Конспект урока по ткачеству

Обновлено: 04.07.2024

Ф.И.О. учителя: Надеждина С.В.

8 класс - 2 занятие

Цель урока: Формирование представления об орнаменте в бранном ткачестве.

1. Образовательная – способствовать формированию и развитию знаний о технологии изготовления изделия в технике бранное ткачество.

2. Развивающая – развивать мыслительные способности, умение сравнивать, анализировать и делать выводы.

Тип урока: решение практических задач.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные – планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные – проявлять инициативу и самостоятельность в процессе бранного ткачества, распознавание видов инструментов, приспособлений и их технологических возможностей.

Коммуникативные – умение общаться и взаимодействовать друг с другом, точно выражать свои мысли.

Основные вопросы урока:

1. Орнамент браных изделий.

2. Знакомство с техникой браное ткачество.

3. Отработка техники выбора узорных нитей челноком.

4. Формирование правильных и рациональных приёмов труда.

5. Материалы использованные для ткачества.

Средства обучения:

2. Образцы браных узоров.

5. Компьютер, мультемедийное оборудование

I. Организация урока – 30 сек.- 3 мин.

II. Актуализация опорных знаний, умений и навыков. – 5-10 мин.

IV . Практическая работа :

V .Закрепление полученных знаний и умений - 5 -10 мин.

VI .Рефлексия урока - 5 мин.

ИТОГО: - 90 мин.

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности учащихся.

Вот звонок нам дал сигнал: поработать час настал. Так что время не теряем, и работать начинаем .

Сегодня все пришли с хорошим настроением. Давайте поделимся частичкой этого настроения друг с другом (повернитесь и улыбнитесь). Занимаем свои рабочие места, садимся удобно на всю поверхность стула спина, прямая.

2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

Учитель организует беседу по следующим вопросам:

1. Что такое узорное бранное ткачество?(это перебор нитей в результате чего получается рисунок).

2. Что можно выполнить в бранной технике?(пояс, тесьму, украшали полотенца и детали одежды).

3. Как называются нити заправленные в бердо?(нити основы).

4. С какими видами ткачества вы знакомы?(плетение, дерганье, ткачество на дощечках).

На вид орнамент не приметен,

Но он столетие живёт.

Не зря его на белом свете

Народ издревле бережёт.

Быть может, нитками зигзаги

В узоре вытканы не зря,

И мы с тобою видим знаки

Славянского календаря.

Б. Дубровин

Орнамент - одна из древнейших форм изобразительной деятельности человека, известная еще со времен палеолита. В переводе с латинского языка орнамент - "украшение", "узор" Это последовательное повторение отдельных узоров.

Основой тканного орнамента является орнамент геометрический, в котором преобладающими по своему значению являются мотивы с диагональным расположением узорообразующих линий и среди них различные варианты ромбов, косого креста, свастических знаков, связанных с комплексом жизненно важных идей. Это идеи плодородия, живительной силы солнечного света, огня, воды, круговорота событий в природе, гармонии и порядка, царящего в мире.

Например, круг символизировал солнце, идущее по кругу.

Свастика – древнейший символ, который был известен ещё в каменном веке(25 тыс. лет до н. э.) и был обнаружен на кости мамонта. Этот символ встречается на керамических изделиях Древней Руси и символизирует движение солнца в разное время суток, поэтому лучи свастики направлены или влево, или вправо. В традиционных женских костюмах Северо-западного региона этот символ тоже встречается часто.

Сегодня этот символ избегают применять и в вышивке и в ткачестве.

Традиционный цвет был красный, символизировавший жизненную силу и долголетие. В северных губерниях предпочитали красный орнамент на белом или серебристом (льняном) фоне изделия, а в южных орнамент был многоцветным. По мере совершенствования способов изготовления тканых полос получают распространение узорные пояса. Их орнамент был преимущественно геометрическим, а его символика восходила к языческим временам. Ромбы означали плодородие. Женские фигурки с опущенными вниз полусогнутыми руками олицетворяли языческую богиню Мокошь — покровительницу урожаев и домашнего хозяйства. Простые и сложные свастики символизировали созидательное движение солнца . К концу XIX века оберегающая магия древних орнаментов на поясах уступает место чисто декоративным элементам.

Браное ткачество, в отличии от бранной вышивки, исполнялось и в белом цвете. Белый цвет использовали при ткачестве скатертей, утиральников (полотенец) и других изделий.

В орнаментах старинного бранного ткачества чаще всего встречается солярная символика. Известно, что наши предки были земледельцами и поклонялись солнцу.

Вышивая или выбирая бранный узор, они закладывали магический смысл в каждый мотив орнамента.

От поколения к поколению передавался смысл многих символов и знаков, особо излюбленных и часто встречающихся.

Условия игры: учащимся раздаются клубочки из шерстяных ниток, которые они должны быстро соревнуясь размотать и освободить букву.

Инструктаж по выполнению практической работы.

На первом занятии мы выполнили предварительную работу, заправили нити в бердо. Прежде чем приступить к ткачеству учитель предлагает проверить правильность заправки нитей в бердо по схеме (приложение 1).

Учитель объясняет учащимся технику ткачества на берде, напоминают о соблюдении техники безопасности.

Выполнение практической работы.

1. Подготовка рабочего места.

Прикрепить заправленные берда к неподвижной основе. Подготовить челноки (намотать нитки).

2. Объяснение критериев оценки:

• Организация рабочего места

• Соблюдение техники безопасности

• Правильные приемы выполнения работы

• Оформление готового изделия

• Уборка рабочего места

3. Проводится вводный инструктаж, инструктаж по ТБ (демонстрация этапов работы учителем и с помощью презентации).

4. Самостоятельная работа учащихся. Выполняют работу по предложенной схеме (приложение 2).

5. Текущий инструктаж во время практической работы:

1-ый обход – проверка соблюдения безопасных приемов труда

2-ой обход – проверка правильности выполнения приемов и последовательности работы

3-ий обход – проверка правильности осуществления у учащихся самоконтроля, помощь отстающим.

Оформление готового изделия.

Учащиеся оформляют концы готового изделия: кистями, куколками из ниток, косичками и т. д. и оформляют выставку своих работ.

6. Заключительный инструктаж:

• Проанализировать выполненные работы

• Разобрать типичные ошибки

• Отметить правильность соблюдения техники безопасности

Уборка рабочих мест. Учащиеся приводят в порядок рабочие места.

3. Закрепление полученных знаний.

Предложить учащимся определить раппорт узора по предложенным схемам (приложение 3). А так же ответить на следующие вопросы:

  1. Какие ощущения возникли в процессе ткачества?
  2. Какие были затруднения?
  3. Что позволило преодолеть эти трудности?

4. Рефлексия урока. Наш урок подходит к концу , предлагаю вам ответить на следующие вопросы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: заинтересовать детей рассказом о художественной и практической ценности вязаных, тканых и плетёных изделий. Познакомить с рукотворным материалом нитками, продемонстрировать разнообразие ниток по качеству и расцветке; рассказать об их использовании, ознакомить воспитанники с историей и основными понятиями техники ручного ткачества, обучить приемам плетения и ткачества (полотняное переплетение) по кругу.

Муниципальное казенное учреждение

Конспект открытого занятия

Цель занятия: заинтересовать детей рассказом о художественной и практической ценности вязаных, тканых и плетёных изделий. Познакомить с рукотворным материалом нитками, продемонстрировать разнообразие ниток по качеству и расцветке; рассказать об их использовании, ознакомить воспитанники с историей и основными понятиями техники ручного ткачества, обучить приемам плетения и ткачества (полотняное переплетение) по кругу.

Задачи обучения: ознакомить воспитанников с историей и основными понятиями техники ручного ткачества, и обучить приемам плетения и ткачества (полотняное переплетение) по кругу.

Задачи воспитания: воспитывать у воспитанников аккуратность, усидчивость, терпение, настойчивость, стремление преодолевать трудности, доводить начатое до конца, постоянно контролируя свои действия.

Задачи развития: развивать у воспитанников произвольное внимание, наблюдательность, память, смекалку, сообразительность, чувство ритма; занятие способствует развитию координации движений, мелкой моторики рук, глазомера.

Материально-техническое оснащение: шерстяные нити, хлопчатобумажные бельевые нити и декоративные жгуты, ленты, картонные шаблоны, ножницы с закругленными концами, компьютер для демонстрации электронной презентации.

Организационный момент.

Подготовка рабочего места и проверка готовности к уроку.

Постановка темы урока.

Учитель: сегодня мы познакомимся с историей и основными понятиями техники ручного ткачества, и постараемся овладеть основными приемам плетения и ткачества (полотняное переплетение) по кругу.

Актуализация знаний воспитанники.

Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, уюта, А расскажу я вам о волшебных ниточках. Вот посмотрите, какие они все красивые, но в тоже время разные (показываю нитки разные по цвету, длине, толщине). А если каждую из них потрогать, то вы почувствуете, что одна ниточка мягкая, пушистая как пух, а другая гладкая, упругая как веточка ивы. Прикоснитесь к ним, и вы почувствуете (дети поочерёдно подходят и трогают).



Учитель. Дети, как вы думаете, для чего людям нужны нитки?

Дети. Чтобы вязать, плести, шить… (если дети затрудняются с ответом, необходимо помочь им).

Учитель. Верно. Из ниточек вяжут, плетут, ткут прекрасные, полезные вещи. А сейчас я вам их покажу (показываю иллюстрации тканых и плетённых изделий; работы из методического фонда. Показ сопровождается комментарием).

IV. Вводная беседа

Пряхи (Миф об Арахне)

Обратите внимание на экран — перед вами картина испанского художника Диего Веласкеса "Пряхи". Действительно, на картине сцена из жизни ткачих гобеленов, то неясно, что происходит на втором плане.



Сюжетный мотив — миф о гречанке Арахне, искусной мастерице ковров, дерзнувшей соперничать в своем искусстве с самой богиней Афиной. Если принять версию, что художника вдохновил миф, то картина становится понятной. Таким образом, молодая женщина, слева — Арахна; у прялки — Афина, в образе старой женщины.



Но вспомним легенду: у Афины-Палады, богини, которая дает мудрость и знание, учит людей искусствам и ремеслам, возник спор с молодой девушкой Арахной. Славилась Арахна своим искусством ткать. «Арахна пряла из нитей, подобных туману, ткани, прозрачные, как воздух. Гордилась она, что нет ей равной на свете в искусстве ткать".

И мы с вами сегодня, подобно Арахне, подобно паучку будем выполнять ткачество по кругу. Но прежде мы должны познакомиться с историей и основными понятиями техники ручного ткачества.

V. Объяснение нового материала

Из глубины веков пришёл к нам великий ритуал преображения нити — ткачество. Это одно из древнейших человеческих ремёсел.



Ткачество очень тяжелый процесс, требующий затраты большого количества сил и времени; помогает нам развивать в себе аккуратность, усидчивость, терпение, настойчивость, стремление преодолевать трудности. Предшествовало ткачеству плетение, где люди использовали траву, полоски кожи и жилы животных.



Согласно историческим данным за 5-6 тысяч лет до н.э. появились первые ткацкие станки. Эти простые, основные орудия труда ткача, облегчили и разнообразили его труд.

Ткачество уже рассматривается как промысел и как творчество. У многих народов ткачество – это основа национальной культуры. Ткачество — процесс образования ткани из нитей и пряжи. При ткачестве нити основы (продольные) и утка (поперечные) переплетаются между собой в определенном порядке. Долевые нити составляют основу ткани, а поперечные — уток. Самое простое и распространенное переплетение нитей — полотняное. В нем каждая нить основы переплетается с уточной через одну.



Ткани полотняного переплетения очень прочны.

И мы с вами сегодня, подобно Арахне, подобно паучку, будем учиться выполнять ткачество по кругу.

Практическая работа

Ознакомление с принципами плетения и ткачества на шаблоне из картона

Выбор материалов для работы (фактуры, расцветки и качества нитей, тесьмы, шнура);

Освоение приёмов плетения и ткачества (полотняное переплетение);

Выполнение рисунка в технике полотняного переплетения по образцу;

Завершение изделия, его художественное оформление в коллективное панно

Этапы кругового плетения

Процесс создания шаблона для ткачества по круг весьма прост – на гофрированный или плотный картон достаточного размера накладываем тарелку необходимого диаметра (или работаем циркулем), обводим карандашом, вырезаем ножницами полученный круг. Необходимо учесть при выборе размера шаблона то, что максимальная работа на данном шаблоне получится немного меньше, чем сама заготовка (нужно оставлять немного длины нитей основы для завязывания их при обработке края изделия). Далее по всему краю полученного шаблона делаем надрезы длиной 1,5 см на равном расстоянии друг от друга (1-1,5 см), и обязательно следим, чтобы количество прорезей было нечетное.

Натяжение нитей основы



Выполнение рисунка в технике полотняного переплетения

Самое простое и распространенное переплетение нитей — полотняное. В нем каждая нить основы переплетается с уточной через одну.
Через одну нить основы пропускаем нить утка — декоративную нить (тесьму, шнур, жгут), переходя от одного ряда круга к другому (по принципу штопки). Стёжки ложатся в шахматном порядке.

Наиболее интересно детям плести по кругу разноцветной тесьмой, нитками разных цветов, сложенными вдвое или втрое, кручеными шнурами. Стёжки получаются крупными, фактура плетения – нарядной.

Когда нить утка закончилась, оставляем на лицевой стороне небольшой хвостик нити, с этой же нити основы вплетаем новую нить утка и продолжаем ткать по кругу до новой смены нити утка. Декоративный эффект достигается за счет разного цвета нитей, а ритмический рисунок за счет разной ширины полосы каждого цвета.



Снятие изделия с шаблона

Когда изделие закончено, разрезаем на изнанке каждый закреп нити основы и связываем две получившихся нити. Нити и узелки можно приклеить на изнанку изделия, либо обвязать края полотняного круга крючком, обшить петельным обметочным швом вручную.

1. Индивидуальная работа с каждым учащимся.

2. Обход рабочих мест с целью контроля и оказания помощи учащимся.

V. Подведение итогов занятия

Анализ типичных ошибок.

Оценка и самооценка качества работ каждого учащегося.

Оформление изделий воспитанники в коллективное панно.

Итак, сегодня мы рассмотрели наиболее простой вариант ткачества: мини-гобелен на картоне, а именно круг. Из нескольких таких кругов можно сделать коврик, как например этот или использовать такие круги как подставка под горячее, а может что- то еще.

Учитель: каждый из ваших, уникальных в своем роде, сотканных кружочков – большой или маленький – внесет уникальный вклад в общую работу – в коллективное настенное панно (рис. 2). Начальный этапа работы вы можете видеть перед собой на стенде, а также вам представлена примерная схема расположения и соединения каждой заготовки в панно.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытое внеклассное занятие

Подготовила: воспитатель Бокова Ю.А.

Октябрь 2017г.

Конспект открытого внеклассного занятия

по ручному ткачеству.

1. Научить детей выполнять круговое плетение по шаблону

из лучевых нитей основы.

2. Развивать мелкую моторику рук, формируя приемы

3. Воспитывать эстетический вкус и терпение.

4. Приобщение детей к истокам народной культуры.

1. Закрепление навыков художественного ручного ткачества.

2. Развивать умение применять знания о композиции,

цветовых сочетаниях, выполняя творческое задание.

3. Развитие самостоятельности при выборе материала для

4. Обогащать речь детей образными выражениями,

5. Развитие эстетического вкуса, мелкой моторики рук.

6.Воспитание трудолюбия, уважения к народному искусству.

- Модель заготовки (индивидуально для каждого ребенка).

- Здравствуйте ребята, вот вы пришли ко мне в гости, а я для вас приготовила сюрприз: чемоданчик моей бабушки. Хотите заглянуть в мой чемоданчик? Сейчас мы с вами заглянем в прошлое. Мудрость и талант народных мастеров, которые передавались из поколения в поколение. И у нас с вами есть возможность прикоснуться к истокам старинных традиций русских мастеров- ткачей. Посмотрите, у меня в чемоданчике находятся образцы поясов.

Пояс — древнейший из видов аксессуаров. Всегда имел не только чисто функциональное, но и декоративное значение.

Плетение поясов - очень древнее народное искусство, относящееся к ручному ткачеству, сейчас, к сожалению, не то чтоб совсем забытое, но непопулярное.

Традиционная техника ткачества не сложна, но достаточно трудоемка, ведь тканые работы — гобелены, ковры обычно имеют достаточно большой размер. Гобелен своими руками сделать достаточно не сложно, главное терпение и необходимые навыки.

Концы нитей основы прочно закрепляются на картоне в центре в виде перекрещивающихся лучей. Для этих целей используются разные нитки.

Напоминание о правилах посадки.

2.Намеченные деления надрезаем на 0,5 см.

3.Теперь натягиваем нить основы. Нитку лучше брать тонкую и крепкую.

4.Вот и вся основа натянута. Важно: ниток должно быть нечетное количество!

ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ РУК И ПАЛЬЦЕВ

Этот пальчик маленький- мизинчик удаленький.

Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.

Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.

Этот – указательный, пальчик замечательный.

Этот пальчик – вот какой, называется большой.

Мы ладошкой потрясём,

Каждый пальчик разомнём.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы начнём опять ткать.

Чтоб красиво нам наткать,

Надо пальчики размять

Раз, два, три, четыре, пять

За работу получим пять!

6.Для центра лучше взять нитку потоньше, чтоб сильно не

ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ ГЛАЗ

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

7.Когда дошли до края круга, снимаем с основы. Добавляем по желанию бахрому.

Цель занятитя; познакомить детей с новым видом работы -- ткачеством.

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_word.docx 17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей 7-8 лет

Цель: ознакомление детей с новым видом работы - ткачеством.

  • формирование желания трудиться;
  • коррекция зрительного восприятия в процессе рассматривания тканых изделий.

Оборудование: картинки тканых изделий, ткацкий станок.

I. Организационный момент

Собрались все дети в круг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

II. Основная часть занятия

1. Вводная беседа.

-Ребята, вы сейчас попали на ткацкую фабрику, но прежде чем узнать, чем мы с вами на ней будем заниматься, давайте отправимся с вами в музей.

-Приглашаю вас в музей, в эту волшебную страну.

Здесь волшебная страна.

Кто живёт в ней, вот загадка,

Разгадать её пора.

- Ребята, что мы здесь видим? (Старинные вещи, предметы).

- Правильно, в музее много старинных вещей, предметов, которыми
пользовались наши бабушки и дедушки.

- А это что? (Ткацкие станки). Что мы ткём на этих станках? (Половики, салфетки).

Повторить индивидуально "ткацкий станок" и проговорить хором.

-Сейчас редко увидишь ткацкие станки. А в старину они стояли в каждом доме. Девочек с малых лет учили ткать. Где мы берём нитки для ткачества? (Покупаем).

-Верно, сейчас мы нитки покупаем, а тогда они не продавались. Как вы думаете, какие нитки использовали наши бабушки? (Нитки получали из растений).

Словарное слово "лен" проговаривается индивидуально и хором.

-Для ткачества использовали различное сырьё: лён, шерсть, коноплю которые вручную обрабатывали в каждом крестьянском доме. Это была очень трудоёмкая работа. Летом выращивали лён, коноплю, а зимой из них ткали. Девушки, собираясь вместе, свивали нити на ручных прялках. На деревянных станках начинали ткать холсты. (Показываю картинку холста).

Показ тканых изделий

- Кто может сказать, что люди шили из холста? (Одежду).

-Правильно, из холста шили одежду, бельё, изготавливали предметы для украшения домашнего быта: полотенца, скатерти, занавески. Из тканого полотна шили рубахи, передники, верхнюю летнюю одежду. (Показ картинок тканых изделий).

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево,

И беритесь все за дело.

- Ребята, посмотрите на эти полотенца.

-Как красиво умели ткать наши бабушки, прабабушки. Какие узоры вы видите на этом полотенце? (Животные, птицы, человеческие фигуры).

- На что похожи узоры на другом полотенце? (На геометрические фигуры).

- Как украшали в старину свою одежду люди? (Вышивкой). Вышивка охраняла от злых духов.

- Ребята, посмотрите, какого цвета большинство узоров? (Красного).

- Верно, красного. Красный цвет - символ красного солнца, красоты, радости. В старинных тканых изделиях и вышивках красный цвет - главный, а дополнительными к нему были жёлтый, чёрный, зелёный.

-Ребята, а как вы думаете, как называется профессия человека, который создает все эти вещи?

-Вы будете работать на ткацкой фабрике ткачами, будете создавать разные вещи на ткацких станках и не только.

- Дети, как вы думаете, нам нужно занятие ткачеством? Почему?

- Правильно, мы ткём на ткацких станках, как ткали наши бабушки, но изделия у нас более современные, которые пользуются спросом сейчас.

Читайте также: