Занятия со специальной техникой конспект

Обновлено: 07.07.2024

Пожарная и аварийно-спасательная техника предназначена для предотвращения развития пожаров и, если они возникли, их тушения. Основная задача при тушении на пожарах – спасание людей и материальных ценностей. Эти две задачи выполняются пожарными машинами на шасси

автотранспортных средств, летательных аппаратов, речных и морских судов, а также специально оборудованных пожарных поездах. В учебнике описаны в основном пожарные автомобили (ПА).

Пожары всегда сопровождаются проведением аварийно-спасательных работ различного объема и масштаба. Поэтому все пожарные автомобили оснащены пожарным инструментом и оборудованием для выполнения первоочередных аварийно-спасательных работ. К ним относятся

подготовительные работы по спасанию людей, по доступу к очагам горения и тушению их огнетушащими веществами. Ряд пожарных автомобилей, называемых пожарными спасательными

автомобилями, оснащаются пожарным инструментом и оборудованием, обеспечивающим выполнение специальных работ. К ним относятся: резка металлической арматуры, подъем, перемещение и фиксация элементов строительных конструкций, образование проходов или проемов в сооружениях и т. д. Для выполнения этих работ применяются немеханизированные и механизированные инструменты, специальное оборудование для спасания людей. В настоящее время разрабатывается и применяется роботизированная техника.

Пожарные автомобили. Определение и классификация

Пожарная техника – это технические средства тушения пожара. В настоящее время пожарная техника охватывает большой арсенал различных средств: первичные средства пожаротушения, пожарные машины, установки пожаротушения и средства связи. Перед началом тушения пожаров могут выполняться ряд специальных работ: разведка пожара, удаление продуктов горения из помещений, спасание людей, вскрытие конструкций и т. д. Для выполнения этих работ требуется номенклатура специальных пожарных машин со специальным оборудованием.

Пожарная машина – это транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для тушения пожара. Для обслуживания личного состава и пожарной техники, особенно на крупных пожарах, используются вспомогательные пожарные машины. Пожарные машины создаются на основе различных транспортных средств: колесных и гусеничных машин, плавательных и летательных аппаратов, поездов. Это – пожарные автомобили (ПА), пожарные катера, суда, вертолеты, поезда.

Пожарными автомобилями укомплектованы подразделения Государственной противопожарной службы (ГПС). В некоторых из них используются пожарные катера, вертолеты, танки. Пожарными автомобилями укомплектовываются также подразделения пожарной охраны различных министерств (железнодорожный транспорт, лесное хозяйство и т. д.). Разнообразие пожаров и условий пожаротушения, а также выполняемых работ при их тушении потребовали создания ПА различного назначения. По основным видам выполняемых работ ПА подразделяются на основные, специальные и вспомогательные. Основные ПА, в свою очередь, состоят из ПА общего и целевого применения .

-Основные ПА предназначены для доставки личного состава подразделений ГПС, огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в зону горения.

-ПА общего применения предназначены для тушения пожаров на объектах городов и в жилом секторе.

-ПА целевого применения обеспечивают тушение пожаров на объектах нефтехимической промышленности, аэродромах и др.

– пожарная техника должна обеспечивать возложенные на нее функции в условиях пожаров;

– конструктивное исполнение и использование материалов для ее производства должны обеспечивать ее безопасность при транспортировке, хранении, эксплуатации и утилизации пожарной техники;

– техническая документация на пожарную технику должна содержать информацию для обучения персонала правилам эффективного применения пожарной техники;

– пожарная техника должна использоваться с учетом ее параметров согласно требованиям пожарной безопасности в соответствии с методами, установленными нормативными документами по пожарной безопасности.

Пожарные автомобили делятся на три класса:

– легкие с полной массой от 2 000 до 7 500 кг (L-класс);

– средние с полной массой от 7 500 до 14 060 кг (М-класс);

– тяжелые с полной массой свыше 14 000 кг (S-класс).

Пожарные автомобили в зависимости от проходимости делятся на три категории.

Категория 1 – неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости).

Категория 2 – полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости).

Категория 3 – вездеходы-внедорожники для сильно пересеченной местности (высокой проходимости).

Основные ПА общего применения обозначаются так: автоцистерны пожарные – АЦ; пожарные автомобили насосно-рукавные – АНР; пожарные автомобили с насосами высокого давления – АВД, пожарные автомобили первой помощи – АПП. Они характеризуются рядом параметров.

Нормами пожарной безопасности установлено, что в качестве главных параметров, определяющих функциональное назначение ПА, используются:

вместимость цистерны, м3; подача насоса, л/с, при номинальной частоте вращения вала насоса; напор насоса, м.
Содержание пожарных автомобилей в пожарных частях

Высокая готовность пожарных частей и эффективность пожарного оборудования достигается правильным содержанием, а также проведением плановых обслуживаний пожарных автомобилей и обслуживанием их в минимальное время после пожара. Для обеспечения готовности пожарных частей большое значение имеет правильная организация хранения пожарного оборудования (кислородно-изолирующих противогазов, напорных рукавов и т. д.), запасов горюче-смазочных материалов, пенообразователя и т. д.

Обслуживание пожарных автомобилей и хранение пожарного оборудования производится в пожарных депо и на территории пожарных частей.

Пожарное депо – это здание, в котором размещаются дежурный караул пожарной части, пожарные автомобили и пожарное оборудование. В пожарном депо должны быть: гараж, пункт связи, аккумуляторная, пост или база газодымозащитной службы (ГДЗС), кабинеты начальствующего состава, учебные классы, комнаты отдыха дежурной смены и т. д.

Пожарное депо проектируют на 2, 4 и 6 пожарных автомобилей. В пожарных депо крупных гарнизонов пожарной охраны может устанавливаться 8 и более пожарных автомобилей.

Гаражи пожарного депо предназначены для обслуживания пожарных автомобилей и содержания их в режиме дежурства. В гаражах принят тупиковый или прямоточный способы расстановки пожарных автомобилей.

В системе ГПС МЧС России пожарные автомобили занимают особое место. Они составляет материальную основу механизации работ по тушению пожаров и проведения аварийно-спасательных работ. Эффективное применение пожарных автомобилей и пожарных аварийно-спасательных автомобилей (АСА) требует глубокого знания конструкции оборудования, механизмов и машин, их технических возможностей и рациональных режимов работы. Их параметры определяют тактикотехнические характеристики этих машин. Поэтому первой задачей

изучаемого курса является всестороннее изучение конструкций пожарных машин и их тактико-технических характеристик.

Пожары возникают в случайные, непредсказуемые промежутки

времени. Ущерб от огня будет тем меньше, чем скорее начнется тушение

пожара. Поэтому в пожарных частях пожарные машины должны содержаться в состоянии высокой технической готовности к использованию.

При эксплуатации пожарных машин изнашиваются рабочие поверхности деталей механизмов. Вследствие этого ухудшаются параметры тактико-технических характеристик пожарных машин. Это, в свою очередь, приводит к снижению эффективности тушения пожаров. Изнашивание деталей механизмов и несоблюдение рекомендованных режимов эксплуатации могут приводить к отказам в их работе. Поэтому при изучении курса должна решаться задача – освоение основ организации проведения технического обслуживания и ремонта пожарной техники, обеспечивающих ее надежную работу на пожарах и требуемую долговечность. При следовании на пожар, его тушении, а также обслуживании и ремонте пожарных машин вследствие неправильных приемов управления ими, несоблюдения режимов их эксплуатации могут проявляться факторы, влияющие на безопасность труда и здоровье членов расчета. Поэтому при изучении курса должна решаться еще одна задача – организация обеспечения охраны труда пожарных.

Пожарные автомобили непрерывно совершенствуются, применяются новые механизмы и оборудование, создаются новые машины. Поэтому становится важной еще одна задача: при изучении курса необходимо научиться не только осваивать эту технику, но и выработать умение обучать подчиненных.
3. Разъяснение возникших вопросов, выставление оценок. (5 мин).

Пособия и оборудование, используемые на занятии:

учебник : в 2 ч.П46 Ч. 1 / М. Д. Безбородько, С. Г. Цариченко, В. В. Роенко и др. ; под ред.

Конспекты по пожарной технике

Тема 1: Введение в курс Пожарная и аварийно-спасательная техника

Конспекты по пожарной технике

Тема 2: Организация эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники

Конспекты по пожарной технике

Тема 3: Первичные средства тушения пожара

Конспекты по пожарной технике

Тема 4: Специальная защитная одежда и снаряжение пожарных

Конспекты по пожарной технике

Тема 5: Ручные пожарные лестницы. Назначение, устройство, правила эксплуатации и испытания ручных пожарных лестниц

Конспекты по пожарной технике

Тема 6: Пожарные насосы

Конспекты по пожарной технике

Тема 7: Основные пожарные автомобили

Конспекты по пожарной технике

Тема 8: Специальные пожарные и аварийно-спасательные автомобили


Это просто работа

О сайте

Сайт для пожарных! Сайт создан специально для помощи тем, кому необходимы материалы по пожарной тематике.

Документы, нормативные акты, конспекты по программе подготовки, приказы МЧС, приказы других ведомств.

пожарная техника

Программа курса "Пожарная и аварийно-спасательная техника" предусматривает изучение материальной части, технических характеристик пожарной и аварийно-спасательной техники, пожарно-технического и аварийно-спасательного вооружения, инструмента, оборудования и специальных агрегатов.

Содержание курса "Пожарная и аварийно-спасательная техника" составляет 28 часов.

Учебный год необходимо начинать с семинарского занятия с приемом зачетов.

Занятия по темам N 1 и N 13 проводит начальник подразделения ФПС ГПС или его заместитель. С личным составом отдельного поста - начальник поста.

Тема N 1 "Введение в курс пожарная и аварийно-спасательная техника"
Тема N 2 "Организация эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники"
Тема N 3 "Ручные пожарные лестницы. Назначение, устройство, правила эксплуатации и испытания ручных пожарных лестниц"
Тема N 4 "Пожарные насосы"
Тема N 5 "Основные пожарные автомобили"
Тема N 6 "Специальные пожарные и аварийно-спасательные автомобили"
Тема N 7 "Средства связи"
Тема N 8 "Аварийно-спасательное оборудование и пожарный инструмент"
Тема N 9 "Пожарные рукава и рукавная арматура"
Тема N 10 "Приборы подачи огнетушащих веществ"
Тема N 11 "Первичные средства тушения пожара"
Тема N 12 "Специальная защитная одежда и снаряжение пожарных"
Тема N 13 "Средства индивидуальной защиты"
Темы конспектов

АЛ-50 (КамАЗ-53229) предназначен: для доставки к месту проведения спасательных, противопожарных работ боевого расчета, необходимого пожарно-технического вооружения (ПТВ) и оборудования;

Автолестница АЛ-30 смонтирована на надежном и простом в обслуживании шасси автомобиля ЗИЛ-433422. Комплект колен состоит из четырех секций, представляющих собой открытую сверху телескопическую

Комиссией, в ходе осмотра транспортного средства установлено, что автомобиль находиться в исправном состоянии

Источники водоснабжения сельских населенных пунктов и промышленных предприятий могут быть естественными ( реки, озера, моря) и искусственными ( резервуары, водоемы-копи, каналы, водохранилища).

Поступившая на штатное укомплектование подразделения ФПС и принятая комиссией техника в кратчайшие сроки проходит необходимые процедуры регистрации,

Связь на пожаре. Предназначается для управления силами и средствами, обеспечивая их взаимодействия и обмена информацией. Для управления силами и средствами на пожаре устанавливается связь между руководителем тушения пожара (РТП) и штабом пожаротушения, начальником тыла, начальниками боевых участков, и при необходимости с пожарными автомобилями.

Системой водоснабжения называют комплекс инженерных сооружений, предназначенных для забора воды из водоисточника, ее очистки, хранения и подачи к местам потребления.

Основные автомобили предназначены для подачи огнетушащих веществ в зону горения и подразделяются на автомобили общего применения (для тушения пожаров в городах и населенных пунктах) и автомобили целевого применения: аэродромные, воздушно-пенного тушения, порошкового тушения, газового тушения, комбинированного тушения, автомобилей первой помощи.

Служба связи предназначена для организации квалифицированного использования и технической эксплуатации средств связи гарнизона Пожарной охраны. Система связи должна охватывать все подразделения пожарной охраны гарнизона и строится на базе стационарных и передвижных узлов связи с учетом комплексного использования технических средств, обеспечивающих управление силами и средствами.

Система пожарной сигнализации – совокупность установок пожарной сигнализации, смонтированных на одном объекте и контролируемых с общего пожарного поста.

Одним из основных аспектов борьбы с огнем является водоснабжение. Современные системы водоснабжения представляют собой слож­ные инженерные сооружения и устройства, обеспечивающие надежную подачу воды потребителям.

Мотопомпы предназначены для подачи воды из открытых водоисточников, перекачки воды при тушении пожаров, а также перекачки и подачи воды для различных хозяйственных целей.

Разветвления предназначены для разделения потока огнетушащих средств, подаваемых пожарным насосом

Немеханизированный инструмент используется также для разборки строительных и технологических конструкций для выявления скрытых очагов горения, выпуска дыма, предотвращения горения.

Специальные пожарные автомобили предназначены для обеспечения выполнения специальных работ на пожаре.

Кусачки используются для перекусывания (перерезания) арма­туры, элементов стальных конструкций различного профиля, оконных и дверных стоек, металлических труб, стальных тро­сов и т.д.

Содержание предмета. Значение технической службы в обеспечении пожарной безопасности охраняемого района (объекта). Содержание деятельности и задачи технической службы

Пожарная техника должна применяться только для тушения пожаров и проведения, связанных с ним первоочередных аварийно-спасательных работ. Использование сверхштатных транспортных средств, комплектование подразделений ГПС легковыми автомобилями за счет штатной положенности вспомогательных пожарных автомобилей других марок – запрещается

Забор воды автоцистерной от открытых водоисточников осуществляется при помощи одного или нескольких гидроэлеваторов по различным принципам.

Насосы – это машины, преобразующие подводящую энергию в механическую энергию перекачиваемой жидкости или газа. В пожарной технике применяют насосы различного вида

Пожарными автоцистернами называются пожарные автомобили, оборудованные цистерной для жидкости и пожарным насосом. Они предназначены для доставки к месту пожара л/с, пожарных устройств и пожарного оборудования, запаса огнетушащих веществ (воды, пенообразователя или раствора смачивателя) и подачи пожарных стволов (водяных и пенных) как без установки, так и с установкой на водоисточник.

Учетными документами пожарных автомобилей являются: свидетельство о регистрации (технический паспорт, технический талон), паспорт транспортного средства;

Подземный пожарный гидрант с корпусом из чугуна с шаровидным графитом

Ответственность за своевременное и качественное техническое обслуживание (ТО) и испытание пожарных автомобилей, ПТВ, оборудования и снаряжения возлагается на руководителей подразделений ГПС, которые обязаны обеспечить проведение ТО и испытаний, согласно Наставление по технической службе ГПС.

Цветографические схемы наружных поверхностей транспортных средств оперативных служб состоят из следующих элементов

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, чтение художественной литературы, двигательная.

Цели: расширить кругозор детей, обогащать их словарный запас; уточнить представление о транспорте специального назначения, объяснить значение некоторых машин специального назначения; продолжить изучение правил дорожного движения; развивать наблюдательность, внимание.

Планируемые результаты: умеет описывать предметы; знает транспорт специального назначения, как он используется; понимает необходимость неукоснительного соблюдения правил дорожного движения; уважительно относится к людям, связанным с работой на транспорте.

Предварительная работа: прогулки по городу с родителями; рассматривание иллюстраций разных машин. Ход деятельности

I. Организационный момент.

На столе под платком расставлены машины разного назначения.

- Как вы думаете, что спрятано под платком? Не знаете? Тогда отгадайте загадку:

• Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука Два слепящих огонька. Моргает глазами, Скрипит тормозами.

- Что это такое? (Это машина.)

- Посмотрите (снимает платок с игрушек, какие разные

машины помогают человеку.

II. Познавательная деятельность.

1. Словесно-иллюстративный рассказ воспитателя с элементами беседы.

Вот бегут машины, шуршат своими шинами, Желтые и красные - все такие разные. Для передвижения по земле, воде, воздуху, для перевозки пассажиров и грузов служит транспорт. Какой бывает транспорт? Транспорт бывает: пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский - перевозит людей: автобус, маршрутное такси, самолет, поезд и т. д. Грузовой - перевозит груз: грузовые машины, грузовые поезда, самолеты, корабли и т. д. (объяснение сопровождается показом слайдов, иллюстраций, фотографий транспорта). На улицах нашего города часто можно встретить и машины специального назначения. Какие это машины? Это специальный транспорт - нужен для очень ответственной работы. Каждая машина выполняет свою работу: копает, переносит грузы, асфальтирует дороги, перевозит продукты. А есть машины, которые приходят к нам на помощь в экстренных ситуациях.

- Какие номера телефонов набирают при пожаре? (01 - пожарная команда.)

- Если что-то случилось? (02 - полиция.)

- А еще есть МЧС, служба газа.

- Куда же они спешат? (Они спешат на помощь к тем, кто попал в беду или заболел.)

- Ребята, как вы думаете, если вы переходите дорогу на зеленый сигнал светофора, должны пропускать машины специальных служб? (Да, должны.)

- По какой части улицы должен ходить пешеход? (По тротуару.)

- По какой стороне тротуара должен ходить пешеход?

-Почему надо придерживаться правой стороны? (Чтобы

не мешать движению пешеходов.)

- Почему на улице надо ходить только по тротуару? (За тро

туаром начинается движение транспорта.)

- Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом? (Водитель не может сразу остановиться, особенно на скользкой дороге - в снег, в дождь.)

- Где нужно ждать автобус? (На остановке.)

- Где пешеход обязан переходить улицу? (По пешеходному

3. Слушание художественного произведения.

- Найдите игрушечные машины спецназначения.

Дети находят в группе эти машины, называют их.

4. Описание предметов.

- Опишите, как выглядит каждая из машин специального на

значения. Каждая машина имеет определенный цвет и оснащена

специальным оборудованием : пожарная машина - красного цве

та, чтобы видно было издалека, имеет сигнальную лампу; ма

же имеет сигнальную лампу; полицейская машина тоже имеет

свой цвет и проблесковый маячок.

5. Отгадывание загадок.

- Посмотрите, к нам сегодня приехал грузовик, в кузове

много разных бумажек. Но это не просто бумажки. Давайте, раз

вернем их и рассмотрим. На каждой бумажке вы видите изображе

ние какого-либо транспорта. Давайте проверим, все ли запомнили

их названия. Я сейчас буду загадывать загадки, а вы находите

у себя отгадки. А чтобы вам было легче найти ответ, вы можете

советоваться друг с другом.

• Бежит, гудит, В два глаза глядит, А станет -Ярко-красный глазок глянет.

•Что за чудо - длинный дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

•Поднял кверху две руки -

Взял две жилы в кулаки.

«Дай дорогу, постовой,

•Эта сильная машина Едет на огромных шинах! Сразу полгоры убрал Семитонный. (самосвал).

•Чудо-дворник перед нами Загребущими руками

За одну минуту сгреб Преогромнейший сугроб.

(Снегоочиститель.)

•Ходит по небу рука,

А под нею - гам и гром -Вырастает новый дом. Длинной шеей поверчу, Груз тяжелый подхвачу: Где прикажут - положу, Человеку я служу.

(Подъемный кран.)

•Не живой я, а шагаю,

Землю рыть я помогаю.

Вместо тысячи лопат

Я один работать рад.

• Многолюден, шумен, молод,

Под землей грохочет город.

А дома с народом тут

Вдоль по улице бегут.

• Если вдруг беда у вас,

Позвони 02 сейчас!

Стоит вам меня позвать,

Я приеду вас спасать.

(Полицейская машина.)

• Полотно, а не дорожка,

Конь не конь - сороконожка

По дорожке той ползёт,

Весь обоз один везёт.

Он сильней десятка коней:

Где в полях пройдет весной -

Летом хлеб встает стеной.

• Носит хобот, а не слон,

Но слона сильнее он.

Сотни рук он заменяет!

Без лопаты, а копает.

• Бывают ли у. дождика

Скажи, как называются

(Поливальная машина.)

• Я мчусь с сиреной на пожар,

Везу я воду с пеной.

Потушим вмиг огонь и жар,

Мы быстры, словно стрелы.

(Пожарная машина.)

• Бегу при помощи двух ног,

Пока сидит на мне ездок.

Мои рога в его руках,

А быстрота в его ногах. Устойчив я лишь на бегу, Стоять минуты не могу.

• Ходит скалка по дороге,

И теперь у нас дорога -Как линейка ровная.

• Мимо машина с красным крестом

На помощь больному примчалась бегом.

У этой машины особенный цвет :

Как будто халат белоснежный надет.

Если кто-то заболел,

Срочно нас зовет на помощь, -

• Мимо рощи, мимо яра

Мчит без дыма и без пара

Паровозова сестричка. Кто такая?

Задание: нарисуйте машину специального назначения (по выбору).

- На этих машинах написаны числа? (01, 02, 03, 04.)

- Что они означают? (Номера телефонов, по которым можно вызывать разные службы спасения.)

- Почему эти машины мчатся, громко сигналя и мигая на всю

улицу, и не останавливаются на перекрестках?

- Почему пешеходы и другие машины должны пропускать их?

Все эти машины спешат на помощь. Это нужные, полезные

машины. Так как они называются? (Специальные.)

Теперь во время игр соблюдайте правила дорожного движения - всегда пропускайте специальные машины, дайте им проехать без остановок к месту назначения.

Ширмы-передвижки. Машины

Ширмы-передвижки. Машины Д. Б. Эльконин отмечал, что сюжетно-ролевая игра носит творческий характер, в процессе этой игры дети берут на себя роли и воспроизводят.

Программа психологической помощи школьникам классов специального (коррекционного) обучения VII вида Программа психологической помощи школьникам классов специального (коррекционного) обучения VII вида (2-4 классы) Разработано педагогом психологом.

Воспитание в системе специального образования Воспитание как составная часть специального образования В специальной педагоги воспитание - целенаправленное социальное взаимодействие, смыслом которого является специальная педагогическая помощь.

Читайте также: