С н марков сусанин конспект урока 8 класс

Обновлено: 07.07.2024

Задачи: Воспитать чувство патриотизма, привить любовь к Родине, доказать, что на ход истории могут повлиять не только знаменитости, но простые люди.

Ход мероприятия:

Ведущий 1: В преддверии праздника – дня народного единства – мы проведем с вами классный час, посвященный человеку, простому крестьянину, который в период Смуты, отдал свою жизнь за будущего царя Михаила Федоровича Романова.

Ведущий 2: Речь пойдет об Иване Сусанине. Его подвиг поистине геройский, однако, к сожалению, о народном герое мало что известно. Но имя его знакомо многим, причем еще со школы.

После смерти Ивана Грозного в России началось время великой смуты. Голод, нашествие поляков, самозванцы на русском престоле. Все шло к тому, что русский народ потеряет свою государственность. Но народ храбро отстаивал свою Землю.

Ведущий 1: Ополчению Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского удалось выбить ляхов из Москвы и освободить русскую Землю от интервентов.

После тех событий, поляки все равно не оставляли надежд посадить своего человека на русский престол. Польские отряды еще долго бродили по русской земле. Стало понятно на всеобщем Земском Соборе, что новым царем станет боярин Михаил Романов . Поляки это прознали и решили разыскать будущего царя.

Ведущий 2: Царь в это время находился в с. Домнино Костромского уезда - вотчине матери. Поляки направились к селу. Местность та болотистая, а кругом ополченцы. Что делать? Поляки брали местных жителей и, угрожая расправой заставляли их указывать им дорогу.

Ведущий 2: Поляки же, догадавшись об обмане Сусанина, подвергли его жестоким пыткам и убили (согласно имеющимся сведениям, он был изрублен саблями).
Он положил свою жизнь, за Родину, за Царя и за Веру. Местом гибели Ивана Сусанина принято считать село Исупово или Исуповское болото, пересохшее к настоящему времени.

Ведущий 1: Подвиг Сусанина предотвратил разграбление монастыря и пленение будущего царя. Царь, поклонившись мощам преподобного Макария, решил наградить родственников павшего героя. Тогда-то и составил государь жалованную грамоту зятю Ивана Сусанина – Богдану Собинину. Это единственный документ, свидетельствующий о подвиге! Не забудем: эти строки написаны через шесть лет после февральских событий 1613-го, когда память о них ещё не выветрилась:
“Божией милостью, мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович, всея Русии самодержец, по нашему царскому милосердию, а по совету и прошению матери нашея, государыни, великия старицы инокини Марфы Ивановны, пожаловали есма Костромского уезда, нашего села Домнина, крестьянина Богдашка Собинина, за службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина: как мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Руси в прошлом 121 (то есть, в 1613-м от Рождества Христова!) году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и его пытали великими, немерными пытками и пытали у него где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии были, и он Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти.
И мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии пожаловали его, Богдашка, за тестя его Ивана Сусанина к нам службу и за кровь в Костромском уезде нашего дворцового села Домнина половину деревни Деревнищ, на чем он, Богдашка, ныне живет, полторы чети выти земли велели обелить с тое полу-деревни, с полторы чети выти на нем, на Богдашке, и на детях его, и на внучатах, и на правнучатах наших никаких податей и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину, и в иныя ни какия подати имати с них не велели; велели им тое полдеревни во всем обелить и детям их, и внучатам, и во весь род неподвижно. А будет то наше село Домнино в который монастырь и в отдаче будет, тое полдеревни Деревнищ, полторы чети выти земли ни в который монастырь с тем селом отдавать не велели, велели по нашему царскому жалованью владеть ему, Богдашке Собинину, и детям его, и внучатам, и в род их во веки неподвижно. Дана сия наша царская жалованная грамота в Москве лета 7128 (от Рождества Христова – 1619) ноября в 30 день”.

По этой грамоте потомство героического крестьянина освобождалось от повинностей. Кроме того, им был дарован надел земли.

Конечно, Сусанин не ведал, что в Москве принято соборное решение о призвании на царство Михаила Фёдоровича. Как ни трудно в это поверить, не было в те годы, ни радио, ни интернета. Но можно предположить, что до мудрого крестьянина дошли толки о том, что этот юный боярин – наш будущий самодержец. И он ощущал высокое значение подвига – спасти юношу, не пропустить в Домнино врага.
Славна героями русская земля. У многих подвигов – крестьянские корни. А первым в народной памяти остался Сусанин – он был (надеюсь, что и остаётся!) примером для потомков. Он ещё послужит Отечеству: герои, павшие за Родину, не умирают.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели деятельности учителя:

1) познакомить с подвигом Ивана Сусанина, с произведениями, посвященные его подвигу;

2) развивать навыки выразительного чтения, анализа текста;

3) воспитывать патриотические чувства.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения:

Знать: подвиг Ивана Сусанина, произведения, посвященные его подвигу.

Уметь: анализировать прочитанное.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные : осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные : принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные : осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные : строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент

-Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

-Что мы должны сегодня узнать?

Отвечают на вопрос.

3. Этап усвоения новых знаний.

Слово учителя.

С. 25-25 учебника.

4. Этап первичного закрепления.

1. Первичное прочтение текста учителем.

2. Чтение одним из учеников.

6. Закрепление изученного.

Работа с учебником.

Отвечают на вопросы.

Вот и закончилось наше путешествие по страницам 17го века и по истории великого человека Ивана Сусанина. Да, наверное, нам сейчас сложно понять почему именно так поступил обычный крестьянин, но, несомненно, все мы понимаем, что главное в этом человеке – это любовь к своей Земле, к своей Родине.

Сусанин погиб, но его подвиг стал вкладом в общую победу русского народа. Теперь уж не найдешь места, где покоится прах Сусанина, но благодарными потомками установлен памятник защитнику русской земли.

8. Рефлексия. Оценка.

- что нового вы сегодня узнали?

- выполнили ли мы поставленную цель?

- что показалось сложным?

- что оказалось сделать легко?

- оцените свою работу на уроке с помощью кружков.

Дают оценку своей деятельности.

Чтение с. 22-25 учебника.

Записывают д/з в дневник.

Цели деятельности учителя:

2) развивать навыки выразительного чтения, анализа текста;

3) воспитывать патриотические чувства.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения:

Знать: проблему произведения, объяснять и доказывать своё понимание проблемы.

Уметь: анализировать прочитанное.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные : осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные : принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные : осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные : строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент

Иван Сусанин – национальный герой России, спасший царя Михаила Романова от смерти.

Личность Ивана Сусанина вызывает искреннее уважение народа, вне зависимости от того, как относилась к его памяти история. Его образ стал неотъемлемой частью искусства, культуры и фольклора.

Яркий (хотя и загадочный) эпизод расправы над крестьянином, заманившим польский отряд в непроходимые болота, стал последним проявлением смутного времени. Смута – это и гражданская война, и безвластие, и предательство правящих кругов, и озверение народа, и разгул самозванчества, и бесчинства завоевателей… Иван Сусанин отдал жизнь во имя прекращения этой беды.

-Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

-Что мы должны сегодня узнать?

Отвечают на вопрос.

3. Этап усвоения новых знаний.

Слово учителя.

4. Этап первичного закрепления.

1. Первичное прочтение текста учителем.

2. Чтение одним из учеников.

6. Закрепление изученного.

Работа с учебником.

Отвечают на вопросы.

Вот и закончилось наше путешествие по страницам 17го века и по истории великого человека Ивана Сусанина. Да, наверное, нам сейчас сложно понять почему именно так поступил обычный крестьянин, но, несомненно, все мы понимаем, что главное в этом человеке – это любовь к своей Земле, к своей Родине.

Сусанин погиб, но его подвиг стал вкладом в общую победу русского народа. Теперь уж не найдешь места, где покоится прах Сусанина, но благодарными потомками установлен памятник защитнику русской земли.

Стихотворение "Сусанин" написано Марковым Сергеем Николаевичем, талантливым советским поэтом, писателем, этнографом, географом, словом, человеком всесторонне развитым. Многими знаниями он овладел, занимаясь самообразованием.

Данное стихотворение было создано автором в суровом военном 1943 году.

Тема произведения - подвиг Ивана Сусанина. Крепостной крестьянин одной из костромских деревень Иван Сусанин зимой 1613 года пошел проводником польско-литовского отряда, который завел в лесную чащу и обрек на смерть ценой собственной жизни. Тем самым он спас от захвата поляками юного Михаила Романова и его мать.

Основная мысль стихотворения, на мой взгляд, заключается в том, что свою Родину нужно любить и быть готовым отдать за нее жизнь.

В произведении 15 строф.

В первых двух поэт рисует картину "синеволосой" зимы, трескучего мороза за окном.

В третьей перед читателями предстают спящие вповалку в избе поляки. А в четвертом Сусанин решается, будит одного из захватчиков и соглашается стать проводником вражеского отряда.

Пятое четверостишие - прощание крестьянина с родными местами, он знает, что ему уже сюда не вернуться.

Далее отряд ляхов и мадьяр идет за Сусаниным к своей гибели. Словно помогая герою, вступает в действие природа, начинается метель.

Старик вспоминает дела, которые не успел доделать.

Враги понимают, что произошло:

9btDs5TscT94socLXqXtBACTjeH2CxIf.jpg

В последних трех строфах Марков говорит о том, что Россия могуча, велик ее народ. Она сильна своими героями, память о которых живет в веках.

Поэт гордится тем, что Иван Сусанин его земляк, прославляет костромскую землю.

Финал произведения наполнен торжественностью и патриотизмом.

Сложнейший смысл. Противоречивые высказывания. Взаимоисключающие формулировки.

Если сердце не бьётся от тоски, к которой стремился, хотя страстно влюблён, то могу предположить что эта черта "Разочарование", потому что к нему только безумные могут стремится.

Разочароваться в человеке, которого любишь, чтобы облегчить жар в своей душе. Хотя это иллюзия.

Иных вариантов, к сожалению, не могу подобрать!

Мне кажется, что здесь разговор идёт не о том. Критическое мышление - это совершенно другое. Не оценка информации,поступающая со стороны, и не оценка тех, от кого эта информация поступает. Критическое мышление - это способность осознавать, критически относиться к своим мыслям, к своему восприятию.

то есть человек, который везде всем и , прежде всего, самому себе, говорит о том, что его "на мякине не проведёшь", что он "не так прост", что "его не обманешь" совершенно не обладает этим самым критическим мышлением. Он всего навсего БОИТСЯ, что его обманут. А, значит, упускает настоящие, реальные возможности, боится ошибиться. Это не "критическое мышление", а перестраховка, свидетельствующая либо о неуверенности человека в себе, либо о консерватизме, либо, наоборот, в определённой степени глупости и завышенной самооценке.

Человек, обладающий критическим мышлением, оперирует им как раз не в отношении окружающих, а в отношении самого себя. То есть по схеме : "Я не доверяю этому предложению? Почему? Насколько верно это МОЁ недоверие", или противоположное "Мне нравится это предложение? Почему? Насколько это приятие предложения вызывается объективными, а не субъективными факторами".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроженец Костромской области Иван Сусанин по сей день считается эталоном патриотизма. Ему установлен не один памятник и о его подвиге до сих пор спорят историки.Точных данных о дате рождения Ивана Сусанина нет. Можно строить лишь догадки. Обычно, его изображают старцем, но историки предполагают, что в 1613 году ему было около 40 лет. К подобным заключениям ученые пришли из сведений о дочери мужчины, которой в то время было 16 лет и она уже была замужем. По своему происхождению Иван Осипович был крепостным из села Домнино. По некоторым источникам Иван Сусанин был деревенским старостой и пользовался большим уважением.

Существует несколько версий, как происходили события. Историки и сейчас не могут достичь одного мнения.

Официальная версия подвига крестьянина гласит о том, что в 1613 году после официального избрания Михаила Романова на царствование, воспрепятствовать этому должны были поляки. Сам царь со своей матерью в это время как раз находились под Костромой. Поляки , узнав об этом, отправились искать Романова. Подойдя к Домнино они встретили Ивана Сусанина, которого заставили показать где прячется молодой Романов. Крестьянин согласился и повел поляков, но в противоположную сторону — к болотам и лесам. Зайдя в самую глубь леса поляки поняли, что идут в другую сторону и начали пытать Сусанина. Крестьянин принял мучительную смерть, но не рассказал, где прятался царь. Враги попытались выбраться самостоятельно. Но время уже было упущено. Сам Михаил Романов со своей матерью в это время укрылся за стенами Ипатьевского монастыря Посланцы от Земского Собора первыми встретили Михаила Романова и Россия получила законно избранного русского царя.

Еще одна из распространенных версий называет место смерти не топи и леса Костромской губернии, а непосредственно саму деревню Домнино. О близком подходе поляков к деревне староста Сусанин узнал заранее и успел спрятать царя в овинной яме, предварительно забросав горелыми ветками и различным тряпьем. Враги, ворвались в дом к Ивану Осиповичу и провели обыск. Никого не найдя в доме они начали пытать крестьянина. Даже под страшными пытками Сусанин не выдал место, где спрятался молодой царь.

По официальной версии местом захоронения крестьянина изначально была сама деревня, а после прах перенесли в Ипатьевский монастырь. Но несмотря на это, археологами за все время были найдены несколько могил героя.

О том, как происходили события точных версий нет. Существует лишь документальное подтверждение подвига. В 1619 году Михаил Федорович царским указом даровал зятю Ивана Сусанина Богдану Собинину половину деревни Деревнищ за подвиг его тестя. Этим Романовы признавали подвиг крестьянина и были благодарны ему за спасение царского рода и России.

В 1851 году был воздвигнут памятник Ивану Сусанину в Костроме, а центральная площадь стала носить его имя. Но в 1918 году с приходом к власти большевиков бюст был уничтожен. в 1967 году памятник был вновь воздвигнут, надпись на котором говорит о Сусанине, как о патриоте Русской земли.

Образ Сусанина в российской истории

Впервые подвиг Ивана Сусанина как спасителя жизни первого представителя из дома Романовых на русском престоле был освещен костромским архиереем Дамаскиным в его приветственной речи императрице Екатерине II, в 1767 году посетившей Кострому. В исторической литературе o Сусанине первым заговорил в 1792 году полковник Иван Васьков — автор "Собрания исторических известий, относящихся до Костромы". В дальнейшем подвиг Сусанина обрисовал Афанасий Щекатов в третьем томе "Географического словаря" (1804).

Из литературных и музыкальных произведений о подвиге Ивана Сусанина выделяются дума Кондратия Рылеева "Иван Сусанин", драма Николая Полевого "Костромские леса" и оперы "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин") Mихаила Глинки и "Иван Сусанин" Катерино Кавоса

-В какой деревне проживал Сусанин? В какой области она находится?

-В каком году поляки напали на избу Ивана?

-Какого царя выбрали в этом году?

-Как наградил Михаил семью Сусанина за его спасение?

-Назовите известных людей, которые в своих работах упоминали Сусанина и его подвиг.

Читайте также: