План конспект урока по словесному действию

Обновлено: 07.07.2024

Содержимое публикации

Исаева Инна Петровна

Педагог дополнительного образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

План – конспект

вводного занятия по сценической речи

Возраст детей – 10-13 лет

г.Снежинск – 2016 г.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Цели и задачи:

1.Обучающие:

научить детей резонаторному массажу;

научить детей реберно-диафрагмальному дыханию.

2.Развивающие:

развивать у детей способность напрягать и освобождать мышцы;

развивать у детей принципы правильного дыхания;

развивать у детей возможность задержки дыхания.

3.Воспитывающие:

воспитывать у детей способности соединения сценической речи, дыхательной гимнастики и пластической выразительности.

воспитать культуру общения в коллективе и принципы взаимопомощи.

Вид занятия:

Год обучения:

Методы обучения:

На занятии использованы следующие педагогические принципы и технологии:

осуществление как целостного, так и индивидуального подхода к воспитанию личности ребёнка

Ход занятия.

1. Организационный момент. Перекличка, построение в шахматном порядке на двигательный и речевой тренинг.

2.Двигательный тренинг:

Освобождение мышц - Упражнения:

3. Речевой тренинг:

3.1 Дыхательные упражнения( по методу А.Н.Стрельниковой):

3.2 Рёберно- диафрагмальное дыхание:

-Вдох с наклоном руки назад – выдох длинный через рот на протяжении. Тренируемый выдох:

4. Упражнения в динамике:

«Со скакалкой я скачу

Научиться я хочу

Так владеть дыханием,

Чтобы звук держать оно могло бы,

Глубоко, ритмично было

И меня не подводило. (идут пешком)

Кончу прыгать, сяду я,

5. Резонаторы Нижний – грудной Верхний – головной Средний – смешанный грудной + головной Опора дыхания.

«Чтоб овладеть грудным регистром,

Я становлюсь аквалангистом!

Вот опускаюсь ниже, ниже,

А дно морское ближе, ближе…

И вот уж в царстве я подводном,

Пусть опустился глубоко,

Но голосом грудным, свободным

Распоряжаюсь я легко!

Теперь мне надо опуститься,

При этом, все стихотворение произносится на движении, изображая погружение аквалангиста.

«До болота идти далеко.

До болота идти нелегко (крутим педали велосипеда)

Вот камень лежит у дороги,

Присядем и вытянем ноги (ноги вверх-вниз).

На камень лягушки кладут узелок,

Но на ноги камень вскочил,

И за ноги их ухватил (наклоны туловища вниз к ногам).

И они закричали от страха: (скручиваем корпус)

«Это - ЧЕ, это – РЕ, это – ПАХА (прыгаем)

Это ЧЕЧЕ-ЧЕ-ЧЕ, это РЕРЕ-РЕ-РЕ, это ПА-ПА-ПАПА,

6. Заключительная часть урока

Анализ и самоанализ работы учащихся. Опрос обучающихся – их мнение о том, как они выполняли задания, какие были проблемы. Что помешало сделать лучше то или иное упражнение.

Подведение итогов работы. Обязательно отметить положительные моменты на занятии, достижения обучающихся на данном этапе, перспектива – зачем нужны эти упражнения. Планы на следующее занятие.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

«Основы сценического речевого действия;

группа № 1 / 1

Подготовила

педагог дополнительного образования Матушкина Е.О.

Дата проведения 14.10.2015г.

на группе 1/1

Дата проведения: 14.10. 2015

Тип занятия: Освоение новых навыков.

Характеристика группы: Группа № 1/1 первого года обучения. Возраст детей от 7 до 10 лет. Группа состоит из учеников 1-2-3 классов, не имеет опыта тренинговой работы с письменным текстом, не обладает сформированным навыком рабочего творческого внимания и мышления, но обладает очевидным творческим потенциалом и смелостью. Предположительно задания выполняются со второго - третьего раза, навык анализа текста и владения логической мелодией усваивается продуктивно, но нуждается в регулярном закреплении тренингом.

Цели занятия:

Образовательная:

Развивающие:

- гармоничное развитие психофизического аппарата;

- развитие выразительности и образности сценической и живой речи через логическое осмысление текста.

Воспитательные:

- воспитание культуры речи;

- воспитание способности к плодотворному речевому действию в творческих заданиях;

- воспитание эмоциональности и выразительности речи.

Материально-техническое обеспечение:

Структура занятия:

Организационная часть - 2 минуты.

Основная часть – 40 минут.

Заключительная часть – 3 минуты.

Ход занятия:

1.Организационная часть.

2.Основная часть:

3. Заключительная часть:

3.1. Подведение итогов занятия.

3.2.Уход детей из класса.

Содержание занятия:

1. Организационная часть.

2.Основная часть:

Вопрос педагога: Каким образом люди общаются друг с другом в жизни?

Ответ: Словами. Мимикой. Жестами.

Вопрос: А зачем людям в жизни общаться друг с другом?

Ответ: Людям всегда друг от друга чего-то надо. Чтобы этого добиться (договориться, вымолить, обмануть, и т.д.), люди вынуждены общаться друг с другом словами, жестами, мимикой.

Вопрос: Приведите пример, чего мы добиваемся друг от друга в жизни?

Ответ: Помощи, послушания, поддержки, сочувствия и т.д.

Вопрос: Что мы делаем, чтобы добиться от него того, что хотим?

Ответ: Мы говорим ему, что от него хотим. Или наоборот отвечаем ответ на его просьбу. Или описываем ему ситуацию так, чтобы человек сам понял, что надо что-то делать. Мы давим на него, или жалуемся, или обманываем… Давим на него и словами и эмоциями.

Педагог: Всё что вы сейчас перечислили – это и есть сценическое речевое действие. В жизни мы не осознаем, что мы действуем, мы просто общаемся. На сцене любое действие (эмоциональное, физическое, мимическое, речевое) более осознанное, потому что его мы и репетируем.

Целеполагание: Сегодня мы с вами начнем с самых азов речевого действия – с работы с текстов автора. Сегодня нам с вами важно понять, о чем говорят персонажи друг с другом, что сообщают. И во второй части тренинга мы попытаемся сообщить друг другу так, чтобы наш партнер понял, чего мы от него хотим.

- Именно в соседней комнате стоит стул;

- Стул стоит именно в комнате ;

- В соседней комнате стул именно стоит ;

- В соседней комнате стоит именно стул ;

- Что и где стоит .

Ответ: Пять.

Ответ: В количестве слов + общее содержание.

Практически проверить эту формулу на другом тексте.

Цели упражнения №1:

- Освоить технологию анализа текста (односложного предложения) в поисках его содержания;

Цели упражнения №2:

- Закрепить полученный навык анализа репертуарного текста, чтобы осознанно доносить мысль-содержание текста;

- Тренинг владения логической мелодией, рождающейся чтобы донести мысль до слушателя.

3. Заключительная часть:

3.1. Подведение итогов занятия.

Итак, мы увидели:

на тему «Основы сценического речевого действия;

группы № 1 / 1

Педагог дополнительного образования

Занятие проводится на группе первого года обучения. В группе 11 человек. Возраст 7-10 лет. Имеет школьный опыт работы над стихами, ориентируется в прочитанной информации. Предположительный процент выполнения задания – более половины.

Занятия Речевого Тренинга в группе проходят 1 раз в неделю, по 1 академическому часу, в форме тренинга. Данная форма позволяет педагогу обеспечить эффективность учебно-воспитательного процесса путем плановой работы со стабильным расписанием. Для изучения темы данного урока запланировано 6 часов практики, данное занятие – первое, из шести.

Формы работы: Упражнения проводятся на всей группе, которая анализирует индивидуальную работу каждого. Это дает возможность совмещать групповую форму работы с индивидуальной таким образом, что во время группового занятия появляется возможность поработать с каждым исполнителем индивидуально.

Тип занятия: Освоение новых навыков.

Цели занятия:

Образовательные: освоение и развитие анализа элементарного составляющего текста (односложного предложения) и умения точно выразить содержание текста по мысли.

Развивающие:

- гармоничное развитие психофизического аппарата;

- развитие выразительности и образности сценической и бытовой речи через логическое осмысление текста.

Воспитательные:

- воспитание культуры речи;

- воспитание способности к плодотворному речевому действию в творческих заданиях;

Цели, безусловно, были достигнуты в результате занятия. Постепенно, достигая правильного исполнения и понимания механизма рождения живой интонации, занимающиеся начинают контролировать процесс речевой импровизации, что позволяет проявлять себя как творческую личность, импровизировать. Индивидуальная психофизическая неповторимость каждого студийца неизбежно будет выражаться в различном звучании одного и того же смыслового предложения, в зависимости от индивидуальных особенностей исполнителей. Осознав это, дети активно включились в поиск новых, неожиданных мелодий, несущих логику , что создало веселую, активную творческую атмосферу.

Основными методами, используемыми на занятии, были:

- метод исправления ошибок самими занимающимися, вовлекающий в активный процесс анализа звучащей логической мелодии;

- метод проблемно – поисковый , позволяющий проявит самостоятельность в поиске механизмов рождения логической мелодии, что способствует более глубокому освоению получаемого навыка;

- метод самоанализа ребенка во время речевого акта, совершенствующий слуховое внимание, которое должно плодотворно и активно анализировать звучащую мелодию, исходя из сообщаемого факта;

- эмпирический метод позволяет управлять активностью творческого внимания и мышления детей в анализе и практической деятельности. Дети, испытывающие трудности в практических упражнениях нуждаются, чтобы в процессе обсуждения работы других, они получили возможность дополнительно попрактиковаться в данном навыке и получить похвалу за поступательность их процесса управления логической мелодией;

Дети занимаются активно, заинтересованно, легко идут на общение с педагогом, раскованы и эмоциональны. Отношения в группе во время творческого процесса дружеские, доброжелательные.

Части занятия были построены таким образом, чтоб каждая следующая являлась логическим продолжением предыдущей: от теоретического исследования к практическому поиску звучания.

Во время выполнения упражнения были допущены логические ошибки и механичность звучания, так как умение нести мысль требует постоянного тренинга с текстом разного уровня сложности. На данном этапе явно виден процесс осмысления текста и поиска звучания логической мелодии, а также активного анализа этого звучания – что и является основной целью занятия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Руководитель должен прежде обратить внимание на состояние речевого аппарата каждого участника. (К речевому аппарату относятся губы, язык, голосовые связки, глотка, нижняя челюсть, маленький язычок, полость рта и носа). На первой же встрече следует разъяснить новичку, что работа по исправлению недочетов произношения - работа долгая и упорная.

Работу по сценической речи нельзя сводить к исправлению явных недочетов. Даже правильная, но бытовая речь не имеет права существовать на сцене. Текст пьесы дает исполнителю художественную речь. Это требует от выступающих на сцене многих качеств: звучности голоса, ясности и четкости дикции, плавности, ритмичности – всего что способствует выразительности речи. Каждый участник коллектива должен понять, что речь – это главное орудие актерского мастерства.

Специальные занятия по речи должны так же прочно войти в практику драматических коллективов, как в танцевальных – тренаж у станка.

Руководитель обязан ясно представлять все разделы учебно- воспитательной работы в области речи, уметь ее планировать и учитывая состав коллектива, использовать различные формы и методы.

Чтение художественной литературы, выступление с устными докладами, анализ стиля литературных произведений, работа со словарями (общими, специальными, иностранных слов), знакомство с народным творчеством (сказки, былины …) – вот примерный перечень источников расширения словаря. Встретилось незнакомое слово – тотчас же следует найти ему разъяснение в словаре, выписать в специальную тетрадь. Впоследствии это слово может употребляться в собственной речи.

Существует мудрое высказывание о том, что чужой язык можно изучить за шесть лет, но родной необходимо изучать всю жизнь.

Следует нацелить учащихся наблюдать за речью окружающих и установить строгий самоконтроль.

Основными разделами изучения сценической речи являются элементы техники речи. Рекомендуется изучать их в такой последовательности: 1) орфоэпия; 2) дикция; 3) дыхание; 4) голос; 5) логика речи.

Педагог должен помнить, что только на конкретных, постоянно повторяемых примерах изучаемые нормы будут запоминаться. Постоянный контроль над произношением. Практикуется: ведение дневника, где отмечаются неправильно произносимые слова и их исправления; словесные исправления; карточки с заданиями (орфоэпический разобрать слова). Нормы современного литературного произношения регламентируются языковедческими справочниками и словарями, помогающие овладеть правильно разговорной речью.

Дикция. Как бы актер не трактовал свою роль, какому бы методу не следовал его элементарный профессиональный долг – донести авторский текст до зрителей без потерь. Достигается это прежде всего хорошей дикцией, отчетливым и внятным произношением. Неясность дикции, наличие какого либо недостатка (картавость, шепелявость и т.д.) отвлекают внимание слушателей от содержания речи.

Голос – выразитель чувств, темперамента. Гибкость голосовых данных- умение интонировать. Под постановкой голоса подразумеваются всестороннее развитие и укрепление силы, объема, звучности, гибкости, выносливости его. Драматический актер или чтец тренирует голос преимущественно речевыми, полунапевными, певческими упражнениями.

Логика речи. Задача – наиболее точное и ясное содержание мысли текста. Важно уловить скрытый подтекст. Для овладения элементами логики речи существуют приемы расчленения сложной мысли на составные части - речевые такты постановка ударений, пауз, уяснение авторской перспективы и т.д.

Не следует торопиться с переходом к следующему разделу, если недостаточно прочно усвоено предыдущее. Каждое занятие рекомендуется начинать с повторения пройденного.

  • 2-3 упражнения лицевой гимнастики-1 мин.;
  • гласное в сочетании с согласными (р, т)-3 мин.;
  • 2-3 скороговорки, осмысленные (с постановкой различных задач), очень медленно, беззвучно, шепотом-5 мин.;
  • могут войти чтение нараспев стихотворных строчек.

Самостоятельным разделом должна быть работа над художественным чтением. Здесь особенно важно подобрать литературный материал (басни, стихотворения, отрывки из прозы …)

Критерии выбора произведений:

  • идейность, художественная ценность;
  • учет психологических и физических особенностей ученика;
  • вкусы и интересы;
  • доступность материала и т. д.

Художественное чтение способствует дальнейшему развитию как внутренней техники, так и внешней. Здесь исполнитель поймет всю важность предварительной работы над дикцией, логикой и т. д.

Важно давать оценку чтению.

Требования к чтению и его оценка:

  • Простота, естественность;
  • Проникновение в идейно-художественное содержание произведения в меру доступности ученика данного возраста;
  • Четкая передача мыслей автора;
  • Выявление своего отношения к читаемому;
  • Активное общение со слушателями;
  • Четкое и правильное произношение;
  • Передача специфики жанра и стиля произведения;
  • Умение правильно использовать диапазон голоса.

Все относительно достигнутого большинством класса уровня.

В занятие по сценической речи должно быть привлечено все богатство нашей культуры - художественная литература. Радио, телевидение, специальные лекции и доклады. Технические средства: магнитофон, видео, на которых легко воспроизводить, демонстрировать выступления кружковцев.

В годовом плане руководитель сможет предусмотреть: приглашение лектора, коллективное прослушивание мастера слова, подготовку литературного вечера, подготовка ведущих к концерту, изготовление наглядных пособий - таблицы по орфоэпии, дикции; не менее интересно, сделать выписки из высказываний мастеров сцены о слове, изучение мемуаров и т. д. и т.п. Учебно – воспитательная работа по речи будет интересной, если будет использован весь арсенал форм, методов, средств обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока предназначен для коррекционной школы 8 вида 2вариант.

Тема: Слова, обозначающие названия действий предметов.

Образовательные: ознакомить со словами, обозначающими действие предмета; формировать умения ставить вопрос к словам, обозначающих действия одушевлённых предметов; вырабатывать навыки письма;

Коррекционно- развивающие: развивать память, внимание, мышление и фонематический слух;

Воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к учению.

Оборудование: презентация, видеоурок, карточки, плакаты.

1. Организационный момент.

Приветствие. - Прозвенел звонок, начался урок! Возьмите желтые кружочки. Нарисуйте на них свое настроение. А теперь покажите нам. Пусть доброжелательность и взаимоуважение сопровождает вас весь урок.

2. Актуализация знаний .

- Какие предметы нас окружают?

- Давайте вспомним, что мы знаем о предметах. Какие они бывают?

- На какие вопросы отвечают названия неживых предметов? ( что?)

- Живых предметов? Назовите их. ( кто?)

(Работа с интерактивной доской).

Снежинки летают и сверкают

В золотом сиянье дня,

Словно пухом устилают

Все долины и поля.

- О чем говорится в стихотворении?

- На какое правило слово снежинки? Что обозначает? На какой вопрос отвечает?

- С помощью каких слов автор передал, что происходит со снежинками?

Снежинки летают, сверкают, устилают.

- Что обозначают эти слова? (название действий)

- Попробуйте сформулировать тему урока. (Слова, обозначающие действия предметов)

Поставим цель к уроку.

1.Познакомимся со словами, (обозначающие действия)

2. Научимся ставить (вопросы к словам, обозначающим названия действий)

3. Открытие новых знаний.

- Сейчас мы с вами попробуем поставить вопросы к словам летают, сверкают, устилают (что делают?)

-Снежинки много или одна? А как будет если одна снежинка? Одна снежинка какие действия будет совершать?

(Что?) Снежинка летает, сверкает, устилает.

- Попробуйте поставить вопрос.

- А теперь попробуем сформулировать правило (Слова летают, сверкают, устилают, летает, сверкает, устилает – это названия действий. Они отвечают на вопросы что делают? Что делает?)

Минутка письма. Перед тем как начнём писать , проведём пальчиковую гимнастику.

Пальцы - дружная семья. Повстречались. 1 2 3 4 5- пальцы ушли спать

- Теперь откройте тетрадки. Запишем предложение. Снежинки летают, сверкают и устилают поля.

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Если я назову слова предметы –хлопаем, слова –действия –топаем.

Книга, читают, шар, пенал, бросают, сидят, ручка, шкаф, машина, едет.

5. А теперь обратимся к видеоуроку.

- Таким образом, наша тема о словах, обозначающих действия предмета. Мы вспомним ,что такое предмет; поймём ,что такое действия предметов; рассмотрим слова, обозначающие действия предметов; узнаем ,какие бывают действия у разных предметов.

-Предметы окружают нас повсюду. Всё, что мы видим – это предметы. Они бывают одушевлённые и неодушевлённые. И у каждого из предметов есть свои действия.

Давайте посмотрим , какие действия мы выполняем сами. Начнём с самого утра. Утром мы с вами просыпаемся, встаём и заправляем кровать, затем идём умываться и чистим зубы. После этого приходим завтракать: съедаем кашу и выпиваем чай. Общаемся с родными, а ,выходя на улицу, катаемся на скейтах и велосипедах. И не только утром, но в течение дня мы постоянно выполняем какие-либо действия. Рассказывая о действиях предмета , мы задаем вопросы мальчик что делает? (катается гуляет, отдыхает). Действия мы также отмечаем словами дети что делают? (катаются, гуляют, отдыхают) И у нас снова слова отмечающие действие. Мальчик что сделал? (разговаривал, общался ,рассказывал) Дети что сделали? (разговаривали, общались, рассказывали).Мальчик что будет делать? Что сделает?(прочитает, будет читать). Дети что будут делать? что сделают? (будут читать, прочитают). Любое действие мы обозначаем словом, обозначающим действие. Кроме людей любые предметы могут выполнять действие. Машина что делает?(едет) Солнце что делает? (светит). Самолёт что делает ? (летит), дом что делает? (стоит). Слова , отвечающие на вопросы что делает? что сделает?,обозначают действие предмета.

А сейчас посмотрим видеопрезентацию.

Видеопрезентация.

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Чтобы закрепить новый материал поработаем с карточками.

- Ребята , утром вы что делаете? Встаёте, делаете зарядку, завтракаете и идёте в школу. Поработаем с карточками.

1. Работа с текстом. Вместо пропусков в предложении вставь слова, отвечающие на вопрос что делает? (Работа с карточками)

Утро девочки Кати.

Катя_____________, когда солнышко весело________________ в окно. Затем Катя ___________ зарядку, _______________ и ___________ в школу.

Сова-помощники: делает, заглядывает, встаёт, завтракает, идёт.

-Какие действия совершает Катя?( встаёт, делает, завтракает, идёт)

7. Совершенствование знаний.

Посмотрите в окно. Какое время года ? (Зима)

-Совсем скоро какой праздник ?(Новый год)

- Без чего не обходится праздник ?( без ёлки)

- Что мы делаем вокруг ёлки? (водим хоровод)

- К нам в гости пришла ёлочка со снегирями ,козликом, курочкой, петушком и собакой. Давайте вместе споём новогоднюю песенку. (В лесу родилась ёлочка).

Молодцы , ребята. А теперь поиграем в игру какие действия совершает курочка, собака, козлик, петух,снегири. Нужно будет сказать какое это действие и показать . (Дети летают, кукарекают, кудахчут,лают,мекает).

Вот мы побывали в гостях у ёлки.

А теперь возвращаемся на свои рабочие места и работаем с карточками.

Подобрать к первому столбику, слова действия со второго столбика.

Следующее задание по презентации. Работа с презентацией.

Итак, мы сегодня на уроке :

- вспомнили что такое предмет;

- поняли что такое действие предметов;

-рассмотрели слова, обозначающие действие предметов;

- узнали какие бывают действия у разных предметов.

Перед тем, как с вами попрощаться посмотрим на ёлку. А там снегири прилетели с письмом и подарками от Деда Мороза. Сейчас я вам прочитаю его. Послушайте.

Поздравляю вас с Новым годом! Желаю, чтобы в новом году вы получили ещё больше знаний. Я вам посылаю в подарок блокнотики. В этом блокноте записывайте всё необходимое: предложения, задачки,мысли… Пусть ваши знания копятся в нём. Ваш Дедушка Мороз!

Читайте также: