Географическое положение исследование африки конспект

Обновлено: 30.06.2024

Тема урока: Географическое положение Африки. Исследование Африки.

Цели и задачи урока:

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

формировать знания о материках земного шара, начиная с Африки;

изучить характеристику физико-географического положения континента, используя типовой план;

Развивающая: развивать наблюдательность, творческое мышление и познавательную активность учащихся.

продолжать формировать приемы работы с разными картами, текстом учебника, иллюстративным материалом.

Воспитательная: воспитывать интерес к урокам географии, приобщить к чтению дополнительной литературы.

Листы со схемой урока

Тип урока: изучение нового материала

Формы организации учебной деятельности:

Этапы и структура урока

орг. момент – актуализация опорных знаний – изучение нового – практическая работа – домашнее задание – итог урока – оценивание

целеполагание и мотивация - актуализация опорных знаний - изучение нового материала – осмысление учебного материала – применение знаний на практике – закрепление – домашнее задание - итог

Методы обучения на уроке

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

Методы формирования сознания:

Методы стимулирования и мотивации деятельности:

создание ситуации успеха;

создание ситуации новизны;

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

- Сегодня мы начинаем изучать индивидуальные особенности каждого материка в отдельности. Покажите на карте, какие материки мы знаем, части света. Какой материк в южном полушарии самый большой по площади? Правильно Африка,записываем тему нашего урока в тетрадях.

А)Какой материк в южном полушарии самый жаркий и почему? (слайд №1 - тема урока)

Учитель. Мы приступаем к изучению континента Африка. (слайд №2)

Изучение любого материка ведется по плану:

1)Физико-географическое положение материка.

2)История открытия и исследования.

3)Рельеф и полезные ископаемые.

7)Природные зоны. Растительный и животный мир.

8)Население и страны.

Учитель природа любого материка разнообразна, как вы думаете, отчего будет она зависит? Значит с чего надо начинать изучать любой материк?

(с географического положения)

Б) Как вы думаете, что мы должны сегодня узнать на уроке? (Слайд№3 - цели урока)

В) Мы в Африку с вами отправимся ныне,
Но кто объяснит это странное имя?
Откуда название “Африка” взято?
Работа с учебником. Найдите ответ в своих учебниках на стр.96.

(от названия берберского племени афригии, которое жило в одном из районов на севере материка.)

Есть другое объяснение. Еще есть перевод довольно серьезный.

С латинского “Африка” – безморозный, а на древней карте Эратосфена – Ливия.

Г) Частью какого материка являлась Африка в далеком прошлом? (Гондвана)

2. Изучение нового материала.

Нас ждет замечательный материк
А на пути возникают проблемы
Ну почему такова наша тема?
Мы же в Евразии братцы живем,
А Африку раньше других познаем.

Учитель: Первые сведения об Африке появились в IV веке до нашей эры в древней Греции. Тогда ее называли Ливией.

Учитель: Ребята, а что вы знаете об Африке?

Показ слайдов № 4-7 в это время ученики рассказывают (опережающее задание)

Известно, что этот материк не только самый жаркий, но и это второй по площади материк Земли.

Он является родиной кофе, название пошло от провинции Кафе. На этом материке протекают удивительные реки: одна считается по протяженности первой рекой в мире, а другая дважды пересекает экватор. Есть озеро, очертания и размеры которого постоянно меняются (Чад), а вода всегда пресная, хотя из него не вытекает ни одна река, другое – второе по величине из пресноводных озёр, на котором, как на море, существуют приливы и отливы. Это, с одной стороны, материк саванн и вечнозелёных лесов, с другой стороны, здесь расположена самая большая пустыня в мире, а вершины некоторых гор покрыты ледниками. На материке живут самые низкорослые представители человечества, рост которых 140-150 см.

Здесь можно увидеть красные и жёлтые земли, встретить животных и растения, которых нигде больше нет. Одно из удивительных явлений природы – водопад, вода которого низвергается мощным потоком шириной 1800 м с высоты 120 м. Природные ресурсы материка различны: золото, алмазы, платина, уран, медные и др. руды. Но большая часть населения живёт за чертой бедности в нищете, испытывая чувство голода. Их жилища – трущобы. Часть населения ведёт кочевой образ жизни. Здесь выращивают цитрусовые, инжир, виноград, но есть места – сплошные камни, а отдельные участки леса намеренно сжигают, чтобы расчистить новое место под пашню. Северное побережье этого материка – излюбленное место отдыха жителей многих стран. Вот такой он, материк, который нам с вами предстоит изучить.

Учитель: Давайте посмотрим в справочный материал об Африке.

Работа с атласом стр 24. Ученик читает

S материка без островов 29,22 млн. кв. км.

S материка с островами 30,32 млн. кв. км.

длина береговой линии 30,5 тыс. км.

высота:средняя – 750 м. максимальная – 5895 м. – г. Килиманджаро

минимальная – 153 м., озеро Ассаль.

Учитель: главная задача урока – дать характеристику ФГП Африки по плану, делая записи и работая с контурной картой, используя информацию учебника

Практическая работа: (слайд №8 - 9)

Используя план учебника на с.311, атлас стр.2-3, 24, 12, дать характеристику ГП Африки и сделать записи на листочках, в конце урока сдать работы

Подпишите листочки, дату, тему урока.

Учитель работу выполняем в парах, т. е помогаете друг другу.

Ученики в парах выполняют сам работу.

1.Африка расположена: стр. 2-3 атласа

А) относительно экватора большей частью в ------------------------------------ полушарии,

Б) относительно тропиков:

В) относительно нулевого меридиана: в ---------------------------------------- полушарии.

2.Заполнить таблицу (стр.24 атласа) (подсказка слайд № 10)

Протяженность с севера на юг по 20 меридиану

Алгоритм определения протяженности: (слайд № 11, 12)

Чтобы определить расстояние по 20 меридиану в градусах, нужно определить на каких широтах находятся крайние северная и южная оконечности материка и градусные значения сложить (так как измерение идет от экватора)

32 +35=67 градусов; затем, зная величину расстояния 1 градуса в километрах можно определить протяженность материка с севера на юг по 20 меридиану

670 x 111,3 км. 7457,1 км.

Протяженность с запада на восток в градусах по 100 с. ш:

3. Африка расположена в климатических поясах стр.12 атласа (слайд №13)

4 Найти в атласе на стр.24 и дописать предложния:

На севере омывает море ------------------------------------------------, на северо – востоке ------------------------- Дальше всех материков от Африки расположен материк ……………….

Гвинейский залив расположен к ………….. от материка.

Самый большой остров близ берегов Африки………………..

Пролив Гибралтарский отделяет материк …………….. от ………………..

Самый большой полуостров Африки ……………………

Учитель: наш урок подходит к концу, давайте ответим на вопрос

Какая цель стояла перед нами, достигли мы этой цели?

Общий вывод по теме (слайд №15)

Африка – второй по величине континент в мире. Африка находится во всех 4 полушариях.

2. Крайние точки – мыс Бен-Секка, мыс Игольный, мыс Рас-Хафун, мыс Альмади. 3. Африку от Евразии отделяет Гибралтарский пролив.

4. На западе омывается Атлантическим океаном, на востоке – Индийским.

5. Самый большой залив – Гвинейский.

6. Крупнейшие острова: Мадагаскар, Канарские, о. Зеленого Мыса

самый крупный полуостров Сомали.

7. Африка имеет слабоизрезанную береговую линию.

Учитель: Африка - континент контрастов. Но у каждого представление о ней разное.

Давайте составим синквейн (т. е. краткое стихотворение)

1 строка – тема (одно существительное);
2 строка – описание темы (два прилагательных );
3 строка – описание действия темы (три глагола);
4 строка – фраза из четырех значимых слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).

Находится, омывается, добывают

Африка – это загадка!

Самостоятельная работа с учебником. Заполнение таблицы исследование Африки.

Рефлексия у вас на листочках изображена фигура, дорисуйте на ней

с каким настроением вы уходите с урока.

В клеточке поставьте себе оценку.

Спасибо за работу. До свидания.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]


Продолжается знакомство с Южными материками. На этом уроке мы познакомимся с Африкой. Рассматривается физико-географическое положение материка. Урок способствует формированию у учащихся умению работать с картой. Называются имена исследователей Африки и результаты их работы.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Африка. Географическое положение и история исследования"

Стихотворение Спика Рейна про Африку.

Что за Африка страна?

Где лишь лето и весна.

Где кругом стоит жара.

Все узнать о ней пора!

Что за звери там живут.

Что за птицы там поют.

Сплошь загадками полна!

Что за Африка страна?

Сегодня на уроке мы узнаем:

· географическое положение Африки,

· историю ее исследования.

Африку почти посередине пересекает экватор. Она расположена почти симметрично в северном и южном полушариях. Много рек, озер, пустынь. Климат очень жаркий.

Географическое положение материка имеет центральное положение. Она является вторым по размерам континентом.

С Европой она связана Гибралтарским проливом и Средиземным морем. С Азией Суэцким каналом.

Расстояние материка с севера на юг составляет около 8000 км. Крайняя северная точка – это мыс Эль-Абъяд. Крайняя южная точка – это мыс Игольный.

Протяженность Африки с запада на восток, в самой широкой ее части, составляет около 7500 км. Крайняя западная ее точка – мыс Альмади. Крайняя восточная точка – мыс Рас-Хафун.

Площадь Африки составляет 30,3 млн. км 2 .

Такое расположение Африки привело к тому, что материк получает большое количество солнечного тепла. Именно поэтому. Африка – это самый жаркий континент на Земле.

Северное побережье Африки, омываемое Средиземным морем, – мелко изрезанное. Западное побережье материка, омываемое Атлантическим океаном, – наиболее ровное. Восточное побережье Африки, омываемое Индийским океаном, – изрезано небольшими заливами. Особенность берегов Африки – это их приподнятость, обрывистость. Они словно крутыми уступами возвышаются над уровнем океана.

Африку омывает два океана: Атлантический и Индийский.

Обратите внимание. Островов у берегов Африки очень мало. А самый крупный из них – это остров Мадагаскар.

Нельзя не отметить. В Африке протекают удивительные реки. Река Нил – одна из самых длинных в мире. А еще река Конго, которая дважды пересекает экватор.

В Африке есть еще интересное озеро Чад. Это озеро расположено между двумя природными зонами. Пустыней на севере и саванной на юге. Очертания и размеры Чада постоянно меняются. Так, в сезон дождей уровень воды в озере поднимается, заметно увеличивая его площадь. А вот в засушливый период, вода испаряется. А уровень воды уменьшается.

Еще удивительной особенностью материка является то, что с одной стороны Африка – это территория саванн и вечнозелёных лесов. А с другой стороны, в Африке расположена самая большая пустыня в мире – Сахара. Она охватывает почти все части северной Африки. А площадь её территории можно сравнить с площадью США.

История исследования Африки

Еще издавна Африка привлекала внимание народов Южной Европы и Юго-Восточной Азии. Васка да Гама в 1497 году на трех кораблях обогнул Африку, тем самым уточнив ее очертания, после четырех месяцев плавания по Атлантическому океану. Португальцы вошли в бухту на западном побережье Южной Африки и вступили на Землю бушменов. Двигаясь вдоль берега и заходя для торговли во все удобные бухты. Экспедиция достигла восточного побережья материка. Таким образом и был открыт морской путь в Индию. А также определены очертания берегов Африки.

В конце XIX века, когда европейцам понадобились новые земли. Для того, чтобы можно было добывать дешёвое промышленное сырьё. Они стали исследовать внутренние районы Африки.

История великого путешественника – Давида Ливингстона. Это шотландский миссионер и исследователь Африки. Более 30 лет он провел свое время среди африканцев.

Изучая их обычаи, он словно жил их жизнью. Ливингстон вскоре понял, что приобщение местных жителей к мировой цивилизации надо начинать с материальной культуры. Именно, поиски путей к народам внутренней Африки и привели его к крупным географических открытиям.

Кроме исследования реки Замбези, он дал полное описание верхнего течения реки Конго, озера Ньяса. Если бы не его кончина в 1873 году. Кто знает, может Давиду Ливингстону все-таки удалось бы найти истоки Нила, которые он так искал.

Среди исследований Африки зарубежными экспедициями важное место занимают наши русские путешественники.

Так, Василий Васильевич Юнкер – российский географ и путешественник, является одним из первых исследователей Африки.

В конце 19 века он путешествовал по Центральной и восточной Африке. Ему удалось собрать интересные сведения о природе и жизни населения этих районов.

Значительный вклад в изучении северо-восточной и центральной части Африки внес Егор Петрович Ковалевский. В 1848 году он исследовал Нубийскую пустыню, бассейн Голубого Нила. Также он смог нанести на карту обширную территорию Восточного Судана. А еще он высказал свое предположение о местонахождении притоков Нила. Огромное внимание Ковалевский уделил изучению народов Африки. Его очень сильно возмущала теория расовой неполноценности африканского населения.

Также очень велика заслуга в изучении северной и Южной Африки Николая Ивановича Вавилова. В 1926 – 1927 годах в северо-восточную часть Африки была организована экспедиция для изучения культурных растений. В результате чего, было собрано более 6000 образцов культурных растений.

Во многих странах Африки русские исследователи и ученые работают и сейчас. Их деятельность состоит в исследовании природы Африки. А также в оказании помощи молодым африканским государствам.

Африка является самым бедным и неразвитым материком, несмотря на богатые природные ресурсы. Подсчитано, в среднем бедный человек из неарабской Африки живет всего лишь на пол доллара в день.

Подведем итоги урока.

Отличительной особенностью географического положения Африки является то, что её почти посередине пересекает экватор. Она расположена почти симметрично в северном и южном полушариях.

Африка – это самый жаркий материк на Земле. Много рек, озер, пустынь.

Огромный вклад в географические исследования Африки внесли: Васка да Гама, Давид Ливингстон, Василий Юнкер, Егор Ковалевский, Николай Вавилов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Файл содержит разработку открытого урока, презентацию к уроку, раздаточный материал для учащихся.

Цель: сформировать представление о географическом положении Африки; научиться определять географическое положение по плану;

познакомиться с историей исследования материка.

Планируемые результаты:

личностные: формирование устойчивого познавательного интереса каждого ученика и личную заинтересованность в самостоятельной исследовательской деятельности;

метапредметные: формирование навыков обработки новой информации;

предметные: ознакомление с характерными чертами ГП Африки; умение охарактеризовать ГП материка по плану, выделять основные этапы исследования материка, показывать на карте географические объекты, работать с тематическими картами атласа.

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

-О каком же материке пойдет речь сегодня на уроке? Африка

3. Мотивация к учебной деятельности.

-А чтобы мы прониклись колоритом, необыкновенной красотой, удивительной, манящей и еще неизведанной для нас Африки я предлагаю совершить небольшое, виртуальное путешествие на материк.

4. Постановка темы и целей урока.

-Природа любого материка разнообразна, а порой и уникальна, как вы думаете, отчего она будет зависеть? географического положения.

-Но для того что бы узнать географическое положение материка, как вы думаете что для этого нужно было сделать в прошлом? исследовать материк

-А теперь, раз мы уже с вами знаем какой материк мы будем изучать и что конкретно мы должны узнать, подумайте какова же тема нашего урока?

Тема урока…… слайд

- Исходя из этой темы, что мы будем должны узнать на уроке?

Предполагаемые ответы: узнать, что такое географическое положение, определять географическое положение, познакомиться с исследователями Африки.

Цель урока…… слайд

5.Изучение нового материала

1.) Общие сведения об Африке.

- Итак, мы с вами узнали, о каком материке идет речь, а откуда же произошло данное название? А что бы узнать это, давайте поработаем с вами с учебником. стр. 108,найдем ответ на этот вопрос.
Ответы:(от названия берберского племени афригии, которое жило в одном из районов на севере материка.)

Учитель: Откуда произошло название материка, мы с вами узнали, а сейчас мы более подробно познакомимся с Африкой, и вы узнаете некоторые интересные сведения об этом материке, которые ребята подготовили дома.

1 ученик: слайды

Африка — один из самых удивительных континентов в мире.

Это второй по площади материк Земли. Его площадь составляет 30,3 млн.км2. Интересно, что границы африканских государств проводились не по горам и рекам, как обычно, а прямо по карте, с помощью линейке. Собственно, это и сейчас хорошо видно на любой политической карте мира, поэтому некоторые африканские племена, живущие первобытной жизнью, даже не знают, на территории каких стран они проживают. На этом материке протекают удивительные реки: одна из которых Нил-считается по протяженности первой рекой в мире, а другая река Конго -дважды пересекает экватор . Здесь находится озеро Чад, очертания и размеры которого постоянно меняются, а вода всегда пресная, хотя из него не вытекает ни одна река, другое – второе по величине из пресноводных озёр мира, на котором, как на море, существуют приливы и отливы озеро Виктория. Здесь огромные пространства занимают пустыни, в жаркий полдень температура песка в которых может достигать восьмидесяти градусов.

В Африке можно увидеть красные и жёлтые земли, встретить животных и растения, которых нигде больше нет. Одно из удивительных и красивейших явлений природы – водопад Виктория. Природные ресурсы материка различны: золото, алмазы, платина, уран, медные и др. руды. Но большая часть населения живёт за чертой бедности в нищете, испытывая чувство голода. Их жилища – трущобы. Часть населения ведёт кочевой образ жизни. Здесь выращивают цитрусовые, инжир, виноград, но есть места – сплошные камни, а отдельные участки леса намеренно сжигают, чтобы расчистить новое место под пашню. Северное побережье этого материка – излюбленное место отдыха жителей многих стран.

-А еще Африка материк многих рекордов: показ у карты

Африка- это самый жаркий материк мира, в восточной части материка протекает самая длинная река мира-Нил, а на севере материка находится самая большая пустыня мира – Сахара. К югу от экватора расположено самое длинное озеро – Танганьика, на востоке Африки находится самый большой разлом земной коры на суше, а еще у берегов Африки находится самое теплое и соленое море мира – Красное (42%) и самый длинный пролив мира – Мозамбикский разделяющий Африку и остров Мадагаскар, здесь живут самый низкорослый народ-пигмеи, самые темнокожие и самые высокие –нилоты, на материке обитают: самое крупное животное - слон; самое высокое животное - жираф; самая крупная птица – страус.

- Вот такой он, материк, который нам с вами предстоит изучить.

Основные, данные с которыми нас познакомили ребята, в маршрутном листе, под пунктом №1, это доп. материал его вы будете использовать при подготовке к следующему уроку.

Учитель: Мы с вами получили первые сведения об Африке, но что бы глубже изучить данный материк, что мы должны узнать? географическое положение

-А что бы определить географическое положение материка, нам надо изучить план, открываем учебник на стр.331, самостоятельно изучаем план в приложении.

-Скажите, что мы с вами можем узнать на основе этого плана? Расположение материка по отношению к чему. …к экватору, начальному меридиану, тропикам, к океанам и морям, к другим материкам и к климатическим поясам.

-Т.е. работая по плану, что мы с вами определим? Географическое положение

-Какие нам понадобятся карты для работы

3.)Практическая работа: слайд

Для того что определить географическое положение, помимо плана в учебнике мы с вами воспользуемся маршрутным листом, пункт №2 куда мы будем заносить всю информацию, и картами вашего атласа. Этапы выполнения заданий у вас четко прописаны в приложении, а так же даны все необходимые рекомендации. Некоторые задания вы выполните под моим руководством.

Преступаем к работе, выполняем п.№1.см., у кого это задание вызвало трудности?, затем проверим выполненное задание у доски.

Задание №2, обратите внимание, как называются крайние материковые точки? мысы, определим координаты, проверить. Обратите внимание, на вторую часть задания, вам дан алгоритм определение протяженности материка, внимательно изучите его и приступайте к выполнению задания.

Задания №3,4,5 выполняют см. и проверка у доски.

1.Африка расположена: стр. 2-3 атласа

А) относительно экватора большей частью в ------------------------------------ полушарии,

Б) относительно тропиков:

В) относительно нулевого меридиана: большей частью ---------------------------------------- полушарии.

Ф.И.О. учителя

Печерских Людмила Владимировна

Географическое положение и история исследования Африки

образовательные: способствовать формированию знаний о географическом положении; обеспечить усвоение знаний об исследовании материка; организовать самостоятельную деятельность учащихся при определении географического положения материка, очертания его берегов; совершенствовать умения и навыки работы с картой

развивающие : совершенствовать умения применять теоретические знания для приобретения новых знаний; развивать умение анализировать , сравнивать, обобщить, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; развивать навыки коллективной работы; развивать память и речь

воспитательные: способствовать формированию культуры общения и сотрудничества, чувства ответственности за успехи группы; воспитывать положительное отношение к получению знаний, мотивам учения, воспитывать интерес к путешествиям и открытиям.

Планируемый результат

- определять по карте географическое положение материка,

-определять особенности береговой линии,

-анализировать тематические карты,

-наносить на контурную карту элементы географического положения,

-описывать по карте маршруты путешествий

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-формирование доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками..

Метапредметные

-уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и сверстниками;

-умение вести самостоятельный поиск , анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью ИКТ;

-умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

-умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Основные понятия

географическое положение, береговая линия, крайние точки материка, протяжённость материка

Межпредметные связи

История, литература, музыка

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая работа, работа в парах

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Проблематизация, актуализация, мотивация.

Цель: подведение учащихся к цели урока, мотивация.

Целеполагание

Деятельность учителя

Сейчас я хочу показать небольшой фокус, который поможет лучше сосредоточиться. Закройте глаза и сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха. Представьте себе, что мысли в вашей голове – это лучи света. А теперь пусть все лучи соберутся и светят как в прожекторе в одном и том же направлении. Пусть свет твоих мыслей объединится в один большой красивый и мощный Луч. Теперь вы в состоянии сосредоточится на любом предмете. Ну, что начнём….

- Вспомните, как называется курс географии, который вы изучаете? А какую часть курса вы уже изучили? (океаны)

- Значит сегодня мы начинаем изучать особенности каждого материка.

- А что же такое материк ? Сколько всего материков? Назовите и покажите их на карте.

- На какие 2 группы можно разделить все материки? (южные и северные) (слайд)

- А по каким признакам?

1 группа: Африка, Австралия, Южная Америка, Антарктида.

2 группа: Евразия, Северная Америка

- Почему Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду мы относим к южным материкам?

Наше путешествие начнётся со знакомства с одним из интереснейших материков Земли, а каким – отгадайте сами.

На экране демонстрируются слайды с видами Африки и идёт сопроводительный текст

За морем-океаном в тени Килиманджаро
Купается огромный и добрый бегемот,
Там зебры и жирафы, там небо дышит жаром,

Кокосовые пальмы, бананы круглый год.

В саванне бродят львы и прячутся гориллы,
Шипят в пустыне змеи, качая головой.
И щелкают зубами большие крокодилы,
Когда проходят мимо них слоны на водопой.

-На каком материке мы можем встретить таких животных и растений?

-Как вы думаете, какой материк будет предметом нашего изучения на уроке? Как определили?

-А что вы сами знаете об Африке?

-Подумайте, какова тема нашего сегодняшнего урока? (запись темы в тетрадь) (слайд)

Используя свой багаж знаний дополните предложения:

- Я уже знаю об Африке…..

- Я хочу узнать об Африке…..

- Дети, Африка это материк или часть света? Чему равна площадь материка?(давайте найдём в учебнике)

(Слайд) Африка, это материк, который уступает по величине только Евразии: её площадь составляет 29,2 млн. км2.( с островами- 30, 3 млн. км кв.)

Максимальная =5895 м. – влк. Килиманджаро

Население: 720 млн. чел.

-Как вы думаете, с чего начинается изучение каждого материка ?

- Так что же нам нужно определить? (ГП)

Почему именно с географического положения мы начинаем знакомство с материком?

Мы в Африку с вами отправимся ныне ,(слайд)

Но кто объяснит это странное имя?

Откуда название “Африка” взято?

Найдите ответ в своих книгах, ребята.

Работа с учебником

- Ответ найдите на стр.110 в своих учебниках.

Но знать одного имя мало, давайте выясним ФАМИЛИЮ. (слайд)

Вспомните историю происхождения материка, т.е. родословную материка .

Южный материк Гондвана распался на 4 материка, одним из них является Африка. Значит, фамилия - Гондвана, имя-Африка.

Есть другое объяснение. Еще есть перевод довольно серьезный.( слайд)

С латинского “Африка” – безморозный.

Как нам добраться до поставленной цели?

Готовы ли вы? Правильно сели?

Короток путь до нее, иль велик

Нас ждет замечательный материк.

А на пути возникают проблемы,

Ну почему такова наша тема?

Мы же в Евразии братцы живем,

А Африку раньше других познаем.

- А эту проблему мы с вами решим в конце урока.

1. Используя опорные слова, попробуйте составить характеристику ГП материка: экватор, северный тропик, южный тропик, нулевой меридиан, крайние точки, омывающие моря и океаны, близко расположенные материки.

Откройте стр. 225 и сверьте свой план с планом в учебнике.

Определение ГП материка

1. -- Положение по отношению к экватору, 0 меридиану, тропикам

(уч-ся работают по карте, делают вывод)

Африка по отношению к экватору расположена как в Южном, так и в Северном полушарии, так как экватор практически посередине пересекает материк.

2. По отношению к нулевому меридиану Африка расположена в Западном и в Восточном полушарии.

Вывод: Африка расположена в 4 полушариях, большая часть материка лежит между северным и южным тропиками (в жарком тепловом поясе)

3. Крайние точки

- Какие точки называются крайними?

Назвать крайние точки материка и нанести на контурную карту. Продолжаем работать по карте

Самостоятельная работа по вариантам: Определить географические координаты крайних точек (4 варианта)

(когда один ученик показывает крайнюю точку, остальные наносят на контурную карту)

4.Сегодня мы с вами научимся определять протяженность материка в градусах и километрах с запада на восток и с севера на юг.

Чему равна протяженность с севера на юг по 20 меридиану 71 градус=111 км, 71 умножаем на 111 км= ?

( чтобы определить длину 1 градуса в километрах, нужно вспомнить, что:

- окружность Земли равна 360 градусов;

- длина окружности равна 40 000 км.;

- половина окружности равна 180 гр.;

- половина длины окружности равна 20 000 тыс.км.

Если мы разделим 20000 на 180 получим 111 км. Значит длина 1 градуса по меридиану равна 111 км.)

Чему равна протяженность с запада на восток по 5параллели-- в градусах 52 ( 110)= ?

( Параллель. Длина окружности уменьшается от экватора к полюсам. Если меридианы одинаковые по длине, то параллели разные. Длину 1 градуса параллели в километрах можно увидеть на карте)

5.Приготовились, сели поудобнее, отправляемся в плавание вокруг материка.

Показать географические объекты. Сделать вывод об изрезанности береговой линии

Вывод: А теперь давайте поговорим об особенностях береговой линии материка. Есть ли заливы, проливы, полуострова. Много ли островов у берегов материка. Сильно или слабо изрезана береговая линия по сравнению с Евразией. Береговая линия изрезана слабо.

ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД ).

1.повороты влево-вправо (5 раз)

3. Круговые движения головы (5 раз)

4. упражнение для глаз (5 раз)

5. глубокий вдох – выдох.

Деятельность ученика

Готовят рабочее место , настраиваются на урок

Вспоминают изученный ранее материал и отвечают на вопросы:

1) Ответ - Материки – большие участки суши, со всех сторон окруженные океаном.

2) Ответ: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.

3) Ответ: Северные и южные материки.

4) Ответ: Все четыре материка имеют общую историю развития природных условий – все они были частью единого материка Гондваны

ГП и история исследования Африки

Цель : определение географического положения материка Африка, изучение истории исследования континента.

Работа по учебнику, потом слайд

Анализируют родословную материка

Работа в парах. Используя опорные слова составляют план описания ГП материка, сравнивают с планом на парте, определяют ГП по плану.

Работа по карте и плану

Делают вывод сами

Северная, южная, западная и восточная

37+35=72гр. *111км =7992км.

Я показываю объекты, они называют и подписывают на контурной карте

Ответьте на вопрос:

6. - В каких климатических поясах располагается Африка?(карта на экране)

(экваториальный, субэкваториальный, тропический и субтропический)

7. по отношению к другим материкам:

Африка отделена от Евразии Суэцким каналом и Гибралтарским проливом.

От Северной и Южной Америки отделена Атлантическим океаном.

Антарктида и Австралия находят на далёком расстоянии от Африки

- Ой, у меня провалы в памяти, подскажите, кто открыл материк? (его не открывали, он совсем древний материк, где зародились первые человеческие цивилизации)

- Тогда, наверное, его кто - то исследовал? А кто вы узнаете, заполнив таблицу.

Прошел вдоль западных берегов Африки, обогнул мыс Доброй Надежды и первым достиг берегов Индии

Джон Спик и Джеймс Грант

Проникли в самый центр Африки и

открыли истоки величайшей реки мира –

Назвал водопад Виктория, открыл

много рек и озёр на востоке Африки,

в т.ч. Танганьика и Ньяса

Исследовал водоразделы рек Нила,

Создал цикл стихотворений,

Собрал более 6000 образцов

Назван водопад в его честь на реке

- Васко-де Гама. (Прошел вдоль западных берегов Африки, обогнул мысс Доброй Надежды и первым достиг берегов Индии)

Работа по карте.

учебник и дополнительный материал заполняют таблицу

3.Отработка и закрепление. Цель: «Включение « в тренировочную деятельность.

А теперь проверим, как вы усвоили этот материал. Я показываю вам слайд с именем исследователя, а вы мне говорите, что он открыл, и, наоборот, я говорю, что сделал этот ученый, а вы называете мне его имя.

1.В 1498 г. первым обогнул южную оконечность Африки и привел свой корабль в Индию.( Васко да Гама)

2. Первым из европейцев увидел красивейший водопад на реке Замбези и назвал его Виктория, открыл множество рек и озер на юге материка.( Д.Ливингстон)

3. А что сделал Джоне Спик? ( Исследователь Африки, который в 1858 году обнаружил озера Танганьика и Виктория, исток Белого Нила)

4. Впервые был направлен в Африку корреспондентом колониальной войны. В1871г. Отправился на поиски экспедиции Ливингстона, и некоторое время путешественники были вместе. Как и Ливинстон, во время странствий по Африке погиб. ( Генри Стенли)

5. Что сделал Василий Юнкер? ( В 1876-1878 и 1879-1886 годах совершил два путешествия в Центральную Африку. Исследовал реку Уэле и водораздел между реками Нил и Конго)

6. В 1926-27гг.организовал ботанико-агрономические экспедиции, в том числе в Северную Африку, установил там один из 7 центров происхождения культурных растений - Абиссинский, или Эфиопский, (выделяется разнообразием форм пшеницы и ячменя, родина кофейного дерева, сорго). (Н.Вавилов)

6. А кому принадлежат эти строки. (Николай Гумилёв)

Николай Степанович Гумилев родился 3 апреля 1886 года в семье корабельного врача в Кронштадте. В ночь его рождения был шторм. Старая нянька увидела в этом своеобразный намек, сказав, что у родившегося будет бурная жизнь. Она оказалась права. У Гумилева была необычная судьба, талант поэта, которому подражали, он любил путешествия, которые стали частью его жизни. Например, одно из его стихотворений называется…

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

-Молодцы ! Справились с заданием

Теперь давайте вернёмся к нашему стихотворению в начале урока.

С латинского “Африка” – безморозный.

Как нам добраться до поставленной цели?

Готовы ли вы? Правильно сели?

Короток путь до нее, иль велик

Нас ждет замечательный материк.

А на пути возникают проблемы,

Ну почему такова наша тема?

Мы же в Евразии братцы живем,

А Африку раньше других познаем.

- Так почему мы Африку начинаем изучать раньше других материков, хотя живём на Евразии? (потому что Африка – прородина человека, там зародилась жизнь)

Африка………… по величине материк.

а) первый б) второй в) третий г) четвертый

2. Экспедицию, в ходе которой были открыты твердые сорта пшеницы, возглавил…..

а) А.В.Елисеев б) Е.П.Ковалевский в) Н.И.Вавилов г) В.В.Юнкер

3. Исследования реки Замбези и открытие водопада Виктория осуществил….

а) Бартоломеу Диаш б) Васко да Гама в) Д. Ливингстон г) Василий Юнкер

4. Африка отделена от Европы…

а) Мозамбикским проливом б) Суэцким каналом в) Гибралтарским проливом

г) Суэцким перешейком

5. Комплексное исследование в Центральной Восточной Африке в XIX в. провел….

а) А.В.Елисеев б) Е.П.Ковалевский в) Н.И.Вавилов г) В.В.Юнкер

6. Площадь территории Африки ( вместе с островами) равна……. млн.кв.км

а) 54,9 б) 30,3 в) 24, 2 г) 17,8

7. Африка омывается водами……

а) Индийского океана б) Атлантического и Индийского океанов

в) Тихого и Индийского океанов г) Тихого и Атлантического океанов

8. Крайней южной точкой Африки является……..

а) мыс Бен-Сека б) мыс Игольный в) мыс Рас-Хафун г) мыс Альмади

9. Обогнул и назвал мыс Святого Брандана (мыс Игольный) …….

а) Б.Диаш б) Д.Ливингстон в) Васко да Гама

10. Географическое положение Африки характеризуется следующими чертами:

а) материк расположен симметрично относительно экватора и тропиков

б) материк расположен целиком в западном и восточном полушариях

в) материк расположен в южном полушарии

г) материк расположен в западном полушарии

Ответы 1.б) 2.в) 3.в) 4.в) 5. б) 6. б) 7. б) 8. б) 9.а) 10 а)

Выполняют на листочках, затем обсуждают в группе

4. Обобщение , систематизация , применение.

Составить визитную карточку материка.

1 строка – тема (одно существительное);

2 строка – описание темы (два прилагательных );

3 строка – описание действия темы (три глагола);

4 строка – фраза из четырех значимых слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).

Африка Древнейшая, жаркая Находится, омывается, добывают Африка – это материк - загадка! Материк

Работа в группах

5.Рефлексия. Цель (для учителя): получение данных для корректировки или индивидуализации обучения.

Цель (для ученика): самоопределение, постановка личных и познавательных задач.

Предлагает вспомнить тему и цель урока, соотнести с планом работы, оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

Читайте также: