Конспект занятия пестрый дятел

Обновлено: 30.06.2024

Содержимое публикации

Развивать чувство ритма, мелкую мускулатуру кистей рук, мышление детей.

Оборудование:

Картинки с изображением дятлов, линейки, контурные рисунки дятла с недостающими деталями (клюв, лапы, хвост), цветные карандаши, оборудование для воспроизведения аудиозаписи с голосом дятла.

Ход занятия:

На мольберте картинка, перевернутая тыльной стороной.

- Ребята, сегодня нам снова предстоит совершить путешествие в удивительный мир крымской природы. А вот с кем мы сегодня познакомимся поближе, вам подскажет загадка.

Загадка о дятле

Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой.

(Выслушать ответы детей).
- Конечно, это дятел. Что в загадке подсказало вам правильный ответ? (Ответы детей).

- А что вы знаете об этой птице? (Ответы детей).

Ребенок, давший более полный или правильный ответ, приглашается к мольберту перевернуть картинку.

- Вот он какой, лесной доктор – дятел.

Что значит это выражение? (Ответы детей).

Длинный язык дятлу помогает кормиться. А если про человека говорят, что у него длинный язык, что имеют в виду? (Ответы детей).

Что этот человек много болтает, а это может привести к неприятностям.

А сейчас поиграем пальчиками.

Вдруг в лесу раздался стук.
Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит,
Он деревья клювом лечит.

(Дети по образцу воспитателя постукивают по столу указательным пальцем правой руки. Затем то же самое проделывают левой рукой и проговаривают вслух четверостишие).

Вы обратили внимание, какие странные имена у древесных вредителей? Давайте подумаем, почему они получили такие имена? Короед? (Ответы детей).

Правильно, ест кору деревьев. Усач? (Ответы детей).

У него длинные усы. Долгоносик? (Ответы детей).

У долгоносика длинный нос. Древоточец? (Ответы детей).

Деревья обеспечивают нас чистым воздухом.

Деревья дают тень в жаркие дни.

Деревья – это дома для птиц и некоторых зверей.

Деревья одаривают своими плодами, дают древесину
для мебели и других изделий.

Деревья украшают нашу землю.

А сейчас немножко поиграем. Вставайте.

Добрый лес, старый лес, (Развести руки в стороны)

Полный сказочных чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)

Мы идем гулять сейчас
И зовем с собою вас! (Ходьба на месте)

Ждут вас на лесной опушке (Присесть)

Птички, бабочки, зверушки. (Медленно подняться, повороты со взмахами рук)

Паучок на паутинке (Пальцами правой руки выполнить от плеча левой руки перебирающие движения вниз)

И кузнечик на травинке (Пальцами левой руки выполнить от плеча правой руки перебирающие движения вниз)

Через поле за лесок.
В воздухе над лужицей
Стрекозы быстро кружатся,
Взлетают и садятся, (Бег чередуется с остановками. Во время остановок –

На солнышке резвятся. присесть)
Птички в гнездышках
проснулись,
Улыбнулись, встрепенулись:
«Чик-чирик, друзьям привет!
Мы летаем выше всех.
(Легкий бег врассыпную; дети имитируют, как птицы чистят крылья, машут ими и и хвостиками, летают)

До свиданья, старый лес,
Полный сказочных чудес! (Помахивание рукой, повороты вправо-влево, ходьба)

Подружились мы с тобой,
Нам теперь пора домой.(Широко развести руки в стороны, сесть на место)

Когда птенцы еще слепые, голые и совсем слабенькие, мать и отец в дупло залетают с едой, позже садятся на его край и кормят. Едоки дятлы отменные. Еще до восхода солнца вылетают за добычей, а возвращаются, когда уже стемнеет. Едят все подряд: и жучков, и гусениц, и кузнечиков, и личинок.

Когда дятлята подрастут, начинают лазить по стенкам, позже из дупла выбираются и уже снаружи тренируют ноги. И хвостик. Хвост у дятла наряду с ногами и клювом первый работник. Дятел хвостом упирается, когда клювом работает; спит дятел, сидя на хвосте и вцепившись коготками в стенки дупла; во время прыжка, дятел хвостом отталкивается. Вот какая интересная птица дятел.

Перед вами контурный рисунок дятла, на котором не хватает некоторых деталей (клюв, лапы, хвост), дорисуйте их и раскрасьте весь рисунок.

Пришел Жалейкин в березовую рощу. Слышит: стучит кто-то, как топором. Подкрался Жалейкин и видит: сидит на березе дятел и долбит ее изо всех сил. Только щепки летят. Жалко стало березу.

- Кыш, вредная птица! – закричал Жалейкин. – Носищем своим все березы попортишь!

И запустил в дятла палкой. Дятла прогнал, а не разглядел, что дятел сухую березу долбил, очищал ее от жуков, личинок и гусениц.

Расплодились жуки-короеды, древоеды, древоточцы. Стали березы в роще болеть и сохнуть. А Жалейкин, знай, охраняет рощу от дятлов. То палкой в дятла, то из рогатки. Была живая, веселая роща, а стала – мертвый сухостой да валежник.

Вопросы по рассказу:

Почему писатель назвал мальчика Жалейкиным?
Как вы думаете, почему Жалейкин прогнал дятла?
Правильно ли он сделал? Почему? О чем Жалейкин не знал?
Что же произошло с деревом после того, как Жалейкин прогнал дятла?
Почему на березе не стало листьев? Кто их съел?
Как вы думаете, понял ли Жалейкин свою ошибку?
А всегда ли вы поступаете в природе правильно?

Предлагаю конспект занятия для детей средней группы при знакомстве с птицами, в частности с дятлом.

ВложениеРазмер
lesnaya_ptitsa-dyatel.zip 14.03 КБ
lesnaya_ptitsa-dyatel.zip 14.03 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель Мадеева Надежда Борисовна

  • Уточнить знания детей о дятле;
  • Познакомить со способами добывания пищи дятлом, устройством гнезда, той пользе, которую приносит эта птица лесу;
  • Формировать умение рассуждать, логически мыслить;
  • Развивать фантазию;
  • Активизировать словарь.
  • Иллюстрации с изображением дятла;
  • Аудиозаписи голосов птиц и стука дятла;
  • Еловые, кедровые шишки;
  • Вырезанные силуэты дятла на каждого ребенка;
  • Краски, кисти.

Звучит аудиозапись с голосами птиц.

Но одну птицу всегда можно узнать. (включаю аудиозапись стука дятла). Кто это стучит? Правильно, дятел. (Выставляется изображение дятла). Это большой пестрый дятел. Почему его так называют? У него пестрые – черные и белые – крылья, а на голове красное пятнышко, как будто шапочка.

По деревьям я скачу.

Проверяю их, лечу.

Клювом я стучу: тук – тук.

Где тут, где тут вредный жук?

Попадет мне на обед,

Кто нанесет деревьям вред!

Дятел ползет по деревьям снизу вверх и простукивает его крепким клювом. Как вы думаете, почему дятел не падает с дерева? У него сильные ноги и острые когти, и опирается он на дерево хвостом.

Если дерево здорово, нет под корой вредных насекомых, он на другое перелетает. Если дерево больное, грызут его жуки и их личинки, сядет дятел поудобнее, отведет голову назад, а потом часто и резко забарабанит по стволу. Сделает дырку в коре и запустит туда свой длинный – длинный клейкий язык. Насекомые, которые под корой живут, прилипнут к языку. Так дятел и корм себе добываем, и деревьям помогает.

Есть много загадок про дятла. Послушайте:

  • Не маляр, не плотник, а лесной работник.
  • Кто весь день по дереву стучит?
  • Я по дереву стучу, червячка добыть хочу, хоть и скрылся под корой, все равно он будет мой!

Как вы думаете, где себе дятел гнездо устраивает? В каком дереве ему легче выдолбить дупло – в старом или молодом? В старом, потому что у него мягкая древесина. Чтобы в гнезде было тепло и уютно, чтобы не залетели снег и ветер, вход в дупло дятел делает узким, дно устилает мягкими опилками. Весной в дупле вылупляются птенцы.

А другие птицы могут сделать дупло? Нет, только у дятла такой крепкий клюв. Но дятел и им помогает – он каждый год новое гнездо делает, а в старых дуплах поселяются другие лесные птицы.

Какая полезная птица дятел! А если бы он исчез? Без него и лес бы пропал, и многим птицам негде было бы жить. Давайте поможем лесу – поселим там много дятлов. (Воспитатель раздает детям силуэты дятлов и предлагает их раскрасить. Дети выполняют задания)

Как много дятлов, все яркие, красивые. Сколько деревьев они спасут!

Предварительный просмотр:

Воспитатель Мадеева Надежда Борисовна

  • Уточнить знания детей о дятле;
  • Познакомить со способами добывания пищи дятлом, устройством гнезда, той пользе, которую приносит эта птица лесу;
  • Формировать умение рассуждать, логически мыслить;
  • Развивать фантазию;
  • Активизировать словарь.
  • Иллюстрации с изображением дятла;
  • Аудиозаписи голосов птиц и стука дятла;
  • Еловые, кедровые шишки;
  • Вырезанные силуэты дятла на каждого ребенка;
  • Краски, кисти.

Звучит аудиозапись с голосами птиц.

Но одну птицу всегда можно узнать. (включаю аудиозапись стука дятла). Кто это стучит? Правильно, дятел. (Выставляется изображение дятла). Это большой пестрый дятел. Почему его так называют? У него пестрые – черные и белые – крылья, а на голове красное пятнышко, как будто шапочка.

По деревьям я скачу.

Проверяю их, лечу.

Клювом я стучу: тук – тук.

Где тут, где тут вредный жук?

Попадет мне на обед,

Кто нанесет деревьям вред!

Дятел ползет по деревьям снизу вверх и простукивает его крепким клювом. Как вы думаете, почему дятел не падает с дерева? У него сильные ноги и острые когти, и опирается он на дерево хвостом.

Если дерево здорово, нет под корой вредных насекомых, он на другое перелетает. Если дерево больное, грызут его жуки и их личинки, сядет дятел поудобнее, отведет голову назад, а потом часто и резко забарабанит по стволу. Сделает дырку в коре и запустит туда свой длинный – длинный клейкий язык. Насекомые, которые под корой живут, прилипнут к языку. Так дятел и корм себе добываем, и деревьям помогает.

Есть много загадок про дятла. Послушайте:

  • Не маляр, не плотник, а лесной работник.
  • Кто весь день по дереву стучит?
  • Я по дереву стучу, червячка добыть хочу, хоть и скрылся под корой, все равно он будет мой!

Как вы думаете, где себе дятел гнездо устраивает? В каком дереве ему легче выдолбить дупло – в старом или молодом? В старом, потому что у него мягкая древесина. Чтобы в гнезде было тепло и уютно, чтобы не залетели снег и ветер, вход в дупло дятел делает узким, дно устилает мягкими опилками. Весной в дупле вылупляются птенцы.

А другие птицы могут сделать дупло? Нет, только у дятла такой крепкий клюв. Но дятел и им помогает – он каждый год новое гнездо делает, а в старых дуплах поселяются другие лесные птицы.

Какая полезная птица дятел! А если бы он исчез? Без него и лес бы пропал, и многим птицам негде было бы жить. Давайте поможем лесу – поселим там много дятлов. (Воспитатель раздает детям силуэты дятлов и предлагает их раскрасить. Дети выполняют задания)

Как много дятлов, все яркие, красивые. Сколько деревьев они спасут!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект занятия "птицы тайги" (сова,дятел)

Представленный материал по данному занятию поможет воспитателю дать знания о птицах тайги,а имеено совы и дятла.


Зимующая птица ДЯТЕЛ

Мультимедийная дидактическая презентация.

конспект "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать"

беседы о птицах, наблюдение на прогулке за птицами, рассказ воспитателя о жизни птиц, о сезонных изменениях в природе, изготовление кормушки совместно с детьми, объяснение её назначения, чтение художе.


Методическая разработка (конспект) по теме "Дятел-президент зимующих птиц"


Конспект ООД по оброзовательной оьбласти "Художественно- эстетическое развитие" для детей 6 - 7 лет.


Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект НОД по формированию экологических представлений предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Целью занятия является расширение представлений детей о зимующих птицах, в частности о дятле.

Цель: расширение представлений детей о зимующих птицах.

Задачи: формировать представление детей о природном объекте (дятле), его характерных особенностях, повадках, образе жизни, развивать познавательную активность, коммуникативные способности.

- Ребята, отгадайте загадку:

Доктор лесной. (Дятел)

- Правильно. Отгадайте ещё одну загадку:

По деревьям я скачу,

Проверяю их, лечу,

Клювом я стучу: тук-тук.

Где тут, где тут вредный жук?

Попадёт мне на обед,

Кто наносит деревьям вред! (Дятел)

- Правильно, это дятел. Скажите, а дятел – это зимующая или перелётная птица?

- Правильно, а почему вы так думаете?

(Его можно увидеть или услышать зимой в лесу, он сам добывает корм зимой, хотя его мало зимой)

- Ребята, каких ещё зимующих птиц вы знаете?

( Сорока, ворона, воробей, голубь, синица, клёст, снегирь)

- Дятел ползёт по дереву снизу вверх и постукивает по нему крепким клювом. Дятел никогда не падает с дерева, потому что у него сильные ноги, острые когти, а опирается на дерево он сильным хвостом.

- В наших лесах живёт большой пёстрый дятел. Как вы думаете, почему его так назвали?

(У него пёстрые чёрные и белые крылья, а на голове красное пятнышко, как будто шапочка)

- Скажите, где можно увидеть дятла?

(Дятла можно увидеть на деревьях, на лесных опушках, в рощах, в садах, в сосновых и еловых лесах)

- Скажите, чем питается дятел?

(Дятел питается насекомыми, их яйцами, личинками, червячками, жуками, орехами, ягодами, семенами шишек ели и сосны)

- Тело дятла покрыто перьями. Дятел умеет летать, стучать по дереву, поедать вредных насекомых (жучков, паучков), цепляться когтями, ползать по деревьям. Дятел летает, потому что у него есть широкие крылья и длинный хвост, лёгкое тело (т.к. он мало ест), лёгкие перья.

Дятел устраивает себе гнездо в дупле дерева. Выдолбить легче дупло в старом дереве.

Воспитатель: Правильно, в старом, потому, что у него мягкая древесина. А чтобы в гнезде ему было тепло и уютно, чтобы не залетал снег и ветер, вход в дупло дятел делает узким, дно устилает мягкими опилками. Ребята, но дятел другим птичкам помогает. Он себе каждый год новое дупло делает, а в старое поселяются другие лесные птицы. Дупло дятел делает высоко над землёй.

Дятлы могут жить до 50 лет.

Дети делают аппликацию из ниток.

Итог. Ребята, о ком на занятии мы сегодня говорили? Что вам понравилось? Что было интересно? Что для вас было трудным или сложным?

- Уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах, знания детей о дятле.

- Формировать умение рассуждать, логически мыслить.

- Воспитывать экологическую культуру у детей, бережное отношение к природе и птицам.

- Расширять словарный запас детей.

- Закреплять умение рисовать акварельными красками.

Материал :иллюстрации с изображением дятла, на каждого ребенка - вырезанные из бумаги силуэты дятла, акварельные краски, кисти.

Ход занятия:

Предлагаю детям закончить стихотворение, отгадав загадки.

В ноябре приходим в лес

Здравствуй, грусть- подруга!

Грязь ли, снег ли на земле-

Не слыхать ни звука.

И заметишь - всюду жизнь,

Навостришь лишь уши.

Производит тонкий свист

Кепка черная и хвост.

Это же. (синица).

Крылья, голова и хвост

У нее черны, как ночь.

Нет белее ее бока.

Это шумная. (сорока).

Серый, крылья рябенки,

Юркий, хоть и маленький.

Ты ловить его не смей,

"Чик-чирик" - наш. (воробей).

Ты откуда, ты откуда

Прилетел к нам, красногрудый?

- Облетел я всю Сибирь.

- Как зовут тебя? (снегирь)

Серая и крупная, самая разумная.

В серых перьях все сезоны

Громко каркает. (ворона)

Слышишь этот странный звук

На стволе деревьев?

Что за птица: тук-тук-тук,

Что он хочет от сосны?

Что он ей - приятель?

Червячков и гусениц

Добывает. (дятел)

- Давайте познакомимся получше с дятлом. Дятел стучит клювом по стволам деревьев. Вы сможете повторить его стук? (Дети барабанят пальцами по столу.). Конечно, звуки не самые музыкальные, зато им радуются деревья. Вы знаете, почему? (Предположения детей.) Дятел лечит деревья, поэтому его называют "лесным доктором".

-Дятел ползет по дереву снизу вверх и простукивает его крепким клювом. Как вы думаете, почему дятел не падает с дерева? (Предположения детей.) У него сильные ноги и острые когти, и опирается он на дерево хвостом. Дятел сделает дырку в коре и запустит туда свой длинный-длинный клейкий язык. Насекомые, которые под корой живут, прилипнут к языку. Так дятел и корм себе добывает, и деревьям помогает.

-Зимой деревья спят и насекомые спят, а дятел питается семенами из еловых и сосновых шишек. Эта птица живет везде, где есть сосновый и еловый лес. Почему она не живет там, где нет леса? (Там нечем кормиться.)

-Как вы думаете, где себе дятел гнездо устраивает? (В дупле дерева.) А другие птицы могут сделать дупло? (Ответы детей.) Нет, только у дятла такой крепкий клюв. Но дятел и им помогает - он себе каждый год новое гнездо делает, а в старых дуплах поселяются другие лесные птицы.

-Какая полезная птица дятел! А если бы он исчез? (Ответы детей.) Без него лес бы пропал, и многим птицам негде было бы жить. Давайте поможем лесу - поселим там много дятлов.

Раздаю детям силуэты дятлов и предлагаю их раскрасить.

В конце занятия рассматриваем получившиеся работы и подводим итоги.

Использованная литература:

Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они? - М., 2000.

Ильюшина Т. Н. Развитие мыслительной деятельности детей раннего возраста :комплексные занятия. -Волгоград, 2013.

Готовимся к зиме. Кормушки для птиц

Готовимся к зиме. Кормушки для птиц В нашем саду проходил конкурс на лучшую кормушку!Родители совместно с детьми изготовили кормушки и развесили на участок нашего детского.

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.

Оборудование:

Картинки с изображением дятлов, линейки, контурные рисунки дятла с недостающими деталями (клюв, лапы, хвост), цветные карандаши, оборудование для воспроизведения аудиозаписи с голосом дятла.

Дятел фото

Ход занятия:

На мольберте картинка, перевернутая тыльной стороной.

- Ребята, сегодня нам снова предстоит совершить путешествие в удивительный мир крымской природы. А вот с кем мы сегодня познакомимся поближе, вам подскажет загадка.

Загадка о дятле

Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой.

(Выслушать ответы детей).
Конечно, это дятел. Что в загадке подсказало вам правильный ответ? (Ответы детей). А что вы знаете об этой птице? (Ответы детей). (Ребенок, давший более полный или правильный ответ, приглашается к мольберту перевернуть картинку.

- Вот он какой, лесной доктор – дятел.

А сейчас поиграем пальчиками.

Вдруг в лесу раздался стук.
Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит,
Он деревья клювом лечит.

(Дети по образцу воспитателя постукивают по столу указательным пальцем правой руки. Затем то же самое проделывают левой рукой и проговаривают вслух четверостишие).

Деревья обеспечивают нас чистым воздухом.
Деревья дают тень в жаркие дни.
Деревья – это дома для птиц и некоторых зверей.
Деревья одаривают своими плодами, дают древесину
для мебели и других изделий.
Деревья украшают нашу землю.

А сейчас немножко поиграем. Вставайте.

Добрый лес, старый лес,
(Развести руки в стороны)

Полный сказочных чудес!
(Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)

Мы идем гулять сейчас
И зовем с собою вас!
(Ходьба на месте)

Ждут вас на лесной опушке
(Присесть)

Птички, бабочки, зверушки.
(Медленно подняться, повороты со взмахами рук)

Паучок на паутинке
(Пальцами правой руки выполнить от плеча левой руки перебирающие движения вниз)

И кузнечик на травинке
(Пальцами левой руки выполнить от плеча правой руки перебирающие движения вниз)

Через поле за лесок.
В воздухе над лужицей
Стрекозы быстро кружатся,
Взлетают и садятся,
(Бег чередуется с остановками. Во время остановок – присесть)

На солнышке резвятся.
Птички в гнездышках
проснулись,
Улыбнулись, встрепенулись:
«Чик-чирик, друзьям привет!
Мы летаем выше всех.
(Легкий бег врассыпную; дети имитируют, как птицы чистят крылья, машут ими и и хвостиками, летают)

До свиданья, старый лес,
Полный сказочных чудес!
(Помахивание рукой, повороты вправо-влево, ходьба)

Подружились мы с тобой,
Нам теперь пора домой.
(Широко развести руки в стороны, сесть на место)

Когда птенцы еще слепые, голые и совсем слабенькие, мать и отец в дупло залетают с едой, позже садятся на его край и кормят. Едоки дятлы отменные. Еще до восхода солнца вылетают за добычей, а возвращаются, когда уже стемнеет. Едят все подряд: и жучков, и гусениц, и кузнечиков, и личинок.

Когда дятлята подрастут, начинают лазить по стенкам, позже из дупла выбираются и уже снаружи тренируют ноги. И хвостик. Хвост у дятла наряду с ногами и клювом первый работник. Дятел хвостом упирается, когда клювом работает; спит дятел, сидя на хвосте и вцепившись коготками в стенки дупла; во время прыжка, дятел хвостом отталкивается. Вот какая интересная птица дятел.

Перед вами контурный рисунок дятла на котором не хватает некоторых деталей (клюв, лапы, хвост), дорисуйте их и раскрасьте весь рисунок.

Вопросы:

Пришел Жалейкин в березовую рощу. Слышит: стучит кто-то, как топором. Подкрался Жалейкин и видит: сидит на березе дятел и долбит ее изо всех сил. Только щепки летят. Жалко стало березу.

- Кыш, вредная птица! – закричал Жалейкин. – Носищем своим все березы попортишь!

И запустил в дятла палкой. Дятла прогнал, а не разглядел, что дятел сухую березу долбил, очищал ее от жуков, личинок и гусениц.

Расплодились жуки-короеды, древоеды, древоточцы. Стали березы в роще болеть и сохнуть. А Жалейкин, знай, охраняет рощу от дятлов. То палкой в дятла, то из рогатки. Была живая, веселая роща, а стала – мертвый сухостой да валежник.

Вопросы по рассказу:

Почему писатель назвал мальчика Жалейкиным?
Как вы думаете, почему Жалейкин прогнал дятла?
Правильно ли он сделал? Почему? О чем Жалейкин не знал?
Что же произошло с деревом после того, как Жалейкин прогнал дятла?
Почему на березе не стало листьев? Кто их съел?
Как вы думаете, понял ли Жалейкин свою ошибку?
А всегда ли вы поступаете в природе правильно?

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Читайте также: