроме того, вы можете подарить такую вещь кому-нибудь, например - своим друзьям, родителям…

- Откройте учебник на с.30. Рассмотрите образцы закладок, показанных на рисунке, а также рассмотрите те, которые я подготовила к уроку.

- Что вы можете сказать об их устройстве? Что у них общего? В чем различие?


- Как вы думаете, из чего может быть сделана такая основа-косичка?

- Обязательно нити основы должны быть разноцветными?

- Для чего нужны детали из бумаги, прикрепленные к косичке?

- Сколько таких деталей нужно для одной закладки? Почему?

Не рисовать, не писать ничего в книгах;

Не вырывать листы, не вырезать картинки;

Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;

Не читать книги во время еды;

Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;

- У всех закладок– плетеная полоска в виде косички. Различаются они цветом, длиной и разными бумажными украшениями.

-Из разных толстых ниток, мочала, сутажа.

- Служат для украшения и удобства. С помощью них легко отыскать в книге нужную страницу.

- Две детали, так как они приклеиваются с двух сторон.

III. Проверка материалов, обсуждение порядка работы

Следовательно, какие материалы понадобятся для изготовления этого изделия?

- В каком порядке нужно выполнять работу?

-Три нити для плетения Основы закладки, картон или бумага для украшения.

- Сначала сплести косичку, а затем вырезать и приклеить детали

Плетение изделия

- Плести косичку будем все вместе, т.к. этот прием для вас новый. Те, кто уже умеют это делать, будут моими помощниками и вместе со мной помогут остальным.

- Посмотрите в учебник и скажите, что нужно сделать, прежде всего?


- Похожее действие вы уже выполняли, когда делали закладку из фотопленки, только теперь связываем одновременно не две, а три нити. (Демонстрация приема на макете)

- Теперь закрепим связанные нити, навесив их на нитку, закрепленную у каждого из вас на столе. (показ)

-Нитка удерживает изделие, и мы можем приступить к плетению. По окончанию работы снимем закладку с нитки.

- Распределите рабочие нити по цветам, как это показано в учебнике: слева лежит синяя нить, в середине желтая и справа красная.

- Попробуйте самостоятельно прочитать по учебнику и выполнить действие, с которого начинается плетение. Как мы его можем описать словами?

- Выполним эту операцию все вместе (демонстрация на макете).

Все концы аккуратно подтянем.

Теперь слева оказалась желтая нить, в середине красная, а синяя находится справа. Повторяем с ними те же действия. Кто хочет рассказать, как будем действовать дальше? ( далее плетение ученики продолжают под диктовку учителя или учеников, по необходимости оказывается индивидуальная помощь)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающая: продолжить знакомство с шахматным узором, приёмами переплетения бумажных полосок. Научить детей работать с цветным картоном, клеем, ножницами.

Развивающая: развивать внимание, умение анализировать, рассуждать, систематизировать впечатления. Развивать наблюдательность и фантазию при выполнении работы.

Воспитывающая: аккуратность при работе с клеем, терпеливость при выполнении работы.

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

- развитие регулятивных действий, включая целеполагание; планирование (умение составлять план действий и применять его для решения задач); прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

- развитие коммуникативной компетентности обучающихся на основе организации совместно-продуктивной деятельности;

- формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации на основе эффективной организации предметно-преобразующей символико-моделирующей деятельности.

- приобретут навыки самообслуживания; овладеют технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоят правила техники безопасности;

- получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;

- приобретут первоначальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.

Планируемые результаты:

- рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека;

- выполнять доступные действия по самообслуживанию (сохранять порядок на рабочем месте во время работы и убирать рабочее места по окончанию работы);

- анализировать устройство изделия (под руководством учителя), определять его назначение;

- организовывать рабочее место для выполнения практической работы (под руководством учителя);

- выполнять практическое задание с опорой на рисунок, схему и инструкцию учителя;

- конструировать и моделировать несложные технические объекты и учебные предметы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- выполнять технологический процесс изготовления поделки с опорой на рисунок, схему (под руководством учителя);

- анализировать устройство изделия, определять его назначение и изготавливать (под руководством учителя);

- работать в коллективе.

Оборудование:

Для учителя: фото парусных судов, плакаты схемы выполнения изделия, готовая работа, шаблоны изделия, плакаты по ТБ.

Для учащихся: цветной картон, клей, ножницы.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов]. –2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2010. – 204 с.

Рагозина Т.М. Технология: [Текст] : 1 класс: методическое пособие / Т.М. Рогозина. – М. : Академкнига/Учебник, 2011. – 47 с.

Рагозина Т.М. Технология: [Текст] : 1 кл.: учебник / Т.М. Рагозина, А.А. Гринёва / под ред. Р.Г. Чураковой. – М. : Академкнига/Учебник, 2011. – 80 с. : цв. ил.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок 57000 слов/ Под ред. чл. – корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 19-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1987. – 750 с.

5. Ковинько, Л. В. С любовью к природе [Текст] / Л. В. Ковинько // Воспитание младшего школьника. - М.: Просвещение, 2000. - 198 с.

Орг. момент 1 мин.

Вводная беседа 4 мин.

Физминутка 1 мин.

IV. Анализ изделия 3 мин.

Повторение правил по ТБ 1 мин.

Объяснение последовательности изготовления изделия 3 мин.

Планирование детьми предстоящей работы 3 мин.

Физминутка 1 мин.

Самостоятельная работа учащихся 17 мин.

Выставка работ. Оценивание. 2 мин.

Итог урока. Уборка рабочих мест. 1 мин.

- Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок, начинаем наш урок! Сейчас у нас урок труда.

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Ножницы, картон и ластик.

С усердием трудитесь!

- Прошу вас занять свои места.

- С каким узором, мы познакомились на прошлом уроке?

(На прошлом уроке мы познакомились с шахматным узором.)

- Верно. Почему этот узор называют шахматным?

(Этот узор называют шахматным потому, что он похож на доску для игры в шахматы. Переплетение крест - накрест.)

- Молодцы. А что именно мы будем изображать, вы узнаете, отгадав загадку.

[Читаю загадку]:

От ветра он не прячется,

А, грудь подставив,

(Это парусник.)

[Вывешиваю на доску фото парусника.]

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с шахматным узором.

- Цель нашего урока сегодня, научиться изготавливать парусник с элементами шахматного узора. Познакомиться с историей происхождения парусника.

III. Вводная беседа

- Сейчас слушайте меня внимательно, я познакомлю вас с парусным судном поближе.

- Парусное судно (парусник) — судно, которое использует парус и силу ветра для движения. Первые парусные и парусно-гребные суда появились несколько тысяч лет назад в эпоху древнейших цивилизаций. Парусные суда способны развивать скорость, превышающую скорость ветра.

- История парусного судна насчитывает более 5000 лет. Паруса использовались на судах Древнего Рима, Египта, Ассирии, Океании и других древних народов. Древнейшие парусные суда появились в Египте. Это были плоты, сделанные из папируса.

[Вешаю фото на доску.]

- Около 3500-го года до н. э. эти плоты превратились в корабли. Сначала египтяне использовали корабли только для того, чтоб передвигаться по Нилу, а потом начали выходить в море. В 1200-х гг. до н. э. в Египте появились военные корабли.

- На протяжении двадцати веков парусные суда имели широкое применение. Первые колёсные пароходы также были снабжены мачтами с парусами, позволявшими сэкономить топливо при благоприятном ветре.

- Парусные суда достигли верхней точки развития в XVIII и XIX веках. Их использовали как для перевозки грузов и пассажиров, так и для военных действий. Появились фрегаты и линейные корабли, которые имели до трёх палуб с пушками в корпусе.

- Сейчас парусные суда не используются для перевозки грузов и боевых действий. Однако, существуют яхты и лодки с парусом, предназначенные для отдыха и спорта.

- А сейчас ребята:

Встаньте на ноги, потянитесь – раз.

Два – согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою – три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

IV. Анализ изделия

- А теперь посмотрите внимательно на образец.

[Вывешиваю на доску образец готового изделия.]

- Что вы видите на нём?

(Мы видим парусник, волну.)

- Скажите, из чего состоит этот образец?

(Этот образец состоит из цветной бумаги и листа картона.)

- Верно. Что вы можете сказать про парус?

(Парус сделан при помощи шахматного узора.)

- На какую фигуру похож парус?

(Парус похож на треугольник.)

- Хорошо. А лодка на что похожа?

(Лодка похожа на полуовал.)

- Молодцы! Какие инструменты понадобятся нам для работы?

(Нам понадобятся ножницы )

- С помощью чего соединены детали? ( с помощью клея)

V. Повторение правил по ТБ

- Вспомним правила по технике безопасности при работе ножницами.

[На доске висит плакат по технике безопасности при работе ножницами и клеем.]

С ножницами не шути,

зря в руках их не крути,

И держа за острый край,

Другу их передавай.

Лишь окончена работа,

Ножницам нужна забота:

Не забудь ты их закрыть

И на место положить.

[Дети по руке отвечают, при затруднении смотрят на плакат.]

- Молодцы! Теперь расскажите правила безопасности при работе клеем.

[Дети по руке отвечают, при затруднении смотрят на плакат.]

Тюбик с клеем располагай на парте правильно: В правом переднем углу.

Наносите клей на изделие аккуратно с помощью кисточки.

Тюбик с клеем держи закрытым.

При попадании клея в глаза и на кожу, промой чистой водой.

VI. Объяснение последовательности изготовления изделия

- Слушайте меня внимательно, я расскажу, как правильно выполнять работу.

- Сейчас я каждому из вас раздам заготовки парусника.

- После того, как у вас на столе будут лежать все заготовки, вы берёте ножницы и вырезаете их по контуру.

[Показываю детям заготовки и вывешиваю их на доску.]

- Затем берём парус и надрезаем заготовку по линиям. Вот так!

[Беру в руки парус и надрезаю его по линиям.]

- Далее вплетаем полоски в шахматном порядке, то есть, через одну в деталь паруса. Концы приклеиваем.

[Держу в руках парус и вплетаю в него полоску бумаги.]

- Когда парус будет готов, отрезаем концы полосок.

[Держу в руках парус и отрезаю концы полосок.]

- Затем приклеиваем все детали на лист цветного картона.

[Приклеиваю детали на лист цветного картона.]

VII. Планирование детьми предстоящей работы

- А сейчас дети расскажите, как вы будите выполнять работу? С чего начнём?

(Мы начнём с того, что вырежем все детали нужные для изготовления парусника.)

(Продолжим тем, что вплетём полоски в шахматном порядке в парус.)

- Чем закончим работу?

(Закончим тем, что приклеим все детали на лист цветного картона.)

- Сейчас ребята давайте отдохнём!

[Дежурные по классу выходят к доске и проводят короткую зарядку.]

VIII.Самостоятельная работа учащихся

- Теперь приступайте к работе, если возникнут вопросы, поднимайте руку я подойду и помогу.

[Дети приступают к самостоятельной работе, я хожу по рядам и смотрю за правильностью выполнения работы. Предупреждаю детей об окончании работы за 5-7 минут до конца урока].

XI. Выставка работ. Оценивание.

- А теперь давайте покажем ребятам ваши работы! Первый ряд выходите к доске!

[Смотрю работу у каждого ученика и оцениваю. Работа должна быть выполнена аккуратно, не должен выступать клей, заготовки вырезаны строго по линиям, узор шахматного плетения правильно выполнен.]

- Второй ряд выходите к доске, покажите нам с ребятами ваши парусники!

[Смотрю работу у каждого ученика и оцениваю её.]

- Третий ряд представьте нам ваши парусные судна!

[Смотрю работу у каждого ученика и оцениваю её.]

- Ну, ребята молодцы! Я очень рада вашим работам!

X. Итог урока. Уборка рабочих мест.

- Итак, чем занимались на уроке?

(Мы вырезали, клеили парусник.)

- Чему вы научились сегодня на уроке?

(Мы научились изготавливать парусное судно с шахматным узором.)

- Что нового узнали?

(Мы узнали, как появились парусные судна. Узнали, что родиной суден является Египет.)

Читайте также: